Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Знакомство с топографией города в связи с изучением биографии и творчества того или иного автора позволяет сделать автора ближе, актуализировать его т...полностью>>
'Конкурс'
В период с 13 по 15 апреля 2011 г. по итогам второй сессии Всероссийского заочного конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих р...полностью>>
'Доклад'
Физическое воспитание- одно из необходимых условий правильного развития. Существенным моментом физического воспитания является физическая культура, ш...полностью>>
'Документ'
В 1851 г. в Париже прошла I Международная санитарная конференция, в которой участвовали 12 государств, в том числе и Россия. Итогом работы этого фору...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика экологического образования» Специальность

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рабочая программа учебной дисциплины

«Методика экологического образования»

Специальность: 050704 «Дошкольное образование»

Квалификация: воспитатель

Тамбов 2008

Одобрено кафедрой Составлена в соответствии с

психологии, педагогики и Государственными требованиями к

частных методик отделения уровню подготовки выпускника по

«Дошкольное образование» специальности:

Зав. кафедрой 050704 «Дошкольное образование»

___________________

О.А.Дробышева

«Утверждаю»

Зам. директора по УР А. Г. Малышкина

Автор:

преподаватель ТОГОУ СПО

«Педагогический колледж» О.А.Жидкова

Рецензенты:

доцент кафедры педагогики и психологии

ТОИПКРО, к.п.н. … .А.П.Самородова

зав.отделением "Дошкольное образование" И.А.Мешкова

ТОГОУ СПО "Педагогический колледж"

Рецензия

на рабочую программу дисциплины «Методика экологического образования»

Содержание курса «Методика экологического образования» соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование»(повышенный уровень) среднего и профессионального образования. Изучение данной дисциплины будет способствовать профессиональной готовности воспитателей к эколого-педагогической деятельности.

Спецификой курса «Методика экологического образования» является не только формирование естественно-научных знаний об общих законах взаимодействия живых организмов друг с другом и окружающей средой, об основных экологических факторах и их влиянии на живые организмы, но и знакомство с концепцией экологического воспитания детей дошкольного возраста, а именно с содержанием экологического образования дошкольников, формами, методами и условиями экологического образования.

Особый акцент в программе сделан на аналитическую деятельность студентов состояния экологического образования дошкольников и прогнозирование результатов эколого -воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Изучение данного курса предполагает применение разных форм занятий, особое внимание уделено практическим занятиям, что позволит на высоком уровне сформировать у студентов профессиональные навыки.

В тематическом плане программы «Методика экологического образования» выделено достаточно часов для самостоятельного изучения тем. Это поможет студентам углубить теоретические знания, сформировать практические навыки.

Изучение материала завершится курсовым экзаменом, экзаменационные вопросы включают в себя весь основной программный материал курса.

Рецензент

Мешкова И. А.-зав. отделением «Дошкольное образование»

Рецензия

на рабочую программу дисциплин «Методика экологического образования» для специальности

050704 «Дошкольное образование»

Рабочая программа дисциплины «Методика экологического образования» составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование».

Автор-составитель - преподаватель спецдисциплин отделения «Дошкольное образование» педагогического колледжа Жидкова О.А.

Главной целью курса является обеспечение профессиональной готовности воспитателей к эколого-педагогической деятельности, что позволяет дисциплину «Методика экологического образования» рассматривать в цикле специальных дисциплин дошкольных отделений педагогических колледжей.

Спецификой курса является воспитание экологической культуры личности педагога через освоение студентами теоретических основ экологического образования дошкольников и овладение системой психолого-педагогических, методических и специальных умений, необходимых для осуществления процесса экологического образования детей.

Особое внимание при изучении курса «Методика экологического образования» уделено не только формированию представлений и знаний, но и практическим умениям. Студенты должны уметь анализировать состояние экологического образования дошкольников, давать оценку, прогнозировать учебно-педагогическую деятельность, создавать условия для успешного экологического образования дошкольников, грамотно применять технологию развивающего обучения, активно использовать экспериментирование, моделирование в педагогическом процессе.

Углублению, совершенствованию знаний, умений и навыков по дисциплине «Методика экологического образования» будет способствовать выполнение разных видов самостоятельной работы, написание курсовых и дипломных работ.

Данная рабочая программа может быть рекомендована для изучения на отделении «Дошкольное образование» по повышенному уровню.

Самородова А.П.

Доцент кафедры педагогики и психологии «ТОИПКРО»


Рецензент:

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика экологического образования» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0313 «Дошкольное образование» (повышенный уровень) среднего и профессионального образования и является единой для всех форм обучения:

очной, очно-заочной (вечерней), заочной, и экстерната.

«Методика экологического образования» - предмет специального цикла дисциплин дошкольных отделений педагогических колледжей, главной целью которого является: обеспечение профессиональной готовности воспитателей к эколого-педагогической деятельности.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих

задач:

  1. освоение студентами теории и передового опыта работы с детьми

в условиях дошкольного учреждения;

2. овладение системой психолого-педагогических, методических и специальных умений, необходимых для осуществления процесса экологического образования детей;

3. повышение теоретического и практического уровня подготовки по основам естествознания и экологии;

4. воспитание экологической культуры личности педагога.

В результате изучения учебной дисциплины «Методика экологического образования» студент должен иметь представление:

- об актуальности проблемы формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста

- об экологическом образовании дошкольника как целостном процессе формирования личности ребенка средствами природы;

- об основных экологических факторах своеобразия их влияния на существование и географическое распространение организмов;

- об общих законах взаимодействия живых существ друг с другом и окружающей средой;

- о характерных особенностях адаптации разных классов животных к условиям мест обитания;

- о роли сезонных ритмов в жизнедеятельности растений, животных и людей, в структуре биоценозов местного края;

знать:

- содержание естественнонаучных знаний практических умений и навыков взаимодействия с природой, которые необходимо сформировать у маленьких детей;

- методы и приемы, используемые в процессе экологического образования дошкольников, педагогические условия, способствующие его реализации;

- специфику перспективного и текущего планирования эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста;

- особенности организации природных зон в помещениях и на территории дошкольного учреждения;

- биологические особенности живых существ, с которыми чаще всего контактируют дошкольники;

уметь:

- анализировать состояние, тенденции развития и оснащенность процесса экологического образования дошкольников, вносить рекомендации по его усовершенствованию;

- оценивать учебно-педагогическую деятельность студентов;

-прогнозировать результаты эколого-воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста;

-планировать работу по воспитанию экологически направленной личности;

-создавать условия, способствующие успешному взаимодействию всех участников экологического образования дошкольников;

-организовывать собственную эколого-педагогическую деятельность;

-устанавливать индивидуальный контакт с каждым ребенком, коллективом детей, коллегами, родителями воспитанников;

-оборудовать уголок природы, проложить экологическую тропу, разбить огород, цветник на участке дошкольного учреждения;

-размещать живые объекты с учетом особенностей их жизни в природе, осуществлять уход за ними;

-оснащать педагогический процесс необходимыми для работы дидактическими наглядными пособиями.

Методологической основой реализации программы «Методика экологического образования» является технология развивающего обучения. Предполагается проведение разных форм уроков (лекция, практический, комбинированный, урок-конференция, урок-путешествие) и методов обучения.

Изучение данного курса планируется в 5, 6, 7, 8 семестрах.

В качестве итогового контроля предполагается экзамен в 8 семестре.

Учебный план по дисциплине

«Методика экологического образования»

для специальности 050704 «Дошкольное образование».

п\п

Содержание

Vc.

VIc.

VIIc.

VIIIc.

Всего

1

Число недель в семестрах

16

19

16

19

70

2

Число часов в неделю

1

1

2

2

3

Форма аттестации

Контр.

Контр.

Зачет

Экзамен

4

Лекций

12

13

25

24

74

5

Практических

4

6

7

10

27

Календарно-тематический план учебной дисциплины «Методика экологического образования дошкольников»

(3 курс)




Наименование разделов, тем

Максим. учеб. нагр.

Кол-во ауд.часов

Сам.

раб.

Календар. сроки

Всего

Теор.

Прак.

Введение

1

1

1

1 нед

Раздел 1. Биоэкологические основы методики

18

14

11

4

4

Тема 1.1. Совокупность факторов среды, как условие существования организмов

4

3

2

1

1

- Краткая характеристика планеты Земля

1

1

1

2 нед.

- Основные группы экологических факторов

1

1

1

Знед.

- Адаптация организмов к экоклимату природных зон

2

1

1

1

4 нед.

Тема 1.2. Особенности приспособления животных к условиям среды

10

8

6

2

2

- Краткая характеристика наиболее распространенных биологических классов

2

2

1

1

5-6 нед.

- Общая характеристика основных экологических групп разных классов животных: Млекопитающие

2

1

1

1

7 нед.

Птицы

1

1

8 нед.

Пресмыкающие

1

1

1

9 нед.

Земноводные

1

1

1

10 нед.

Рыбы

1.5

1.5

1

0,5

11 нед.

Насекомые

1.5

1.5

1

0,5

12 нед.

Тема 1.3. Биоценоз - сообщество живых организмов

4

3

2

1

1

- Типы экологических взаимодействий организмов в природе

1,5

1

1

0,5

13 нед.

- Создание искусственных биоценозов

1,5

1

1

0,5

14 нед.

- Нормирование биогеоценоза (экосистемы)

1

1

1

15 нед.

Раздел 2. Формирование начал экологической культуры в д/в

2

1

1

0,5

16 нед.

Итого:

21

16

12

4

5

Раздел 2. Формирование начал экологической культуры в д/в

1

1

1

1 нед.

Раздел 3. Пути формирования у дошкольников элементарных естественно-научных представлений

3

2

2

1

2-3 нед.

Раздел 4. Анализ современных образовательных программ для дошкольных учреждений

6

4

4

2

Тема 4.1. Комплексные программы по экологическому образованию дошкольников

3

2

2

1

4-5 нед.

Тема 4.2. Парциальные программы по

экологическому образованию дошкольников

3

2

2

1

6-7 нед.

Раздел 5. Эколого-содержательный подход к построению развив-й среды в дошкольном учреждении

16

12

10

2

4

Тема 5.1. Уголок природы в ДОУ

16

12

10

2

4

- Определение развив-й экологической среды

2

1

1

1

8 нед.

- Аквариум и его обитатели

3

2

2

1

9-10 нед.

- Уход за аквариумом и его обитатели

1

1

1

11 нед.

- Оборудование клеток и содержание птиц

1

1

1

12 нед.

- Обустройство жизни черепах

1

1

1

13 нед.

- Млекопитающие в ДОУ

1

1

1

14 нед.

- Экологические факторы в жизни растений и определение микроклимата помещений

1,5

1

1

0,5

15 нед.

- Экологически правильное содержание комнатных растений

3

2

2

1

16-17 нед.

- Комнатные растения -средообразующий экологический фактор в жизни людей

1,5

1

1

0,5

18 нед.

- Уголок природы в группе ДОУ

1

1

1

19 нед.

Итого:

26

19

13

6

максим.

учебная нагрузка

аудиторных часов

самостоятельная работа студентов

всего

теорет.

практ.

Раздел 6. Методы экологического образования детей дошкольного возраста.

41

32

25

7

8

Тема 6.1 Наблюдение - ведущий метод экологического образования детей

3,5

3

2

1

0.5

1 нед

Требования к наблюдениям.

2,5

2

2

0.5

2 нед

Циклические наблюдения

2,5

2

2

0.5

3 нед

Наблюдение за ростом и развитием растений и животных

4,5

4

3

1

0.5

4 нед

Наблюдение с использованием опытов

3

3

2

1

5 нед

Тема 6.2 Опыт как наблюдение, проводимое в специальных созданных условиях

5

3

2

1

2

6,7 нед

Тема 6.3 Совместная деятельность взрослых и детей зеленой зоне

2

2

2

8,9нед

Организация и методика проведения дежурств в уголке природы

2

2

2

10,11 нед

Тема 6.4 связь игры с экологическим воспитанием детей. Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании

2,5

2

2

0,5

12 нед

Игровые обучающие ситуации

3,5

3

2

1

0,5

13 нед

Тема 6.5 Использование моделей и моделирования в экологической работе с детьми

4

3

2

1

1

14, 15 нед

Тема 6.6 Место словесных методов в системе работы по экологическому воспитанию

4

3

2

1

1

16 нед

Итого: 7 семестр

39

32

25

7

7

Наглядные методы в системе работы по экологическому образованию дошкольников.

2

1

1

1

1 нед

Раздел 7. Формы экологического образования детей дошкольного возраста

19

13

11

2

6

Календарно-тематическое планирование (4 курс)

Тема 7.1 Общая характеристика занятий. Структура занятий по экологическому образованию

3

2

2

1

2нед

Первично-ознакомительный тип занятий

2

1

1

1

3 нед

Углубленно-познавательный тип занятий

3

2

2

1

4 нед

Комплексные занятия

3

2

2

1

5 нед

Тема 7.2 Походы экскурсии на природу

3

2

2

1

6 нед

Методика организации и проведения экскурсий на природу

3

2

2

1

7 нед

Природоохранные акции

2

2

2

8 нед

Раздел 8. Сезонные изменения в природе

17

11

7

4

6

Тема 8.1 Фенологические сроки наступления сезонов

3

2

1

1

1

9 нед

Тема 8.2 Формирование у детей представлений о цикличности смены сезонов

2

1

1

1

Юнед

Тема 8.3 Своеобразие методики ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы

3

2

2

1

11 нед

Тема 8.4 Методика ознакомления детей основными путями приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды

3

2

2

1

12 нед

Тема 8.5 Организация наблюдений за трудом детей.

3

2

1

1

1

13 нед

Тема 8.6 Методика использования календарей погоды и природы в работе с детьми.

3

2

2

1

14 нед

Раздел 9. технология ознакомления дошкольников с природными экосистемами

6

4

2

2

2

Тема 9.1 Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

3

2

1

1

1

15 нед

Тема 9.2 Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

3

2

1

1

1

16 нед

Раздел 10. Знакомство с

3

2

1

1

1

17 нед

природными особенностями человека

Радел 11. Развитие ценностного отношения к природе и к себе как части природы

2

1

1

1

18нед

Раздел 12. Природа родного края

3

2

1

1

1

19нед

8 семестр

52

34

24

10

18

Итого:

91

66

49

17

25

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИГОШНЫ.

ВВЕДЕНИЕ.

Студент должен:

знать:

  • сущность эколого-педагогической подготовки, профессиональной готовности
    к экологическому образованию детей;

  • основные понятия экологического образования;

уметь:

• выявлять связь методики природоведческой работы с другими учебными
дисциплинами.

Место и роль учебной дисциплины «Методика экологического образования» в системе профессиональной подготовки специалистов дошкольного профиля к эколого-педагогической деятельности.

Задачи, содержание и структура учебного курса. Межпредметные связи с дисциплинами естественнонаучного и психолого-педагогического циклов.

Раздел 1. Теоретические основы экологического образования дошкольников.

Студент должен:

знать:

  • основные группы экологических факторов ;

  • о взаимодействии разного рода факторов среды на жизнедеятельность
    организмов;

  • специфику морфологии и образа жизни некоторых представителей флоры и фауны, указывающую на приспособление данных живых существ к природным условиям;

  • общую характеристику климатических зон России и биоценозов местного края;

  • технологию организации искусственных экосистем.

уметь:

  • анализировать структуру биоценозов местного края;

  • определять особенности адаптации живых существ к условиям среды, экоклимату физико-географических зон; решать вербальные задачи
    (устанавливать место обитания представителей разных классов животных по
    описанию их морфологического строения и образа жизни);

  • отбирать в естественной литературе материал, необходимый для работы над докладом; в находить правильную форму преподнесения информации сокурсникам;

  • оценивать выступления студентов, давать критическую оценку услышанному;

  • создавать мини-экосистемы в уголке природы дошкольного учреждения.

Тема 1.1 Совокупность факторов среды как условие существования организмов

Краткая характеристика планеты Земля; наличие на ней условий, необходимых для сохранения жизни (оптимальная температура, вода, почва, кислородная атмосфера, пищевые запасы и др.).

Основные группы экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные факторы. Особенности их влияния на существование и географическое распространение живых существ; специфичность действия в разных средах обитания (водной, наземно-воздушной, почве и среде, образуемой самими организмами).

Адаптация организмов к экоклимату природных зон (ледяная зона, тундра, лесотундра, зоны лесов и лесостепей, пустыня, зоны субтропиков и тропиков).

Практическое занятие Заслушивание экологических характеристик физико-географических зон России, составленных студентами на основе анализа естественнонаучной литературы.

Самостоятельное занятие Рассмотреть адаптацию организмов на примере животных леса.

Тема 1.2.Особенности приспособления животных к условиям среды

Краткая характеристика наиболее распространенных биологических классов животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Общая характеристика основных экологических групп разных классов животных:

• Млекопитающих: обитателей разных сред (животные, жизнь которых частично или полностью связана с водой, почвой, ведущие наземный образ жизни, древесные, лазающие), зверей, различающихся по способу питания (травоядные, хищные) и месту обитания (лесные, обитатели водоемов, степей и пустынь, холодных и жарких стран);

• птиц (обитатели леса и населенных пунктов, болот и побережий водоемов,
домашние, декоративные птицы; зерноядные, насекомоядные, хищные,
не летающие птицы);

  • пресмыкающихся, живущих в сухих и влажных местах;

  • земноводных, в разной степени зависимых от воды;

  • рыб, обитающих в водоемах с пресной или соленой водой, разных слоях
    водной толщи; экологические особенности декоративных аквариумных рыб;

  • насекомых, ведущих наземно-воздушный образ жизни, постоянных
    (временных) обитателей почвы и воды.

Практическое занятие Заслушивание сообщений студентов о типичных представителях каждого класса животных (обитатели местного края, уголка природы; домашние животные)

Самостоятельное занятие Дополнительное изучение характеристик птиц и их приспособленность к окружающей среде.

Тема 1.3. Биоценоз - сообщество живых организмов

Типы экологических взаимодействий организмов в природе: пищевые отношения, конкуренция, мутуализм и симбиоз, комменсализм, нейтральные отношения. Краткая характеристика биоценозов местного края (определение основного перечня обитателей и типов установившихся между ними экологических отношений).

Создание искусственных биоценозов (агроценоз, ботанический сад, экологические тропы, искусственные водоемы и др.), их отличие от естественных.

Формирование биогенеза (экологической системы) - структурной и функциональной единицы биосферы.

Практическое занятие. Оборудование образцов искусственно созданных мини- экосистем (аквариум, террариум и инсектарий). Раздел 2. Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте

Самостоятельное занятие Подготовить ряд сообщений по искусственным биоценозам.

Студент должен: знать:

  • понятие экологической культуры дошкольников;

  • о специфике живого, желания практически сохранять, поддерживать и
    создавать условия;

уметь:

• определять условия формирования начал экологической культуры
дошкольников.

Экологическая культура - осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы. Совокупность знаний и активных проявлений ребёнка, проявление интереса к явлениям природы. Понимание специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия. Понимание и сочувствие тем, кто испытывает дефицит к каким- либо условиям и т.д.

Условия формирования начал экологической культуры: тесный контакт с растениями и животными, практическая деятельность, различные формы взаимодействия ребёнка с растениями и животными, систематичность в ознакомлении с растениями и животными с ориентацией на взаимосвязь живого со средой обитания и морфофункциональной приспособленности к ней.

Раздел 3. Пути формирования у дошкольников элементарных естественно

научных представлений

Студент должен: знать:

  • о разнообразии путей в формировании у дошкольников элементарных
    естественноь-научных представлений;

  • о значении наглядных форм работы с дошкольниками;

• о роли использования опытнической деятельности с дошкольниками;
уметь:

• определять эффективность путей формирования у дошкольников
представлений.

Содержание и пути формирования у дошкольников элементарных естественно-научных представлений. Живая и неживая природа. Развивающая среда. Наблюдение. Занятия. Труд. Игры. Работа с родителями и т.д.

Самостоятельное занятие

Подбор различных игр.

Раздел 4. Анализ современных образовательных программ для дошкольных учреждений. Студент должен: знать:

  • комплексные программы для ДОУ, одобренные министерством образования
    России;

  • парциальные экологические программы для ДОУ, одобренные
    министерством образования России;

  • своеобразие комплексных и парциальных экологических программ.

Студент должен уметь:

  • ориентироваться в содержании комплексных и парциальных программ;

  • из вари антов выбирать необходимый с учётом условий ДОУ.

Комплексные программы: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Кроха». Их сходство и отличие.

Парциальные программы: «Наш дом - природа», «Юный эколог», «Семицветик», «Природа и художник».

Практическое занятие Написание конспектов согласно требованиям программ.

Самостоятельное занятие

Более глубокое изучение существующих комплексных программ (по выбору студента)

Раздел 5 ЭКОЛОГО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К

ПОСТРОЕНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Студент должен:

знать:

• своеобразие организации и планировки природных зон в помещении и на

территории дошкольного учреждения;

  • особенности подбора и размещения комнатных растений, животных,
    овощных и цветочных культур с учетом реальных условий жизни этих
    представителей флоры и фауны, специфику ухода за ними;

  • методику руководства наблюдениями (трудом, игрой) детей в уголке
    природы, в процессе занятия и прогулок на участке;

  • методику создания и использования учебной экологической тропы;

уметь:

  • анализировать и оценивать состояние природных зон базовых дошкольных
    учреждений, давать конкретные рекомендации по совершенствованию их организации;

  • подбирать растения и животных для уголка природы разных возрастных
    групп, детского огорода и цветника в соответствии с педагогическими
    требованиями, размещать их с учетом биологических особенностей;

в определять содержание и последовательность усложнения наблюдений (труда) дошкольников по уходу за обитателями уголка природы выращиванию растений открытого грунта;

  • разрабатывать конспекты руководства экологически направленной
    деятельности детей разного возраста;

  • оформлять графический проект экологической тропы, методические рекомендации работы на ней.

Тема 5.1. Уголок природы как важное

условие экологического образования детей

Значение и особенности организации природных зон в помещениях дошкольного учреждения (живые уголки в группах, комната природы, зимний сад и др.).

Требования к подбору и размещению обитателей живого уголка: учет биологических потребностей, возможности создания оптимальных условий содержания живых объектов; привлекательность растений и животных, их безопасность для детей; учет возрастных особенностей дошкольников.

Оборудование уголка природы.

Основные экологические группы комнатных растений: по отношению к свету (светолюбивые и теневыносливые, растения короткого и длинного светового дня), водному режиму (гидрофиты, мезофиты, ксерофиты), температуре (теплолюбивые и холодостойкие).

Тема 5.2. Участок дошкольного учреждения как база эколого-педагогической работы с детьми

Педагогические и санитарно-гигиенические требования к обустройству, озеленению участка дошкольного учреждения; его планировка.

Подбор, размещение древесно-кустарниковых и плодово-ягодных насаждений, позволяющих дошкольникам освоить программу природоведческих знаний, умений и навыков; помогающих создать благоприятный микроклимат на участке. Планировка участка для прогулок, игр, развлечений детей.

Экологический подход к разбивке цветника, огорода и сада как примеров организации агроценозов. Специфика их устройства и планировки в соответствии с возрастными возможностями детей, экологией растений открытого грунта; формирование и поддержание оптимального состава почвы для их роста и развития.

Общая классификация и характерные особенности рекомендуемых для посадки декоративных растений, овощных, плодово-ягодных культур; агротехника их выращивания.

Обусловленность подбора цветочных и овощных культур задачами эколого-педагогической работы, возможностями детей разных возрастных групп.

Своеобразие методики организации наблюдений и труда дошкольников по выращиванию растений в цветнике (на огороде) в разное время года.

Проведение наблюдений в плодово-ягодном саду, участие детей в сезонных работах по уходу за садом.

Экологическая тропа на участке; ее использование в природоведческой работе с детьми дошкольного возраста.

Создание условий для игр дошкольников с природным материалом (водой, песком, глиной, снегом, др.).

Практическое занятие Разработка и анализ конспектов по организации наблюдений (труда, игр) детей в процессе занятий и прогулок на участке дошкольного учреждения.

Самостоятельное занятие

Изучение по данной теме дополнительной литературы.

Студент должен знать:

классики прогрессивной зарубежной и отечественной педагогики о роли природы в формировании личности ребенка.

Проблемы экологического образования детей дошкольного возраста на современном этапе: актуальность и перспективы.

Роль воспитателя в формировании начал экологической культуры у дошкольников (создание условий для непрерывного общения с природой, использование наиболее эффективных путей решения задач экологического образования, организация работы с семьей воспитанников и др.).

Теоретические аспекты экологического образования дошкольников

Раздел 6.

МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Студент должен: знать:

  • классификацию и характеристику методов экологического образования детей
    дошкольного возраста, необходимость комплексного их использования;

  • обусловленность выбора методов и приемов задачами экологического
    образования, содержанием знаний, особенностями познавательной
    деятельности дошкольников, специфику их применения в группах разного
    возраста;

« уметь;

  • наблюдать работу воспитателей в разных возрастных группах с целью определения своеобразия методики проведения опытов, руководства наблюдениями, трудом, игрой, деятельностью моделирования, вносить рекомендации по усовершенствованию воспитательно-образовательного процесса;

  • составлять конспекты занятия;

  • пользоваться методом экспертной оценки и самооценки при анализе
    разработок студентов;

  • выявлять связь наблюдений, труда, экспериментирования с другими видами
    деятельности дошкольников (на основе изучения календарного плана работы

педагога, анализа действующей программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста);

• самостоятельно изготавливать дидактические игры и модели разного вида, объяснять методику их применения.

Тема 6.1 Наблюдение - ведущий метод ознакомления с природой и экологического образования детей.

Значение наблюдения для формирования реалистических представлений и понятий об окружающем мире, основ миропонимания, развития сенсорной культуры, наблюдательности, познавательного отношения к природе, ее эстетического восприятия, воспитания любви, бережного и заботливого отношения дошкольников ко всему живому.

Структура наблюдений (принятие познавательной задачи, выделение существенных, характерных признаков объектов и явлений природы, использование обследовательских действий, выражение в речи результатов наблюдений). Содержание наблюдений.

Виды наблюдений по характеру условий (естественные, специально организованные), по продолжительности (кратковременные, длительные), формам организации дошкольников (коллективные, подгрупповые, индивидуальные), по характеру познавательных задач.

Роль эпизодических наблюдений (первичных, повторных, сравнительных, итоговых) в накоплении конкретных представлений, углублении, расширении, систематизации биоэкологических знаний.

Значение длительных наблюдений за изменением и развитием природы для выявления существенных связей и зависимостей.

Требования, предъявляемые к организации наблюдений с дошкольниками.

Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах. Своеобразие методики проведения наблюдений с раздаточным материалом.

Методы фиксации наблюдений (использование дневников и календарей наблюдений, календарей природы и др.).

Практическое занятие Составление и анализ

развернутых конспектов наблюдений за живыми объектами в разных возрастных группах.

Самостоятельное занятие Разработка и оформление календарей наблюдений за природой.

Тема 6.2 Опыт как наблюдение, проводимое в специально

созданных условиях

Значение элементарного опыта для формирования у детей конкретных и обобщенных представлений о мире природы; умения устанавливать

существующие в нем связи и зависимости; познавательного отношения к природному окружению.

Требования к подготовке и постановке несложных опытов. Содержание опытов с предметами неживой природы, растениями животными в старшем дошкольном возрасте. Структура опыта.

Своеобразие методики экспериментирования с дошкольниками (выдвижение познавательных задач, подготовка и проведение опыта, фиксация наблюдений, анализ полученных результатов, подведение детей к выводам и обобщениям).

Связь опытнической работы с другими видами деятельности детей.

Практическое занятие Определение содержания и разработка плана постановки опыта с предметами неживой природы или растениями. Анализ работ студентов по подготовке и проведению опыта.

Самостоятельное занятие Разработка и описание опытов для детей старшего дошкольного возраста.

Тема 6.3 Труд - один из основных методов экологического образования дошкольников

Своеобразие труда в природе как деятельности, направленной на удовлетворение потребностей растений и животных, охрану природы.

Значение труда в воспитании личности ребенка (формирование системы природоведческих знаний, умений и навыков; воспитания желания трудиться, бережного, заботливого отношения к природе, нравственно-волевых качеств личности; формирование положительного отношения к труду и людям труда).

Основные педагогические и санитарно-гигиенические требования к организации труда детей в природе; специфика подбора трудового оборудования.

Виды детского труда в природе (выращивание растений, уход за животными, сезонный труд, сбор и обработка продуктов природы, сезонный труд, сбор и обработка продуктов природы, изготовление поделок из природного материала).

Роль поручений (индивидуальных и коллективных, кратковременных и длительных) в приобщении дошкольников к трудовой деятельности. Дежурство как особая форма организации детского труда; содержание работы дежурных. Коллективный труд детей в природе.

Своеобразие содержания, организация, методика руководства трудом в разных возрастных группах (постановка цели труда, объяснение и показ способов выполнения, упражнение в самостоятельном выполнении трудовых действий, оценка результатов труда).

Связь труда в природе с наблюдениями и другими видами деятельности дошкольников.

Тема 6.4 Игра как метод экологического образования

дошкольников

Значение и место природоведческих игр в обогащении, закреплении, обобщении и систематизации знаний детей, Роль игр в развитии эмоциональной сферы ребенка, воспитании экологически направленной личности (формирование умения и желания защищать природу, осознанно выполнять определенные правила взаимодействия с ней).

Классификация игр биоэкологического характера сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры с правилами; их содержание. Использование игрушки-аналога в дидактических целях.

Место основных видов дидактических игр в системе природоведческой работы с детьми.

Особенности организации и методики руководства дидактическими играми (подготовка к проведению, специфика руководства игрой в группах разного возраста, вариативность игр, усложнение их содержания).

Создание условий для развертывания сюжетно-ролевой игры.

Использование строительно-конструктивных игр для обогащения представлений о свойствах и качествах природного материала.

Особенности подбора и организации подвижных игр природоведческого содержания, игр-имитаций в период дошкольного детства.

Практическое занятие Представление дидактических игр (с природным материалом, настольно-печатных), разработанных и оформленных студентами, методических рекомендаций по их использованию.

Самостоятельное занятие Составление и анализ конспектов занятий для детей разных возрастных групп с использованием ИОС.

Тема 6.5 использование моделей и моделирования в эколого-педагогической работе с детьми

Роль моделей и моделирующей деятельности в экологическом образовании дошкольников (формирование реалистических представлений и понятий об окружающем нас мире, освоение разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе и др.).

Виды моделей. Использование моделей разного вида в эколого-педагогическом процессе.

Методика моделирования с детьми старшего дошкольного возраста (описание новых объектов природы с помощью готовых, ранее усвоенных моделей; моделирование существенных или значимых для деятельности признаков; использование моделей, созданных дошкольниками). Связь моделирования с наблюдениями и другими наглядно-практическими методами.

Практическое занятие Разработка и изготовление студентами предметно-схематических или графических моделей; представление методики их использования в работе с детьми.

Самостоятельное занятие Составление и анализ конспектов занятий для детей разных возрастных групп с использованием модели.

Тема 6.6 Место словесных и наглядных методов в системе работы по экологическому образованию дошкольников

Значение словесных и наглядных методов экологического образования в формировании у детей системных знаний о природе, воспитании интереса к ней, обогащении эстетических впечатлении и чувств, формировании положительно-эмоциональной нравственной позиции по отношению к объектам природы, деятельности человека в природе.

Содержание, виды бесед и рассказов воспитателя о природе. Чтение экологических сказок, познавательной, художественной литературы природоведческого содержания. Своеобразие методики применения словесных методов и приемов в экологическом образовании дошкольников.

Виды иллюстрированного материала. Требования к подбору, содержанию и оформлению иллюстрированного материала для разных возрастных групп. Методика использования картин, аудио-, видео- и других технических средств обучения в эколого-педагогической работе.

Практическое занятие

Составление плана-конспекта обобщающей беседы о природе;

представление экологических сказок (рассказов взрослого о природоохранной деятельности людей) для старших дошкольников, разъяснение методики их применения.

Обусловленность особенностей морфологического строения и дифференцированных потребностей представителей разных групп растений (травянистые, ампельные, лианы, суккуленты и др.) спецификой природных мест обитания; создание в комнате наиболее благоприятных условий для их содержания (размещение, уход, размножение).

Подбор растений - типичных представителей разных экологических групп и семейств. Организация экологически направленной деятельности по ознакомлению с комнатными растениями в разных возрастных группах.

Подбор рыб (декоративных и представителей местной фауны) с учетом оборудования аквариума как образца искусственно созданной экосистемы, дающей представление о совместимости некоторых групп рыб, специфике их экологических отношений с другими водными обитателями. Методика ознакомления дошкольников с обитателями аквариума, организация ухода за ним.

Своеобразие подбора, специфика содержания в уголке природы зерноядных и насекомоядных птиц местного края, экзотических пернатых жарких стран.

Методика ознакомления дошкольников с адаптивными особенностями птиц в разных возрастных группах.

Мелкие млекопитающие как постоянные обитатели уголка природы; условия их содержания. Организация наблюдений и труда за ними.

Методика ознакомления дошкольников разного возраста с типичными представителями основных экологических групп млекопитающих (характерные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни, др.).

Подбор и содержание земноводных и пресмыкающихся в уголке природы. Своеобразие методики ознакомление детей дошкольного возраста с земноводными, в разной степени зависимых от воды (лягушки, жабы, тритоны) и пресмыкающимися, живущими в сухих и влажных местах (черепахи, ящерицы, др.)

Насекомые - сезонные обитатели живых уголков. Создание условий для содержания представителей разных групп насекомых (учет особенностей морфологического строения, среды и места обитания, способов передвижения, специфики питания и размножения). Методика ознакомления с насекомыми местного края, ведущими наземно-воздушный образ жизни, постоянных и временных обитателей почвы и воды.

Самостоятельное занятие

Изучение дифференцированных потребностей комнатных растений -представителей разных экологических групп и семейств; определение способов и осуществление ухода за ними.

Овладение методикой эколого-педагогической работы с детьми разного возраста в живом уголке.

Анализ составленных студентами конспектов занятий по

ознакомлению с обитателями уголка природы для разных возрастных групп.

Раздел 7. ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

студент должен: знать:

• о роли природоведческих занятий, экскурсий и прогулок в экологическом образовании детей дошкольного возраста, своеобразие подготовки, организации и руководства экологически-направленной деятельностью детей в процессе проведения их в разных возрастных группах;

уметь:

• определять содержание эколого-педагогической работы в ходе занятий,
экскурсий, целевых и повседневных прогулок с детьми в природу, методы и
приемы, способствующие его реализации;

  • разрабатывать конспекты разного рода занятий по экологическому образованию дошкольников;

  • устанавливать связь занятий с экскурсиями, прогулками, организацией
    эколого-педагогической работы в повседневной жизни;

  • анализировать и оценивать деятельность студентов по разработке
    конспектов, отстающих методику организации и проведения занятий,
    экскурсий, прогулок с детьми разного возраста. ,

Тема 7.1. Природоведческое занятие - основная форма организации обучения дошкольников

Значение занятий для освоения детьми основного содержания знаний о предметах и явлениях природы, совершенствования их умственных способностей, формирования умений и навыков общения с природой и др.

Выбор и применение разнообразных методов обучения на занятиях (в зависимости от места занятий в системе эколого-педагогической работы, программных задач, возрастных особенностей детей). Виды занятий по использованию ведущего метода.

Типы занятий по их месту в процессе познания ребенком природы (первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие).

Требования к организации и проведению занятий экологического характера в период дошкольного детства.

Своеобразие методик проведения природоведческих занятий в группах разного возраста (определение характера, объема знаний детей, структуры занятий, использование разнообразных методов обучения, приемов активизации познавательной деятельности, степень активности и самостоятельности дошкольников на занятии).

Связь занятий с другими формами организации эколого-педагогической работы в дошкольном учреждении.

Самостоятельное занятие

Сравнительный анализ конспектов занятий одного вида в разных возрастных группах, направленный на выявление особенностей работы педагога с детьми.

Тема 7.2.Экскурсии и прогулки как форма воспитания начал экологической культуры детей

Роль экскурсий, целевых и повседневных прогулок в развитии ценностных ориентации ребенка, накоплении конкретных и обобщенных представлений о многообразии живых существ, особенностях их адаптации к условиям среды, структуре биоценозов, характерных признаках сезонов, труде людей в природе и др.

Экскурсия как особый вид занятий по экологическому образованию дошкольников. Содержание, структура экскурсий разного вида. Специфика работы педагога на подготовительном этапе (постановка целей, разработка программных задач, выбор места, маршрута, подбор необходимого оборудования, проведение предварительной беседы с детьми и др.).

Своеобразие методики проведения экскурсии и целевых прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (подготовка воспитателя и детей, обучение наблюдению природы, использование проблемно-поисковых ситуаций и др.).

Организация на повседневных прогулках наблюдений, труда игр, развлечений (праздников), способствующих формированию экологически ориентированной личности.

Практическое занятие Определение содержания, методов и приемов работы с детьми на учебной экологической тропе (на основе анализа материалов студенческой экскурсии по экологической тропе и последующего выделения природных объектов, с которыми можно познакомить дошкольников).

Самостоятельное занятие Составление плана экскурсий для дошкольников.

Раздел 8. Сезонные изменения в природе.

Студент должен: знать

методику руководства наблюдениями дошкольников за состоянием погоды,

растений, животных, трудом людей в разное время года;

особенности организации сезонного труда, других видов экологически

направленной деятельности детей;

специфику планирования эколого-педагогического процесса в дошкольных

учреждениях; методы фиксации наблюдений за сезонными изменениями в

природе;

своеобразие протекания сезонов в основных биоценозах местного края;

характерные особенности адаптации организмов к изменяющимся условиям

окружающей среды;

уметь:

осуществлять планирование работы по экологическому образованию детей разных возрастных групп;

разрабатывать педагогические проекты ознакомления дошкольников с сезонными явлениями в неживой природе, жизни растений и животных: оформлять образцы календарей природы и погоды, рекомендации по их использованию в эколого-педагогическом процессе.

Тема 8.1. Фенологические сроки наступления сезонов

Фенологические сроки наступления сезонов, их характеристика. Зависимость изменений в жизни организмов от динамики явлений неживой природы (изменение продолжительности дня, температуры, количества выпадающих осадков и др.).

Практическое занятие прослеживать динамику сезонных изменений в живой и неживой природе.

Самостоятельное занятие устанавливать связи и зависимости между их протеканием.

Тема 8.2. Формирование у детей представлений о цикличности смены сезонов

Формирование у детей представлений о цикличности смены сезонов, их характерных признаках и сроках наступления, динамике сезонных явлений; о времени года как комплексе взаимообусловленных изменений в живой и неживой природе; оптимальных условиях существования.

Самостоятельное занятие рассмотреть приспособление разных типов живых существ к меняющимся условиям среды.

Тема 8.3. Своеобразие методики ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы

Своеобразие методики ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы в разное время года (характерные атмосферные осадки, активность солнца, изменение продолжительности дня и ночи, положительные и отрицательные температуры, агрегатное состояние воды наличие снега, метели, тумана, росы, проталин, др.). Формирование элементарных знаний о влиянии некоторых вызывающих стихийные бедствия явлений (наводнение, засуха, мороз, град, др.) на жизнедеятельность растений, животных, человека.

Самостоятельное занятие

Подбор литературы для написания конспекта.

Тема 8.4. Методика ознакомления с основными путями приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды.

Методика ознакомления детей с основными путями приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды: скрытая жизнь (спячка позвоночных животных, оцепенение насекомых, анабиоз мелких обитателей в пересыхающих водоемах, зимний покой растений, сохранений семян и спор в почве); постоянство внутренней среды у теплокровных животных; избегание неблагоприятных условий (перелеты птиц, строительство укрытий, заготовка запасов и др.).

Самостоятельное занятие

Подбор литературы для написания конспекта.

Тема 8.5. Организация наблюдений за трудом людей.

Практическое занятие Наблюдение за уходом растений и животных взрослыми людьми. Наблюдение за выращиванием садовых растений и огородных культур в ДОУ и за его территорией.

Самостоятельное занятие

Составление и анализ конспектов трудовых занятий для детей разных возрастных груп

Раздел 9. Технология ознакомления дошкольников с природными

экосистемами.

Студент должен знать:

• общую направленность технологии как системы эколого-педагогической
работы с детьми в разных возрастных группах;

• особенности построения технологий.
Должен уметь:

• планировать мероприятия по экологическому воспитанию для детей
разных возрастных групп;

• описывать методическое обеспечение к различным типам мероприятий.
Тема 9.1. Технология экологического воспитания: общий подход.
Понятие технологии экологического воспитания, взаимосвязь технологии и
содержания программы. Общая направленность технологии — система эколого-
педагогической работы.

Практическое занятие Особенности любой технологии: планирование,
подробное методическое описание большинства мероприятий.

Самостоятельное занятие

Закрепить особенности любой технологии: планирование,
подробное методическое описание большинства мероприятий.

Тема 9.2. Технология экологического воспитания младшего дошкольного возраста.

Разнообразные циклы и наблюдения, ежемесячные наблюдения за погодными явлениями, участие в подкормке зимующих птиц, проращивание лука репки в зимнее время и создание календаря его роста, совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы.

Практическое занятие/ Самостоятельное занятие

Рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах, проведение экологических занятий и досугов.

Экологическое воспитание детей средней группы. Циклы наблюдений за объектами зоны природы, ежемесячные наблюдения за сизонными явлениями природы, совместная деятельность нескольких детей и воспитателей в уголке природы. Подкормка птиц и наблюдение за ними, выращивание луковиц и еженедельные наблюдения за ними, чтение рассказов Чарушина о животных. Рассматривание иллюстраций, проведение экологических занятий и досугов.

Экологическое воспитание детей старшей группы. Сходство и отличие технологии эколого-педагогической работы с детьми средней группы.

Экологическое воспитание детей подготовительной группы. Отличительные особенности системы работы с детьми подготовительной группы. Освоение основных экологических законов природы через знакомство с произведением «Экология в картинках» В.Н. Танасийчука.

Раздел 10. Знакомство с природными особенностями человека. Студент должен знать:

• природные особенности человека;

• сходство и отличие природы, человека от природы других животных.
Студент должен уметь:

• организовывать работу с детьми дошкольного возраста по ознакомлению
с природными особенностями человека.

Практическое занятие Человек - часть природы. Строение внешнего вида человека. Система внутренних органов.

Самостоятельное занятие

Приспособленность человека к жизни на земле.

Раздел 11. Развитие ценностного отношения к природе и к себе как части

природы.

Студент должен знать:

  • что фактом наличия самостоятельной деятельности является показатель
    отношения ребёнка к природе;

  • виды деятельности, в которых формируется экологическое отношение
    дошкольников.

Студент должен уметь:

  • планировать и организовывать разные виды деятельности;

  • быть носителем экологической культуры для дошкольников.

Этапы выработки правильного отношения к окружающему миру. Передача экологических знаний, наличие познавательного аспекта в отношении к природе. Самостоятельная деятельность ребёнка - показатель отношения к содержанию. Самостоятельное наблюдение детей.

Самостоятельное занятие

Воспитатель ребёнка -носители экологической культуры.

Раздел 12. Природа родного края.

Студент должен знать:

• фауну и флору тамбовского края;

  • особенности экосистем Тамбовщины.
    Студент должен уметь:

  • организовывать с детьми знакомство с родным краем.

Живая природы Тамбовского края. Растения: деревья, кустарники, цветы, грибы, травы. Животные: звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся и т.д.

Экосистемы леса. Луга тамбовщины.

Неживая природа тамбовщины: воздух, вода, почвы. Заповедники тамбовщины. Взаимодействие человека с природой. Методика ознакомления дошкольников с природой родного края.

Практическое занятие особенности методики работы в разновозрастной группе по данной теме

Студент должен знать:

  • варианты организации работы с детьми в разновозрастной группе;

  • особенности организации работы с детьми в разновозрастной группе

Студент должен уметь:

• организовывать работу по экологическому воспитанию дошкольников с
детьми двух возрастов и трёх.

Самостоятельное занятие

Содержание работы по экологическому воспитанию в разновозрастной группе. Отбор содержания. Два вари анта осуществления экологического воспитания детей в разновозрастной группе. Младшие и старшие дошкольники. Дети смешанных возрастов. Особенности организации работы в разновозрастной группе по экологическому воспитанию.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Особенности формирования представлений о природе у дошкольников.

Сенсорное воспитание средствами природы в период дошкольного детства.

Развитие наблюдательности в процессе общения детей с природой.

Воспитание у детей интереса к природе средствами художественной литературы.

Воспитание эмоционально-положительного отношения дошкольников к живым существам.

Роль природоведческих праздников в воспитании у детей положительного отношения к природе.

Воспитание положительного отношения к труду в природе у детей дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание средствами природы в период дошкольного детства.

Дидактическая игра как средство экологического образования маленьких детей.

Использование ТСО в эколого-педагогической работе с детьми

Вопросы к экзамену по предмету «Методика экологического образования».

  1. Зарядка аквариума. Растения и животные аквариума.

  2. Альпийская горка как условие экологического образования
    дошкольников.

  3. Экологическая тропинка как условие экологического образования
    дошкольников.

  4. Уход за аквариумом и его обитателями.

  5. Оборудование клеток и содержание птиц.

  6. Обустройство жизни черепах.

  7. Млекопитающие в детском саду.

  8. Комнатные растения - средообразующий фактор в жизни растений.

  9. Экологические факторы в жизни растений и определение микроклимата
    помещений.

  10. «Экологические пространства» - фитобар, миниферма.

  11. Опытническая деятельность в экологическом образовании
    дошкольников.

  12. Гражданские модели и моделирующая деятельность в процессе
    ознакомления с природой.

  1. Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы.

  2. Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

  3. Календарь наблюдений за птицами.

  4. Использование игры в экологическом воспитании дошкольников.

  5. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами.

  6. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

  7. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

  8. Игры с правилами и их роль в воспитании детей.

  9. Общая характеристика занятий и их роль в экологическом воспитании
    детей.

  10. Первично-ознакомительный тип занятий.

23. Обобщающий тип занятий.
24.Углубленно-познавательный тип занятий.

  1. Комплексные занятия.

  2. Походы и экскурсии на природу.
    27.Природоохранные акции.

28.Экологические праздники и досуги

29. Концепция экологического воспитания дошкольников. Введение.

30.Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников.

  1. «Отношение» - конечный результат экологического воспитания.

  2. Воспитатели - носители экологической культуры.

  3. Требования к проведению наблюдений.

  4. Сущность наблюдения. Содержание наблюдений.

  5. Циклические наблюдения за стационарными объектами природы.

  6. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными
    явлениями природы.

  7. Наблюдения за ростом растений.

  8. Наблюдения за ростом и развитием животных.

  9. Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей.

  1. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

  2. Экологическое воспитание детей средней группы.

  3. Экологическое воспитание детей старшей группы.

  4. Экологическое воспитание детей подготовительной группы.

  5. Диагностика экологической воспитанности дошкольников.

  6. Способы ухода за комнатными растениями.

  7. Краткая характеристика планеты Земля.

  8. Факторы среды как условие существования организмов (вода).

  9. Факторы среды как условие существования организмов (влажность).

49. Факторы среды как условие существования организмов (температура).

50. Особенности приспособления животных к условиям среды.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

Брэм А.Э. Жизнь животных. (3 тома) - М., 1992.

Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. - М., 1998.

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с

растениями - М., 1981.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Н., 1997.

Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., 1994.

Назарова Н.С. Экологическое воспитание студентов. - М., 1989.

Радкевич В.А. Экология. -Минск, 1997.

Сыч В.Д. Технические средства обучения в детском саду. - М.,1989.

Экологическое образование: концепции и методические подходы /под ред.

МамедоваН.М. -М., 1996.

Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. -М., 1999.

Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М., 1988.

Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. - М., 1985.

Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1989.

Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. - Минск, 1997.

Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников.

-Минск, 1999.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном

детстве. - М., 1995.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. -М., 1999.

Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.

Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. -

М, 2001.

Цирлинг М.Б. Аквариум и водные растения. - С.-Пб., 1991.

Черненко Е.С. Школьный сад. -М., 1993.

Шайкин В.Г. Огород у дома. - М., 1993.

Экологический словарь -М., 1993.

Дополнительная

Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. - М., 1998. Авдеева Н,Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. - М., 1999. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. - Р-на-Д., 1996. Грошев В.Д. Календарь российского земледельца. - М., 1991. Гусев В.Г. Животные у нас дома. - М.,1992.

Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Экология (пособие для учителя) - м 1995. Стрижев А.Н. Календарь русской природы. - М.Д981. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. - М., 1995. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. - М., 1991. Программы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. ВасякинаЖ.Л. Паутинка. -М., 1995. Вересов Н.Н. Мы земляне. - М., 1995. Николаева С.Н. Юный эколог. -М., 1995. Рыжова Н.А. Я и природа. - М., 1996

Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. - М., 1981. Разбесов O.K. Твой аквариум. - М., 1980. Кондратьева Н.Н.5 Шиленок Т.А. и др. Мы. - С.-Пб., 2000. Экологическое воспитание в средней и высшей школе: Сб. научных трудов./ под ред. Б.А. Янсона. - Даугавпилс, 1988.

Проблемы экологического образования в педвузе и школе: Межвузовский сборник научных трудов. - М., 1992. Смирнова В.В., Балуева Н.И. и др. Тропинка в природу. - С.-Пб., 2001.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины Методика экологического образования по специальности 050704

    Рабочая программа
    Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»
  2. Методика экологического образования Методические рекомендации к семинарским, практическим

    Методические рекомендации
    Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»
  3. Рабочая программа учебной дисциплины «Методика развития детского изобразительного творчества» Специальность

    Рабочая программа
    Тема 5.3. Методика организации и проведения занятий по конструированию из бумаги, картона, природного и других материалов. Занятия по ручному труду в детском саду
  4. Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования

    Рабочая программа
    Дисциплина «Культура повседневности как историческая и историографическая проблема» относится к образовательной составляющей и входит в цикл дисциплин по выбору учебного плана подготовки аспирантов.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины основы таможенного дела специальность: 036401 Таможенное дело

    Рабочая программа
    Цели дисциплины: подготовка студентов к более качественному изучению профессиональных дисциплин учебного плана; овладение научными методами получения и пополнения знаний; становление профессионального мировоззрения студентов; формирование

Другие похожие документы..