Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназ...полностью>>
'Программа дисциплины'
Курс рассчитан на студентов-социологов, обучающимся по специальности 040201. 65 «Социология» по направлению «Экономическая социология» 5-го года обуче...полностью>>
'Регламент'
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных ср...полностью>>
'Документ'
Під час випробування магнітотерапевтичних приладів (МТП) і атестації їх органами стандартизації при передачі в серійне виробництво, а також в період ...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика экологического образования» Специальность

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 6.5 использование моделей и моделирования в эколого-педагогической работе с детьми

Роль моделей и моделирующей деятельности в экологическом образовании дошкольников (формирование реалистических представлений и понятий об окружающем нас мире, освоение разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе и др.).

Виды моделей. Использование моделей разного вида в эколого-педагогическом процессе.

Методика моделирования с детьми старшего дошкольного возраста (описание новых объектов природы с помощью готовых, ранее усвоенных моделей; моделирование существенных или значимых для деятельности признаков; использование моделей, созданных дошкольниками). Связь моделирования с наблюдениями и другими наглядно-практическими методами.

Практическое занятие Разработка и изготовление студентами предметно-схематических или графических моделей; представление методики их использования в работе с детьми.

Самостоятельное занятие Составление и анализ конспектов занятий для детей разных возрастных групп с использованием модели.

Тема 6.6 Место словесных и наглядных методов в системе работы по экологическому образованию дошкольников

Значение словесных и наглядных методов экологического образования в формировании у детей системных знаний о природе, воспитании интереса к ней, обогащении эстетических впечатлении и чувств, формировании положительно-эмоциональной нравственной позиции по отношению к объектам природы, деятельности человека в природе.

Содержание, виды бесед и рассказов воспитателя о природе. Чтение экологических сказок, познавательной, художественной литературы природоведческого содержания. Своеобразие методики применения словесных методов и приемов в экологическом образовании дошкольников.

Виды иллюстрированного материала. Требования к подбору, содержанию и оформлению иллюстрированного материала для разных возрастных групп. Методика использования картин, аудио-, видео- и других технических средств обучения в эколого-педагогической работе.

Практическое занятие

Составление плана-конспекта обобщающей беседы о природе;

представление экологических сказок (рассказов взрослого о природоохранной деятельности людей) для старших дошкольников, разъяснение методики их применения.

Обусловленность особенностей морфологического строения и дифференцированных потребностей представителей разных групп растений (травянистые, ампельные, лианы, суккуленты и др.) спецификой природных мест обитания; создание в комнате наиболее благоприятных условий для их содержания (размещение, уход, размножение).

Подбор растений - типичных представителей разных экологических групп и семейств. Организация экологически направленной деятельности по ознакомлению с комнатными растениями в разных возрастных группах.

Подбор рыб (декоративных и представителей местной фауны) с учетом оборудования аквариума как образца искусственно созданной экосистемы, дающей представление о совместимости некоторых групп рыб, специфике их экологических отношений с другими водными обитателями. Методика ознакомления дошкольников с обитателями аквариума, организация ухода за ним.

Своеобразие подбора, специфика содержания в уголке природы зерноядных и насекомоядных птиц местного края, экзотических пернатых жарких стран.

Методика ознакомления дошкольников с адаптивными особенностями птиц в разных возрастных группах.

Мелкие млекопитающие как постоянные обитатели уголка природы; условия их содержания. Организация наблюдений и труда за ними.

Методика ознакомления дошкольников разного возраста с типичными представителями основных экологических групп млекопитающих (характерные особенности внешнего вида, поведения, образа жизни, др.).

Подбор и содержание земноводных и пресмыкающихся в уголке природы. Своеобразие методики ознакомление детей дошкольного возраста с земноводными, в разной степени зависимых от воды (лягушки, жабы, тритоны) и пресмыкающимися, живущими в сухих и влажных местах (черепахи, ящерицы, др.)

Насекомые - сезонные обитатели живых уголков. Создание условий для содержания представителей разных групп насекомых (учет особенностей морфологического строения, среды и места обитания, способов передвижения, специфики питания и размножения). Методика ознакомления с насекомыми местного края, ведущими наземно-воздушный образ жизни, постоянных и временных обитателей почвы и воды.

Самостоятельное занятие

Изучение дифференцированных потребностей комнатных растений -представителей разных экологических групп и семейств; определение способов и осуществление ухода за ними.

Овладение методикой эколого-педагогической работы с детьми разного возраста в живом уголке.

Анализ составленных студентами конспектов занятий по

ознакомлению с обитателями уголка природы для разных возрастных групп.

Раздел 7. ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

студент должен: знать:

• о роли природоведческих занятий, экскурсий и прогулок в экологическом образовании детей дошкольного возраста, своеобразие подготовки, организации и руководства экологически-направленной деятельностью детей в процессе проведения их в разных возрастных группах;

уметь:

• определять содержание эколого-педагогической работы в ходе занятий,
экскурсий, целевых и повседневных прогулок с детьми в природу, методы и
приемы, способствующие его реализации;

  • разрабатывать конспекты разного рода занятий по экологическому образованию дошкольников;

  • устанавливать связь занятий с экскурсиями, прогулками, организацией
    эколого-педагогической работы в повседневной жизни;

  • анализировать и оценивать деятельность студентов по разработке
    конспектов, отстающих методику организации и проведения занятий,
    экскурсий, прогулок с детьми разного возраста. ,

Тема 7.1. Природоведческое занятие - основная форма организации обучения дошкольников

Значение занятий для освоения детьми основного содержания знаний о предметах и явлениях природы, совершенствования их умственных способностей, формирования умений и навыков общения с природой и др.

Выбор и применение разнообразных методов обучения на занятиях (в зависимости от места занятий в системе эколого-педагогической работы, программных задач, возрастных особенностей детей). Виды занятий по использованию ведущего метода.

Типы занятий по их месту в процессе познания ребенком природы (первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие).

Требования к организации и проведению занятий экологического характера в период дошкольного детства.

Своеобразие методик проведения природоведческих занятий в группах разного возраста (определение характера, объема знаний детей, структуры занятий, использование разнообразных методов обучения, приемов активизации познавательной деятельности, степень активности и самостоятельности дошкольников на занятии).

Связь занятий с другими формами организации эколого-педагогической работы в дошкольном учреждении.

Самостоятельное занятие

Сравнительный анализ конспектов занятий одного вида в разных возрастных группах, направленный на выявление особенностей работы педагога с детьми.

Тема 7.2.Экскурсии и прогулки как форма воспитания начал экологической культуры детей

Роль экскурсий, целевых и повседневных прогулок в развитии ценностных ориентации ребенка, накоплении конкретных и обобщенных представлений о многообразии живых существ, особенностях их адаптации к условиям среды, структуре биоценозов, характерных признаках сезонов, труде людей в природе и др.

Экскурсия как особый вид занятий по экологическому образованию дошкольников. Содержание, структура экскурсий разного вида. Специфика работы педагога на подготовительном этапе (постановка целей, разработка программных задач, выбор места, маршрута, подбор необходимого оборудования, проведение предварительной беседы с детьми и др.).

Своеобразие методики проведения экскурсии и целевых прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (подготовка воспитателя и детей, обучение наблюдению природы, использование проблемно-поисковых ситуаций и др.).

Организация на повседневных прогулках наблюдений, труда игр, развлечений (праздников), способствующих формированию экологически ориентированной личности.

Практическое занятие Определение содержания, методов и приемов работы с детьми на учебной экологической тропе (на основе анализа материалов студенческой экскурсии по экологической тропе и последующего выделения природных объектов, с которыми можно познакомить дошкольников).

Самостоятельное занятие Составление плана экскурсий для дошкольников.

Раздел 8. Сезонные изменения в природе.

Студент должен: знать

методику руководства наблюдениями дошкольников за состоянием погоды,

растений, животных, трудом людей в разное время года;

особенности организации сезонного труда, других видов экологически

направленной деятельности детей;

специфику планирования эколого-педагогического процесса в дошкольных

учреждениях; методы фиксации наблюдений за сезонными изменениями в

природе;

своеобразие протекания сезонов в основных биоценозах местного края;

характерные особенности адаптации организмов к изменяющимся условиям

окружающей среды;

уметь:

осуществлять планирование работы по экологическому образованию детей разных возрастных групп;

разрабатывать педагогические проекты ознакомления дошкольников с сезонными явлениями в неживой природе, жизни растений и животных: оформлять образцы календарей природы и погоды, рекомендации по их использованию в эколого-педагогическом процессе.

Тема 8.1. Фенологические сроки наступления сезонов

Фенологические сроки наступления сезонов, их характеристика. Зависимость изменений в жизни организмов от динамики явлений неживой природы (изменение продолжительности дня, температуры, количества выпадающих осадков и др.).

Практическое занятие прослеживать динамику сезонных изменений в живой и неживой природе.

Самостоятельное занятие устанавливать связи и зависимости между их протеканием.

Тема 8.2. Формирование у детей представлений о цикличности смены сезонов

Формирование у детей представлений о цикличности смены сезонов, их характерных признаках и сроках наступления, динамике сезонных явлений; о времени года как комплексе взаимообусловленных изменений в живой и неживой природе; оптимальных условиях существования.

Самостоятельное занятие рассмотреть приспособление разных типов живых существ к меняющимся условиям среды.

Тема 8.3. Своеобразие методики ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы

Своеобразие методики ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы в разное время года (характерные атмосферные осадки, активность солнца, изменение продолжительности дня и ночи, положительные и отрицательные температуры, агрегатное состояние воды наличие снега, метели, тумана, росы, проталин, др.). Формирование элементарных знаний о влиянии некоторых вызывающих стихийные бедствия явлений (наводнение, засуха, мороз, град, др.) на жизнедеятельность растений, животных, человека.

Самостоятельное занятие

Подбор литературы для написания конспекта.

Тема 8.4. Методика ознакомления с основными путями приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды.

Методика ознакомления детей с основными путями приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды: скрытая жизнь (спячка позвоночных животных, оцепенение насекомых, анабиоз мелких обитателей в пересыхающих водоемах, зимний покой растений, сохранений семян и спор в почве); постоянство внутренней среды у теплокровных животных; избегание неблагоприятных условий (перелеты птиц, строительство укрытий, заготовка запасов и др.).

Самостоятельное занятие

Подбор литературы для написания конспекта.

Тема 8.5. Организация наблюдений за трудом людей.

Практическое занятие Наблюдение за уходом растений и животных взрослыми людьми. Наблюдение за выращиванием садовых растений и огородных культур в ДОУ и за его территорией.

Самостоятельное занятие

Составление и анализ конспектов трудовых занятий для детей разных возрастных груп

Раздел 9. Технология ознакомления дошкольников с природными

экосистемами.

Студент должен знать:

• общую направленность технологии как системы эколого-педагогической
работы с детьми в разных возрастных группах;

• особенности построения технологий.
Должен уметь:

• планировать мероприятия по экологическому воспитанию для детей
разных возрастных групп;

• описывать методическое обеспечение к различным типам мероприятий.
Тема 9.1. Технология экологического воспитания: общий подход.
Понятие технологии экологического воспитания, взаимосвязь технологии и
содержания программы. Общая направленность технологии — система эколого-
педагогической работы.

Практическое занятие Особенности любой технологии: планирование,
подробное методическое описание большинства мероприятий.

Самостоятельное занятие

Закрепить особенности любой технологии: планирование,
подробное методическое описание большинства мероприятий.

Тема 9.2. Технология экологического воспитания младшего дошкольного возраста.

Разнообразные циклы и наблюдения, ежемесячные наблюдения за погодными явлениями, участие в подкормке зимующих птиц, проращивание лука репки в зимнее время и создание календаря его роста, совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы.

Практическое занятие/ Самостоятельное занятие

Рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах, проведение экологических занятий и досугов.

Экологическое воспитание детей средней группы. Циклы наблюдений за объектами зоны природы, ежемесячные наблюдения за сизонными явлениями природы, совместная деятельность нескольких детей и воспитателей в уголке природы. Подкормка птиц и наблюдение за ними, выращивание луковиц и еженедельные наблюдения за ними, чтение рассказов Чарушина о животных. Рассматривание иллюстраций, проведение экологических занятий и досугов.

Экологическое воспитание детей старшей группы. Сходство и отличие технологии эколого-педагогической работы с детьми средней группы.

Экологическое воспитание детей подготовительной группы. Отличительные особенности системы работы с детьми подготовительной группы. Освоение основных экологических законов природы через знакомство с произведением «Экология в картинках» В.Н. Танасийчука.

Раздел 10. Знакомство с природными особенностями человека. Студент должен знать:

• природные особенности человека;

• сходство и отличие природы, человека от природы других животных.
Студент должен уметь:

• организовывать работу с детьми дошкольного возраста по ознакомлению
с природными особенностями человека.

Практическое занятие Человек - часть природы. Строение внешнего вида человека. Система внутренних органов.

Самостоятельное занятие

Приспособленность человека к жизни на земле.

Раздел 11. Развитие ценностного отношения к природе и к себе как части

природы.

Студент должен знать:

  • что фактом наличия самостоятельной деятельности является показатель
    отношения ребёнка к природе;

  • виды деятельности, в которых формируется экологическое отношение
    дошкольников.

Студент должен уметь:

  • планировать и организовывать разные виды деятельности;

  • быть носителем экологической культуры для дошкольников.

Этапы выработки правильного отношения к окружающему миру. Передача экологических знаний, наличие познавательного аспекта в отношении к природе. Самостоятельная деятельность ребёнка - показатель отношения к содержанию. Самостоятельное наблюдение детей.

Самостоятельное занятие

Воспитатель ребёнка -носители экологической культуры.

Раздел 12. Природа родного края.

Студент должен знать:

• фауну и флору тамбовского края;

  • особенности экосистем Тамбовщины.
    Студент должен уметь:

  • организовывать с детьми знакомство с родным краем.

Живая природы Тамбовского края. Растения: деревья, кустарники, цветы, грибы, травы. Животные: звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся и т.д.

Экосистемы леса. Луга тамбовщины.

Неживая природа тамбовщины: воздух, вода, почвы. Заповедники тамбовщины. Взаимодействие человека с природой. Методика ознакомления дошкольников с природой родного края.

Практическое занятие особенности методики работы в разновозрастной группе по данной теме

Студент должен знать:

  • варианты организации работы с детьми в разновозрастной группе;

  • особенности организации работы с детьми в разновозрастной группе

Студент должен уметь:

• организовывать работу по экологическому воспитанию дошкольников с
детьми двух возрастов и трёх.

Самостоятельное занятие

Содержание работы по экологическому воспитанию в разновозрастной группе. Отбор содержания. Два вари анта осуществления экологического воспитания детей в разновозрастной группе. Младшие и старшие дошкольники. Дети смешанных возрастов. Особенности организации работы в разновозрастной группе по экологическому воспитанию.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Особенности формирования представлений о природе у дошкольников.

Сенсорное воспитание средствами природы в период дошкольного детства.

Развитие наблюдательности в процессе общения детей с природой.

Воспитание у детей интереса к природе средствами художественной литературы.

Воспитание эмоционально-положительного отношения дошкольников к живым существам.

Роль природоведческих праздников в воспитании у детей положительного отношения к природе.

Воспитание положительного отношения к труду в природе у детей дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание средствами природы в период дошкольного детства.

Дидактическая игра как средство экологического образования маленьких детей.

Использование ТСО в эколого-педагогической работе с детьми

Вопросы к экзамену по предмету «Методика экологического образования».

  1. Зарядка аквариума. Растения и животные аквариума.

  2. Альпийская горка как условие экологического образования
    дошкольников.

  3. Экологическая тропинка как условие экологического образования
    дошкольников.

  4. Уход за аквариумом и его обитателями.

  5. Оборудование клеток и содержание птиц.

  6. Обустройство жизни черепах.

  7. Млекопитающие в детском саду.

  8. Комнатные растения - средообразующий фактор в жизни растений.

  9. Экологические факторы в жизни растений и определение микроклимата
    помещений.

  10. «Экологические пространства» - фитобар, миниферма.

  11. Опытническая деятельность в экологическом образовании
    дошкольников.

  12. Гражданские модели и моделирующая деятельность в процессе
    ознакомления с природой.

  1. Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы.

  2. Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

  3. Календарь наблюдений за птицами.

  4. Использование игры в экологическом воспитании дошкольников.

  5. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами.

  6. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

  7. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

  8. Игры с правилами и их роль в воспитании детей.

  9. Общая характеристика занятий и их роль в экологическом воспитании
    детей.

  10. Первично-ознакомительный тип занятий.

23. Обобщающий тип занятий.
24.Углубленно-познавательный тип занятий.

  1. Комплексные занятия.

  2. Походы и экскурсии на природу.
    27.Природоохранные акции.

28.Экологические праздники и досуги

29. Концепция экологического воспитания дошкольников. Введение.

30.Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников.

  1. «Отношение» - конечный результат экологического воспитания.

  2. Воспитатели - носители экологической культуры.

  3. Требования к проведению наблюдений.

  4. Сущность наблюдения. Содержание наблюдений.

  5. Циклические наблюдения за стационарными объектами природы.

  6. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными
    явлениями природы.

  7. Наблюдения за ростом растений.

  8. Наблюдения за ростом и развитием животных.

  9. Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей.

  1. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.

  2. Экологическое воспитание детей средней группы.

  3. Экологическое воспитание детей старшей группы.

  4. Экологическое воспитание детей подготовительной группы.

  5. Диагностика экологической воспитанности дошкольников.

  6. Способы ухода за комнатными растениями.

  7. Краткая характеристика планеты Земля.

  8. Факторы среды как условие существования организмов (вода).

  9. Факторы среды как условие существования организмов (влажность).

49. Факторы среды как условие существования организмов (температура).

50. Особенности приспособления животных к условиям среды.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

Брэм А.Э. Жизнь животных. (3 тома) - М., 1992.

Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. - М., 1998.

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с

растениями - М., 1981.

Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Н., 1997.

Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., 1994.

Назарова Н.С. Экологическое воспитание студентов. - М., 1989.

Радкевич В.А. Экология. -Минск, 1997.

Сыч В.Д. Технические средства обучения в детском саду. - М.,1989.

Экологическое образование: концепции и методические подходы /под ред.

МамедоваН.М. -М., 1996.

Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. -М., 1999.

Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - М., 1988.

Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. - М., 1985.

Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1989.

Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. - Минск, 1997.

Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников.

-Минск, 1999.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном

детстве. - М., 1995.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. -М., 1999.

Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М., 2001.

Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. -

М, 2001.

Цирлинг М.Б. Аквариум и водные растения. - С.-Пб., 1991.

Черненко Е.С. Школьный сад. -М., 1993.

Шайкин В.Г. Огород у дома. - М., 1993.

Экологический словарь -М., 1993.

Дополнительная

Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. - М., 1998. Авдеева Н,Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. - М., 1999. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. - Р-на-Д., 1996. Грошев В.Д. Календарь российского земледельца. - М., 1991. Гусев В.Г. Животные у нас дома. - М.,1992.

Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Экология (пособие для учителя) - м 1995. Стрижев А.Н. Календарь русской природы. - М.Д981. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. - М., 1995. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. - М., 1991. Программы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. ВасякинаЖ.Л. Паутинка. -М., 1995. Вересов Н.Н. Мы земляне. - М., 1995. Николаева С.Н. Юный эколог. -М., 1995. Рыжова Н.А. Я и природа. - М., 1996

Рыков Н.А. Зоология с основами экологии животных. - М., 1981. Разбесов O.K. Твой аквариум. - М., 1980. Кондратьева Н.Н.5 Шиленок Т.А. и др. Мы. - С.-Пб., 2000. Экологическое воспитание в средней и высшей школе: Сб. научных трудов./ под ред. Б.А. Янсона. - Даугавпилс, 1988.

Проблемы экологического образования в педвузе и школе: Межвузовский сборник научных трудов. - М., 1992. Смирнова В.В., Балуева Н.И. и др. Тропинка в природу. - С.-Пб., 2001.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины Методика экологического образования по специальности 050704

    Рабочая программа
    Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»
  2. Методика экологического образования Методические рекомендации к семинарским, практическим

    Методические рекомендации
    Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»
  3. Рабочая программа учебной дисциплины «Методика развития детского изобразительного творчества» Специальность

    Рабочая программа
    Тема 5.3. Методика организации и проведения занятий по конструированию из бумаги, картона, природного и других материалов. Занятия по ручному труду в детском саду
  4. Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования

    Рабочая программа
    Дисциплина «Культура повседневности как историческая и историографическая проблема» относится к образовательной составляющей и входит в цикл дисциплин по выбору учебного плана подготовки аспирантов.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины основы таможенного дела специальность: 036401 Таможенное дело

    Рабочая программа
    Цели дисциплины: подготовка студентов к более качественному изучению профессиональных дисциплин учебного плана; овладение научными методами получения и пополнения знаний; становление профессионального мировоззрения студентов; формирование

Другие похожие документы..