Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В системі екологічної освіти і виховання підростаючого покоління особливо важливими є форми і методи, які сприяють вихованню у дітей та учнівської мо...полностью>>
'Доклад'
Мадагаскар ратифицировал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 22 сентября 1971 года. Последний доклад был представлен с...полностью>>
'Рассказ'
Удивляет уже начало: «Во-вторых, потому что в нём разыгралась бешеная тоска по России». Далее идёт: «В третьих, наконец, потому что ему было жаль сво...полностью>>
'Конкурс'
Региональный этап Всероссийского конкурса среди работников образовательных учреждений "Воспитать человека" (далее - Конкурс) проводится в р...полностью>>

Учебно-методическое пособие (проект) Составил преподаватель кафедры теницкий л. А. Всего часов аудиторных занятий 28 Лекции, час. 28

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

Московский художественно-промышленный институт

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

"Правоведение"

по специальности «Дизайн» (052400)

Учебно-методическое пособие

(ПРОЕКТ)

Составил преподаватель кафедры

ТЕНИЦКИЙ Л.А.

Всего часов аудиторных занятий - 28

Лекции, час. - 28

Лабораторные работы, час. - 0

Практические (семинарские) занятия, час. - 6

Самостоятельная работа студента (СРС), час. 28

всего часов по учебному плану - 60

формы СРС – домашнее задание,

рейтинговая система оценки (РСО)

Зачет (семестр) – III

Экзамен (семестр) – нет.

Москва 2006

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА В СООТВЕТСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ.

Данное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для подготовки специалистов в высшей школе. Оно адресовано преподавателям и студентам Московского художественно-промышленного института.

В пособии представлены следующие требования к минимуму содержания по дисциплине.

Право: понятие, система, источники. Конституция Российской Федерации — ядро правовой системы. Всеобщая декларация прав человека. Личность, право, правовое государство. Юридическая ответственность и ее виды. Основные отрасли права. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Трудовые отношения. Семья. Договор. Гражданское право. Уголовное правонарушение. Ответственность.

1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Основные цели и задачи заключаются в том, чтобы:

- дать представление об особенностях правового регулирования будущей профессиональной деятельности;
- раскрыть особенности функционирования государства и права в жизни общества; дать представление об основных правовых системах современности;
- определить значение законности и правопорядка в современном обществе;
- познакомить с основополагающими жизненноважными положениями действующей Конституции Российской Федерации - основного закона государства;
- показать особенности федеративного устройства России и системы органов государственной власти Российской Федерации;
- дать базовые знания (представления) по основным отраслям российского законодательства и особенно по тем, с которыми любой гражданин сталкивается в своей повседневной жизни: гражданскому праву, трудовому праву, семейному праву.

1.2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ, ПОЛУЧЕННЫМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ КУРСА, В СООТВЕТСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ.

Курс "Правоведение" имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей. Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза определяется ролью права в обществе, в производственной и иных сферах деятельности человека. Указанные обстоятельства позволяют говорить об особой роли и особом значении дисциплины "Правоведение" для изучения, не только всего блока гуманитарных и социально-экономических наук. В условиях построения в России правового демократического государства каждый гражданин должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, проявлять глубокое уважение к закону, бережно относиться к социальным ценностям правового государства, обладать профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, высоким нравственным сознанием, неотъемлемой составной частью которого должно стать правосознание.
     В российском обществе не должно быть места "правовому нигилизму", черты которого к сожалению, иногда отчетливо проявляются среди молодежи в форме неверия в закон, в справедливость, отсутствия чувства защищенности. Необходимо показать студентам весь существующий арсенал законных средства для защиты своих конституционных и иных прав и интересов а также их конституционный и личный правовой статус, дать представление о том, как в Российской Федерации с помощью правовых норм регулируются общественные отношения, в том числе и в сфере будущей профессиональной деятельности.
       В результате изучения предлагаемого курса студент должен приобрести умения и навыки, которые в обобщенном виде могут быть сформулированы следующим образом:

  • уметь правильно толковать законы и иные нормативные правовые акты;

  • уметь юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

  • уметь принимать решения и совершать действия в точном соответствии с законом;

  • уметь ориентироваться в специальной юридической литературе;

  • уметь четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений;

  • знать основные проблемы правового регулирования сферы своей профессиональной деятельности.

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации.

  • иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права Российской Федерации.

  • знать правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.

  • уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность.

Студент должен знать:

  • определение государства и права, их роль в жизни общества;

  • понятие нормы права и нормативно-правового акта;

  • основные правовые системы современности;

  • источники российского права;

  • понятие закон и подзаконный акт;

  • системы и отрасли российского права;

  • понятие правонарушения и юридической ответственности, значение законности и правопорядка в современном обществе;

  • определение правового государства;

  • основные положения Конституции Российской Федерации;

  • особенности федеративного устройства России, систему органов государственной власти в Российской Федерации;

  • понятие гражданского правоотношения;

  • определение физических и юридических лиц;

  • понятие право собственности;

  • обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение;

  • основные положения наследственного права;

  • правовое регулирование брачно-семейных отношений, взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей, ответственность по семейному праву;

  • понятие трудовой договор (контракт), трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение;

Акцентирование внимания студента на принципиально базовых понятиях и темах курса "Правоведение" осуществляется с помощью графического выделения базовых понятий в тексте лекций, ссылок на словарь терминов и понятий, тренинговых упражнений, направленных на усвоение и проверку знания основных понятий.

2. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ КУРСА

Курс «ПРАВОВЕДЕНИЕ» является органической частью системы дисциплин социально-гуманитарного профиля и предполагает межпредметные связи с историей, социологией, политологией, выполняя интегрирующую функцию в ряду этих учебных дисциплин, помогая студентам осмыслить процесс и результаты их конкретно-практической деятельности.

Учебный курс нацелен на изучение нормативных документов, призван помочь студентам понять роль права в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о нормотворческой деятельности; уметь оценивать и самостоятельно анализировать различные правовые нормы, содействовать становлению профессионального мышления.

Методологическая концепция данного курса построена следующим образом. В приложении представлен лекционный материал, который является дополнением к лекционному курсу, затем на консультационных занятиях он конкретизируется. По итогам занятий проводятся проверочные работы (устные и письменные опросы). Особое внимание уделяется уяснению основных терминов и понятий, на которых базируется изложение материала данного учебного курса. В процессе усвоения материала и при подведении итогов учебного семестра применяется рейтинговая система, которая учитывает посещаемость занятий и итоги промежуточной аттестации.

2.1. РАСЧЕТ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ

Название темы курса

Кол-во-часов

1.

. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА

3

2

Понятие, признаки и формы государства

2

3

Социально-экономические, политические, личные права и свободы

3

4

Система органов государственной власти и местное самоуправление в Российской Федерации

2

5

Понятие гражданского права. Гражданские правоотношения

3

6

Право собственности и иные вещные права. Понятие авторского права

3

7

Обязательства в гражданском праве

3

8

Понятие и источники трудового права

2

9

Законодательство о рекламе.

3

10

Основы уголовного права.

2

11

Основы семейного права.

2

Всего

28

2.2 Содержание самостоятельной работы студентов

Рейтинговая система оценки.

Самостоятельная работа студентов, изучающих курс “Правоведение”, рассматривается как одна из важнейших форм творческой деятельности студентов по преобразованию информации в знания. В структуру самостоятельной работы входит работа студентов на лекциях и над текстом лекции после нее, в частности, при подготовке к контрольной работе и зачету; подготовка к семинарским занятиям (подбор литературы к определенной проблеме; работа над источниками; составление реферативного сообщения или доклада и пр.), а также работа на семинарских занятиях, проблемное проведение которых ориентирует студентов на творческий поиск оптимального решения проблемы, развивает навыки самостоятельного мышления и умения убедительной аргументации собственной позиции. В качестве самостоятельной работы студентов на семинаре рассматривается также участие студентов в подведении итогов семинара и оценка ими выступлений участников семинара.

Важнейшей формой самостоятельной работы студентов является реферативная работа. Студент может выбрать одну из приводимых ниже возможных тем рефератов и, самостоятельно подобрав литературу (3-5 источников), написать реферат. Проверкой усвоения материала служит промежуточное и итоговое тестирование студентов перед сдачей зачёта.

Рейтинговая система оценки (РСО) принята в МХПИ для повышения контроля и улучшения качества образовательного процесса. РСО обеспечивает возможность осуществления эффективного учёта успеваемости и усвоения учебного курса. Принятая для расчёта рейтинга 100-бальная шкала позволяет реально оценить выполнение каждым студентом всех составляющих элементов учебного плана.

Расчёт рейтинга представляет собой сумму баллов, которые набраны в результате семестровой работы. Система РСО и её критерии доводится до каждого студента в начале семестра и оформляется специальным рейтинговым соглашением. В качестве «контрольных точек» в неё закладываются проводимые в течение семестра занятия, выполнение выдаваемых заданий и результаты промежуточного контроля. В качестве примера РСО по данной дисциплине с учётом приведенного далее содержания курса и заданий по промежуточной аттестации может быть использован следующий вариант.

Вариант РСО по праву.

1. Учёт посещаемости лекционных занятий. За 14 занятий (по 4 часа каждое) студент может получить от 0 до 42 баллов, из расчёта 3 балла за занятие.

2. Выполнение заданий по промежуточной аттестации. За три занятия от 0 до 18 балла, из расчёта 1 балл за присутствие и до 5 баллов в виде оценки за каждое занятие.

3. Текущее тестирование на промежуточной аттестации. За три тестирования от 0 до 24 баллов, из расчёта до 8 баллов за тест.

4. Написание реферативной работы, но не более двух за семестр, по 5 баллов за каждую.

5. Написание терминологического диктанта, за каждый из них по 3 балла, но не более двух за семестр.

Максимальный рейтинг по системе равен 100 баллам. Студент, набравший менее 60 баллов, к итоговой аттестации не допускается. Участие в научной конференции добавляет 10 баллов. За каждое пропущенное лекционное занятие студент может написать реферат из перечня предложенных в пособии тем, но не более трёх за семестр, за каждый реферат- до трёх балов. Рейтинг, полученный студентом, учитывается преподавателем во время итоговой аттестации. Например, от 75 до 85 баллов может зачитываться в качестве итоговой оценки «хорошо», 85 баллов и более баллов РСО может зачитываться в качестве итоговой оценки «отлично».

Тематика организуемой самостоятельной работы студентов (СРС)

Форма СРС

Дата

выполнения

Объем самостоятельной работы, час.

Домашнее задание (письменная работа по одной из тем):

  1. Правовые основы федерализма.

  2. Права человека (историко-правовая эволюция понятий).

  3. Современное законодательство РФ в сфере образования.

  4. Избирательное право: понятие, принципы и система.

  5. История развития институтов избирательного права.

  6. Институт референдума в системе народовластия.

  7. Причины преступности в современном обществе: экономические, социальные, психологические.

  8. Организованная преступность в современной России.

  9. Понятие и формы экстремизма и терроризма.

  10. Правовые основы для противодействия экстремистской деятельности на территории Российской Федерации.

  11. Статус суда, его полномочия, судебная система.

  12. «Русская Правда» как исторический памятник возникновения правовых представлений в Древнерусском государстве.

  13. Правосознание и правовая культура.

  14. Основные правовые системы (семьи) -история и современность.

  15. Исторические этапы конституционного развития России.

  16. Противоречия и недоработки в Конституции 1993 года.

  17. Правовое понятие суверенитета.

  18. Федеральное Собрание и законодательный процесс в РФ.

  19. Органы государственной исполнительной власти в РФ.

  20. Правовые принципы и функции местного самоуправления.

  21. Коллективный договор и его содержание.

  22. Трудовой договор (контракт).

  23. Трудовые споры.

  24. Процедура увольнения работника.

  25. Профсоюз как орган защиты прав работника.

  26. Комиссия по трудовым спорам как орган защиты прав работника.

  27. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений.

  28. Право собственности.

  29. Право на результаты творческой деятельности.

  30. Гражданско-правовой договор.

  31. Принципы оплаты и нормирования труда.

  32. Рабочее время и отдых.

  33. Административное правонарушение и административная ответственность.

  34. Положения УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

  35. Преступления в сферах электронно-вычислительной техники и компьютерных технологий.

  36. Земельная собственность.

  37. Защита прав на землю и порядок рассмотрения земельных споров.

  38. Брак, права и обязанности супругов.

  39. Ответственность за правонарушения в области экологии.

  40. Ответственность за нарушения в области налогового законодательства.

В течение семестра

28

3. Содержание курса

Тема 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВА.

Понятие. Признаки права. Структура нормы права. Классификация норм права. Сущность и функции права. Российская система права. Формы (источники) права. Виды источников Нормативные акты и их виды. Систематизация нормативно-правовых актов. Правовая система. Право публичное и частное. Подотрасль права. Понятие и виды социальных норм. Социальные нормы. Мораль. Обычаи. Право. Отличия права и морали.

Контрольные вопросы

  1. Каковы составные элементы определения права?

  2. Зачем необходимо право в современном обществе?

  3. Почему право не может существовать без государства?

  4. Что такое функция права?

  5. Принципы права: понятие, виды

  6. В чем различие технических и социальных норм?

  7. Каковы виды социальных норм?

  8. Что такое мораль как вид социальных норм?

  9. В чем состоят различия между правом и моралью?

  10. Взаимодействие права и морали? Возможны ли между ними противоречия?

  11. Каковы моральные нормы юриста-профессионала?

Нормативные акты и правовая литература

  1. Основы государства и права: Учебное пособие./Под.ред. М. И. Абдулаева. – СПб.: Питер, 2004

  2. Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. - М., 2000.

  3. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М.,1998.

  4. Общая теория права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1999.

  5. Нерсесянц В.С. Теория права и государства. - М., 2001.

  6. Комаров С.А. Теория государства и права. - М., 1998.

  7. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 1999.

Тема 2. Понятие, признаки и формы государства.

Государство. Основные признаки. Признаки правового государства. Утверждение в обществе неотъемлемых прав и свобод человека. Функции государства. Функции российского государства. Формы государства. Абсолютная монархия. Республика: президентская, парламентская, смешанная. Формы государственного устройства. Признаки унитарного государства. Признаки федеративного государства. Политический режим.

Контрольные вопросы

  1. Что представляет собой общество?

  2. Дайте определение понятию "общественно-экономическая формация".

  3. Какие типы общественно-экономических формаций Вам известны?

  4. Раскройте понятие "цивилизация".

  5. Какие типы общества выделяет типология общества, государства и права, осно-ванная на понятии "цивилизация"?

  6. Раскройте понятие "власть".

  7. Что представляет собой политическая власть?

  8. Раскройте характерные особенности власти родового общества.

  9. Раскройте характерные особенности власти раннеклассовых обществ.

  10. Раскройте характерные особенности власти развитой государственности.

  11. Какие теории происхождения государства вы знаете?

  12. В чем суть договорной теории происхождения государства?

  13. Что такое государство?

  14. Что такое суверенитет государства?

  15. Раскройте смысл понятия "легитимность государственной власти".

  16. Какие признаки характеризуют государство?

  17. Какие функции государства Вам известны?

  18. Какие формы правления Вы знаете?

  19. Какие виды и особенности ограниченных монархий Вы знаете?

  20. Какие разновидности республик Вам известны?

  21. Какие существуют формы государственного устройства?

  22. Каковы основные черты унитарного государства?

  23. Чем федерация отличается от конфедерации?

  24. Раскройте содержание понятия "политический режим".

  25. Какие виды политических режимов Вы знаете?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Секция 5 Качество образования и методы его измерения

    Документ
    Авторами проведено измерение коэффициента интеллекта детей с помощью пяти тестов [3], разработанных для детей от 5 до 11 лет, и с помощью теста “Нарисуй человека” [4].

Другие похожие документы..