Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
І світова війна (1914–1918 рр.) – глобальний воєнний конфлікт, що відбувався, насамперед, на теренах Європи. Зіткнення двох блоків держав Троїстого с...полностью>>
'Программа'
Программа аттестационных испытаний на второй и последующие курсы обучения по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» представляет собой переч...полностью>>
'Памятка'
Организовать обеспечение образовательных учреждений, автоматизированными рабочими местами, отвечающим требованиям, изложенным в Приложении № 2 совмес...полностью>>
'Документ'
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательно...полностью>>

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 3,4 курса очной и заочной форм обучения Института психологии, педагогики, социального управления Тюменский государственный университет

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

О.А.Бакиева

Теория и методика обучения изобразительному искусству

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа

для студентов 3,4 курса очной и заочной форм обучения

Института психологии, педагогики, социального управления

Тюменский государственный университет

2009

УДК 741 (075.85)

ББК Щ15я73

Б 124

Б 193

М.Н. Бабенко, О.А. Бакиева. Теория и методика обучения изобразительному искусству: Учебно-методическое пособие для студентов 3,4 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010, 99 стр.

Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, методические указания к семинарским занятиям, дидактический материал для самоконтроля, вопросы для анализа студенческих работ в промежуточных просмотрах, методические указания для студентов при выполнении самостоятельной работы, список литературы.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Теория и методика обучения изобразительному искусству (электронный ресурс). Режим доступа: http://www/umk.utmn/ru., свободный.

Рекомендовано к печати кафедрой изобразительного искусства. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Е.А. Колчанова, к.ф.н., доцент кафедры изобразительного искусства ИППСУ ТюмГУ

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2010.

© Издательство Тюменского государственного университета, 2010.

© М.Н. Бабенко, О.А. Бакиева, 2010.

Пояснительная записка

Курс «Теория и методика обучения изобразительному искусству» на художественно-графическом факультете является одним из ведущих дисциплин в системе художественно-педагогической подготовки студентов 3, 4 курса.

Предмет «Теория и методика обучения изобразительному искусству» связан с задачами изучения истории развития художественного образования с древнейших времен до современного периода, развитие методологии в преподавании изобразительного искусства в комплексе.

Важность учебной дисциплины «Теория и методика обучения изобразительному искусству» связана с формированием у будущих учителей изобразительного искусства знаний в области дидактики и методологии, так как эти знания необходимы для работы в системе образования, они всеобщи и эффективны как специфическое средство формирования социального сознания.

Рабочая программа охватывает 3 важных аспекта:

1) ретроспективный экскурс по истории развития художественного образования с древнейших времен и заканчивая современными тенденциями в области эстетического развития подрастающего поколения;

2) ретроспективный обзор зарождения, становления и эволюции концепций художественного образования в общемировом контексте и в нашей стране;

3) изложение методологических, дидактических особенностей художественного образования в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования.

Теоретические знания, полученные студентами при изучении

этой дисциплины, закрепляются в самостоятельных творческих и научных исследованиях и получают воплощение при защите курсовых, выпускных квалификационных работах.

Цель курса: формирование профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства, развитие художественно- образного мышления, эстетической культуры, чувства стиля и приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для решения психолого-педагогических задач в сфере художественного образования.

Задачи дисциплины:

  • раскрыть социальную природу развития художественного образования; общечеловеческое, национальное и индивидуальное;

  • проследить закономерности становления системы художественного образования в связи с развитием мирового искусства;

  • познакомить студентов с современными методами, приемами и формами учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования;

  • раскрыть принципы государственных и авторских программ по изобразительному искусству;

  • обеспечить методическое сопровождение всех видов педагогических практик.

Предполагаемые результаты изучения курса

Студент должен знать: о предпосылках появления профессии учителя, отечественных и зарубежных школах, занимавшимися формированием художественного образования, основных задачах, которые должен ставить перед собой учитель изобразительного искусства;

- знать программы по изобразительному искусству;

- владеть терминологией, используемой в педагогической практике;

- владеть методами работы при составлении урока, тематического планирования, программы внеклассных занятий по изобразительному искусству.

Студент должен уметь:

  • выявить специфику педагогического метода на основе анализа образовательного процесса;

  • формулировать педагогическую проблему художественного образования, разрабатывать показатели, критерии личностных характеристик формируемых у учащихся в процессе педагогического опыта;

  • организовать и проводить педагогический эксперимент на основе теоретических знаний;

  • владеть методами, приёмами в организации образовательного процесса, во взаимосвязи педагогических задач с содержанием урока изобразительного искусства.

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и методика преподавания изобразительного искусства»

№ п/п

Курс, семестр

Распределение часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная раб.

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

1.

Курс 3, семестр 5

36

8

36

8

66

116

2

Курс 3, семестр 6

34

8

34

8

66

116

2.

Курс 4, семестр 7

18

4

18

4

66

116

Итого

88

20

88

20

198

348

Тематический план

3 курс, 5 семестр

№ п/п

Наименование темы

Лекцион.

занятия

Семинар. занятия

Самост.

работа

Формы

контр.

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Введение в предмет

2

2

2

Социальная природа развития художественного образования; общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании.

2

2

2

4

8

3.

Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте.

2

2

2

8

4.

Методы преподавания в Древней Греции и Древнем Риме. Рисование в средние века.

2

2

2

8

5.

Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования.

2

2

5

8

6

Академическая система художественного образования в XVI XIX веках. Рисование в России XVIII века.

2

2

5

8

7

Рисование как общеобразовательный предмет в общеобразовательных учебных заведениях в XVII - XIX веках. Рисование в общеобразовательных учебных заведениях России XVIII  -XIX веков.

2

2

5

8

8

Художественное образование в XIX веке. Рисование как общеобразовательный предмет на рубеже XIX - XX веков. Преподавание рисования в общеобразовательных учебных заведениях России с конца XIX века до революции 1917 года.

2

2

2

5

8

9

Советский период художественного образования. Художественное образование в первое десятилетие советской власти. Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе 20-х - 30-х годов.

2

2

5

8

10

Становление системы высшего художественно-графического образования.

2

2

2

5

8

11

Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до настоящего времени.

2

2

2

5

8

12

Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации.

2

2

2

5

8

13

Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах ХХ века. ГЕРМАНИЯ

2

2

5

5

14

Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах ХХ века. ЯПОНИЯ

2

2

2

5

15

Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах ХХ века. ИТАЛИЯ

2

2

2

5

16

Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX века.

2

2

2

5

17

Современные проблемы исследования творчества детей

2

2

4

2

8

18

Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей.

2

2

2

5

8

Итого:

36

8

36

8

66

116

экз

экз

Расчет часов по рейтинговой системе оценки успеваемости студентов

№ п/п

Наименование темы

Лекции

Семинарск. занятия

Индивид.

сам. раб.

Итого

часов

по теме

Итого

кол-во

балов

1

2

3

4

5

6

7

МОДУЛЬ 1

1.

Введение в предмет

1

1

2

2

2

Социальная природа развития художественного образования; общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании.

1

1

4

2

6

3.

Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте.

1

2

3

3

6

4.

Методы преподавания в Древней Греции и Древнем Риме. Рисование в средние века.

1

2

4

3

7

5.

Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования.

1

4

4

5

9

ВСЕГО

5

10

15

15

30

МОДУЛЬ 2

6

Академическая система художественного образования в XVI XIX веках. Рисование в России XVIII века.

1

1

2

2

4

7

Рисование как общеобразовательный предмет в общеобразовательных учебных заведениях в XVII - XIX веках. Рисование в общеобразовательных учебных заведениях России XVIII  -XIX веков.

1

1

3

2

5

1

2

3

4

5

6

7

8

Художественное образование в XIX веке. Рисование как общеобразовательный предмет на рубеже XIX - XX веков. Преподавание рисования в общеобразовательных учебных заведениях России с конца XIX века до революции 1917 года.

1

1

3

2

5

9

Советский период художественного образования. Художественное образование в первое десятилетие советской власти. Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе 20-х - 30-х годов.

1

1

3

2

5

10

Становление системы высшего художественно-графического образования.

1

1

3

2

5

11

Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до настоящего времени.

1

1

3

2

5

12

Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации.

1

2

3

3

6

ИТОГО

7

8

20

15

35

МОДУЛЬ 3

13

Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах ХХ века. ГЕРМАНИЯ

1

1

2

2

4

14

Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах ХХ века. ЯПОНИЯ

1

1

2

2

4

15

Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах ХХ века. ИТАЛИЯ

1

1

2

2

4

16

Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX века.

1

2

4

3

7

1

2

3

4

5

6

7

17

Современные проблемы исследования творчества детей

1

2

4

3

7

18

Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей.

1

2

6

3

9

ВСЕГО

6

9

20

15

35

Итого:

18

27

55

35

100

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

№ п/п

Наименование темы

Формы контроля

Итого

кол-во

балов

Прослушивание и конспектир

Отеты на семинаре

Контрольнаая раб.

доклад

презентация

Другие формы

1

2

3

4

5

6

7

МОДУЛЬ 1

1.

Введение в предмет

2

2

2

Социальная природа развития художественного образования; общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании.

1

3

5

3.

Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте.

1

2

5

8

4.

Методы преподавания в Древней Греции и Древнем Риме. Рисование в средние века.

1

2

5

8

5.

Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования.

1

2

5

7

ВСЕГО

6

9

15

30

МОДУЛЬ 2

6

Академическая система художественного образования в XVI XIX веках. Рисование в России XVIII века.

1

3

4

7

Рисование как общеобразовательный предмет в общеобразовательных учебных заведениях в XVII - XIX веках. Рисование в общеобразовательных учебных заведениях России XVIII  -XIX веков.

1

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

Художественное образование в XIX веке. Рисование как общеобразовательный предмет на рубеже XIX - XX веков. Преподавание рисования в общеобразовательных учебных заведениях России с конца XIX века до революции 1917 года.

1

4

5

9

Советский период художественного образования. Художественное образование в первое десятилетие советской власти. Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе 20-х - 30-х годов.

1

4

5

10

Становление системы высшего художественно-графического образования.

1

4

5

11

Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до настоящего времени.

1

2

2

5

12

Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации.

1

2

3

6

ИТОГО

7

15

2

11

35

МОДУЛЬ 3

13

Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах ХХ века. ГЕРМАНИЯ

1

3

4

14

Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах ХХ века. ЯПОНИЯ

1

3

4

15

Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах ХХ века. ИТАЛИЯ

1

3

4

16

Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX века.

1

2

4

7

1

2

3

4

5

6

7

17

Современные проблемы исследования творчества детей

1

2

4

3

7

18

Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей.

1

2

3

6

9

ВСЕГО

6

6

7

22

35

Итого:

18

30

9

54

100

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция №1 Введение в предмет



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной форм обучения Института психологии, педагогики, социального управления Тюменский государственный университет

    Учебно-методический комплекс
    Е.А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602.
  2. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 3 курса очной и заочной форм обучения Института психологии, педагогики, социального управления Тюменский государственный университет

    Учебно-методический комплекс
    Е.А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 3 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602.
  3. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и заочной форм обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    О.А.Мальцева. "Психологическое консультирование: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения Института психологии, педагогики ,социального
  4. Учебно-методический комплекс для студентов 4-5 курсов очной формы обучения специальностей 020401. 65 «География»

    Учебно-методический комплекс
    Муравьев И.Б., Симонов С.А. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 4-5 курсов очной и заочной формы обучения специальностей 020401.
  5. Комплексная программа научно-исследовательских работ уро рао «образование в уральском регионе: научные основы развития и инноваций»

    Программа
    Те­ма­ти­ка про­ек­тной де­ятель­нос­ти по прог­рам­ме«Об­ра­зо­ва­ние в Уральском ре­ги­оне:на­уч­ные ос­но­вы раз­ви­тия и ин­но­ва­ций»2011–2013 гг.

Другие похожие документы..