Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Защита диссертации состоится «11» декабря 2008г. в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.151.03 при Московском государственном униве...полностью>>
'Закон'
Господарський кодекс України встановлює відповідно до Конституції України правові основи господарської діяльності (господарювання), яка базується на ...полностью>>
'Бизнес-план'
Планируется построить предприятие химической промышленности мощностью 120 тыс. тонн продукции в год. Годовой объем продукции в оптовых ценах 70 млн. ...полностью>>
'Документ'
ТУРБОВСКОЙЯ.С, САДОВНИЧИЙ В.А., ЖИРИНОВСКИЙ В. В., ШУДЕГОВВ.Е., ДУХАНИНА Л. Н, НИКАНДРОВ Н.Д.,КОНДАКОВ А.М., ИЛЮШИН Л.С, ЮДИНА НС, НАЙДЕНОВА 3. Г., НИ...полностью>>

Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» для направления «Филология» (магистратура «Теория и практика речевой коммуникации») Филологический факультет

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

декан филологического факультета

_________________Н.А. Кузнецова

«____» __________________2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Основы теории коммуникации»

для направления «Филология» (магистратура «Теория и практика речевой коммуникации»)

Филологический факультет

Кафедра современного русского языка и речевой коммуникации

курс 2

Семестр 1-2

Лекции 36 часов

Семинарские занятия 20 часов

Всего 56 часов

Самостоятельная работа 46 часов

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС 102 часов

2009 г.

Рабочая программа составлена на основании типовой программы.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры современного русского языка и речевой коммуникации __08 мая 2009 г.____________(протокол № 3)

И.О.Заведующего кафедрой ________________А.А. Чувакин

Одобрено методической комиссией филологического факультета

«____»____________________2009 г.

Председатель комиссии ____________________

Рабочая программа

курса «Основы теории коммуникации»

Введение

Курс «Основы теории коммуникации» предназначен для студентов магистатуры по специализации «Теория и практика речевой коммуникации». Курс входи в число дисциплин национально-регионального компонента.

Формы контроля: учет текущей успеваемости по участию в семинарских занятиях, в 1-м семестре – зачет, во 2-м семестре – итоговый экзамен.

Цели и задачи дисциплины

Коммуникация является необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. По этой причине коммуникация выступает предметом исследовательского интереса самых разных научных направлений гуманитарного, естественнонаучного и технического профиля. Поскольку коммуникативная проблематика весьма разнообразна и широка, в конце ХХ в. возникла необходимость в формировании общей теории коммуникации и, в ее рамках, теории социальной коммуникации. Как отмечают авторы учебника «Основы теории коммуникации» под редакцией проф. М.А. Василика (М., 2005), «теория коммуникация –сравнительно молодая область научного знания, которая стала обретать статус самостоятельной академической дисциплины в нашей стране лишь в последнее десятилетие» (с.9).

В качестве вузовской дисциплины «Основы теории коммуникации» (также под номинациями «Теория социальной коммуникации», «Коммуникативистика», «Коммуникология», «Введение в теорию коммуникации») существует лишь несколько лет, т.е. не входит в число традиционных и устоявшихся, в отличие от университетов Европы и США, где уже сложились определенные традиции ее преподавания.

Однако, несмотря на свою молодость, курс «Основы теории коммуникации», в силу своей фундаментальности и многоаспектности, претендует на прочные методологические и междисциплинарные позиции в современных образовательных программах. Сегодня, в информационном обществе, коммуникативная компетентность личности чрезвычайно востребована – в системе профессиональной подготовки специалиста она выступает одним из приоритетов. Специальность «Связи с общественностью» характеризуется как коммуникативно ориентированная профессия, профессия с высокой речевой ответственностью: это означает, что будущий специалист в области социальных технологий обязательно должен хорошо ориентироваться в основных подходах к пониманию сущности, функций, сфер коммуникации в обществе, а также уметь правильно общаться и взаимодействовать с людьми. Авторы монографии «Психологические основы «паблик рилейшнз»» Е.Н. Богданов и В. Г. Зазыкин (2-е издание, СПб., 2003) в системе профессиональной компетентности PR-специалиста одной из важнейших составляющих называют именно коммуникативную компетентность, проявляющуюся «в знании факторов эффективности делового общения, умении осуществлять различные виды коммуникаций и психологического воздействия» (с.179). Коммуникативная компетентность находится в одном ряду с психологической (человековедческой), конфликтологической и управленческой компетентностью.

Цель курса – всесторонне рассмотреть феномен социальной коммуникации.

Задачи курса:

1.Систематизированное изложение основ теории коммуникации в широком научном контексте, включающем методологические, философские, социопсихологические, семиотические, лингвистические аспекты;

2.Освоение студентами базового научного аппарата современной коммуникативистики, методов исследования коммуникации;

3.Знакомство с основными уровнями социальной коммуникации, спецификой коммуникаций в различных сферах социальной жизни;

4.Акцентирование прагматических аспектов вербальной (устной и письменной) и невербальной коммуникации;

5.Выработка у студентов умений и навыков эффективного взаимодействия, определяющих высокий уровень коммуникативной компетентности в сферах профессионально ориентированной и бытовой коммуникации.

Краткое содержание дисциплины*

Теория коммуникации как научная и учебная дисциплина. Объект и предмет теории коммуникации. Междисциплинарный характер теории коммуникации.

Информация и информационная деятельность. Социальная информация.

Антропогенез и социальная коммуникация. Исторические этапы в развитии коммуникаций. Формирование информационного общества.

Теоретические концепции и модели коммуникации.

Коммуникация как процесс и структура.

Семиотика коммуникации.

Виды коммуникации: вербальная и невербальная коммуникация.

Субъекты коммуникации: адресат и адресант. Языковая и коммуникативная личность.

Уровни коммуникации.

Динамика коммуникативных процессов в современной России. Новые коммуникативные технологии и профессии.

*Краткая программа дисциплины составлена в соответствии с образовательным стандартом.

Распределение материала по лекционным занятиям

Тема 1 (2 часа)

Теория коммуникации как научная и учебная дисциплина

Диверсификация понятия коммуникация: универсальное, техническое, биологическое, социальное определения.

Коммуникативные аспекты различных научных дисциплин: гуманитарных (философия, психология, социология, лингвистика, семиотика, культурология), естественных (биология) и технических (кибернетика) наук. Интегративный характер теории коммуникации.

Аспекты теории социальной коммуникации: онтологический (связанный с сущностью объекта, факторами формирования объекта), гносеологический (связанный с обоснованием предмета исследования и формулировкой проблематики дисциплины), методологический (связанный со способами исследования объекта) и функциональный (связанный с использованием результатов исследования объекта).

Объект и предмет теории социальной коммуникации.

Законы коммуникации: закон возрастания коммуникативных потребностей людей; закон ускорения и увеличения объема информационного обмена; закон системной организации и упорядочения структур посредством коммуникации; закон устойчивого воспроизводства сложившихся коммуникативных связей в природе и закон расширенного воспроизводства коммуникативных связей в обществе.

Условия («законы») коммуникации: наличие не менее 2-х сторон-участников взаимодействия («закон двусторонности процесса»), знаковый характер взаимодействия («закон семиотичности»), наличие обратной связи («закон обратной связи»), наличие общего основания кодирования/декодирования («закон общности кода»), несовпадение информационных потенциалов взаимодействующих систем («закон гетерогенности коммуникативных систем»), наличие локуса функционирования («закон локализации»).

Категориальный аппарат теории социальной коммуникации: коммуникативная/речевая деятельность, коммуникация/общение, функции коммуникации, общение: коммуникация, интеракция, перцепция; информация, коммуникативное пространство, коммуникативное время.

Методы теории коммуникации: общенаучные (моделирование, системно-структурный подход, сравнительно-исторический метод) и частнонаучные (контент-анализ, интент-анализ, дискурс-анализ, метод социометрии и др.) методы.

Функции теории коммуникации: познавательная, методологическая, прогностическая, инструментальная.

@ Информационная поддержка:

Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005. Глава 1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина. С. 9-62.

Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1997. Глава I. Основы теории социальной коммуникации. С. 18-38. Глава XIII. Методология и методы. С. 273-300.

Макаров М. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. С. 15-33.

Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник. М.: Экзамен, 2005. 528 с.

Тема 2 (4 часа)

Информация и информационная деятельность

Информация, различные подходы к толкованию: философский, физико-биологический, формально-математический, социологический. Виды информации: физическая, биологическая, социальная.

Социальная (социокультурная) информация. Семантическая (фактуальная и концептуальная) и эстетическая информация. Фундаментальная, структурная и оперативная информация. Классификация информации по степени мультиплицированности: индивидуальная, специальная, массовая. Социальный факт и социальный процесс как источники социальной информации. Способы передачи и использования социальной информации.

Понятие информационной деятельности. Избыточность и селективность информации. Асимметричные и симметричные способы оперирования информацией.

Усложнение информационного обмена в обществе. Традиционные и дистанционные способы информационной трансляции. Информационные факторы в современном обществе. Информационный бум. Определение информационного общества как определенной стадии развития цивилизации (Е. Масуда, Д. Белл, Э. Тоффлер).

Проблема информационной безопасности общества. Информационная война, ее технологии. Основные направления и методы обеспечения информационной безопасности общества и личности на современном этапе (информационной экологии).

@ Информационная поддержка:

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. 336 с.

Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Туров И.С., Черный А.И. Инфосфера: информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. М.: ВИНИТИ, 1996. 489 с.

Афанасьев Г.В. Социальная информация. М., 1994.

Ващекин Н.П. Философские аспекты информатизации общества // Философские науки. 1986. № 7. С. 14-22.

Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности. М., 1998.

Коган В.З. Качество информации и мир инфологем (фрагменты теории) // Проблемы инфовзаимодействия. Новосибирск, 1993. С. 10-39.

Костин Н.А. Теория информационной борьбы. М., 1996.

Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 2000.

Панарин И.Н. Информационная война и выборы. М.: Издательский Дом «Городец», 2003. 416 с.

Проблемы информациологии и мирового информационного сообщества. М., 1997.

Расторгуев С.П. Информационная война. М., 1998.

Соколов А.В., Манкевич А.И. Информатика в перспективе (К вопросу о классификации видов информации в системе наук коммуникационного цикла) // НТИ. Сер. 2. № 10. М., 1971. С. 5-9.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. М.: Издательский дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива». 2002. Теория «информационного общества». С. 30-32; Глава 7. Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах. С. 128-154.

Цымбал Л.А. Синергетика информационных процессов. М., 1995.

Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. М., 1996. 226 с.

Юзвишин И.И. Основы информациологии. М.: Международное издательство «Информациология»; Высшая школа, 2000. 517 с.

Юзвишин И.И. Энциклопедия информациологии. М.: Информациология, 2000. 467 с.

Юзвишин И.И., Евреинов Э.В., Харитон А.Г., Салик М. Современное информациологическое мировоззрение и информациогенно-вакуумная картина мироздания. М., 1998.

Тема 3 (2 часа)

Концепции и модели коммуникации

Проблемы коммуникации в науке XX-ХХ1 века. «Дискурсивный поворот» в исследовании коммуникации. Коммуникация и язык в механистической (технократической) и деятельностной (интеракционистской) научной парадигме. Информационно-кодовые (Г. Лассуэлл, К. Шеннон-У. Уиверр, Н. Винер) и интеракционные модели коммуникации (Т. Ньюкомб, Э. Гоффман, Д. Шиффрин).

@ Информационная поддержка:

Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце ХХ века // Язык и наука конца 20 века / Под ред. Ю.С. Степанова. М., 1995. С. 239-320.

Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. Лекция 1. Происхождение коммуникативной деятельности. Лекция 2. Модели коммуникации и коммуникативного акта.

Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине ХХ века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука конца 20 века / Под ред. Ю.С. Степанова. М., 1995. С. 144-238.

Макаров М. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. Глава 1. Философско-методологические основания дискурс-анализа. С. 15-49.

Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX- XX вв. М., 1993.

Степанов Ю.С. Изменчивый «образ языка» в науке ХХ века // Язык и наука конца 20 века / Под ред. Ю.С. Степанова. М., 1995. С. 7-33.

Тема 4 (4 часа)

Коммуникация как процесс и структура

Коммуникативный процесс: проблемы производства, кодирования, распространения, приема, декодирования и использования информации. Рациональная (волевая, произвольная) и импульсивная (спонтанная, непроизвольная, помимовольная) коммуникация. Коммуникативная деятельность и поведение.

Основные элементы коммуникативной структуры: источник сообщения (адресант, отправитель, коммуникатор), получатель сообщения (адресат, респондент, аудитория), мотив (цель) взаимодействия, сообщение, канал, код (язык), контекст (коммуникативная ситуация), обратная связь, шум (барьер).

@ Информационная поддержка:

Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие. М.: ИД «Форум», ИНФРА-М, 2006. 2.1. Общение как обмен информацией (коммуникация). С. 25-42.

Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. Лекция 3. Типология коммуникации.

Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005. Глава 3. Коммуникационный процесс. С.126-162.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. М.: Издательский дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива». 2002. Глава 3. Коммуникативные процессы. С. 30-32; Глава 6. Аудитория коммуникации. 6.2. Барьеры коммуникации и искажение информации. С. 117-127.

Тема 5 (4 часа)

Средства коммуникации

Знаковость (семиотичность) социальной коммуникации. Ключевые понятия семиотики: знак, знаковая система, семиозис. Билатеральность знака. Теория асимметричного дуализма С.О. Карцевского. Значение и значимость. Значение и смысл. Произвольность/мотивированность знака. Оппозиционность знака. Кумулятивность знака. Принцип системной конгруэнтности знака. Семиотическая триада: синтактика, семантика, прагматика. Типология знаков в концепции Ч. Пирса-Ч. Морриса: иконы, индексы, символы. Знаковые системы в онтогенезе и филогенезе (концепция А. Соломоника). Гомогенные и синкретические знаковые системы.

Структурно-семиотический и постструктуральный подходы к анализу знаковых систем. Принципы и понятия структурного анализа: оппозиция и дифференциация, инвариант и варианты, структура и доминанта, синхрония и диахрония. Принципы и понятия постструктурального подхода: преодоление принципа структурности, понятие поля и сети.

@ Информационная поддержка:

Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М.: Издательство политической литературы, 1968.

Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. Лекция 5. Семиотика коммуникации.

Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1997. Глава IV. Уровни коммуникации. Семиотический уровень. С. 84-101.

Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или Азбука общения. М., 1997.

Лотман Ю.М. Люди и знаки // Семиосфера. СПб.: Искусство – СПб., 2000.

Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Семиотика и искусствометрия. М., 1977.

Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971.

Чертов Л. Знаковость. СПб: СПБГУ, 1993. 378 с.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. М.: Издательский дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива». 2002. Глава 5. Содержание, средства и язык коммуникации. С. 104-112.

Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. Глава 6. Семиотика коммуникаций. С. 33-41. Глава 10. Структурализм и коммуникации. С. 54-64.

Тема 6 (6 часов)

Виды коммуникации по семиотическому основанию

Невербальная коммуникация, ее сущность и функции. Подсистемы невербальной семиотики: паралингвистика (вокалика, звуковые коды коммуникации), кинесика (кинетические коды, жестовые и мимические языки), окулесика (язык глаз), гаптика (хаптика, такесика, тактильные языки), ольфакция (ольфактика, язык запахов), проксемика (пространственные коды), хронемика (хрономика; временные, темпоральные коды), системология (артефактика, предметные коды, язык вещей), эстетика (цвет, музыка). Сходства и различия вербальных и невербальных кодов. Проблема выделения единиц невербалики. Феномен межкодовой неконгруэнтности (рассогласованности). Концепция о невербальной утечке информации (П. Экманн, У. Фризен). Невербальные маркеры лжи и неискренности. Социальная и национально-культурная специфика невербальной коммуникации. Молчание как феномен коммуникации и культуры. Прагматическая направленность анализа невербальных систем.

Вербальная коммуникация. Место естественного (вербального) языка среди других знаковых систем. Дихотомия язык/речь. Единицы языка/речи. Речевое общение как способ коммуникации. Речевой акт и коммуникативный акт. Теория речевых актов. Речевой акт (речевое действие) и речевое поведение. Трехуровневость речевого акта: локуция, иллокуция, перлокуция. Типология речевых актов по их целенаправленности (классический и усложненный варианты). Прямые и косвенные (непрямые) речевые акты. Понятие речевой импликатуры. Высказывание, текст и дискурс. Креолизованные (поликодовые) тексты.

@ Информационная поддержка:

Дементьев В.В. Непрямая коммуникация. М.: Гнозис, 2006. 376 с.

Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1997. Глава V. Лингвистический (языковой) и металингвистический (метаязыковой) уровни. С. 102-119. Глава VI. Паралингвистический уровень. С. 120-142. Глава VII. Синтетический уровень. С. 143-163.

Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.

Кронгауз М.А. Семантика: Учебник для лингвистических факультетов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. Глава 22. Теория речевых актов. С. 282-293.

Кубрякова Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике // Дискурс, речь и речевая деятельность: функциональный и структурный аспекты: Сборник обзоров. М., 2000.

Лабунская В.А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 1994.

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 608 с.

Макаров М. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. Глава 5. Дискурс как структура и как процесс: единицы и категории. 5.1. Речевые акты в анализе языкового сообщения. С. 162-174.

Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2002. Глава I. Речь в межличностных и общественных отношениях. С. 8-51.

Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М., 1986.

Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. Часть II. Формы и уровни коммуникации. Глава 12. Вербальная форма коммуникации. С. 72-77. Глава 13. Невербальные коммуникации. С. 77-84.

Тема 7 (4 часов)

Субъекты коммуникации

Субъекты коммуникации: адресант (говорящий/пишущий, передающая инстанция, генератор информации, продуциент, отправитель) и адресат (слушающий/читающий, принимающая инстанция, «потребитель» информации, воспринимающий, реципиент, получатель, реагент).

Адресант, его коммуникативные функции: инициация и идентификация коммуникативного акта. Ошибки идентификации (нерелевантность коммуникативного акта): неуместность (нарушение пространственных условий коммуникации – неуместность места), несвоевременность (нарушение временны´х условий коммуникации – неуместность во времени), дисбалансированность (нарушение баланса адресации – неуместность адресации), дезориентированность (неуместность информации) коммуникативного акта.

Адресат, его коммуникативные функции: активное участие в структурировании коммуникативного акта, воздействие на речевую ситуацию. Типичные коммуникативные стратегии адресата в а) неожидаемых коммуникативных актах, б) ожидаемых коммуникативных актах.

Аудитория, ее виды. Характеристики массовой и специализированной аудитории как приемника информации. Отбор информации для аудитории с учетом ее актуальности, коммуникативных норм и правил, социальной, профессиональной и иной ориентированности аудитории. Целевая аудитория.

Понятие интеракции. Проблема понимания и множественности интерпретаций.

Коммуникативный акт – минимальная единица взаимодействия субъектов коммуникации (диалогическое единство). Коммуникативная установка, коммуникативное намерение (интенция), коммуникативная цель. Коммуникативная стратегия и тактика, их составляющие.

Языковая личность: лингво-психологическая сущность. Модель языковой личности Ю.Н. Караулова: вербально-семантический (лексикон), когнитивный (тезаурус) и мотивационный (прагматикон) уровни. Национально-культурный, социальный и психологический факторы формирования языковой личности. «Портрет» языковой личности: лингво-психологические доминанты. Национальная языковая личность: русская языковая личность.

Коммуникативная личность. Модель коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный уровни. Коммуникация и индивидуальные психологические особенности человека. Коммуникабельность, харизматичность, способность к кооперации в речевом поведении как индивидуальные параметры коммуникативной личности. Типы коммуникантов по способности к кооперации в речевом поведении: конфликтный, центрированный, кооперативный. Коммуникативные стили.

Языковая и коммуникативная компетенции. Языковые и коммуникативные качества речи как одно из условий оптимального взаимодействия: целесообразность, богатство речи, правильность, точность, чистота, логичность, выразительность, красота, уместность. «Идеальный» коммуникатор: к вопросу о национальном риторическом идеале.

@ Информационная поддержка:

Богданов В.В. Коммуникативная компетенция и коммуникативное лидерство // Язык, дискурс и личность. Тверь, 1990. С. 26-31.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993.

Демьянков В.З. Понимание как интерпретирующая деятельность // Вопросы языкознания. 1983. № 6. С. 58-67.

Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие. М.: ИД «Форум», ИНФРА-М, 2006. Глава 5. Общение и индивидуальные особенности человека. С. 116-129.

Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск: ОмГУ, 1999. 285 с.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 261 с.

Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия: Учебное пособие для университетов и институтов. М.: РИПОЛ КЛАССИК. 2002. С. 195-254.

Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1997. Глава II. Социологические доминанты коммуникации. С. 39-67. Глава VIII. Коммуникативная личность. С. 164-177.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. М.: Издательский дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива». 2002. Глава 4. Коммуникаторы и коммуниканты как субъекты коммуникации. С. 93-103.

Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Дом педагогики, 2000. 544 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы вступительных испытаний*, проводимых Кубгу самостоятельно Программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ»

    Программа
    Программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «Математический анализ», «Теория функций комплексного переменного» и «Функциональный анализ»
  2. Рабочая программа учебной дисциплины моделирование учебного процесса преподавания иностранных языков в вузе наименование дисциплины (модуля)

    Рабочая программа
    Цель освоения дисциплины «Моделирование учебного процесса преподавания иностранных языков в вузе» - научить разрабатывать авторские программы курсов изучения иностранных языков с учетом потребностей образовательной среды на модульной основе.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Русская ономастика: онтология и ментальность Для подготовки магистра по профессиональной образовательной программе 031001.

    Учебно-методический комплекс
    Для подготовки магистра по профессиональной образовательной программе 031001.62 – «Филология» по направлению 031001 – «Филология». Специализация «Русский язык»
  4. Программы учебных курсов по дисциплине «русский язык как иностранный» для студентов, аспирантов и стажеров

    Документ
    Качество подготовки специалистов, его соответствие российским и международным образовательным стандартам призваны обеспечить Государственные образовательные стандарты по русскому языку как иностранному (РКИ), которые были разработаны
  5. Итоговый отчет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный университет» по результатам реализации инновационной образовательной программы

    Публичный отчет
    «Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета в соответствии с потребностями информационного общества»

Другие похожие документы..