Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Этой осенью проходил  у нас народный праздник «День призывника». И хоть тяги к играм в стиле милитари давно уже не испытываю, по долгу службы отправи...полностью>>
'Документ'
XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей «Интеллектуальный потенциал вузов – на развитие Даль...полностью>>
'Документ'
Про затвердження Порядку заповнення граф вантажної митної декларації відповідно до митних режимів експорту, імпорту, транзиту, тимчасового ввезення (...полностью>>
'Реферат'
Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования. В связи с этим к реферату должны предъявляться требования...полностью>>

Программа дисциплины психология творческой личности автор: д психол н., проф. Семенов И. Н. Утверждена умс одобрена на заседании кафедры

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет психологии

Программа дисциплины

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Автор: д.психол.н., проф. Семенов И.Н.

Утверждена УМС Одобрена на заседании кафедры

Секция “Психология”

Председатель психологии личности

___________В.А.Штроо

Зав.кафедрой________Е.Б.Старовойтенко

“____”________20__г. “_____”______________20__г.

Утверждено УС факультета

Психологии

Ученый секретарь

Е.Б.Старовойтенко

________________________

«__»____________20__г.

Москва – 2010

Требования к студентам:

Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины – знание основ философии, культурологии, социологии, общей, возрастной, педагогической, социальной, организационной психологии и психологии личности и индивидуальности, знакомство с основными терминами и понятиями в области психологии, гуманитарного знания и общественных наук.

Пояснительная записка

Психология – научная дисциплина, вскрывающая фундаментальные закономерности и всеобъемлющие механизмы внутреннего, субъективного мира человека и его поведения, трудовой деятельности, отношения к окружающему миру. Психология сочетает в себе фундаментальные (теоретические и экспериментальные) и прикладные аспекты, выявляющие детерминанты психической активности человека, способы психологического воздействия и коррекции поведения личности в различных, в т.ч. в экстремальных ситуациях.

В основу курса положены представления о творческой природе человеческой психики, которая рассматривается как способ и своеобразный инструмент познания действительности, решения творческой личностью нестандартных задач и проблем человеческой деятельности, как механизм не только отражения, но и творческого порождения действительности. Именно индивидуальное своеобразие и творческая активность человека как личности и субъекта продуктивной профессиональной деятельности является существенным ресурсом инновационного развития общества.

Предлагаемая Программа обучения раскрывает основные понятия и принципы психологии творческой личности, ее методологию и феноменологию, законы и правила, содержание внутреннего мира человека-творца и особенности его продуктивной деятельности и креативной индивидуальности как субъекта социальных инноваций, преодолевающих инерционность традиций и создающих новаторские произведения в сфере духовного и материального производства, несущих новые ценности и прогрессивные нормы развития социально-экономической практики.

Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. И практ. занятия

1

Научная актуальность и

практическая значимость психологи творческой

личности

6

2

4

2

Место психологии творческой личности во взаимодействии с науками о человеке и

обществе

6

2

4

3

Объект, предмет и

проблемное поле психологии творческой личности

6

2

4

4

Научные ориентации и

тезаурус психологии

творческой личности

6

2

4

5

Теоретические подходы и

методы психологии

творческой личности

6

2

4

6

Философско-методологические основы психологии творческой

личности

6

2

4

7

История научного изучения творчества и творческой

личности

6

2

4

8

Психология творчества и его интеллектуально-личностные аспекты

6

2

4

9

Продуктивное мышление и интуиция творческой

личности

6

2

4

10

Вдохновение, воображение и фантазия в структуре

творческого процесса

6

2

4

11

Градация природных

предпосылок и

социокультурный

масштаб творческой личности

6

2

4

12

Личность как субъект

творческого бытия и

инновационной деятельности

6

2

4

13

Возрастное и

профессиональное развитие

творческой личности

6

2

4

14

Самосознание и рефлексия

творческой личности

6

2

4

15

Индивидуальность, характер и воля творческой личности

6

2

4

16

Сферы творческой

деятельности личности

6

2

4

17

Психологическое своеобразие выдающихся творческих

личностей

6

2

4

18

Прикладные аспекты

развития творческой

личности как человеческого капитала

6

2

4

Итого:

108

20

16

72

Базовый учебник

Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности. М. Прогресс. 1990 – 187 с.

Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой

индивидуальности.- М. РАГС. 2005

Иванюк Т.И. Творчество и личность. М. ТОР. 2006. – 319 с.

Формы контроля:

  • Текущий контроль: посещение семинаров;

  • Промежуточный контроль: реферат;

  • Итоговый контроль: зачет;

  • Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Работа на семинарах

Реферат

Зачет

Оитог = Осем.* 0,3 + Ореф * 0,3 + Озач * 0,4

Содержание программы

ТЕМА 1.

Научная актуальность и практическая значимость психологии творческой личности

Творчество как мировая загадка бытия. Тайны творчества и творческой личности. Творчество как источник прогресса общества и ценность развития культуры. Социально-экономическая потребность общества в инновациях, творческих открытиях и произведениях. Творческая личность как субъект инновационной деятельности. Творчество как компонент человеческого капитала и как высшая ступень профессионального мастерства. Актуальность психологического изучения развития творческой личности. Роль психологического знания о творчестве в обеспечении инновационной деятельности и социальной успешности творческой личности.

Основная литература

Иванюк Т.И. Творчество и личность. М. ТОР. 2006

Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза. НМЦ. 1994. С.81-100

Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М. ХЛ. 1985. С. 3-61

Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. М. Флинта. 2007. с. 481-492

Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.Наука. 1990

Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М. Академический проект. 2007. с.4-26

Семенов И.Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика //Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. N 4

Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности. М. 2009

Дополнительная литература

Петровский В.А. Психология неадаптаивной активности. М. Горбунок. 1992. С. 107-213

Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. (ред.). Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. М. ФО. 1988

Пономарев Я.А., Семенов И.Н и др. Тенденции развития психологии творчества //Психологический журнал. 1989. N 3

Семенов И.Н. Рефлексивная психология, акмеология, педагогика как средства возрождения образовательной системы //Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы. Ч. 2. М. Московский психо-социальный институт. 2009. С. 338-348

Семенов И.Н. Здравоохранение: рефлексивная психология и человеческий капитал. Пропедевтика //Главный врач: хозяйство и право. 2007. N 3

Социальные отклонения. Введение в общую теорию. М.1984. С 105-109; 198-208

ТЕМА 2.

Место психологии творческой личности во взаимодействии

наук о человеке и обществе

Психология творческой личности во взаимодействии с психологией личности и психологией творчества. Изучение философских основ психологии творческой личности философией человека, философией творчества, философией культуры, философией науки, философией техники. Изучение природных предпосылок творчества психогенетикой, психофизиологией и дифференциальной психологией. Изучение социальных условий развития творческой личности историей, культурологией, социологией, социальной психологией, психологией культуры. Изучение общепсихологических закономерностей развития творческой личности психологией творчества, психологией деятельности, возрастной психологией, психологией личности, психологией индивидуальности, персонологией и акмеологией. Изучение прикладных аспектов развития творческой личности психологией развития, психологией труда, педагогической психологией, организационной психологией, психологией управления и менеджмента.

Основная литература

Журавлев А.Л., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: школа Я.А.Пономарева. /Под ред. Д.В. Ушакова. М. ИП РАН. 2006.

Пономарев Я.А. Психология творчества. М. Наука. 1976. с. 62-133

Семенов И.Н. Рефлексивная психология и рефлексивная психология творчества: принцип дополнительности в развитии творчества // Гуманизация образования. 2005. N 2

Семенов И.Н., Степанов С.Ю. //Наука – о человеке /Под ред. Б.Ф.Ломова и др. М. ИП РАН. 1990

Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. М. Талисман. 1995

Дополнительная литература

Иванюк Т.И. Творчество и личность. М. ТОР. 2006

Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза. НМЦ. 1994

Семенов И.Н. Серебряный век как социокультурное пространство творчества и психолого-акмеологического изучения его индивидуальности и авторефлексии //История отечественной и мировой психологической мысли /Под ред. В.А.Кольцовой и др. М. ИП РАН. 2006

ТЕМА 3.

Объект, предмет и проблемное поле психологии творческой личности

Науковедческий статус психологии творческой личности как становящейся научной дисциплины. Эшелоны публикаций по психологии творческой личности и вехи ее становления как области знаний. Гносеологический статус психологии творческой личности и ее место в человекознании как фундаментально-прикладной науки. Объект и предмет психологии творческой личности. Тезаурус основных понятий психологии творческой личности. Проблемное поле психологии творческой личности. Изучение природы творческой личности. Изучение социокультурной обусловленности развития творческой личности. Изучение психических процессов, состояний творческой личности, ее структуры и механизмов развития. Изучение закономерностей онтогенеза творческой личности. Изучение градации творческой личности по задаткам, способностям, одаренности. Изучение механизмов творческой деятельности и особенностей творческой индивидуальности человека. Изучение высших форм развития творческой личности и ее социальной успешности.

Основная литература

Аникина В.Г., Коваль Н.А., Семенов И.Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. Тамбов. ТГУ. 2002

Арнаудов М. Психология литературного творчества. М. Прогресс. 1970. С. 5-49

Деркач А.А., Семенов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. М. РАГС. 2005

Иванюк Т.И. Творчество и личность. М. ТОР. 2006

Пономарев Я.А. Психология творчества. М. Наука. 1976. С.31-61

Дополнительная литература

Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М. Наука. 1990



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Психология творческой личности» для направления 030300. 62- «Психология» подготовки бакалавра Авторы: д психол н., проф. Агапов В. С., преп. Исаева А. Н

    Программа дисциплины
    Дисциплина «Психология творческой личности» ориентирована на подготовку бакалавров по направлению «Психология». В контексте данного курса учитываются знания студента по общей психологии, психологии личности, психологии развития, истории
  2. Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Методология исследований в персонологии»

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Методология исследований в персонологии» для направления 030300.
  3. Концепция в. М. Бехтерева. Коллективная рефлексология. Данные эксперимента в области коллективной рефлексологии. Комментарии и примечания. Социально-психологическая

    Документ
    рассматривает всю совокупность психических явлений и форм человеческого поведения на основе понятия рефлекс.
  4. Текст взят с психологического сайта (31)

    Документ
    Составитель Ю,И, Фролов, кандидат психологических наук* доцент факультета психологии Московского государственного университета им» Ломоносова. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
  5. «Разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности»

    Книга
    Цель исследований – разработка моделей и образцов стандартов для бакалавров и магистров по специальности с учетом отечественного и международного опыта и потребностей рынка труда.

Другие похожие документы..