Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Рабочая программа по предмету «Биология» 5 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная русско - татарская школа №124»
Советского района г. Казани
РАССМОТРЕНО Методическим объединением учителей естественно-математического цикла _______/Гарифуллина С.А./ Протокол №___ от «___» __________2011г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе _________/Козловская В.Р./ «___»___________2011г. | УТВЕРЖДАЮ И.о директора МОУ «СОШ №124» _________ /Козловская В.Р./ «___»___________2011г. |
Рабочая программа
по предмету
«Биология»
5 класс
на 2011 – 2012 учебный год
Составитель:
учитель биологии первой квалификационной категории,
Ф.Р.Хасанова.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс.
Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.,»Дрофа» 2003г.
Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для
изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.
Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.
Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
биология
предмет
Классы: 5
Учитель: Хасанова Ф. Р. 1 кв. кат (ФИО, кв.кат.)
I четверть | II четверть | III четверть | IY | Год | |
Количество часов | 18 | 16 | 19 | 17 | 70 |
Практическая часть (Лабораторные, практические, развитие речи, внеклассное чтение и т.п.) | 2 | 2 | 1 | 1 | 6 |
Контрольные уроки (контрольные диктанты, изложения, работы, зачеты) | |||||
Административные контрольные работы | 1 | 1 | 2 |
Количество часов на год: всего 70 час; в неделю 2 часов
Планирование составлено на основе Государствен. образовательн. стандарта общего образования по биологии и на основе авторск. программы по биологии (Пасечник В. В.)
указать документ (автор, название программы)
Учебник Природа. Неживая и живая. Изд-во Дрофа. 2006. Н.В. Иванова, В.М. Пакулова.
название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература Тематическ. и поурочн. планирование, В.М.Пакулова., Просвещение, 2008
название, автор, издательство, год издания
Разделы | Количество часов | Примерные сроки (даты) | Количество часов дано фактически |
1.Введение. | 2 | ||
2.Вселенная. | 6 | ||
3.Строение и свойства вещества. | 11 | ||
4.Электрические явления. | 4 | ||
5.Воздух. | 9 | ||
6.Вода. | 6 | ||
7.Горные породы. | 4 | ||
8.Почва. | 4 | ||
9.Организмы. | 6 | ||
10.Растения. | 6 | ||
11.Грибы. | 2 | ||
12.Животные. | 4 | ||
13.Комнатные растения. | 3 | ||
14.Природа едина. | 3 | ||
15.Повторение. | 2 |
Тематическое планирование курса 5 класс (70 ч)
Название раздела и темы | К-во часов | Дата | Тема урока | Тип урока | Лаб. работы | Основные понятия темы | Умения и навыки | Форма контроля |
Введение | 2 | 1. Природа живая и неживая. | ||||||
2. Человек и природа. | ||||||||
Тема 1. Вселенная. | 6 | 1.Звездное небо. | лабораторная работа, урок с использованием ИКТ, урок-игра, урок-путешествие. | Звезды, созвездия, ось Земли, Северное и Южное полушария, орбита, экватор, високосный год, суточное и годовое вращение Земли, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, Луна, Солнце, Солнечная система, звезды, планеты, кометы, метеоры, метеориты. | Выполнять наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочей тетради, делать сообщения, рефераты, используя результаты наблюдений, материал учебника и дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме. Прогнозировать влияние деятельности человека на внешние оболочки Земли. | индивид. карточки. | ||
2. Земля – наш дом. | Лаб.раб.№1 | |||||||
3. Оболочки Земли. | ||||||||
4. Луна – спутник Земли. | ||||||||
5. Солнце – источник света. Солнечная система. | ||||||||
6. Вселенная. Обобщающий урок. | ||||||||
Тема 2. Строение и свойства вещества. | 11 | 1. Тела и вещества. | Комбинированный урок, лабораторная работа, урок с использованием ИКТ, урок-игра, урок-путешествие. | Вещества, состояние веществ, свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность, смеси, молекулы, атомы, химический элемент, химический знак, движение молекул, диффузия в газах, сила притяжения, простые и сложные вещества, органические и неорганические вещества, физические и химические явления, горение, топливо, окисление, дыхание. | Выполнять наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочей тетради, составлять рассказы, сообщения, используя ресурсы Интернета, создавать презентации по теме. Иметь представление о строении молекул некоторых веществ. | индивид. карточки. | ||
2. Свойства твердых тел, жидкостей и газов. | Лаб. раб. №2 | |||||||
3. Вещества и смеси. | ||||||||
4. Молекулы. Атомы. Элементы. | ||||||||
5. Движение частиц вещества. | ||||||||
6. Взаимодействие частиц. | ||||||||
7. Разнообразие веществ. | ||||||||
8. Физические и химические явления. | ||||||||
9. Горение. | ||||||||
10. Окисление. | ||||||||
11. Строение и свойства вещества. Обобщающий урок. | ||||||||
Тема 3. Электрические явления | 4 | 1. Электризация тел. Электрические заряды. | Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ. | Электризация тел, электрические заряды, проводники электрического тока, изоляторы, электрический разряд, молния, молниеотвод, электрические, станции, генератор. | Выполнять сообщения рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | |||
2. Электрический разряд. Молния. | ||||||||
3. Электрический ток. | ||||||||
Электрические станции на службе у человека. | ||||||||
Тема 4. Воздух. | 9 | 1. Воздух – смесь различных газов. | лабораторная работа, урок с использованием ИКТ, урок- путешествие. | Состав воздуха, примеси, вес и давление воздуха, атмосферное давление, барометр, температура воздуха, снеговая линия, облака, осадки, ветер, флюгер, погода. | Выполнять практические работы и фиксировать их результаты в тетради, пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами, выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме. | |||
2. Свойства воздуха. | ||||||||
3. Вес воздуха и атмосферное давление. | ||||||||
4. Изменение давления воздуха с высотой. | ||||||||
5. Нагревание воздуха. | ||||||||
6. Изменение температуры воздуха с высотой. | Лаб.раб №3 | |||||||
7. Ветер. | ||||||||
8. Погода. | ||||||||
9. Воздух, его значение в природе и жизни человека. | ||||||||
Тема 5. Вода. | 6 | 1. Три состояния воды. | Комбинированный урок, лабораторная работа, урок с использованием ИКТ, урок-путешествие, групповая работа. | Три состояния воды, теплопроводность. Туман, пар, сжатие и расширение воды, кипение воды, плавление льда, раствор, взвесь, растворимые и нерастворимые вещества. | Выполнять практические работы и фиксировать их результаты в тетради, пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами, выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме. | тест | ||
2. Тепловое расширение воды. | ||||||||
3. Температура кипения и плавления льда. | ||||||||
4. Вода – растворитель. | Лаб. раб. №4 | |||||||
5. Работа воды в природе. | ||||||||
6. Обобщающий урок по теме «Вода». | ||||||||
Тема 6. Горные породы. | 4 | 1. Внутреннее строение Земли. Горные породы. | Комбинированный урок, лабораторная работа, урок с использованием ИКТ. | Лаб.раб. №5 | Внутренние оболочки Земли, горные породы, минералы, выветривание, виды горных пород, руды, свойства металлов, нерудные полезные ископаемые. | Выполнять практические работы и фиксировать их результаты в тетради, пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами, выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме. | индивид. карточки | |
2. Разрушение горных пород. | ||||||||
3. Полезные ископаемые. Металлы | ||||||||
4. Охрана недр. | ||||||||
Тема 7. Почва. | 4 | 1. Образование почв и их разнообразие. | Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ, | Структурная и бесструктурная почва, почвенный горизонт, кислые почвы, солончаковая почва, капилляры, органические и неорганические удобрения, эрозия почв. | Выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме. | индивид. карточки | ||
2. Состав и свойства почвы. Уход за почвой. | ||||||||
3. Почва и растения. | ||||||||
4. Разрушение почв. | ||||||||
Тема 8. Организмы. | 6 | 1. Организм и его свойства. | Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ, урок-игра, урок-путешествие. | Организм, среда обитания, факторы среды, экология. приспособленности организмов. относительный характер приспособленности, лупа, микроскоп. оболочка, цитоплазма. ядро, одноклеточные организмы. неклеточные организмы, ткань, орган, многоклеточные организмы. | Выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме. | . РаИндивид. карточки, тесты | ||
2. Среда обитания организмов. Экология. | ||||||||
3. Увеличительные приборы. | ||||||||
4. Клеточное строение организмов. Ткани. | ||||||||
5. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | ||||||||
6. Обобщающий урок по теме «Организмы». | ||||||||
Тема 9. Растения. | 6 | 1. Признаки растений. | лабораторная работа, урок с использованием ИКТ, урок-игра. | Признаки растений, пигмент, хлорофилл, фотосинтез, растения цветковые и нецветковые, органы цветкового растения, ядовитые растения, культурные растения, центры происхождения культурных растений. | Выполнять практические работы и фиксировать их результаты в тетради, пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами, выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме. | Индивид. карточки, тесты | ||
2. Разнообразие растительного мира. | ||||||||
Строение цветковых растений. | Лаб.раб. №6 | |||||||
4. Дикорастущие растения. «Зеленая аптека». | ||||||||
5. Красная книга растений. | ||||||||
6. Многообразие культурных растний. | ||||||||
Тема 10. Грибы. | 2 | 1. Разнообразие грибов. | Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ | Одноклеточные и многоклеточные грибы, шляпочные, плесневые грибы. грибы-паразиты. ядовитые грибы | Выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | |||
2. Шляпочные грибы. | ||||||||
Тема 11. Животные. | 4 | 1. Признаки животных. | Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ. | Животные одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные. среды обитания, сельскохозяйственные животные, животноводство. | Выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме.. | тесты | ||
2. Условия жизни и многообразия диких животных. | ||||||||
3. Значение диких животных и их охрана. | ||||||||
4. Домашние животные. | ||||||||
Тема 12. комнатные растения и домашние животные. | 3 | 1. Растения в вашем доме. | Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ | Комнатные растения, экологические группы растений, домашние животные, породы собак, аквариум, | Выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, Интернет, создавать презентации. Проводить наблюдения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | |||
2. Животные в вашем доме. | ||||||||
3. Растения и животные. Обобщающий урок. | ||||||||
Тема 13. Природа едина. | 3 | 1. Связь живого и неживого. | Пищевые связи, цепи питания. | |||||
2. Мы в ответе за природой. | ||||||||
3. Обобщающий урок по курсу «Природа» | тест | |||||||
Повторение | 2 |
Похожие документы:
Приказ № от Рабочая программа по (предмету) Биология Класс 7 класс
Рабочая программаСоставлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта, Примерной программой основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», автор В.Рабочая программа по литературному чтению 2 класс учителя начальных классов Iквалификационной категории
Рабочая программа— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.Рабочая программа по общей экологии 9 класс Пояснительная записка
Рабочая программаОсновные цели курса: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; предоставление школьникам, заканчивающим обучение по обязательной базовой девятилетней общеобразовательной программе, полногоРабочая программа по предмету «русский язык»
Рабочая программаПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл.Рабочая программа по географии 10-11 класс
Рабочая программаРабочая программа для 10 – 11 классов составлена на основе Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.