Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
На основании Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Шумилинский районный Сове...полностью>>
'Документ'
Тому головна мета системи освіти-створити умови для розвитку та самореалізації кожної особистості, як громадянина України, виховати бажання у дитини ...полностью>>
'Документ'
Настоящее Наставление по службе связи Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации1 определяет назначение,...полностью>>
'Документ'
Процессы функционирования различных систем могут быть представлены той или иной совокупностью систем массового обслуживания (СМО) - стохастических, ди...полностью>>

Рабочая программа по предмету «Биология» 5 класс

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная русско - татарская школа №124»

Советского района г. Казани

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением учителей естественно-математического цикла

_______/Гарифуллина С.А./

Протокол №___

от «___» __________2011г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной работе

_________/Козловская В.Р./

«___»___________2011г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о директора

МОУ «СОШ №124»

_________ /Козловская В.Р./

«___»___________2011г.

Рабочая программа

по предмету

«Биология»

5 класс

на 2011 – 2012 учебный год

Составитель:

учитель биологии первой квалификационной категории,

Ф.Р.Хасанова.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс.

Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.,»Дрофа» 2003г.

Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для

изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

биология

предмет

Классы: 5

Учитель: Хасанова Ф. Р. 1 кв. кат (ФИО, кв.кат.)

I четверть

II четверть

III четверть

IY

Год

Количество часов

18

16

19

17

70

Практическая часть

(Лабораторные, практические, развитие речи, внеклассное чтение и т.п.)

2

2

1

1

6

Контрольные уроки

(контрольные диктанты, изложения, работы, зачеты)

Административные контрольные работы

1

1

2

Количество часов на год: всего 70 час; в неделю 2 часов

Планирование составлено на основе Государствен. образовательн. стандарта общего образования по биологии и на основе авторск. программы по биологии (Пасечник В. В.)

указать документ (автор, название программы)

Учебник Природа. Неживая и живая. Изд-во Дрофа. 2006. Н.В. Иванова, В.М. Пакулова.

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература Тематическ. и поурочн. планирование, В.М.Пакулова., Просвещение, 2008

название, автор, издательство, год издания

Разделы

Количество часов

Примерные

сроки (даты)

Количество часов дано фактически

1.Введение.

2

2.Вселенная.

6

3.Строение и свойства вещества.

11

4.Электрические явления.

4

5.Воздух.

9

6.Вода.

6

7.Горные породы.

4

8.Почва.

4

9.Организмы.

6

10.Растения.

6

11.Грибы.

2

12.Животные.

4

13.Комнатные растения.

3

14.Природа едина.

3

15.Повторение.

2

Тематическое планирование курса 5 класс (70 ч)

Название раздела

и темы

К-во

часов

Дата

Тема урока

Тип урока

Лаб.

работы

Основные

понятия темы

Умения и навыки

Форма контроля

Введение

2

1. Природа живая и неживая.

2. Человек и природа.

Тема 1. Вселенная.

6

1.Звездное небо.

лабораторная работа, урок с использованием ИКТ,

урок-игра, урок-путешествие.

Звезды, созвездия, ось Земли, Северное и Южное полушария, орбита, экватор, високосный год, суточное и годовое вращение Земли, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, Луна, Солнце, Солнечная система, звезды, планеты, кометы, метеоры, метеориты.

Выполнять наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочей тетради, делать сообщения, рефераты, используя результаты наблюдений, материал учебника и дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме. Прогнозировать влияние деятельности человека на внешние оболочки Земли.

индивид. карточки.

2. Земля – наш дом.

Лаб.раб.№1

3. Оболочки Земли.

4. Луна – спутник Земли.

5. Солнце – источник света. Солнечная система.

6. Вселенная. Обобщающий урок.

Тема 2. Строение и свойства вещества.

11

1. Тела и вещества.

Комбинированный урок, лабораторная работа, урок с использованием ИКТ,

урок-игра, урок-путешествие.

Вещества, состояние веществ, свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность, смеси, молекулы, атомы, химический элемент, химический

знак, движение молекул, диффузия в газах, сила притяжения, простые и сложные вещества, органические и неорганические вещества, физические и химические явления, горение, топливо, окисление, дыхание.

Выполнять наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочей тетради, составлять рассказы, сообщения, используя ресурсы Интернета, создавать презентации по теме. Иметь представление о строении молекул некоторых веществ.

индивид. карточки.

2. Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

Лаб. раб. №2

3. Вещества и смеси.

4. Молекулы. Атомы. Элементы.

5. Движение частиц вещества.

6. Взаимодействие частиц.

7. Разнообразие веществ.

8. Физические и химические явления.

9. Горение.

10. Окисление.

11. Строение и свойства вещества. Обобщающий урок.

Тема 3. Электрические явления

4

1. Электризация тел. Электрические заряды.

Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ.

Электризация тел, электрические заряды, проводники электрического тока, изоляторы, электрический разряд, молния, молниеотвод, электрические, станции, генератор.

Выполнять сообщения рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

2. Электрический разряд. Молния.

3. Электрический ток.

Электрические станции на службе у человека.

Тема 4. Воздух.

9

1. Воздух – смесь различных газов.

лабораторная работа, урок с использованием ИКТ,

урок- путешествие.

Состав воздуха, примеси, вес и давление воздуха, атмосферное давление, барометр, температура воздуха, снеговая линия, облака, осадки, ветер, флюгер, погода.

Выполнять практические работы и фиксировать их результаты в тетради, пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами, выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме.

2. Свойства воздуха.

3. Вес воздуха и атмосферное давление.

4. Изменение давления воздуха с высотой.

5. Нагревание воздуха.

6. Изменение температуры воздуха с высотой.

Лаб.раб №3

7. Ветер.

8. Погода.

9. Воздух, его значение в природе и жизни человека.

Тема 5. Вода.

6

1. Три состояния воды.

Комбинированный урок, лабораторная работа, урок с использованием ИКТ,

урок-путешествие, групповая работа.

Три состояния воды, теплопроводность. Туман, пар, сжатие и расширение воды, кипение воды, плавление льда, раствор, взвесь, растворимые и нерастворимые вещества.

Выполнять практические работы и фиксировать их результаты в тетради, пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами, выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме.

тест

2. Тепловое расширение воды.

3. Температура кипения и плавления льда.

4. Вода – растворитель.

Лаб. раб. №4

5. Работа воды в природе.

6. Обобщающий урок по теме «Вода».

Тема 6. Горные породы.

4

1. Внутреннее строение Земли. Горные породы.

Комбинированный урок, лабораторная работа, урок с использованием ИКТ.

Лаб.раб. №5

Внутренние оболочки Земли, горные породы, минералы, выветривание, виды горных пород, руды, свойства металлов, нерудные полезные ископаемые.

Выполнять практические работы и фиксировать их результаты в тетради, пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами, выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме.

индивид. карточки

2. Разрушение горных пород.

3. Полезные ископаемые. Металлы

4. Охрана недр.

Тема 7. Почва.

4

1. Образование почв и их разнообразие.

Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ,

Структурная и бесструктурная почва, почвенный горизонт, кислые почвы, солончаковая почва, капилляры, органические и неорганические удобрения, эрозия почв.

Выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме.

индивид. карточки

2. Состав и свойства почвы. Уход за почвой.

3. Почва и растения.

4. Разрушение почв.

Тема 8. Организмы.

6

1. Организм и его свойства.

Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ,

урок-игра, урок-путешествие.

Организм, среда обитания, факторы среды, экология. приспособленности организмов. относительный характер приспособленности, лупа, микроскоп. оболочка, цитоплазма. ядро, одноклеточные организмы. неклеточные организмы, ткань, орган, многоклеточные организмы.

Выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме.

. РаИндивид. карточки, тесты

2. Среда обитания организмов. Экология.

3. Увеличительные приборы.

4. Клеточное строение организмов. Ткани.

5. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

6. Обобщающий урок по теме «Организмы».

Тема 9. Растения.

6

1. Признаки растений.

лабораторная работа, урок с использованием ИКТ,

урок-игра.

Признаки растений, пигмент, хлорофилл, фотосинтез, растения цветковые и нецветковые, органы цветкового растения, ядовитые растения, культурные растения, центры происхождения культурных растений.

Выполнять практические работы и фиксировать их результаты в тетради, пользоваться лабораторным оборудованием и измерительными приборами, выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме.

Индивид. карточки, тесты

2. Разнообразие растительного мира.

Строение цветковых растений.

Лаб.раб. №6

4. Дикорастущие растения. «Зеленая аптека».

5. Красная книга растений.

6. Многообразие культурных растний.

Тема 10. Грибы.

2

1. Разнообразие грибов.

Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ

Одноклеточные и многоклеточные грибы, шляпочные, плесневые грибы. грибы-паразиты. ядовитые грибы

Выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

2. Шляпочные грибы.

Тема 11. Животные.

4

1. Признаки животных.

Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ.

Животные одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные. среды обитания, сельскохозяйственные животные, животноводство.

Выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, создавать презентации по теме..

тесты

2. Условия жизни и многообразия диких животных.

3. Значение диких животных и их охрана.

4. Домашние животные.

Тема 12. комнатные растения и домашние животные.

3

1. Растения в вашем доме.

Комбинированный урок, урок с использованием ИКТ

Комнатные растения, экологические группы растений, домашние животные, породы собак, аквариум,

Выполнять сообщения, рефераты, используя дополнительную литературу, Интернет, создавать презентации. Проводить наблюдения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

2. Животные в вашем доме.

3. Растения и животные. Обобщающий урок.

Тема 13. Природа едина.

3

1. Связь живого и неживого.

Пищевые связи, цепи питания.

2. Мы в ответе за природой.

3. Обобщающий урок по курсу «Природа»

тест

Повторение

2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приказ № от Рабочая программа по (предмету) Биология Класс 7 класс

    Рабочая программа
    Составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта, Примерной программой основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», автор В.
  2. Рабочая программа по литературному чтению 2 класс учителя начальных классов Iквалификационной категории

    Рабочая программа
    — приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
  3. Рабочая программа по общей экологии 9 класс Пояснительная записка

    Рабочая программа
    Основные цели курса: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; предоставле­ние школьникам, заканчивающим обучение по обязательной базовой девятилетней общеобразовательной программе, полного
  4. Рабочая программа по предмету «русский язык»

    Рабочая программа
    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл.
  5. Рабочая программа по географии 10-11 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа для 10 – 11 классов составлена на основе Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

Другие похожие документы..