Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Перевірка діяльності зі здійснення операцій з небезпечними відходами, металобрухтом та відходам вторинної сировини для оформлення ліцензій підприємст...полностью>>
'Закон'
Новый закон «О полиции», в наиболее общих чертах закрепляет принципиальные положения осуществления правоохранительной деятельности. Нравственные осно...полностью>>
'Урок'
Прочитайте текст на стр. 22-24. Только ли великих путешест­венников подарило Новое время миру? (Новое время подарило миру художников, архитекторов, п...полностью>>
'Документ'
Педагогические советы: 03.09. 011 г. Педсовет по планированию работы и распределению нагрузки преподавателей. 31.10. 011г. Педсовет по итогам 1 четвер...полностью>>

Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Курский государственный университет стремится к повышению удовлетворенности потребителей и заказчиков научно-образовательных услуг и обеспечению высокого гарантированного качества организации своей деятельности. Для этих целей в вузе ведется разработка, внедрение и обеспечение функционирования системы менеджмента качества. Принятая в вузе модель системы менеджмента качества строится на основе требований федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО и ГОС ВПО), учитывает рекомендации «Стандартов и директив ENQA» и требований процессной модели, изложенной в стандартах серии ISO 9000:2000 (ГОСТ РИСО 9001-2001). Управление качеством осуществляется на принципах ориентации на потребителей, лидирующей роли руководства, вовлечения работников в этот процесс, непрерывного улучшения качества, взаимовыгодных отношений с партнерами, с учетом процессного и системного подходов к управлению, а также подхода к принятию решения на основе фактов.

При внедрении и развитии системы менеджмента качества руководством университета обозначено несколько приоритетных направлений:

  1. Упорядочение процессов деятельности вуза за счет их описания и документирования.

  2. Создание условий для повышения квалификации в области качества и непрерывного профессионально-личностного развития организаторов и участников научно-образовательных процессов вуза.

  3. Планирование, организация и анализ результативности основных процессов во взаимодействии с потенциальными потребителями и социальными партнерами.

  4. Системное выявление слабых сторон в деятельности подразделений, их анализ, принятие решений, устранение причины, мониторинг функционирования, выстраивание механизма получения объективной информации (обратной связи) от всех заинтересованных сторон и участников научно-образовательного процесса вуза.

  5. Обеспечение большей открытости вуза и его подразделений, информирование общественности о процессах и событиях, происходящих в вузе, систематическая публикация отчетов о качестве на основе сводного мониторинга, внутреннего и внешнего аудита.

Реализация первого направления потребовала разработки нормативных документов, регламентирующих процесс управления качеством и легализующих деятельность соответствующих подразделений обеспечения качества. Ученым советом университета были обсуждены и одобрены следующие документы: «Положение о системе управления качеством научно-образовательной деятельности в КГУ», «Политика КГУ в области качества», «Руководство по качеству», «Положение о центре аудита качества», «Положение о Совете по качеству научно-образовательной деятельности в КГУ», «Положение о комиссии по управлению качеством факультетов КГУ».

Следует отметить, что политика в области качества реализуется на заседаниях Ученого совета университета ежегодно. В процессе ее формирования учитываются следующие факторы: степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников вуза; удовлетворенность преподавателей, сотрудников и обучающихся качеством образования; результаты, достигнутые университетом в отношении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и международном уровнях.

На факультетах политика КГУ в области качества реализуется комиссиями по качеству, в состав которых по каждой специальности введены должности управляющих качеством, уполномоченных по качеству реализации основных образовательных программ (по направлениям, специальностям). На Ученых советах факультетов КГУ вопросы развития стратегии, цели и политики вуза в области обеспечения качества подготовки специалистов получают конкретизацию.

Ежегодно ректор, проректоры, деканы, председатели комиссий, советов по управлению качеством на заседаниях Ученого совета КГУ представляют отчеты, содержащие анализ процессов в динамике, итоги выполнения Программы развития КГУ, программ развития факультетов, программ по управлению качеством образовательного процесса университета, факультетов. Доклады сопровождаются наглядными иллюстрациями, компьютерной презентацией, аналитическими материалами. Информация о принятых решениях доводится до сведения коллектива преподавателей, сотрудников и студентов в специальном выпуске общеуниверситетской газеты «Альма-Матер – вестник КГУ», серия «Профессионал».

Еженедельно проводятся планерки под руководством ректора и проректора по учебной работе, на которых рассматриваются вопросы эффективности обеспечения качества подготовки специалистов на факультетах, общеуниверситетских кафедрах; ежемесячно проводятся заседания расширенного производственного совещания под руководством ректора с участием проректоров, деканов, руководителей структурных подразделений. На заседаниях ректората в 2007 – 2011 гг. рассматривались следующие вопросы: «О подготовке к ГАК», «О трудоустройстве выпускников», «Об итогах аттестации КГУ», «Об открытии виртуальной библиотеки университета», «О подготовке учебных баз к проведению практик», «Об итогах анализа работы студенческого научного общества, аспирантуры и докторантуры», «О работе диссертационных советов, защите кандидатских и докторских диссертаций», «О результатах работы факультетов по реализации программ сотрудничества с социальными партнерами», «О результатах участия КГУ в интернет-экзамене в сфере профессионального образования» и др.

Практическое внедрение системы качества потребовало совершенствования системы повышения квалификации, обеспечивающей подготовку персонала к управлению качеством образования в КГУ.

Расширяется спектр посещаемых преподавателями университета программ повышения квалификации по проблемам качества в базовых вузах. За аккредитационный период в соответствии с приказами Министерства образования и науки от 23.11.2006 г. № 1390, от 10.12.2007 г. № 2270, от 1.12.2008 г. № 1780, от 23.11.2009 г. № 2142, от 14.12.2010 г. № 1759 слушателями этих программ стали 80 преподавателей, которые получили возможность познакомиться с опытом решения актуальных проблем модернизации высшего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ», Российском университете дружбы народов, Московском педагогическом государственном университете, Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, Московском государственном институте стали и сплава, Иркутском государственном университете, Томском государственном университете, Уральском государственном университете имени А.М. Горького, Дальневосточном государственном гуманитарном университете, Московской государственной юридической академии, Новосибирском государственном университете, Алтайском государственном университете, Казанском государственном университете им. В.И. Ульянова-Ленина, Сибирском федеральном университете, Белгородском государственном университете и т.д. Такая широкая география позволяет расширить границы представлений сотрудников университета о возможных путях решения проблем качества, почерпнуть интересные идеи.

Специальную подготовку прошли руководители подразделений, отвечающих за обеспечение качества основных процессов вуза. Они приняли участие в семинарах, проводимых Московским государственным институтом стали и сплава (2 человека), Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов МГИСиС (4 человека), Воронежским государственным университетом (16 человек), Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (1 человек).

Динамика посещаемости различных программ повышения квалификации вне КГУ представлена в диаграмме:

Широкий спектр программ повышения квалификации персонала реализуется в самом университете. За аккредитационный период обучено 85 руководителей структурных подразделений университета по программе «Система управления качеством высшего образования в контексте мировых, европейских и отечественных тенденций», 100 преподавателей университета по программе «Система обеспечения качества реализации образовательных программ». Постоянно проводятся творческие сессии, межкафедральные семинары, мастер-классы, практикумы, педагогические мастерские, организационно-деятельностные игры, педагогические чтения, проблемные лаборатории для деканов, заместителей деканов, председателей комиссий Советов по качеству. Обучением охвачены заведующие кафедрами, управляющие качеством реализации отдельных образовательных программ.

Действует на постоянной основе научно-практический семинар по теме «Система обеспечения качества образовательного процесса в университете». Он включает проведение интерактивного практикума, своеобразного «мозгового штурма» системы обеспечения качества образовательного процесса в вузе. По его итогам обозначается «проблемное поле» управленческой деятельности руководителей структурных подразделений и предлагается «портфель» идей по управлению качеством образования в вузе, который находит отражение в деятельности сотрудников университета.

Коллективная работа в составе творческих микрогрупп по определению структурных элементов системы качества образовательного процесса в университете позволила разработать серию проектов: «Система обеспечения качества образовательного процесса», «Качество педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса», «Качество организационной культуры образовательного процесса», «Качество научно-исследовательской деятельности», «Качество управления развитием человеческого потенциала субъектов образовательного процесса», «Качество результатов образовательной деятельности».

Следует отметить, что творческие микрогруппы создавались на междисциплинарной основе и объединили руководите­лей разных факультетов и кафедр, что способствовало не только формированию культуры командной работы, но и активному сотрудничеству руководителей в сфере управления. Итогом научно-практического семинара стали методические рекомендации по совершенствованию системы качества педагогической деятельности преподавателей вуза; качества учебно-методических материалов (требования к вузовской лекции, семинару, лабораторно-практическому занятию, созданию образовательной программы, контрольно-измерительных материалов, внедрению инновационных технологий обучения).

В целях устойчивого развития вуза руководство университета определило необходимость поиска эффективных механизмов, позволяющих задействовать весь персонал вуза в управлении качеством на уровне самоорганизации и самоуправления качеством профессионально-педагогической деятельности. Для этого было разработано и решением Ученого совета КГУ введено в действие Положение об экспериментальной площадке по модернизации системы обеспечения качества и управления качеством высшего образования по отдельной образовательной программе. Целью работы экспериментальной площадки явился перевод в новое состояние системы обеспечения качества научно-образовательной деятельности в КГУ за счет: а) интенсификации деятельности по развитию системы качества выполнения основных образовательных программ; б) развития авторских систем педагогической деятельности преподавателей вуза.

Получить системное представление о недостатках в деятельности подразделений, провести их анализ призвана разрабатываемая в вузе система получения объективной информации (обратной связи) от всех заинтересованных сторон и участников научно-образовательных процессов вуза. В университете проводятся опросы для оценки качества научной деятельности, качества учебного процесса, педагогической деятельности, качества воспитательной работы, качества научно-педагогических кадров, качества контингента абитуриентов. Для этих целей используются разнообразные инструменты выявления и анализа проблем: SWOT-анализ, диаграмма Исикавы, диагностические интервью, метод графов, анализ управленческих решений.

Выявлению имеющихся резервов в повышении качества образования, определению направлений его модернизации с целью создания комфортных условий обучения способствует периодически организуемое центром аудита качества анкетирование «Преподаватель глазами студентов», «Удовлетворенность студентов обучением в вузе», «Удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в вузе».

Оперативно и экономично получить информацию о мотивации, стимулах учебной деятельности, об особенностях восприятия образовательного процесса в вузе, о профессиональных ориентациях и ожиданиях студентов позволяет программа «Социологическое обеспечение образовательного процесса», реализованная в компьютерной версии. Данная программа позволяет сопоставить ответы студентов и преподавателей, что дает интересный материал для размышления руководству учебных подразделений и вуза.

Специалисты центра аудита качества отслеживают динамику ответов студентов по годам обучения, что позволяет увидеть результативность изменений. При сопоставлении оценок учебного заведения в 2007 и в 2011 годах была обнаружена позитивная динамика их восприятия студентами КГУ.

Результаты анкетирования обсуждаются на совещаниях при проректоре по учебной работе и публикуются в виде аналитических отчетов.

Оценка учебного заведения

(в процентах к числу опрошенных)

Объективная внешняя оценка качества образовательной подготовки студентов в КГУ осуществляется посредством использования технологии интернет-экзамена в сфере профессионального образования, проводимого Национальным аккредитационным агентством в сфере образования. Федеральный Интернет-экзамен проводится в вузе с 2005 года два раза в год.

Динамика доли студентов,

освоивших все дидактические единицы дисциплины

(по этапам интернет-экзамена)

Соотношение студентов, освоивших все дидактические единицы дисциплины, приведено по образовательному учреждению в целом. Для сравнения приведены обобщенные результаты всех участников интернет-экзамена.

В университете реализуется комплекс мер по созданию информационной системы управления качеством подготовки специалистов, обеспечивающей сбор, обработку, классификацию и систематизацию массива внутренней и внешней информации оперативного, тактического и стратегического характера. В университете создан банк педагогической и управленческой информации (нормативно-правовой, научно-методической) по управлению качеством подготовки специалистов. Создан банк данных о реализуемых образовательных программах подготовки бакалавров, магистров. Научно-методический совет университета постоянно информирует ППС об опыте инновационной деятельности в области управления качеством образования в системе ВПО. Созданы информационная образовательная карта вуза, факультетов, информационные путеводители по профессиям факультетов для абитуриентов. Подготовлена информационная карта взаимодействия общеуниверситетских кафедр в обеспечении качества подготовки специалистов.

В университете проводятся презентации факультетов, новых направлений подготовки специалистов. Наряду с этим используются традиционные формы доведения информационных потоков до персонала вуза и обучаемых: многотиражная печать, встречи и собрания, а также рассылка по электронной почте и Интернет. В системе Интернет постоянно появляется актуальная информация о новостях в области управления качеством образования в системе ВПО. Информация о качестве ВПО в университете находит отражение на сайте университета.

В настоящее время цели развития университета сориентированы на международные критерии классического университета и развитие системы обеспечения качества подготовки кадров в условиях реализации многоуровневой модели высшего профессионального образования. В результате системного анализа функционирования и развития университета с точки зрения его миссии, проектирования ожидаемых результатов деятельности определены приоритетные векторы совершенствования ключевых процессов. В частности, они ориентируют:

- на развитие и становление новых научных школ и направлений, эффективное участие ученых университета в конкурсах российских и зарубежных фондов, федеральных целевых программах;

- на модернизацию технологии образовательного процесса с ориентацией на углубление фундаментальной подготовки студентов, обеспечение сбалансированности общегуманитарной, естественно-научной и общепрофессиональной подготовки кадров, создание условий для самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов за счет ее информатизации и эффективного внедрения идей «открытого образования»;

- на гибкое реагирование на социальный заказ в развитии кадрового потенциала, открытие направлений подготовки и специальностей, востребованных на рынке труда с учетом потребностей Центрально-Черноземного региона и Курской области, содействие трудоустройству и социально-трудовой адаптации выпускников университета;

- на реализацию инновационной стратегии управления человеческими ресурсами университета, направленной на актуализацию личностного потенциала, подготовку нового поколения управленческого, профессорско-преподавательского персонала, соответствующего требованиям современного университета и педагогического менеджмента;

- на развитие организационной культуры университета, переход от технократической к инновационной организационной культуре университета;

- на реорганизацию структуры университета на основе древа целей его устойчивого развития, создания подразделений для решения инновационных проблем и реализации новых функций в соответствии с современными требованиями;

- на осуществление выхода в международное образовательное пространство с предложением собственного интеллектуального продукта, изучение и внедрение наиболее перспективных разработок зарубежной высшей школы;

- на двойное дипломирование студентов за счет организации деятельности по обеспечению взаимного признания образовательных программ и стандартов, разработки и внедрения в образовательный процесс универсальных дидактических модулей, использование дистанционной и включенной форм обучения, реализацию совместных научно-исследовательских проектов;

- на развитие экономически обоснованной (внебюджетной) деятельности КГУ как фактора, обеспечивающего развитие университета и социальную защищенность его сотрудников и обучаемых; разработку финансово-экономической модели развития университета, усиление прогностической функции экономических служб; определение источников и каналов финансирования на основе идеологии многоканального финансирования; разработку механизма принятия организационных решений с учетом экономического анализа их последствий; финансовое стимулирование инновационной деятельности в университете;

- на укрепление материальной базы университета путем расширения учебно-производственных площадей и приобретения современного учебно-научного оборудования; реализацию программы развития материально-технической и учебно-лабораторной базы университета (образовательных учреждений-партнеров) в соответствии с программой его развития; обновление материально-технической базы ресурс-центров на факультетах, отвечающих современным требованиям и обеспечивающих доступ ППС и студентов к глобальной информационной сети; реализацию системы обеспечения безопасности жизнедеятельности вуза.

Совершенствованию процессов на основе нововведений служит привлечение перспективных работодателей и социальных партнеров университета в качестве независимых экспертов для оценки качества регионального (вузовского) компонента ГОС ВПО, для определения регионального уровня ключевых компетентностей, конкурентоспособности выпускников в условиях динамично изменяющегося рынка труда.

Большая работа по повышению качества подготовки специалистов ведется совместно со стратегическими партнерами, которыми являются американские советы по международному образованию АСПРЯЛ, IREX, Немецкая служба академических обменов (DAAD), Центрально-Европейский университет, Британский совет.

Комплексный анализ деятельности университета в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов, рейтинги Минобразования и науки РФ, отзывы потребителей, конкурентов, российских и зарубежных партнеров подтверждают лидирующие позиции КГУ в регионе. В то же время дальнейшее развитие университета потребует значительных усилий по повышению эффективности системы управления качеством подготовки специалистов.

4. СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ

4.1. Довузовская подготовка

Довузовское обучение в ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» (КГУ) включает в себя комплексную деятельность, направленную на подготовку будущих абитуриентов.

Факультет довузовской подготовки (ФДП) является учебным и административным структурным подразделением КГУ.

В задачи факультета довузовской подготовки входят:

  • предоставление абитуриентам широкого спектра образовательных услуг на довузовском этапе обучения;

  • организация работы по профессиональной ориентации всех категорий абитуриентов;

  • координация взаимодействия факультетов КГУ с учебными заведениями, осуществляющими свою деятельность на довузовском этапе образования;

  • осуществление взаимосвязи с образовательными учреждениями и органами управления образованием по проблемам профессиональной ориентации и подготовки абитуриентов;

  • анализ ситуации на рынке образовательных услуг и перспектив его развития;

  • рекламирование предоставляемых КГУ образовательных услуг на довузовском этапе образования.

Одной из важнейших задач деятельности ФДП является не только усвоение определенной суммы знаний и компетенций, но и формирование, совершенствование общеучебных умений и навыков, необходимых будущему студенту.

Совместная деятельность ФДП с различными структурными подразделениями КГУ, направленная на изучение запросов и ожиданий всех категорий потребителей вуза, а также возможностей вуза в их удовлетворении, помогает вузу ориентироваться на рынке образовательных услуг. Результатом многолетней работы ФДП является сформированная система партнерства, включающая различные учреждения и организации. Во взаимодействии с общеобразовательными учреждениями создается образовательное пространство, которое становится полем слияния интересов школьника, общеобразовательного учреждения и вуза.

В рамках сотрудничества общеобразовательных учреждений с факультетом довузовской подготовки КГУ проводятся:

  • профдиагностика, профориентационная работа, которые способствуют расширению кругозора школьников, их мотивации в выборе профессии и вуза;

  • ежегодный День открытых верей;

  • экскурсии с посещением факультетов, музеев, читального зала, библиотеки, компьютерных классов, лабораторий, беседы с ведущими специалистами различных кафедр (по заявкам образовательных учреждений);

  • знакомство будущих абитуриентов с перечнем специальностей и направлений подготовки на том или ином факультете, научными разработками и достижениями студентов.

Взаимодействие с общеобразовательными учреждениями строится на договорной основе.

Непосредственно контактируя с различными образовательными учреждениями, органами управления образованием, факультет довузовской подготовки формирует новые отношения с потребителями посредством предоставления образовательных и консалтинговых услуг. Такая работа позволяет выявить потребности потребителей в различных видах информации и формах довузовской подготовки, преследует цель расширения своего влияния на абитуриентов, рассматривая их как своих внутренних потребителей.

Наиболее тесные отношения КГУ поддерживает со школами г. Курска №№  7, 18, 22, 27, 28, 29, 31, 50, гимназиями №№ 4, 25, 44, лицеями № 6, 21, Курской православной гимназией во имя Преподобного Феодосия Печерского, лицеем-интернатом поселка имени Маршала Жукова, лицеями №№ 5, 12 г. Железногорска, Курским музыкальным училищем им. Г.В. Свиридова, ОБОУ СПО «Курский педагогический колледж», где работают преподаватели КГУ. В них открыты профильные классы, ведется профориентационная работа с будущими абитуриентами.

В рамках сотрудничества общеобразовательных учреждений с вузом старшеклассники имеют возможность обучаться на подготовительных курсах факультета довузовской подготовки Курского государственного университета. Эта форма дополнительного образования позволяет использовать потенциал вуза в удовлетворении образовательных потребностей обучающихся. В работе ФДП задействованы лучшие преподавательские кадры. Наряду с традиционными для общеобразовательных учреждений формами обучения используются специфические вузовские: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы. Проведение занятий преподавателями вуза со старшеклассниками способствует тому, что обучающиеся осваивают методику ведения конспектов лекций и работы с литературой, основы экспериментальной и исследовательской деятельности. Анализ деятельности ФДП показал, что такая форма взаимодействия вуза и общеобразовательных учреждений является эффективной.

Факультет довузовской подготовки предлагает разнообразные виды подготовительных курсов, ориентированные на различные категории слушателей:

  • воскресные курсы;

  • заочные курсы;

  • интернет-консультации;

  • краткосрочные курсы (репетитор, электив, экспресс, вечерние);

  • школа довузовской подготовки.

Основная задача подготовительных курсов – качественная подготовка абитуриентов к вступительным испытаниям и обучению в Курском государственном университете. Программы, по которым осуществляется подготовка слушателей, имеют гибкий характер, ориентированы на государственные образовательные стандарты, на уровень подготовки слушателей.

Обучение слушателей подготовительных курсов ФДП ведется по следующим дисциплинам: математика, творческий конкурс, литература, ботаника с основами фитоценологии, биология, иностранный язык (английский, немецкий, французский), география, русский язык, информатика и ИКТ, история, обществознание, рисунок, живопись, черчение, композиция.

Соотношение количества слушателей ФДП и выпускников ОУ г. Курска и Курской области за последние пять лет:

2006/07 уч. г. – 10 200 выпускников ОУ – 716 слушателей ФДП – 7,2 %;

2007/08 уч. г. – 8 200 выпускников ОУ – 601 слушатель ФДП – 7,33 %;

2008/09 уч. г. – 7 200 выпускников ОУ – 548 слушателей ФДП – 7,61 %,

2009/10 уч. г. – 6 200 выпускников ОУ – 478 слушателей ФДП – 7,71 %,

2010/11 уч. г. – 6 000 выпускников ОУ – 454 слушателей ФДП – 7,73 %.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования деятельности университета

    Публичный отчет
    Вологодскому государственному педагогическому университету в 2008 году исполнилось 90 лет. Первое высшее педагогическое учебное заведение в Вологодской области было создано в 1918 году на базе Учительского института.
  2. Отчет по результатам самообследования Отделение деловой и политической журналистики

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие профессиональной образовательной программы (ПрОП) подготовки магистра по направлению 030600.68 «Журналистика» и учебно-методической документации требованиям ГОС.
  3. Отчет о результатах самообследования основных видов деятельности института за период 2004 2009 годы

    Публичный отчет
    В соответствии с графиком Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в апреле 2009 года Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский социально-экономический институт»
  4. Отчет о результатах самообследования Орск 2009

    Публичный отчет
    Самообследование филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт права» в г. Орске (далее – филиал НОУ ВПО «Московский институт права» в г.
  5. Отчет о результатах самообследования Укрупненной группы специальностей (угс) (4)

    Публичный отчет
    Подготовка специалистов в области автоматизации и управления в университете осуществляется с 1977 года сначала в рамках специальности 0639 со специализацией по автоматизации технологических процессов полиграфии; с 1986 года с заменой

Другие похожие документы..