Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Календарно-тематический план'
19.03.10. Проф. Б.В. Андреев 7 Наркотические и ненаркотические анальгетики .03.10. Проф. Б.В. Андреев 8 Психотропные средства 0 .04.10. Проф....полностью>>
'Документ'
Давайте спросим себя, что такое "Дон Кихот"? Обыкновенно на этот вопрос (если брать его с чисто внешней стороны) отвечают, что "Дон Ких...полностью>>
'Закон'
В России законодательство зачастую является сдерживающим фактором развития рынка. Это касается и сферы лизинга. Если даже приняты эффективные законы,...полностью>>
'Документ'
Програма соціально-економічного та культурного розвитку району на 2011 рік розроблена відповідно до вимог Закону України від 23.03.2 № 1602 “Про держ...полностью>>

А. В. Савельева маркетинг казань 2009 федеральное агентство по образованию РФ институт социальных и гуманитарных знаний кафедра рекламы а. В. Савельева маркетинг учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ

А.В. Савельева

МАРКЕТИНГ

Казань 2009

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ

КАФЕДРА РЕКЛАМЫ

А.В. Савельева

МАРКЕТИНГ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УДК

ББК

С

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом

Института социальных и гуманитарных знаний

Рецензенты: к.э.н., доцент кафедры экономики Казанского государственного университета

В.В. Малаев,

доцент Института социальных и гуманитарных знаний

Т.В. Савельева

С

Савельева А.В.

Маркетинг: Учебно-методический комплекс / А.В. Савельева. – Казань: РИЦ «», 2009. – с.

ISBN

Учебно-методический комплекс «Маркетинг» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032401 «Реклама» и направления 070701 «Реклама». Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

УДК

ББК

ISBN

© Институт социальных и гуманитарных знаний, 2009

© Савельева А.В., 2009

Содержание

I. Введение 5

II. Объем дисциплины 6

III. Рабочая программ программа 7

IV. Тематический план занятий 10

V. Краткий курс лекций 11

VI. Планы семинарских (практических занятий) 73

VII. Самостоятельная работа студентов 108

VIII. Контроль знаний студентов 118

IX. Литература 136

I. Введение

Курс «Маркетинг» представляет собой краткое изложение основных разделов современной концепции маркетинга, применяемой на практике во всех развитых странах мира. Сам термин «маркетинг» происходит от английского слова «market» - что означает рынок. Поэтому в самой первой лекции раскрывается сущность понятия «рынок», его разновидности и особенности функционирования рыночных отношений в условиях трансформационной экономики России.

В представленном курсе раскрываются основные группы функциональных задач маркетинга: аналитико-оценочные, стратегические и исполнительные (вспомогательные).

Много внимания уделено рассмотрению проблем, связанных с организацией и проведением маркетинговых исследований, поскольку без их проведения многократно возрастает риск деятельности фирмы в условиях острейшей конкуренции на рынке.

Большое место в данном курсе занимает изложение основных маркетинговых стратегий. К их числу относятся разработка товарной, сбытовой и ценовой политики на современной фирме. Нельзя не отметить и того обстоятельства, что эффективность использования в настоящее время маркетинговых мероприятий во многом зависит от разработки научно-обоснованного плана маркетинга и контроля за его реализацией.

Внимание уделено также вопросам организации службы маркетинга, ее целям, задачам, функциям и факторам, влияющим на ее структуру. Определенное место в курсе занимает тема контроля на различных уровнях проведения маркетинговых мероприятий, а также на этапах проведения маркетинговых мероприятий и существующей службы маркетинга.

Основная цель дисциплины «Маркетинг» - рассмотреть социально-экономическую сущность маркетинга, его содержание, инструменты и варианты практического использования. Научить студентов творчески мыслить, находить нестандартные решения в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения в постоянно меняющихся условиях внешней среды с целью обеспечения жизнеспособности производственно-коммерческих структур – основная задача, стоящая перед курсом. Эти знания помогут формированию всесторонне развитой личности, расширят кругозор студента. Студент будет разбираться в регулировании рыночного процесса, используя принципы комплексности, непрерывности и социальной ориентации, создавая условия для выполнения требований потребителя.

Изучив, курс студент должен знать:

- социально-экономическую сущность, основные концепции и структуру современного маркетинга Российской Федерации,

- практику применения маркетинга на предприятии или в организации,

- цели и методы маркетинговых исследований,

- факторы, влияющие на поведение потребителей и принятие потребителем решения о покупке,

- методы ценообразования и ценовые стратегии, основные типы маркетинговых посредников, каналы сбыта и их характеристики,

- сущность маркетингового контроля и аудита.

Студент должен уметь:

- сегментировать рынок товаров и услуг на рынке Российской Федерации и за рубежом,

- грамотно составлять план проведения маркетинговых мероприятий,

- позиционировать товары на рынке,

- проводить анализ текущей ситуации на рынке и предприятии, а также уметь прогнозировать ситуацию в краткосрочном и долгосрочном периоде,

- исследовать товарный ассортимент,

- выявлять потребности спроса,

- разбираться в контактных аудиториях,

- разрабатывать стратегии маркетинга на примерах.

В целом изучение данного курса дает представление об основных методах и приемах современного маркетинга и подготавливает обучающихся к последующему изложению курсов, связанных со спецификой применения комплекса маркетинга в различных отраслях экономики.

II. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов по формам обучения

Очная форма

Заочная форма

Специалист

Бакалавр

Специалист

Бакалавр

№№семестров

6

5

6

6

Всего часов

180

180

180

180

Лекции

48

48

20

20

Практические и семинарские занятия

42

42

-

-

Самостоятельная работа

90

90

160

160

Экзамен

экзамен

экзамен

экзамен

экзамен

III. Рабочая программа

Тема 1. Сущность, содержание, определение маркетинга

Маркетинг. Сущность маркетинга. Комплекс маркетинга. «Маркетинг-микс». Популярна мнемоническая формула «4Р». Товар. Цена. Продвижение. Распределение. Требования маркетинга.

Тема 2. Цели, основные принципы и функции маркетинга

Принципы маркетинга. Функции маркетинга. Аналитическая функция. Производственная функция. Сбытовая функция  (функция продаж). Функция управления и контроля.

Тема 3. Этапы развития маркетинга

Возникновение маркетинга. Образ мышления. Систематизация в понимании рынка и его элементов. Безусловный приоритет интересов покупателя; гибкая приспособляемость к требованиям рынка и активное воздействие на него. Целостная методология рыночной деятельности предприятия (фирмы)

Тема 4. Современная концепция маркетинга

Концепции маркетинга и эволюция их развития. Производственная концепция. Товарная концепция. Сбытовая концепция. Потребительская (рыночная) концепция. Интегрированный маркетинг. Стратегический маркетинг. Концепция общественного маркетинга. Эволюция концепции маркетинга.

Тема 5. Маркетинговые исследования, их содержание и методы проведения

Сущность и этапы маркетинговых исследований. Выявление проблем и формулирование целей исследования. Отбор источников информации. Сбор информации. Анализ собранной информации. Представление полученных результатов. Методика маркетинговых исследований. Методы исследования.

Наблюдение. Эксперимент. Опрос. Инструменты исследования. Анкета. Планирование выборки. Способы связи с аудиторией.

Тема 6. Информационное обеспечение маркетинга

Система маркетинговой информации. Система внутренней отчетности.

Система сбора текущей маркетинговой информации. Система маркетинговых исследований. Типичные задачи маркетинговых исследований. Система анализа маркетинговой информации.

Тема 7. Маркетинговая среда

Основные факторы микросреды. Маркетинговая среда организации.

Микросреда. Предприятие; поставщики; посредники; потребители; конкуренты; контактные аудитории. Торговые посредники. Фирмы – организаторы товародвижения. Агентства по оказанию маркетинговых услуг.

Кредитно-финансовые организации. Клиентурный рынок, рынок предприятий, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок.

Основные факторы макросреды. Демографическая среда. Экономическая среда. Природная среда. Научно-техническая среда. Политическая среда.

Культурная среда.

Тема 8. Анализ рынка

Выявление рынков. Глубокое внедрение на рынок, расширение границ рынка, разработка товара, диверсификация. Оценка маркетинговых возможностей. Цели фирмы. Ресурсы фирмы.

Тема 9. Анализ предпочтений и мотивации потребителя

Процесс принятия потребителем решения о покупке. Осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, покупка, реакция на покупку, освобождение от продукта.

Переменные, формирующие процесс принятия решения. Индивидуальные различия, влияние среды, психологические процессы.

Тема 10. Анализ фирмы

Покупатели, конкуренты, посредники, поставщики, контактные аудитории, макроэкономика, политика и право, демография, культура, НТП, экология. Анализ опасности и возможности внешней среды. Управленческое обследование сильных и слабых сторон предприятия. SWOT анализ.

Тема 11. Сегментация и выбор целевого рынка

Критерии сегментации рынка. Географические, демографические, социально-экономические, психографические критерии. Целевой сегмент рынка и позиционирование товара. Рыночная ниша.

Тема 12. Стратегии и планирование комплекса маркетинга (экономика)

Товар. Цены. Методы распространения товаров. Продвижение продукта.

Инструменты планирования комплекса маркетинга: реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, личная продажа.

Тема 13. Товарная политика

Базовый уровень. Фактический продукт. Расширенный продукт. Обобщенный продукт. Классификация товаров. Классификация товаров широкого потребления. Классификация товаров промышленного назначения. Разработка нового товара. Товары длительного и кратковременного пользования, услуги. Жизненный цикл товара. Товарный знак и его сущность. Функции товарного знака для потребителей. Функции товарного знака для производителей.

Тема 14. Ценовая политика

Выбор ценовой стратегии предприятия в зависимости от типа рынка. Порядок ценообразования. Выбор цели. Определение спроса. Анализ издержек. Анализ цен конкурентов. Методы ценообразования. «Средние издержки плюс прибыль», получение целевой прибыли, модель «ощущаемой ценности». Установление окончательной цены.

Тема 15. Каналы распределения и товародвижения

Канал распределения. Участники канала выполняют следующие функции. Число уровней канала. Вертикальные маркетинговые системы (ВМС). Горизонтальные маркетинговые системы. Многоканальные маркетинговые системы. Структура и управление каналами распределения. Формирование каналов. Отбор и мотивация участников канала. Планирование распределения. Оценка деятельности участников канала.

Товародвижение. Обработка заказов. Структура управления товародвижением фирмы. Розничная и оптовая торговля.

Тема 16. Спрос и стимулирование сбыта

Комплекс стимулирования. Формирование комплекса стимулирования.

Реклама. Личная продажа. Стимулирование сбыта. Пропаганда ("паблисити"). Факторы, определяющие структуру комплекса стимулирования. Стимулирование сбыта. Средства стимулирования сбыта

Программа стимулирования сбыта.

Тема 17. Коммуникативная политика в маркетинге

Маркетинговые коммуникации. Осведомленность, знание, благорасположение, предпочтение, убежденность, совершение покупки.

Тема 18. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций

Реклама. Информативная реклама. Увещевательная реклама. Сравнительная реклама. Напоминающая реклама. Подкрепляющая реклама.

Рекламное обращение. Формирование идей обращения. Оценка и выбор вариантов обращения. Исполнение обращения.

Тема 19. Организационные структуры маркетинга

Организация маркетинговой деятельности. Система планирования маркетинга. Система организации службы маркетинга. Система маркетингового контроля. Перспективный план. Краткосрочный план.

Функциональная организация. Организация по географическому принципу, по товарному принципу, по рыночному принципу, по товарно-рыночному принципу. Контроль прибыльности. Контроль исполнения стратегических установок.

Тема 20. Планирование маркетинговой деятельности

Стратегическое планирование. Миссия фирмы. Цели и задачи фирмы.

План развития хозяйственного портфеля. Стратегия роста. Интенсивный рост. Глубокое внедрение на рынок. Расширение границ рынка. Совершенствование товара. Интеграционный рост, регрессивная интеграция, прогрессивная интеграция, горизонтальная интеграция. Диверсификационный рост, концентрическая диверсификация, горизонтальная диверсификация, конгломератная диверсификация. Стратегическая модель Портера. Концепция стратегических хозяйственных подразделений. Стратегические хозяйственные подразделения.

Тема 21. Контроль маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности

Планирование маркетинга. Разделы плана маркетинга. Текущая маркетинговая ситуация. Опасности и возможности. Задачи и проблемы. Стратегия маркетинга. Программа действий. Бюджеты. Порядок контроля. Разработка бюджета маркетинга. Планирование на основе показателей целевой прибыли. Планирование на основе оптимизации. Оптимизация по прибыли. Оптимизация по темпам роста. Маркетинговый контроль.

Тема 22. Маркетинг в рекламе

Реклама - крайнее средство маркетинга. Исследования в рекламе, изучение потребителей, анализ товара, анализ рынка.

IV. Тематический план занятий

№ п/п

Тема

Объем часов

лекции

семин.

Сам. работа

1.

Сущность, содержание, определение маркетинга

2

4

2.

Цели, основные принципы и функции маркетинга

2

4

3.

Этапы развития маркетинга

2

2

4

4.

Современная концепция маркетинга

2

2

4

5.

Маркетинговые исследования, их содержание и методы проведения

4

2

4

6.

Информационное обеспечение маркетинга

2

2

4

7.

Маркетинговая среда

2

2

4

8.

Анализ рынка

2

2

4

9.

Анализ предпочтений и мотиваций потребителя

2

2

4

10.

Анализ фирмы

2

2

4

11.

Сегментация и выбор целевого рынка

2

2

4

12.

Стратегия и планирование комплекса маркетинга

2

2

4

13.

Товарная политика

2

2

3

14.

Ценовая политика

2

2

4

15.

Каналы распределения и товародвижения

2

2

4

16.

Спрос и стимулирование сбыта

2

2

4

17.

Коммуникативная политика в маркетинге

2

2

4

18.

Реклама в системе маркетинговых коммуникаций

2

2

4

19.

Организационные структуры маркетинга

2

2

4

20.

Планирование маркетинговой деятельности

2

2

4

21.

Контроль маркетинговой деятельности

2

2

3

22.

Оценка эффективности маркетинговой деятельности

2

2

4

23.

Маркетинг в рекламе

2

2

4

Итого:

48

42

90

V. Краткий курс лекций

Тема 1. Сущность, содержание, определение маркетинга



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет заведующего кафедрой рекламы имэб рудн

    Публичный отчет
    Кафедра была создана в 2003 году, через 3 года после открытия в ИМЭиБ РУДН новой специальности «реклама». Существование образовательной программы без методической поддержки ее деятельности на уровне кафедры оказалось проблемным, т.
  2. Никулинские чтения «Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества» Сборник научных статей Омск 2011

    Документ
    М 744 Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества: Сборник научных статей / Под ред. д.филол.н., проф. А.Э. Еремеева – Омск: Изд-во НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия», 2011.
  3. Министерство образования и науки Российской Федерации (59)

    Документ
    Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций издаются в виде брошюр с 1986 г. и рассылаются по министерствам, ведомствам и организациям, федеральным и региональным центрам России и др.
  4. Министерство образования и науки Российской Федерации (45)

    Документ
    Сводные данные международных мероприятий в области образования, науки и инноваций издаются в виде брошюр с 1986 г. и рассылаются по министерствам, ведомствам и организациям, федеральным и региональным центрам России и др.
  5. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.

Другие похожие документы..