Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
— Здоровье плохо, Андрей,— сказал он,— одышка одолевает. Ячмени опять пошли, то на том, то на другом глазу, и ноги стали отекать. А иногда заспишься ...полностью>>
'Документ'
Стратегия гимназического образования на современном этапе: 23 – 25 марта 2005г.:материалы всероссийской научно-практической конференции - СПб., 2006....полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Состояние проблемы. Ресурсосберегающие технологии возделывания ячменя. Запасы энергоносителей России и их годовое использование в сельском хозяйстве....полностью>>
'Реферат'
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала символизирует дело, деятельность, занятие. Однако, дать однозначное определение те...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история Для направления /специальностей

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО “Марийский государственный университет”

Утверждено на заседании кафедры

_____региональной истории_____

(название кафедры)

от “____”_________________2009 г.

Зав. кафедрой__________________

______________________________

(подпись, Ф.И.О.)

Учебно-методический комплекс по дисциплине

___________Отечественная история__________

Для направления /специальностей

050104.65 – Безопасность жизнедеятельности

Йошкар-Ола, 2009

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО “Марийский государственный университет”

УТВЕРЖДАЮ

Декан/директор ____________________

__________________________________

__________________________________

(название факультета/института)

__________________________________

(подпись, Ф.И.О. декана/директора)

“______” ___________________ 2009 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина ________ГСЭ.Ф.03 “Отечественная история”__________

(наименование)

050104.65 – Безопасность жизнедеятельности ________________

(код и наименование в соответствии с лицензией)

Кафедра __________региональной истории_________________________________

(название)

Курс ____I____ семестр ____I_______ форма обучения ____очная_

Лекции _______________________36__________________

(кол-во часов)

Практические занятия ___________21________________

(кол-во часов)

Самостоятельная работа __________43________________

(кол-во часов)

Экзамен ______________________ I __________________

(семестр

Программа разработана _____д.и.н., проф. В.А.Морозовым_______

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора программы)

Йошкар-Ола, 2009

Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии (учебно-методического совета)

____ исторического факультета_________

(назв. факультета/ института, специальности)

протокол заседания № __________________ от

“______” __________________________ 2009 г.

________ О.Г. Левенштейн

(подпись, Ф.И.О. председателя)

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры __ _ региональной истории________

(название кафедры)

протокол заседания № ___________________ от

“______” ___________________________ 2009 г.

_ _________ А.Г. Ошаев

(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)

СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой ___________________________________

(название кафедры)

протокол заседания № _____ от “____________” 2009г. ___________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)

Сведения о переутверждении программы на очередной учебный год и регистрация изменения

Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения (Ф.И.О., подпись)

Номер изменения

2009-10

В.А.Морозов

Регистрация изменений и дополнений на очередной учебный год, сведения о переутверждении учебно-методического комплекса

Учебный год

Решение кафедры (№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения (Ф.И.О., подпись)

Раздел (элемент) УМК

Номер изменения, дополнения

2010-2011 учебный год

Протокол №1 от 30 августа 2010 г.

Ошаев А.Г. зав. кафедрой, подпись

Морозов В.А. подпись

Рабочая программа.

Перечень основных понятий и категорий

№1

2011-2012 учебный год

Протокол №... от .. августа 2011 г.

Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись

Ф.И.О автора (ов) подпись (и)

Ф.И.О автора (ов) подпись (и)

№2

2012-2013 учебный год

Протокол №... от .. августа 2012 г.

Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись

Ф.И.О автора (ов) подпись (и)

Ф.И.О автора (ов) подпись (и)

№3

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта Министерства общего и профессионального образования по Отечественной истории для вузов, учебного плана, программы курса “Отечественная история”.

Основной целью преподавания отечественной истории является формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы. В процессе изучения истории будущие специалисты должны получить представление об экономическом, социальном и политическом развитии России, ее культуре, особенностях общественного сознания.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания дисциплины отечественной истории решаются следующие задачи:

  • раскрываются основные закономерности и направления мирового исторического процесса, основные этапы исторического развития России, место и роль России в мировой истории, общее и особенное в истории нашего Отечества по сравнению с другими народами и государствами;

  • активизация познавательной самостоятельности студентов в плане обучения их алгоритмам познавательной деятельности, методам рационального объяснения исторических процессов;

  • ставится задача патриотического воспитания студентов на основе истории российской цивилизации русской культуры, идеалов российского патриотизма.

Студент должен:

  1. иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;

  2. иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии;

  3. иметь устойчивые знания о процессе формирования, политического и социального развития российского общества и государства;

  4. иметь представление о ключевых моментах российской истории, особенностях исторического пути России;

  5. знать основные исторические факты, даты, события из истории нашей страны и имена исторических деятелей;

  6. владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;

  7. знать основные источники изучения отечественной истории, приобретать навыки творческого отношения и изучения исторического прошлого.

Студент должен уметь:

  • делать общие и конкретные выводы, давать общую оценку политическим, экономическим и культурным процессам конкретного периода истории Отечества;

- анализировать факты, выявлять взаимосвязи и взаимодействия исторических явлений и процессов;

  • работать с научной литературой, с историческими документами;

  • знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей.

Изучение Отечественной истории является важной составной частью гуманитарной подготовки студентов в вузе и должно способствовать воспитанию специалистов высшей квалификации. Освоение исторического наследия формирует у будущих специалистов собственные параметры жизни, ценности и нормы поведения на производстве, в научных учреждениях, в предпринимательской деятельности и личном участии в общественных преобразованиях.

Тип обучения – проблемно-поисковый, направленный на развитие самостоятельности, способности, саморазвитию, самосовершенствованию, мобилизации творческого потенциала и пробуждения преобразующей деятельности.

Формы организации обучения студентов отечественной истории следующие: лекции, семинарские занятия, написания рефератов, докладов, внеаудиторная самостоятельная работа. Предусмотрены различные виды контроля над самостоятельной работой студентов. В том числе: решение задач и упражнений, составление таблиц, тестирование, выполнение контрольных работ, сдача зачета, экзамена. Предлагаемые вопросы, задачи, упражнения ориентируют студентов на своевременный анализ дискуссионных проблем, выявление различных точек зрения по ним, анализ и обобщение студентами основных положение, рекомендованных документов и учебных материалов.

Форма отчетности за весь пройденный курс – экзамен

Извлечения из Государственного стандарта высшего профессионального образования

ГСЭ.Ф.00.

Федеральный компонент

Всего часов

ГСЭ.Ф.03.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России - неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско - древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.; социально - политические изменения в русских землях в XII-XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно - промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру; роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблемы экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале XX века; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 года; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е годы; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е годы; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально - экономические преобразования в 30-е годы; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая отечественная война; социально - экономическое развитие, общественно - политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота в 1991 году и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально - экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

100

2. Содержание программы и тематического изучения дисциплины

2.1. Содержание программы

Тема 1. История и историческая наука

История в системе гуманитарных наук. Функции исторического знания. Предмет исторической науки. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. История исторической науки. Отечественная историография в прошлом и настоящем. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Тема 2. Древнерусское государство

Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян.

Происхождение и расселение восточных славян. Условия формирования и развития восточнославянского общества. Социальная организация и занятость славян. Язычество у восточных славян.

Образование древнерусского государства. Этапы становления государственности. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей. Завершение объединения восточного славянства вокруг Киева.

Начало русского законодательства. Первая религиозная реформа. Проблема выбора единой государственной религии. Принятие христианства в православной форме, его значение. Культура Древней Руси как один из факторов образовании древнерусской народности.

Тема 3. Русские земли и княжества в XII – XIII вв.

Образование Московского государства в XIV – XV вв.

Политическая раздробленность Руси. Предпосылки политической раздробленности. Крупнейшие политические образования на территории Руси. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Русь и Орда в XIII – XV вв. Образование Монгольского государства. Завоевания в Китае, Средней Азии, вторжение в Закавказье и южнорусские степи. Битва на реке Калка. Походы Батыя на Русь. Борьба Руси за независимость. Образование Золотой Орды. Система управления завоеванными землями. Последствия золотоордынского ига: изменения в экономике, социальной структуре, политической и культурной сфере. Экспансия с Запада и ее место в истории народов Руси и Прибалтики. Борьба с крестоносной агрессией. Образование Великого княжества Литовского. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Объединение русских земель. Предпосылки преодоления раздробленности. Складывание крупных центров и борьба за политическое лидерство в Северо-восточной Руси. Московское и Тверское княжества. Политика московских князей. Куликовская битва, ее историческое значение.

Слияние Великого Владимирского и Московского княжений. Междоусобная война второй четверти XV в., ее значение для процесса объединения русских земель. Русь и Флорентийская уния.

Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».

Тема 4. Российское государство во второй половине XV – XVI вв.

Особенности образования Российского государства. Иван III и Василий III. Свержение ордынского ига. Завершение политического объединения русских земель вокруг Москвы. Создание централизованного аппарата управления. Изменения в структуре феодальной земельной собственности

Начало правления Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Боярское правление. Обострение социальных противоречий, московское восстание 1547 г. Избранная Рада. Реформы XVI в. Органы власти сословно-представительной монархии. Земские соборы, приказная система управления. Судебник 1550 г. Стоглав. «Уложение о службе». Отмена кормлений. Губная реформа. Денежная система. Налоги. Внешняя политика Российского государства в XVI в.

Опричнина: причины, сущность, методы, последствия.

Массовое бегство крестьян. Казачество. Начало утверждения крепостного права.

Культура Российского государства в XVI в. «Житийная литература». Начало книгопечатания. Архитектура. Шатровый храм. Оборонное зодчество. Накопление научных знаний.

Тема 5. Россия в XVII столетии

Россия накануне Смуты. Пресечение правящей династии. Феномен самозванства. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борис Годунов. Внутренняя и внешняя политика. Голод 1601 – 1603 гг. и начало Смуты.

Лжедмитрий I. Мероприятия в области внутренней и внешней политики. Восстание в Москве в мае 1606 г. Правление В. Шуйского, его социальная и внешняя политика. Восстание под руководством И. Болотникова. Лжедмитрий II. Вступление в войну Швеции и Речи Посполитой. Семибоярщина. Договоры с польским королем Сигизмундом III. Борьба с иноземными захватчиками. Первое и второе ополчения. Освобождение Москвы. Ликвидация последствий Смуты.

Земский собор 1613 г. Воцарение Романовых. Патриарх Филарет. Деулинское соглашение. Столбовский мир. «Соборное Уложение» Алексея Михайловича. Юридическое оформление системы крепостного права. Церковный раскол в России и его значение. Экономическое положение России. Социально-политическая борьба в XVII в. Восстание под предводительством Степана Разина. Внешняя политика России. Культура России нового времени.

Тема 6. Российская империя в XVIII в.

Социально-экономические преобразования в первой четверти XVIII в. Создание новых отраслей промышленности и сельского хозяйства. Рост числа мануфактур. Государственное регулирование экономики. Протекционизм и меркантилизм. Денежная реформа. Налоги. «Регулярное государство» Петра I. Социальная политика по отношению к крестьянам и дворянам.

Реформы государственного аппарата и управления Петра I. Модернизация государственного аппарата. Сенат, Синод, коллегии, полиция, фискалы и прокуроры. Установление бюрократической системы управления. «Табель о рангах». Указ о единонаследии. Перестройка местных органов управления. Военная реформа: создание регулярной армии и флота. Создание Российской империи.

Россия в период дворцовых переворотов. Реформы государственного аппарата в период правления наследников Петра I. Социальная политика. Расширение прав и привилегий дворянства. Отмена единонаследия. Создание шляхетских корпусов. Организация дворянского банка.

«Просвещенный абсолютизм» и государственные реформы Екатерины II. Укрепление существующего строя: централизация государства и модернизация различных сторон жизни общества. Секуляризация церковных имуществ. Унификация управления. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Создание системы образования.

Рост феодально-крепостнических отношений. Отказ от системы монополий в промышленности и торговли. Указ о свободном заведении промышленных предприятий. Возникновение капиталистического уклада. Внутренняя и внешняя торговля. Финансы. Укрепление сословного строя. Дальнейшее ограничение прав крестьян. Указ о «вечноотданных». Восстание Е. Пугачева.

Решение национальных задач и имперские устремления. Северная война. Ништадский мир. Азовские и Прутский походы. Русско-турецкая война и Белградский договор. Возвращение Азова. Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. Светский характер культуры и быта. Создание светской системы образования. Развитие науки и техники. Общественно-политическая мысль. Просветительство. Развитие литературы. Возникновение русского театра. Барокко и классицизм в архитектуре. Жанры в живописи.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история Для направления 020100 химического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Интерес народа к своему прошлому является показателем уровня его зрелости, степени развития общественного сознания. Современный французский историк М. Ферро выделяет историю мифологическую (субъективную и искажённую), историю институциональную
  2. Учебно-методические указания по дисциплине отечественная история для студентов неисторических специальностей

    Учебно-методические указания
    Составители: Дзамихов К.Ф. - д.и.н., профессор, Апажева Е.Х. - д.и.н., профессор, Асанов В.Н. - к.и.н., доцент, Ашхотов Р.М. - к.и.н., доцент, Коновалов А.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история» для специальности 032600 «история» Утвержден на заседании кафедры Отечественной истории нового и новейшего времени

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа курса «Отечественная история» для неисторических специальностей подготовлена с учетом требований, вытекающих из профессиональной подготовки учителя в соответствии с государственным стандартом образования.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «всеобщая история» для студентов 1 курса гуманитарных факультетов

    Учебно-методический комплекс
    В состав учебно-методического комплекса входят программа курса всеобщей истории и пояснительная записка к ней, список источников и литературы, тематический план лекций по всеобщей истории, контрольные вопросы, методические указания

Другие похожие документы..