Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, тр...полностью>>
'Лекция'
Преимущества передачи голосовых данных по сетям IP (Voice over IP — VolP) обусловлены использованием в качестве транспортного механизма протокола Int...полностью>>
'Документ'
1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников...полностью>>
'Курсовая'
Ф.1 170 85 51 17 - 34 Экзамен - Весенний семестр Иностранный язык ГСЭ.Ф.1 340 170 34 - - 34 Зачёт - Физическая культура ГСЭ....полностью>>

Курс лекций Минск 2008 министерство здравоохранения республики беларусь белорусский государственный медицинский университет кафедра философии и политологии социология

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Курс лекций

Минск 2008

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

СОЦИОЛОГИЯ

Под редакцией Савко Н.П., Карнацкой В.И.

Минск 2008

УДК 301(042.4)

ББК 60.5я73

С69

Утверждено учебно-методическим советом БГМУ

в качестве учебного пособия, протокол №

Авторы: канд.филос.наук, доцент Савко Н.П. (введение, темы 5,8,9,10,12, заключение); ст.преподаватель Карнацкая В.И. (темы 2,3,4,7,11); ст.преподаватель, канд.ист.наук Луйгас Н.Е.(тема 6), преподаватель Серак Е.В. (тема 1).

Р е ц е н з е н т ы: канд.соц.наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук факультета международных отношений БГУ А.П.Лимаренко; канд.филос.наук, доцент кафедры политологии БГПУ им. М.Танка Н.В.Павлова

Утверждено Научно-методическим советом университета

в качестве курса лекций, протокол №

С 69 Социология: Курс лекций./ Савко Н.П., Карнацкая В.И. и др. – Мн., БГМУ, 2008. - с

ISBN 985-462

Курс лекций представляет систематизированное изложение основных положений теоретической социологии. Он написан на основе большого количества отечественных и зарубежных источников с использованием материалов прикладных социологических исследований. Пособие включает основные темы новой программы государственного стандарта по социологии.

Издание предназначено для студентов медицинских университетов, а также всех, кто интересуется проблемами социологии.

УДК 301(042.4)

ББК 60.5я 73

ISBN 985-462 © Оформление. Белорусский государственный

медицинский университет, 2008

Введение

Социология занимает важное место в системе гуманитарных знаний. Будучи относительно молодой наукой, она завоевала большую популярность во всем мире. В США профессия социолога входит в число наиболее престижных и популярных профессий.

Социология – это наука об обществе, о различных социальных общностях и социальных группах, о взаимоотношениях между ними и внутри них. Она выступает существенным инструментом научного познания, анализа и оценки общественных процессов, методологией социального познания в целом.

Большое значение имеет социология и для медицинских работников в плане познания факторов влияния общественной жизни на здоровье человека, на структуру и организацию системы здравоохранения. Проводимые в рамках социологии конкретные эмпирические исследования дают богатый материал по совершенствованию управления системой здравоохранения, предотвращению заболеваний населения. Социологические исследования являются связующим звеном между теоретическими знаниями и практической деятельностью.

В предлагаемом курсе лекций подобрана тематика, которая в значительной степени дополняет социальные аспекты медицинского образования. Пособие ставит своей целью ознакомить студентов-медиков с основными социологическими понятиями, представлениями и теориями, показать методику проведения конкретного социологического исследования, дать сведения, которые помогли бы лучше разобраться в современном устройстве общества, понять взаимосвязь общественных интересов и здоровья человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..

Тема 1. Предмет, структура и функции социологии………………………

Тема 2. Основные этапы возникновения и развития социологии………..

Тема 3. Общество как целостная динамичная система…………………….

Тема 4. Социальная структура общества………………………………….

Тема 5. Социология личности…………………………………………….

Тема 6. Социология молодежи………………………………………………

Тема 7. Социальная демография……………………………………………

Тема 8. Социология семьи и брака…………………………………………

Тема 9. Социология здоровья………………………………………………

Тема 10. Социология управления……………………………………………

Тема 11. Социальные конфликты и их разрешение………………………..

Тема 12. Методика социологических исследований………………………

Заключение……………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………….

ТЕМА 1. Предмет, структура и функции социологии.

  1. Социология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет социологии.

  2. Структура, функции и методы социологии.

  3. Задачи курса социологии, необходимость ее изучения в вузе.

I. Почему и когда возникает социология как самостоятельная наука? Каковы предпосылки возникновения и условия ее развития? Ответы на эти вопросы во многом предопределяют понимание сути и содержания этой науки. Всякая новая теория общественного развития является, с одной стороны, отражением качественного изменения социальных отношений, реальных возможностей и потребностей людей, с другой - следствием прогресса самого научного знания. Необходимо разрешение вновь возникающих противоречий, диагностика социальных болезней, поиск методов их излечения. Случайно ли социология, как автономная наука, возникает в середине XIX в.?

Говоря о возникновении социологии, как отдельной самостоятельной науки, необходимо остановиться на социальных условиях и теоретических предпосылках. ХIХ век – время крупных открытий в области естественных наук (клеточная теория строения живого вещества – Т. Шванн, 1839; открытие закономерностей наследственности – Г. Мендель, 1865; создание Ч. Дарвиным теории эволюции видов, 1859; развитие эмбриологии, гистологии, микробиологии). Эти открытия стали основой для развития биологического направления учения об обществе. Г.Спенсер перенес понятия и законы биологии на общество, проведя аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. В то же время интенсивное развитие капитализма, рост городов – урбанизация жизни населения, резкая социальная дифференциация, увеличение числа бедных, социальная нестабильность – ставили перед учеными задачи спрогнозировать: куда движется человечество, как обрести свое место в этом движении, как лечить болезни капиталистического общества. Разрешение проблем общества через реформистский путь связывается с именами О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма. В то же время К.Маркс и Ф. Энгельс видели пути решения в социальной революции. В настоящее время социология – одна из самых быстро развивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе - экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки  многих  процессов    общественного развития.

Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1839 г. Этимология термина “социология” происходит от двух слов: латинского слова societas – общество и греческого logos – учение, понятие, слово. Соответственно, с точки зрения этимологии, социология – это наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике “Социология”. Однако это достаточно абстрактное определение, так как общество в его разнообразных аспектах исследуется большим количеством социальных и гуманитарных дисциплин: политологией, историей, экономической теорией, социальной философией и т.п. Анализ отечественных и зарубежных источников показывает, что существуют различные определения социологии как науки. Разнообразие толкований объясняется тем, что современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному определяют ее предмет и роль, по-разному отвечают на вопрос, что такое социология.

Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Для того, чтобы понять специфику социологии, социологического подхода к исследованию общества, нужно выделить собственную сферу социологического исследования и уточнить методы, которые она использует. С этой целью, в первую очередь, необходимо провести четкое дифференцирование между объектом и предметом социологии.

Определяя объект изучения социологии, целесообразно предварительно уточнить общее понятие объекта. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального и нематериального мира, реальность, существующую вне и независимо от нашего знания о ней. Однако в социологии объект обладает существенными отличиями, т.к. процессы происходят в обществе, связаны с сознанием людей, и осуществляются через их деятельность, поступки. Значит, они носят объективно-субъективный характер – и объект и субъект связаны неразрывно (в отличие от естествознания). По общему мнению, объектом социологического исследования является весь комплекс структур, свойств, отношений и коммуникаций, носящих название социальных. Среди них: общество как целостная социальная реальность, социальные общности, социальные организации, социальные институты, социальные взаимодействия, социальные явления, социальные процессы.

Но ограничиться определением объекта науки, конечно, недостаточно, хотя бы потому, что целый ряд наук может иметь один и тот же объект исследования. Философия, политология, история, правоведение – все это науки, изучающие общество. Однако, каждая из них имеет свой предмет исследования, который вычленен из объекта и отражает определенный аспект. Так, предметом изучения экономических наук являются процессы производства материальных благ, распределения и потребления; политических наук – политическая деятельность людей, закономерности развития политических систем, методы политической власти; исторических наук – процессы изменений, происходящих в разное время, проблемы, связанные с возникновением отдельных социальных групп. Большинство ученых считают, что предметом социологии является совокупность проблем социальной сферы общественной жизни. Другие социологи называют главным предметом исследования социальные отношения. Представление о предмете социологии было бы неполным, если бы мы не учитывали, что исходной точкой исследования общества является человек. Проблема личности не может не волновать социолога, так как именно человек является субъектом социальных отношений и социального поведения. Социология идет от анализа личности к исследованию закономерностей функционирования общества и социальных общностей. Обобщая вопрос о предмете социологии, следует отметить, что разнообразные подходы к этой проблеме не столько противоречат один другому, сколько взаимно дополняют друг друга, составляя, таким образом, целостное  представление о  предмете  социологии.

II. Предмет социологии и научная концепция, на которой строится этот предмет, определяют структуру социологического знания. В зависимости от критерия, положенного в основу, выделяются три типа структур социологии:

а) микросоциология и макросоциология (критерием деления служит уровень знания);

б) фундаментальная (теоретическая) и прикладная (эмпирическая) социология (критерием деления служит функция знания);

в) общая, специальная и отраслевая социология (критерием деления служит объект исследования: общество в целом или отдельные его части).

Микросоциология исследует поведение типологизированной личности, малых социальных групп, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы, правила, которые, в свою очередь, определяют стабильность, революционные или эволюционные изменения в обществе. На этом уровне есть и определенные теории: Джордж Хоманс считает, что взаимодействие людей строится на основе принципа поощрения и наказания. Эрвин Гофман полагает, что люди ведут себя, как актеры в театре: они играют определенные роли и стараются произвести определенное впечатление, воздействовать на других. Часто люди стараются показать себя лучше, чем они есть на самом деле.

На макросоциологическом уровне основное внимание уделяется обществу в целом, его подсистемам, религиям, партиям, классам, и т.п. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. Среди современных социологов на макросоциологическом уровне преобладают в основном два подхода: функционализм Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, теории конфликта К. Маркса и Р. Дарендорфа и др. При социологическом анализе общество делится на имущих и неимущих, правящих и подчиненных. Но сторонники одного подхода не могут объяснить, почему общество сохраняется при такой дифференциации, а другие не могут понять, почему общество изменяется, прогрессирует. Таким образом, даже на уровне макросоциологии пока нет однозначного ответа на самые принципиальные вопросы организации общества.

Деление на эмпирический и теоретический уровни социологических исследований носит условный характер, поскольку любая социологическая теория всегда эмпирически обоснована, а эмпирическое исследование невозможно без теоретического обоснования.

К прикладным (эмпирическим) исследованиям относят комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни. Социологические исследования направлены на решение актуальных социальных проблем практического характера. Они связаны с преобразованием социальной действительности через анализ путей и средств, планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы и отвечают на вопрос "для чего познается?". Прикладная социология дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления. По аналогии можно добавить следующее. Есть фундаментальные науки физика, математика, химия, а есть технические прикладные науки, которые физические, химические, биологические закономерности переносят в материальное производство. Их называют инженерными науками. Точно так же и в социологии можно выделить фундаментальные знания социальных закономерностей и их реальное использование в практике, к чему применимо название «социальная инженерия».

Фундаментальная (теоретическая) социология обобщает факты обще-ственной жизни, формирует и развивает социологические теории, которые раскрывают универсальные закономерности и принципы социальной действительности. Фундаментальная социология описывает, объясняет процессы социального развития, разрабатывает социологические концепции, методы и приемы социологического исследования и анализа. Она отвечает на вопросы "что познается?" и "как познается?"

Характерной особенностью социологического познания является так же наличие в нем большого количества многообразных теорий, с разных позиций объясняющих аспекты социального развития общества и дающих им различную интерпретацию. Эти теории подразделяются на общесоциологические, специальные и отраслевые.

В общесоциологических теориях рассматриваются социальные процессы и явления, формы и виды общественного бытия и общественного сознания на уровне общества. К их числу относится учение об общественно-эконо-мических формациях, обоснованное К. Марксом, концепция социального действия, выдвинутая М. Вебером, теория социальной стратификации, сформулированная П. Сорокиным, структурно-функциональная теория Т. Парсонса и др.

В специальных социологических концепциях анализируются социальные тенденции и особенности функционирования социальных общностей в процессе их взаимодействия. Это теории социального поведения Б. Скиннера, социальных взаимодействий Г. Зиммеля, Т. Парсонса, социальных движений Г. Блюмера, А. Турэна.

Отраслевые теории формируются на стыке социального знания с другими науками (экономическая социология, социология культуры, социология образования и т.п.) В них рассматриваются особенности протекания социальных процессов, их тенденции не в обществе в целом, а в его различных сферах. Исследование таких типов социальных общностей, как социально-профессиональные, этнические, гендерные и возрастные. Изучение таких социальных институтов как семья, образование, политика, наука, армия. Исследование социальных процессов, таких как миграция и социальная мобильность, процессы массовой коммуникации, преступности и др.

Современная социология, как наука о социальных закономерностях развития общества, выполняет достаточно широкие функции. Среди них можно выделить следующие:

1) познавательную, предполагающую изучение и понимание общества, его структуры, особенностей взаимодействия в нем различных индивидов и групп;

2) оценочную, предусматривающую оценку соответствия того или иного общества, существующих в нем институтов и социальных групп определенным нормам, (справедливое или несправедливое общество, демократическое или недемократическое, правовое, социально ориентированное или нет и т.п.);

3) прогностическую. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных компаний и т.п. Такие прогнозы – основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления;

4) управленческую. Определив прогнозные варианты тех или иных изменений в обществе, социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. К примеру, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без учета возможных нежелательных социальных последствий. В странах с развитым гражданским обществом на многих предприятиях действуют специальные службы человеческих отношений. В нашей стране традиционно значительную часть этой работы выполняли различные общественные организации, и потому такие службы не сложились. В период реформ появилась потребность в специалистах нового типа: социальных работниках, менеджерах социальной сферы;

5) образовательную. Определив социальную сущность различных процессов и явлений, выявив тенденции и закономерности их развития, осуществив прогноз их изменения в будущем, социология может через систему учебных заведений тиражировать и распространять социологические знания и оценки, помогая понять, узнать и оценить то общество, в котором они живут;

6) критическая функция проявляется в том, что социология, с одной стороны, показывает, что можно сохранить, упрочить, развить в социальной жизни, а, с другой стороны, выявляет то, что требует радикальных преобразований. Социология, исследуя общество и его отдельные элементы, ставит им социальный диагноз в целях нахождения эффективных путей восстановления социального здоровья. Социология занимается и профилактикой социальных болезней;

7) мировоззренческо-идеологическая функция. Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей.

Иногда социологию используют для манипулирования общественным мнением. Дело в том, что результаты опросов и рейтингов влияют на позиции больших групп людей, а то и всего общества. (Типичный пример – выборы). Это опасно тем, что можно скомпрометировать социологию как науку, подорвать доверие к ее выводам. Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения.

Пользуясь важнейшими понятиями многих общественных наук, социология имеет специфические законы. Социальные законы определяют отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и социально-профессиональными группами, городом и деревней, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью и проявляются во всех сферах человеческой деятельности. Различаются по форме своего влияния и распространения: одни охватывают только малую группу, класс, этнос, а другие – общество в целом. К их числу относятся законы социальной дифференциации и интеграции, социальной мобильности, социализации личности, урбанизации общества и др. В жизни социальные законы реализуются конкретными людьми в конкретных условиях, поэтому и проявляются как законы-тенденции.

Классифицируются законы социологии по разным признакам. По степени общности они подразделяются на общие, определяющие развитие общества, социальной системы как целого. И специфические, характерные для отдельных элементов социальной системы, частей общества. По характеру проявления социальные законы делятся на законы динамики (закономерности изменений, социального развития) и законы статики (неизменных состояний, устойчивых условий существования любого социального явления). По формам связи между явлениями законы социологии классифицируются на пять основных групп.

Во-первых, законы, констатирующие сосуществование социальных явле-ний. К примеру, индустриализация и урбанизация общества вызывают сокращение населения, занятого в сельском хозяйстве.

Во-вторых, это законы, устанавливающие тенденции развития. Так, изменение характера производительных сил требует изменения характера производственных отношений.

В-третьих, законы, определяющие функциональную зависимость между социальными явлениями. Чем активнее люди участвуют в политике, в управлении гражданским обществом, тем выше их политическая культура.

В-четвертых, законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Так, необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.

В-пятых, законы, утверждающие возможность связи между социальными явлениями. Рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов.

Если законы социологии выражают сущностные, необходимые связи между социальными явлениями и процессами, то ее категории отражают те или иные черты, свойства, структурные элементы социальной реальности. Понятийно-категориальный аппарат социологии включает в себя три группы категорий:

  • общенаучные категории (социальная система, социальное развитие и др.);

  • собственно социологические категории (стратификация, мобильность, статус, роль и др.);

  • категории дисциплин, пограничных с социологией (личность, семья, культура, экология и др.).

Наиболее общей по содержанию категорией социологии является понятие «социальное», которое включает в себя такие широкие понятия, как «социальная система», «социальная структура», «социальный институт», «социальное действие», «социальное поведение» и т.д. Каждое из них предполагает выделение целого ряда других, менее общих категорий. Например, категория «социальное действие» сопряжена с более частными понятиями «социальный интерес», «социальная цель» и т.д.

III. Социология занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарного образования, даёт студентам систематизированные представления об обществе как целостной и сложной системе социокультурных связей и отношений, об объективных и субъективных основах протекания социальных процессов, о месте и роли человека в них.

Для развития социологии как науки характерны два взаимосвязанных процесса: дифференциация (вычленение специфического предмета, метода исследования, структуры науки, отличных от других наук) и интеграция (установление межпредметных связей). В XIX – начале XX вв. эта наука только создавалась и обособлялась, и в этот период было важно, прежде всего, обосновать претензии на самостоятельность, дать простор развитию теоретического знания, появлению учебных курсов социологии, отдельных кафедр и др. Процесс дифференциации социологии от других наук, вычленения ее предмета, специфики имел первостепенное значение. Сейчас скорее преобладает тенденция к интеграции общественных наук. Ведь общество - это целостная система, и исследование его только тогда может быть успешным, когда оно будет осуществляться с различных сторон, в самых разных аспектах и срезах, но не изолированно разными науками, а в их взаимодействии и интеграции. Не случайно самые интересные и успешные исследования появляются сейчас в пограничных науках: экономической социологии, социальной экологии, социальной психологии, политической социологии и др.

Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Впервые место социологии в структуре наук было определено О. Контом. Система наук, по его мнению, представляет собой иерархию, выражающую процесс развития от простого к сложному. Каждая последующая ступень в развитии знания – наука более высокого порядка – подразумевает предыдущую, как свою необходимую предпосылку. “Иерархия” основных наук такова: математика – астрономия – физика – химия – биология – социология. Социология основывается на биологии, но имеет в себе нечто своеобразное, вытекающее из взаимодействия индивидов, воздействия каждого поколения на последующие.

В данной лекции мы обозначим лишь наиболее тесные связи социологии с другими науками.

Социология и философия. И та, и другая наука изучают личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности. Но философы это делают на высоком уровне обобщения. Поэтому они не могут выявить жизнь во всем ее противоречивом существовании. Социология, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной мозаики социальной деятельности, поведения и отношений. В свою очередь, социология оказывает влияние на философию, заставляя ее расширять и углублять уровни обобщения.

Социология и история. Они имеют один объект исследования - общество, которое изучается в процессе его развития. Как известно, нормы поведения и отношений, ценности, культура передаются из поколения в поколение. Очень важно выявить эту эволюцию, которая является областью общих интересов истории и социологии. Не случайно польский социолог Ян Щепаньский подчеркивал особенно тесные контакты социологии с историей культуры. Различие подходов этих наук в том, что история описывает и объясняет социальный процесс post factum, а социология – in factum. Иначе говоря, история пытается реконструировать прошлую деятельность людей во всей ее неповторимости, индивидуальности. Но она не в состоянии объяснить настоящее и тем более прогнозировать будущее. Современность всегда отличается от прошлого, ибо она есть созидание нового. Задача социолога – «схватить», зафиксировать это новое на уровне социально типичного.

Социология и политология. Политология изучает политические процессы, политические отношения, политические ценности, политическую систему, политическую культуру, т. е. все, что касается политической сферы жизни общества. Социология же, исследуя людей и общности как субъекты, имеет дело с гражданским обществом, которое функционирует наряду с государством и которое становится самостоятельной сущностью на определенном этапе развития человеческой цивилизации, когда человек выдвигается на принципиально новую позицию как во взаимоотношениях с общественными институтами, так и в осознании личностной самооценки. Гражданское общество и его взаимоотношения с государством и с политической системой в целом - это есть та грань, по которой проходит взаимодействие социологии и политологии.

Изучение курса социологии является важной стороной общегуманитарной подготовки будущего специалиста. Гуманизация образования и ориентация его на развитие интеллекта, способности к творческой инновационной деятельности, на проблемы личности являются потребностью современной цивилизации. Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в данный момент. Исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Курс социологии – как учебной дисциплины ставит своей целью:

– дать студентам знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделяя ее специфику;

– помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций;

– показать взаимодействия социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений (семья, производство, государство, образование);

– сформировать представления о культурно-исторических типах социального неравенства и стратификации, о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

– дать представления о процессе и методах социологического исследования;

– способствовать подготовке образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию социальных проблем.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Практикум Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по медицинским и биологическим

    Практикум
    Денисова С.Д., профессора Белорусского государственного медицинского университета; Яскевич Я.С., профессора Белорусского государственного экономического университета.
  2. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 1, 2010 г

    Документ
    Прапануем першы выпуск Паказальніка літаратуры, які змяшчае інфар-мацыю аб новых паступленнях у фонд ўнутрырэспубліканскага дакументаабме-ну і пераразмеркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай біблія-тэкі Беларусі.
  3. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 3, 2011 г

    Документ
    Прапануем чарговы выпуск Паказальніка літаратуры, які змяшчае інфармацыю аб новых паступленнях у фонд ўнутрырэспубліканскага дакументаабмену і пераразмеркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі.
  4. Государственная комплексная программа научных исследований «Теоретико-методологические основы устойчивого инновационного развития социально-ориентированной экономики Республики Беларусь» («Экономика и общество») 12

    Программа
    2.1 Государственная комплексная программа научных исследований «Теоретико-методологические основы устойчивого инновационного развития социально-ориентированной экономики Республики Беларусь» («Экономика и общество»)
  5. С. Х. Мухаметгалиева Елабуга, Елабужский государственный педагогический университет

    Документ
    Калимуллин А.М. – доктор исторических наук, профессор, ректор ЕГПУ; Разживин А.И. – кандидат филологических наук, профессор, проректор по научной работе ЕГПУ; Гапсаламов А.

Другие похожие документы..