Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
На основании Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», З...полностью>>
'Документ'
Вопросы о фальсификации приборного учета, которым в последнее время уделяется все большее внимание, подробно освещены в . Однако, все указанные спосо...полностью>>
'Конспект'
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства опред...полностью>>
'Документ'
Возможно, Вы пытаетесь подключиться одновременно с компьютера и телефона. Если это не так, то подождите некоторое время и попробуйте подключиться еще ...полностью>>

Курс лекций по дисциплине «Правоведение» для студентов очного и заочного обучения пгсха по специальностям: 250201 «Лесное хозяйство»;

Главная > Курс лекций
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Приморская государственная сельскохозяйственная академия»

Институт гуманитарного образования

Обухова О.В.

Курс лекций по дисциплине «Правоведение»

для студентов очного и заочного обучения ПГСХА

по специальностям: 250201 «Лесное хозяйство»; 111201 «Ветеринария»; 110401 «Зоотехния»; 110201 «Агрономия»; 110305 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»; 110102 «Агроэкология»; 110301 «Механизация сельского хозяйства»; 1103003 «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции»; 310900 «Землеустройство»; 280301 «Инженерные системы сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения»; 080502 «Экономика и управление на предприятии АПК»; 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Уссурийск 2009

УДК 34

ББК 67.4

О - 26

Рецензент: Гнатовская Е.Н., к.и.н., профессор

О - 26 Обухова О.В.

Курс лекций по дисциплине «Правоведение» для студентов очного и заочного обучения ПГСХА по специальностям: 250201 «Лесное хозяйство»; 111201 «Ветеринария»; 110401 «Зоотехния»; 110201 «Агрономия»; 110305 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»; 110102 «Агроэкология»; 110301 «Механизация сельского хозяйства»; 1103003 «Механизация переработки сельскохозяйственной продукции»; 310900 «Землеустройство»; 280301 «Инженерные системы сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения»; 080502 «Экономика и управление на предприятии АПК»; 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / ФГОУ ВПО ПГСХА; О.В. Обухова. - Уссурийск, 2009.- 206 с.

Печатается по решению методического совета ФГОУ ВПО «Приморская государственная сельскохозяйственная академия».

УДК 34

ББК 67.4

© О.В. Обухова, 2009

© ФГОУ ВПО ПГСХА, 2009

Введение

Курс лекций подготовлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, в котором курс «Правоведение» включен в перечень обязательных гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Курс лекций предназначен для оказания помощи преподавателям и студентам вузов, обучающимся по не юридическим специальностям, и будет способствовать усвоению студентами основных положений правоведения, формированию представлений о наиболее важных категориях права и государства, об основных отраслях правовой системы Российской Федерации, о правовом регулировании отношений в сфере их будущей профессиональной деятельности.

Курс лекций представляет собой тезисное изложение учебного материала, которое поможет студентам запомнить и оперативно повторить основные положения дисциплины «Правоведение», необходимые для работы на семинарских занятиях, а также при подготовке к зачету и экзамену по данной учебной дисциплине.

Структура и способ изложения материала представляют студентам возможность ознакомиться с содержанием курса в целом и основными вопросами каждой темы. Такой подход позволяет студентам идти в процессе обучения от общего к частному и более точно определить актуальность каждой темы в общей системе учебного курса.

Студенты всех специальностей ФГОУ ВПО ПГСХА смогут найти, в данном курсе лекций, информацию по Дидактическим единицам (рекомендуемым им для изучения отраслям права): конституционному, семейному, уголовному, гражданскому, административному, информационному, финансовому и экологическому праву.

Работа состоит из тезисов лекций, вопросов для самопроверки, списка рекомендованной литературы по курсу «Правоведение».

Курс лекций составлен на основе действующего законодательства с учетом изменений и дополнений, внесенных в него в последнее время.

Перечень применяемых сокращений

РФ – Российская Федерация

ФЗ – Федеральный закон

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

СК РФ – Семейный кодекс Российской Федерации

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации

КоАП – Кодекс об административных правонарушениях

ЗК РФ – Земельный кодекс Российской Федерации

РАЗДЕЛ I

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Лекция 1. Общая теория государства и права

  1. Право: понятие, функции, источники, отрасли.

  2. Государство: понятие, признаки, функции, механизм, формы.

  3. Правовое государство.

Право – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Сущность и социальное назначение права проявляется и в его функциях. По своей сути функции права имеют три вида:

  1. Регулятивная - направление правового воздействия, призванное обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса (закрепляются формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов и т.п.).

  2. Охранительная – направление правового воздействия, нацеленного на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, а также на пресечение и предотвращение противоправного поведения.

  3. Воспитательная (предупредительная) – направление правового воздействия, которое осуществляется благодаря психическому воздействию на сознание людей путем устрашения и убеждения.

Понятия «право» и «закон» нередко используются как синонимы, в одинаковом смысле. Но по строгим правилам законами называются такие правовые акты, которые принимаются верховными органами государственной власти. Из них высшей юридической силой обладает Конституция. На ее основе и в соответствии с ней издаются все остальные законы, подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, правила, приказы, которые существуют наряду с законами и подчиняются им).

Законы и подзаконные акты являются источниками права – документами, устанавливающими определенные правовые нормы.

Норм права очень много. Все правовые нормы представляют собой систему (нечто целое, состоящее из связанных друг с другом частей). Например, нормы, регулирующие трудовые отношения, образуют трудовое право; семейные отношения ориентируются на норы семейного права; наказания за преступления предусмотрены уголовным правом, а за административные правонарушения (проступки) – административным правом. Система правовых норм, регулирующих определенные общественные отношения, называется отраслью права.

Кроме трудового, семейного, уголовного, административного важное значение имеют такие отрасли права, как конституционное, гражданское, финансовое и др.

Конституционное право – это отрасль права, закрепляющая основы государственного устройства страны, основы правового положения гражданина, систему органов государства и их основные полномочия.

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

Финансовое право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления.

Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Трудовое право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека, прежде всего – труд наемных работников на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Семейное право – отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения.

Уголовное право – отрасль права, определяющая преступность и наказуемость деяний, имеющих опасность для общества.

Нормы права – это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно совершенствуются.

2. Государство центральный институт политической системы, имеет 2 значения:

1. (широкое) – общность людей представляемая и организуемая органами высшей власти и проживающая на определенной территории (тождественно стране и политически организованному народу).

2. (узкое) – учреждение, обладающее верховной властью на определенной территории.

К важнейшим, определяющим признакам государства принято относить:

1. Наличие публичной и политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения.

2. Территориальная организация населения.

3. Государственные суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость государства во взаимоотношениях с другими государствами.

4. Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства

5. Государственная казна: налоги, обязательные платежи, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги.

Функции государства – основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

Наиболее распространенным является подразделение функций на внутренние и внешние.

Внутренние функции – основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. Они очень разнообразны и охватывают все сферы жизни общества и государства.

  1. Экономическая функция – выработка долгосрочной государственной программы по развитию экономики (финансовая, инвестиционная, налоговая и др. политики).

  2. Политическая функция – обеспечение народовластия, формирование органов власти, реализация волеизъявления народа в форме правотворчества, обеспечение государственного суверенитета, формирование условий для самоорганизации и самоуправления народа, формирование демократического гражданского общества, защита конституционного строя.

  3. Социальная функция – определяется задачами государства в социальной сфере: обеспечение общественного благополучия, социальная защита малообеспеченных граждан, поддержка здравоохранения, образования, культуры.

  4. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка.

  5. Экологическая или природоохранительная функция – государство устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной сферы.

  6. Функция налогообложения и финансового контроля – предполагает использование налогов в качестве инструмента экономической и социальной политики.

Внешние функции – основные направления деятельности на международной арене: функции интеграции государства в мировую экономику на основе равенства и взаимовыгодного сотрудничества, функции обороны страны, функции поддержания мирового порядка, предотвращения войны, функции разоружения, функции сотрудничества с другими государствами в различных сферах, поиск взаимоприемлемых решений, проблем, затрагивающих интересы каждого народа и человека в целом.

Любое государство представляет собой сложный механизм иерархически связанных между собой элементов.

Механизм государства – система государственных институтов и организаций. Состоит из: государственного аппарата, государственных учреждений и государственных предприятий.

Государственный аппарат – совокупность государственных органов, которые наделены властными полномочиями. Государственный аппарат занимает центральное место в механизме государства, осуществляет государственную власть (на его структуру и принципы формирования влияют экономические, политические, социокультурные и исторические факторы).

Государственные учреждения – государственные институты и организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.д.

Государственные предприятия – организации, созданные для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Все государства отличаются друг от друга по своей форме.

Форма государства - отражает организацию, устройство и реализацию государственной власти – совокупность внешних признаков государств: формы правления, формы государственного устройства, политические режимы.

Форма правления – способ организации верховной политической власти, принципы взаимоотношения ее органов, степень участия населения в их формировании: республика, монархия.

Форма государственного устройства – национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов: унитарное государство, конфедерация, федерация.

Политический режим – совокупность средств и методов осуществления государственной власти: демократический, тоталитарный, авторитарный.

3. С возникновением государства и права идеи ограничения власти получают философское, религиозное и правовое обоснование. В современную эпоху идея правового государства воспринята всеми политическими течениями и признается величайшей общечеловеческой ценностью.

Правовое государство – это государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.

Основные черты правового государства:

  1. Признание основной ценностью государства достоинство прав и свобод личности.

  2. Обязательное наличие институтов представительной и непосредственной демократии: демократической избирательной системы, представительных органов, обеспечивающих реальное осуществление народовластия и режим демократического, конституционного правления.

  3. Верховенство закона, Конституции РФ, по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам.

  4. Ответственность государства перед личностью в случае нарушения государством прав и свобод личности и ответственность личности перед государством.

  5. Разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную. Необходимость наличия у этих ветвей власти системы сдержек и противовесов, устанавливающих преграды на пути к узурпированию власти одной какой-либо ветвью.

  6. Политический и идеологический плюрализм предполагает наличие многих партий, движений, различных идеологий. Все социальные группы, наряду с общими интересами, имеют и свои специфические интересы и с помощью своих партий могут воздействовать на государство.

  7. Гласность, открытость в деятельности государства, свобода СМИ, отсутствие политической цензуры.

  8. Демократическое, независимое правосудие, являющееся средством обеспечения верховенства законов и суверенитета народа, прав и свобод граждан.

  9. Режим строгой законности и прочного, стабильного правопорядка с системой юридических гарантий.

  10. Законопослушность граждан, самого государства и его чиновников.

В современном мире сложилось 2 основные модели правовой государственности: германская и англо-американская.

В Европе преобладает германская модель (Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Люксембург, Дания). Это государства законопорядка, где права, свобода и государство рассматриваются как неразрываемые категории.

Англо-американская модель основана на признании ограниченного государства и свободного правового общества. Государство вмешивается в конфликт лишь в крайнем случае, когда его властные действия становятся необходимыми. Огромная роль принадлежит суду, он является барьером между личностью и государством, гарантом прав человека. Это очень гибкая правовая система, способная защитить личность от произвола власти.

Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. - российское государство является демократическим, республиканским, правовым и социальным государством, которое строится на принципе разделения властей. В формировании правового государства в России сделаны значительные шаги, но для того чтобы оно стало правовым в полной мере, требуются дальнейшие преобразования:

  • в экономической сфере – дальнейшее развитие рыночной экономики;

  • в социальной сфере – формирование материально обеспеченного, заинтересованного в стабильности среднего класса:

  • в политической сфере – дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирования подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах;

  • в правовой сфере – дальнейшее обновление законодательной базы рыночной экономики, принятие законов, связанных с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан;

  • в идеологической сфере – повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма.

Вопросы для самопроверки

  1. Дайте определение «права».

  2. В чем заключаются основные функции права?

  3. Дайте определение «государства».

  4. В чем заключаются основные функции государства?

  5. Из каких компонентов состоит механизм государства?

  6. Что представляет собой форма государства?

  7. Дайте определение «правового государства».

  8. В чем заключаются основные признаки правового государства?

  9. Является ли Российская Федерация «правовым государством»?

Лекция 2. Правоотношения, правонарушения и юридическая ответственность

  1. Правоотношения: понятие, признаки, виды, структура.

  2. Правонарушения: понятие, признаки, состав, виды.

  3. Юридическая ответственность: понятия, признаки, виды.

1. Правоотношения – наиболее значимые общественные отношения, урегулированные правовыми нормами, в которых участники связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

К числу важнейших признаков правоотношений, отличающих их от других отношений социального характера, относятся следующие.

1. Правоотношения всегда складываются на основании правовых норм, содержащихся в статьях нормативно-правовых актов, выступающих в качестве базы для возникновения и осуществления конкретных отношений между различными лицами.

2. Участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. Если один субъект правоотношения наделен правом, то на другого возлагается юридическая обязанность.

3. Правоотношения всегда носят индивидуально-волевой характер. Они возникают на основе правовых норм, которые являются продуктом сознательно-волевой деятельности людей. С другой стороны участники правоотношений реализуют предусмотренные нормами права и обязанности также посредством своих волевых, сознательных действий.

4. Правоотношения охраняются государством, а в необходимых случаях – принудительно им обеспечиваются.

Все виды правоотношений могут быть квалифицированны по различным основаниям.

По функциям, которые выполняют правовые нормы, лежащие в основе тех или иных правоотношений:

  • регулятивные, возникающие в сфере регулирования различных явлений общественной жизни – семейных, финансовых, имущественных и т.п.;

  • охранительные, возникающие в процессе пресечения и предотвращения противоправного поведения в сфере уголовно-правового регулирования, а также сопряженные с применением в отношении участников общественных отношений иных видов юридической ответственности – административной, дисциплинарной и т.д.

По отраслям права:

  • административно-правовые;

  • гражданско-правовые;

  • государственно-правовые;

  • семейно-правовые;

  • уголовно-правые;

  • финансово-правовые;

  • гражданско-процессуальные;

  • уголовно-процессуальные и др.

Структура правоотношения – внутреннее его строение, состоящее из взаимосвязанных друг с другом элементов и определяющее его форму, содержание и значение. Она состоит из четырех необходимых элементов: субъекта правоотношений, объекта правоотношений, субъектного права одних участников правоотношений и юридической обязанности других его участников.

Субъекты правоотношений – это их участники; в соответствии с нормами права они являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей и могут их реализовывать.

Субъекты правоотношений можно поделить на две группы:

  1. Индивидуальные субъекты – граждане определенного государства, иностранные граждане и лица без гражданства объединяются таким понятием, как физическое лицо.

  2. Коллективные субъекты правоотношений – представлены организациями. Организации как субъекты правоотношений могут быть как государственными, так и не государственными. Особой организацией выступает само государство. Государственные организации выступают в гражданско-правовых отношениях в качестве юридических лиц. Негосударственные организации могут иметь статус юридического лица, но могут его и не иметь.

Для того чтобы быть субъектом правоотношения, индивид или коллектив должен обладать правосубъектностью (способность быть субъектом права). Правосубъектность включает в себя следующие компоненты:

  • правоспособность – признаваемая государством общая возможность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности. Все физические лица обладают равной правоспособностью в области правовых отношений. Она возникает с момента рождения и прекращается с момента смерти.

  • дееспособность – способность приобретать и осуществлять права и обязанности своими юридически значимыми действиями. Для физических лиц полная дееспособность в РФ начинается с 18 лет, относительная с 14 лет, полная недееспособность до 6 лет.

  • деликтоспособность – фактическая разновидность дееспособности – способность нести правовую ответственность за совершение правонарушения. За уголовное преступление ответственность – с 16 лет, за наиболее тяжкие преступления – с 14 лет.

Для юридических лиц правоспособность и дееспособность возникает одновременно с момента их создания и прекращаются в момент завершения их ликвидации.

По отношению к органам государства и местного самоуправления, к государству и муниципальным образованиям в целом понятия правосубъектности, правоспособности и дееспособности обычно не используются.

Объект правоотношения – то, на что воздействуют данные субъективные права и юридические обязанности; волевое поведение людей; фактическое поведение участников.

Субъективное право – мера возможного, дозволенного и охраняемого государством поведения участника общественных отношений, обеспечивающая его возможность по собственному усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Только от воли субъекта зависит, как им распорядиться.

Юридическая обязанность – мера должного поведения участника общественных отношений, осуществляемая в интересах управомоченного субъекта, обеспечиваемая государством. Содержание юридической обязанности выражается в необходимости совершать активные положительные действия в пользу других участников правоотношений и воздержаться от действий, запрещенных нормами права.

2. В зависимости от того, соответствует или не соответствует поведение субъектов нормам права, оно подразделяется на правомерное и противоправное (правонарушение).

Правомерное поведение – общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов личности, общества и государства поведение субъектов права, соответствующее нормам права, гарантируемое и охраняемое государством.

Правонарушение – общественно опасное, виновное противоправное деяние, влекущее правовую ответственность.

Основные признаки:

  • это всегда деяние (действие или бездействие).

  • противоправность – это деяние, нарушающее право, акт, противный нормам права.

  • виновность – это психическое отношение субъекта к совершенному правонарушению.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научная работа студентов и аспирантов (2)

    Научная работа
    Раздел 7. Поощрение преподавателей и сотрудников института. Присвоение ученых званий и ученых степеней, почетных званий, наград, сертификатов, др. поощрения 185
  2. Конкурс ппс. Оскидках по оплате обучения коммерческих студентов на II полугодие 2009/2010 учебного года (для студентов 1 курса). Оконцепции магистерской программы «Аудит и консалтинг»

    Конкурс
    Члены Учёного совета: Абросимова Е.Б., Бабкин Э.А., Бляхман А.А., Вагина Т.Ф., Голованова С.В., Гриднева Е.А., Громов Е.М., Клепоносова М.В., Козлов А.
  3. Отчет кафедры менеджмента за 2008-2009 учебный год Отчет рассмотрен и утвержден на заседании

    Публичный отчет
    Основной задачей кафедры менеджмента является предоставление студентам ВУЗа всех специальностей и направлений знаний по следующим дисциплинам, как экономика и правоведение, а также спец.
  4. Отчет о самообследовании Направление 080100 Экономика

    Публичный отчет
    10. КАЧЕСТВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, ИНФОРМАЦИОННОГО И БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080100 «ЭКОНОМИКА» ПРОФИЛЬ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ» 63

Другие похожие документы..