Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
, для чего предоставляю право заключать все разрешенные законом сделки по продаже, обмену, сдаче в наем указанного жилого помещения, производить расч...полностью>>
'Книга'
В 1994 г. «София» опубликовала «Око возрождения» Питера Кэлдера вместе с «Йога — терапией» Свами Шивананды. Тираж разошелся мгновенно. И в течение дву...полностью>>
'Документ'
Замечательный русский историк Церкви, профессор Санкт-Петербург­ской Духовной Академии Василий Васильевич Болотов (1900 г.) в своих лекциях по истори...полностью>>
'Реферат'
Сущностью технологии машиностроения является учение о способах и процессах промышленного производства продукции заданного качества и в требуемом коли...полностью>>

Генеалогические изыскания в Верхососенском уезде или

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

К 1653 году основную массу беглецов и сведенцев вернули и расселили по Верхососенскому уезду. Вот как выглядели поселения служилых людей в первые годы после основания города в зависимости от удаленности от центра города:

  1. В пределах города жили стрельцы, которые составляли приход Соборной церкви во имя Живоначальной Троицы.

  2. Посад города состоял из пушкарской и стрелецкой слобод, которые составляли приход церкви во имя Ильи Пророка, и казацкой слободы, составлявшей приход церкви во имя Архангела Михаила.

  3. Близлежащая от города Казачья Слобода, составившая приход будущей церкви во имя Рождества Христова. Слобода находилась за пределами посада.

  4. Верхососенский уезд состоял из одной слободы в Сторожевой поляне, где жили дети боярские из Ефремова и Новосиля, составившие приход церкови во имя Покрова Пресвятые Богородицы.

Более подробную инфжормацию о церквях и принадлежащих им приходы можно найти в документе с условной датировкой за 1653 г.:11

В городе Верхососенске в 1653 году действующей была Соборная церковь во имя Живоначальной Троицы, в её приделе находился престол чудотворца Николы. Церковь государственная, как отмечалось в документе, «строение государево». В церкви служил поп Фома. Дьякона, дьячка, пономаря и просвирницы еще не было. Государева жалования дано было той церкви на весь Собор - пашенной земли двадцать восемь четвертей в поле а «в дву потому ж», т. е. ещё два таких же по размеру участка (добавочно 16 четь) в трехпольной системе землепользования. Сенных покосов дано на весь Собор пятьдесят копен. Приход церкви составляли верхососенские стрельцы:

Абакумов Сысой

Алабердин Семен

Алексеев Кирьян

Андреев Алфер

Афанасьев Федор

Байдин Семен

Боков Тимофей

Быков Григорий

Васильев Семен

Вернихин Костентин

Володимеров Федот

Воронов Федор

Голованов Филипп

Голощапов Палуня

Григорьев Константин

Демешев Фока

Десятой Влас

Еремин Петр

Ернов Наум

Жижин Федор

Зезюкин Кондратий

Зезюкин Федор

Злобин Иван

Иванов Степан

Каменев Андрей

Каменев Леонтий

Каменев Микита

Карцов Кузма

Калачников Петр

Каледин Василий

Кондратьев Локтион

Кондратьев Перфилей

Косых Семен

Красков Мартин

Кулигин Григорий

Курдюков Данила

Курцов Понкратий

Лягушкин Григорий

Масленин Демид

Мякшин Никон

Невесткин Федор

Новиков Арист

Овчинников Федот

Пачесов Андрей

Пересыпкин Нестер

Печенкин Василий

Пупынин Степан

Пустоплеткин Микита

Свиридов Емельян

Седельников Ермол

Сериков Семен

Степанов Агей

Татаринов Иван

Тетерин Федор

Тюваев Меркул

Филиппов Сафон

Фомин Иван

Холин Филипп

Хорламов Ерема

Чертоклинов Иван - пятидесятник

Шахов Иван

Шестаков Тимофей

Шикин Федот

Шумовской Иван

Шумовской Федот

Юдин Степан

Всего в приход Соборной церкви входило 67 стрелецких дворов. Дани в патриаршую казну собиралось один рубль семь алтын две денги,

десятилнича (?) - Гривна. а по старым книгам дани собиралось шесть алтын, десятилнича - Гривна, т.е. дань увеличилась на один рубль восемь денег.

На посаде города Верхососенска в стрелецкой и в пушкарской слободах значились приходские церкви:

- Церковь во имя Ильи Пророка, в её приделе находился престол святыя велико мученицы Параскевеи Нареченные Пятницы, а также престол Святого мученика Никиты - Столпника Переяславского Чудотворца. В Церкви служил поп Матвей, а дьячка, просвирницы и пономаря не было. Государева жалованья дано было к той Церкви - пашенные земли двадцать четвертей в поле, а «в дву потому ж», сенных покосов на двадцать копен. Приход этой Церкви состоял из верхососенских стрельцов:

Абрамов Понкрат

Абросимов Лука

Андреев Дементей

Андропов Астафей

Байдин Артем

Борисов Степан

Васильев Куприян

Веснин Иван

Веснин Петр

Власов Емельян

Григорьев Астафей

Григорьев Семен

Григорьев Филимон

Давыдов Матвей

Дмитриев Иван

Дмитриев Осип

Дуров Яков

Евстигнеев Матвей

Ермолов Наум

Ефремов Павел

Иванов Ананий

Иванов Дементей

Иванов Игнат

Иванов Петр

Иванов Семен

Иванов Тит

Иванов Федор

Игнатов Фадей

Исаев Артем

Калинстратов Фока

Карцов Андрей

Катеринин Григорий’

Кузмин Антон

Кузмин Федор

Курбатов Яков

Левонтьев Володимер

Левонтьев Иван

Лукьянов Давыд

Лютиков Яков

Марков Калина

Машутин Андрей

Митрофанов Василий

Назаров Мартын

Новиков Михаил

Перфильев Федор

Петров Иван

Потапов Потап

Романов Илья

Ряшенин Михаил

Седелников Дементей

Словох[ос]ной Исай

Суриков Авдоким

Фаддеев Филипп

Федоров Ермол

Федоров Семен

Федоров Сергей

Федосов Федор

Федотов Борис

Чуриков Федор

Яковлев Петр

и пушкарей:

Аникеев Клемен

Белозерцов Василий

Булгаков Андрей

Евсеевьев Игнат

Егупов Павел

Есипов Давыд

Жуков Родион

Карпочов Евсей

Катов Фрол

Катунин Савостьян

Киреев Вавил

Козлов Осип

Колыхалов Петр

Королев Фетис

Курцов Мирон

Лотарев Исай

Мызгалин Андрей

Носов Степан

Подлесной Ларя

Позняков Миня

Потапов Артем

Савельев Кондратий

Самойлов Фока

Сидоров Иван

Степанов Антон

Степанов Филипп

Утетников Тимофей

Всего приход церкви во имя Ильи Пророка состоял из шестидесяти (60) стрелецких дворов и двадцати восьми (28) пушкарских дворов. Дани в патриаршую казну платила один рубль шесть алтын четыре денги десятилнича Гривна, а по старым книгам дани было шесть алтын десятилнича Гривна, размер дани увеличился на рубль четыре денги.

- В казачьей слободе церковь во имя Архангела Михаила. В ее приделе престол святых чудотворцев Казмы и Дамияна. В церкви служил поп Трифон, дьячка, пономаря и просвирницы не было. Государева жалованья дано к той церкви – пашенные земли десять чети в поле, «а в дву потому ж», а сенных покосов дано на пятнадцать копен. В церковный приход входили дворы верхососенских полковых казаков:

Азовцев Юрий

Азовцев Микита

Акиншин Сергей

Андреев Аверка

Белоусов Иван

Бокорев Микифор

Бортещов Леонтий

вдова Алифанова жена Федорова Анна

Воронов Филипп

Гончаров Селиван

Горбатовской Мартын

Горбатой Игнат

Данилов Егуп

Дериглазов Евтех

Ермолов Микифор

Есин Иван

Зацепин Тимофей

Зацепин Трифон

Збитнев Анисим (н)

Казаринов Сергей

Козаринов Меркул

Коркин Молах

Кошкаров Клемен

Кузмин Ермол

Леонтьев Иван

Лихонин Костя

Марков Филипп

Масловской Тарас

Молиновской Богдан

Оболонков Гаврила

Петров Елфим

Покидов Родион

Прасолов Федор

Романов Евтех

Руднев Юрий

Саплин Терех (н)

Сериков Максим

Сигорев Антон

Скоролупин Терех (н)

Спицын Афанасей

Тошин Карп

Тюлпин Гаврила

Федорищев Макар (н)

Федоров Моисей

Фролов Ворлам

Халеев Сергей

Черников Тимофей (н)

Четвериков Потап

Чубаров Калина

Шемякин Увар

Шершунов Григорий

Шешунин Григорий

Всего казаков было пятьдесят два (52) двора. Дани с церкви в патриаршую казну платилось двадцать три (23) алтын, а десятилнича - Гривна. По старым городовым книгам дани было семь алтын четыре денги, десятилнича - Гривна. Прибавка в пятнадцать алтын две денги.

- В казачьей Слободе, что находилась близко от города, построена часовня, на её месте впоследствии будет церковь во имя Рождества Христова. В приделе престол Святого мученика Никиты. В часовне служил поп Василий. Дьячка, пономаря и просвирницы в часовни не было. Пашенных земель и сенных покосов и угодей к этой часовни тоже нет. Приход часовни составляли полковые казаки:

Бабичев Микифор

Беленов Михайла

Борзой Анос

Бочарников Семен (е)

Бурнашев Илья

Быстров Самойла

Волков Лука (е)

Головской Павел (е)

Дитетков Еремей (е)

Добриков Долмат

Добриков Захар (е)

Донской Максим

Дошевской Мосей (е)

Другов Еким

Елчищев Федор

Емельянов Андрей

Ерофеев Максим

Есютин Григорий (е)

Есютин Федор (е)

Иванов Микита

Иванов Фрол

Катеринин Веданик

Клеменов Михайло

Козлов Монyйла (е)

Колуской Емелян

Костентинов Еким

Крапивенцов Сафон

Кудрин Семен

Лавров Иван

Миляев Марка

Момонов Петр

Осипов Данила

Пантелеев Матвей

Рослой Алфер

Савельев Илья

Савельев Юда

Селин Гаврила

Семыкин Емельян

Смехнов Игнат

Сыромятников Карп

Тарасов Перфилей

Титов Трифон

Тюлпин Изот

Тюлпин Семен

Шаверенев Михаила

Шахов Леонтий

Шахов Михаила

Шемякин Дмитрей

Шмонаев Лука

Яцкой Микифор

Яцкой Михайла

Всего в приход часовни входил пятьдесят один (51) двор полковых казаков. Дани в патриаршую казну с этой часовни собиралось семнадцать алтын четыре денги, десятилнича Гривна. По старым же книгам дани платилось пять алтын десятилнича Гривна, т. е. прибавка к дани двадцать алтын четыре денги.

В верхососенском уезде в слободе в Сторожевой Поляне церковь во имя Покрова Пресвятые богородиц. В приделе этой церкви находился Престол Святого мученика Георгия. В церкви служил поп Игнатий. Дьячка, пономаря и просвирницы не было. Государева жалованья дано к той церкви - пашенных земель двадцать четей в поли, «а в дву потому ж», а сенных покосов дано на двадцать копен. В приходе этой церкви состояли верхососенцы дети боярские - ефремовские и новосильские сведенцы:

Акулшин Яков

Алтухов Гаврила

Анненков Михайла

Антипов Семен

Афонасев Антип

Батищев Тихон

Белозерцов Костентин

Бобровской Иван

Богатырев Локтион

Боев Миня

Бозулин Григорий

Болшиков Марка (н)

Буйнов Павел

Булавин Василий

Булычевцов Савелий

Бурнашев Микита

Васильев Роман

Вепринцов Трифон

Востриков Фотей

Гавшин Андрей

Гавшин Горасим

Гавшин Тимофей

Горяинов Семен

Гриднев Иван

Гришин Петр

Гришин Форофон

Давыдов Григорей

Данилов Петр

Деменков Потап

Дериглазов Осип (н)

Дехтеров Изот

Дешевой Авдей

Доброрадной Кондратий

Есипов Аким

Ефанов Калистрат

Ефанов Кузьма

Жестовской Антон

Жиляков Петр

Житкой Савин

Заволишин Ермол

Заздоровной Архип

Зайцов Федор

Зароченцов Влас

Звегинцов Иван

Золотухин Ананий

Золотухин Селиван

Зуев Артем

Иванников Василий

Иванников Степан

Иншаков Микула

Каменев Дмитрий

Капустин Богдан

Капустин Исай

Капустин Карп

Капустин Федор

Кожухов Костентин

Колесников Кузьма

Копылов Данила

Копылов Микифор

Копылов Семен

Коробанов Афонасий

Коромышев Астах

Короткой Яков

Косарев Астафей

Косарев Иван

Косинов Анофрей

Костин Семен

Кренев Михаил

Крынин Микула

Крюков Абакум

Кузин Яков

Кузмин Анос

Кузмин Емельян

Куликов Ермол

Куркин Борис

Ланской Илья

Ледовской Василий

Лугин Максим (е)

Мазолов Фотей

Маслехов Максим

Микулаев Микифор

Михайлов Аксен

Монаенков Ермол

Моняхин Сазон

Мухортой Сава

Негуляев Михайло

Нефедов Иван

Нешин Иван

Пенков Кузьма

Переверзев Тихон

Переверзев Федор

Печерской Микифор

Полунин Иван

Поспелов Федор

Пронин Кондратей

Пыжов Сава

Пьяной Миня

Разинков Дементей

Римщин Данила

Рогачев Антон

Рязанцев Петр

Саблин Кудин

Сапронов Ларя

Сапрыкин Петр

Селезнев Ерофей

Семенихин Семен

Семенов Федор

Семилеткин Иван

Сижинцов Евсей

Скобелкин Афонасий

Скорой Мокей

Стародубцев Григорий

Степкин Ларион

Стрепков Алексей

Стрепков Афонасий

Стрепков Корней

Таратухин Семен

Титов Володимер

Толстохлебов Михайло

Фаустов Иван

Федоров Микита

Федянников Алфер

Хорошилов Павел

Хрипков Аксен

Чернятин Тарас

Чурилов Кузьма

Чуркин Филипп

Шебанов Лукьян

Шебанов Парфен

Шеинцов Гаврила

Шеинцов Павел

Шеталов Кондратий

Шеталов Максим

Шетохин Иван

Шипилов Данила

Шипилов Петр

Шипилов Федот

Щербачев Михайла

Щербинин Дементей

Юрин Кузьма

Всего в приходе церкви было детей боярских сто сорок (140) дворов. В патриаршую казну собиралось дани четыре рубля семнадцать алтын две денги, десятилнича Гривна. По старым книгам дани было двадцать два алтына четыре денги десятилнича Гривна, т.е. увеличилась на три рубля двадцать восемь алтын.

Всего в городе и в уезде отмечено 398 дворов служилых людей. Если предположить, что семья состояла, как минимум, из 3 человек, то численность жителей Верхососенского уезда в 1653 году составляла 1200 человек.

Краткая история Верхососенского уезда.

1637 г.

Строительство города Усерда в устье реки Усерда при впадении ее в реку Тихую Сосну.

1641 г.

Земли по течению реки Усерд осваивались еще до строительства г. Верхососенска усердскими служилыми людьми. В 1641 г. была составлена строельная книга г. Усерда, в которой были закреплены владения землею казаками и черкасами по рекам Малый и Большой Усерд.

1647 г.

Строительство города Верхососенска, образование его посада, возникновение слобод.

1651 г.

Челобитная усердских служилых людей по межевнию земель в пойме реки Усерд с верхососенскими владениями, упоминание реки Боровской Плоты, Утечего Колодезя, Быковского леса.

1661 г.

Челобитная старых солдат на отвод им земель в районе реки «Утечего Колодезя».

1667 г.

Первое упоминание о деревне «Росоховецкой».12

1672 г.

Отвод земель в районе реки Малого Усердца представителям фамилий в дальнейшем, составивших ядро фамилий села Прилепы.

1673 г. май

Набег татар на Верхососенск, разорение уезда.

1677 г. июль

В 1670-х годах Верхососенск оказался в центре событий военной компании против Турции и крымских татар. Дважды в 1673 и в 1677 гг. Он подвергался нашествию бесчисленных полчищ татар на участке Новый Оскол - Верхососенск - Усерд13. Непередаваемой болью и драматизмом событий наполнен древний документ, составленный воеводой Максимом Селивановым, соседнего по Белгородской черте города Усерда, в отчете о нашествии татар царю Федору Алексеевичу 16 июля 1677 года. В вольном переложение, придерживаясь близко к тексту, он сообщал следующее: «Писал ко мне с Верхососенского Микифор Люшин, а в отписке ево написано - июля того ж числа в 10 часу дни прошли, де, меж Верхососенского и Нового Ооскола вскрозь валов крепости воинские люди и тотаровя. И били под город Верхососенской и в посад, в слободы, и в селы, и в деревни». Таким образом, усердский воевода был уже предупрежден верхососенским и мог подготовиться к встрече с врагом. Слушаем дальше рассказ из глубины веков: « Да того ж числа те же воинские люди пригоняли от Верхососенского вниз по речки Усердцу к городу Усерду и взяли было у мосту два стада животинных. И я, холоп твой, за теми воинскими людьми выходил в поход с усердеными - служилыми людьми. И те у них взятыя стада отбил и от Усердских мест отогнал. И те воинские люди, разоря новооскольские и верхососенские села и деревни, конские и животинные стада отогнали и многих людей побили и в полон повзяли. И пошли те воинские люди в те места к валу, в которых местех вскрозь валовые крепости прашли в черту. И в том жа числе с ними воинскими людьми посылал, я холоп твой, Усердского Приказные избы подъячего Семена Александрова в поход к Верхососенскому. А усерден твоих великого Государя служилых людей человек с триста для проведования Поли и вестей июля в18 день. от подячей Семен Александров с ними усердены Служилыми людми и с поход на уСердъ пришол. А в роспросе да мною, холопом твоим, в приказной избе сказал, как де он пришол в верхососенской город и, пришедши к верхососенским и новооскольским валовым крепостям и те де воинские люди и тотаровя июля в 17 м числе в 1-м часу дни со взятым полоном и с конскими и з животинными стадами учели перебиратца из валовых крепостей. И он, де, Семен с усердены - служилыми людьми перебрався за верхососенские крепости за вал.

И отошов от верхососенского и новооскольского валу в степь верст за дватцать меж валуйского лесу и сосенских верхов, и взяв у них перелаз,в урочище в Дубраве Сенкине пересек их тотарской ход. Того ж числа в 13 часу дни те воинские люди тотаровя с поланом и з животинными стадами в то урочища пришли. И он, де, Семен Александров, прося у Христа милости, служилыми людьми на них воинских людей на речки Сосенки, на переправе бил. И они, де, тотаровя, справяся били на них сами. И он Семен от них отшол отводом в ту же Сенкину Дубраву. И с ними тотары был бой в том урочище с полудня до вечера покамест смерклось. И приступы, де, были к ним жестокие с чатырех старон. И, пешась, оне воинские люди с вогненым боем хатели их побить, а достольных в полон разобрать. И на том, де, бою их воинских людей татар побили до смерти и переранили многих людей и лошедей. А побить тотар к себе оне усерденя в табор у него семь человек, а у них, де, у усерден убит до смерти адин человек, да одиннатцать человек ранили. И с таго, де, боя те воинские люди пашли от них в час ночи. Отошли в степь прежнею своею сакмою (дорогою) и шли те воинские люди всю ночь. А по смете ж было на бою сот с восемь и больши, а с кеми вами с отпискою посланы были к тебе великому Государю Царю и великому Князю Феодору Алексеевичю всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу к Москве усердские дети боярские Кондратей Пракопов с товарыщем того ж числа. И (из) тех посыльных людей обявился передо мною, холопом твоим, в приказной избе августа в З день адин человек. Таварышь иво изранен. А в роспросе сказал, как, де, они буде (шли) дорогою меж Землянска и Ельца, и в тех, де, урочищах напали на них разбойники. И товарыща иво убили до смерти, а ево изранили и лошадей взяли. А вестовая, де, отписка, которая с ними послана к тебе, великому Государю, к Москве та жа отбита. И я, холоп твой велел написать о тех вестях для ведома внов отписку. И с тою отпискою паслал к тебе великому Государю Царю и великому князю Феодору Алексеевичю всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу к Маскве усердских детей боярских Максима Трунова с таварыщим августа ___ числа. А отписку велел я, холоп твой подать и самим явитца в розряде (перед) дьяком Думному Василью Семенову, да Петру Кавелину, да Федору Шакловитому, да Любиму Домнину. Да июля в 21 в паследнем часу дни пришли из-за реки Сосны к приказной избе полоненики верхососенского Я Ивашка Осипов да Орхипка Четвериков. А в роспросе передо мною, холопом твоим, скозали: взяты, де, они в полон с Верхососенского, а ушли, де, они от воинских людей тотар от запольных речек от урочища ниже Лазнова, с речки Ойдару июля в 18 день в ночи. А пашли, де, те тотаровя вниз по речки Аидару. А сказывают, де, им полонеки, которые языку их тотарскому знают, говорят: де, тотары меж себя, что нас в полон спровадя и взятою животинных в степь и хотят, де, поворотитца назад идтит в оною Государевы украйнные городы вскоре...»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям и 070503. 65 «Музейное дело и охрана памятников» (СД. Ф. 2) «подготовлено к изданию»

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Вспомогательные исторические дисциплины» предназначен для студентов, изучающих музееведческие и культурологические дисциплины. Курс дает представление об основных вспомогательных исторических дисциплинах (ВИД): палеографии,
  2. Г. Ф. Лавкрафт Электрический палач Тому, кто никогда в жизни не испытал страха быть подвергнутым казни, мой рассказ

    Рассказ
    Неприятности стряслись на шахте номер три, где помощником управляющего работал угрюмый и неразговорчивый малый по имени Артур Фелдон.
  3. Тысяча лет одного рода

    Документ
    В 2001 году исполняется 1139 лет Русскому государству. Именно в 862 году по современному летосчислению на Руси и появился варяг Рюрик, который основал великую династию русских правителей.
  4. Http://www koob ru (24)

    Документ
    Проследить на протяжении большого промежутка времени, на промежутке ряда веков, ход и развитие психиатрии— психиатрической мысли, с одной стороны, и прикладной психиатрии, как практического осуществления лечения и призрения душевно-больного
  5. Http://www koob ru (38)

    Документ
    Проблема шизофрении остается одной из важнейших в современной психиатрии и нуждается в мультидисциплинарных изысканиях. Среди них по-прежнему весьма существенное значение имеют клинические исследования шизофрении, проводимые в сравнительно-возрастном

Другие похожие документы..