Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
В целях снижения энергоемкости отраслей экономики России и удовлетворения потребностей страны в энергоносителях Правительство Российской Федерации по...полностью>>
'Расписание'
- использовался «ступенчатый» режима обучения в первом полугодии: сентябрь, октябрь – 3 урока по 35 минут каждый; ноябрь, декабрь – 4 урока по 35 мину...полностью>>
'Учебное пособие'
Овчинникова, Раиса Юрьевна. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования : Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 070601 "Ди...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 24 сентября 2010 г. в 13 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 521.023.02 при Московской академии экономики и права по...полностью>>

Авонарушениях, которым следует руководствоваться при рассмотрении дел, подсудных судам общей юрисдикции, относится Коап рф, введенный в действие с 1 июля 2002 г

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Раздел I. ПОДГОТОВКА К СУДЕБНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ ПО ДЕЛУ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

§ 1. Законодательство об административных правонарушениях

1.1. К законодательству об административных правонарушениях, которым следует руководствоваться при рассмотрении дел, подсудных судам общей юрисдикции, относится КоАП РФ, введенный в действие с 1 июля 2002 г., который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе подведомственность и подсудность этих дел, а также законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с КоАП РФ по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Российской Федерации.

1.2. В случае привлечения к ответственности, предусмотренной нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) или Федерального закона "Об исполнительном производстве", содержащими признаки административного правонарушения, производство по делу должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ (ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ, ч. 2 ст. 10 НК РФ).

1.3. Применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений ст. 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации. В качестве мер административного наказания могут быть предусмотрены предупреждение и административный штраф в размере, установленном абзацем первым ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ

1.4. В случае, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, применяются нормы международного договора, имеющие прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации. При этом необходимо учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"

§ 2. Действие законодательства об административных

правонарушениях во времени и пространстве

2.1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ)

2.2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ) <4>.

2.3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ).

2.4. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.8 КоАП РФ).

2.5. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие административные правонарушения за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (ч. 2 ст. 1.8 КоАП РФ).

§ 3. Подведомственность дел

об административных правонарушениях

Исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства

3.1 Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5 и статьёй 6 настоящего Кодекса подведомственно Министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, которое является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.

§ 4. Участники производства по делам

об административных правонарушениях

4.1. Участник производства по делу об административном правонарушении - физическое, должностное и юридическое лицо, наделенное правами и обязанностями в производстве по делу об административном правонарушении.

4.2. К участникам производства по делам об административных правонарушениях относятся:

1) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП РФ);

2) задержанный (ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ);

3) лицо, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении не ведется, однако в его отношении применены меры процессуального принуждения;

4) потерпевший (ст. 25.2 КоАП РФ);

5) законные представители физического лица (ст. 25.3 КоАП РФ);

6) законные представители юридического лица (ст. 25.4 КоАП РФ);

7) защитник (ст. 25.5 КоАП РФ);

8) представитель (ст. 25.5 КоАП РФ);

9) свидетель (ст. 25.6 КоАП РФ);

10) понятой (ст. 25.7 КоАП РФ);

11) специалист (ст. 25.8 КоАП РФ);

12) эксперт (ст. 25.9 КоАП РФ);

13) переводчик (ст. 25.10 КоАП РФ);

14) прокурор (ст. 25.11 КоАП РФ);

15) должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, орган, осуществляющий производство по делу об административных правонарушениях, - фактические участники производства по делу об административном правонарушении, хотя официально таковыми не признаются.

16) суд (судья) (ст. 23.1; п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 30.1, 30.9 КоАП РФ);

17) секретарь судебного заседания.

§ 5. Права и обязанности участников производства по делам

об административных правонарушениях

5.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника. Данное лицо обладает и иными процессуальными правами, закрепленными в Конституции РФ, КоАП РФ, федеральных законах (ч. 1 ст. 25.1)

Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, имеет право на получение копий всех составленных в отношении его документов (протоколов личного обыска, актов медицинского освидетельствования и т.п.).

В частности, по смыслу ст. 46 Конституции РФ, ст. 30.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право на обжалование решений и действий, совершенных в отношении его в процессе производства по делу об административном правонарушении.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

Исключение. В отсутствие лица, привлеченного к ответственности за административное правонарушение, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, если имеются достоверные данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения, при условии, что от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу (абз. 1 ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ).

Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ).

5.2. Потерпевший - физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (ч. 1 ст. 25.2).

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (ч. 2 ст. 25.2).

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 3 ст. 25.2).

Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 КоАП РФ (ч. 4 ст. 25.2).

По смыслу ст. 46 Конституции РФ, ст. 30.1 КоАП РФ потерпевший имеет право на обжалование решений и действий, совершенных в процессе производства по делу об административном правонарушении.

5.5. Законные представители физического лица осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права (ч. 1 ст. 25.3 КоАП РФ).

Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители (ч. 2 ст. 25.3 КоАП РФ).

Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом (ч. 3 ст. 25.3 КоАП РФ).

Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц (ч. 4 ст. 25.3 КоАП РФ).

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица (ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ).

В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ <23>, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ <24> законный представитель несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, уклоняющийся от явки в судебное заседание, на основании постановления судьи подвергается принудительному приводу (ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ).

--------------------------------

<23> В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, выносит определение об их приводе (ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ).

<24> При рассмотрении дела об административном правонарушении выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ (ст. 29.7 КоАП РФ).

По смыслу ст. 46 Конституции РФ, ст. 30.1 КоАП РФ законные представители несовершеннолетнего лица, привлекаемого к ответственности по делу об административном правонарушении, имеют право на обжалование решений и действий, совершенных в процессе производства по делу об административном правонарушении как в отношении их самих, так и в отношении представляемого ими лица.

5.6. Законные представители юридического лица осуществляют защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим (ч. 1 ст. 25.4 КоАП РФ).

Законными представителями юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ).

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица (ч. 4 ст. 25.4 КоАП РФ).

В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ <25>, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ <26> законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, уклоняющийся от явки в судебное заседание, на основании постановления судьи подвергается принудительному приводу (ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ).

--------------------------------

<25> В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья выносит определение об их приводе (ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ).

<26> При рассмотрении дела об административном правонарушении выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ (ст. 29.7 КоАП РФ).

По смыслу ст. 46 Конституции РФ, ст. 30.1 КоАП РФ законные представители юридического лица, привлекаемого к ответственности по делу об административном правонарушении, имеют право на обжалование решений и действий, совершенных в процессе производства по делу об административном правонарушении как в отношении их самих, так и в отношении представляемого ими лица.

5.7. Защитник оказывает юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 25.5).

В качестве защитника допускаются как адвокаты, так и иные лица. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией (ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ). Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ).

Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания (ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ).

Защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (ч. 5 ст. 25.5).

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу (ч. 1 ст. 25.12 КоАП РФ).

По смыслу ст. 46 Конституции РФ, ст. 30.1 КоАП РФ защитники имеют право на обжалование решений и действий, совершенных в процессе производства по делу об административном правонарушении как в отношении их самих, так и в отношении представляемых ими лиц.

Внимание. Применительно к разрешению вопроса об оплате адвоката Верховным Судом РФ даны следующие разъяснения. Согласно ч. 1 ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суммы, израсходованные на оплату труда адвокатов по делам об административных правонарушениях, не входят в состав издержек по делу об административном правонарушении.

Таким образом, эти суммы не могут быть взысканы по правилам ч. 2 и 3 ст. 24.7 КоАП РФ.

Следовательно, согласно общему правилу расходы на оплату труда адвокатов по делам об административных правонарушениях несут лица, привлекающие их для защиты своих прав и свобод.

В тех случаях, когда в отношении лица, привлеченного к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 1 и п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, применяются правила, установленные в ст. 1069 - 1070 ГК РФ, которые устанавливают возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Анализ указанных норм ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что расходы на оплату труда адвокатов в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании п. 1 и 2 ст. 24.5 КоАП РФ возмещаются за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта Российской Федерации <27>.

--------------------------------

<27> См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2004 г. Ответ на вопрос N 15 // Приложение N 5.

5.8. Представитель оказывает юридическую помощь потерпевшему (ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ).

Представитель также оказывает юридическую помощь такому участнику производства по делу об административном правонарушении, который не является ни потерпевшим, ни лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, однако считает, что его права этим производством могут быть нарушены и он нуждается в квалифицированной юридической помощи. К числу таковых относятся свидетели, лица, в отношении которых применены меры процессуального принуждения, например личный досмотр (ст. 27.7 КоАП РФ), досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ), изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ) и др.

В качестве представителей допускаются как адвокаты, так и иные лица. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией (ч. 2 ст. 25.5 КоАП РФ). Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ).

Представитель допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении (ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ).

Представитель, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ).

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу (ч. 1 ст. 25.12 КоАП РФ).

По смыслу ст. 46 Конституции РФ, ст. 30.1 КоАП РФ представители имеют право на обжалование решений и действий, совершенных в процессе производства по делу об административном правонарушении как в отношении их самих, так и в отношении представляемых ими лиц.

5.9. Свидетель по делу об административном правонарушении - лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению (ч. 1 ст. 25.6 КоАП РФ).

Свидетель обязан явиться по вызову судьи, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний (ч. 2 ст. 25.6 КоАП РФ).

Свидетель вправе (ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ):

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (под таковыми понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки);

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол;

5) иметь представителя, оказывающего ему квалифицированную юридическую помощь.

При опросе свидетеля, не достигшего 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля, если лицо не достигло 18 лет (ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 25.6 КоАП РФ свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 25.6 КоАП РФ, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ.

В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ <28>, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ <29>, свидетель, уклоняющийся от явки в судебное заседание, на основании постановления судьи подвергается принудительному приводу (ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ).

--------------------------------

<28> В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья выносит определение об их приводе (ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ).

<29> При рассмотрении дела об административном правонарушении выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ (ст. 29.7 КоАП РФ).

По смыслу ст. 46 Конституции РФ свидетель имеет право на обжалование решений и действий, совершенных в отношении его в процессе производства по делу об административном правонарушении.

5.10. Понятой - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 КоАП РФ. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.



Скачать документ

Похожие документы:

Поиск не дал результатов..