Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сказка'
Он засеял в огороде Коноплею все, что мог, Надоело сыну пить И с похмелья выходить, Надоело жрать спиртное, И Емеля стал курить. Охуенный был размах,...полностью>>
'Документ'
В период с 11 по 17 июля 2010 года группа членов Профсоюза, состоявшая из руководителей образовательных учреждений и работников управления образовани...полностью>>
'Документ'
Души людей, рождённые в определённых эгрегорах, уходя в иной мир для проработки полученного опыта, не утрачивают своей связи с эгрегором (это точно). ...полностью>>
'Документ'
Жан Батист Поклен, известный всему миру под своим театральным псевдонимом Мольер, происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веко...полностью>>

А. М. Булатова п г. т. Кукмор Согласовано: Утверждаю: Заместитель директора по ур директор лицея Багаутдинова З. А. Л. С. Камалова Рабочая программа

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Многопрофильный лицей имени А.М.Булатова п.г.т.Кукмор»

Согласовано: Утверждаю:

Заместитель директора по УР Директор лицея

______________Багаутдинова З.А. _________Л.С.Камалова

Рабочая программа

кружка «Занимательная грамматика»

учителя начальных классов

«Многопрофильного лицея им.А.М.Булатова п.г.т. Кукмор»

Кобловой Альфии Шагаиповны

на 2011 - 2012 учебный год

Тематический план

Тема

Количество часов

Дата проведения

1

Введение. Значение русского языка.

1

2

О самых дорогих словах.

1

3

Добрые слова

1

4

Сколько слов вы знаете?

1

5-6

Чудесные превращения слов.

2

7-8

Звуки в слове.

2

9-10

Тематические группы слов.

2

11

Слово или не слово?

1

12

Сочетание звуков

1

13

Занимательный календарь.

1

14

Слово одно, а значений несколько.

1

15

Значения слов.

1

16

Многозначность слов.

1

17

Занимательный календарь.

1

18

Слова-близнецы (омонимы).

1

19

Слова-друзья (синонимы).

1

20

Синонимы.

1

21-22

Антонимы.

2

23

Происхождение слов.

1

24

Почему их так называют?

1

25

Занимательный календарь.

1

26

Устаревшие слова.

1

27

Путешествие в прошлое.

1

28-29

Новые слова.

2

30

Занимательный календарь.

1

31

Слова-пришельцы

1

32-33

Крылатые слова.

2

34

Занимательный календарь.

1

Итого:

34 часа

Программа кружка

«Занимательная грамматика»

  1. Пояснительная записка.

В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса. Овладение речью – это способ познания действительности.

Программа предназначена для учащихся начальных классов для развития устной и письменной речи. Особое внимание уделяется разнообразным видам занятий: устный журнал, занимательный календарь, утренники… Программа рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане. Дети практически знакомятся с лексическим значением слова, синонимами, антонимами, занимаясь грамматикой и правописанием, читая произведения писателей, учащиеся наблюдают, что слова, обозначают те или иные предметы и явления действительности, имеют определенные значения, что, попадая в разные предложения, особенно в связной речи, слова могут быть близкими или противоположными по значению. Ученики подбирают однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, работают над выбором слова для выражения мысли. Словарная (лексическая) работа значительнее по объему: они учатся выбирать при составлении предложений сходные и противоположные по значению имена существительные, имена прилагательные, глаголы, устранять однообразие слов в тексте, выбирать наиболее точное и яркое слово для выражения мысли.

Занятия ориентируют ученика на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живет слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая занятия с уроками грамматики, чтения, развития речи, обогатить знания детей о слове. Занятия начинаются беседой о значении русского языка в жизни народов нашей страны, о его богатстве, о самых дорогих словах: Родина, мир, труд и др. Мысль о богатстве и красоте русского слова, о необходимости бережного отношения к нему проводится на протяжении всех занятий.

Практические задания имеют также в виду обогащение словаря и развитие речи учащихся. Такие упражнения различны по характеру: ученикам предлагается, например, распределить слова по темам, сгруппировать слова на основе общности какого-нибудь признака, заменить в тексте одно слово другим, сходным или противоположным по значению, устранить однообразие слов в тексте, заменить устойчивые сочетания слов одним словом и, наоборот, вставить предложения с данными словами, написать рассказ по картинке и др.

Большая часть заданий опирается на связные тексты (рассказы, сказки, загадки, стихи), что вытекает из основной задачи учителя при работе над словом: показать, как живет слово в тексте.

Общее направление занятий – работа над содержательной стороной слова – позволяет затронуть некоторые темы: историю письменности, книгопечатания, обучения русскому языку. Занятия строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у учащихся непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний. Материал для наблюдения и различные упражнения для закрепления, содержат проблемную задачу. Трудные, на первый взгляд, задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала учащимися. Разнообразные виды работ направлены на формирование комплекса речевых умений.

Поскольку занятия завершаются домашним заданием, ученики ведут специальные тетради, где кроме предложенного обязательного задания, ученики записывают понравившиеся загадки, скороговорки, наклеивают картинки. И т.д. В этих же тетрадях ведется запись и во время занятия.

Завершающим этапом является утренник на тему «Русский язык велик и могуч».

Активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом.

  1. Цели

- Способствовать более прочному и сознательному усвоению знаний

- Содействовать развитию речи детей

- Совершенствовать навыки лингвистического анализа

- Повышать уровень языкового развития школьников

- Воспитывать интерес к предмету русского языка.

  1. Задачи

- Развитие пытливости, любознательности каждого ученика.

- Воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности.

  1. Тематический план

Наименование темы

Количество часов

всего

теоретические занятия

практические занятия

1

Введение. Значение русского языка.

1

1

-

2

О самых дорогих словах.

3

2

1

3

Чудесные превращения слов.

6

4

2

4

Слово или не слово?

10

6

4

5

Происхождение слов.

9

5

4

6

Занимательная грамматика

4

-

4

7

Повторение и закрепление

1

-

1

Итого:

34 часа

18

16

  1. Содержание программы

Тема 1. Введение. Значение русского языка (1 час)

План работы кружка. Цели и задачи кружка. Требования к членам кружка.

Показать значение русского языка как межнационального языка. Пословицы, поговорки. Беседа о мире и труде.

Тема 2. О самых дорогих словах (3 часа).

Развитие речи детей. Беседа по репродукциям, чтение стихотворений. Понятие о дорогих и важных словах. Знакомство и повторение добрых, вежливых и волшебных слов.

Тема 3.Чудесные превращения слов (6 часов).

Обогащение и пополнение словарного запаса учащихся. Знакомство со словарями, новыми словами. Игры со словами. Чтение шуточных стихов.

Тренировка в правильном произношении звуков в словах. Работа со скороговорками, стихотворными текстами современных детских писателей.

Понятие тематических групп слов. Использование лексического материала: имена существительные, имена прилагательные, названия цвета и др. Использование стихов, загадок для определения групп слов.

Наблюдение за природой, развитие речи учащихся.

Тема 4. Слово или не слово? (10 часов)

Знакомство со словами русского языка: слова-друзья, слова-близнецы. Чтение рассказов и стихов о разных словах. Игры-соревнования «Составь слово». Беседа о значениях слов. Изготовление «Занимательного календаря». Определение значения слов. Общее представление о многозначности слов. Закрепление знаний о многозначности слов и употреблении их в переносном значении.

Слова-близнецы (омонимы), слова-друзья (синонимы), антонимы.

Тема 5. Происхождение слов (9 часов).

Понятие об устаревших словах и причины их исчезновения. Путешествие в прошлое. Новые слова-неологизмы. Общее понятие о появлении новых слов. Слова-пришельцы. Происхождение заимствованных слов. Крылатые слова. Знакомство с происхождением фразеологизмов. Обогащение словаря учащихся.

Тема 6. Занимательная грамматика (4 часа).

Знакомство с загадками, шарадами, ребусами, считалками, пословицами и поговорками и применение их в практической речи. Уметь придумывать сказки, читать выразительно стихи. Обогащение словаря и развитие речи учащихся на основе различных игр.

Тема 7. Повторение и закрепление знаний (1 час).

Повторение и закрепление знаний учащихся, полученных на занятиях.

  1. Ожидаемые результаты

Данная программа развивает у детей творческие способности, познавательные интересы, самостоятельную мыслительную деятельность, формирует у них культуру речевого поведения, даёт возможность практической реализации творчества, формирует у учащихся положительное мотивационное отношение к изучению русского языка,  развивает личностные качества, воображение, мышление, умение делать логические выводы, побуждает к наблюдательности, познавательной активности и овладению навыками культуры общения и умению ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие.

Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников – это их житейский опыт: их детство, их школьные годы, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся представлений. Для этого целесообразно использовать экскурсии, наблюдения, труд, чтение стихов и рассказов, различные обсуждения в классе.

Выбор направления данного курса обусловлен тем, что комплексных, систематизированных программ, соответствующих интересам детей раннего школьного возраста, развивающих их нравственно, духовно, эмоционально – недостаточно. Предлагаемая программа не противоречит ныне действующим учебникам и учебным пособиям по русскому языку и развитию речи, а дополняет их.

Курс является межпредметным, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру, изобразительному искусству, литературе.

Данный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

  1. Литература

1.Бакулина Г.А. Обухова Е.А. Дембицкая Н.В.
Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка.

2.Мищенкова Л.В.
Сценарии для внеклассной работы: Методическое пособие.

3.Лайло В.В.
Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя. Изд. 2-е/ 3-е/ 4-е

4.Бакулина Г.А.
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.

5.Ушаков Н.Н.

Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.

6.Волина В.В.

Игры с буквами и словами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Итоги и перспективы энциклопедических исследований сборник статей итоговой научно-практической конференции 24-25 марта 2011 г

    Сборник статей
    История России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научно-практической конференции (г. Казань, 24–25 марта 2011 г.

Другие похожие документы..