Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Одно из богатств нашей республики – целебный мед. По количеству пасек Башкортостан занимал не столь давно первое место в России. Были даже крупные со...полностью>>
'Публичный отчет'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумага...полностью>>
'Книга'
Эта книга предназначена для тех, кто интересуется оккультизмом и его современной интерпретацией. Автор-составитель постаралась собрать и изложить в х...полностью>>
'Календарно-тематический план'
9 7 4. Организация как объект управления в менеджменте и российском законодательстве. 11 9 5. Управленческие структуры и их виды. 9 9 . Менеджмент пе...полностью>>

План работы библиотеки зав библиотекой Полещук Людмила Дмитриевна Анализ работы библиотеки за 2009 2010

Главная > Анализ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МБС(К)ОУ С(К)ОШИ № 116 V вида

«утверждаю»

Директор ________________

Черкашина Н. В.

«______» _________________2010 г

ПЛАН

РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ

Зав. библиотекой Полещук Людмила Дмитриевна

Анализ работы библиотеки за 2009 - 2010

I. Задачи библиотеки

Задачи библиотеки вытекают из принципиально нового понимания сущности и наз- начения школьной библиотеки в современном обществе. Важнейшими из них являют-

ся два тесно взаимосвязанных фактора : во- первых, вхождение человечества в новую стадию своего развития- информационное общество и общество знаний, во- вторых, коренные изменения в мировой системе образования.

В новом обществе для всех членов общества возрастает необходимость постоянного обновления знаний, повышения квалификации, освоения новых видов деятельности. Отсюда - в новом обществе требуется новый тип образования – «опережающий».

Суть новой концепции образования состоит в том, чтобы научить учиться, учиться

в течение всей жизни (а не наполнить знаниями на всю жизнь).

Цель руководителей чтения – помочь ребятам найти себя в жизни, правильно оценить свои силы и возможности, определиться со средствами достижения своих планов. Если ребенок справился с этим, библиотека свою роль сыграла.

Реализация этих целей предполагает решение следующих задач:

1. Обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, зна-

ниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно- ин-

формационных ресурсов ОУ на различных носителях.

2. Формирование универсальных и специализированных фондов с учетом коррекци-

онной поддержки и в соответствии с современными требованиями образовательного

процесса.

3. Обеспечение учебного процесса необходимой литературой.

4. Организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию ин-

формационной грамотности и информационной культуры школьников как обяза-

тельного условия обучения в течение всей жизни.

5. Применение различных форм и методов пропаганды книги и чтения , в том числе

основанных на использовании компьюторных технологий, координация деятельности

с широким кругом партнеров, в первую очередь, с детскими библиотеками, приобще-

ние родителей к ценностям семейного чтения.

  1. Формирование информационной культуры личности, участие в адаптации школь-

ков к условиям жизни в современном обществе, ориентированном на информации и

знаниях; способствование формированию ответственной гражданской позиции школь-

ников.

  1. Изучение читательской среды (анализ информационных потребностей, читатель-

ских групп, читательских формуляров и т. д.).

  1. Расширение ассортимента форм, методов и технологий библиотечной практики.

  2. Уделять внимание сбору, накоплению и компьютерной каталагизации и обработ-

нформационных средств.

10. Продолжить работу по формированию комфортной библиотечной среды.

II. Основные функции библиотеки

Поставленные перед школьной библиотекой задачи конкретизируются составом возлагаемых на нее функций:

1. Оразовательная функция оказывает содействие непрерывному, длящемуся всю жизнь образованию посредством обеспеченияресурсов и атмосферы, необходимой для усвоения материала; осуществляется в комплексе с классными занятиями и в соответствии с критериями интеллектуальной свободы.

2. Информационная функция заключается в обеспечении достоверной информацией

гарантировании быстрого доступа, извлечения и передачи информации.

3. Культурная функция призвана способствовать повышению качества жизни пос -редством передачи и сообщения эстетического опыта, развития навыков восприятия ис -кусства, стимулирования способностей к творчеству и развития гармоничных человече –ских отношений.

III. Общие сведения

Количество

учащихся /

из них читателей

Количество педагогов/

из них читателей

Другие работники и

родители

Всего читателей

Объем библиотечного

фонда

Книговыдача

Посещаемость

средняя в день

180/158

40/36

10

204

9293

5536

32


IV. Работа с библиотечным фондом

Главным условием востребованности фонда выступают его полнота и качество. С этой

целью в текущем учебном году в библиотеку закуплено 90 экземпляров книг. Среди них художественные программные произведения и произведения для внеклассного чтения, отраслевые энциклопедии, другая научно – популярная литература для детей. Приобрете – но33 учебника для детей из малообеспеченных семей; о чем сделаны соответствующие за- писи в книгу суммарного учета. На поступившую литературу оформлены библиографи - ческие каталожные карточки.

С целью обновления фонда списано 440 морально устаревших и физически изношен -ных книг; списано 462 учебника 1998 – 2001 годов издания.

Активно проводилась работа по сохранности библиотечного фонда. Проводилась разъ-

яснительная работа о порядке сдачи книг в библиотеку, беседы с родителями. В результа- те вроде бы утерянные книги были возвращены в библиотеку.

Отрицательно сказалось на работе библиотеки отсутствие подписки на периодические издания на текущий учебный год. Отсутствовала свежая информационная база, что вы –

нуждало педагогов обращаться в другие библиотеки, на поездки в которые не хватает вре-

мени.

В целях создания комфортной среды в библиотеке произведена перестановка книжных

фондов, в которой большую помощь оказали учащиеся 6 –х классов под руководством воспитателя Обозной Нины Федоровны.

Говоря о создании комфортной среды, уместно отметить, что в зимнее время в библио- теке температура воздуха опускалась до + 13 градусов (по санитарным правилам должна составлять +17 – +21 градусов ).

V. Работа по пропаганде библиотечно – библиографических знаний.

Справочно – библиографическая работа.

В целях пропаганды библиографических знаний для учащихся школы проведено 20 за -нятий в рамках прграммы «Школа информационной грамотности». Ребята прослушали библиотечные уроки по структуре книги, внешним и внутренним элементам книги, о бе- режном отношении к книге;о роли книги в жизни великих людей; о деятельности перво -печатников и т. д. Проведены практические занятия по расстановке и разысканию книги;

ознакомлены с алфавитным и систематическим каталогом, чтением каталожной карточки.

По требованию читателей выдано 204 библиографические справки в режиме «запрос – ответ» с помощью справочно – библиографического аппарата и электронного каталога.

В целях формирования вкуса к чтению, саморазвития, воспитания и просвещения со –ставлено 4 рекомендательных указателя; два тематических: «Самый грамотный» (по ор -

фографическим словарям) и «О маме» (К дню матери), и два указателя персоналий: «Нет,

я не Байрон, я другой» (к 195–летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова) и «Евгений Пер-

мяк – детям».

В рамках инноваций на базе периодических изданий библиотеки созданы файлы с аналитической библиографией в помощь школьному библиотекарю и для педагогов (все го 994 библиографические записи).

VI. Воспитательная работа

В процессе индивидуальной работы с юными читателями выявлены следующие проблемы: гиперактивность, отсутствие чувства сострадания, взаимоуважения, решение межличностных конфликтов с помощью силы, низкий культурный уровень некоторые дети имеют слабую мотивацию к познавательной деятельности.

С целью формирования у ребят ценностных ориентаций, коррекции личности в биб-

лиотеке проведено 98 массовых мероприятий. В их числе 33 мероприятия прошли в рам-ках «громких чтений», чтений с остановками, с обсуждениями. Ребята ознакомлены с лучшими произведениями устного русского народного творчества, со стихами, рассказами современных российских писателей. Проведены литературные часы, посвященные твор -честву писателей – юбиляров М. Ю. Лермонтова и А.П. Чехова, конкурс на лучшее сочи- нение сказки «Сказка с ладошку».

Социализации личности посвящено 10 уроков, на которых ребят ознакомлены со здо - ровым образом жизни; как себя вести на дорогах, в чрезвычайных ситуациях; ознакомле -ны с правами и обязанностями школьников.

Важное значение в массовой работе имеют викторины и игры, на которых школьники учаться познавать окружающий мир, определять свое место в жизни, проверить свои воз-можности. Такие мероприятия обычно проходят активно, с увлечением. Особенно запо -минающимися стали игра «Из прошлого нашей Родины», викторина «Лишь игрушка – горбунок у его крутился ног…» (по сказке П.П. Ершова «Конек – горбунок»).

Большая работа проведена к 65 – летию победы над фашистской Германией. Разверну- ты две постояннодействующие выставки; ребята прослушали беседы о героях – земляках,

совершивших подвиги в период Великой Отечественной войны, в рамках «Литературной

гостиной» школьникам читались произведения малой формы об этой войне; сделаны обзо- ры по книгам, имеющимся в школьной библиотеке; проведен конкурс на лучшего рассказ- чика произведений о войне и героизме русского солдата.

В целом у ребят прослеживается положительная мотивация к библиотеке. Они с удо –вольствием знакомятся с энциклопедиями, просматривают детские журналы, книги по ин- тересам. Вместе с тем, конкурсы и викторины выявили детей, с которыми нужна индиви -дуальная работа. Такая работа проводится. Ребенку оказывается методическая помощь в выборе книг с учетом его психологческих особенностей, разыскивается его «любимая» книга, ведется беседа о книгах и т. п.

VII. Информационная работа

В течение учебного года работало 4 постоянно дествующих выставки: «Это новинка!», на которых представлены новые книги, 2 выставки, посвященные 65 – летию Победы над

фашистской Германией, «Книги – юбиляры». Еще 2 выставки оформлены к юбилеям пи -сателей М.Ю. Лермонтова и А.П. Чехова. Развернуты выставки к Дню матери «Взор твоих

неугасимых глас…», к дню знаний, к дню животных. Всего 17 выставок. Ко всем выстав -кам проведены обзоры.

Выставки у ребят вызывают большой интерес. Об их эффективности говорит коли -чество выданных с них книг; некоторых выставок она достигала 99%. Иногда ребята про- сто задавали вопросы о той или иной книге. Очень часто детям в силу своего возраста труд но сореинтироваться в фонде, где стоят сотни книг. На выставке книги представлены наглядно.

VIII. Повышение квалификации

В целях повышения квалификации в течение года посещались районные и городские се-

минары. Брались индивидуальные консультации. Изучен журнал «Библиотека в школе» за последние пять лет. На базе школы проведен городской семинар совместно с учителями «Внеклассное чтение как фактор активизации читательской активности школьников».

План работы

I. Приоритетные направления деятельности

1. Формирование и использование фонда.

- Изучение и анализ.

-Комплектование фонда учебными, художественными, научными, справочны-

ми , научно- популярными и педагогическими документами на традиционных и не-

традиционных носителях информации.

-Пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и бан-

ками данных других учреждений и организаций.

-Использование и размещение фонда.

-Обеспечение сохранности фонда.

-Списание

2. Информационно- библиографическая и справочная работа.

-Организация и ведение СБА библиотеки.

-Справочно- библиографическое и информационное обслуживание пользователей (учащихся, педагогов, родителей).

3. Содержание и организация работы с читателями.

Индивидуальная работа с читателями:

-Изучение читательских интересов.

-Анализ чтения.

-Работа с читательскими группами.

-Работа с активом.

Массовая работа:

-Привлечение учащихся к систематическому чтению.

-Мероприятия по пропаганде различных видов документов.

-Уроки внеклассного чтения.

4. Внедрение новых библиотечно- библиографических технологий.

5. Инновационная работа (введение новых услуг).

6. Укрепление материально- технической базы (хозяйственная деятельность).

7. Управление библиотекой.

-Повышение квалификации.

-Планирование и отчетность.

-Координация работы с другими организациями и учреждениями.

II. Работа с библиотечным фондом

№ п/п

Содержание работ

Срок исполнения

Работа с фондом учебной литературы

1.

Прием и обработка поступивших учебников:

- Оформление накладных;

- Запись в книгу суммарного учета;

- Занесение в электронный каталог.

По мере поступления

2.

Обеспечение учебного процесса:

- Выдача учебников;

-Работа с должниками;

-Информирование учителей, родителей об укомп-

лентованности фондов.

Сентябрь

Май

3.

Списание фонда с учетом ветхости и смены программ.

Ноябрь


1.

Обеспечение быстрого доступа к библиотечно- инфор-

мационному фонду:

-К художественному фонду;

-К фонду периодических изданий;

-К фонду учебников.

Постоянно

Работа с фондом художественной литературы

2.

Выдача библиотечно- информационных документов пользователям.

Постоянно

3.

Прием, обработка и занесение в книгу суммарного уче-

та и электронный каталог поступающей литературы.

По мере поступления

4.

Контроль за расстановкой книжного фонда в соответст-

вии с ББК.

Постоянно

5.

Контроль за сохранностью фонда.

Постоянно

6.

Работа по ремонту книг, обеспыливанию фонда.

В санитарный день

7.

Списание физически изношенного и морально устарев-

шего фонда.

Один раз в квартал

8.

Поддержка комфортных условий для работы читателей.

Постоянно

Комплектование фонда периодики

1.

Оформление подписки на первое полугодие 2010 года.

Ноябрь

2.

Оформление подписки на второе полугодие 2010 года

Май

III. Справочно – библиографическая и иформационная работа

1.

Ведение электронного каталога:

-Ввод в каталог новых поступлений;

-Изъятие из каталога списанных документов.

-Наполнение электронного каталога путем ретрокон-

версии (ретроввод).

По мере поступления

и списания докумен-

тов

2.

Оформление каталожных карточек на новые постуления.

По мере поступления

3.

Ведение карточного алфавитного каталога:

-Пополнение алфавитного каталога ;

-Изъятие из алфавитного каталога карточек на спи-

санные документы.

По мере поступления и списания докумен-

тов

4.

Использование научно- вспомагательной библиографии

с целью содествия профессиональной деятельности пе-

дагогов ( в плановом порядке или по личному требванию

специалиста):

-составление информационных бюллетеней;

- списков литературы.

В течение года

5.

Использование рекомендательной библиографии с целью вовлечения детей в чтение:

-библиографических аннотированных списков;

-библиографических обзоров;

-закладок, буклетов и т.д.

В течение года

Школа информационной грамотности:

Цель: В результате занятий учащиеся должны приоб-

рести начала библиотечно- библиографических и ин-

формационных знаний.

№ п/п

Тема

Читат.

группа

Срок

исполнения

1.

Первое посещение библиотеки. Знакомство с «храмом

наук». Понятие «читатель», «библиотека», ««библио-

текарь».

1 класс

Октябрь

2.

Основные правила пользования библиотекой. Как са-

мостоятельно записаться в библиотеку и самому вы-

брать книгу (тематические полки, книжные выставки,

ящики для выбора книг).

1 класс

Ноябрь -

Декабрь

3.

Правила и умения пользования книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление

с правилами общения и обращения с книгой. Обучение

умению обернуть книгу, простейшему ремонту книг.

1 класс

Февраль –

Март

4.

Библиотека , ее роль и назначение в жизни человека.

Понятие «абонемент», «читальный зал». Расстановка

книг по полкам . Самостоятельный выбор книг при

открытом доступе к фонду.

2 класс

Сентябрь

5.

Структура книги. Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка,

переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст,

страница, иллюстрация.

2 класс

Ноябрь

6.

Газеты и журналы для детей. Понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист, корреспондент,

редакция. Компьютерная презентация детских журналов.

2 класс

Январь

7.

Структура книги. Углубление знаний о структуре кни-

ги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, изда-

тельство), оглавление, предисловие, послесловие.

3 класс

Октябрь

8.

Выбор книг в библиотеке. Первое знакомство с ката-

логом. Что такое каталог и зачем он нужен библиоте-

ке. Когда следует к нему обращаться. Титульный лист

и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги.

Систематический каталог. Отделы каталога. Раздели-

тели. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках.

3 класс

Ноябрь

9.

Твои первые энциклопедии, словари, справочники.

Представление о словаре, справочнике, энциклопедии.

Структура справочной литературы: алфавитное распо- ложение материала, алфавитные указатели, предменые

указатели.

3 класс

Февраль

10.

Похвала книге. Приобщение детей к чтению; рассказ о роли книги в жизни великих людей и человеческого

общества. Напоминание о необходимости бережного

отношения к книге.

4 класс

Октябрь

11.

История книги. Знакомство детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени:

- возникновение письма «От глиняной таблички к пе - чатной страничке»

- рукописные книги

- первопечатники Иоганн Гуттенберг, Франциск Ско –

рина, Иван Федоров.

История возникновения библиотек.

4 класс

Декабрь

12.

Искусство книги. Работа художника. Внешняя и глу-

бинная связь иллюстраций с текстом. Манера и под-

черк художника, его творческая индивидуальность.

4 класс

Апрель

13.

Как построена книга. Аннотация. Предисловие. Послесловие. Содержание. Словарь. Использование

знаний о структуре книги при выборе, чтении книг,

при работе с ними. Проведение теста № 1 «История

возникновения информационных ресурсов общества».

5 класс

Сентябрь

14.

Выбор книг в библиотеке. Обучение самостоятельному

поиску информации. Библиотечный каталог, картоте-

ка, библиографические указатели, тематические спис-

ки литературы. Систематический каталог.

Титульный лист книги и каталожная карточка. Анно-

тация на католожной карточке. Шифр. Основные де-

ления. Расположение карточек в каталоге и книг на

полке. Проведение теста № 2 «История возникнове-

ния информационных ресурсов общества».

5 класс

Декабрь

15.

Запись о прочитанном. Дневник чтения. Обучение пра-

вилам ведения дневника чтения. Отзыв – продуманное

мнение о книге. Проведение теста № 3 «История воз-

никновения информационных ресурсов общества».

5 класс

Март

16.

Выбор книг. Библиографические указатели. Понятие

«библиография», ее назначение. Библиографические

указатели и их отличие от систематического каталога.

Как пользоваться указателем при выборе книг. Прове-

дение теста № 4 «История возникновения информа-

ционных ресурсов общества».

6 класс

Октябрь

17.

Справочная литература. Обучение умению ей пользо-

ваться. Проведение теста № 5 «История возникнове-

ния информационных ресурсов общества».

6 класс

Декабрь

18.

Периодические издания для младших подростков. Ин-

формация о разнообразии прессы. Методика ее ис-

пользования . Справочный отдел последнего номера

в году. Использование материалов периодики в учеб-

ном процессе. Проведение теста № 6 «Методы работы

с книгой по поиску информации».

6 класс

Январь

19.

Книги по естественным наукам и технике для старших подростков. Специфика книг по естественным наукам и технике, особенности их чтения, методика исполь-

зования в обучении. Спрвочная литература по естест-

венным наукам и технике. Серии книг по естествен-

ным наукам и технике, их тематика. Связь со школь-

ной программой.

7 класс

Сентябрь

20.

Художественная литература для старших подростков.

Основные жанры и виды: биографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения.

7 класс

Ноябрь

21.

«Периодика в нашей жизни».

Периодические издания для старших подростков. Роль

периодических изданий в обучении и воспитании уча-

щихся. Современные периодические издания для мо-

лодежи, их разнообразие. Профиль, читательское наз-

начение. Краткая характеристика отдельных периоди-

ческих изданий.

7 класс

Январь

22.

Техника интеллектуального труда. Методы работы с

информацией. Анализ литературы. Составление плана.

Конспектирование. Виды конспектов: текстуальный,

свободный, смешанный. Тезисы. Библиографическое

оформление цитат и выписок. Список используемой

литературы. Оформление реферата, конспекта, докла-

да.

8 класс

Сентябрь

23.

Обучение новым возможностям поиска информации.

Алфавитный, систематический, предметный каталоги.

Развитие у учащихся основных поисковых умений и

навыков в качестве базиса для формирования инфор-

мационно независимой личности.

8 класс

Январь

24.

Информационный поиск по компьютерным програм-

мам. Обучение информационно- поисковым системам

на персональных компьютерах.

Информационно- библиографическое сопровождение

предметных недель (электронные указатели книг и статей из периодических изданий, рекомендательные списки литературы).

9 класс

Май



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общественные и некоммерческие организации в России, занимающиеся проблематикой соотечественников за рубежом и переселенцев Информация из справочного издания мид россии

    Документ
    МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИИ И ПЕЧАТИ 119200, Москва Г-200,Смоленская Сенная пл., 32/34тел.:(499) 244-4119,
  2. Московское бюро по правам человека (3)

    Документ
    СКВОЗЬ ЧАД И ФИМИАМ. Историко-документальная проза разных лет: События, портреты, полемика. М.: Московское бюро по правам человека, «Academia», 2010. – 460 с.
  3. Программа среднего профессионального образования по специальности 110809 Механизация сельского хозяйства Квалификация Техник механик вид подготовки базовая форма подготовки очная

    Программа
    Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 110809 Механизация сельского хозяйства (базовый уровень подготовки).
  4. Оргкомитет конференции (6)

    Документ
    XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей «Интеллектуальный потенциал вузов – на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР»

Другие похожие документы..