Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Авторские материалы принимаются до 24 января 2012 г. Материалы статей (докладов) и информационные карты участников просим направлять в электронном ви...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится « » 2009 в часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.02 в Московском государственном университете культуры и искусств по ...полностью>>
'Программа'
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 12 8 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. – М.: МИЭМП, 2006...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального обра...полностью>>

Ваниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФИЛОСОФИЯ (от греч. filein — любить, sofia — мудрость) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Материализм (от латинского materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное.

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.

ЗНАНИЕ — форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания.

  • Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio — разум) — философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума.

ЭМПИРИЗМ (от греч. empiria — опыт) — теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

Эпистемология ("эпистеме",episteme - знание)- Теория познания- это часть философии, которая изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.

ЭНТЕЛЕХИЯ (entelexia) — понятие древнегреческой философии, означающее действительность и завершенность всякой вещи, прежде всего живого существа, а также то, что приводит вещь из потенциального состояния к действительному существованию и удерживает ее в бытии, т. е. форму ил и душу. Слово представляет собой неологизм, составленный, вероятно, Аристотелем (впервые появляется именно у него). Древние авторы предлагают две этимологии слова «энтелехия»: от "существовать в состоянии полноты и завершенности", и от "содержать в себе свою цель и свое завершение".

ИДЕЯ — форма постижения мира в мысли.

Идеализм - (франц. idealisme, от греч. idea - идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно.

  • Объективный- Форма идеализма, утверждающая, что основой всего сущего является личностный или безличный всеобщий дух, сверхиндивидуальное сознание.

  • Субъективный- форма идеализма, отрицающая объективное, независимое от субъекта существование материального мира, признающая единственной реальностью индивидуальное сознание, ощущение, восприятие и т.д.

Интуитивизм - идеалистическое течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания.

ПАНТЕИЗМ (от греч. pav — все и theos — Бог) — религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог имманентен («пребывающий внутри») миру, Бог и мир суть одно. В качестве религиозного учения обычно противопоставляется теизму, отделяющему Бога в качестве трансцендентного вневременного творца от мира как его временного творения.

Дуализм (от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.

Душа (греч. psychē, лат. anima), понятие, выражавшее исторически изменявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало.

Теизм (греч. бог) - религиозно-философское учение, к-рое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы.

ОНТОЛОГИЯ (от греч. ov, род. падеж ovtos — сущее и lovos — слово, понятие, учение) — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Гносеология, или теория познания, (от др.-греч. γνῶσις — «знание» и λόγος — «учение, наука»)- это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.

Гармония - (греч.- связь, стройность, соразмерность): философская и эстетическая категории , обозначающие органическую слаженность, соразмерность, "созвучие" частей в системе целого на основе определенных закономерностей, органическое единство многообразия.

АКСИОЛОГИЯ (от греч. сфа—ценность и логос—учение)—философская дисциплина, исследующая категорию «ценность»; характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.

АРХЕ — начало, принцип (лат. principium), термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка начало чего-либо в пространственном или временном смысле; 2) начало как зачин, причина чего-либо; 3) начало как начальство, власть, главенство.

АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia —неожиданно появляющееся)—несущественное, изменчивое, случайное в противоположность сущностному, «эссенциальному» в предмете или в определении предмета.

КОСМОС (лат. mundus) — понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом. Древние греки противопоставляли космос хаосу.

ЛОГОС (греч. λόγος — речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера) — понятие античной философии и христианского богословия, где оно обозначает разумный принцип, управляющий миром, и Бога-Сына, второе лицо Троицы.

Бытие — категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии; в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

  • БЫТИЕ (греч, etvai, ouoia; лат. esse) —одно из центральных понятий философии. «Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения,—вопрос о том, что такое сущее» (Аристотель, «Метафизика» VII, 1).

ВЕРА (от лат. veritas - истина , verus - истинный) - важнейший феномен внутреннего, духовного мира человека, непосредственное принятие сознанием тех или иных норм и ценностей как, безусловно истинных, психологическая установка индивида на приятие чего-либо за реальное, эмоциональный способ освоения мира, предполагающий принятие информации о нем без теоретических и практических доказательств, без индивидуальной проверки;

ДВИЖЕНИЕ — понятие философского дискурса, направленное на описание и объяснение онтологических характеристик природы и предполагающее определенную концептуальную схему или научно-исследовательную программу, в которых по-разному интерпретируется связь движения с пространством, временем, материей. В античной философии наметились две линии в трактовке движения: Гераклит подчеркивал, что все находится в состоянии движения, а покой является видимостью, Пар-менид учил о вечносущем, неподвижном бытии, противопоставляя его изменению и становлению материи, Зенон Элейский оспаривал реальность движения. Движение — феномен, отражающий изменение.

Категории - (от лат. modus — мера, способ) — понятия, с помощью которых с той или иной позиции конкретизируется характер связей и отношений объектов. Согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

Категории у Аристотеля

Аристотель разумеет под К. наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: «Субстанция», «Количество», «Качество», «Отношение», «Пространство», «Время», «Состояние», «Действие», «Обладание» и «Страдание».

  • Предика́т (лат.— заявленное, упомянутое, сказанное)— то, что высказывается (утверждается или отрицается) о субъекте.

Субстанция (лат. — сущность; то, что лежит в основе) — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Первопричина происходящего.

Количество — категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства.

Качество — философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость. Качество предмета или явления, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него.

ОТНОШЕНИЕ — связь между некоторой сущностью и тем, что с ней соотнесено.

Страдание — совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки.

Пространство (где) — положение вещи относительно ближайшего окружения.

Время (когда) — положение вещи относительно последовательности событий. необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами.

Состояние (ситуация) — положение частей предмета друг относительно друга.

Обладание — наличие постоянно внешнего обстоятельства вещи (например, «одетый»).

Действие («действовать») — произведение изменения в некотором другом предмете.

СОВЕСТЬ — способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга.

Сущность — смысл данной вещи , то, что она есть сама по себе, в отличие от всех др. вещей и в отличие от изменчивых состоянии вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Внутреннее содержание.

СУЩЕСТВОВАНИЕ, в философии в общем смысле — синоним бытия, причем чаще всего имеется в виду наличное (внешнее) бытие вещи, которое, в отличие от сущности, постигается не мышлением, а опытом; в узком смысле — центральная категория экзистенциальной философии (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Марсель и др.), обозначающее прежде всего уникальное и непосредственно переживаемое человеческое существование.

Форма- каждая конкретная чувственная вещь представляет собой единство "материи" и "формы". "Форма" понимается Аристотелем как сущность вещи. Форма в то же время нематериальна, но она не есть нечто внешнее по отношению к материи. Материя и форма -это "то, из чего состоят вещи". Каждая вещь выступает как оформленная материя. пример - медный шар, представляющий собой единство меди (вещества) и шаровидности (формы).

ИСТИНА — категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования).

Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Космоцентризм — (греч. Κοσμος + центр) система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.Стержневой идеей др.греч. философии являлся космоцентризм - восприятие мира как огромного и таинственного Космоса, гармоничного и многообразного в своих проявлениях. Страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира

Апологетика-(греч. apologeo-mai – защищаю) — отрасль теологии, имеющая целью защиту и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. А. — раздел богословия, в к-ром рассматривается сущность данной религии, раскрываются особенности ее догматич. системы, нравств. принципы, роль и значение в обществ. жизни. Гл. задача А. – защита религии от материалистич. и атеистич. критики.

Патристика-(греч. “pater”, латинское “pater” – “отец”) – термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. – т.н. “отцов церкви”.

Схоластика(греч. scholasticos — школьный) — средневековая “школьная философия”, представители к-рой— схоласты — стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.

Креационизм-(от лат. creare создавать) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего

Экзегетика-(греч. exegeomai – истолковываю) – Раздел фундаментальной (или систематической) теологии, занимающийся истолкованиями текстов откровения.

Универсалии-(лат. universalis .— общий) — обозначение общих идей в средневековой философии. В споре об У. шла речь о том, являются ли они объективными, реальными, или это просто имена вещей.

Теоцентризм - (от греч theds – бог, лат. centrum – центр) – теологич. концепция, согласно к-рой бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага. Подражание и уподобление богу рассматривается при этом как высшая цель и главный смысл человеч. жизни, а почитание бога и служение ему – как основа нравственности.

Томизм-направление в теологии и философии католицизма, основанное Фомой (лат.-Тома) Аквинским, который отстаивал принцип гармонии разума и веры, доказывая способность разума обосновать бытие Бога и опровергнуть философские доводы против христианских догматов.

Неотомизм - философская школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся современным этапом в развитии томизма. От томизма неотомизм унаследовал основные принципы метафизики, умеренный реализм, антропологические идеи о душе, естественном разуме, духе, страстях и добродетели, положительное отношение к христианскому гуманизму, синтетичность мышления, разграничение теологии и философии, а также тезис, что между верой и разумом изначально нет противоречия.

Теодицея(греч. theos и dike – божественная справедливость) – оправдание Бога, со стремлением рационально ответить на вопрос: почему в мире есть зло, если он создан и управляется всеблагим, всеведущим и всемогущим Богом. “богооправдание”; название мн. религиозно-философских трактатов, ставящих целью во что бы то ни стало оправдать явное и непримиримое противоречие между верой во всемогущего, премудрого и благого бога и существованием в мире зла и несправедливости.

Антропоцентризм-(от греч. anthropos — человек, kentron — центр) — позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания.

Гуманизм-(лат. humanus — человечный) —в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию достойных условий для достойной человека жизни.

Ренессансный гуманизм – это не совсем то, что обычно имеется ввиду. Гуманизм- не защита прав человека, а исследование человека таким, каков он есть.

Счастье– понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиям своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.

Достоинство - сознание ценности личности, ее нравственных качеств независимо от положения человека в обществе, от его политических, религиозных и прочих взглядов.

Макрокосм-(греч. “makro” и “kosmoz”, “мир”) – “большой космос”, “мир”, “вселенная”.

Микрокосм -(греч. “mikro”, “маленький” и “kosmoz”, “мир”) – “малый космос”.

Анализ И Синтез -(от греч. analysis — разложение, расчленение, synthesis — соединение) — две универсальные, противоположно направленные операции мышления. Анализ (А.) — процедура мысленного (иногда и реального) расчленения изучаемого объекта на составные части, стороны, свойства и изучение их. Синтез (С.) — объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое.

термины, обозначающие: 1) методы научного познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий (А., С., сравнение, абстрагирование, обобщение); 2) начальный и конечный этапы научного исследования. А. (греч. analysis — разложение, расчленение) — мысленное структурирование исследуемого объекта на составные части, экстрагирование (выделение) их отдельных свойств, отношений с целью их изучения.

Субстанция-(от лат. substare – поддерживать, подставлять) – 1) в метафизике: первооснова бытия, существующая сама по себе и ни от чего не зависящая; неизменное и единое во всем многообразии сущего; пребывает глубже воспринимаемых и постигаемых свойств вещей. У Б.Спинозы: есть только одна Субстанция – Бог как Природа. У Г.Лейбница субстанций (монад) неопределенно много. первооснова, сущность всех вещей и явлений.

Метафизика-понятие, которое употребляется в пяти основных значениях: 1) философия как учение о всеобщем, о “предельных” проблемах” и первоначалах, первопричинах всего существующею; 2) особая философская дисциплина онтология, учение о бытии как таковом независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов гносеологии, логики и методологии; 3) в марксизме философский способ познания (мышления) и иных видов деятельности, противостоящий диалектическому методу; 4) в позитивизме философия, признающая независимость мира, материи от сознания субъекта; 5) как учение о мире в целом. (см в лекции)

Натурфилософия-(от лат. nature природа) – совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из переживания человеком природы, либо с помощью осн. знаний из области естественных наук) с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы.

Научная Революция- процесс коренного, качественного переворота, вызываемый научными достижениями и открытиями; коренная ломка представлений о строении мира и положения в нем человека, великий поворот в мышлении, перелом в развитии науки. При этом старое, занимавшее до тех пор господствующее положение, быстро заменяется на новое, а не переделывается постепенно шаг за шагом. Революции совершаются людьми как их сознательная и целенаправленная деятельность.

Природа— окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. П. представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении.

Сомнение-неуверенность духа, отказ от утверждения или отрицания. Различаютдве формы сомнения: 1) естественное сомнение, сопровождающее отсутствие определенных знаний; 2) методическое, или философское сомнение, предполагающее сомнение во всех наших знаниях, даже в нашем восприятии вещей и мира, поскольку принцип знания нам не известен. Такая установка была характерна для Платона, Декарта, Фихте. У Декарта сомнение- Исходной точкой рассуждений Декарта является «сомнение во всём».

Рефлексия(от лат. reflexio — обращение назад)- принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, методов познания; самопознание, раскрывающее специфику духовного мира человека.

Закон- необходимые, устойчивые, повторяющиеся существенные связи и отношения вещей.

Индукция-(от лат. inductio – наведение) – философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему,, закономерному.

Дедукция-(лат. deductio – выведение) – в широком смысле слова способ рассуждения, при котором осуществляется переход от знания общего к знанию частному или единичному.

Редукционизм- методологическая установка, которая заключается в сведении сложного к простому, целого к свойствам частей (меристический или демокритовский Р.) и частей к специфике целого (холистический или платонический Р.). методологическое требование объяснять сложное явление через сравнительно более простые и доступные исследованию научными средствами. Редукционисты сводят высшее к низшему, сложное к простому, более позднее и развитое к исходному и примитивному.

Детерминизм- философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Холизм-(от греч. hdlon – целое) – точка зрения целостности, или учение о целостности. философия целостности, рассматривающая мир как результат творческой эволюции, учение о сущности феномена целостности. Под ним понимается высший принцип целостности мира, обнимающий все его сферы (физиче«кую, биологическую, социальную, психическую, духовную) и опирающийся на положение: “Целое больше суммы его частей”. Высшей формой целостности холистического типа является человеческая личность, где происходит синтез объективного и субъективного, духовного и материального.

Просвещение- под П. принято понимать культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Просвещению присуща вера в неумолимое прогрессивное движение человечества к “свету” и всяческому благу, происходящее с помощью всемогущей науки.

Общественный Договор- понятие, с помощью к-рого нек-рые мыслители прошлого пытались объяснить происхождение государства, права и морали.

СИНТЕЗ (соединение, сочетание, состав­ление) — соединение различных элементов, сторон предме­та в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания В лом значении синтез противоположен анализу (разложению пред­мета на его составляющие), с которым он неразрывно свя­зан

Метафизика- антидиалектический способ мышления ,как результат односторонности в познании, когда вещи и явления рассматривают как неизменные, независимые друг от друга , также отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Это учение о мире, основывающееся на принципах, которые разум находит сам в себе.

ОБЪЕКТ (позднелат. objectum — предмет, от лат. objicio — бросаю вперед, противопоставляю) — то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта.

СУБЪЕКТ (от лат. subjectus — лежащий внизу, находящий­ся в основе, от sub — под и jacio — бросаю, кладу основа­ние) — носитель деятельности, сознания и познания

ПОЗНАНИЕ — философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Www i-u. Ru (2)

    Учебное пособие
    В написании отдельных глав принимали участие доктор философских наук, профессор В.В. Миронов (глава III, § 4 2; глава V. ч. 2) и доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН И.
  2. Ионно рассматриваемых во многих научных дисциплинах (философии, политологии, социологии и особенно в психологии, педагогической психологии и педагогике) проблем

    Документ
    Гражданское воспитание, или акцентируя его субъектно-результативный аспект, – воспитание гражданственности, является одной из традиционно рассматриваемых во многих научных дисциплинах (философии, политологии, социологии и особенно
  3. Программа дисциплины Религиозно-философские традиции Востока для направления 032. 100. 62  

    Программа дисциплины
    Настоящий курс разработан с учетом того, что студенческая аудитория, для которой он предназначен, уже изучала курс «История религии». В основу систематизации курса положен цивилизационный подход, позволяющий сделать акцент на специфических
  4. Программа лекционного курса для магистрантов факультета философии гу-вшэ цель курса

    Программа
    Курс рассчитан на магистрантов, готовящихся к научно-исследовательской и преподавательской работе по специальности «Философия». Ориентация курса – на формирование исследовательских навыков, знакомство с основными актуальными проблемами
  5. Общие вопросы теории специальной педагогики

    Документ
    Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов

Другие похожие документы..