Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Стенд установлен на тележку и оснащен панелью с изучаемыми компонентами, цепями управления с контрольными точками и измерительными приборами, необходи...полностью>>
'Исследование'
Теоретическая и практическая подготовка в области общенаучных исследований количественной стороны массовых социально-экономических процессов на основ...полностью>>
'Документ'
Конференция ММТТ-22 состоится 25 мая – 30 мая 2009 г. на базе Псковского государственного политехнического института (ППИ). Соучредителями конференции...полностью>>
'Лекция'
Достижение физических пределов в области микроэлектроники (плотность расположения элементов на кристалле, скорость передачи данных – ограничена скоро...полностью>>

Лекционный электронный комплекс как средство активизации учебной деятельности студентов вуза

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ВИШТАК Наталья Михайловна

ЛЕКЦИОННЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ КОМПЛЕКС

КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

специальность 13.00.08 – Теория и методика

профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва – 2011

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном

образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А. Шолохова»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук

Антонова Анна Викторовна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Леванова Елена Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

Гук Ольга Борисовна

Ведущая организация:

Российский государственный социальный

университет

Защита диссертации состоится «19» октября 2011 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16-18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГГУ им. М.А. Шолохова по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16-18.

Автореферат диссертации и текст объявления о защите размещены на официальном сайте Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова 15 сентября 2011 года.

Автореферат разослан «____» сентября 2011г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук Т.В. Туманова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Современный этап общественного развития характеризуется информатизацией всех сфер жизни, непрерывной сменой технологий, динамичным развитием информационных ресурсов. Востребованность специалистов нового поколения, прежде всего, определяется уровнем их профессиональной компетенции, информационной культуры, глубокими базовыми знаниями и стремлением к самообразованию. Эти изменения, проявляются в профессиональной деятельности специалистов и в качестве высшего образования.

Сегодня образование опирается на использование новых педагогических технологий, в том числе, информационных и коммуникационных технологий. Создание вузовской электронной образовательной среды дает преподавателям и студентам большие возможности по организации информационного взаимодействия с источниками учебной и методической информации. Применение распределенного информационного ресурса глобальной сети Интернет развивает способности обучаемых по осуществлению сбора, обработки, передачи и хранения информации, повышает уровень их информационной культуры.

Повсеместное внедрение компьютеров в вузовский учебный процесс сопровождается интеграцией информационных технологий с системой организации обучения и оказывает значительное влияние на педагогические технологии и методики преподавания, содержание, методы, средства обучения студентов. Происходят существенные изменения в организации традиционных форм учебного процесса в вузах.

Внедрение лекционных презентационных средств и мультимедийных технологий сопровождается разработкой новых педагогических методик при проведении активных форм лекций. Для организации самостоятельной работы студентов по изучению лекционного материала создаются электронные учебные пособия, электронные конспекты лекций на основе технологий гипертекста и мультимедиа. Формирование компьютерно-опосредованного взаимодействия преподавателей и студентов обусловливает трансформацию их взаимоотношений в процессе обучения. Деятельность преподавателя приобретает характер наставничества, а для студентов важным становится самоуправление своей учебной деятельностью.

Развитие субъект-субъектных отношений неразрывно связано с активизацией учебной деятельности студентов в процессе профессионального обучения в вузе. В психолого-педагогических исследованиях освещаются различные стороны и аспекты проблемы активизации учебной деятельности. Раскрытию сущности современного процесса образования и процесса активизации учебной деятельности посвящены исследования Ю.К. Бабанского, А.А. Вербицкого, Т.В. Габай, В.И. Жукова, Л.В. Мардахаева, Е.А. Левановой, И.Я. Лернера, Н.Д. Никандрова, И.И. Ильясова, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.

Педагогическая практика раскрывает роль учебных занятий в активизации учебной деятельности студентов. Лекция является традиционной формой учебного процесса. Г.Н. Александров, О.В. Богословская, М.В. Буланова-Топоркова, Д.В. Чернялевский и др. считают, что цель этой организационной формы учебного процесса определяется в достижении наибольшего уровня самостоятельности студентов, организации их учебной деятельности, развитии навыков самоуправления своей деятельностью.

Управленческий аспект активизации учебной деятельности исследуется в трудах В.П. Беспалько, Ю.В. Васильева, Ю.А Конаржевского, В.С. Лазарева, П.И. Третьякова, М.М. Поташника, В.Я. Якунина и др. Выявлено, что функция управления является одной из базовых в учебном процессе, поэтому необходимо создание условий для осуществления самоуправления учебной деятельностью как на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной работе. В качестве эффективного средства информационной поддержки педагогического управления и самоуправления учебной деятельностью студентов выделяют программно-педагогические средства.

Общетеоретический подход к проблеме информатизации образования рассматривается в трудах Я.А. Ваграменко, С.А. Жданова, А.А. Кузнецова, В.Г. Кинелева, М.П. Лапчика, А.В. Могилева, В.М. Монахова, Ю.А. Первина, И.В. Роберт, И.В. Соколовой, А.Д. Урсул, Е.К. Хеннера и др. Основные положения теории и методики создания программно-педагогических средств раскрываются в работах М.М. Буняева, А.Г. Гейна, А.В. Москалева, О.К. Филатова и др.

Психолого-педагогические аспекты использования программно-педагогических средств в различных организационных формах вузовского учебного процесса исследуются в работах Л.Х. Зайнудиновой, Э.Г. Скибицкого, Т.К. Смыковской, О.К. Филатова и др. Однако большинство работ рассматривают возможности программно-педагогических средств в активизации учебной деятельности на практических, лабораторных занятиях, в самостоятельной работе. Анализ средств обучения для активизации учебной деятельности студентов на лекциях показывает отсутствие единого мнения по составу, структуре, содержательному наполнению учебно-методического обеспечения лекций с учетом специфики используемой технологии обучения, с учетом специфики самоуправления учебной деятельностью студентов, изучающих лекционный материал.

Таким образом, актуальность исследования определяется потребностью в разработке педагогических аспектов создания и применения лекционных электронных комплексов по информатике для активизации учебной деятельности студентов вузов.

Проблема исследования состоит в противоречии:

  • между высоким уровнем развития современных информационных технологий и недостаточной степенью их использования в учебном процессе для активизации учебной деятельности студентов;

  • между традиционными формами учебно-методического обеспечения такой ведущей организационной формы учебного процесса в вузе как лекции и возможностями обучаемых, владеющих общими приемами общения с информационной средой;

  • между возрастающими потребностями в учебной и управленческой информации для осуществления студентами самоуправления своей учебной деятельностью и недостаточностью информационного обеспечения их деятельности по изучению лекционного материала.

Существующие противоречия, общепедагогическое и практическое значение и недостаточная проработанность данной проблемы, а также выявленные противоречия определили тему исследования «Лекционный электронный комплекс как средство активизации учебной деятельности студентов вуза».

Цель исследования– разработка и обоснование эффективности лекционного электронного комплекса как средства активизации учебной деятельности студентов вуза.

Объект исследования – учебная деятельность студентов вуза.

Предмет исследования: активизация учебной деятельности студентов вуза в процессе применения лекционного электронного комплекса.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что активизация учебной деятельности студентов вуза может быть обеспечена, если:

  • выявить педагогические возможности новых информационных технологий как средства активизации учебной деятельности студентов вуза;

  • определить совокупность требований к лекционному электронному комплексу как средству активизации учебной деятельности студентов;

  • использовать лекционный электронный комплекс как одно из средств обучения студентов вуза;

  • включить в лекционный электронный комплекс учебный, методический и управленческий блоки, обеспечивающие информационную поддержку преподавательской деятельности и учебной деятельности студентов как на лекциях, так и при самостоятельном изучении лекционного материала;

  • разработать методику создания и применения лекционного электронного комплекса и экспериментально проверить условия его применения для активизации учебной деятельности студентов вуза.

Проблема, цель и гипотеза исследования определили задачи исследования:

  1. определить современное состояние проблемы активизации учебной деятельности студентов средствами новых информационных технологий;

  2. выявить характерные особенности традиционных и активных лекционных форм и их учебно-методического обеспечения;

  3. уточнить понятие «лекционный электронный комплекс» и разработать его структуру, обеспечивающую его применение как на лекциях, так и при организации самостоятельной работы студентов по изучению лекционного материала;

  4. разработать и проверить методику применения лекционного электронного комплекса по информатике как средства активизации учебной деятельности студентов вуза.

Методологической основой исследования явились работы в области профессионального образования (С.И. Архангельский, А.В. Антонова, В.П. Беспалько, О.В. Долженко, Л.В. Мардахаев, И.И. Легостаев, Е.А. Леванова, П.И. Пидкасистый, Э.И. Сокольникова, С.И. Христочевский и др.); по определению сущности современного образования и теории активизации учебной деятельности (Ю.К. Бабанский, А.А. Вербицкий, В.М. Вергасов, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.И. Жуков, И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров, В.А. Сластёнин, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.), информатизации образования (Я.А. Ваграменко, О.Б. Гук, Б.Г. Гершунский, Б.И. Зобов, С.А. Жданов, В.М. Монахов, И.В. Соколова, М.П. Лапчик, В.Г. Кинелев, А.А. Кузнецов, Ю.А. Первин, И.В. Роберт, Е.К. Хеннер и др.); исследования организационных форм вузовского учебного процесса, включая лекции (Г.Н. Александров, М.В. Буланова-Топоркова, В.М. Вергасов, А.Г. Молибог, Д.В. Чернялевский и др.); создания программно-педагогических средств (С.А. Бешенков, М.М. Буняев, А.Г. Гейн, В.А. Каймин, А.В. Могилев, Т.К. Смыковская, А.Я. Савельев, О.К. Филатов и др.); педагогического управления (В.П. Беспалько, Ю.В. Васильев, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, Р.А. Низамов, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, В.А. Якунин и др.).

Организация и методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы: изучение и анализ литературы по педагогике, психологии, методике преподавания в вузе, нормативной вузовской документации; анализ обобщенного педагогического опыта использования программно-педагогических средств в учебном процессе вуза; диагностические (анкетирование, тестирование); методы эмпирического уровня (экспериментальная работа по созданию и апробации лекционного электронного комплекса по информатике).

Организация исследования. Оно выполнялось в несколько этапов:

  • первый этап (2006-2007 гг.) – поисково-аналитический. На этом этапе проводились выбор и теоретическое осмысление темы, были определенны цели и задачи исследования, изучена степень разработанности проблемы в научно-педагогической литературе, определена база проведения экспериментальной работы;

  • второй этап (2008-2010гг.) – опытно-экспериментальный. На этом этапе проводилась разработка теоретических основ построения лекционного электронного комплекса как средства активизации учебной деятельности студентов вуза, его создание и апробация в учебном процессе вуза;

  • третий этап (2010-2011 гг.) – обобщающий. На этом этапе проводились анализ, систематизация, обработка полученных результатов экспериментального исследования, были сформулированы основные выводы и рекомендации и выполнено литературное оформление результатов исследования, опубликование основных материалов исследования в центральной печати, в трудах и материалах конференций.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  • выявлены и проанализированы особенности современных лекционных форм и их учебно-методического обеспечения;

  • уточнено понятие «лекционный электронный комплекс» и обоснована совокупность требований к лекционным электронным комплексам;

  • разработана структура лекционного электронного комплекса, представляющая учебную и методическую информацию, как на лекциях, так и при самостоятельной работе студентов по изучению лекционного учебного материала, а также управленческую информацию для анализа уровня усвоения содержания студентами учебного материала;

  • разработан и внедрен в учебный процесс вуза лекционный электронный комплекс по информатике.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

  • определены и проанализированы характерные особенности лекций с учетом активных форм их проведения, учебно-методического обеспечения лекций, дидактического взаимодействия преподавателей и студентов в условиях вузовского учебного процесса;

  • уточнено понятие «лекционный электронный комплекс», который является программно-педагогическим средством, включающее блоки учебной, методической и управленческой информации, и предназначенное для педагогической деятельности преподавателя и активизации учебной деятельности студентов, как на лекциях, так и при самостоятельной работе по изучению лекционного учебного материала;

  • обоснована совокупность требований к лекционному электронному комплексу, ориентированному на активизацию учебной деятельности студентов как на лекциях, так и при самостоятельной работе по изучению лекционного материала.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

  • показано, что проведение активных форм лекций с использованием лекционного электронного комплекса повышает информативность лекции, наглядность обучения, стимулирует мотивацию студентов при изучении информатики, значительно активизирует учебную деятельность студентов;

  • разработано программно-методическое обеспечение лекционного электронного комплекса по информатике, включающее методические рекомендации по работе с комплексом, лекционное приложение, электронный конспект лекций и блок контрольных заданий по изучению учебного лекционного материала, в котором также предусмотрен анализ уровня усвоения содержания учебного материала;

  • разработана и внедрена методика применения лекционного электронного комплекса для проведения лекций активных форм и его использования в самостоятельной работе студентов по изучению учебного материала;

  • подготовлены учебная программа и методическое пособие по созданию и внедрению лекционного электронного комплекса, которые могут быть использованы в организации учебного процесса вуза.

Апробация результатов исследования. Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации, участие в международных и российских научно-практических конференциях по проблемам активизации учебной деятельности, проблемам информатизации образования: VII научно-техническая конференция «Новые информационные технологии и системы», Пенза, 2006; Всероссийская научно-методическая конференция «XX лет школьной и вузовской информатике: Проблемы и перспективы», Нижний Новгород, 2006; Научно-практическая конференция «Психология и педагогика современного образования в России», Пенза, 2007, 2008; Международная научно-методическая конференция «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании», Пенза, 2007, 2008; Международная научно-практическая конференция «Информатизация образования-2007», Калуга, 2007; Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в высшей и средней школе», Нижневартовск, 2008; Международная научно-практическая конференция «Информатизация образования-2008», Славянск-на-Кубани, 2008; VIII Всероссийская научно-техническая конференция «Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике», Пенза, 2008; Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в современном образовании России как важнейшая предпосылка социально-экономического развития общества и охраны окружающей среды» г. Красноярск, 2010, 2011.

Материалы диссертации опубликованы в 23 работах; в том числе в научных изданиях, включенных в Перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ, опубликованы четыре работы; в том числе зарегистрировано в Российском Агентстве по охране авторских прав 1 программно-педагогическое средство по теме исследования.

Внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс образовательных учреждений: Балаковского института техники, технологии и управления (филиал) ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет», филиала ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина» в г. Балакове, что подтверждено актами внедрения. Результаты исследований используются при проведении занятий Факультета повышения квалификации преподавателей высшей школы по образовательной программе «Информационные технологии в образовании» в Балаковском институте техники, технологии и управления (филиал) ГОУ ВПО СГТУ, что подтверждено актами внедрения.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Применение новых информационных технологий в учебном процессе вуза способствует активизации учебной деятельности студентов, обусловливает создание условий развития субъект-субъектных отношений преподавателей и студентов и развитие у студентов самоуправления своей учебной деятельностью через использование лекционных электронных комплексов в учебном процессе.

  2. Лекционный электронный комплекс включает совокупность требований: дидактических, относящихся к целям и содержанию обучения, организационно-методических, технологических, учет характерных особенностей лекций активных форм при разработке лекционного электронного комплекса. Следование этим требованиям при создании лекционного электронного комплекса способствует организации оптимальных условий его применения, как на лекциях, так и при организации самостоятельной работы студентов по изучению лекционного учебного материала.

  3. Лекционный электронный комплекс является программно-педагогическим средством, в структуру которого включены методический блок по работе с комплексом, лекционное приложение, электронный конспект лекций и блок контрольных заданий по изучению учебного лекционного материала. Это обеспечивает предоставление учебной и методической информации как на лекциях, так и при самостоятельной работе студентов по изучению лекционного учебного материала, а также управленческой информации для анализа уровня усвоения студентами содержания лекционного учебного материала.

  4. Разработанная методика применения лекционного электронного комплекса для проведения лекций активных форм и его использования в самостоятельной работе студентов по изучению учебного материала, обусловливает создание качественно новой информационной среды при организации лекций активных форм, способствует активизации их учебной деятельности и ориентации на формирование умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. При этом создаются условия для совершенствования механизма педагогического управления и руководства учебной деятельностью студентов со стороны преподавателей и самоуправления учебной деятельностью со стороны студентов.

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений 2012 год

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  2. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вуза средствами игрового моделирования 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится « 10 » ноября 2008 г. в 12.00 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 6030022, г.
  3. Итоговая научно-практическая конференция преподавателей и студентов

    Документ
    И93 Итоговая научно-практическая конференция преподавателей и студентов Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный
  4. Доклады и материалы

    Доклад
    Высшее образование для XXI века : III Международная научная конференция, МосГУ, 18–20 октября 2006 г. : доклады и материалы. Вып. 1 / под общ. ред. И.
  5. Курс по выбору «информационные ресурсы интернет в профессиональном образовании» как компонент нового содержания подготовки студентов в вузе 16 Артеменко О. А

    Документ
    CОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ ТРЕХМЕРНОГО ПРОСТРАНСТВА: АППАРАТНЫЙ СОСТАВ И ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ КУРСОВ.

Другие похожие документы..