Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Стандартный Pегистрационный Сбор за участие в конференции “Международный Private Banking” предоставляет участникам право присутствия на всех докладах...полностью>>
'Документ'
Ірраціональні функції (ті, що містять змінну у дробових степенях) інтегруються за допомогою підстановок. За допомогою цих підстановок вони зводяться ...полностью>>
'Конкурс'
Я живу в селе Горхон Заиграевского района Республики Бурятия. Я вправе гордиться этим, потому что Горхон - не только посёлок, в котором жили и живут ...полностью>>
'Решение'
На Конференции глав государств и правительств по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро был принят один из наиболее известных междун...полностью>>

План урока: I. Оргмомент. II. Проверка домашней работы. Фронтальный опрос по теме «Природные источники углеводородов. Переработка». Химический диктант

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования Администрации

Муниципального района Зилаирский район

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с. Сабырово»

На II Всероссийский конкурс

педагогического мастерства

«Мой лучший урок».

Методическая разработка урока

химии в 10 классе

«Алканы. Состав. Строение. Изомерия. Номенклатура»

Выполнила: Туальбаева З. Д.

учитель биологии МОУ

«Средняя общеобразовательная

школа с. Сабырово»

Сабырово – 2008

Тема урока: Алканы. Состав. Строение. Изомерия. Номенклатура.

Цель урока:

Познакомить учащихся с предельными углеводородами - алканами.

Актуализировать знания учащихся о sp3 – гибридном состоянии углерода, правилах систематической номенклатуры.

Формировать умения строить формулы веществ по названиям и называть вещества по формулам, составлять формулы изомеров и гомологов; закрепить знания о пространственном строении алканов.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, диск «Органическая химия», презентация урока, модель этана из пластилина, карточки с тестами.

План урока:

I. Оргмомент.

II. Проверка домашней работы.

  1. Фронтальный опрос по теме «Природные источники углеводородов. Переработка».

  2. Химический диктант.

III. Объяснение нового материала.

  1. Общая формула, название класса веществ.

  2. Особенности электронного и пространственного строения.

  3. Виды изомерии.

  4. Номенклатура.

  5. Способы получения.

IV. Закрепление изученного материала.

1 Игра - тренажер «Конструктор молекул».

2.. Просмотр презентации «Алканы».

V. Домашнее задание.

Ход урока.

I.Оргмомент

-Здравствуйте ребята! Сегодня перед нами стоит задача – познакомиться с классом органических веществ - предельными углеводородами, со строением, номенклатурой, способами получения предельных углеводородов. Вспомнить понятия «изомеры», «гомологи».

Сначала вспомним природные источники углеводородов и их переработку.

II. Проверка домашней работы.

1. Фронтальный опрос по теме «Природные источники углеводородов. Переработка».

- что такое каменный уголь?

- что такое коксование, какие продукты получают при коксовании?

- как используется природный газ?

- где встречается попутный нефтяной газ, каков его состав?

- что такое крекинг, чем отличается термический крекинг от каталического?

- запишите уравнение реакции крекинга додекана С12Н26 , при какой температуре идет термический крекинг, какой катализатор используется при каталическом крекинге? (ученик записывает уравнение реакции на интерактивной доске)

- расскажите о возможных последствиях экологических катастроф. (Иллюстрация на интерактивной доске).

2. Химический диктант. Ребята перед вами лежат карточки с вопросами на которые нужно  ответить

Ответы “да” +

“нет” –

1.      Нефть - сложная смесь, маслянистая жидкость темного ( от бурного до черного) цвета.

2.Физический способ разделения смеси компонентов с различными температурами кипения называется - крекингом.

3.Термический крекинг проводят под действием высокой температуры (470-5500). 4. Смесь, содержащая в основном, метан и этан называет - сухим газом.

5.Попутный нефтяной газ используют в качестве топлива.

6.Детанационная устойчивость бензина зависит от содержания углеводорода и разветвленного строения.

7.Каталический крекинг происходит в присутствии катализатора никеля. 8.Газолиновая фракция – это углеводород состава С14 Н 30 и температура кипения 150 -2000. 9.Коксование - это прокаливание каменного угля без доступа воздуха при температуре 10000.

10.Нефть, каменный уголь, попутно - нефтяной газ и природный газ- это уникальная кладовая невосполнимых природных ресурсов.

III. Объяснение нового материала.

Учитель включает диск «Органическая химия 10-11 класс», тема «Предельные углеводороды».

1. Предельные углеводороды. Определение. Общая формула. (учитель показывает слайд), Ученики в тетрадь записывают: Сn Н2n+2 (алканы, предельные, насыщенные углеводороды, парафины)

2. Ациклические соединения, все связи простые (σ-связи), углерод находится в sp3 – гибридизации, угол связи 1090 28/ , длина связи С – С 0,154 нм, углеродная цепь зигзагообразная, связи С – Н малополярные.

(Учитель показывает и объясняет на интерактивной доске пространственное строение молекулы метана и бутана).

3. Гомологический ряд метана.(учитель показывает слайд на интерактивной доске)

4. Виды изомерии.

  • Характерна изомерия углеродной цепи начиная с бутана.

  • Конформационная изомерия (динамическая, пространственная изомерия) начинается с этана, заключается в свободном вращении атомов углерода вокруг σ-связи, из-за чего меняется относительное расположение атомов водорода, а также в изменении конфигурации цепи от зигзагообразной до клешневидной. (учитель показывает самодельную модель из пластилина)

  • Оптическая изомерия. (учитель показывает самодельную модель из пластилина)

5. Номенклатура.

- выбрать самую длинную цепь;

- пронумеровать ее с той стороны, к которой ближе радикалы;

- указать положения и названия радикалов;

- назвать главную цепь с суффиксом ан.

(учитель объясняет на интерактивной доске)

Упражнения .

6. Способы получение алканов.

Алканы получают:

1. Из нефти;

2. Из природного и попутного газа;

  • Крекинг алканов С10Н22  C5Н10 + С5Н12

  • Гидрирование непредельных углеводородов C5Н10 + Н2  С5Н12

3. Гидрирование угля C + Н2  СН4

4. Гидрирование угарного газа CО + Н2  СН4 + Н2О

5. Гидролиз карбида алюминия Al4C3 + 12Н2О  4Al(OH)3+ 3 СН4

6. Декарбоксилирование солей карбоновых кислот (реакция Дюма);

СН3СOONa + NaOH  CH4 + Na2CO3 (показать видео)

твердые вещества

7. Электролиз растворов солей карбоновых кислот (реакция Кольбе)

СН3СOO- - 2е  2 CО2 + СН3-СН3

8. Восстановление галогеноалканов, кетонов, альдегидов

СН3I + Н2  CH4 + HI (синтез Вюрца-Гриньяра)

2R – Гал + 2 Na  2NaГал + R – R (синтез Вюрца)

- Итак, мы с вами познакомились со строением, изомерией, получением алканов.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Игра - тренажер «Конструктор молекул». (на интерактивной доске)

2. Составление модели молекулы из пластилина. (для слабых учеников)

3. Задача. 1. Вычислить объем метана который выделится при гидрировании угля массой 18 тонн. (ученик решает на интерактивной доске)

V. Выводы к уроку:

Показ презентации «Алканы».

VI. Домашняя работа. Параграф 11, стр 81 №1,2,3,4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема: Введение (1)

    Реферат
    Цели: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии России. Познакомить учащихся с содержанием курса географии 9 класса, учебным комплектом по предмету (учебник, атлас, контурная карта).
  2. Приоритетные направления программы Укрепление и сохранение здоровья детей. Развитие воспитательного потенциала с использованием традиций, современного опыта и инноваций. Создание условий для получения качественного образования

    Документ
    Проблема школы: развитие социальной поддержки и защиты детей, сохранение и укрепление их здоровья, обеспечение их безопасности, сохранение, дальнейшее развитие и модернизацию системы образования и воспитания учащихся, способствующей
  3. «Н и нн в прилагательных» 154

    Документ
    3. О плане мероприятий Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. – Письмо Министерства образования РФ от 21 авг. 2002 г.

Другие похожие документы..