Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
З метою забезпечення повноцінного відпочинку й оздоровлення дітей та підлітків у літній період 2011 року, змістовного дозвілля, здійснення соціальног...полностью>>
'Лекция'
Медианная регрессия. Сведение оценки параметров модели квантильной регрессии к задаче линейного программирования....полностью>>
'Документ'
Брест – один из древнейших городов Беларуси, богатый своей историей и традициями. Брест первым из городов Беларуси получил право на самоуправление. И...полностью>>
'Документ'
Розглянувши клопотання КП «Міськводоканал», відповідно до пункту 44 частини 1 статті 26 Закону України «Про місцеве самоврядування в Україні», міська...полностью>>

Развитие творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения (на материале учебного предмета «химия») 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ТЮМЕНОВА Светлана Ивановна

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШЕКЛАССНИКА

В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

(на материале учебного предмета «химия»)

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Астрахань 2008

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии

ГОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»

Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор

Панькин Аркадий Борисович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Аммосова Надежда Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент

Моисеева Елена Борисовна

Ведущая организация – ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

Защита диссертации состоится «27» декабря 2008 г. в 1400 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.07 в Астраханском государственном университете по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Астраханского государственного университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Астраханского государственного университета:. «24» ноября 2008 г.

Автореферат разослан «24» ноября 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Попова И.О.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современные социально-экономические условия создают новые требования к выпускникам школ. Стандартность мышления молодых людей, неготовность к творческой деятельности, неспособность принимать самостоятельные решения, вести поиск характерны для большинства выпускников школ. В связи с этим, ориентация на новые цели и образовательные результаты в старших классах – это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к каждому выпускнику. Именно поэтому задача введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на удовлетворение познавательных интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника, ставится сейчас остро.

Современный старшеклассник стоит на пороге социального взросления. У него появляются конкретные жизненные планы. Поведение старшеклассника все больше становится целенаправленно-организованным, сознательным, волевым. Все большую роль играют сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и своего рода жизненные принципы. В этом возрасте для школьника важно понимание сущности и смысла производимых действий, Креативные ситуации в урочной и внеурочной деятельности, в которых эти тенденции находят удовлетворение, оказываются для старшего школьника не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными.

Профильное обучение является одним из эффективных средств повышения качества образования, развития способностей, склонностей, интересов школьников; активности их познавательной деятельности. Углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах, носящее предпрофессиональный характер, позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников школы к успешному продолжению образования, Профильное обучение является для старшеклассников средством самореализации, возможностью реально оценить свои познавательные способности, профессиональные намерения, наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.

Профилизация содержания образования в старших классах является одним из наиболее позитивно оцениваемых мероприятий в ее модернизации. Реализация концепции профильной школы направлена на подготовку выпускников общеобразовательных школ к освоению программ высшего профессионального образования; повышение адаптивной способности выпускников школ к современным рыночным условиям; дифференциацию содержания обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и возможностями и построения на ее основе гибких индивидуальных образовательных программ.

Модернизация современного образования заключается в предоставлении возможности каждому ученику проявить свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личностных планов. В связи с этим остро встает вопрос об организации активной познавательной и творческой деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта как основы, без которой невозможна самореализация личности на последующих этапах жизни.

В сфере изучения творчества проводятся теоретические исследования, разработаны различные концепции творчества и одаренности (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Е.В. Бондаревская, Е.Л. Григоренко, Я.А. Пономарев, Дж.Рензулли, Р.Стернберг, К. Хеллер и др.). Актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью учащихся как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Данной проблеме посвящены работы В.Н. Дружинина, Н.С. Лейтеса, Д.М. Ушакова и др. В этих исследованиях акцентируется внимание на таких аспектах проблемы, как определение средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся и организация их совместной творческой деятельности.

Вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций рассматриваются в работах Г.А. Балла, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой. Авторы отмечают недостаточную теоретическую разработанность проблемы организации творческой деятельности учащихся. В исследованиях Р.М. Грановской рассматриваются вопросы развития креативных способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и внеклассной деятельности. Основой для определения особенностей творческой деятельности учащихся служат труды Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Петровского, Е.С. Полат. Проблемы организации творческих ситуаций и способов их решения с помощью эвристических и алгоритмических методов разработаны Г.С. Альтшуллером, В.И. Андреевым и др.

Накоплен достаточно большой объем знаний по проблеме развития творческого потенциала. Однако в ранее выполненных исследованиях недостаточно рассмотрен вопрос развития творческого потенциала школьника старшего возраста в условиях профильного обучения. В настоящее время этот вопрос, на наш взгляд, приобретает особую актуальность, поскольку перед современной школой встал ряд серьезных задач, одной из главных является развитие творческого потенциала ученика, способного реализовать себя в современных условиях.

Таким образом, современную ситуацию в теории и практике образования можно охарактеризовать сложившимися противоречиями между:

  • потребностью общества в творчески активных личностях и инертностью традиционной системы подготовки выпускников;

  • гуманистическими целями образования, выражающимися в формировании личности, способной к творческому саморазвитию, в создании условий в учебно-образовательном процессе для формирования творческой личности, и недостаточной разработанностью педагогических условий, повышающих эффективность процесса развития и саморазвития творческого потенциала учащегося;

  • необходимостью введения в старших классах профильного обучения, ориентированного на развитие творческого потенциала каждого школьника, и недостаточной разработанностью механизмов индивидуализации обучения; социализации учащихся; ориентации содержания образования на систему среднего и высшего профессионального образования; перехода школьников в новые социальные институты (гражданские, профессиональные, этнокультурные, правовые и т.д.).

Выделенные противоречия обозначили проблему исследования, которая заключается в разработке и внедрении модели развития творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения.

Учитывая недостаточную готовность школьной практики к эффективному решению этой задачи, а также отсутствие необходимого научно-педагогического обоснования процесса развития творческого потенциала учащихся, была выбрана тема исследования «Развитие творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения» (на материале учебного предмета «химия»).

Объект исследования – процесс обучения химии учащихся в основной школе.

Предмет исследования – развитие творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения.

Цель исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании модели развития творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения.

Гипотезу исследования составили предположения о том, что развитие творческого потенциала старшеклассника будет эффективным, если:

– разработать и научно обосновать модель развития творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения, основанную на принципах признания индивидуальности, самоценности каждого ученика, диалогического взаимодействия субъектов образовательного процесса;

– оптимизировать учебную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся за счет коллективного и индивидуального творчества, вариативности обучения; внедрения интерактивных информационных технологий, регионализации экологического образования;

– разработать и реализовать систему интенсификации творческой активности учащихся, применяя креативные ситуации в урочной и внеурочной деятельности;

– создать образовательное пространство для развития творческого потенциала старшеклассника, характеризующееся единством ценностно-смысловых ориентаций образовательного процесса, психологической комфортностью.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. Определить сущность феномена творческого потенциала и его роли в развитии личности старшеклассника;

  2. Выявить педагогические условия развития творческого потенциала учащихся в условиях профильного обучения;

  3. Разработать модель развития творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения;

  4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности реализации разработанной модели развития творческого потенциала старшеклассника.

Методологическая основа исследования. В качестве методологических основ исследования выступают следующие подходы: деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, А.Н.Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Б.М. Теплов, Д.Б.Эльконин), функциональный подход (В.Д. Щадриков, В.Н. Дружинин), критериальный подход (В.А. Крутецкий, Р.С. Немов, Б.М. Теплов, Дж. Гилфорд, Е.П.Торренс). Исследование также опирается на общеметодологические принципы системного подхода (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.П.Беспалько, В.Д. Шадриков, и др.), концепции личностно ориентированного образования (С.В. Белова, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.Я. Якиманская), на труды в области методологии научного познания (В.И. Загвязинский, В.В.Краевский и др.).

Теоретическая основа исследования. В качестве исходных положений в исследовании развития творческого потенциала старшеклассника были использованы положения теории творчества (И.И. Ильясов, В.А. Петровский, А.Я. Пономарев, Б.П. Теплов и др.), научные идеи о сущности творческой личности и ее самореализации (А.Б. Орлов, И.С. Кон), о диалектике процесса воспитания и самовоспитания творческой личности (В.И. Андреев, В.С. Библер, А.Н. Тубельский и др.), педагогические идеи, связанные с организацией образовательного пространства (Г.М. Борликов, Г.Н. Волков, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.Б. Панькин, В.В. Сафонова и др.). В значительной степени исследование опирается на основные положения теории личности и деятельности, раскрывающие возможности развития творческого потенциала (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин), концепцию проектирования педагогических систем (В.П.Беспалько, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.И. Слободчиков и др.).

Для решения поставленных задач нами использовался следующий комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические методы теоретического анализа и синтеза (сравнительно-сопоставительный, логический, ретроспективный), который использовался при изучении психолого-педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме; экспериментальныеопросно-диагностические: анкетирование, беседы, включенное и фрагментарное наблюдение, опрос старшеклассников, тестирование и эмпирические методы психолого-педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент; качественное и количественное сравнение показателей.

База исследования: Центр образования одаренных детей Республики Калмыкия «Элистинский лицей».

Основные этапы исследования.

На первом этапе (1999 – 2001), поисковом, анализировалась философская, психолого-педагогическая литература, изучалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательной школы. На этом этапе разрабатывались понятийный аппарат и программа исследования; была выдвинута рабочая гипотеза; определены и конкретизированы цели и задачи исследования.

На втором этапе (2001 – 2003), констатирующем, была разработана модель развития творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения, выявлялись пути внедрения ее в педагогическую практику. Проверялась гипотеза, выполнялись задачи. На этом этапе проводился сбор информации, определялись методики исследования, проводился констатирующий эксперимент.

На третьем этапе (2003 – 2008), формирующем, осуществлялась проверка и обработка результатов исследования, проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов, разрабатывались научно-методические рекомендации для учителей школ, оформлялось диссертационное исследование.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических положений; обеспечена организацией опытно-экспериментальной работы с применением методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; согласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными и результатами диагностического обследования; устойчивой повторяемостью основных результатов учебной деятельности; длительностью исследования.

Научная новизна: теоретически обоснована и экспериментально апробирована модель развития творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения, построенная на принципах личностно ориентированной направленности образовательного процесса, обогащения предметной среды (насыщение творческими видами деятельности, внедрение информационных технологий); разработана система креативных ситуаций, способствующая переходу традиционной учебной деятельности старшеклассников на качественно новый творческий уровень.

Определены педагогические условия, от которых зависит эффективность развития творческого потенциала старшеклассников. Разработаны рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, имеющей инновационный характер (использование информационных технологий, интеграция междисциплинарных знаний, регионализация экологического образования).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что решена проблема развития творческого потенциала ученика, который выражается в теоретическом обосновании и разработке модели развития творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения. Уточнено содержание понятий «творческий потенциал», «творчество», «творческие способности». Обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития творческого потенциала старшеклассника.

Практическая ценность исследования состоит в том, что программы развития творческого потенциала старшеклассника, индивидуальных образовательных траекторий, дидактический материал по созданию креативных ситуаций на уроках химии, программы спецкурсов, факультативов, проектов учебных исследований учащихся, программы по подготовке к олимпиадам по химии, контрольные работы, экзаменационный материал, методические указания и рекомендации могут быть использованы учителями при организации учебного процесса, обеспечивающего развитие творческого потенциала старшеклассника. Материалы диссертационного исследования представляют интерес для организаторов курсов повышения квалификации учителей (разработки открытых уроков, методические рекомендации по созданию модели развития творческого потенциала, проекты учебно-исследовательской деятельности учащихся).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Модель развития творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения, основанная на принципах личностного подхода, предоставления возможности самоопределения в образовательном процессе, обеспечения учащимся субъектной позиции; диалогического взаимодействия субъектов образовательного процесса; коллективного и индивидуального творчества в учебной и внеклассной деятельности, поисковой и исследовательской работе школьников; компетентности педагогов в управлении развитием творческого потенциала старшеклассников.

  2. Активизация творческой деятельности старшеклассника в условиях профильного обучения происходит через применение креативных ситуаций в учебной деятельности, использование интерактивных образовательных технологий.

  3. Организация творческого образовательного пространства в условиях профильного обучения проходит несколько этапов: подготовительный, этап организации, этап развития, рефлексивно-оценочный этап. Структура творческого образовательного пространства включает учебный цикл профильных предметов, систему «школа - вуз», учебно-исследовательскую деятельность учащихся, профильную практику.

Апробация результатов исследования осуществлялась через выступления на научно-практических конференциях Калмыцкого государственного университета (Элиста, 2006 – 2008), научно-практических конференциях (Волковские чтения) этнокультурной гимназии № 8 им. Н.Очирова (Элиста, 2007, 2008), научно-практической конференции «Сангаджиев И.Ц.: гуманистическая педагогика в образовании» (Яшкуль, 2008), I Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее» (Невинномысск, 2008), VI всероссийской научно-практической конференции «Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде» (Нижнекамск, 2008), II научно-практической конференции «Экологические проблемы природных и урбанизированных территорий» (Астрахань, 2008), научно-методической конференции «Современные технологии повышения качества профессионального образования» (Элиста, 2008); заседаниях кафедры педагогики и психологии Калмыцкого государственного университета; научно-практических семинарах, проводимых Министерством образования, науки и культуры Республики Калмыкия и Республиканским институтом повышения квалификации работников образования (РИПКРО, г. Элиста, 2001 – 2008);

Результаты исследования отражены в 8 публикациях, в том числе одна в научном издании, рекомендованном ВАК.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования эффективно используются в педагогической практике учителей химии Центра образования одаренных детей Республики Калмыкия «Элистинский лицей», при проектировании деятельности методического объединения учителей химии и биологии ; при разработке и реализации программ спецкурсов, факультативов для профильных классов; лекций для слушателей курсов повышения квалификации Республиканского института повышения квалификации работников образования (РИПКРО).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Текст работы изложен на 128 страницах машинописного текста компьютерной верстки, содержит 3 таблицы, 11 рисунков, 4 приложения. Список литературы включает 195 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе «Психолого-педагогические аспекты развития творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения» анализируется состояние исследуемой проблемы в педагогической теории, определяются и конкретизируются понятия «творческий потенциал», «творчество», «способности»; исследуются различные подходы к решению проблемы развития творческого потенциала учащихся; выявляются педагогические условия для его эффективного развития.

Именно творческое переосмысление явлений делает возможным прогресс человечества. Актуализация творческих возможностей личности была в различные исторические периоды объектом рассмотрения философии, эстетики, педагогики, физиологии, социологии. Существенный вклад в концепцию формирования творческих потенций личности как средства ее духовно-нравственного развития был сделан В.Ф. Бердяевым, П.А.Флоренским. Эстетические аспекты проблемы творческой деятельности представлены в работах М.М. Бахтина, М.С. Кагана. В исследовании психологии творчества выделяются труды Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Я.А.Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др. Д.Гилфордом, А. Маслоу, К. Роджерсом разработаны критерии, показатели и уровни развития творческих возможностей личности.

В ходе анализа литературы было установлено, что творчество рассматривается как особый вид человеческой деятельности, для которой характерны наличие проблемной ситуации или креативной задачи; социокультурная и личностная значимость деятельности; наличие благоприятных условий для творчества, личностных предпосылок и качеств, новизна и оригинальность процесса. А.Г.Асмоловым, В.Д. Шадриковым, Б.Д.Элькониным выявлена связь творчества со способностями, которые представляют собой совокупность общих и специфических качеств личности. Создание чего-либо нового предопределяется уровнем развития творческого потенциала личности. М.С.Каган, В.Г. Рындак, Н.И. Шевандрин выделяют следующие виды потенциала: познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный, эстетический, аксиологический, профессиональный, духовно-творческий. В. Г.Рындак выявляет особенности потенциала (творческого, аксиологического, духовно-нравственного и других его видов) и механизмов его формирования у субъектов образовательного процесса.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблемам развития творческого потенциала позволил выяснить, что единого взгляда на характеристику творческого потенциала у ученых нет. Творческий потенциал определяется как интеллектуально-творческая предпосылка к творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская), как дар, имеющийся у каждого человека, как интегральное динамичное личностное образование (А.И.Савенков), как родовое свойство человека, как способность к продуцированию нового (А.И. Санникова). С точки зрения А.М. Матюшкина, творческий потенциал представляет собой интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении человека к творчеству. В.И. Андреев, Е.В.Бондаревская, Я.А. Пономарев, А.В. Хуторской признают, что развитию творческого потенциала способствует активность личности, которая представлена интеллектуальной, субъектной и другими видами.

В исследованиях И.Е. Садовниковой доказано, что развитие творческого потенциала находится в прямой зависимости от уровней развития у школьников: познавательной сферы (устойчивое внимание, логическая память, творческое мышление); устойчивости проявления духовно-нравственных ценностей; психического состояния учащегося. Формирование творческой личности школьника в процессе обучения предметам естественно-математического цикла исследуется в работах Д.Н. Абрамова, Н.В. Аммосовой, М.Я. Голобородько, В.А. Гусева, В.Г. Разумовского.

В ходе исследования нами была разработана модель развития творческого потенциала учащихся (табл. 1), состоящая из четырех компонентов: программно-целевого, операционно-деятельностного, рефлексивно-оценочного, контрольно-коррекционного. Рассмотрим каждый компонент. Программно-целевой компонент состоит из мотивационно-целевого и содержательного компонентов. Мотивационно-целевой компонент формирует личностное отношение учащегося к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах, потребности в творчестве. Содержательный компонент включает учебные программы для углубленного изучения химии и программы спецкурсов, факультативов, работы научного общества, программы по подготовке к олимпиадам. Учебные программы, программы спецкурсов, факультативов составлены таким образом, что включают учащихся в поэтапную трехуровневую учебную деятельность (репродуктивную, продуктивную, творческую).

Операционно-деятельностный компонент включает управление, организацию учебно-творческой деятельности; стимулирование творческой активности посредством создания креативных ситуаций. Учитель через этапы планирования, организации, руководства, контроля и коррекции контролирует процесс развития творческого потенциала ученика.

Таблица 1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится «18» апреля 2012 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.254.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Смоленском государственном университете по адресу: 214 , г.
  2. Формирование готовности школьников к научной деятельности в традиционных и инновационных условиях дополнительного образования 13. 00. 01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»

    Автореферат
    Защита состоится 17 ноября 2008 г. в 16 час. на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете по адресу: 603022, г.
  3. Учебный план школы 10 Профильное обучение 13 Элективные курсы и часы ученического компонента учебного плана школы 15 Система дополнительного образования в школе 16

    Доклад
    Приложение к Публичному докладу ДиректораМуниципального общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Дубна Московской области» 35
  4. План проспек тобразовательных услуг ипкро на 2010 год федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

    Документ
    Ангархаева Е.А., Баранова О.В., Васильева Г.В., Верхозина О.А., Дурасов В.А., Кондратьева О.Г., Литвин М.И., Магальник Л.А., Михалева Е.В., Переломова Н.
  5. Федеральное агенство по образованию (3)

    Автореферат диссертации
    Авторефераты диссертаций из фонда библиотеки СГПА им. Зайнаб Биишевой : библиографический указатель / сост. О. В. Духнина. – Стерлитамак : Изд-во Стерлитамак.

Другие похожие документы..