Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
1. Настоящее Положение о проведении конкурса сочинений школьников 7-11 классов и студентов на тему «Жизнь и творчество Михаила Осиповича Меньшикова» ...полностью>>
'Учебник'
Представленный учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений автора-составителя Г.С. Меркина соответствует современному уровню разв...полностью>>
'Документ'
Налим окружен ореолом загадочности. Объяснить это можно тем, что большинство рыболовов не знают его повадок, и еще, пожалуй, нестандартностью или вов...полностью>>
'Автореферат'
Самостоятельное применение цитодифференцирующих агентов (ЦДА) в онкологии связано с доказанным феноменом программированной гибели некоторых злокачест...полностью>>

Первой Государственной Думы в России. Всвязи с этим Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации Vсозыва выступила с инициативой проведения открытого урок (1)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации по проведению открытого урока

«Развитие парламентаризма в России»

для учащихся 10 ‒ 11-х классов

общеобразовательных учреждений

27 апреля 2011 года исполняется 105 лет со дня начала работы Первой Государственной Думы в России. В связи с этим Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации V созыва выступила с инициативой проведения открытого урока в 10 ‒ 11-х классах общеобразовательных школ на тему: «Развитие парламентаризма в России» с приглашением к участию в нем депутатов Государственной Думы и членов Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований.

Планируется посещение депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края 43 муниципалитетов края и участие в проведении 140 открытых уроков, в ходе которых предполагается их выступления о деятельности Законодательного Собрания Краснодарского края.

Официальная информация об открытом уроке размещена на следующих сайтах:

/ ‒ официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

/ ‒ официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от вече, Боярской думы и Земских соборов, до современных форм парламентской демократии. Осмыслить процесс становления российского парламентаризма ‒ значит определить, какие периоды прошла в своем формировании российская государственность, приобщиться к культуре и практике государственного строительства.

Главная цель открытого урока ‒ помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина, содействовать формированию у школьников старших классов активной жизненной позиции.

Продолжительность открытого урока составляет 1 час 30 минут. Общий план проведения урока должен предусматривать:

  • вступительное слово директора школы;

  • вступительное слово депутата, участвующего в открытом уроке;

  • рассмотрение и обсуждение содержательных материалов по теме открытого урока (в соответствии с выбранной формой проведения урока);

  • заключительное слово директора школы об итогах открытого урока.

Примерные вопросы для обсуждения на открытом уроке:

1. Исторические этапы становления парламентаризма в России.

2. Конституция Российской Федерации и основы современного российского парламентаризма.

3. История представительной власти Кубани.

4. Законодательное Собрание Краснодарского края.

5. Школьное самоуправление как основа формирования активной гражданской позиции подрастающего поколения.

По решению общеобразовательного учреждения в зависимости от численности обучающихся в старших классах открытый урок может проводиться как в отдельном классе, так и в одной параллели, или же для всех учащихся 10 – 11 классов одновременно.

При оформлении аудитории следует написать на доске или разместить на экране тему «Развитие парламентаризма в России» и дату проведения открытого урока.

Оборудование:

  • выставка литературы по теме открытого урока;

  • выставка творческих работ обучающихся (рефераты, проекты, научно-исследовательские работы и т.д.);

  • Конституция Российской Федерации, Устав Краснодарского края;

  • музыкальная запись Гимна Российской Федерации, Гимна Краснодарского края.

Примерный план проведения открытого урока.

Форма урока: комбинированный урок с элементами интерактивной работы учащихся (ученическое исследование, презентация докладов). В исключительных случаях (зависит от квалификации педагога, уровня подготовленности детей) возможны иные формы или их сочетание. Например, лекция, конкурс творческих работ и т.п. Каждая из этих форм требует предварительной тщательной подготовки.

Цели и задачи урока:

  • формировать представление об исторических этапах развития отечественного парламентаризма, его особенностях;

  • способствовать осознанию специфических черт формирования представительной власти Кубани;

  • активизировать гражданскую позицию старшеклассников посредством ознакомления с деятельностью Законодательного Собрания Краснодарского края и участия в органах школьного самоуправления;

  • развивать навыки самостоятельной работы в поиске знаний, приобретении и развитии общеучебных умений;

  • формировать умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы;

  • развивать способность публичного выступления.

Опережающее задание.

Учитель заранее определяет группы учащихся, каждая из которых получает и отрабатывает опережающее задание по определенной теме и готовит мультимедийную презентацию.

1 группа «Историки». Исторические этапы становления парламентаризма в России.

2 группа «Аналитики-политологи». Конституция Российской Федерации и основы современного российского парламентаризма.

3 группа «Краеведы». История представительной власти Кубани.

4 группа «Школьные парламентарии». Школьное самоуправление.

5 группа «Пресс-центр». Оперативное освещение мероприятия. Итогом работы группы может стать информация на школьном сайте, а так же информационный листок на бумажном носителе, который передается гостям.

Ход урока.

  1. Мотивация, постановка проблемы (10 минут).

Звучит Гимн Российской Федерации и Гимн Краснодарского края (2 минуты).

Вступительное слово директора школы, представление гостей (3 минуты).

Приветственное слово депутата ЗСК (5 минут).

  1. Экспресс-разминка (5 минут).

Для погружения в тему учитель (ведущий) проводит блиц-опрос, предполагающий быстрые ответы.

Вопрос: Что такое парламентаризм?

Ответ: Парламентаризм может рассматриваться как система власти, предусматривающая наличие парламента как представительного органа, наделенного законодательными и контрольными полномочиями, и основанная на принципе разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную, каждая из которых является независимой и самостоятельной в осуществлении своих конституционных полномочий.

Вопрос: Что такое парламент?

Ответ: Парламент - общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган.

Вопрос: Каково происхождение слова «парламент»?

Ответ: Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходящим от parler (говорить).

Вопрос: Как называется представительный законодательный орган государственной власти Краснодарского края?

Ответ: Законодательное Собрание Краснодарского края ‒ постоянно действующий представительный и законодательный орган государственной власти края. Законодательное Собрание разрабатывает и принимает законы, создающие основу народовластия, гарантий прав и свобод жителей края.

Вопрос: Когда началась его деятельность?

Ответ: Выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края первого созыва состоялись 20 ноября 1994 года. К работе Законодательное Собрание приступило 14 декабря 1994 года в составе 50 депутатов. Всего состоялось четыре созыва (1994, 1998, 2002, 2007).

Вопрос: Кто возглавляет ЗСК?

Ответ: Первым председателем Законодательного Собрания был избран Алексей Александрович Багмут. С декабря 1995 года по сегодняшний день кубанский парламент возглавляет Владимир Андреевич Бекетов.

  1. Выступление депутата, участвующего в открытом уроке, по вопросу: «Законодательное Собрание Краснодарского края» (до 20 минут). Возможно изменение времени выступления депутата по согласованию с ним.

  2. Представление итогов работы в группах (45 минут, из них 4 минуты для определения цели каждой группы, 41 минута для презентации работы групп).

Лидеры 1 – 4 групп рассказывают о задании, распределении обязанностей и ходе выполнения работы (по 1 минуте). Затем члены группы представляют результаты своей работы. Выступления сопровождаются мультимедийной презентацией.

1 группа «Историки» (15 минут).

Цель – проанализировать исторические этапы становления парламентаризма в России, определить особенности его развития.

Основные тезисы:

  1. Парламентаризм присущ русскому общественному сознанию.

  2. Отечественный парламентаризм прошел трудный путь становления и развития.

  3. Снижение оппозиционного потенциала III и IV Государственных дум.

  4. Парламентаризм дореволюционной России получил свое продолжение в советскую эпоху.

2 группа «Аналитики-политологи» (8 минут).

Цель – на основе Конституции Российской Федерации определить структуру современного российского парламентаризма.

Основные тезисы:

1. Конституционные основы законодательной власти в России.

2. Особенности представительства Федерального Собрания.

3. Государственная Дума IV созыва.

  1. группа «Краеведы» (8 минут)

Цель – презентовать исторический опыт представительной власти Кубани.

Основные тезисы:

1.Традиционные «формы народоправства» кубанских казаков.

2. Городское самоуправление на Кубани.

3. Кубанцы – депутаты государственных дум начала XX в.

4. Представительные органы Кубанской казачьей государственности.

5. Органы законодательной власти советской эпохи.

  1. группа «Школьные парламентарии» (10 минут).

Цель – представить опыт школьного самоуправления школы (муниципалитета).

  1. Подведение итогов (2 минуты).

Заключительное слово директора школы об итогах открытого урока.

Материалы для проведения открытого урока.

    1. Вступительное слово депутата Законодательного Собрания Краснодарского края.

Дорогие ребята!

В связи с исторической датой – 105-летием начала работы Первой Государственной Думы 27 апреля 1906 года ‒ Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выступила с инициативой проведения для учащихся 10 ‒ 11-х классов открытого урока «Развитие парламентаризма в России». Эту инициативу поддержало Министерство образования и науки Российской Федерации.

Общество обращается к истории для того, чтобы глубже понять истоки современного этапа развития человечества. Нет и не может быть какой-то одной модели демократического устройства государства. Для нас, граждан России, 27 апреля 1906 года стало началом нового этапа, точкой отсчета истории парламентаризма в нашей стране.

История российского парламентаризма не была безоблачной. И политики, и широкая общественность уделяют много внимания ее изучению. Анализируя события прошлых лет, мы можем извлечь немало полезных уроков. В этом году современной Государственной Думе исполняется восемнадцать лет. С исторической точки зрения это немного. Но уже можно говорить о прочном укоренении в нашей жизни парламента как важного политического института.

Идеалы парламентаризма сыграли важную роль в истории России. Прочность демократических основ, их постоянное укрепление тесно связаны с обеспечением политической стабильности в нашей стране и ее динамичного экономического развития.

Для современной России важнейшим фактором успеха стали стабильность конституционных положений, развитие образования и здравоохранения, борьба с безработицей и реализация права на труд, повышение социальных гарантий для граждан.

Сегодня мы собрались для того, чтобы осознать, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина. Всем, кто знаком с историей нашей Родины, кто понимает и любит свой народ, очевидно, что парламентаризм присущ российской государственности. Совместное принятие важнейших решений, вырабатываемых усилиями коллективного разума в ходе открытых и откровенных дискуссий, в полной мере соответствует общинному русскому менталитету, а в формах и структурах нынешнего парламента живет весь – как удачный так и трагичный – отечественный и европейский опыт «представительного народоправства». Четыре века поисков российской формы народного представительства ‒ от земских соборов XVI ‒ XVII до Федерального собрания образца 1993 года ‒ являются своеобразной, но неотъемлемой частью общеевропейской истории становления парламента. Из курса истории вы помните, что при императоре Александре II появились своеобразные губернские парламенты – земства как органы местного самоуправления. Именно они являются прообразом современных постоянно действующих представительных и законодательных органов на местах. В нашем крае – это Законодательное Собрание Краснодарского края.

За сто пять лет, прошедших с момента созыва I Государственной думы, Россия изменилась. Однако многие из поставленных тогда задач и сейчас актуальны для российского общества. Так же как в начале XX века, Россия сегодня находится в точке выбора. Содержанием современного этапа развития страны стали политическая и экономическая стабилизация, обеспечение гарантий экономической независимости, политического суверенитета, базового уровня безопасности.

Мы надеемся, что ваши знания по истории отечественного парламентаризма, Конституции Российской Федерации, Устава Краснодарского края, подкрепленные информацией о конкретных значимых инициативах Законодательного Собрания Краснодарского края, укрепят ваши чувства гражданственности, активизируют вашу жизненную позицию, усилят чувство ответственности за свои поступки.

Мир не улучшится без изменений внутри каждого из нас. Началом изменений может стать только понимание происходящего вокруг. Гражданское общество невозможно сформировать, пока каждый гражданин не будет чувствовать свою ответственность за происходящее в стране.

Каждый сегодняшний школьник обязательно станет избирателем, а кто-то из вас, возможно, и парламентарием. От того, какой выбор сделает подрастающее поколение и на чем этот выбор будет основан, зависит будущее всей страны.

    1. Законодательное Собрание Краснодарского края.

Законодательное Собрание Краснодарского края ‒ постоянно действующий представительный и законодательный орган государственной власти края. Законодательное Собрание разрабатывает и принимает законы, создающие основу народовластия, гарантий прав и свобод жителей края.

Выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края первого созыва состоялись 20 ноября 1994 года. К работе Законодательное Собрание приступило 14 декабря 1994 года в составе 50 депутатов. Всего состоялось четыре созыва (1994, 1998, 2002, 2007).

Первым председателем Законодательного Собрания был избран А.А. Багмут. С декабря 1995 года по сегодняшний день кубанский парламент возглавляет В.А. Бекетов.

Депутаты первого созыва, прежде всего, приступили к созданию необходимой нормативной базы и решению организационно-технических вопросов. Первыми были разработаны и приняты нормативные акты, определившие рамки деятельности представительного органа государственной власти края: Временный регламент Законодательного Собрания Краснодарского края; Законы "О Законодательном Собрании Краснодарского края", "О статусе депутата Законодательного Собрания Краснодарского края", Положения о постоянных комитетах.

Была утверждена структура ЗСК в составе 9 комитетов и мандатной комиссии. На сегодняшний день действует 14 комитетов и аппарат в составе 4 управлений: управления делами, правового, финансово-экономического, информационно-аналитического.

В течение всего срока полномочий депутатского корпуса первого созыва приоритетными были три задачи: сохранение целостности, стабильности, управляемости в регионе; защита социально-экономических интересов жителей края; кадровое обеспечение краевого, городского и районного уровней власти.

Законом № 1, принятым Законодательным Собранием края, стал Закон "О моратории на приватизацию объектов образования в Краснодарском крае". Время показало, что этот нормативный правовой акт внес значительный вклад в укрепление гарантий прав жителей Кубани на получение бесплатного и доступного общего образования.

Были приняты также Законы: "О местном самоуправлении в Краснодарском крае", "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Краснодарском крае", "О выборах главы администрации Краснодарского края", "О выборах в органы местного самоуправления Краснодарского края", "О территориях муниципальных образований, их реорганизации или упразднении, установлении и изменении их границ" и "О территориальном общественном самоуправлении".

В 1997 году были приняты Законы "О муниципальной службе Краснодарского края", "О совершенствовании работы с кадрами в АПК края в новых экономических условиях".

Для наполнения бюджета были разработаны и введены в действие такие Законы и постановления, как "Об особом порядке землепользования", "О чрезвычайных мерах по улучшению положения в АПК Краснодарского края", "О плате за землю", "О курортном сборе", "О налоге на игорный бизнес" и многие другие.

Важной вехой в становлении государственности Краснодарского края как субъекта Российской Федерации стало введение в действие новой редакции Устава края. Закон "О внесении изменений и дополнений в Государственный Устав Краснодарского края" вступил в силу 1 сентября 1997 года.

В работе депутатского корпуса второго созыва были сохранены и развиты традиции краевого парламента первого созыва, найдены и апробированы новые формы деятельности. Тем более, что у депутатов второго созыва имелись определенные преимущества, поскольку уже была создана определенная законодательная база не только на федеральном, но, самое главное, на краевом уровне.

Поэтому важнейшими задачами депутатов второго созыва наряду с законотворчеством стало скорейшее изучение основ и практики применения уже принятых законов, контроль за их исполнением.

Пакет наиболее значимых нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием в период с 1998 по 2002 годы, носил социально-экономический характер и был направлен на создание оптимальных условий работы хозяйственного комплекса края, реализацию бюджетно-финансовой, налоговой политики и социальной защиты граждан.

Большое значение депутаты придавали разработке ежегодных законов "О краевом бюджете". Впервые в деятельности депутатов Законодательного Собрания края второго созыва удалось обеспечить подготовку, обсуждение и принятие основного финансового документа края в период до 1 января года исполнения бюджета.

В эти годы появилась социальная направленность бюджетов, благодаря чему ассигнования на социальную сферу увеличились с 24,5 % в 2000 году, до почти 60% в 2002 году.

Актуальным направлением в работе депутатов второго созыва было совершенствование законодательной базы деятельности органов государственной власти. Были внесены изменения и дополнения в Устав края, законы "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края", "О Законодательном Собрании Краснодарского края", "О статусе депутата Законодательного Собрания Краснодарского края", в соответствии с которыми количество депутатов было увеличено с 50 до 70, а период их работы продлен с 4 до 5 лет.

Законодательным Собранием Краснодарского края третьего созыва приоритетными в своей деятельности были названы: развитие и совершенствование регионального законодательства в области организации местного самоуправления, социально-экономического развития края, социальной защиты граждан.

В 2006 году по инициативе ряда депутатов в Законодательном Собрании Краснодарского края были созданы две фракции – «Единая Россия» и КПРФ, в которые вошли 53 (далее – 55) и 7 депутатов соответственно во главе с В. А. Бекетовым и Н. И. Осадчим.

11 сентября 2007 года на 68-ой внеочередной сессии Законодательного Собрания Краснодарского края было принято постановление «О досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания Краснодарского края». 

Досрочное прекращение полномочий было вызвано тем, что выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края третьего созыва состоялись 24 ноября 2002 года. В соответствии с Уставом Краснодарского края депутаты были избраны на 5-летний срок. Таким образом, данные полномочия должны были истечь в конце ноября 2007 года.

Однако изменения, внесенные в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", позволяли перенести дату очередных выборов на март 2008 года и продлить срок полномочий депутатов третьего созыва на три месяца. Однако депутаты посчитали недопустимым нарушать Конституцию Российской Федерации и Устав Краснодарского края, в которых заложены принципы обязательности и периодичности выборов и четко определены сроки полномочий регионального законодательного (представительного) органа власти.

Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Уставом Краснодарского края предусматривается, что срок полномочий депутатов одного созыва не может превышать пяти лет.

В связи с этим и было принято решение – выборы в Законодательное Собрание Краснодарского края четвёртого созыва проводить в 2007 году и совместить их с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации V созыва.

2 декабря 2007 года состоялись досрочные выборы депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края четвертого созыва по смешанной системе. 35 депутатов были избраны по одномандатным округам (во всех округах победу одержали представители "Единой России"). Ещё 35 депутатов были избраны по партийным спискам. Здесь также предпочтения были отданы партийному списку "Единой России" (26 мандатов из 35).

  Всего в кубанский парламент вошли представители "Единой России" (61 место), КПРФ (6 мест) и "Справедливая Россия" (3 места).

Из 70 депутатов: 35 – являлись депутатами Законодательного Собрания края третьего созыва; 2 – депутатами Государственной Думы четвёртого созыва; 3 – депутатами городской Думы Краснодара четвёртого созыва; 4 – В. А. Бекетов, А. Д. Башинский, Е. В. Капцова, П. М. Курдюк – исполняют свои полномочия в ЗСК четвертый созыв подряд; 9 – являются  депутатами трех созывов; 35 – депутатами двух созывов; 22 – избраны впервые.

Среди депутатов большинство – это руководители предприятий сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, строительства и представители научной творческой интеллигенции, педагоги, представители других профессий. В депутатском корпусе четвертого созыва 4 женщины. Все депутаты имеют высшее образование.

Первая сессия состоялась 11 декабря 2007 года, на ней были образованы три фракции: "Единая Россия" (61 депутат), КПРФ (6 депутатов),  "Справедливая Россия" (3 депутата).

Владимир Андреевич Бекетов в четвёртый раз был избран на пост председателя кубанского парламента. Избраны первые заместители председателя Законодательного Собрания ‒ Билалов Ахмед Гаджиевич и Петренко Иван Михайлович, заместители председателя Законодательного Собрания ‒ Курдюк Петр Михайлович и Чернявский Виктор Васильевич.

Ключевые направления в деятельности Законодательного Собрания четвертого созыва – это дальнейшая реализация закона о местном самоуправлении и о развитии личных подсобных хозяйств, продолжение работы по укреплению материально-технической базы учебных заведений, участковых больниц, амбулаторий, фельдшерских акушерских пунктов, а также забота о здоровье подрастающего поколения. Большое значение придается реализации приоритетных национальных проектов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Первой Государственной Думы в России. Всвязи с этим Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации Vсозыва выступила с инициативой проведения открытого урок (2)

    Урок
    Парламентаризм может рассматриваться как система власти, предусматривающая наличие парламента как представительного органа, наделенного законодательными и контрольными полномочиями, и основанная на принципе разделения государственной

Другие похожие документы..