Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический универс...полностью>>
'Документ'
Студент обирає один із запланованих варіантів згідно його порядкового номера у журналі академічної групи. Кожний варіант складається з п'яти питань. ...полностью>>
'Документ'
Глава1. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАС­ТОТЫ И ВЫСОКОЧАСТОТНЫХ ПОЛЕЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗ­ЛУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ НА ОРГАНИЗ...полностью>>
'Документ'
В истории известны различные формы международного сотрудничества, которые позволяли государствам реализовывать военно-политические и экономические ин...полностью>>

Проблемное задание. Какие достижения культуры Древнего мира можно считать самыми значительными в копилке мировой культуры? Изучение нового материала

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Культура Древнего мира

Цель урока:

-познакомить учащихся с достижениями культуры древнего мира (на

примере памятников материальной и духовной культуры Египта, Греции,

Китая);

- показать роль, значение и влияние их в формировании следующих

цивилизаций;

- формирование умений работать с дополнительной исторической и

культуроведческой литературой; описывать и давать оценку памятникам культуры;

- воспитание эстетических чувств; чувства уважения к творческой деятельности человека.

Тип урока – изучение нового материала.

Оборудование: экран, проектор, рисунки учащихся.

«Ценя прекрасное в прошлом, защищая его,

мы тем самым как бы следуем завету

А.С. Пушкину: «Уважение к минувшему -

вот черта, отличающая образованность

от дикости…».

(Д.С. Лихачев)

Ход урока.

  1. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Проблемное задание.

Какие достижения культуры Древнего мира можно считать самыми значительными в копилке мировой культуры?

2. Изучение нового материала.

План

  1. Зарождение письменности.

  2. Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея».

  3. Архитектура и скульптура Древнего Египта.

  4. Архитектура и скульптура античного мира.

  5. Великая Китайская стена.

  6. Древнегреческий театр.

  7. Олимпийские игры.

  1. Зарождение письменности.( презентация №1)

1-й слайд.

Появление письменности стало одним из самых важных открытий на долгом пути

эволюции человечества. Люди получили возможность хранить информацию, распространять её на обширные пространства и передавать накопленные знания из поколения в поколение.

2-й слайд.

Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите - "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо.

3.-4-й слайд.

В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков.

5-й слайд.

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э. Слоговым письмом является знаменитая клинопись. (Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии).

Среди развалин дворца Ашшурбанипала в Ниневии археологи открыли библиотеку, в которой находилось 30 тысяч « Глиняных книг». В них рассказывалось о достижениях математиков, астрономов, изобретении календаря,

Мифы, государственные документы.

6-й слайд.

Следующим этапом на пути упрощения письменности стало звуковое письмо, когда каждому звуку речи соответствует свой знак. Нужно было запомнить лишь два-три десятка букв, а точность в воспроизведении речи на письме несопоставима ни с каким другим способом. Буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно.

7-й слайд.

Один из первых алфавитов на Земле – финикийский - жителей восточного побережья Средиземного моря, морских торговцев и путешественников. Финикийцам, которые вели постоянные торговые записи, нужно было письмо более простое и удобное, чем иероглифы и клинопись. Уже в 15 веке до н.э. они создали особое cлоговоe письмо, которое состояло из 22 простых по написанию знаков. Самые древние финикийские надписи найдены во время раскопок в древнем городе Библе.

8-й слайд.

Начиная с IX в. до н. э. финикийское письмо стало быстро распространяться во многих странах. Греческий историк Геродот писал, что древние греки научились письму от финикийцев.

9-й слайд.

В греческом алфавите букв, передающих все звуковые оттенки речи, стало больше.

Прошло время, пока наконец установился вариант письма слева-направо, ныне

распространившийся на большей части земного шара.

От греков данный принцип письма проник в Европу. А от арамейского письма свое

происхождение ведут почти все буквенно-звуковые письменные системы народов

Азии.
10-й слайд.

Латинские буквы произошли из греческих, и алфавитный порядок их принципиально не изменился. В начале I тысячелетия н. э. греческий и латинский языки стали главными языками огромной Римской империи.

Вся античная классика написана на этих языках. Греческий - это язык Платона, Гомера, Софокла, Архимеда, Иоанна Златоуста... На латинском писали Цицерон, Овидий, Гораций, Вергилий, блаженный Августин и другие.

2. Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея».(презентация №2)

1-слайд.

Гомер - Величайший из древнегреческих поэтов, легендарный автор «Илиады» и «Одиссеи».

До появления письменности информацию о прошлом передавали из уст в уста. Народные певцы и сказители (аэды) странствовали по всей Греции, рассказывая истории о титанах, богах и героях.

Самым известным певцом был Гомер. Нам почти ничего не известно о его жизни, считается что Гомер был слеп.

Время жизни Гомера VIII век до н. э. Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной боролись семь городов. Умер Гомер на острове Иос .

2- слайд.

Мы не знаем, как и кем были записаны его поэмы, возможно, они были продиктованы им при жизни или воспроизведены вскоре после смерти. В его эпических поэмах «Идиада» и «Одиссее» изложены истории о Троянской войне и скитаниях греческого героя Одиссея.

3-4 -слайд.

«Илиада» описывает осаду греками Трои (Илион), куда сын местного правителя увез похищенную жену спартанского царя – прекрасную Елену.

Действие Илиады происходит в конце девятого года осады Трои. События разыгрываются на протяжении нескольких десятков дней.

«Илиада» повествует о гневе Ахилла. Разгневанный унижающим его решением верховного вождя Агамемнона, Ахилл отказывается от дальнейшего участия в войне. Он возвращается на поле боя лишь тогда, когда его друг Патрокл находит смерть от руки Гектора, несгибаемого защитника Трои, старшего сына царя Приама. Ахилл примиряется с Агамемноном и, мстя за друга, убивает Гектора в поединке и бесчестит его тело. Однако в конце концов он отдает тело Приаму, когда старый царь Трои сам приходит в стан греков, прямо в палатку убийцы своих сыновей. Приам и Ахилл, враги, смотрят друг на друга без ненависти, как люди, объединенные одной судьбой, обрекающей всех людей на боль.

5- слайд.

В конце 19 века немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал легендарную Трою.

6- 7 слайд.

В Поэме «Одиссея» рассказывается о десятилетних странствиях и приключениях Одиссея, возвращавшегося из-под Трои к себе на родину остров Итаку.

Если главным героем Илиады является непобедимый воин, ставящий честь и славу выше жизни, в Одиссее идеал принципиально меняется. Ее героя, Одиссея, отличает прежде всего ловкость, умение найти выход из любой ситуации. Здесь мы попадаем в иной мир, уже не в мир воинских подвигов, но в мир купеческих путешествий, характеризующий эпоху греческой колонизации.

8 слайд.

Греки говорили о Гомере просто: "Поэт".

«Илиаду» и «Одиссею» многие, хотя бы частично, знали наизусть. С этих поэм начиналось школьное обучение. Вдохновение, навеянное ими, мы видим во всем античном искусстве и в литературе. Образы гомеровских героев стали образцами того, как следует поступать, строки из поэм Гомера сделались афоризмами, обороты вошли во всеобщее употребление, ситуации обрели символическое значение.

Поэмы Гомера считались также сокровищницей знаний, даже исторических и географических.

С перевода Одиссеи на латинский язык началась римская литература. Илиада и Одиссея послужили моделями для римской эпопеи.
Сочинения Гомера считаются образцом эпической поэзии античной эпохи. «Илиада» и «Одиссея» вошли в золотой фонд мировой литературы.

В России первыми переводчиками Гомера были поэты Николай Иванович Гнедич (1784—1833) и Василий Ан­дреевич Жуковский (1783—1852).

В 1816 году Н. Гнедич написал поэму «Рождение Гоме­ра»

С тех дней, как в Трое жизнь могучего Пелида

Убийцей прервана пред брачным алтарём,

Прошли века; но скорбь глубокую о нём

Хранила в сердце мать, бессмертная Фетида.

«Героев подвиги во гробе не умрут;

Как холмы, гробы их бессмертьем процветут.

Поэзия — глагол святого вдохновенья;

Доколе на земле могуществен и свят,

Героям смерти нет, нет подвигам забвенья:

Из вековых гробов певцы их воскресят»...

3. Архитектура и скульптура Древнего Египта. (презентация № )

Серой, могучей змеёю,

Бесконечные кольца влача через ил,

В тростниках густолиственных тянется Нил.

Города многочисленной семьёю

Улеглися на злачных его берегах;

Блещут синие воды Мерида;

Пирамида, ещё пирамида,

И ещё, и ещё, - на широких стопах

Опёршись, поднялися высоко;

Обелисков идёт непрерывная цепь;

Полногрудые сфинксы раскинулись, в степь

Устремляя гранитное око.

(Лев Александрович Мей)

4. Великая Китайская Стена (презентация № )

1.Каждая страна ассоциируется с определенным символом. Символом Китая всегда была и остается Великая Китайская Стена; а у входа на Стену есть надпись, сделанная Мао Цзэдуном: «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене – ты не настоящий китаец». Размеры Великой Китайской стены столь поразительны, что ее назвали восьмым чудом света.

2-3. Это одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений в мире. Похожая на извивающееся туловище дракона, она протянулась от Ляодунского залива через Северный Китай в пустыню Гоби. Расстояние от одного конца Стены до другого составляет 2450 км, но если учитывать отходящие от Великой Китайской Стены другие крепостные валы, то получится 6000–6500 км.


4. Строительство Великой Китайской Стены началось в VII в. до н.э. властителями небольших государств, которые строили земляные валы вокруг своих территорий.

В 221 году до н. э. при императоре Цинь Шихуанди, известном объединителе китайской земли, продолжилось строительство стены По его приказу для защиты северных рубежей империи стеной были соединены уже существовавшие оборонительные сооружения и построены новые. Задумывалась эта постройка как доказательство власти и величия императора, а также как укрепление против набегов монголов.

5. В течение 2100 лет ее строили миллионы солдат и рабочих, и бессчетные тысячи сложили на этой стройке голову. Утверждают, что в VII веке н. э. только за десять дней там погибло 500 000 человек. Именно поэтому в народе она стала называться «самым длинным кладбищем мира» или «стеной слез».

6. По всей ее длине стояли войска, а военное значение Великой Китайской Стены было огромным. Со сторожевых башен можно было распространить информацию от одного конца до другого за сутки. Сообщения передавались при помощи дыма, барабанного боя или огня. Для страны тех времен это была огромная скорость.
Каждая из башен Великой Китайской Стены должна была находиться в зоне видимости с двух соседних.

Ширина верхней части Стены делала ее еще и дорогой для военных частей. Одновременно по Стене могли идти в ряд 5 пехотинцев или кавалеристов. На всем протяжении от Стены до города располагались опорные пункты на расстоянии одного конного перехода, где гонцы с известиями отдыхали и меняли лошадей.

Только в 1644 г. после завоевания Китая маньчжурами и прихода к власти новой династии Великая Китайская Стена стала не нужна и была заброшена. Под влиянием времени и погодных условий она постепенно разрушается. К тому же местные жители используют кирпичи в качестве строительного материала для своих построек.


7. В 1962 г. Великая Китайская Стена была внесена в список национальных памятников Китая, а в 1987 г. - в список культурного наследия ЮНЕСКО.

5.Архитектура и скульптура античного мира. (презентация № )

1-2-й слайд.

Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Лучшие памятники древнегреческой культуры были созданы в V в. до н.э.

Зодчество и ваяние составляли в Греции и Риме единое органическое целое.

3-4-й слайд.

Построили Парфенон зодчие Иктин и Калликрат из золотисто-розового мрамора в дорийском стиле. Но незаметные искривления, которыми обладают все горизонтальные части здания от фундамента до карниза, сужение каждой колонны в верхней части ствола, небольшой наклон их к центру обусловили утонченность и легкое движение вверх. Кроме того Парфенон был расцвечен красками и позолотой, что делало его еще более живописным.

5-й слайд.

Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: "Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая... создается из образов, набросанных разумом".

Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство - непременное условие и основа идеального человека. Так как Греческий идеал включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Именно это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными.

6-й слайд. Статуи Поликлета полны напряженной жизни. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. Взять того же "Копьеносца". Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек сильный, красивый, свободный от страха, гордый, сдержанный - воплощение греческих идеалов.

7-й слайд. В отличие от своего современника Поликлета, Мирон любил изображать свои статуи в движении. Вот, например, статуя "Дискобол" (V в. до н. э.; Музей Терм. Рим). Ее автор, великий скульптор Мирон, изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском. Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами.

8-9-й слайд.

«Никто не сомневается, что Фидий наиболее знаменитый художник всех народов», — писал древнеримский Историк почти через 500 лет после смерти великого скульптора Древней Греции. Так можно описать статую Зевса для храма в Олимпии: Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи - тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины - знак миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ - перекинут через левое плечо, венец, борода Зевса были из сверкающего золота.

Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его лицо было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из "семи чудес света".

10. Афродита (Венера) Милосская

Автора изваяния Агесандр, или Александр (конец III или начало II в. до н. э.)

Полуобнаженная фигура, сильная и одновременно женственная, - такой изобразил скульптор Афродиту, богиню любви. Мягкие складки одеяния подчеркивают красоту и упругость обнаженного тела. В зависимости от того, откуда смотреть на статую, она кажется то гибкой и подвижной, то спокойной и сосредоточенной. Удивительную жизненность придает богине и посадка головы немного влево и чуть вниз. Богиня любви, она чуть торжественна в своей возвышенной и строгой красоте и в то же время глубоко человечна.

И целомудренно и смело,
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой.
Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!
Так, вся дыша пафосской страстью,
Вся млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой.

Так воспевал «Венеру Милосскую» А. Фет.

11-12-й слайд.

Пантео́н «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II в. н. э. при императоре Адриаде. Представляет большое инженерное достижение античности.

Кирпично-бетонная ротонда Пантеона, перекрытая полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря декору: на бетонированный потолок нанесена сетка, напоминающая глобус. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский. 1 ноября 609 года языческий храм был переосвящён как церковь всех мучеников. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых. В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

Одна из особенностей Пантеона — отверстие в крыше. В период полдня проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым

6. Древнегреческий театр

Презентация.

1-2.Театр возник в Греции примерно две с половиной тысячи лет назад. А само слово «театр»

греческого происхождения и означает «место для зрелищ».

Зарождение театра было связано с празднествами в честь бо­га Диониса — покровителя виноделов. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Сценки, разыгры­ваемые участниками праздника, и были первыми театральными зрелищами: запевала и ряженые являлись актерами, а зрителя­ми— все население города.

3-. 4.- В греческих городах с конца VI в. до н. э. строили для театральных представ­лений специальные здания. Древние театры вмещали несколько тысяч зрителей. Напри­мер афинский театр имел 17 тыс. мест. Жителей в греческих городах было намного меньше, чем в современных, а театры часто были больших размеров, чем в наши дни.

Театральные представления устраивались не ежедневно, а лишь несколько раз в году. Они начинались часов в семь утра и продолжались до захода солнца: ставили подряд несколько спек­таклей.

За вход в театр брали небольшую плату. Билет был из свинца или обожженной глины. В нем буквой (А, Б, Г) указывался один из « секторов», на которые театр делился лестницами, расходящи­мися лучами. В указанном на билете « секторе» можно было занять любое место, начиная со второго ряда. Первый ряд предназначался для самых почётных граждан государства. Чтобы не сидеть на самом верху греки шли в театр еще до рассвета. Брали с собой узелок с пирожками и фляжку с вином, теплый плащ, подушечку, кото­рую подкладывали под себя на каменную скамью. Театр редко бывал полупустым .

5. Устройство греческого театра.

В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ТЕАТРЕ можно выделить три части: 1) места для зрителей (по-гречески - «театр», позже этим словом стали называть все со­оружение); 2) орхестра — круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине; на ней происходило представление а позади располагался логейон – помост, с которого актёры декламировали текст; 3) скене- примыкавшая к орхестре постройка. К ее стене прикрепляли декорации, а внутри хранились костюмы актеров.

В театре была прекрасная слышимость (акустика). Если бросить монету в центре орхестры, звон ее будет слышен на самых задних скамьях. Здание театра имело форму огромной чаши, которая, как рупор, усиливала зву­ки, человеческий голос.

6-Актеры и хор выступали на орхестре и перед скене. Хор обя­зательно участвовал во всех театральных представлениях. Акте­рами были только мужчины, игравшие все роли, включая женские. Актер мог исполнять несколько ролей. На ноги актёры надевали колодки, чтобы быть повыше и их могли хорошо видеть зрители на последних рядах.

7.-Черты лица актеров плохо были видны издали, поэтому актеры надевали большие раскрашенные маски, закрывавшие не только лицо, но и голову. При взгляде на актеров становилось ясно, кого они изображают. У стариков белые волосы, худые впалые щеки. Если герой помоложе, волосы и борода делаются полуседыми; юношей изображали безбородыми. Раба можно было узнать сра­зу — его черты выдают негреческое происхождение.

8.- Яркая одежда означала, что актеры играют удачливых героев, несчастных одевали в серые и голубые одеяния, а черный цвет - означал траур.

9.-В Древней Греции было два главных вида представлений – трагедия и комедия. Трагедиями назывались представления серьез­ного содержания, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц. Действующими героями комедий – веселых и насмешливых представлений- наряду с героями мифов были современники зрителей. Известными драматургами Древней Греции были:

10.- Софокл

(ок. 496-406 до н.э.) - древнегреческий поэт-драматург. Один из трех известнейших мастеров античной трагедии (наряду с Эсхилом и Еврипидом). Его перу принадлежат трагедии "Антигона", "Электра", "Эдип-царь" и др.

11.- Эсхил

трагедии Эсхила(524-456гг. до н.э.) «Персы», «Просительницы», «Орестея», «Прометей прикованный» служили прославлению демократических традиций родной Греции как величайшей ценности, дарованной человеку.

«Не надо предо мной,

как перед варваром,

С отверстым ртом

сгибаться в три погибели,

Не нужно, всем на зависть,

Стлать мне под ноги

Ковры…»

12. Еврипид (ок. 485 - 406 до н.э.) Древнегреческий поэт-драматург. По разным оценкам написал от 75 до 98 пьес, до нас же дошли лишь 18. Самая известная трагедия - "Медея".

13-14.-Теат­ральные представления были лю­бимыми зрелищами древних греков.

  1. Олимпийские игры. ( просмотр фильма)

Закрепление. Решение проблемного задания.

Какие достижения культуры Древнего мира можно считать самыми значительными в копилке мировой культуры?

Вывод.

Культура Древнего мира достигла для того времени высокого уровня.

В копилку мировой культуры можно внести следующие достижения Древнего мира:

1. открытие письменности (начиная от иероглифов, клинописи, буквенно-звукового письма – алфавита), благодаря которой люди получили возможность хранить информацию, распространять её на обширные пространства и передавать накопленные знания из поколения в поколение.

2. Европейская литература берет своё начало с греческих поэм Гомера.

Образы гомеровских героев стали образцами того, как следует поступать, строки из поэм сделались афоризмами, обороты вошли во всеобщее употребление.

3. Египетские пирамиды, Великая Китайская стена – фундаментальные постройки Древнего мира; они являются символами той эпохи, гимном прославляющим не только правителей, но и тех кто своим трудом возводили эти памятники.

4. Античное искусство (архитектура, скульптура) стало образцом, классикой для последующих эпох, вдохновляло не одно поколение в создании новых шедевров мировой культуры (эпоха Возрождения, «Золотой век русской культуры»).

5. Древний мир подарил современному миру такой вид искусства как театр.

Как и в древние времена, так и сейчас театр остается «школой жизни».

6. Эстафету олимпийского огня «приняли» мы из рук греческих олимпийцев как символ мира, справедливости, мужества и отваги Человека.

Огромное влияние на развитие и содержание культуры (искусства) оказали религиозные верования.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Балакин Юрий Васильевич, заведующий кафедрой теологии гоувпо «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского» Колодина, Е. М. К 61 Духовно-нравственная культура: учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Пособие содержит обширный материал, позволяющий организовать воспитательную работу учащихся и студентов на уроках и во внеурочное время, а также способствующий проведению внеклассных бесед духовно-нравственного и историко-культурного содержания.
  2. Третий Всероссийский конкурс социальных рисунков-плакатов «Не укради!» Второй Всероссийский конкурс социальных детских рисунков «Человек труда»

    Конкурс
    Книга «Педагогический взгляд» издана Центром гражданско-правового образования «Восхождение» (г.Казань). В книге опубликованы работы победителей (призеров и лауреатов) Всероссийского конкурса педагогических эссе «Взгляд» и Всероссийского
  3. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие
  4. Работы победителей Всероссийского конкурса педагогических идей

    Конкурс
    Формирование грамматического мышления учащихся младших классов включает работу по обогащению фразовой речи, обучение осознанному построению предложений, предупреждение использования ошибочных словосочетаний в письменной речи.
  5. Тема: Введение (1)

    Реферат
    Цели: Сформулировать задачи курса экономической и социальной географии России. Познакомить учащихся с содержанием курса географии 9 класса, учебным комплектом по предмету (учебник, атлас, контурная карта).

Другие похожие документы..