Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Якушенков С.Н., д-р ист. наук, доцент, завкафедрой истории зарубежных стран;Баева Е.В., д-р филос. наук, доцент, декан факультета социальных коммуника...полностью>>
'Документ'
- основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной бе...полностью>>
'Программа'
Обращаем Ваше внимание на то, что изменения в Программе мероприятий общемосковской музейно-выставочной культурно-образовательной акции «Ночь в музее» ...полностью>>
'Документ'
В России искусство хлебопечения было известно с древних времен. И до настоящего времени хлеб был и остается больше чем основная еда. Хлеб для россиян...полностью>>

Программа курса российское малое предпринимательство: тенденции развития и институциональная среда для специальности 020300 Социология 3-я ступень высшего

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет социологии

Программа курса

РОССИЙСКОЕ МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА

для специальности 020300 – Социология

(3-я ступень высшего

профессионального образования)

Автор программы: А.Ю. Чепуренко

achepurenko@

Рекомендована УМС

Секция "Cоциология"

Председатель И.Ф. Девятко

Одобрена на заседании

кафедры экономической социологии

Зав. кафедрой В.В. Радаев

_______________

“___” __________ 2006 г.

_______________

“___” __________ 2006 г.

Утверждено УС факультета социологии

Ученый секретарь Г.В. Иванченко

_______________

“___” __________ 2006 г.

Москва, 2006 г.

I. Пояснительная записка

Автор программы: проф., доктор экономических наук Чепуренко Александр Юльевич

Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика-2» и прослушать курсы «Институциональная экономика», «Сравнительный анализ экономических систем». Студенты должны также иметь представление об основных принципах и методах экономической статистики.

Аннотация:

Настоящий курс предлагается студентам, обучающимся по специальности 020300 – Социология (3-я ступень высшего профессионального образования) по направлению «Экономическая социология» 5-го года обучения (курс по выбору) и 2-го года обучения в магистратуре. Курс рассчитан на 16 часов лекция и 14 часов семинаров.

Курс в объеме 30 академических часов дает представление об основных чертах малого предпринимательства как специфической формы экономической активности и особенностях его развития в экономике переходного типа (на примере России). Курс имеет ярко выраженный междисциплинарный характер – рассмотрение экономических характеристик малого предпринимательства дополняется раскрытием социо-культурных, социо-психологических и институциональных предпосылок развития малого предпринимательства; кроме того, в рамках отведенных на его изучение часов студенты должны получить представление об особенностях статистического учета малого предпринимательства, социологических приемах и методах его изучения.

В ходе изучения данного курса широко используется монографическая литература на русском и иностранных языках, активно привлекаются ресурсы Интернет.

Данный курс удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым ГОС к дисциплинам, которые изучаются студентами по специальности «Социология» (2-я ступень, бакалавриат, и 3-я ступень).

Профессиональная направленность программного материала: поскольку он позволяет ознакомиться с основными системными ограничениями, фазами жизненного цикла и стратегиями малых предприятий, постольку данный материал может быть полезен в первую очередь будущим работникам госуправления, а также тем студентам, которые рассматривают для себя возможность предпринимательского старта или работы в малых и средних фирмах в качестве наемных управляющих и специалистов.

Программа предусматривает проведение лекций со значительным элементом активного участия слушателей в учебном процессе, а также нескольких дискуссий занятий; возможно написание курсовых работ по проблематике курса, кроме того, желающим может быть предложено участие в НИР по проблематике малого предпринимательства, осуществляемых Российским независимым институтом социальных и национальных проблем и Независимым институтом системных исследований проблем предпринимательства; в обязательную самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала (исчерпывающие ответы на вопросы для самопроверки предполагают освоение дополнительной информации, включая рекомендуемую литературу из списка дополнительной, а также использование ресурсов Интернет, деловой прессы и т.п.).

Данный курс имеет ярко выраженный авторский характер, поскольку – наряду с общедоступной монографической литературой и т.п. источниками - вводит в учебный оборот материалы ряда исследовательских проектов, выполненных под руководством и при участии автора курса в последние годы.

Задачи: ознакомить студентов с основными понятийно-категориальными элементами дисциплины «Предпринимательство», ввести в учебный оборот данные и методы статистического и социологического наблюдения и анализа малого предпринимательства; познакомить с нормативно-правовой базой развития малого предпринимательства в Российской Федерации; дать основы знаний о системе развития и поддержке малого предпринимательства со стороны государства в развитых и переходных социально-экономических системах; сформировать понимание связи процессов, тенденций и явлений, наблюдающихся в развитии малого предпринимательства - в развитых странах и в России - как обусловленных общим состоянием развития общества, экономики и государственно-правовой системы.

Учебная задача курса:

Курс должен дать студентам представление об экономических, социальных, социокультурных особенностях малого предпринимательства как особой формы хозяйствования и института гражданского общества; показать специфические отличия малого предпринимательства в экономике и обществе переходного типа; раскрыть особенности современного этапа развития малого предпринимательства в российском обществе.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать основные отличия малого предпринимательства, типологию его форм и особенности его развития, а также важнейшие проблемы в экономиках переходного типа,

  • уметь анализировать макропараметры развития сектора малого предпринимательства,

  • понимать место малого предпринимательства в концепциях обществено-экономического развития, базирующихся на принципах либерализма,

  • иметь представление об основных принципах, методах и инструментах политики государства в отношении малого предпринимательства в странах со зрелой рыночной экономикой и в переходных обществах,

  • обладать навыками применения методов микроанализа малого предпринимательства.

Самостоятельная работа студентов:

В ходе изучения настоящего курса значительное место отводится самостоятельной работе студентов, что диктуется как ограниченностью аудиторного времени, так и обилием информации и вторичных источников (список литературы о малом предпринимательстве в России только на одном из специализированных сайтов насчитывает свыше 3000 названий). В данной связи, на лекциях и в ходе семинарских занятий будут рассмотрены только основные – важные в методологическом и теоретическом плане – вопросы, значительный объем учебного материала, в основном фактического характера, будет вынесен на внеаудиторное изучение. Для этого по каждой теме лекционного и/или семинарского занятия предложена основная литература и – в отдельных случаях –дополнительные источники; прочая литература и адреса ресурсов Интернет для самостоятельного освоения должны изучаться самостоятельно.

Рекомендуется знакомиться с предложенной литературой после каждого очередного лекционного занятия с тем, чтобы вопросы, которые, по мнению слушателей, отражены в ней неполно или противоречиво, могли быть прокомментированы преподавателем далее по ходу изучения курса.

Формы контроля:

Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:

10% - посещаемость семинарских занятий

30% - активность на семинарских занятиях

20 % - оценка за промежуточную контрольную работу

40% - оценка за письменный зачет

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

  1. выступление с докладом по заданному тексту (при подготовке доклада необходимо выделить главную авторскую мысль, изложить кратко (15-20 мин.) основное содержание текста, поставить излагаемую проблему в более широкий контекст в рамках эконом-социологической тематики; высказать свои комментарии по поводу прочитанного текста, ответить на вопросы);

  2. активность тех, кто не является докладчиком, оценивается по вопросам к докладчику, комментариям и суждениям по изучаемой теме.

Контрольная работа и письменный зачет выполняются соответственно в середине и в конце лекционного курса в присутствии преподавателя и предполагают ответ на три поставленных вопроса. Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Время, отводимое на выполнение контрольной и письменного зачета, – 1 час. 30 мин.

Полученныe студентами баллы суммируются (максимальная сумма – 50 баллов), итоговая оценка выставляется по 10-балльной шкале исходя из полученной суммы баллов:

От 0 до 3 баллов – «неудовлетворительно»,

от 4 до 5 баллов - «удовлетворительно»,

от 6 до 7 баллов - «хорошо»,

от 8 до 10 баллов – «отлично».

II. Тематический расчет часов

№ п/п

Наименование разделов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Итого часов

Лекции

Семинары и практические занятия

Всего

1.

Малое предпринимательство – определение, социально-экономическая характеристика, общие данные о развитии в России

Тема 1-я

Малое предпринимательство как социально-экономическое явление. Этапы развития малого предпринимательства в Российской Федерации (4 часа, 2 часа лекция и 2 часа семинар)

Тема 2-я

Статистика развития малого предпринимательства в России (2 часа)

4

2

6

12

18

2.

Ресурсные особенности малого предпринимательства

Тема 3-я

Социально-трудовые отношения в малом предпринимательстве (4 часа, лекция и семинар)

Тема 4-я

Финансовые проблемы и инструменты их решения в малом предпринимательстве (4 часа, лекция и семинар)

4

4

8

8

16

3.

Малый бизнес в рыночной среде

Тема 5-я

Крупный бизнес и малое предпринимательство – механизмы взаимодействия в рыночной экономике (2 часа)

Тема 6-я

Инновации в малом предпринимательстве (2 часа лекции и 2 часа семинарcких занятий)

4

2

6

8

14

Контрольная работа

10

10

4.

Малое предпринимательство как управляемая система

Тема 7-я

Государственная политика в отношении малого предпринимательства и институты его поддержки в Российской Федерации (6 часов, 4 часа лекций и 2 часа семинар)

Тема 8-я

Политика содействия развитию малого бизнеса в зарубежных странах (2 часа семинар)

4

4

8

12

20

5.

Российское малое предпринимательство и проблемы переходной экономики

Тема 9-я

Имущественные проблемы малого бизнеса. Судопроизводство и коррупция (2 часа семинар)

-

2

2

10

12

Итоговый зачет

12

12

Всего

16

14

30

68

104

III. ЛИТЕРАТУРА

Базовая:

  1. Бусыгин А.В., Предпринимательство. - М.: Дело, 2001. – 640 с.

  2. Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. – М.: Новое изд-во, 2004. – 268 с.

  3. Малые и средние предприятия. Управление и организация / Пихлер Й.Х., Шмидт К.-Х. М.: Международн. отношения, 2002. – 280 с.

  4. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Изд. Дом МУМ, 2006. – 324 с.

  5. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте. – М.: Наука, 2004. – 475 с.

Основная и дополнительная литература дана по каждой теме. Кроме того, в разделе VI настоящей программы дан перечень рекомендуемой литературы к курсу в целом (включая ту учебно-методическую и монографическую литературу, которая в силу ограниченности времени в число основных пособий не вошла).

IV. Содержание программы

Раздел 1. Малое предпринимательство – определение, социально-экономическая характеристика, общие данные о развитии в России (6 час.)

Тема 1-я

Малое предпринимательство как социально-экономическое явление. Этапы развития малого предпринимательства в Российской Федерации (2 часа)

Лекция 1.

Основные вопросы:

  1. Малое предпринимательство – сущность, экономические и социальные функции.

  2. Типы малых предприятий.

  3. Мифы о малом предпринимательстве.

  4. Этапы и основные проблемы развития малого предпринимательства в России.

Литература основная:

Бусыгин А.В., Предпринимательство. - М.: Дело, 2001, гл. 1, 4, 5.

Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Изд. Дом МУМ, 2006, лекция 1.

Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, гл.1.1, 5.

Литература дополнительная:

  • Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М.: ТЕИС, 2000, гл. 1, 2, 7.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое предпринимательство как тип деятельности?

2. Каковы характерные отличия малого предпринимательства по сравнению с крупным и средним?

3. В чем экономические плюсы и минусы малого предпринимательства по сравнению с крупным?

4. Каковы критерии отнесения предприятий к числу малых по российскому законодательству и по законодательству стран ЕС?

5. По каким критериям и какие типы малых предприятий могут быть выделены?

6. Каковы основные этапы развития малого предпринимательства в современной России?

7. Основные заблуждения относительно малого предпринимательства, его экономической, социальной и политической роли в отечественной прессе и специальной литературе

8. Важнейшие проблемы, выявившиеся в развитии малого предпринимательства в России

Семинар 1

Типологии предпринимательства

Основные вопросы:

1. Инновационное и имитационное предпринимательство: предприниматели и бизнесмены

2. Самозанятость – предпринимательство или нет?

3. Внутрифирменное предпринимательство, или интрапренерство

4. Малое предприятие и малый бизнес: единство и различия понятий

Литература основная:

Бусыгин А.В., Предпринимательство. - М.: Дело, 2001, гл. 1, 4, 5.

Малые и средние предприятия: Управление и организация / Под ред. Пихлера Й.Х., Пляйтнера Х.Й., Шмидта К.-Х. – М.: Межд. отношения, 2002, гл. 1.

Литература дополнительная:

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. – М.: Новое изд-во, 2004, гл. 1.

Тема 2-я

Статистика развития малого предпринимательства в России (2 часа)

Лекция 2

Основные вопросы:

  1. Методология статистического наблюдения и учета малого предпринимательства в Российской Федерации

  2. Статистика малого предпринимательства в посткризисный период: основные показатели и их динамика

Литература основная:

Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее / Ясин Е., Чепуренко А., Буев В., Шестоперов О. – М.: Новое изд-во, 2004, гл. 1.

Российское обозрение малых и средних предприятий 2001. Москва: Рес. Центр малого предпринимательства, 2002, с.29-84.

Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде. – М.: Изд. Дом МУМ, 2006, лекция 2.

Литература дополнительная:

Система статистического наблюдения за развитием частного сектора. Аналитический доклад. М.: ИСАРП, 1997. – 188 с.

Белоконная Л., Плышевский Б. Развитие малых предприятий в России // Вопросы статистики, 1995, № 9, с.3-13.

Вопросы для самопроверки:

  1. В чем заключаются методические особенности статистического учета малых предприятий после 1995 г.?

  2. Каковы основные формы наблюдения малых предприятий в РФ?

  3. Каковы основные тенденции численности малых предприятий в РФ после 1998 г.?

  4. Каковы основные тенденции динамики числа занятых на малых предприятиях в РФ после 1998 г.?

  5. Каковы основные тенденции отраслевой структуры малого предпринимательства в РФ после 1998 г.?

  6. Каковы основные особенности территориальной структуры малого предпринимательства в РФ?

  7. Что можно сказать о сравнительной эффективности малых и крупных предприятий на основании данных статистики?

Раздел 2. Ресурсные особенности малого предпринимательства (8 часов)
Тема 3-я


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии программа курса

    Программа курса
    Требования к студентам: Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме «Микроэкономика-1» и прослушать курсы «Институциональная экономика», «Сравнительный анализ экономических систем».
  2. Программа курса «гендерный анализ в экономической социологии» для специальности 020300 Социология 3-я ступень высшего (1)

    Программа курса
    «Гендерный анализ в экономической социологии» - одна из специальных дисциплин направления "Социология". Этот курс является продолжением изучения социально экономической проблематики современного общества и логически следует
  3. Программа курса «гендерный анализ в экономической социологии» для специальности 020300 Социология 3-я ступень высшего (2)

    Программа курса
    «Гендерный анализ в экономической социологии» - одна из специальных дисциплин направления "Социология". Этот курс является продолжением изучения социально экономической проблематики современного общества и логически следует
  4. Социология (3)

    Методические указания
    Социология: Методические указания к семинарским занятиям для студентов очной формы обучения всех специальностей /Сост. Ю.С. Гуров, Т.Н.Евграфова, А.Д.
  5. Высшего профессионального образования (11)

    Учебно-методическое пособие
    Утверждено Научно-методическими советами математического, геологического, географического, филологического, химического, физического, международных отношений, философии и психологии, прикладной математики и механики, журналистики

Другие похожие документы..