Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Харьков, Украина Наталия Пьяновска, г.Торунь, Польша Поощрительный диплом Ангелина Селезнева, г.Калининград, Россия София Шлее, г....полностью>>
'Тезисы'
творчества Мирры Александровны Лохвицкой (1869 – 1905) – русской поэтессы, пользовавшейся широкой известностью на рубеже XIX – XX вв. и незаслуженно з...полностью>>
'Документ'
1 Разработаны ОАО "ЛЕННИИПРОЕКТ", Санкт-Петербургским Государственным архитектурно-строительным университетом, Всемирной Академией Наук ком...полностью>>
'Лекции'
Введение в предмет. Типы ОС. ОС реального времени и разделения времени. Алгоритм работы ОС реального времени и их преимущества и недостатки. Алгоритм ...полностью>>

Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений (2)

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

К о р р е к ц и я

Методические рекомендации для

руководителей и специалистов

образовательных учреждений

Организация интегрированного обучения

детей с ограниченными возможностями здоровья

г.Новокуйбышевск, 2006 год

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о нормативно-правовой базе интегрированного образования, организации психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательного учреждения, путях реализации коррекционной направленности процесса обучения и воспитания лиц данной категории.

Вашему вниманию представлены варианты методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития, на уроках по общеобразовательным дисциплинам и занятиях специалистов психологической службы, а также образцы документации психолого-медико-педагогического консилиума.

Желаем вам успехов в работе и достижения положительных результатов. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Содержание

  1. Организация интегрированного обучения детей с отклонениями

в развитии. стр. 4

  1. Нормативно-правовое обеспечение интегрированного

Образования. стр. 4

  1. Роль психолого-педагогического сопровождения ребенка

в условиях интегрированного обучения. стр. 8

  1. Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума

в образовательном учреждении. стр. 13

  1. Осуществление коррекционной направленности

образовательного процесса. стр. 26

  1. Основные направления коррекционно-развивающей

работы с детьми в условиях интегрированного обучения. стр. 28

  1. Приемы коррекционно-развивающей работы с детьми,

имеющими нарушения развития, на уроках. стр.30

  1. Методы и приемы развития внимания детей с трудностями в

обучении на уроках физики в 7 – 8 классах. стр. 36

  1. Формирование приемов умственной деятельности у

младших школьников с ЗПР на занятии дефектолога. стр. 50

  1. Слабовидящий ученик в классе. Памятка для учителя. стр. 57

  2. Упражнения, рекомендуемые для использования на

динамических паузах. стр. 62

  1. Приложения:

  1. Приложение 1. Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном

учреждении стр. 72

  1. Приложение 2. Документация ПМПк образовательного

учреждения. стр. 81

  1. Приложение 3. Программа развития (основные направления

и формы коррекционной работы). стр.116

5. Список использованной литературы стр. 120

Организация интегрированного обучения

детей с отклонениями в развитии

Нормативно-правовое обеспечение

интегрированного образования

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования в России в последние годы способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного (совместного) воспитания и обучения нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии, при котором за каждым ребенком с особыми нуждами сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Интегрированное образование детей с отклонениями в развитии дает положительный эффект в отношении их личностного развития и социализации, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Поэтому интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии при соответствующем обеспечении следует признать прогрессивной и приоритетной формой организации учебно-воспитательного процесса для детей и подростков с проблемами в развитии.

На сегодняшний день сформирована нормативная база интегрированного образования, разработаны методические материалы, позволяющие успешно включать некоторые категории детей с особыми образовательными потребностями в процесс обучения, соблюдая оптимальный баланс интересов ребенка с отклонениями в развитии и здоровых сверстников; подготовлен кадровый ресурс для внедрения интегрированных форм образования в образовательную практику региона.

Основанием для интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями является пакет международных, федеральных и региональных документов, гарантирующих защиту прав детей, в том числе на получение образования в любой доступной форме. Администрация образовательного учреждения организует интегрированное обучение «особых» детей в соответствии с этими документами.

Международные правовые документы, определяющие права детей с особыми
образовательными потребностями

  1. Конвенция ООН о правах ребенка (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990г.)

  2. Декларация Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (Резолюция 3447, XXX сессия, 2434-е пленарное заседание 9 декабря 1975 года).

  3. Декларация Организации Объединенных Наций о правах умственно отсталых лиц, 1971г.

  4. Страсбургская декларация.

  5. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями

  6. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993. (резолюция 48/96)

  7. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30.09.1990.

Федеральные документы, регламентирующие права детей

с особыми образовательными потребностями

Законы Российской Федерации:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. №3266-1.

  2. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 № 125-ФЗ, от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ, от 09.06.2001 № 74-ФЗ, от 08.08.2001 № 12З-ФЗ)

  3. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июня 1998г. №124-ФЗ

Типовые положения об образовательных учреждениях:

  1. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации №196 от 19.03.2001

  2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97г. №228).

  3. Изменения и дополнения в типовое положение о
    (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03. 2000г. №212).

  4. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867

  5. Типовое положение об условиях обучения учащихся, находящихся на длительном лечении в больницах от 28. 05. 1981.

  6. Типовое положение об образовательном учреждении надомного обучения (школе надомного обучения) (проект).

Документы федеральных министерств:

  1. О содержании за государственный счёт детей с дефектами физического или психического развития. Письмо Министерства просвещения СССР от 4 июня 1974 г., № 58 – М

  1. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997. № 48.

  1. О дополнении инструктивного письма Министерства образования России от 04.09.1997г. №48 Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 26.12.2000г. №3

  2. О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 18 января 2000 г. № ½

  3. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательных учреждений Письмо Минобразования России № 27/901-6 от 07.03. 2000 г.

  4. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования Письмо Минобразования России № 70/23 от 07.01.99

  5. Минимальный социальный стандарт Российской Федерации. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях Письмо Минобразования России от 15 декабря 2002г. №30-51-914

  6. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. №2.

  7. О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 21.02.01г. №1.

  8. Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999г. № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»

Региональные документы, регламентирующие права «особого» ребенка.

  1. Об утверждении областной целевой программы «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 – 2008 годы» Закон Самарской области от 02.11.2004 № 140-ГД.

  2. Об утверждении положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 27.07.05 № 82 – од.

  3. Об открытии отделений (специальных групп) для дошкольников с отклонениями в развитии Письмо департамента науки и образования Администрации области №1770

  4. О порядке организации коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях Самарской области Приказ департамента науки и образования от 04. 11. 2000г. № 32-од.

  5. Об организации коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников с отклонениями в развитии Приказ департамента науки и образования от02. 03. 01. № 48-од.

  6. Об организации получения общего образования детьми с отклонениями в развитии Приказ департамента науки и образования Администрации Самарской области от 12. 04. 01. № 876

  7. О порядке освидетельствования детей психолого-медико-педагогическими комиссиями Приказ Главного управления образования Администрации Самарской области, Главного управления здравоохранения Администрации области, Комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области от 23.12.99 №10/401/83

  8. Об утверждении Порядка организации индивидуального обучения детей школьного возраста по медицинским и социально-педагогическим показаниям Приказ департамента науки и образования Администрации области, департамента здравоохранения Администрации области от 23. 05. 2002г. № 5\188

  9. Об утверждении Положения о специальных (коррекционных) группах для подростков с проблемами в развитии в учреждениях начального профессионального образования Самарской области Приказ Главного управления образования Администрации области №173-од от 14. 06. 2000

  10. О порядке организации индивидуального (индивидуально-группового) обучения детей школьного возраста по медицинским и социально-педагогическим показаниям Приказ Главного управления образования Администрации Самарской области от 05.08.98г. №357 - од.

  11. Об организации обучения детей школьного возраста с задержкой психического развития в образовательных учреждениях Инструктивное письмо Главного управления образования Администрации Самарской области от 14.09.1999 №2239 .

Роль психолого-педагогического сопровождения ребенка

в условиях интегрированного обучения

Основной целью областной целевой программы «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 – 2008 годы» является интеграция детей и молодых людей с проблемами в развитии в образовательное пространство. Достижение данной цели, во-первых, обеспечит государственные гарантии гражданам с ограниченными возможностями доступного и качественного образования, выбора образовательного учреждения и формы получения образования, права ребенка жить и воспитываться в семье. Во-вторых, это станет инструментом, обеспечивающим гармоничное и полноценное включение ребенка, гражданина с ограниченными возможностями в общество.

С учетом структуры дефекта каждого ребенка с особыми нуждами возможен выбор полезной и возможной для него формы (или модели) интеграции. Специалистами Института коррекционной педагогии Российской Академии образования и Санкт-Петербургского университета им. Валленберга выделены следующие формы интеграции детей с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников:

Комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных обучаются (воспитываются) в массовых классах (группах), получая постоянную коррекционную помощь учителя - дефектолога специального класса (группы).

Частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые классы (группы) лишь на часть дня (например, на его вторую половину, на отдельные занятия) по 1 -2 человека.

Временная интеграция, при которой все воспитанники специального класса (группы) вне зависимости от уровня психического и речевого развития объединяются со здоровыми сверстниками не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях.

Полная интеграция эффективна для детей, которые по уровню психофизического развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы массовых школ. При этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте ОУ), либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных центрах (например, дети с нарушениями слуха в сурдологических кабинетах системы здравоохранения).

С точки зрения нахождения ребенка в ОУ можно выделить временную и постоянную формы интеграции. Модель постоянной интеграции предполагает воспитание и обучение ребенка с особыми нуждами в массовом ОУ на протяжении всего учебного времени.

Если модели полной и комбинированной интеграции могут быть эффективны для детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих нарушения речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, то модели частичной и, особенно, временной интеграции целесообразны для детей-инвалидов (при отсутствии в ОУ необходимых условий) и для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Эффективность педагогической интеграции зависит от возможностей ребенка, желания и помощи родителей, а также наличия на всех этапах обучения квалифицированно организованной службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ.

Детям с выраженными отклонениями в развитии необходима квалифицированная коррекционная, развивающая работа на этапах возрастного развития, предшествующих школьному обучению, в раннем и дошкольном возрастах. В связи с этим важнейшей задачей развития системы специального образования Самарской области является создание в образовательных учреждениях условий для своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития прежде всего, у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Это позволит, во-первых, снизить количество школьников, нуждающихся в специальных образовательных услугах, а во-вторых, подготовить значительное количество детей, чьи отклонения в развитии скорректировать в дошкольном возрасте не удалось в силу тяжести первичного дефекта, к обучению в интегрированных формах в общеобразовательных учреждениях по месту жительства.

С. Д. Забрамная, А. В. Капланский выделяют следующие компоненты, позволяющие осуществить эффективное сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями:

- максимальное приспособление школьной среды к нуждам и особенностям ребенка;

- тщательное изучение и отслеживание динамики продвижения каждого ребенка по всем возможным параметрам. Учитель, осуществляя индивидуальный подход, должен учитывать данные о ребенке, полученные всеми специалистами;

- осуществление коррекционной помощи специалистами, направленной в первую очередь на развитие личности, способностей и психических функций ребенка.

С точки зрения управления психолого-педагогическое сопровождение детей в первую очередь подразумевает создание организационно-педагогических условий в ОУ в форме психолого-медико-педагогических консилиумов, деятельность которых является определяющей в плане осуществления коррекционной направленности образовательного процесса в условиях интегрированного обучения.

Вторым условием является кадровое обеспечение, которое заключается в том, чтобы ОУ были укомплектованы педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, медицинскими работниками, социальными педагогами.

Следующее условие – это методическое обеспечение, то есть организация и оказание высококвалифицированной помощи, разработка и соблюдение принципов оказания помощи, использование сертифицированных методик, апробированного инструментария, повышение квалификации специалистов, которое может осуществляться как за пределами ОУ, так и в рамках деятельности методических объединений педагогов (консультирование и обучение учителей, воспитателей по вопросам интегрированного обучения детей специалистами ПС).

К юридическим условиям относится разработка положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме, договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями и оказании услуг родителям, а также должностных инструкций работников, которые должны быть составлены с учетом не только тарифно-квалификационной характеристики, но и специфики работы педагога (специалиста) с определенным контингентом детей.

При организации работы ПМПк необходимо учитывать мотивационные условия и ресурсы ОУ, финансовые и материальные возможности, которые важны для создания всех перечисленных условий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений (1)

    Методические рекомендации
    Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о проблеме терпимости окружающих к лицам с отклонениями в развитии. Вашему вниманию представлены основные направления работы руководителя и специалистов психологической
  2. Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений (1)

    Методические рекомендации
    Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации, в которых освещены современные подходы к вопросам профилактики и коррекции нарушений письменной речи у учащихся начальных классов.
  3. Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений (2)

    Методические рекомендации
    Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о методах и приемах развития высших психических функций у учащихся среднего звена с особыми образовательными потребностями, путях реализации коррекционной направленности
  4. Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по организации работы с детьми группы риска 2009

    Методические рекомендации
    В пособии представлены методические рекомендации для педагогов и специалистов по организации работы с детьми группы риска в общеобразовательном учреждении.
  5. Методические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений (1)

    Методические рекомендации
    Образовательные ресурсы сети Интернет для учителя – предметника, география: Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. – г.о.

Другие похожие документы..