Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В современном литературоведении термин «интертекстуальность» применяется по отношению к разным художественным системам и литературным направлениям. И...полностью>>
'Автореферат'
Актуальность исследования. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены основные цели предлагаемых изменений - ...полностью>>
'Документ'
В сборнике рассматриваются теоретические и прикладные вопросы акмеологии, обсуждаются результаты конкретных эмпирических исследований. Главное вниман...полностью>>
'Документ'
- химическая чистка изделий, комбинированных из натуральной кожи и винилискожи, натурального и искусственного меха, натуральной замши и замшевой винил...полностью>>

Программа энергосбережения Кыргызской Республики до 2015 года

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проект

Программа энергосбережения Кыргызской Республики до 2015 года

1. Описание текущей ситуации

В Кыргызской Республике энергосберегающая политика регулируется Законами Кыргызской Республики «Об энергетике», «Об электроэнергетике», «Об энергосбережении» и «Об энергетической эффективности зданий».

В настоящее время уровень энергозатратности экономики республики в целом остается на высоком уровне. Уровень энергоемкости ВВП в Кыргызстане составляет 1,1 тонн топливного эквивалента на 1000 долларов США. В развитых странах этот показатель составляет 0,09-0,18, а в развивающихся странах – 0,22-0,74. Опыт развитых государств показывает, что при активном проведении государственной энергосберегающей политики уровень энергозатратности (энергоемкость) экономики может быть сокращен в несколько раз (1,5-12 раз).

Основными факторами влияющими на данную ситуацию являются низкий уровень модернизации экономики и снижение эффективности работы энергетической отрасли.

В структуре потребления топливно – энергетических ресурсов (далее-ТЭР) по отраслям заметно возросла доля коммунально-бытового сектора и снизилась доля промышленности и аграрного сектора.

Так в начале 90-х годов население потребляло 16% от всей электроэнергии поставленной на внутренний рынок; бюджет – 19%; промышленность, сельское хозяйство, коммерческие потребители – 65%. И это было обусловлено тем, что добыча угля составляла более 5 млн.тонн в год, из них 4,5 млн.тонн потреблялось внутри республики, природного газа поступало 2,5 млрд. куб.метров, топочного мазута 600 тысяч тонн.

Сегодня же структура потребления электроэнергии практически сдвинулась на население, которое потребляет 60,5 % от всей электроэнергии поставленной на внутренний рынок; бюджет – 10,5 %; промышленность, сельское хозяйство, коммерческие потребители – 29%.

Вся нагрузка от снижения потребления угля и газа тяжёлым грузом легла на электроэнергетическую отрасль. Сегодня отопление, горячее водоснабжение и пищеприготовление полностью осуществляется за счёт электроэнергии, если в 1990 году население потребляло 1 млрд. кВтч, то в 2010 году – уже 3,64 млрд. кВтч электроэнергии, при сильном сезонном колебании: зимнее потребление электроэнергии в 3,5 раза больше летнего.

В различных отраслях экономики имеет место следующая тенденция:

- Промышленность. По данным Нацстаткома Кыргызской Республики, удельный вес электроэнергии и топлива в материальных затратах на производство продукции в Кыргызской Республике с 1992 г. вырос в среднем в промышленности с 17,6% до 19,1% в 2009 г. В частности, это связано с тем, что многие промышленные потребители энергии до сих пор несут энергозатраты на содержание неиспользуемых и неэффективно загруженных производственных мощностей.

- Сельское хозяйство. При продолжающемся спаде электропотребления в экономике Кыргызской Республики в сельском хозяйстве в 2009 году потребление на производство продукции возросло на 19,7%, при росте выпуска сельхозпродукции в среднем на 5%. Имеет место энергорасточительство. Нормирование расхода энергоресурсов на выпуск сельхозпродукции не ведется, хозяйства не отчитываются перед Нацстаткомом КР об использовании энергоресурсов.

- Жилищно-коммунальное хозяйство. Жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется нерациональным расходованием газа, воды и тепловой энергии, использованием неэффективных, с точки зрения экономии энергоресурсов, проектов зданий и сооружений, строительных материалов и конструкций. Пофасадные и поквартирные приборы регулирования расхода и учета потребления тепловой энергии отсутствуют. В недостаточном количестве установлены поквартирные приборы учета расхода газа и воды. Тепловые потери жилого фонда в несколько раз выше, чем в странах с аналогичным климатом.

- Строительство. Современное строительство характеризуется сверхнормативным расходом строительных материалов и энергоресурсов, с использованием малоэффективных с точки зрения энергозатрат строительных конструкций и материалов, а также применением проектов зданий и жилых домов с большими тепловыми потерями, низким качеством строительных работ. Необходимо отметить, что среднее потребление энергии на 1 м2 общей площади в год в Кыргызской Республике составляет 450-650 кВт, тогда как в европейских странах данный показатель не превышает 100-150 кВт. При этом следует отметить, что в объемах энергопотребления в республике учитываются затраты на отопление и освещение, тогда как в европейских странах указанный показатель учитывает затраты на отопление, освещение и горячее водоснабжение.

В бюджетных организациях в современных экономических условиях основным фактором, сдерживающим проведение энергосберегающих мероприятий, является отсутствие механизмов стимулирования энергосбережения и недостаточность финансовых средств для их выполнения.

Складывающаяся ситуация в области энергосбережения без активного вмешательства государства во многом может ухудшить энергетическую безопасность страны, а также снизить в целом уровень конкурентоспособности экономики. Кроме того, большая зависимость в обеспечении топливными ресурсами от внешних поставщиков ставит экономику Кыргызской Республики в сильную зависимость от условий поставки и цен на энергоресурсы, диктуемых поставщиками.

В настоящее время, потенциал топливно-энергетического комплекса страны характеризуется следующими источниками выработки энергии:

1) Электроэнергетика.

В Кыргызской Республике имеется 252 крупных и средних рек, гидроэнергетический потенциал которых оценивается в 18,5 млн. кВт мощности и более 160 млрд. кВтч электроэнергии. На сегодняшний день используется менее 10% от существующих возможностей.

Гидроэнергетический потенциал малых рек и водотоков составляет порядка 5-8 млрд. кВтч в год, из которых республика использует только лишь около 1%.

Сегодня, в электроэнергетической отрасли эксплуатируются 17 электрических станций с суммарной установленной мощностью 3,68 млн. кВт, в том числе:

- 2 тепловые электрические станции с установленной мощностью 0,73 млн. кВт;

- 15 гидроэлектростанций с установленной мощностью 2,95 млн. кВт.

В 2010 году ими было выработано 11,86 млрд. кВтч электроэнергии. Динамика общего баланса электроэнергии показана в таблице 1.

Таблица 1

Баланс электроэнергии

2001

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Ресурсы, млн. кВтч

13526

14686

14335

14645

11620

10890

11857

т.у.т.

4660

5059

4938

5045

4003

3755

4091

Производство, млн. кВтч

13526

14686

14326

14645

11620

10890

11857

т.у.т.

4660

5059

4935

5045

4003

3755

4091

Поступило по импорту, млн. кВтч

0

0,2

8,9

0

0

0

0

т.у.т.

0

0,1

3,1

0

0

0

0

Распределение, млн. кВтч

13526

14686

14335

14645

11620

10890

11857

т.у.т.

4660

5059

4938

5045

4003

3755

4091

Потреблено внутри республики, млн. кВтч

Полезный отпуск э/э

8173

6983

7022

7491

7178

7106

6319

т.у.т.

2816

2406

2419

2581

2473

2450

2180

Потери в сетях общего пользования, млн. кВтч

3188

5126

4872

4775

3899

2921

2301

т.у.т.

1098

1766

1678

1645

1343

1007

794

Отпущено на экспорт, млн. кВтч

2165

2577

2441

2379

543

864

1472

т.у.т.

746

888

841

820

187

298

507

На долю электроэнергетики приходится около 5% ВВП и 16% объема промышленного производства, 10% доходов государственного бюджета.

Электроэнергетический сектор характеризуется следующими проблемами:

а) Коммерческие и технические потери.

Общие потери электроэнергии в сетях РЭК за январь-ноябрь 2011 года составили 1,8 млрд. кВтч или 21,2 % от поступления электроэнергии в сети РЭК. Коммерческие потери составили 0,4 млрд. кВтч или 5,1 %, технические потери составили 1,4 млрд. кВтч или 16,1 %.

Суммарные потери электроэнергии в 2010 году в энергосистеме составили 1,9 млрд. кВтч или 25,9 % от общего поступления во внутренние сети. Эти потери были допущены в сетях как высокого (открытое акционерное общество «Национальные электрические сети Кыргызстана»), так и низкого напряжения (распределительные электрокомпании).

В 1996-1997 гг. потери составляли уровень сегодняшнего дня, в дальнейшем наблюдалось их постепенное снижение, к 2001 году был достигнут рекордно низкий уровень 28 %. Однако уже в после 2002 года, сразу после реализации третьего этапа Программы разгосударствления и приватизации Акционерное общество «Кыргызэнерго», в результате которой распределительные компании впервые начали функционировать в качестве самостоятельных субъектов, потери резко возросли до 43 % и с тех пор практически не отклоняются от этой величины.

Рост потерь и неплатежей со стороны потребителей создает больший дефицит финансовых ресурсов, что отрицательно сказывается на деятельности самих энергокомпаний, на их поставщиках и фискальных органах. Все это лишний раз подтверждает, что проблемы в энергетике уже переросли из внутриотраслевых в проблемы национального масштаба.

б) Тарифы. В современных экономических условиях одним из основных факторов влияющих на эффективное использование топлива и энергии являются тарифы на энергию. Действующие тарифы в Кыргызской Республике не стимулируют производителей и потребителей энергоресурсов снижать затраты на энергию. В этой связи требуется совершенствование действующей тарифной политики на энергию.

в) Учет потребления энергии. На сегодняшний день степень износа основного оборудования электрических сетей составляет около 50%, при этом больший процент сетей и оборудования распределительных электрокомпаний не пригодны к дальнейшей эксплуатации.

Устаревшее оборудование, несовершенство учёта реального потребления электроэнергии затрудняет привлечение инвестиций и развитие конкуренции в энергетической отрасли. В настоящее время из 1 202 тыс. приборов учета в распределительных электросетях, только около 14% отвечают требованиям современного качества учета. Оставшуюся часть составляют устаревшие системы учета 1950-1960 годов выпуска, которые из-за отсутствия запасных частей не подлежат ремонту, работают с большой погрешностью учета и не защищены от несанкционированного вмешательства.

г) Диспропорция в структуре размещения генерирующих мощностей. Основное количество гидроэлектростанций (далее-ГЭС) находится на юге республики, а основное потребление осуществяется на севере республики. Так установленная мощность генерирующих мощностей по югу страны составляет 2920 МВт или 79,4% от общей установленной мощности республики. При этом наблюдается низкое использование малых ГЭС и нетрадиционных источников энергии.

д) Требуется обновление стандартов энергосбережения (энергоэффективности) и приведение их в соответствие с международными стандартами.

2) Теплоэнергетика.

В настоящее время в республике эксплуатируются около 3000 электрических котельных с тепловой мощностью 4200 Гкал/час, что в 3,5 раза больше тепловой мощности ТЭЦ г. Бишкека. Износ теплотехнического оборудования превысил 80%, что привело к росту потерь тепла свыше 25% от общей выработки. Централизованное теплоснабжение существует только в 4 городах республики: по г. Бишкек снабжается теплоэнергией 85% жилого фонда, по г. Ош – 35-40%, по г. Кызыл-Кия – 60% и по г. Каракол – 26%.

Ежегодно в республике вырабатывается более 3,1 млн. Гкал тепловой энергии, в том числе:

- ТЭЦ гг. Бишкек и Ош открытое акционерное общество «Электрические станции» до 76%;

- Государственное предприятие «Кыргызжилкоммунсоюз» - 20%;

- остальные 8% теплоэнергии вырабатываются ведомственными и муниципальными котельными коммунального предприятия «Бишкектеплоэнерго» Мэрии г. Бишкек.

На производство тепла расходуется порядка 600 тыс. тут, себестоимость производства 1 Гкал - около 2000-3000 сом/Гкал. Затраты на импортируемое топливо оцениваются более чем в 1 млрд. сом в год.

Для коммунальной теплоэнергетики, в связи с переходом на твердое топливо, с особой остротой стоит вопрос о перевооружении котлами нового поколения с высоким коэффициентом полезного действия (далее – КПД).

В подавляющем большинстве тепловые сети сооружались в 60-70 гг. прошлого века и на сегодняшний день по ним теряется до 30-45% тепловой энергии, поэтому необходимо проведение реконструкции тепловых сетей путем замены на современные трубопроводы с предварительно нанесенным изолирующим слоем (пенополиуретан ППУ).

Таблица 2



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительства Кыргызской Республики от 8 сентября 2011 года №540 Среднесрочная программа

    Программа
    Настоящая Программа отражает общее видение и концептуальный план действий Правительства Кыргызской Республики (далее – Правительство) по социально-экономическому развитию страны до 2014 года.
  2. Принято Постановление Правительства Кыргызской Республики об утверждении Плана мероприятий «Экономика и безопасность» на 2011 год по реализации программы Правительства Кыргызской Республики Соответствующее решение

    Решение
    Принято Постановление Правительства Кыргызской Республики об утверждении Плана мероприятий «Экономика и безопасность» на 2011 год по реализации программы Правительства Кыргызской Республики
  3. Программа сокращения квази-фискального дефицита в электроэнергетике стратегии по расходам отраслей

    Программа
    на 2006-2012 гг. … Таблица 3: Показатели внутренних доходов на 2006-2012 гг Таблица 4: Финансирование дефицита бюджета Таблица 5: Консолидированная структура расходов СПБ … Таблица 6: Прогноз расходов государственного бюджета
  4. Программа развития гоу впо московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

    Программа
    Основные индикаторы и показатели эффективности деятельности ГОУ ВПО Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
  5. Вцелях обеспечения комплексного решения социально-экономических проблем, а также учитывая особую значимость Стратегии развития страны на 2007-2010гг

    Документ
    В целях обеспечения комплексного решения социально-экономических проблем, а также учитывая особую значимость Стратегии развития страны на 2007-2010гг.

Другие похожие документы..