Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В книге М.Л. Гаспарова "Очерк истории русского стиха" стих определяется как "речь, в которой, кроме общеязыкового членения на предложе...полностью>>
'Документ'
Європейський Союз стоїть на порозі п'ятого етапу розширення — безпрецедентного як з точку зору кількості країн, що приєднаються до ЄС найближчими рок...полностью>>
'Документ'
С введением в действие "Норм технологического проектирования предприятий мясной промышленности" ВНТП 540/697-91 утрачивают силу "Нормы...полностью>>
'Закон'
Петиция, представленная его величеству духовными и светскими лордами и общинами, собравшимися в настоящем парламенте, относительно различных прав и в...полностью>>

Верховного Суда Республики Казахстан: монография

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

После кодексов, согласно внесенным изменениям в законодательство, в иерархии стоят обычные законы и Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона. Обычные законы — это акты текущего законодательства, которые принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.

Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу законов, – по мнению Окушевой Р.Т., – это некая промежуточная группа между законами и собственно подзаконными актами. Буквально толкуя выражение «имеющий силу закона», следует предположить, что такой указ по своей юридической силе приравнивается собственно закону. И по предмету регулирования, и по своей практической реализации указы являются фактически законами»48.

Далее, иерархия нормативных правовых актов выделяет большую группу источников права, именуемых подзаконными актами. Эта подгруппа нормативных правовых актов начинается с Указов Президента Республики Казахстан. Давая оценку роли данных актов, казахстанские ученые подчеркивали, что роль обычных указов главы государства в современных условиях возрастает, поскольку они являются регуляторами очень большого круга правоотношений 49. Подзаконные акты включают, кроме того, постановления Парламента Республики Казахстан, нормативные постановления Правительства Республики Казахстан, нормативные приказы министров, нормативные постановления государственных комитетов; нормативные приказы, постановления иных центральных государственных органов, нормативные решения маслихатов и акимов.

Вне указанной иерархии стоят нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан. В этой связи не раз высказывались казахстанские ученые, стремясь раскрыть смысл, который вложил законодатель в эти неоднозначные фразы. Так, Окушева Р.Т., рассматривая эту проблему, отмечала, что «не совсем ясно, что означает формулировка п.4.ст.4. Закона «О нормативных правовых актах»: «Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан и Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан». Означает ли выражение «вне указанной иерархии», что помимо указанной в статье иерархии нормативных правовых актов, существует иная иерархия нормативных правовых актов? Каковы основания того, что они поставлены вне указанной иерархии?»50.

Однако, на наш взгляд, юридическая сила указывает на место акта в иерархической системе нормативных правовых актов, его значение и подчиненность. И если классически место каждого подзаконного акта в этой иерархии зависит от органа его издавшего, полномочий и компетенции этого органа, то нормативные постановления Верховного Суда по юридической силе приравнивается к тем нормативным правовым актам, положения которых стали предметом интерпретации (толкования) в конкретном нормативном постановлении. Именно этим объясняется правило, закрепленное в п. 4 ст. 4 Закона «О нормативных правовых актах»: вне иерархии нормативных правовых актов находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан.

Кроме того, как указано в постановлении Конституционного Совета от 13 декабря 2001 года «из права давать официальное толкование норм Конституции следует юридическая сила решений Конституционного Совета, равная юридической силе тех норм, которые стали предметом его толкования». По аналогии с этим положением и компетенцией пленарного заседания Верховного Суда принимать нормативные постановления, можно утверждать, что юридическая сила нормативного постановления определяется юридической силой нормативного правового акта, нормы которой интерпретируются. Последние должны применяться в единстве с положениями соответствующего нормативного постановления в силу его общеобязательного характера.

Таким образом, нормативные правовое акты играют наиболее важную роль в регулировании общественных отношений в странах континентальной системы, это касается и сферы гражданско-правовых отношений.

Значение нормативно-правовых актов, регулирующих частноправовые отношения, возросло в Казахстане условиях, когда наше общество на пороге XX и XXI столетий встало на путь модернизации всех сфер жизни. Этот качественный рывок можно рассматривать как процесс перехода от отживших, архаичных форм хозяйствования, уравнительности, социального иждивенчества к современным мировым стандартам качества жизни. Этот переход невозможно было бы осуществить без законодательного обеспечения социально-экономических реформ, поскольку старая система правовых норм была направлена на тотальное государственное распределение материальных благ с подавлением личной материальной заинтересованности основных производителей при отсутствии института частной собственности. С позиции сегодняшнего дня можно даже говорить о том, что в советское время не было гражданского права в том понимании, в котором мы сегодня воспринимаем регулирование именно рыночных отношений, частнопредпринимательской деятельности. Ведь были в истории советской страны периоды, когда за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств между социалистическими предприятиями, например, сроков договоров поставок, неправильного маркирования продукции и т.д., государство привлекало отдельных лиц к административной и даже уголовной ответственности. О свободе договора, свободном выборе экономического партнера не было и речи. Это свидетельствовало о том, что основным регулятором экономических, хозяйственных отношений выступала жесткая административная система. Результаты ее господства нам хорошо известны: привилегии для немногих и равенство в нищете для большинства, а заодно еще и деградация самого ценного, что есть в обществе – интеллектуального, нравственного, да и физического потенциала самих работников.

И в этих условиях тяжелого правового, экономического «наследства», оставшегося нам после распада Союза ССР, Казахстану требовались совершенно иные механизмы правового регулирования имущественных, частноправовых отношений, которые бы поставили заслон такому способу производства продукции, который ведет к припискам, хищениям, забвению интересов потребителей, позорному качеству товаров и услуг. И напротив, способствовали бы свободе выбора человеком своего места в сфере производства и обмена, свободе распоряжения продуктами своей деятельности, свободе выбора партнеров и способов взаимодействия с ними (договор, назначение цены и т.д.). И одним из главных механизмов в таком переходе общества стал принятый Гражданский кодекс Республики Казахстан, который стал обеспечивать свободное сопоставление результатов всех видов человеческой деятельности (каждый предлагает свой «товар») и оценку их полезности по схеме «спрос-предложение». При таких отношениях значимость людей и их деятельности стала определяться не государством, а их взаимной полезностью друг другу. Конечно, регулирующая роль государства при этом сохранилась, и она, по-видимому, в определенные периоды будет возрастать, как, например, сегодня, в условиях глобального кризиса, когда велика роль государства в обеспечении необходимых условий для стабилизации финансов, укрепления курса тенге, создания стимулов производственной деятельности. Но в периоды экономической стабильности государство сохраняет лишь необходимые статистические и учетные функции для выполнения общесоциальных функций, для создания нормальных экономических условий, для разумного регулирования производства. Именно на такие приоритетные цели и был направлен основной нормативный правовой акт, регулирующий частноправовые отношении – Гражданский кодекс. Значительные успехи в деле перехода Казахстана к рыночным отношениям, экономические достижения, которые признаны мировым сообществом – это не в последнюю очередь роль гражданского законодательства нашей Республики. Стимулирование хозяйственной инициативы и предприимчивости, включение людей и их коллективов в отношения собственности, изменение характера труда из полуподневольного в истинно свободный, движимый личным экономическим интересом – вот основные пункты нового гражданско-правового моделирования общественных отношений.

Конечно, на пути к рыночной экономике не все было гладко и хорошо, в общественном сознании право собственности не полностью утвердилось еще как священное, неотчуждаемое право. Отсюда и стремление побыстрее использовать собственность для быстрого обогащения, неумение заглянуть за экономические горизонты, реализовать важнейший конституционный принцип - собственность обязывает. Да и многие нормы гражданского законодательства требуют уже сегодня модернизации, совершенствования. Однако та задача, которая стояла перед разработчиками гражданского кодекса: установить и создать предпосылки для реализации правового обеспечения самоуправления и саморегулирования экономической жизни при координирующей и в определенных пределах регулирующей роли государства – осуществилась. Хотя есть еще много задач по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих гражданско-правовые и гражданско-процессуальные правоотношения. Это связано со следующим важным моментом. Новейшая история Казахстана, прежде всего, характеризуется тем, что наше государство избрало путь развития рыночной экономики и строительства правового государства с демократической формой правления, исходя из принципов и международных стандартов западного образца.

Поэтому, признавая западные приоритеты в экономике и в выборе политического режима, должны строить правовую политику с использованием достижений в этой области западноевропейских государств, естественно с учетом национальных особенностей нашего государства.

Однако в настоящее время сложилась такая ситуация, когда, отказываясь в некоторых аспектах от преимущества западной правовой доктрины, продолжаем сохранять нормативные правовое акты, пригодные для обслуживания основанных на административно-командных принципах прежнего экономического и политического порядка, хотя очевидно, что право как часть политики есть производная от экономики. Таким образом, появился некий перекос в управлении, порождающий дисбаланс в правовом регулировании, и что в конечном итоге является тормозом дальнейшего развития нашего общества.

Учитывая, что последовательное и непрерывное развитие нашего общества объективно ставит перед нами задачи о необходимости совершенствования всей системы общественных отношений, Глава государства утвердил стратегическую программу «Путь в Европу» и на антикоррупционном форуме заявил, что вся правоохранительная система страны нуждается в серьезном реформировании: надо сделать ее более эффективной, открытой, работающей исключительно на интересы народа.

На наш взгляд, конкретными путями осуществления на практике проведения правовой политики являются совершенствование национального законодательства и имплементация с Европейской правовой доктриной и законодательством. В первую очередь путем улучшения законов усилить их способность моделировать общественные отношения в сторону процветания и благополучия граждан, противостоять различного рода коррупционным проявлениям. Необходимо законодательно устранить малейшие лазейки в законе, дающие узаконенные основания, благодатную почву для злоупотреблений.

В рамках данного исследования сложно сделать полный анализ законодательных актов, препятствующих эффективному развитию общества и государства, поскольку это не входит в предмет нашей монографии, однако для наглядности допустимо привести пример из гражданского законодательства. Раздел 3 гражданского кодекса регулирует обязательственное отношение. В Германском гражданском уложении оно называется договорным правом, согласно которому неисполнение или ненадлежащее исполнение договора порождает обязательство, наступающее во всех случаях за исключением факта форс-мажора. При этом возникновение обязательства за нарушение договора не зависит от усмотрения суда или должника.

В нашем случае за неисполнение обязательства (договора) наступает ответственность, что предполагает виновность, предусмотренную статьей 359 ГК РК, которая прямо регламентирует: «Должник отвечает за неисполнение обязательства при наличии вины». Следовательно, действующий кодекс кроме форс-мажора требует установление вины, что находится в компетенции судьи. Недобросовестные судьи могут использовать эту норму по своему усмотрению. Это обстоятельство и создает на наш взгляд негативные последствия для правового регулирования. Поэтому путем изменения и дополнения некоторых норм необходимо устранить условия, порождающие взяточничество и различные коррупционные проявления, что было бы реальной борьбой с первопричиной коррупции, а не следствием.

Поэтому дальнейшее развитие гражданского законодательства предписывает исключение внутренних противоречий, отказ от принципа гражданско-правовой вины, за исключением регулирования деликтных отношений, что предполагает освобождение общей части ГК от понятия вины как субъективной стороны состава правонарушений. Следует более конкретно определить положение государства в гражданско-правовых отношениях, отделить его публичные функции от частных. Немаловажно освобождение Гражданского Кодекса от наслоений и почв, дающих повод для злоупотреблений.

Несмотря на постановку вопроса об упрощении судопроизводства, который регулярно поднимался и ставился в качестве неотложной задачи, фактически в последние годы наметилась обратная тенденция. Вместо упрощения судопроизводства наше законодательство намного усложнило процессуальные отношения. Необходимо провести полную ревизию гражданско-процессуального законодательства. В первую очередь освободить гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от норм материального права. Например, подраздел 3 «Особое исковое производство» предусматривает трехмесячный срок обращения в суд при оспаривании решений и действий (или бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих. ГПК РК по существу устанавливает сокращенный срок исковой давности, который регулируется нормами ГК РК, т.е. нормами материального права или ч.2 ст.83 ГПК РК, установивших штраф в размере десяти расчетных показателей за отказ от представлений письменного доказательства. Процессуальный закон не может устанавливать нормы, которые регулируются другим законодательством.

На фоне динамики происходящих политических и экономических изменений в стране, роста демократических преобразований в обществе и правового сознания граждан становится очевидным, что назрела явная необходимость реформировать суды и правоохранительную систему.

В этой связи хотелось бы предложить на обсуждение некоторые вопросы по судоустройству и судопроизводству.

Сбалансированность двух важных элементов судебной системы обеспечит стройность и целостность системы в плане внутренней организации ее деятельности и гарантирует ясность, понятность и доступность правосудия для субъектов обращения.

Судоустройство при раскрытии его содержания означает структуру звеньев и органов судебной системы, или, проще говоря, его «скелет». Исходя из этого, к этим структурным элементам следует отнести районное (приравненное) звено суда, областные (приравненные) суды с отраслевыми коллегиями и Верховный Суд с аналогичными коллегиями.

Судопроизводство – это форма, порядок рассмотрения дел в соответствии с компетенцией судебных инстанций, его можно обозначить в качестве «мышц» к «скелету». Общепринятыми стадиями или видами судопроизводства являются рассмотрение дел по существу первой инстанцией, рассмотрение дел в апелляционном или в кассационном порядке в последующих инстанциях и исключительный надзорный порядок рассмотрения дел.

В классическом варианте пересмотра судебных дел в порядке или в виде судопроизводства апелляция от кассации отличается пределами пересмотра. В частности, в порядке апелляции в процессе исследуются новые доказательства, которые не были представлены суду первой инстанции по уважительной причине, что не допустимо в кассации, т.е. апелляция позволяет пересмотр по факту и по праву с принятием соответствующего судебного акта, вплоть до принятия нового решения. Кассационный порядок пересмотра ограничен пределами проверки законности принятого решения с невозможностью исследования новых доказательств, в случае обнаружения таковых, кассация направляет дело на новое рассмотрение.

Изучение изменений и дополнений в Конституционный закон с позиции отмеченных выше общепринятых подходов показывает существенные отличия и допускает мнение, что он построен на неопределенных концепциях. В частности, предложено в областных и приравненных судах образовать апелляционную и кассационную коллегию, а в Верховном Суде на уголовную и гражданскую коллегию. Явно проглядывается нарушение стройности и целостности конструкции судоустройства. На досягаемых теоретических и практических обоснованиях построение данной конструкции неизвестно и оптимальность такой схемы вызывает серьезные сомнения, ибо имеет место симбиоз, смешивания судоустройства с судопроизводством в построении структуры органов суда и порядком рассмотрения конкретных дел.

С позиции организации судоустройства и соответствующего восприятия его гражданами оптимальной является четкая и ясная структура судебных органов и соответствующий порядок судопроизводства.

Позволительной полагаем следующую схему судоустройства и судопроизводства.

Первое звено - районные и приравненные суды, рассматривающие все дела по первой инстанции по существу.

Второе звено - областные и приравненные суды с соответствующими коллегиями, рассматривающие дела по второй инстанции только в порядке апелляции по отраслям (уголовного и гражданского и т.д.)

Третье звено - Верховный Суд с коллегиями по уголовным, гражданским и другим делам, рассматривающими дела в отношении вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке. Исключительная инстанция, как указано в законе - это пленарное заседание.

Эти предлагаемые изменения есть требование времени, когда пришло время привести всю систему нормативных правовых актов Республики Казахстан в соответствие с теми демократическими нормами, которые продекларировал Казахстан при избрании его председателем в ОБСЕ.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что континентальная система права на протяжении веков продолжала развиваться и развивается вплоть до настоящего времени в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими правовыми семьями и отдельными правовыми системами. Речь даже идет, по мнению некоторых ученых, о постепенной конвергенции, слиянии друг с другом континентальной и англо-саксонской правовых систем в рамках существующего романо-германского права51. О конвергенции говорит, например, тот факт, что «определенное значение в континентальном праве придается судебной практике. В отличие от системы англосаксонского права судебная практика в континентальной системе играет, конечно, меньшую роль. Но, тем не менее, ее нельзя не учитывать как источник права52». Эти тенденции, естественно, не могут не затронуть и Республику Казахстан, в которой наряду с основным источником права, нормативным правовым актом, развиваются и фактически функционируют и другие виды источников права, включая судебную практику. Особенно это актуально регулирования для гражданско-правовых отношений.

1.3 Место и роль нормативных постановлений в системе нормативных правовых актов и действующего права

Система нормативных правовых актов нами рассмотрена. Какое место занимают в ней нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан? Как было показано выше, в странах романо-германской правовой системы, в том числе и в Казахстане, закон выступает основным регулятором по наиболее важным и существенным общественным отношениям.

К источникам права также относятся и подзаконные нормативные правовые акты. Подзаконными актами являются декреты, указы, ордонансы, постановления, приказы, инструкции. Как и законы, они носят обязательный характер, принимаются разными органами. Подзаконный характер нормативных актов означает, что они должны приниматься на основе и во исполнение Конституции и действующих законов. Соотношение подзаконных актов определяется также по принципу иерархии, в зависимости от юридической силы и сферы действия подзаконного акта, а также местом соответствующего органа в общей системе государственных органов. В связи с этим, подзаконные нормативные акты нижестоящих государственных органов должны соответствовать нормативным правовым актам вышестоящих органов государственной власти.

Конституция республики определяет компетенцию различных государственных органов, а следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные решения или различные нормативные правовые акты.

Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за деятельностью судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Так, в соответствии со статьей 4 Конституции, действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, и иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан. Конституция 1995 года, впервые включила нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда в систему действующего права. Верховный Суд согласно статьям 17 и 22 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» вправе издавать нормативные постановления по вопросам применения норм Конституции, конституционных законов и других нормативных правовых актов в судебной практике.

Приоритетным направлением деятельности государства в настоящее время стало провозглашение в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод. Для достижения этих целей необходимо не только создавать соответствующие механизмы по защите прав и свобод человека, но и систему законов, которые работали бы и в меньшей степени имели пробелы, коллизии и неясностей. Нормативные постановления Верховного Суда дают разъяснения, толкование норм правового акта, поскольку любая правовая норма, как бы не была она ясна и четко сформулирована, нуждается в толковании, так как она тесно связана с постоянно изменяющимися условиями общественной жизни. Поэтому пристальное внимание вызывает со стороны ученых-юристов, практиков вопрос о месте и роли нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан в системе казахстанского законодательства.

Спор между учеными-юристами, когда нормативные постановления рассматривались, как источник права имеет длительную историю. Причем такие дискуссии распространялись не только среди отечественных, но и российских и зарубежных ученых.

Так, закон о Верховном Суде СССР от 30 ноября 1979 года указывал, что Верховный Суд СССР дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства.53 В связи с чем большинство ученых считали, что постановления судебного органа носят чисто разъяснительный характер и, в основном предназначены судам для руководства в работе. Согласно статье 1 вышеназванного закона разъяснения призваны обеспечивать правильное и единообразное применение законов при осуществлении правосудия. Так, по мнению И.С. Тишкевича разъяснения пленума Верховного суда должны указывать нижестоящим судам на ошибки, которые они допускают при рассмотрении дел. При этом Верховный Суд СССР должен показать, как нужно понимать ту или иную норму права, с тем, чтобы добиться единообразного применения.54 Более жесткой позиции придерживается А.С. Пиголкин, который пишет, что все важнейшие сферы отношений должны быть урегулиро­ваны только законами и никакими другими актами55. Такой же подход прослеживается в работах С.Н. Братусь, который отрицает правотворческую деятельность судов, объясняя тем, что решение судебных инстанций становится правилом лишь, в том случае, если оно воспринято практикой и рассматривается судами в качестве образца, которым надо руководствоваться для вынесения решений по однородным делам. Большую роль постановлениям высших судов отводил М.С. Строгович. Он считал, что они имеют огромное значение для верного направления судебной практики, для устранения ошибок, допускаемых судами, для укрепления законности в отправлении правосудия. Однако, он отмечал, что новых норм они не создают, а потому источником права не являются, что ни в малейшей мере не уменьшает их значения56. Позиция данных ученых сводилась к тому, что роль исследуемых постановлений должна ограничиваться только разъяснениями судам по содержанию закона в целях единообразного применения. Наличие правотворческих элементов в разъяснениях такими учеными полностью отвергаются.

Другие исследователи считали, что постановления Верховного суда содержат в себе нормативные предписания и относятся к подзаконным нормативным актам57 (П.Орловский, В. Каминский, С. Вильнянский). Так, А.Ф. Черданцев считал, что суды раскрывают смысл действующей нормы, конкретизируют ее. Эти конкретизирующие нормы действуют, являются обязательными постольку, поскольку они суть логическое следствие нормы, сформулированной самим законодателем58. Автор относит их к нормативным актам и считает, что это нормы о нормах или интерпретационные нормы, предписывающие определенное понимание законов. Конкретизирующие нормы – это результат толкования, которые применяются к более конкретным спорам, делам. Известный ученый-юрист С.С.Алексеев отмечал, что руководящие разъяснения Верховных судов (носящие общий характер) являются конкретизирующими нормами права, а содержащие их постановления - ведомственными нормативными правовыми актами59. В более поздних работах автор уже признает наличие правоположений, содержащихся в судебной практике. По мнению некоторых авторов правоположение служит своего рода прообразом правовой нормы, которая впоследствии включается в нормативный правовой акт, принимаемый компетентным органом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепция правовой политики республики казахстан на 2010-2020 годы и перспективы развития судебной системы астана-2009

    Документ
    Абдрасулов Е.Б., заведующий Отделом стратегических разработок и анализа Аппарата Верховного суда Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор;
  2. Ы сот кітапханасы библиотека верховного суда

    Документ
    «Қазақстан Республикасы Жоғарғы Соты нормативтік қаулыларының заңдық сипаты мен олардын сот төрелігін жүзеге асырудағы тиімділік рөлі»: Халықаралық ғылыми – тәжірибелік конференцияның материалдар жинағы, өткізілген орны – Қазақстан
  3. Правительство Республики Казахстан постановляет: Утвердить прилагаемые правила приема

    Правила приема
    Об утверждении Правил приема, хранения, учета и использования документов Национального архивного фонда и других архивных документов ведомственными и частными архивами
  4. Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 28 июля 1998 года №539 Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами в Республике Казахстан (с по состоянию на 16. 01. 2006 г.)

    Документ
    3. В связи с введением в действие настоящей Инструкции, считать утратившей силу Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами Казахской ССР, утвержденную приказом Министра юстиции Казахской ССР № 5 от 28.
  5. История становления и развития информационных процессов в современном Казахстане 07. 00. 02 Отечественная история (История Республики Казахстан)

    Автореферат
    Защита состоится «30» сентября 2010 г. в 14.30 час. на заседании диссертационного совета ОД 53.33.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) исторических наук при Институте истории и этнологии им.

Другие похожие документы..