Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Проблема заполнения лакун при переводе сказок А.С.Пушкина .1. Классификация лакун в сказках А.С. Пушкина 48 . .Способы заполнения лакун на примере п...полностью>>
'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в научно-практической конференции «Совершенствование процесса обучения физике в условиях модернизации образования», ко...полностью>>
'Учебник'
Оценка жизненно важных функций организма при реанимации: Электоэнцефалография (норма, на фоне наркоза, признаки гипоксии, гиперкапнии, гипокапнии). Оц...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «08» декабря 2009г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д.521.007.01 в Российской Академии предпринимательства по адр...полностью>>

Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы студентам-заочникам высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 1-740301

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ОХРАНА ТРУДА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО

ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЕ ДЛЯ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

(студентам-заочникам высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности 1-740301

«Зоотехния»)

ГРОДНО 2004

Методические указания разработаны на основании Программы по изучению дисциплины «Охрана труда» для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальностям

1-740301 «Зоотехния», утвержденной Учебно-методическим объединением вузов Республики Беларусь по образованию в области сельского хозяйства от 26 декабря 2003 г.

Авторы: доцент С.Н. Ладутько

ст. преподаватель Н.А. Филатова

Кафедра механизации сельскохозяйственного производства

УО «ГГАУ»

Рецензент:

доцент, кандидат технических наук П.Ф. Богданович

Рекомендованы к изданию

методической комиссией заочного

факультета УО «ГГАУ»,

протокол №____

«_____»_______________2004 г.

ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения дисциплины «Охрана труда» является теоретическая и практическая подготовка студентов к созданию здоровых и безопасных условий труда на производстве. В этой связи специалист должен знать законодательные и другие нормативно-правовые документы по охране труда; опасные и вредные факторы, их влияние на организм человека, методы и средства защиты от них; организацию труда и контроль его безопасности; порядок расследования несчастных случаев и анализ производственного травматизма и заболеваний; требования по обеспечению санитарно-гигиенического состояния объектов животноводства и ветеринарии; меры безопасности при выполнении работ в животноводстве; организацию пожарной охраны на производственных объектах.

Зооинженер должен уметь организовывать обучение работников по вопросам безопасности труда и оценивать состояние безопасности труда на производстве; организовывать безопасное и безвредное выполнение работ в животноводстве; разрабатывать и осуществлять мероприятия по улучшению условий труда и повышению его безопасности; организовать тушение очагов возгораний и пожаров с помощью первичных средств пожаротушений; оказывать доврачебную помощь пострадавшим при несчастных случаях.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО

ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Охрана труда» следует изучать в последовательности, указанной в данных методических указаниях. Контроль знаний по каждой теме осуществляется путем устных ответов на вопросы. В тех случаях, когда вопрос непонятен, следует обратиться на кафедру за письменной или устной консультацией.

За консультацией можно обращаться также по месту работы в профсоюзный комитет, к специалисту по охране труда, главным специалистам хозяйства.

После изучения материала всего курса студент-заочник выполняет контрольную работу и высылает её в университет на рецензию.

В период сессии студенты слушают лекции по основным разделам курса и сдают экзамен, который принимается после предъявления зачтенной контрольной работы и выполненных лабораторных работ.

Полученные знания студенты могут применить в практической деятельности для обеспечения безопасных и здоровых условий труда на производстве и при выполнении соответствующего раздела дипломной работы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Республики Беларусь. Мн.: «Беларусь», 1997. – 91с.

  2. Трудовой кодекс Республики Беларусь. Мн.: «Алмафея», 2000.

– 240 с.

  1. Гарбар В.А., Королёв Н.М. и др. Справочник по охране труда в колхозах и совхозах. Мн.: «Ураджай», 1990. – 344 с.

  2. Зайцев В.П., Свердлов М.С. «Охрана труда в животноводстве». М.: Агропромиздат, 1989. –368 с.

  3. Охрана труда в вопросах и ответах. Справочное пособие в двух томах под общей редакцией И.И. Селедевского. Мн.: ЦОТЖ, 2002. –513 с.

  4. Охрана труда в законодательных и иных нормативных правовых актах: В 2 ч. Ч.I /Сост. А.В. Семич. Мн.: Тесей: ЦОТЖ, 2003. –848 с.

  5. Охрана труда в законодательных и иных нормативных правовых актах: В 2 ч. Ч.II /Сост. А.В. Семич. Мн.: Тесей: ЦОТЖ, 2003. –864 с.

  6. Практическое пособие по охране труда. /Сост. В.П. Семич, А.В. Семич./ Мн.: ЦОТЖ, 2004. – 290 с.

  7. Охрана труда на предприятиях. Практическое пособие. В.П. Ласкавнев, В.В. Король, Д.А. Гракович и др. Под общей редакцией И.И. Селедевского. Мн.: 2002. – 256 с.

  8. Охрана труда при работе на персональных электронно-вычислительных машинах и другой офисной технике: Практическое пособие. /Сост. В.П. Семич, А.В. Семич. /Мн., 2001. – 75 с.

  9. Охрана труда в сельском хозяйстве. Справочник . /Сост. В.Н. Михайлов, В.И. Орлов А.И. Подопригора, В.М. Славкин. М.:Агропромиздат, 1988. –543 с.

  10. Охрана труда. Под ред. Ф.М. Канарева. М. Агропромиздат, 1988, -351 с.

  11. Шкрабак В.С., Казлаускас Г.К. Охрана труда. М. Агропромиздат, 1988. -160 с.

Примерные затраты учебного времени для изучения дисциплины

п/п

Наименование темы

Всего, час.

В том числе

Самостоятельно

Лекции

Лабораторные занятия

Введение

1

0,5

0,5

1

Теоретические основы охраны труда

1

0,5

0,5

2

Правовые вопросы охраны труда

6

3

3

3

Организационные работы по охране труда

8

4

2

2

4

Производственная санитария

8

2

2

4

5

Техника безопасности

8

6

2

6

Основы пожарной безопасности

6

4

2

7

Доврачебная помощь пострадавшим

2

2

Оформление контрольной

Работы

10

10

Всего: 50 32 10 8

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Уяснить понятие охраны труда, её цель и задачи, социально-экономическое значение охраны труда.

Значение дисциплины «Охрана труда» в подготовке студента по специальности1-740301 «Зоотехния». Ознакомиться с содержанием дисциплины «Охрана труда», её связь с другими науками; с основными терминами и определениями в области охраны труда (согласно ГОСТ 12.0.002-80 ССБТ. Термины и определения). А также с государственной политикой и вкладом ученых в развитии и становлении охраны труда, научно-технического прогресса в сельскохозяйственном производстве и его влияния на охрану труда.

Вопросы для самопроверки

  1. Каково социально-экономическое значение охраны труда в условиях производства?

  2. С какими дисциплинами тесно связана «Охрана труда»?

  3. Какое значение играет курс «Охрана труда» в подготовке специалистов?

  4. Назовите основные термины и определения в области охраны труда.

Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Изучение темы необходимо начать с анализа системы «человек – машина – животное – производственная среда», классификации опасных и вредных производственных факторов в соответствии ГОСТ 12.0.003-74, а также выявления и анализа основных источников и причин травмирования и профессиональных заболеваний в животноводстве.

Уделить внимание основным путям формирования безопасных и безвредных условий труда в животноводстве, нормированию вредных производственных факторов, особенностям условий труда при обслуживании сельскохозяйственных животных.

Ознакомившись с методами исследования условий труда и безопасностью труда, переходят к изучению основ прогнозирования и профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний в животноводстве.

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризуйте систему «человек – машина – животное –производственная среда».

  2. Какова классификация опасных и вредных производственных факторов?

  3. Назовите основные источники травмирования и причины профессиональных заболеваний в животноводстве.

  4. Каковы методы исследования условий и безопасности труда?

Тема 2. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

При рассмотрении этой темы необходимо ознакомиться с законодательной и нормативной базой охраны труда. Изучить основные законодательные акты Республики Беларусь (РБ), в которых излагаются вопросы охраны труда: Конституция РБ и Трудовой кодекс РБ, гражданский и уголовные кодексы законов РБ, законы РБ «О пожарной безопасности», «О ветеринарном деле» и другие. Нужно ознакомиться с системой стандартов по безопасности труда (ССБТ) и соответствующими им нормативными документами.

При изучении темы надо обратить внимание на такие вопросы, как права и обязанности работника по охране труда, обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний; на компенсацию по условиям труда; рабочее время и время отдыха; сверхурочные работы и работа в выходные и праздничные дни; охрана труда женщин, молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью; обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты; выдача молока; выдача мыла и других моющих и обезвреживающих средств; предварительные и периодические медицинские осмотры.

Ответственность за нарушение законодательства о труде, ее виды: дисциплинарная, административная, материальная и уголовная.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие основные законы Республики Беларусь гарантируют безопасность и безвредность труда?

  2. Какие основные вопросы по охране труда изложены в Конституции и Трудовом кодексе Республики Беларусь?

  3. Дайте характеристику системы стандартов безопасности труда.

  4. Какие льготы имеют работающие женщины , молодежь Республики Беларусь?

  5. В каких основных нормативно- правовых документах освещены вопросы обеспеченности работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты; молоком; моющими и обезвреживающими веществами?

  6. Какова ответственность за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда?

Тема 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Студенту следует изучить структуру службы охраны труда в системе Минсельхозпрода Республики Беларусь, а также обязанности должностных лиц предприятий и организаций сельского хозяйства по охране труда.

Ознакомиться с планированием мероприятий по охране труда на основе результатов санитарно-технической паспортизации и аттестации производственных подразделений и рабочих мест по условиям труда.

Изучить систему обучения и инструктажей работников сельскохозяйственного производства, ознакомившись с «Положением об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда в хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях Минсельхозпрода», утвержденной приказом Минсельхозпрода от 21 апреля 1997 г., №115.

Уметь разработать инструкции для работающих, согласно «Постановления о порядке разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда», утвержденной Госкомтруда Республики Беларусь от 14 мая 1994 г., №82.

Ознакомиться с содержанием кабинетов и уголков по охране труда.

Студенту необходимо изучить порядок расследования и учета несчастных случаев, ознакомиться с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденное постановлением – приказом за №60/170 от 17.05.1999 г. Министерством труда Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь (редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г., №159/96).

«Положением о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах», утвержденных «Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь №9 от 28.06.2000 г.

Ознакомиться с методами анализа производственного травматизма, а также порядком возмещения ущерба здоровью работающих при несчастных случаях и профессиональных заболеваниях на производстве.

Изучить функции государственного надзора, ведомственного, общественного и административно-общественного (трехступенчатого) контроля. День охраны труда.

Вопросы для самопроверки

  1. Каким документом регламентируется работа по охране труда в хозяйстве?

  2. Схема организации охраны труда в сельскохозяйственном производстве (от Министерства до предприятия). Задачи и функции специалиста по охране труда и главного зоотехника.

  3. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда в сельскохозяйственных предприятиях.

  4. Каков порядок аттестации рабочих мест по условиям труда.

  5. Сущность обучения персонала предприятия безопасным методам работы. Документация. Формы обучения.

  6. Кто составляет, утверждает рабочие инструкции по охране труда?

  7. Как проводится расследование и учет несчастных случаев на производстве?

  8. Методы анализа производственного травматизма.

  9. Основные формы государственного надзора по охране труда на сельскохозяйственных предприятиях. Дать схему.

  10. Порядок осуществления общественного контроля по вопросам охраны труда на сельскохозяйственных предприятиях.

Тема 4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ

Следует разобраться с понятием о производственной санитарии, гигиене труда и личной гигиене в процессе трудовой деятельности. Ознакомиться с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.

Обратить внимание на микроклимат рабочей зоны. Действие его параметров на организм и работоспособность человека.

Нормирование параметров микроклимата, согласно

ГОСТ 12.1.00588 ССБТ. «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»;

Сан П и Н 9-80 РБ 98 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 25 марта 1999 г №9-80-98.

Знать методы и средства оценки микроклиматических условий труда и уметь нормализовать параметры микроклимата.

Изучение вредных веществ необходимо начать с

ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ «Вредные вещества. Классификация. Общие требования безопасности». Характер их воздействия на организм человека по ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».

Уметь нормировать согласно содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, регламентированных

ГОСТ 12.1.005 – 88 ССБТ, санитарными нормами и правилами

Сан П и Н 11-19-94 «Перечень регламентированных в воздухе рабочей зоны вредных веществ», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь от 9 марта

1994 г. № 11-19-94, гигиеническими нормативами ГН 9-106 РБ 98. « Предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. №53.

Знать методы и средства их оценки и предупреждения загрязнения воздуха, обратить особое внимание на вентиляцию и кондиционирование воздуха: виды, устройство, методику расчета.

При этом все производственные и вспомогательные помещения оборудуются системами вентиляции в соответствии со строительными нормами и правилами СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция и кондиционирование». А система вентиляции, кондиционирование воздуха и воздушного отопления должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.021-75 ССБТ.

Особое внимание обратить при работе с ядовитыми и агрессивными веществами на правильное решение организационных вопросов охраны труда, (соблюдение режимов труда и отдыха, обучение, медосмотры, наличие и исправность спеодежды , спецобуви и др. СИЗ, соблюдение личной гигиены).

Студент должен иметь представление об инфекционных и инвазионных заболеваниях животных, таких как бруцеллез, туберкулез, ящур, сибирская язва и других, создающих опасность для обслуживающего персонала.

Меры личной гигиены труда при проведении дезинфекции, дезинвазии, дезинсекции, дератизации в животноводстве. Обратить внимание на порядок подбора и выдачи работающим спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с Правилами обеспечения работников СИЗ, утвержденных постановлением Минтруда от 28.05.1999 г., №67 и Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам сельского и водного хозяйств от 18.08.1980 г. Изменения 1985, 1986 гг.

Действие ультрафиолетовых, инфракрасных и электромагнитных излучений на организм человека, допустимые уровни излучений, методы и средства их оценки и контроля, защита от вредных излучений.

Производственный шум, ультразвук, вибрация на животноводческих фермах, их действие на организм. Средства оценки, контроля и защиты от их вредного воздействия нормируются согласно

СН 9-86 РБ 98 «Шум .на рабочих местах. Предельно допустимые уровни» и ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. «Шум. Общие требования безопасности» и другие. Требования по ограничению воздействию инфразвука установлены Сан П и Н №11-12-94 «Санитарные нормы инфразвука на рабочих местах».

Нормируемые параметры вибраций приведены в СН №9-89-98 «Вибрация производственная. Общая предельно допустимые уровни, СН №9-90-98 «Вибрация производственная локальная. Предельно допустимые уровни», а также в ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ «Вибрационная безопасность. Общие требования».

Производственное освещение. Влияние освещенности рабочих мест на здоровье и работоспособность человека. Виды освещения. Нормирование строительными нормами Республики Беларусь

СНБ 2.04.05.98 «Естественное и искусственное освещение», расчет. Методы и средства оценки освещенности рабочих мест.

Студент должен знать, что животноводческие объекты должны размещаться в соответствии с санитарными и строительными нормами и правилами, должны быть оборудованные санитарно- бытовые помещения.

Сертификация машин, оборудования и технологических процессов.

Вопросы для самопроверки

  1. Какое действие оказывает микроклимат рабочей зоны на организм человека и его работоспособность?

  2. Какими должны быть вентиляция и отопление в животноводческих помещениях?

  3. В чем заключается защита от вредных излучений?

  4. Какими приборами измеряют уровень шума и вибрации?

  5. Каковы нормы освещения производственных помещений, рабочих мест и территории животноводческих ферм и комплексов?

  6. Что такое санитарно-защитные зоны?

  7. Меры безопасности при работе с агрессивными и ядовитыми веществами.

Тема 5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Следует уяснить, что при обслуживании машин, оборудования и животных имеются опасные зоны. В этой связи следует изучить общие требования безопасности, предъявляемые к машинам, производственному оборудованию и технологическим процессам, ознакомившись с ГОСТ 12.3.002-75* ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности. ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ «Оборудование производства. Общие требования безопасности», с

ГОСТ 12.2.042-91 ССБТ «Машины и техническое оборудование для животноводства и кормопроизводства. Общие требования безопасности.

Уяснить требования к ограждениям (ГОСТ 12.2.062 -81ССБТ. «Оборудование производственное. Ограждения защитные»), предохранительным, тормозным и блокировочным устройствам. Изучить сигнализацию и ее виды по ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ «Цвета сигнальные и знаки безопасности».

Студенту следует уяснить особую опасность работ с электрооборудованием. Изучение этой темы нужно начать с документов:

«Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ и ПТБ), утвержденными начальниками Главного управления государственного энергетического надзора Министерства энергетики и электрификации СССР 21 декабря

1984 г., четвертое издание.

Правила устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденные Министерством энергетики и электрификации СССР, 1986 г.

Изучить действие электрического тока на человека и животных, факторы, влияющие на опасность и исход поражений, классификацию электроустановок и помещений по степени опасности поражения электротоком. Причины поражения электрическим током. Требования к обслуживающему персоналу. Организационные и технические мероприятия по защите от поражения электрическим током. Защитное заземление, зануление электроустановок, защитное отключение, двойная изоляция и другие мероприятия по защите от поражения электрическим током. Защита от статического электричества.

При изучении техники безопасности при обслуживании водогрейных и паровых котлов, сосудов, работающих под давлением, автоклавов, следует ознакомиться с документами «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденными Приказом-Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства труда Республики Беларусь от 30 апреля 1998 г., №33/45.

«Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов» на основании Приказа-Постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства труда от 20.01.1997 г., №2/6.

Изучить меры безопасности труда на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах.

Безопасность труда при использовании персональных электронно-вычислительных машин и другой оргтехники. Надо учесть «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалом, электронно-вычислительным машинам и организации работы»

Сан П и Н 9-131 РБ, 2000 г.

Ознакомится с «Правилами безопасности при производстве продукции животноводства в системе Госагропрома СССР», утвержденными в 1987 г. Изучить меры безопасности при обслуживании коров, быков-производителей, хряков, лошадей, птиц, пчел. Изучить правила транспортировки и перегона сельскохозяйственных животных.

Меры безопасности при заготовке и подготовке к скармливанию различных видов кормов, при эксплуатации машин и оборудования по обслуживанию животных (раздача кормов, поение, доение, охлаждение молока, стрижка овец, удаление навоза).

Меры безопасности при выполнении работ с повышенной опасностью (работы в колодцах, жижесборниках, цистернах и др.). Выдача наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью.

Меры безопасности при эксплуатации машин и оборудования в птицеводческой отрасли. Меры безопасности при обслуживании оборудования по переработке животноводческой продукции в хозяйствах.

Ознакомиться с ОСТ 46.3.2.187-85 ССБТ «Искусственное осеменение животных. Требования безопасности». Изучить меры безопасности при искусственном осеменении животных, обращении с трупами животных, их утилизации. Работа с сосудами Дьюара.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы студентам-заочникам агрономического факультета по специальности «агрономия» Гродно 2002

    Методические указания
    Земледелие является одной из важнейших агрономических дисциплин, в которой излагаются вопросы по рациональному использованию земли, повышению ее плодородия и общие вопросы по возделыванию сельскохозяйственных культур.
  2. Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольных работ

    Методические указания
    Гидравлика и гидромеханизация сельскохозяйственных процессов: Методические указания по изучению дисциплины/ Всесоюзн. с.-х. ин-т заоч. образования. Сост.
  3. Методические указания по изучению дисциплины плодоводство и задание для контрольной работы студентам-заочникам сельскохозяйственных

    Методические указания
    Бруйло А.С , Шараев С.П. Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы по «Плодоводству» для студентов-заочников агрономических специаль­ностей - Гродно ГАУ, 2 - с.
  4. Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы для студентов-заочников (1)

    Методические указания
    Птицеводство. Методические указания по изучению дисциплины и зада­ния для контрольной работы /Забайкальский аграрный институт – филиал «Иркутская государственная сельскохозяйственная академия»
  5. Методические указания по изучению дисциплины и задание для контрольной работы для студентов-заочников

    Методические указания
    Рецензенты: доцент, декан технологического факультета Забайкальского аграрного института, к.с.-х.н. Ладугина Л.А., доцент кафедры ветеринарной медицины, к.

Другие похожие документы..