Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Презентация'
Точкой отсчета Форсайта Иркутской области можно считать визит Губернатора области А.Г. Тишанина и заместителя главы администрации области В.П. Третья...полностью>>
'Документ'
О внесении изменений в Программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 2011 год, утвержденную пос...полностью>>
'Доклад'
В своем докладе я хотел бы рассказать о нейрокомпьютерах, элементной базе на которых они строятся, их преимуществах и недостатках перед обычными компь...полностью>>
'Документ'
Автоматизированная интеллектуально-информационная техноло­гия — автоматизированная информационная технология, соеди­няющая в единое целое базы знаний...полностью>>

Доклад начальника управления природопользования и охраны окружающей среды мгуп «Мосводоканал» Крамара Д. В

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Доклад начальника управления

природопользования и охраны окружающей среды

МГУП «Мосводоканал» Крамара Д.В.

«Законодательство об улучшении экологического состояния водных объектов.

Тенденция развития»

Прошлый год можно назвать годом возвращения проблематики охраны окружающей среды на передний план российской политики.

Президент Д.А.Медведев подписал Указ «О повышении энергетической и экологической эффективности российской экономики», который дал правовые основания для разработки новой экологической политики России.

Председатель Правительства В.В.Путин однозначно заявил, что «при определении приоритетов – деньги или экология – государство будет выбирать экология».

И от заявлений перешли к делу! Уже полгода специалисты водной отрасли обсуждают проект постановления правительства «О мерах по улучшению качества сточных вод», который подготовлен Министерством природы.

Появившийся на свет документ вызвал обеспокоенность представителей Водоканалов страны. Проект постановления имеет благую цель - сформировать экономический механизм, стимулирующий предприятия к сокращению сброса загрязнений в водные объекты.

Но, в качестве единственной меры по формированию этого механизма признан только один путь. Увеличить экологические платежы сначала в 25 раз, а потом с 2014 в 140 раз. По мнению, Минприроды России это приведет к улучшению экологического состояния водных объектов.

Государство столь жесткими мерами хочет добиться улучшения качества очистки сточных вод. Но возникает вопрос: А те ли механизмы выбраны для решения этой задачи?

По этому вопросу необходимо вспомнить зарубежный опыт.

В разные годы, такие же вопросы – Как улучшить состояние водных объектов?, вставали и перед правительствами сегодняшних экономически развитых стран – Европы, Америки.

Семь раз отмерив, они:

-  сделали ставку на разработку системы нормирования, которая основана на применении наилучших природоохранных технологий и поэтапного достижения качества очистки сточных вод;

- нормирование в этих странах стало осуществляться только по ограниченному перечню загрязняющих веществ;

- новые вещества вводятся в нормирование поэтапно;

- при этом государство экономически поддерживает природопользователей, уменьшающих степень негативного воздействия на природу;

- к нерадивым водопользователям, которые не стремятся к достигать поставленных перед ними задач, в этих странах принимаются существенные санкции.

Данная система успешно работает, и яркий пример тому – экологическое состояние реки Рейн. Еще много лет назад она была очень загрязнена, а сейчас это одна из сравнительно чистых водных артерий Европы.

А какие же механизмы сегодня применяются в нашем природоохранном законодательстве?:

- система нормирования сбросов сточных вод в России основана на рыбохозяйственных нормативах. Достичь такие нормативы на практике, в условиях эксплуатации городских очистных сооружений большой производительности, не представляется возможным даже с помощью современных технологий. Это общепризнанный факт.

- перечень нормируемых показателей устанавливается произвольно;

- каждое вещество считается загрязняющим;

- не работает система экономического стимулирования водоканалов;

- при выдаче разрешений, не учитываются показатели очистки наилучших природоохранных технологий.

Ярким примером является практика выдачи разрешений для очистных сооружений в Москве, расположенных в районе Южное Бутово и городе Зеленограде, которые построены по модели «ВООТ» на основе новейших мировых технологий очистки сточных вод с глубоким удалением азота, фосфора, Ультрофиолетовым-обеззараживанием.

По эффекту очистки станции абсолютно соответствуют требованиям европейского природоохранного законодательства. В России не существует аналогичных сооружений с лучшими показателями очистки на стоке. Тем не менее, даже для таких сооружений чрезвычайно трудно получить разрешения на сброс сточных вод.

Надзорные органы требуют проведения модернизации данных сооружений с целью достижения рыбохозяйственных нормативов. При технологии биологической очистки это требование абсолютно невыполнимо. Его можно выполнить только с помощью физических/химических ступеней очистки, что приведет к нарушению биологических процессов и тем самым к дополнительной нагрузке на водоемы.

Кроме того, Зеленоградские очистные сооружения нормируются даже ниже рыбохозяйственных нормативов. И за сброс веществ с концентрациями даже ниже рыбохозяйственных нормативов, водоканал также обязан уплачивать экологические платежи.

И к какому результату привела действующая российская система нормирования?

Состояние водных объектов в России сегодня таково, что существующая система не только не улучшила их экологическое состояние, а наоборот – привела к ухудшению.

И разговоры об этом постоянно ведутся из года в год – на страницах различных изданий, с самых разных трибун и во многих аудиториях. Один из последних примеров – летом прошлого года на страницах «Российской газеты» 14 ведущих представителей научной общественности нашей страны обратились с письмом к Правительству России, Федеральному Собранию и общественным организациям, призывая к диалогу и решению этой наболевшей проблемы. Но, надлежащей активной реакции со стороны госорганов не последовало.

В сложившейся ситуации появление проекта постановления Правительства России «Об улучшении качества очистки сточных вод» ни сколько не удивило меня и моих коллег по водоканалам страны.

Напротив – подтвердило тот факт, что доводы научного и профессионального сообществ не слышат, не принимается в расчет опробированный международный опыт по устойчивому экономическому развитию стран с одновременным решением задач по охране окружающей среды.

Тем не менее проект постановления существует и обсуждается в профессиональных кругах.

Мы попытались сделать прогноз развития событий в случае принятия этого постановления. Картина не очень хорошая.

1. Постановление спровоцирует резкий рост тарифов на очистку сточных вод для населения городов после 2014 года. Для Москвы – на 23%, Нижнего Новгорода – 180%, Уфы – 187%, Мурманска – 256%. В результате услуги по водоотведению могут оказаться попросту недоступными для большинства населения нашей страны.

2. Заложенные водоканалами средства на выполнение природоохранных мероприятий по строительству или модернизации сооружений, как раз, которые и улучшают качество очистки стоков, пойдут не на это строительство, а будут перераспределены в счет уплаты экологических платежей потому, что сразу улучшить качество очистки, за предоставленные пять лет будет невозможно.

Например! Мосводоканал финансирует природоохранные мероприятия по внедрению новых технологий, реконструкцию сооружений и сетей в среднем на 4,5 млрд. рублей ежегодно.

При сегодняшнем ежегодном экологическом платеже предприятия в несколько сотен миллионов рублей, после 2014 года Мосводоканал будет платить - около 7 млрд.рублей. То есть все! средства запланированные на природоохранные мероприятия будут уходить на уплату экологических платежей. И это притом, что предприятие очищает 100% сточных вод Московского мегаполиса. А как быть другим водоканалам, которые не могут себе позволить производить стопроцентную очистку?

При этом, если водоканалы будут уплачивать огромные экоплатежи, снимать их с модернизации своих сооружений, будет естественным образом возрастать износ производственных фондов. А мы знаем, что износ основных фондов водоканалов по стране на сегодняшний день достигает - 80 %.

В итоге мы можем придти к очередному невыполнению нормативов качества очистки стоков и росту загрязнения окружающей среды, а значит, не достигнем результата, который от нас требует государство.

Но, критиковать постановление можно до бесконечности. Надо предложить альтернативу!

В качестве альтернативного варианта мы предлагаем взять за основу западную модель построения здоровой системы улучшения экологии водных объектов:

  • перейти наконец-то на систему нормирования, которая будет основана на наилучших природоохранных технологиях и поэтапном достижении качества сточных вод;

  • создать механизмы экономического стимулирования природопользователей путем предоставления права зачитывать при уплате экологических платежей суммы, затраченные на внедрение новых технологий;

  • и, наконец, закрепить взвешенную систему ответственности природопользователей за несоблюдение нормативов очистки сточных вод, в которой могут быть использованы жесткие подходы, предложенные постановлением.

Эти меры необходимо закреплять только в комплексе. Без отрыва друг от друга: 1.Система нормирования. 2.Экономическое стимулирование. 3.Ответственность. И никак по другому. Только в комплексе.

Реализация такой комплексной модели позволит обеспечить баланс интересов государства и природопользователей, обеспечит и улучшит экологию водных объектов в стране.

Да, это потребует времени!

Но, смею полагать, что России пора переходить во всех своих сферах от революционного к эволюционному пути развития. Не надо строить иллюзии, что только административно-командными, разовыми методами, построением чрезвычайно жесткой для природопользователей системы администрирования платы, можно добится улучшения экологической обстановки в стране.

Поэтому, предлагается внести в резолюцию данной международной конференции, обращение к Министерству природных ресурсов и экологии России, как разработчику проекта постановления, не делать ошибок предыдущих лет и максимально взвешенно подойти к своему варианту решения наболевшей проблемы с учетом апробированного международного опыта.

В свою очередь, мы, специалисты Водоканалов, совместно с ведущими российскими учеными, готовы принять самое активное участие в построении современной экологической политики России.

Спасибо за внимание!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общая характеристика учреждения 3 раздел 2

    Документ
    Государственное образовательное учреждение города Москвы Московский детский эколого-биологический центр (МДЭБЦ) является государственным учреждением дополнительного образования детей, работающим в области эколого-биологического образования,
  2. Тэк сегодня четверг, 5 февраля 2009 г. Содержание

    Документ
    Известия (Москва), N019, 5.2.2009 ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МЮНХЕНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ВОЛЬФГАНГ ИШИНГЕР: БУДЕМ ОБСУЖДАТЬ И РАСШИРЕНИЕ НАТО, И ГАЗОВЫЙ КОНФЛИКТ, И ПРО 37
  3. Российские сми о мчс мониторинг за 29 Март 2012 г (5)

    Руководство
    В аварии на трассе Челябинск – Екатеринбург произошло ДТП, 5 человек погибли Среди погибших трое детей (Информационное агентство «Новый регион - Россия», 20.
  4. Российские сми о мчс мониторинг за 11 Июль 2012 г (2)

    Руководство
    В аварии на трассе Челябинск – Екатеринбург произошло ДТП, 5 человек погибли Среди погибших трое детей (Информационное агентство «Новый регион - Россия», 20.
  5. «Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление зданий бывшей городской усадьбы XVIII-XIX вв. (г. Москва, ул. Волхонка, д. 8, строения 3-6) под вторую очередь Музея личных коллекций»

    Документ
    на выполнение полного комплекса работ по объекту «Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление зданий бывшей городской усадьбы XVIII-XIX вв.

Другие похожие документы..