Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Викторина'
Перро «Спящая красавица» 15)Поэма А.С. Пушкина «Цыганы» 1 )Комедия А .П Чехова «Чайка» 17)Повесть Н.В Гоголя «Сорочинская ярмарка» 18)Новелла П....полностью>>
'Документ'
Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (далее - Агентство), в 2008 году участвовало в 8 судебных процессах, из них в ...полностью>>
'Документ'
Мета і завдання розробки і впровадження даного протоколу - поліпшення якості надання медичної допомоги при виникненні епілептичного статусу у дітей, ...полностью>>
'Документ'
Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы репродукции: от планирования беременност...полностью>>

Конспект лекций мой и Никиты по зоопсихологии. К. Э. Фабри «Основы зоопсихологии»

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВОПРОСЫ и ответы К ЭКЗАМЕНУ ПО ЗООПСИХОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Список использованной литературы:

  • Какие-то лежащие в интернетах ответы на вопросы

  • Конспект лекций мой и Никиты по зоопсихологии.

  • К.Э.Фабри – «Основы зоопсихологии»

  • Хрестоматия по зоопсихологии сравнительной психологии (под ред. Мешковой и Федорович)

  • Хрестоматия по курсу введение в психологию (под ред. Е.Е.Соколовой)

  • Ю.Б.Гиппенрейтер – «Введение в общую психологию»

  • Большой психологический словарь (под ред. Б.Г.Мещеряковой и В.П.Зинченко)

  • Конспект лекций по антропологии

1. Понятие «окружающего мира» (die Umwelt) Якоба фон Юкскюля. Проблема объективного изучения и интерпретации поведения животных.

Мы, жалкие ничтожные людишки, чтобы самоутвердиться, считаем себя царями природы, венцами творениями и идеальными животными. Когда животные что-то не умеют, а мы умеем, то смотрим на них снисходительно, как на недоразвитых по сравнению с нами. Как говорил Артемий Лебедев «Вы ведете себя как типичный дизайнер в нашей стране — вам что-то показалось, и вы решили, что это неебически крутая мысль, за неврубание в которую все объявляются идиотами». Вот так же и с учеными. Им и в голову, зачастую, не приходит мысль, что животные могут уметь что-то, что не умеем мы. Ученые 150 лет не могли понять, как ориентируются летучие мыши. Разгадка оказалась не такой уж сложной – ультразвук (100000 колебаний в секунду). Но мы не воспринимаем ультразвук, он не является для нас специфической стимульной энергией, на которую мы реагируем, поэтому даже и в мыслях не было никакого ультразвука. Мы бы скорее предположили, что летучие мыши обращаются к вселенскому разуму путем раскрытия седьмой чакры и обмена энергией посредством Мескалито. Но из-за того, что мы можем воспринимать одни стимулы, а животные – несколько другие, зоопсихология порой тормозит до ужаса. Поэтому Якоб фон Юкскюль вводит понятие die Umwelt – та часть мира, которую животное способно воспринимать и на воздействие которого оно способно реагировать. Метафорически умвэльты можно изобразить такими кружочками:

Из-за несовпадения умвэльтов разных видов и антропоморфизма можно неправильно интерпретировать результаты экспериментов, ибо когда мы хотим сказать, что животное реагирует на нужный нам стимул, то можем просто не учесть другие стимулы, из которых животное извлекает информацию.

2. Предмет и задачи зоопсихологии и сравнительной психологии. Методы исследования и основные парадигмы.

По мнению К.Э.Фабри, объект зоопсихологии (animal psychology) – психическая деятельность, и пытается сформулировать «предмет зоопсихологии как науки о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания». Короче говоря, по Фабри, предмет зоопсихологии – это психика. Вы не удивлены? А что еще ждать от фаната А.Н.Леонтьева. Но Фабри наиболее адекватен, так что будем слушать его. Кроме Фабри зоопсихологией занимались американские бихевиористы. В Европе обычно исследование поведения животных велось в рамках этологии

Сравнительная психология (comparative psychology) – наука о закономерностях, происхождении и развитии психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности. О том, насколько все эти социальные надстройки влияют на человека или животное. Метод прост: берем обезьянку (шимпанзе, например) и воспитываем как человеческого ребенка. Смотрим результаты. Она так и не научилась говорить. И логично, ибо связок нету. Поэтому учат знакам. И когда появляется что-то более-менее связное (даже если это вполне вероятное статистическое отклонение), то люди начинают срать кирпичами и разводить мировую сенсацию из-за того, что какая-то обезьяна связала два знака «собака» и «уйди» и показала их собаке. Вот какая замечательная наука..

А вообще зоопсихология и сравнительная психология часто путаются между собой. Достаточно зайти на википедию и набрать в поиске зоопсихологию. Если попробуем англоязычный вариант страницы, то нас отправят на comparative psychology. Оттуда на немецкую страницу и нам выдадут опять зоопсихологию.

3. Предмет и задачи этологии. Основные понятия, методы исследования и основные парадигмы.

Итак, мы познакомились с этологией, зоопсихологией и сравнительной психологией. Так чем же они отличаются друг от друга? Понятно, чем различается зоопсихология и сравнительная психология, но чем от них отличается этология? Про это все написано столько всякого бреда…

Если объединить всю-всю информацию, то окажется, что зоопсихология и сравнительная психология это части психологии, а этология – часть биологии. Этология больше связана с анатомией, физиологией. Этология тоже занимается поведением, но поведением как фактор приспособления животных к условиям среды в ходе индивидуального развития и в процессе эволюции. Одновременно этолог стремится выявить также закономерности изменения поведения в ходе филогенеза и зарождения новых форм поведения.. Этология более известна в Европе, тогда как в США больше занимаются зоопсихологией и сравнительной психологией. Однако это не столько война до последней капли крови, сколько разные подходы, которые дополняют друг друга.

Основные понятия этологии:

Комплексы фиксированного действия (КФД) – четкая цепочка стереотипных предсказуемых действий. Запускаются при наличии суперстимула и достаточной специфической энергии действия. Без последней хоть убей ты животное суперстимулом, он не выполнит свой КФД. А если специфической энергии действия будет слишком много, то тогда КФД запустится без всяких суперстимулов.

4. Методы исследования психики животных.

Психика животных не наблюдаема непосредственно, также как и психика других людей. Поэтому исследовать психику можно только посредством поведения. Методы изучения поведения животных самые разнообразные, однако, их можно примерно разделить на лабораторные и опыты в естественных условиях.

К лабораторным экспериментам больше тяготеет зоопсихология и сравнительная психология, к опытам в естественной среде – этология. При этом в последнее время зоопсихология начинает отказываться от лабораторных условий, ибо животное в клетке, над которым издевается безумный экспериментатор – это вам не животное на свободе, а отдельный феномен. Самый старый метод – лабиринт. Изобрел его некий Смолл. Особенно этот метод любили Торндайк и Толмэн. Суть метода в том, что запущенное в лабиринт животное должно прийти к приманке, но путь к еде тернист и непрост. Животное (цыпленок, потом все чаще крыса) постоянно натыкается на тупики, особенно в первый раз. Однако затем оно перестает натыкаться, что и стало интересно. Например, более развитые животные (крысы) запоминали не последовательность правильных поворотов, а где расположена приманка (см. Когнитивные карты Толмэна). А если не подкреплять приманкой крыс, а потом начать подкреплять, то она будет даже немного более успешной, чем обычная всегда подкрепляемая на выходе крыса (см. Латентное научение). Еще один метод – метод обходного пути. Показываем приманку, она кажется такой близкой, но чтобы до нее добраться, нужно обойти преграду. А ведь не все обходят… Еще метод – дифференциальная дрессировка. Это как по овсу, только не ребенка подкрепляем милой чиксой и ее «Ку-ку», а животное едой. Попсовый вариант метода – выбор на образец. Так можно измерить пределы различения суть разностный порог. Ну, допустим… вырабатываем рефлекс у обезьянки на красный кубик (подкрепляем правильный выбор), а потом показываем этот кубик рядом с другими похожих цветов и вычисляем, может она различать небольшие оттенки цветов или нет. Следующий метод – метод проблемной клетки (ящика). Животное должно забраться или выбраться из клетки. Что я вам объясняю, пересмотрите фильм «Куб»… Да-да… Проблемный ящик.

Но все это методы изучения животных в немного несуществующих ситуациях. Как выход – анализировать неподкрепленную активность, исследовать траектории изучения крысами пространства, ходить в зоопарк и обогащать слонов…

5. Движение, поведение, психическое отражение, их характеристики и взаимосвязь.

Психика – форма отражения, которая позволяет животному адекватно ориентировать свою активность по отношению к объектам окружающей среды. По Фабри психическая деятельность – диалектическое единство психики и поведения. Без комментариев. Поведение – совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности, направленная на адаптацию к изменчивому окружающему мира. Поведение – первопричина психики, которая в свою очередь корректирует поведение.

6. Проблема возникновения психики. Критерии психического.

Это было еще на введении в психологию. Собственно, один из важнейших вопросов психологии, ибо иначе мы даже не будем знать, чем мы занимаемся. Спросят нас «А что такое психика и у кого она есть?», а мы будем смотреть в пол… А вопрос-то старый. Им философия ого-го сколько занималась. И вот к чему, с точки зрения А.Н.Леонтьева, она пришла:

  1. Панпсихизм – всё одушевлено. Всё-всё-всё, даже моя тряпочка для очков.

  2. Антропопсихизм – психикой обладает человек и только человек. Все остальные бездушные твари. В рамках таких позиций (по Фабри – крайне идеалистических) зоопсихологии вообще не может быть, т.к. мы получаем пустое множество в предмете нашей науки. По Леонтьеву и его друзьям – слишком узко

  3. Биопсихизм – всё живое – одушевлено. Довольно популярно в обыденном сознании («дерево живое, не ломай его, ему будет больно!»). Для Леонтьева слишком широко.

  4. Нейропсихизм – что обладает нервной системой, то имеет психику. По Леонтьеву – существует примат (преимущество) функции над органом. То есть тоже ему узковато немного.

А.Н.Леонтьеву всё это не понравилось, потому что ему нужно было строить психологию на основе марксизма-ленинизма нужно было сначала найти критерий психики, а потом уж говорить, у кого есть психика, а у кого нет. Вот и вспомнили про категории отражения и тому подобное. А отражение нам далеко не всегда надо. Чтобы тянуться листочками к солнцу, вовсе не нужно отражение. А вот чтобы реагировать на стимулы, которые непосредственно не являются необходимыми (абиотические стимулы), нам нужно отражать стимулы, которые будут сигналами. Таким образом, А.Н.Леонтьев выделил другой критерий психики, а именно:

  1. Способность реагировать на абиотические стимулы.

Гальперин посмотрел на это, а также на данные о том, что даже растения иногда так могут (мимоза, например). Решил подправить критерий своего кумира.

-А что у нас психика в теории деятельности?

-Ориентировочная функция деятельности!

-Тогда что должно делать существо, чтобы мы его могли назвать гордым обладателем психики?

-Ээээ… ориентироваться?

-Да! А кто у нас способен ориентироваться?

-Животные разные… Эээ…

-Ну, кому это нужно?

-Эмм… Кому это нужно, те и будут ориентироваться.

-Правильно! А значит, если кому-то надо ориентироваться, тот и будет обладать психикой!

-По-моему бред какой-то…

-Молчи, ублюдок.

Тут сразу отпадают растения. Остаются те животные, которые передвигаются, попадают каждый раз в уникальные ситуации и запрограммированных реакций которым недостаточно. Волк, прыгая на овцу, уже не может прыгать, как делал это как в прошлый раз. Тогда он перепрыгнет или недопрыгнет. А еще препятствия надо учитывать и множество других факторов. Вот здесь и нужна психика. И мы пришли к:

  1. Объективная необходимость психики

  2. Внешнее выражение эмоций (Платонов)

  3. Способность целенаправленно действовать в ситуации с учетом конкретных обстоятельств (Бернштейн, Вилюнас)

  4. Возможность научения (поздние бихевиористы)

7. Стадии эволюционного развития психики (по А.Н. Леонтьеву и К.Э.Фабри).

Бог советской психологии А.Н.Леонтьев так завещал потомкам:

Есмь 3 стадии развития психики:

  • Стадия элементарной сенсорной психики

  • Стадия перцептивной психики

  • Стадия интеллекта

К.Э.Фабри, апостол его, добавил:

  • Насчет стадии интеллекта Бог ошибся

  • Остальные две стадии делятся на низшие и высшую каждая

Между низшими и высшими стадиями возможны промежуточные уровни

Потом уже начали критиковать Фабри, стадию интеллекта все-таки объявили существующей (Бог не ошибается).

Что у нас получается:

А.Н.Леонтьев

К.Э.Фабри

Принято в настоящее время

С

Т

А

Д

И

И

Элементарная сенсорная психика

Низший уровень

Низший уровень

Высший уровень

Высший уровень

Перцептивная психика

Низший уровень

Низший уровень

Высший уровень

Высший уровень

Интеллект

Интеллект

На низшем уровне элементарной сенсорной психики у животных есть способность отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. На этом уровне уже есть элементарные формы индивидуального научения.

На высшем уровне элементарной сенсорной психики есть уже нормальное научение, возможность строить домики. На этой стадии застряли кольчатые черви, многощетинковые черви, полипы.

На низшем уровне перцептивной психики животные имеют целостный образ вещей, а на высшем – выделяются операции и много других вкусных фишек. Перцептивная психика начинается где-то с членистоногих. Высший уровень – это птицы и млекопитающие.

Важно помнить, что развитие психики не повторяет эволюционное развитие. То есть, если эволюционно вид более развитый, то это не значит, что и психика его более развита.

8. Общая характеристика низшего уровня элементарной сенсорной психики. Изучение научения у простейших.

На низшем уровне элементарной сенсорной психики у животных есть способность отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. Другими словами, мы можем говорить о наличии ощущения, но не можем говорить о наличии восприятия (отсюда и название – элементарная сенсорная психика). Такой психикой обладают простейшие (хотя, по Фабри, не все – некоторые инфузории шагнули на высшую ступень элементарной сенсорной психики) и некоторые простые многоклеточные. Под большим вопросом научение на этой стадии: огромное количество экспериментов, которые доказывали существование научения у простейших, огромное количество раз критиковались. Например: мы поместили наших туфелек в каплю воды. Одну половину капли заполнили кормом, другую нет. Половина с едой темная и холодная, половина без еды – светлая и подогретая. Еда закончилась, температура выравнена, а они остались в темной части, а на светлую не лезут. Ну чем не доказательство? А тем, что химизм воды при подогреве, видите ли, меняется. И хрен вам, а не доказательство научения!

Но Фабри говорит, что некоторое научение есть. Например, если поместить простейших в треугольную колбу, а через некоторое время устроить им новоселье в круглой колбе. Оно называется привыканием. И его не надо путать с утомлением: мы воздействуем на организм положительно, но не подкрепляем. Воздействуем, воздействуем, воздействуем. Ха! Он слабее реагирует! Нет, он просто истощен….

Да и еще: эта стадия характеризуется таксисами и кинезами. Это врожденные двигательные реакции навстречу хорошему и подальше от плохого. Кинез – ненаправленная двигательная реакция, которая зависит от интенсивности стимуляции

9. Общая характеристика высшего уровня элементарной сенсорной психики.

Более продвинутые товарищи уже имеют нервную систему. Правда, она отнюдь не такая как у шести миллиардов уродов на этой планете, но даже обладание нервной системой еще не говорит о высшей стадии. Радикальные ультраправые животные коловратки, например, хоть и обладают НС, но находятся на низшей стадии. Появляется утолщения нервной ткани в передней части тела – тонкий намек на мозг и даже зачаток восприятия у виноградных улиток. Она способна распознавать небольшие преграды и не натыкаться на них, а обходить. Но не более того. Уже есть медленное, но верное научение. Правда, ненадолго.

10. Поисковая активность и ориентировочная деятельность животных.

Поисковая активность определяется степенью пластичности поведения, при депривации возникает стереотипия. В отличие от поисковой активности, ориентировочно-исследовательская деятельность животных развивается только в случае, если остальные потребности удовлетворены. О-И Д направлена на исследование биологически нейтральных объектов.

11. Общая характеристика низшего уровня стадии перцептивной психики. Виды и особенности научения, особенности группового поведения, онтогенеза и общения у высших беспозвоночных животных.

Позволю здесь наглую копипасту:

«Общая характеристика:

• Ориентация поведения по отдельным свойствам предметов, но не по предметам как таковым. (Не знаю, откуда это взял автор, но… как-то это не очень логично, когда психика Перцептивная, а перцепции еще нет, вам не кажется? Фабри пишет, что предметное восприятие есть, но оно еще находится в подчиненном состоянии. То есть ориентация по отдельным свойствам предметов преобладает, но предметное восприятие все же есть.)

• Выраженный активный поиск положительных раздражителей, т.е. выражено положительное таксисное поведение.

• Ригидные, “запрограммированные” элементы преобладают, но при этом есть и накопление индивидуального опыта (только в определённых функциональных сферах).

• Новые категории инстинктивного поведения: групповое поведение, общение, ритуализация, агрессивность, территориальное поведение.

• Способность к элементарному абстрагированию (узнавание треугольника вне зависимости от размера). Ограниченность: только при еде у пчёл, только в лабиринте у муравьёв. (Примечание: То есть все самые крутые фишки проявляются в связи с видотипичной деятельностью)

• Облигатное научение (обязательно для каждой особи этого вида, доводка видоспецифического поведения). Аллело-миметическое поведение (подражание без научения, стимуляция видоспецифических действий). (Меня одолевают смутные сомнения…)

• Забота о потомстве по видоспецифическим программам.

• Орудийные действия (выравнивание входа в норку камешком у роющих ос, употребление листиков и комочков земли для переноса найденной еды у муравьёв). (Фабри говорит про факты орудийных действий осьминогов, но он признается, что это далеко не подтвержденный факт)»

Также надо отметить, что появляется «любопытство» и высокоразвитые манипуляционные и конструктивные способности. Головоногие даже научились контакту с человеком.

12. Предмет, задачи и основные понятие оперантного бихевиоризма Б.Скиннера.

Скиннер был типичным бихевиористом и мыслил категориями S-R. С его точки зрения, поведение вовсе не ограничено репертуаром безусловных рефлексов, животное активно, но если какие-то его действия подкрепляют, то он их выполнит еще раз с большей вероятностью (оперантная реакция). Считал, что люди независимы от прошлого опыта. Своей задачей ставил объяснить механизмы личности через подкрепление. Больше любил положительное подкрепление, чем отрицательное.

13. Общая характеристика высшего уровня стадии перцептивной психики.

Это всякие хордовые. Но не все, оболочники и бесчерепные находятся еще на элементарной сенсорной стадии.

Развивается факультативное научение, оно приобретает очень важную роль, происходит значительное развитие локомоции, манипулирования, комфортного поведения, перцептивных возможностей, коммуникации, органов зрения и пр.

14. Особенности научения и пластичности поведения у высших позвоночных животных.

Значительно повышается пластичность поведения животных и развивается научение. Быстро вырабатывается реакция на нейтральный раздражитель (для птиц достаточно около 10 проб), появляются «когнитивные карты» (смотри 40), умнеют зверюшки прямо на глазах. У птиц появляются игры, которые можно рассматривать как латентное научение (опять возвращайся к 40). У некоторых даже появляется интеллект! Эти могут обучаться посредством инсайта.

15. Антропогенетически значимые черты поведения и психики высших позвоночных животных.

16. Эксперименты по изучению «второго психологического плана», обманывания, самоузнавания у высших позвоночных животных.

Материал разнообразный, систематизировать сложно. Поэтому обойдусь копипастой

17. Эксперименты по обучению антропоидов искусственным языкам.

Окончились неудачей и провалом, хотя бы из-за особенностей строения человеческих голосовых связок. Обойдусь копипастой:

«Использования языка глухонемых для обучения человекообразных обезьян.

Супруги Келлак в 1971 году обучали обезьяну Оши. Супруги Примак в 1973 году обучали обезьяну Сару.

Современные проекты. Супруги Севидж-Румбо взяли группу обезьян, обученных языку-посреднику, и подсаживают к ним детёнышей.

Любое рефлекторное движение у обезьян можно закрепить с 1-2 сочетаний. “Изобретение” средств: видит корм, старые движения не действуют, тогда обезьяна начинает выдумывать что-то своё, и каждый раз надо выдумать что-то новое. Так можно выработать жест у обезяны.

Уланова учила макак знакам, сигнализирующим о потребности в разных видах еды. Приучение животных складывать пальцы определённым образом. Для обучения знаку требовалось от 152 до 576 опытов.

Шимпанзе можно научить использовать названия предметов. Они в состоянии создать словарь больше чем на 100 слов и даже составлять новые фразы. Обезьяну Лану научили составлять предложения из пластмассовых символов для получения еды (пожалуйста машина дать банан). Обезьяну Сару научили делать соответствия между едой (яблоко, банан) и пластиковым знаком (@ называется яблоко….@ не называется банан).

Проблема обучения обезьян языкам разрабатывалась ранее, чем с 60х годов:

60-е: Слан изучал языки-посредники

70-е: Примаки изучали язык жетонов

90-е, центр Иеркса: на клавиатуре - 20 знаков, обезьяна с помощью компьютера строила предложения.

93-99: Севидж-Румбо

Употребление слов связано не с едой, а с побуждением людей к действию. Обезьян видит 5 игрушек, идет в другую комнату с компьютером и нажимает на нужную игрушку, затем ей ее дают.

60-е: Хаккетт, американский лингвист, предложил 7 ключевых свойств человеческого языка:

Перенос усвоенного жеста для обозначения категории предметов

Это собака ---> перенос на любую собаку, лай, картинку…

Существуют обобщающие категории: фрукты, посуда, еда.

Наиболее плодотворное время помещения в языковую среду - 10 мес.

Изобретение новых знаков. Словотворчество.

Оша: лебедь - вода птица, поводок - веревка и движение вокруг шеи.

Что они выделяют в этих предметах? Они выделяют общие свойства, если Оша сравнивает свойства поводка и веревки.

Потолок обезьян: Те знаки, которые они изобретают, – иконические, т.е. структура знака похожа на предмет.

Индексные - для обозначения целого выделяется его часть. Символических знаков обезьяны не изобретают.

Способность к комбинированию знаков, продуктивность.

Оша: 15-20 знаков - начала складывать предложения.

90-е: исследования естественного языка шимпанзе в природе - обнаружен "долгий крик" содержит всегда ограниченное количество фонем, он меняется не за счет увеличения фонем, а за счет перемены их местами.

Различия в строении левого и правого полушарий найдены только у человека и человекообразных обезьян.

Перемещаемость (возможность передавать информацию о событиях будущего и прошлого)

Оша: когда за забором злая собака - знак "нет".

Знаки используются для наименования предметов и как средство воздействия на человека, знак для обозначения.

Шерман – когда обезьян нажимал на апельсин, ему давали апельсин; когда хотел есть - он нажимал на апельсин, вместо того чтобы сразу его съесть.

Культурная преемственность

Оша обучала приемного ребенка, если он хотел апельсин - Оша подходила и складывала его пальцы знаком.

Взаимозаменяемость. Использование языка для общения друг с другом

Между собой лишь о еде. Оша иногда разговаривала сама с собой. Проблема самоидентификации обезьян: те, что выращивались людьми, относят себя к людям

Итог:

- употребление символов для обозначения слов (действия, эмоции (редко))

- категоризация окружающего мира (еда, вода, овощ)

- конструирование новых слов – слов иконического типа (пример: «нагрудник»-похлопать себя по груди)

- конструирование фраз (грамматическая структура соответствует английскому языку: субъект-действие-объект)

НО. Язык не интериоризируется. Знаки не становятся средством регуляции поведения.»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений за октябрь 2003 года (2)

    Бюллетень
    Транспо- рт и др Т.1.А-О/Пер.с нем.Гончаровой Е.М.,Здорик Т. Б.,Несытовой Н.Ю.и др.;Ред.Е.М.Гончарова.-М.:Издат. группа"Прогресс",1 .
  2. Российская академия естественных наук в. А. Ацюковский, Д. А. Буркович Науку спасут дилетанты Москва

    Документ
    В книге разъяснено, что слово «дилетант» имеет итальянское происхождение и означает человека, занимающегося наукой не по принуждению или по обязанности, а с удовольствием.
  3. Информационный бюллетень октябрь 2008 год

    Информационный бюллетень
    Деменев, А. Г., И. И. Мечников и Е. П. Аквилонов: проблема оптимизма (историко-философский анализ) : автореф. дис. канд. филос. наук / А. Г. Деменев.

Другие похожие документы..