Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Человек как личность формируется в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. Значимость группы для...полностью>>
'Документ'
1.1.1. Наставление по газодымозащитной службе Государственной противопожарной службы МВД России* определяет назначение, порядок организации и осущест...полностью>>
'Документ'
Основні тенденції розвитку суспільно-політичного руху в Україні у другій половині ХІХ – на початку ХХ ст. Громади. Створення політичних партій, їх пр...полностью>>
'Программа'
На обучение в магистратуру направления 050200.68 - Физико-математическое образование принимаются лица, имеющие документ государственного образца о вы...полностью>>

И ответах

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

К.И. Кирамова

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

В ВОПРОСАХ

И ОТВЕТАХ

УДК 008.2(075.8)

ББК 71я73

К43

Кирамова К. И.

К43 Культурология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: ТК

Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 208 с.

ISBN 5-98032-436-4

В учебном пособии изложены предмет, метод и функции культуры, раскрыты

ее типы и формы. Рассмотрены основные проблемы курса: что такое культура,

в чем ее отличие от цивилизации, почему рождается множество культур, как

они взаимодействуют друг с другом.

Учебное пособие соответствует государственному образовательному стандарту

высшего профессионального образования Российской Федерации. Изложение

материала в виде вопросов и ответов позволит быстро и успешно подготовиться

к экзамену и зачету по данному предмету.

Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также всех интересую

щихся культурологией.

УДК 008.2(075.8)

ББК 71я73

Учебное издание

Кирамова Ксения Ильдусовна

КУЛЬТУРОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Учебное пособие

Подписано в печать 28.11.2003. Формат 60x90 7

16.

Печать офсетная. Печ. л. 13,0. Тираж 5000 экз. Заказ № 6332

ООО«ТК Велби»

107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.

Отпечатано с готовых диапозитивов в филиале Государственного

Ордена Октябрьской революции, Ордена Трудового Красного Знамени

Московского предприятия «Первая Образцовая типография»

Министерства Российской Федерации по делам печати,

телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

115114, Москва, Шлюзовая наб., 10.

ISBN 5-98032-436-4

Глава 1

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Что такое культура?

По подсчетам американских исследователей А. Кребера

и К. Клакхона, с конца XIX и до середины XX столетия наука накопила

около 200 определений понятия «культура». И число таких

определений продолжает расти. Это неудивительно, ведь понятие

культуры используется многими науками, в каждой из

которых оно может иметь специальное значение, как, скажем,

в этнографии и археологии. Однако основная причина такого

разнообразия подходов — в сложности, динамизме, многоуровневом

характере самого феномена культуры.

Понятие «культура» прошло довольно длинный путь исторического

развития. Латинское слово cultura первоначально употреблялось

прежде всего в значении «возделывание, обработка

земли». Римский философ и оратор Марк Туллий Цицерон (I в.

до н. э.), очевидно, первым использовал это слово в качестве метафоры,

говоря о «возделывании» души человека, о воспитании

и личном совершенствовании.

Предметом специального изучения культура становится только

в Новое время. Именно тогда появилось важнейшее для определения

сущности культуры противопоставление: культуру начали

понимать как совокупность процессов, радикально отличающихся

от природных. Культуру как нечто «искусственное»,

созданное творческим усилием человека, противопоставили «натуральности

», естественности, стихийности природы. Позже

в классической немецкой философии культура понималась преимущественно

как духовное саморазвитие общества и человека.

Впоследствии понятие культуры расширили, включив в него материальный

аспект — практическую деятельность человека и совокупность

результатов этой деятельности.

Все многообразие определений культуры можно условно разделить

на несколько групп. К первой группе относятся описательные

определения. К примеру, Толковый словарь русского

языка обозначает культуру как «совокупность достижений человеческого

общества в производственной, общественной и духовной

жизни».

Во вторую группу входят определения, связывающие культуру

с традициями, с социальным наследием общества. Здесь культура

может пониматься как социальный опыт, передающийся от

поколения к поколению.

В третьей группе подчеркивается значение правил, организующих

поведение человека в обществе. Так, в энциклопедии

«Культурология. XX век» под культурой понимается «совокупность

искусственных порядков и объектов, созданных людьми

в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения

и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания

и символических обозначений материального мира».

Классическим считается определение культуры, предложенное

английским этнографом Э. Тейлором (1832—1917). Его суть

состоит в следующем: культура — это комплекс, включающий

знания, верования, законы, мораль, искусство, а также иные

способности и навыки, приобретенные человеком как членом

общества.

Что изучает культурология

и каково ее место в системе гуманитарных наук?

Культурология — одна из самых молодых, но тем не менее активно

развивающихся наук. Разумеется, культура изучалась и

раньше. Примерно до середины XIX столетия ее исследованием

занимались преимущественно философия и история, а позже —

этнография, антропология, филология. Одной из первых работ,

посвященных непосредственно культуре, была книга английского

историка Э. Тейлора «Первобытная культура» (1871). Однако

культурология в полном смысле появилась лишь в XX в.

Происхождение термина «культурология» обычно связывают

с именем американского ученого Л. Уайта. За последние два-три

десятилетия это название прочно закрепилось в России. Однако

в западной науке оно не прижилось. В Европе и Америке исследованием

культуры, понимаемой там преимущественно в социально-

этнографическом смысле, занимаются социальная и

культурная антропология, семиотика, лингвистика. В России же

культурология, до недавнего времени не считавшаяся самостоятельной

дисциплиной, теперь развивается очень активно. Таким

образом, эта наука все еще находится в стадии становления, поиска

своего предмета и методов, ее статус пока до конца не определен.

И все же можно уже достаточно определенно говорить о месте,

занимаемом культурологией в системе гуманитарных дисциплин,

и об ее специфике.

Было бы неверным отождествлять культурологию только с теорией

или философией культуры или же сводить ее к истории искусства.

Предмет культурологии не может быть исчерпан ни

одной из этих дисциплин в отдельности. Культурология, скорее,

некая синтетическая наука, возникшая на пересечении целого

ряда дисциплин: философии культуры, истории культуры, этнологии,

социологии культуры, культурной антропологии. Культурология

занимается изучением общих закономерностей возникновения

и развития культуры, проблем взаимодействия культур

между собой. Даже обращаясь к исследованию истории мировой

художественной культуры, культурология отмечает прежде всего

кризисные явления и процессы, сопровождающие умирание

культур и смену одного типа культуры другим.

Таким образом, «культурология ориентирована на познание

того общего, что связывает различные формы культурного существования

людей... Исторический и теоретический способы рассмотрения

форм культурного существования человека находятся

в культурологии в единстве. Исходя из такого понимания культурологию

можно рассматривать как знание о прошлой и современной

культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития»1.

В культурологии выделяют несколько основных подразделов:

1) философия культуры — культурологическая дисциплина,

занимающаяся разработкой проблем возникновения и развития

культуры, определением места культуры в мироздании. Следует

заметить, что некоторыми учеными, в качестве самостоятельного

раздела культурологии выделяется теория культуры. В таких случаях

в ее компетенцию входят вопросы о сущности и структуре

культуры;

2) социология культуры исследует реальное функционирование

культуры в целом или же составляющих ее субкультур, к примеру

массовой и элитарной; прослеживает динамику происходящих

в культуре изменений и реакцию на них различных слоев

общества;

3) история культуры исследует процесс развития мировой

культуры.

Иногда в качестве составляющих культурологии называются

психология культуры, изучающая своеобразие поведения человека

в рамках культурного поля и стремящаяся выделить культурно-

исторические типы личности, характерные для данного общества.

В западной науке активно развивается этнологическая

культурология, называемая иногда культурной антропологией. Ее

предметом является исследование традиций, обрядов, верований

и всего уклада жизни традиционных обществ. Филологическая

культурология изучает культуру через анализ письменных

текстов.

Какова структура культуры?

Для культуры как явления социального основополагающими

являются понятия культурной статики и культурной динамики. Первое

понятие описывает культуру в состоянии покоя, неизменности,

повторяемости; второе рассматривает культуру как процесс,

1 Левит С. Я. Культурология как интегративная область знаний // Культурология.

XX век: Антология. М., 1995. С. 654—655.

движение, изменение. К культурной статике можно отнести внутреннее

строение культуры и ее формы. К динамике относят те

средства и процессы, которые описывают метаморфозы культуры.

В культурной динамике можно выделить несколько основных

типов возникновения и существования феноменов культуры:

• кулътурогенез — процесс порождения новых форм культуры

и их вхождения в социальную практику;

• наследование традиций — процесс трансляции (т. е. передачи)

уже существующих в социальной практике явлений от одного

поколения к другому, а также отмирание явлений, утративших

социальную актуальность;

• диффузия культуры — процессы распространения образцов

культуры в пространстве и во времени, их заимствования и внедрения

в новые культурные системы;

• трансформация форм культуры — процессы их модернизации,

развития, а также деградации вплоть до исчезновения из социальной

практики;

• системная трансформация — процессы исторической изменчивости

целых систем культуры, такие как эволюция, волновая изменчивость,

распад, слияние и т. п., за время их существования.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что культура

имеет два измерения — материальное и духовное.

Материальная культура охватывает прежде всего сферу материального

производства и его продукты: дороги, транспорт, здания,

предметы быта, одежду, орудия труда, книги и т. п. Эти

предметы, созданные руками человека, выполняют определенную

функцию и представляют ценность для группы или общества.

Духовная, или нематериальная, культура включает в себя сферу

духовного производства и его результаты — религию, философию,

мораль, искусство, науку. Нематериальную культуру образуют

нормы, правила, образцы, законы, ценности, церемонии,

ритуалы, символы, мифы, идеи, обычаи, язык.

При всех существенных различиях материальная и духовная

культура неразрывно связаны между собой. Все материальное —

это некая реализация духовного, а это духовное невозможно без

материальной оболочки. Примером органического единства

этих составляющих культуры может служить архитектурное сооружение

— оно одновременно является и произведением искусства

и имеет утилитарное назначение.

Как СООТНОСЯТСЯ ПОНЯТИЯ «культура»

и«цивилизация»?

В повседневной жизни понятия культуры и цивилизации нередко

используются как синонимы. Эти понятия и в самом деле

близки. Однако, в строгом смысле, между культурой и цивилизацией

есть существенные различия.

Понятие цивилизации (от лат. civilis — «гражданский, государственный,

городской») появилось еще в античную эпоху как

определение качественного отличия античного общества от варварского

окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в.,

это понятие использовалось для характеристики высшей ступени

развития общества в цепочке «дикость — варварство — цивилизация

». В XX столетии под цивилизацией стали понимать также

локальные моно- и полиэтнические общности с выраженной

социокультурной спецификой. В противовес теории глобальной

эволюции всего человечества была выдвинута концепция «исторических

цивилизаций», проходящих путь от саморазвития до

саморазрушения. Историками и этнографами был выделен ряд

исторических цивилизаций: древнеегипетская, вавилонская,

греческая, римская, индийская, византийская, мусульманская,

средневековая, западноевропейская и т. п.

Заслуживает внимания позиция немецкого философа и историка

О. Шпенглера, автора книги «Закат Европы». Культура,

по мысли Шпенглера, на последних стадиях своего развития

перерождается в цивилизацию. Цивилизация следует за культурой,

писал Шпенглер, «как ставшее за становлением, как

смерть за жизнью, как неподвижность за развитием». Культура

— живой развивающийся организм, она дает простор для

творчества, для развития искусства. Цивилизация же, по мнению

философа, приносит с собой господство бездушного интеллекта

и техники.

Сегодня в научном мире понятие цивилизации используется

в основном в двух значениях:

1) цивилизация — это историческая эпоха, пришедшая на смену

варварству и знаменующая высший этап развития общества.

В этом случае можно сказать, что культура появилась раньше цивилизации.

К примеру, правомерно говорить о древнеиндийской

цивилизации или цивилизации майя, в то время как к первобытнообщинному

строю вряд ли можно применить понятие цивилизации.

Основными признаками перехода к цивилизации считают:

образование государства;

возникновение письменности;

отделение земледелия от ремесла;

расслоение общества на классы;

появление городов;

2) цивилизация — это локальная межэтническая общность,

которая формируется за счет общей исторической судьбы и длительного

и тесного культурного взаимодействия народов. В этом

случае культура как совокупность норм, традиций, символов,

как специфический набор способов социальной практики конкретного

исторического сообщества выступает в качестве признака,

отличающего одну цивилизацию от другой.

Каковы основные функции культуры?

Одной из важнейших функций культуры является познавательная,

или гносеологическая, функция. Эта функция культуры

подразумевает обеспечение познания человеком окружающего

мира и формирования представлений, верований, идей.

В качестве следующей функции культуры следует назвать

преобразование и освоение мира. Эту функцию именуют креативной

(от лат. creatio— «созидание»).

Коммуникативная функция включает в себя передачу информации

на всех уровнях: посредством устной или письменной

речи, с помощью технических средств связи и т. д. Без общения

невозможны ни общество, ни культура.

Сигнификативная функция культуры подразумевает приписывание

предметам и явлениям значения, ценности. К примеру,

«звездное небо над головой первобытного человека не имело никакого

значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой круг

мифологических представлений, не составил небесных карт, помогающих

в мореплавании, не создал астрономических теорий и

не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры

»1. Благодаря своей сигнификативной функции культура является

осмысленным представлением о мире, выраженным в какой-

либо форме, будь то миф или философская система.

Нормативная функция культуры заключается в создании общественных

норм, правил поведения человека. Формы этих

норм различны: это обычаи и традиции (системы обычаев, распространяющие

свое влияние на достаточно долгий период времени),

этикет, конституционные законы. Из этих и других элементов

образуются более крупные комплексы норм — мораль,

право, идеология.

Еще одной немаловажной функцией культуры является релаксационная

функция (от лат. relaxatio — «расслабление»). Эта

функция подразумевает физическое и психическое расслабление,

разрядку. Для того чтобы снять коллективное напряжение,

недостаточно индивидуальных средств разрядки — смеха, плача,

крика, исповеди и т. д. Для этой цели служат стилизованные

формы снятия напряжения — ритуалы, праздники, увеселения.

Кравченко А. И. Культурология. М., 2001. С. 20.

Глава 2

РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О КУЛЬТУРЕ

Каким образом эпоха Возрождения

подготовила развитие науки о культуре?

Термином «Возрождение», или «Ренессанс», обозначают культуру

Европы XIII—XVI столетий. Как эпоха европейской истории

Возрождение отмечено множеством знаменательных событий,

способствовавших постепенному разрушению сложившегося

в Средние века комплекса представлений о мире. В числе этих

событий — укрепление экономических и общественных вольностей

городов, духовное брожение, приведшее в итоге к Реформации

и Контрреформации, Крестьянская война в Германии, формирование

абсолютистской монархии, начало эпохи Великих

географических открытий, изобретение европейского книгопечатания,

открытие гелиоцентрической системы в космологии

и т. д. Среди наиболее значительных фигур эпохи, поспособствовавших

развитию «протокультурологической» мысли, следует

назвать поэтов Данте Алигьери и Франческо Петрарку, философов

Леонардо Бруни, Николая Кузанского.

Возрождение как новый жизненный уклад и новое мировоззрение

пыталось противопоставить себя Средневековью. Однако

в действительности достижения предшествующей Ренессансу

«темной» эпохи были синтезированы с возрожденными традициями

и идеалами античности.

Ренессансной культуре свойствен антропоцентризм. В центр

мироздания была поставлена личность, наделенная в отличие от

природного мира моральной свободой и способная самостоятельно

строить свою судьбу. Человек, подобно скульптору или

архитектору, должен постоянно «творить себя» — только так он

сможет выполнить свое высокое предназначение «быть человеком

». Возможность творчества, в Средние века воспринимавшаяся

как исключительная характеристика Бога, перенесена теперь

на человека. Так появляется характерный для Возрождения

культ творческой личности: человек воспринимает себя демиургом,

творцом, богоподобным.

Ренессансные мыслители делают средоточием своих размышлений

проблему духовного творчества, которое, охватывая

все сферы бытия, тем самым доказывает право человека называться

«вторым богом» или «как бы богом», Личность утверждает

себя, подчеркивая творческую природу человеческой самобытности,

— в этом видели истинное величие человека Данте

и Петрарка. При этом творчество — поэзия, живопись, зодче

ство, ваяние — приобретало сакральный оттенок, творец становился

теургом, магом.

Обращение каждого к рангу человеческого достоинства, воспитание

«нового человека» осознавалось как главная задача эпохи.

При этом средневековой университетской учености, ориентированной

на толкование доктринальных текстов, противополагают

ренессансную идею humanitas. Это латинское слово

можно перевести буквально как «человечность», от него происходит

понятие гуманизма — одного из важнейших принципов ренессансной

культуры. В этом слове, позаимствованном у Цицерона,

гуманисты видели наилучшее определение отличия своего

времени от Средних веков. Его понимали как особое свойство

человека, которое «определяет человеческое достоинство и влечет

к знанию». Аналогом humanitas может служить греческое слово

paideia («воспитание»), которое считают античным соответствием

более позднему понятию культуры.

Комплекс гуманитарных дисциплин, способствующий воспитанию

человеческого в человеке, получил название studia

humanitas. К числу таких дисциплин относили философию, риторику,

грамматику, историю, поэзию, этику. Именно в этой

сфере «свободных искусств» видели выражение подлинной сути

человеческой деятельности. Humanitas в ренессансном представлении

подразумевает не только овладение античной мудростью,

чему придавалось огромное значение, но также самопознание и

самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое,

ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии

идеальной virtu («добродетель, доблесть»).

Эпоха Возрождения явилась значительным этапом в философском

осмыслении культуры. Собственно говоря, слово

«культура» в современном значении в то время еще не использовалось.

Но гуманисты «уже стали служителями того, что ныне мы

называем «культурой». Или, другими словами, служителями греческой

«пайдейи», все больше обращающейся в «культуру»'.

Творческая деятельность человека, его созидательная активность

были осознаны гуманистами как фундамент культуры. Под

культурой стала пониматься особая, специфическая человеческая

деятельность, зафиксированная в предметах искусства,

мысли, социальной и политической жизни.

Как понималась культура

в философии XVII столетия?

XVII столетие не без основания называют «Веком разума». Рационализм,

культ разума, характерный для XVII в., возник отчас

Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998. С. 28.

10

ти как реакция на кризис Возрождения с его художественно-практической

направленностью. Среди других факторов, способствующих

изменению мировоззрения, следует назвать распространение

и усиление позиций протестантизма, ориентированного на

рациональную деятельность, а также успехи естествознания, достигшего

невиданных прежде высот.

Показателем перехода к Новому времени был распад старых

социальных порядков, форм общественной жизни и вместе

с ними — оправдывающего их сознания. Прежняя философия

подверглась критике за ее практическую бесплодность, за ее неспособность

выработать единую достоверную истину. Мыслители

Нового времени отказались от опоры на авторитеты и традиции,

стремясь выстроить здание новой философии на фундаменте

«естественного разума», которым, как считалось, в равной

мере наделены все люди.

Истинным мыслилось лишь то, что было удостоверено собственным

разумом человека. В этой ситуации большинство философов

подвергали критике культурно-историческую традицию.

Даже бывшие оппонентами теоретик эмпиризма Джон

Локк (1632—1704) и рационалист Рене Декарт (1596—1650) рассматривали

традицию как «предрассудок», замутняющий разум

и препятствующий самостоятельному поиску истины, а потому

пагубный. Признать традицию и подчиниться ей — значит предпочесть

чужое мнение собственному, отказаться от своего разума

и свободы. Декарт призывал подвергнуть сомнению все прежние

знания, освободить воображение человека от всего, привнесенного

извне.

Английский философ Френсис Бэкон (1561—1626) известен

своей критикой «идолов», или «призраков», т. е. заблуждений,

предрассудков, заимствованных человеком извне или внутренне

присущих ему.

Однако поиск истины мыслился возможным лишь при наличии

определенного метода, т. е. способа применения познавательных

возможностей человека. Поэтому главной задачей

философии стала разработка этого правильного, эффективного

метода.

Таким образом, философия XVII в. стремилась очистить разум

от предрассудков и усовершенствовать его при помощи

определенных методических правил. А при проецировании этих

идей в область морали познающий разум объявлялся способным

и даже обязанным контролировать эмоционально-волевую сферу

жизни. Культура на этом этапе понималась не как объект;

а как качество «окультуренного» разума и процесс его «культивирования

». При этом считалось, что очищение и «культивирование

» разума — это не только средство углубления научного познания,

но и «рецепт» совершенствования личности и всего общества.

11

В чем специфика

просветительской модели культуры?

Термином «эпоха Просвещения» обозначают широкое философское

движение, которому принадлежала ведущая роль

в идейной жизни Европы и США в XVIII—середине XIX в. Просвещение

было наследником и продолжателем начинаний рационального

XVII в. Но если героем XVII столетия был суверенный

субъект, совершенствующий свой разум и в поиске истины опирающийся

на собственные силы, то в веке XVIII уже появилось

«разделение на тех, кто распространяет ранее добытые истины, и

тех, кто эти истины воспринимает и усваивает». Само название

«Просвещение» указывает на решающую роль образования, воспитания,

формирования. Именно эти понятия стали фактически

синонимами культуры.

Пытаясь путем критики «предрассудков» сформировать новые

культурные образцы, Просвещение по-новому переосмысливает

культурный опыт прошлого. Переоценке этого опыта

способствует и то, что исследователям становится доступен новый

материал. Помимо изучения древних текстов, осуществлявшегося

со времен Высокого Средневековья и Возрождения,

в поле зрения ученых попадают археологические памятники,

произведения народной культуры, подробные описания культуры

отдаленных стран, сделанные путешественниками.

Просветителями культура понималась как целостное, при

всем своем разнообразии, поле человеческой деятельности. При

этом культура, понимаемая довольно широко, включала в себя и

экономическую, и политическую жизнь общества. Просветители

стремились к разработке всеохватывающих систем в различных

областях: «Всеобщая наука» итальянского мыслителя Джамбаттисты

Вико (1668—1744), попытки построения всеохватывающих

теорико-исторических конструкций в философии. Эти тенденции,

процессы затронули и развитие культурфилософского знания.

Для эпохи Просвещения было характерно стремление к построению

общей теории культуры.

Просвещение стремилось к целостному восприятию культуры

человечества, которая понималась как продукт деятельности

человеческого разума. Однако сразу же обнаружилась невозможность

гармонического единства в мире и в человеке «природы» и

«культуры». Заслуживает внимания концепция культуры французского

мыслителя Жан Жака Руссо (1712—1778). В отличие от

большинства просветителей, видевших в развитии наук и искусств

основу социального прогресса, Руссо считал, что подъем

культуры во все времена неизбежно приводил к распространению

роскоши, а следовательно, и к упадку нравственности. Философ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ответы на тест по экономике

    Документ
    Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая процессы, происходящие на уровне национальной экономики в целомМанипуляции с государственными расходами и налогами для достижения желаемого равновесного уровня дохода и производства
  2. Ответы к тестам для 9 классов

    Документ
    А – Светлая окраска способствует отражению тепла, и таким образом светлоокрашенные особи рептилий оказываются в невыгодной ситуации с позиции получения тепла, когда это лимитирующий фактор.
  3. Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания-семинара ответственных секретарей приемных комиссий вузов

    Семинар
    Ответ. В соответствии с Порядком приема вузами принимаются документы государственного образца об уровне образования. Документы государственного образца выдаются аккредитованными общеобразовательными учреждениями, т.
  4. Ответы кандидатского экзамена по философии биологи и медики группа бушева с. А. 2010/2011 уч год (1)

    Документ
    3.Древнегреческая наука. Греческий полис и агональный дух. Афины и Александрия как научные центры. Критическая аргументация, проблема и способы обоснования знания.
  5. Ответы на билеты по курсу Античной Литературы

    Документ
    Города возводились на возвышенности, а вокруг была долина, где выращивались продукты => каждый город независим => нет единства мнений => мифы различны
  6. Ответ на клевету под названием

    Реферат
    Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение.

Другие похожие документы..