Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
К консолидированной теории социального конфликта можно было бы идти таким путем: выделить некоторые главные концепции из "классической" соц...полностью>>
'Документ'
В деятельности классного руководителя форма воспитательной работы с коллективом класса является той первичной клеточкой, из которой складываются будн...полностью>>
'Документ'
Ульяновская область презентовала региональный опыт по созданию промышленных зон в рамках Второго международного форума "Индустриальные парки - 2...полностью>>
'Доклад'
Доклады международного симпозиума «Знание и общество» (IV Российский философский конгресс, 24-28 мая, Москва) под редакцией И.Т. Касавина. М., Канон+...полностью>>

И ответах

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин, П. В. Анненков, В. Г. Белинский,

А. И. Герцен, Н. П. Огарев и др.

190

Оппоненты западников — славянофилы, — напротив, призывали

к более внимательному отношению к национальным корням

и традициям, к изучению и выдвижению на первый план

русской самобытности. Славянофилы полагали, что до Петра I

Русь развивалась естественно и гармонично. Петровские же преобразования

и привнесенная ими новая европейская культура

раскололи русское общество, прежде «проникнутое одним духом

». По мнению славянофилов, народ, крестьянство сохранило

древние традиции русской жизни и культуры. Высшее же общество

— дворянство и чиновничество, — стремясь во всем подражать

Европе, переняло лишь внешние формы западной культуры,

не постигнув ее внутренней сущности. Если западники

считали, что решающую роль в организации народной жизни

сыграло государство, то славянофилы видели основу прошлого,

да и зерно будущего, в крестьянской общине. Помимо общины,

важнейшей составляющей русской самобытности мыслилось православие.

Среди славянофилов было немало литераторов и религиозных

философов: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские,

А. С. Хомяков и др. Многие славянофилы также выступали

за отмену крепостного права, нередко — с сохранением

монархии. Близки к славянофилам были В. И. Даль, Н. А. Островский,

Н. Я. Данилевский и др.

Очевидно, вечный конфликт индивидуалистических и коллективных

ценностей, старого и нового в культуре проистекает

уже из особого положения Российского государства. Русский

философ и историк Н. А. Бердяев писал, что «русский народ есть

не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть

целая часть света, огромный Восток-Запад, она соединяет два

мира. И всегда в русской душе боролись два начала — восточное

и западное»1. Поэтому полемика западников и славянофилов

была не просто частным эпизодом в развитии общественной

мысли — в такой форме в XIX в. решались эти извечные вопросы,

на протяжении всей русской истории будоражащие умы интеллигенции.

К тому же поиски истоков русской культуры и путей

ее дальнейшего развития свидетельствовали о становлении национального

самосознания.

Вопросы эти, пусть в несколько модернизированной форме,

не утратили актуальности до сих пор. И сегодня не угасают споры

в отношении того, за кем следовать — за Востоком или за

Западом, какого пути в экономике придерживаться — рыночного

или какого-то иного, какие ценности заложить в основу

образования — общечеловеческие (понимаемые прежде всего

как протестантские) или самобытные, главным образом православные.

Цит. по: Пигалев А. И. Культурология. Волгоград, 1999. С. 290.

191

Россия, подобно маятнику, периодически обращается то к одним,

то к другим ценностям: вслед за увлечением одной крайностью

следует переход к другой. Поверхностное соприкосновение

с западноевропейской культурой сменяется столь же неглубоким

возрождением национальной самобытности. Поскольку эта проблема

так и не была разрешена до конца, она обречена возникать

все снова и снова1.

Каких высот достигла русская литература

конца XIX—начала XX в. ?

С 90-х гг. XIX в. отечественная культура переживает мощный

подъем. За короткий отрезок времени русская культура породила

целую плеяду выдающихся личностей — философов, архитекторов,

художников, композиторов и театральных деятелей. Эта

эпоха небывалой творческой активности получила название «серебряный

век» (90-е гг. XIX в.—1917 г.). Особого расцвета достигла

в эти годы литература. Ей удалось достичь высот, сопоставимых

лишь с пушкинским «золотым веком».

Конец XIX столетия связан еще с деятельностью великого

классика русской прозы Льва Николаевича Толстого (1828—

1910). На рубеж столетий приходилось творчество Александра

Ивановича Куприна (1870—1938), Антона Павловича Чехова

(1860—1904), Ивана Алексеевича Бунина (1870—1953) и др.

Однако особых высот достигла в это время русская поэзия,

прославленная именами К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, Н. С. Гумилева,

М. И. Цветаевой и многими другими. Поэты «серебряного

века» в отличие от своих предшественников обратили особое внимание

на литературу Запада. Своим ориентиром они избрали новые

направления — эстетизм О. Уайльда, пессимизм А. Шопенгауэра,

символизм Ш. Бодлера. Одновременно деятели «серебряного

века» по-новому взглянули на наследие русской культуры.

На рубеже столетий в русской литературе возник ряд направлений.

Нередко на страницах издаваемых ими журналов они вели

друг с другом полемику. Однако все эти подчас противоборствующие

течения объединяло главное — смыслом их творчества

был постоянный, чаще трагически окрашенный, поиск Истины

и Красоты, пронизывающее все их творчество напряженное

«чувство пути» (А. Блок). Это позволяет воспринимать поэзию

«серебряного века» как некую целостность.

Основными модернистскими направлениями в русской литературе

были символизм, акмеизм и футуризм.

Символисты объединились вокруг журналов «Северный вестник

», «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно».

Кравченко А. И. Культурология. М., 2001. С. 435.

192

К старшему поколению русских символистов принято относить

Дмитрия Сергеевича Мережковского (1866—1941), его супругу Зинаиду

Николаевну Гиппиус (1869— 1945), Валерия Яковлевича Брюсова

(1873—1924), Константина Дмитриевича Бальмонта (1867—1942),

Федора Кузьмича Сологуба. Младосимволистами называют второе

поколение символистов, среди которых особенно значительным

было творчество Александра Блока (1880—1921), Андрея Белого

(1980—1934), Вячеслава Иванова (1866—1949) и др. При всем многообразии

индивидуальных позиций в целом символисты разделяли

взгляд на искусство как на интуитивное постижение таинственной

сущности мира, аналогичное мистическому откровению и реализуемое

в «моментах прозрения». Эстетика символизма 90-х гг. формировалась

в борьбе с материализмом второй половины XIX в.,

с позитивным знанием. Разумному и опытному познанию противопоставлялось

иррациональное, интуитивное постижение художником

иных миров. Искусство мыслилось как «гениальное познание

», познание вещей как высших реальностей1.

Другим крупным течением в русской поэзии начала XX в. был

акмеизм (от греч. акте — «вершина, высшая степень чего-либо»).

Представителями акмеизма были Сергей Городецкий (1884—

1967), ранние Николай Гумилев (1886—1921), Анна Ахматова

(1889—1966), Осип Мандельштам (1891—1938). Акмеисты призывали

освободиться от символистского стремления к идеальному,

от многозначности и текучести образов, от усложненной метафоричности.

Они стремились вернуться к материальному миру,

к предмету, «естеству». С деятельностью акмеистов были связаны

журналы «Аполлон» и «Цех поэтов».

Представители русского футуризма — Давид Бурлюк (1882—

1967), Велимир Хлебников (1885—1922), Алексей Крученых

(1886—1968), Владимир Маяковский (1893—1930) — призывали к

бунту против мещанской обыденности и радикальному изменению

поэтического языка. Отрицая традиционные культурные

ценности, они культивировали эстетику урбанизма и машинной

индустрии. Для литературного творчества футуристов характерны

переплетение документального материала и фантастики.

Многие поэты предпринимали попытки языкового экспериментирования

(так называемые «слова на свободе», или «заумь»).

Какую роль в культурной жизни России

на рубеже XIX—XX вв. играли

литературно-художественные объединения?

Разного рода объединения художников и поэтов играли немаловажную

роль в картине европейской культуры на рубеже XIX—

1 Михайловский Б. В. Избранные статьи. М., 1969. С. 425.

193

•6332

XX столетий. В Великобритании самыми значительными объединениями

были «Движение искусств и ремесел» во главе с У. Моррисом

и школа Глазго. В Германии и Австрии объединения художников

и архитекторов, тяготеющих к стилю модерн, носили название

«Сецессион» (от лат. secessio — «отход, отделение»).

В России с конца XIX в. одним из наиболее значительных

центров художественной жизни была усадьба Абрамцево, принадлежащая

меценату Савве Ивановичу Мамонтову (1841—1918).

В усадьбе работали молодые живописцы Виктор Васнецов (1848—

1926), Василий Поленов (1844—1927), Михаил Нестеров (1862—

1942), Константин Коровин (1861—1939) и многие другие. Члены

сложившегося здесь Абрамцевского кружка активно интересовались

отечественной историей и культурой, собирали и изучали

произведения крестьянского искусства, стремились возродить

народные художественные ремесла. В усадьбе действовали столярно-

резчицкая мастерская, здесь же находилась керамическая

мастерская М. А. Врубеля. В Абрамцево была открыта школа для

крестьянских детей.

В 1898 г. в Санкт-Петербурге было создано творческое объединение

художников и поэтов-символистов, получившее название

«Мир искусства». Во главе этого объединения стояли художник,

историк искусства и художественный критик Александр

Николаевич Бенуа (1870—1960) и Сергей Павлович Дягилев (1872—

1929), выдающийся театральный и художественный деятель.

Деятельность данного объединения проходила под лозунгом

«искусство для искусства». В этом мирискуссники противостояли

реалистической традиции в живописи, которая в России была

представлена прежде всего объединением передвижников. Намеренно

предметной, практической, социально заостренной

живописи передвижников новое объединение противопоставило

«чистую» живопись, ориентированную на решение внутренних

художественных, а не внешних социальных проблем. Поэтому

живописи и графике мирискуссников были присущи утонченная

декоративность, изящная орнаментальность, стилизация. Деятельность

«Мира искусства» способствовала дальнейшему развитию

не только станковой живописи, декоративного и прикладного

искусства, но и театральной декорации, выставочной деятельности,

художественной критики, журналистики. Мирискусники

полагали, что возрождению русского искусства будет способствовать

обращение к традиции национальной художественной

культуры XVIII—начала XIX в. Объединение «Мир искусства»

издавало одноименный журнал, в котором печатались поэтические

произведения символистов, статьи религиозных философов.

В выставочной деятельности «Мира искусства» участвовали

выдающиеся художники начала XX столетия: Александр Головин,

Лев Бакст, Анна Остроумова-Лебедева, Николай Рерих и др. С ре

194

дакцией журнала сотрудничали философы Василий Розанов, Лев

Шестов, а также ПОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ Александр Блок, Федор Сологуб,

Валерий Брюсов и др.

Деятельность Абрамцевского кружка и «Мира искусства»

была важным фактом культурной жизни России на рубеже столетий.

Эти литературно-художественные объединения внесли огромный

вклад в развитие отечественной культуры. Более того, их

деятельность способствовала еще большему знакомству с русской

культурой европейской публики, благодаря чему величайшие

достижения «серебряного века» стали достоянием мировой

культуры.

Какие направления существовали

в русской общественной, научной

и философской мысли на рубеже XIX—XX вв. ?

«Серебряный век» известен не только как эпоха высочайшего

взлета литературы, но и как время расцвета философской и общественной

мысли.

Российские социальные мыслители активно участвовали

в обсуждении вопросов развития личности и общества, русской

поземельной общины, проблем социального неравенства и бедности.

В конце XIX в. картина философско-научной мысли в России

напоминала «пестрое одеяло», скроенное из самых разных направлений,

идейных течений и научных школ. Среди российских

мыслителей были последователи Шеллинга (П. Я. Чаадаев)

и неокантианцы (А. Чупров, Б. П. Кистяковский, С. Л. Франк).

Сильна была школа марксизма (В. И. Ленин, Г. В. Плеханов,

М. И. Туган-Барановский). К. Тахтарев и ранний П. Сорокин

тяготели к позитивизму. Говоря о направлениях научной мысли,

следует отметить географическую школу (Л. Мечников). В России

получили распространение такие аналоги западноевропейских

направлений и тематических областей, как теория социальных

классов, моральная и социальная статистика и т. д. С небольшим

отставанием воспроизводилось все то, что существовало к этому

времени в европейской социологии.

Однако Россия не только воспроизводила и повторяла заимствованное

на Западе. Особые исторические условия и мировоззрение

русской интеллигенции породили уникальные, не

имеющие аналогов в Европе явления общественной мысли.

К числу таковых относятся теории народничества и анархизма

(М. А. Бакунин и др.).

Оригинальными философскими течениями, не существовавшими

на Западе, явились русская религиозная философия, значительнейшими

представителями которой были В. С. Соловьев,

С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев,

195

Л. Шестов, В. В. Розанову а также философия русского космизма

в лице И. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского.

Неорелигиозные искания появились как реакция на духовные

противоречия личности, распад жизненных основ.

В эстетической системе Владимира Соловьева (1853—1900)

определяющей была мысль о «совершенном всеединстве» —

между целым и частями, общим и единичным, внутренним и

внешним. Такое состояние уподоблялось «совершенной красоте

». В реальной же действительности, представляющейся философу

«кошмарным сном человечества», хаос разделяет все и всех,

подавляет любовь и не дает осуществиться ее смыслу. Спасение

человечества виделось Соловьеву в слиянии с Душой Мира, Вечной

Женственностью, связующей природную жизнь с божественным

бытием. В том, чтобы подняться к этим высотам, огромную

роль играет художественное творчество, «земное подобие»

творчества божественного.

Мысли о гармонизации мира владели и создателем русского

космизма Николаем Федоровым (1829—1903). Свое учение он назвал

«активным христианством», наметив «общее дело» — подъем

на новую ступень земного развития. Идея Федорова — достигаемое

осмысленным усилием восхождение на предуготованную Богом

высоту, путем воскресения мертвых силами живых.

Значительную роль в формировании самосознания русской

интеллигенции и выражении ее устремлений сыграли знаменитые

«Вехи» (1909) — сборник статей, выпущенный группой русских

религиозных философов и публицистов {Н. А. Бердяев,

С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, Б. А, Кистяковский и др.). Этот

сборник содержал развернутую критику идеологии и практических

установок революционно настроенной интеллигенции,

анализ исторической эволюции русской интеллигенции, ее взаимоотношений

с народом и властью, ее роли в русском историческом

процессе.

Какой была новая культурная политика

Советской власти?

Октябрьская революция 1917 г. стала великим переломом

в судьбе отечественной культуры. Развитие российской культуры,

которое до этого шло по восходящей линии и в период «серебряного

века» достигло высочайших вершин и всемирного признания,

было остановлено и направлено совсем в другое русло.

После победы Октябрьской революции советская власть сразу

же приступила к осуществлению новой культурной политики. Ее

целью было создание особого типа культуры, которого прежняя

история не знала, —- пролетарской культуры. Этот тип культуры

был ориентирован на самую, как тогда казалось, передовую идеологию

— марксизм. Образование в этой системе должно было

196

быть нацелено на воспитание нового типа человека, на распространение

всеобщей грамотности и просвещения, искусство и литература

— на создание произведений, воспевающих трудовые

подвиги простых людей.

Пролетарская культура пришла на смену двухвековой дворянской

и только зарождающейся буржуазной культурам. Дворянская

и тем более буржуазная культура в сравнении с Западной

Европой существовали в России довольно небольшое время и

достаточно быстро были сметены вихрем революции. Традиции

русской культуры были объявлены новой властью ненужными

пережитками прошлого. Большевики решительно взялись за создание

новой культуры.

Декретом от 9 ноября 1917 г. была создана Государственная

комиссия по просвещению для руководства культурой и контроля

за ней. В сформированном правительстве комиссаром по делам

просвещения был назначен Анатолий Васильевич Луначарский

(1875—1933). Для управления делами культуры в национальных

регионах РСФСР был создан Отдел просвещения национальных

меньшинств. На месте упраздненных советской властью организаций

(Всероссийского учительского союза, Союза деятелей художественной

культуры, Союза деятелей искусств и др.) появились

новые культурные объединения: Союз безбожников, Общество

друзей радио, «Долой неграмотность» и т. п.

Одной из задач новой культурной политики было сделать доступными

для широких масс трудящихся произведения искусства,

«созданные на основе эксплуатации их труда». Эти цели были

осуществлены за счет национализации (т. е. перехода в собственность

государства) музеев, театров и даже частных коллекций.

После революции в руки новой власти перешли Эрмитаж, Русский

музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие

другие музеи. Были национализированы и коллекции меценатов

Мамонтовых, Морозовых, С. И. Щукина и др. Сосредоточение

памятников культуры в руках государства и бесплатный доступ

к ним народа должен был поспособствовать просвещению последнего.

Кроме того, национализация памятников культуры

была призвана защитить их от разрушения. Следует заметить,

что в 20—30-х гг. активно создавались новые музеи и реставрировались

старые историко-художественные памятники.

Другой стороной национализации было варварское уничтожение

«ненужных» предметов культуры и культурных памятников:

пропадали бесценные библиотеки, уничтожались архивы,

переделывались в склады и мастерские, а иногда и полностью

уничтожались культовые здания, продавались за рубеж старинные

иконы, на месте старинных памятников воздвигались бюсты

героев-революционеров и т. п.

Печальной была судьба старой интеллигенции в новой России.

Постепенно властью были ликвидированы разного рода объеди

197

нения творческой интеллигенции — упразднялись творческие

союзы и профессиональные объединения, закрывались независимые

журналы. Под жесткий идеологический контроль была

поставлена даже наука. Академия наук, прежде достаточно самостоятельная,

была слита с Комакадемией, подчинена совнаркому

и в конце концов превратилась в бюрократическое учреждение.

С конца 20-х гг. началось физическое уничтожение старой

интеллигенции. Громкой огласке было предано так называемое

Шахтинское дело: группа инженеров и техников из Донбасса обвинялась

в создании «вредительской» антисоветской организации.

За этим последовал не один подобный процесс, направленный

на устранение неугодных власти представителей научной

интеллигенции — «врагов с логарифмической линейкой».

Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции быстрыми

темпами шло создание интеллигенции советской. Для ускорения

этих процессов были открыты рабфаки — подготовительные

факультеты для интенсивного обучения и подготовки рабочекрестьянской

молодежи к поступлению в высшие учебные заведения.

Довольно активно использовалась практика «выдвиженчества

»: вчерашних рабочих «выдвигали» в директора.

Характерным для советской действительности явлением было

приоритетное положение технического знания. Такая ситуация

вполне объяснима ведь стране, окруженной идеологическими

противниками, нужно было наращивать оборонный потенциал.

Все ресурсы были брошены на подъем технических наук и военной

промышленности, где сосредоточились лучшие интеллектуальные

силы. В 30-е гг. такая политика принесла плоды. На основе

научных изысканий академика Сергея Васильевича Лебедева

(1874—1934) в СССР впервые в мире было организовано

промышленное получение синтетического каучука. Благодаря

научным открытиям советских физиков были внедрены в жизнь

принципы радиолокации. Под руководством академика Абрама

Федоровича Иоффе (1880—1960) была создана школа физиков,

внесшая огромный вклад в изучение атомного ядра и космических

лучей. В эти же годы советскими конструкторами были созданы

самолеты, которым почти не было равных в мире по дальности

и высоте полета.

Как развивалась советская литература

в первой половине XX в. ?

20-е гг. были особым временем для советской литературы.

В это время власти еще не прибегали к методу прямого давления,

предпочитая агитировать и убеждать в преимуществах социалистической

идеологии. В атмосфере раскрепощения и свободы

творческого поиска рождались новые таланты, возникали

новые направления, теории, открывались новые журналы. Для

198

многих писателей именно эти годы стали временем творческого

взлета.

Одним из выдающихся представителей авангардного искусства

был Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930). Бунтарская

натура поэта обнаружила себя еще до революции: тогда

он участвовал в деятельности футуристов, в нарочито эпатирующей

форме призывающих к разрыву с традиционным искусством.

Впервые стихи Маяковского были опубликованы в футуристическом

альманахе «Пощечина общественному вкусу». Революция

была воспринята Маяковским как возмездие за всех

угнетаемых прежней системой, как путь к построению рая на

земле. В позиции футуристов в искусстве Маяковский видел аналогию

теории и практике большевиков в истории и политике.

В 1918 г. поэт создает группу «Комфут» (коммунистический футуризм),

а в 1923 г. организует «ЛЕФ» (Левый фронт искусств).

Стремясь использовать свой талант для поддержания новой

власти и пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную

сатиру, стихи для агитационных плакатов «Окна

РОСТА» (1918—1921). Произведения Маяковского узнаются по

подчеркнуто грубой форме, использованию стилистически сниженного

языка. Однако его внешне грубый лирический герой

внутри остается романтиком, одиноким и страдающим. К концу

20-х гг. у поэта нарастает ощущение несоответствия между высокими

коммунистическими идеалами и действительностью. Очевидно,

этот внутренний конфликт и привел к самоубийству поэта

в 1930 г.

На начало двадцатых годов пришелся расцвет творчества другого

великого русского поэта — Сергея Александровича Есенина

(1895—1925). Его личность была не менее противоречивой: за

пьяными кутежами, эксцентричными выходками, «боями» на

литературном фронте скрывалась натура глубоко ранимая и поэтическая.

В историю отечественной литературы Есенин вошел

как певец родной природы, очень тонко чувствующий ее особенную

красоту. Необыкновенно глубоко поэт понимал и национальный

русский дух. Однако мироощущение Есенина, не сумевшего

понять и принять «коммуной вздыбленную Русь», со

временем становится все более трагическим. В возрасте 30 лет

поэт также кончает жизнь самоубийством.

Постепенно государственный аппарат захотел полностью

подчинить себе литературное творчество, навязывая литераторам

свои установки. Особенно ощутимыми эти процессы стали

в конце 20—30-х гг. Для обозначения метода, которым должно

пользоваться новое социалистическое искусство, был изобретен

термин «социалистический реализм». Этот метод требовал от художника

и писателя «правдивого, исторически конкретного

изображения действительности в ее революционном развитии»,

сочетающегося с задачей «воспитания трудящихся в духе социа

199

лизма» (Устав Союза писателей СССР, 1934 г.). На практике эти

принципы вылились в запреты, ограничивающие свободное творчество

и поощряющие появление посредственных произведений,

следующих плоским пропагандистским установкам. Литература и

искусство все больше подчинялись идеологии и политике.

Не приняв революцию или очень скоро разочаровавшись в ее

итогах, значительная часть творческой интеллигенции покинула

Россию. Однако даже те писатели и поэты, которые остались

в стране, не всегда были согласны с идейными установками

большевистской партии, которые прямолинейно проводились

чиновниками. Состояние внешнего согласия с проводимым

партией курсом и внутреннего несогласия с ним по общечеловеческим

соображениям получили название «внутренняя эмиграция

». Почти все из наиболее крупных литераторов советской

эпохи — А. М. Горький, М. М. Зощенко, М. А. Булгаков, А. А. Фадеев,

А. П. Платонов и многие другие — пребывали в этой внутренней

эмиграции. Одни из них, не имея возможности открыто

выражать свое отношение к действительности, были вынуждены

обращаться к читателям «эзоповым языком». Других же, стремящихся

во всем быть искренними и принципиальными, действительность

доводила до нервного срыва, самоубийства или, довольно

часто, до алкоголизма. Это было своего рода духовным

эскапизмом — бегством от реальности.

Наиболее талантливо эзоповым языком пользовалась советские

юмор и сатира. Российский юмор подчеркнуто социален и

политичен. Используя различные формы иносказания, советские

писатели могли в завуалированной форме донести до читателей

свою реакцию на происходящие события, свое отношение

к действительности. Социальная сатира достигла верщин в творчестве

Ильи Ильфа (1897—1937), Евгения Петрова (1902—1942),

Михаила Михайловича Зощенко (1894—1958). Романы Ильфа и

Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931),

повествуя о похождениях талантливого мошенника, дают панораму

социальных типов советского общества, ярко описывают

советские нравы 20-х гг. Герой рассказов М. Зощенко — типичный

обыватель с убогой моралью и примитивным взглядом на

окружающее. В «Голубой книге» писатель иносказательно показал

ханжескую мораль строителей коммунистического общества.

Произведения Зощенко нередко подвергались критике как клевета

на советскую действительность.

Творчество Андрея Платоновича Платонова (1899—1951) критики

ставят в один ряд с величайшими фантасмагористами

XX столетия. В его прозе (романе «Чевенгур», повестях «Котлован

» и «Ювенильное море») мир предстает как противоречивая,

часто трагическая целостность человеческого и природного бытия,

в завуалированном виде в них выражено неприятие социалистических

форм переустройства жизни.

200

Другим антагонистом социалистического реализма был Михаил

Афанасьевич Булгаков (1891—1940). В романе «Белая гвардия

» (1927), пьесах «Дни Турбиных» (1926) и «Бег» (1928) писатель

показал трагические коллизии гражданской войны и крах «белого

движения». С начала 30-х гг. до конца жизни он работал над

получившим мировую известность романом «Мастер и Маргарита

», в котором автор размышляет о вечных проблемах добра и

зла, о ложной и истинной нравственности. В течение долгих лет

творчество Булгакова замалчивалось официальной советской

критикой, а сам он причислялся к писателям, «искажавшим социалистическую

действительность». Лишь с конца (1969 г.) 60-х гг.

началось массовое издание его произведений1.

Каково положение православной церкви в XX в. ?

Православная церковь сотни лет верно служила самодержавию.

Поэтому большая часть высшего духовенства враждебно

встретила Октябрьскую революцию. На что советское правительство

в 1918 г. ответило декретом об отделении церкви от государства

и школы от церкви. Поместный собор и избранный им

патриарх Тихон выступили против декрета, называя его «покушением

на права церкви». Декрет послужил основой для произвола

по отношению к церкви и ее служителям. Церкви стали закрывать,

конфисковывать для революционных нужд церковное

имущество. Церковнослужителей арестовывали.

В период иностранной военной интервенции и гражданской

войны в СССР православная церковь выступала против советского

правительства. За это церковнослужители подвергались

репрессиям.

В 1922 г. внутри самой церкви произошел раскол. К тому времени

патриарх Тихон был посажен в тюрьму. Часть молодых служителей,

«обновленцев», ликвидировали патриаршество и провозгласили

создание так называемой «живой церкви», отражающей

живой дух революционной эпохи. Государство такую

церковь одобряло, надеясь на то, что получит полностью контролируемое

церковное руководство. Тихон понял, что над церковью

повисла угроза, и заявил о своей лояльности по отношению

к советской власти. Его освободили. Взяв власть опять в свои

руки, Тихон резко ослабил позиции «обновленцев». Они же потом

стали подвергаться гонениям со стороны советской власти.

Антицерковные гонения продолжались вплоть до 40-х гг.

В годы Великой Отечественной войны православная церковь

проводила широкую патриотическую деятельность. Верующие

призывались к сбору средств на строительство танков, самолетов

Кравченко А. Й. Культурология. М., 2001. С. 467.

201

и т. д. Сталин высказывал свое одобрение духовенству и разрешил

избрать патриарха, а также образовать Синод. Патриархом

на соборе был избран митрополит Сергий. Было разрешено открыть

несколько семинарий и духовных академий для подготовки

служителей церкви, а также использовать закрытые некогда

храмы. Но, несмотря на это, государство осуществляло тотальный

надзор за церковью с помощью Комитета по делам религий.

Во времена Хрущева церковь испытала новую волну гонений.

Это время отличалось от предвоенных отсутствием кровопролития

и массовых арестов. Главным средством должна была стать

навязчивая атеистическая пропаганда, создание в обществе такой

обстановки, в которой жизнь верующих превратилась бы

в психологически невыносимую.

После Хрущева положение церкви улучшилось ненамного:

прекратилось массовое закрытие храмов. Совет по делам Русской

Православной Церкви был заменен Советом по делам религий,

который проводил более лояльную политику. Со временем

между государством и церковью сложилось недоверчивое «перемирие

». При Горбачеве начался курс на либерализацию отношения

государства к религии.

В современной России ни одна религия не является государственной.

Все религии на основании закона «О свободе совести и

вероисповедания» пользуются равными правами. Церковь отделена

от государства. Несмотря на это, церковное руководство

убеждает государственные власти, что Россия и россияне — это

«каноническая территория» Русской Православной Церкви, поэтому

церковь должна иметь здесь особые права и преимущества,

а государство должно оберегать церковь от конкурентов1. Иеромонах

Илларион отметил: «Деятельность церкви в последние

годы была главным образом сосредоточена на восстановлении

церковных стен, но за кадром осталось самое главное — человек...

Отталкивает людей от церкви и то, что... в обществе

складывается образ церкви как мирской организации, вовлеченной

в бизнес и крепко спаянной с правящей финансовой олигархией

»2.

1 Иваненко С. И. О людях, никогда не расстающихся с Библией. М., 1999. С.

2 НГ-Религии. 1997. № 12. С. 2.

Содержание

Глава 1

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

3

Что такое культура?

3

Что изучает культурология

и каково ее место в системе гуманитарных наук?

4

Какова структура культуры?

5

Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

6

Каковы основные функции культуры?

8

Глава 2

РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ

9

Каким образом эпоха Возрождения подготовила развитие науки

о культуре?

9

Как понималась культура в философии XVII столетия?

10

В чем специфика просветительской модели культуры?

12

Каково значение философии XVII—XVIII вв.

для развития культурфилософской мысли?

13

Как понималась культура классической немецкой философии?

13

В чем своеобразие интерпретации

проблем культуры, предложенной Шиллером?

15

В чем специфика культурфилософии А. Шопенгауэра?

16

Каковы особенности понимания культуры К. Марксом?

17

В чем специфика взгляда Ф. Ницше на развитие европейской

культуры?

18

Какой вклад в развитие представлений о культуре внесло

неокантианство?

19

В чем особенности экзистенциалистского понимания культуры? .... 20

В чем суть концепции «осевого времени» К. Ясперса?

22

В чем заключается концепция «абсурда» А. Камю?

22

Какой вклад в изучение культуры внесла культурная

антропология?

23

В чем специфика-эволюционистского подхода к культуре?

25

Каким видели историко-культурный процесс сторонники

диффузионизма?

27

Натуралистически-объективистское и культурно-аналитическое

направления в социологии — в чем специфика понимания

ими культуры?

27

Как понимал соотношение социальной и культурной систем

П. А. Сорокин?

29

Какое место занимает культура в «Теории действия» Парсонса?

30

Какую концепцию культуры предложил психоанализ?

31

Что нового принесли с собой

психоаналитические концепции Юнга и Лакана?

33

Как проблема понимания культурных текстов решалась

в герменевтике?

34

Как изменялось видение хода историко-культурного развития

в культурфилософии?

36

Какие существуют типы классификации культур?

37

203

Каким видит перспективы

мирового исторического развития Хантингтон?

39

Какой взгляд на культуру принес с собой постмодернизм?

40

Каковы последние тенденции в развитии культурфилософской

мысли?

41

Глава 3

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

44

Какая периодизация принята в истории первобытного общества? ..44

Каковы особенности первобытного искусства?

44

Какими предположительно были религиозные представления

людей в первобытную эпоху?

46

Глава 4

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

48

Каковы общие черты древневосточных цивилизаций?

48

Как периодизируют историю Древнего Египта?

49

Какое влияние на формирование египетской цивилизации

оказали природные условия?

50

Какова роль письменности и писца в культуре Древнего Египта? .... 51

В чем специфика религиозных верований египтян?

52

Каким образом религиозные верования

древних египтян повлияли на египетское искусство?

53

Какие культуры существовали

на территории Древней Месопотамии?

54

Каковы основные достижения шумеро-аккадской культуры?

55

Что было характерно для архитектуры

и изобразительного искусства Шумера и Аккада

и позднее — Старовавилонского царства?

56

В чем особенности религиозных взглядов шумеров, аккадцев

и вавилонян и связанной с ними картины мира?

58

Чем культура Ассирии отличалась от предшествующих?

59

В чем особенность исторического развития древнеиндийской

культуры?

61

В чем особенность древнеиндийской религиозной системы?

63

Какие этапы выделяют в истории Китая?

65

Какие философско-религиозные системы сложились в Китае

в I тысячелетии до н. э?

67

Каких успехов достигла древнекитайская наука?

70

Какие виды искусства наиболее активно

развивались в Древнем Китае?

71

Глава 5

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

73

Какие этапы выделяют в истории Древней Греции?

73

В чем специфика крито-микенской культуры

и культуры Ахейской Греции?

74

Каково значение архаической эпохи для последующего развития

греческой цивилизации?

77

Каких высот достигла греческая культура в эпоху классики?

79

Каковы особенности развития и распространения греческой

культуры в эпоху эллинизма?

81

204

Какую эволюцию претерпели религиозные взгляды древних

греков?

,

,83

Как развивалась античная философия?

85

Какие этапы выделяют в истории Древнего Рима?

88

Каковы особенности архитектуры римских городов

и римской скульптуры?

..89

Как развивались римская литература и наука?

91

Какими были религиозные представления древних римлян?

93

Глава 6

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

95

Каковы хронологические рамки Средневековья

и в чем значение этой эпохи?

,

.................95

Как происходило оформление и развитие христианской

церкви?

96

Что понимают под термином «Каролингское возрождение»?........... 98

Каковы основные особенности средневекового

миропонимания?

100

Что обозначают понятием «романский стиль»?

101

Как развивались отношения церкви и государства

в эпоху Средневековья?

,

103

Какой тип философии был господствующим

в эпоху зрелого Средневековья?

.........

104

Какие жанры были распространены в литературе зрелого

Средневековья?

.105

Каковы основные особенности готического стиля?

107

Какую роль играли средневековые города

в становлении нового образа жизни?

108

Глава 7

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

110

Когда возникла Византийская империя?

,.

110

Какой была социально-экономическая структура Византийского

государства?

110

Какими были отношения церкви и государства

в Византийской империи?

111

Какие вопросы вызывали наибольшие разногласия

в христианской церкви?

112

В чем сущность споров иконоборцев и иконопочитателей?

112

Какие изменения в византийском искусстве произошли

в XIV столетии и с чем они были связаны?

113

Какие споры развернулись вокруг Флорентийской унии?

114

Глава 8

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА

115

Каковы происхождение ислама

и его роль в формировании арабской культуры?

,

115

Каковы основные положения ислама

и где они зафиксированы?

116

Какие течения выделились в исламе?

117

Каковы самые значительные памятники мусульманской

нерелигиозной литературы?

118

205

Гпава 9

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

120

В чем новизна возрожденческих представлений

о человеке и его месте в мире?

120

Чем знаменательна эпоха Возрождения в Италии?

121

Кого называют «титанами Возрождения»?

124

Какие события именуют «охотой на ведьм»?

125

Каковы основные черты Северного Возрождения?

126

Каких высот достигло Возрождение в Германии?

127

Как развивалось искусство Нидерландов

в эпоху Возрождения?

128

В чем особенности французского Ренессанса?

130

Чем знаменит английский Ренессанс?

130

Что называют Реформацией?

131

Каковы основные положения учения Лютера?

132

В чем особенности кальвинизма как течения

в протестантизме?

132

Реформация и Ренессанс: в чем отличие

в понимании мира и места в нем человека?

133

Глава 10

КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

135

Что характерно для философии и науки

Нового времени?

135

В чем особенности механистической картины мира?

136

Какие процессы происходили в экономике передовых стран

в XVII столетии?

:

137

Что такое «промышленный переворот» и где он впервые

произошел?

138

В чем особенности абсолютной монархии?

138

Какие стили господствовали в искусстве XVII столетия?

139

В каком состоянии пребывало

французское общество в первой половине XVIII в.?

141

В чем особенности французского Просвещения?

142

Какой характер носило немецкое Просвещение?

144

Как развивалось искусство в XVI11 в.?

145

Каковы особенности европейской культуры XIX столетия?

147

Каким образом романтизм проявился в искусстве?

148

Глава 11

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX-XX В

152

Какие изменения произошли в экономических

и социальной сферах в середине XIX столетия?

152

Какое влияние на развитие культуры второй половины XIX в.

оказала философия позитивизма?

153

Каковы особенности реализма как творческого метода

и художественного направления?

154

Каким образом кризис самосознания Запада отразился

в философской мысли?

156

Каким образом присущий мировоззрению рубежа XIX—XX вв.

иррационализм проявился в искусстве и литературе?

158

В чем особенности стиля модерн?

159

206

Какими переменами в общественном сознании и культуре

сопровождался переход к постиндустриальному обществу?

162

Как европейское и американское искусство откликнулось

на перелом в мироощущении человека, произведенный

Первой мировой войной?

163

Какие художественные направления объединяются под

названиями «модернизм» и «авангардизм»?

165

В чем особенности постмодернистской ситуации в культуре?

169

Глава 12

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

172

Каковы особенности славянской культуры дохристианского

периода?

172

Как различные теории объясняют возникновение русской

государственности?

174

Каковы особенности восприятия образа монарха в России?

175

Деятельность каких русских правителей наиболее очевидным

образом повлияла на ход отечественной истории?

175

Каково значение крещения Руси для ее исторической судьбы?

176

Какова социокультурная и догматическая специфика восточной

ветви христианства?

177

Каковы особенности освоения православия русским

обществом?

178

Какова роль христианства в становлении русской философии? .... 179

Какими были отношения государства и церкви в Древней Руси? ... 180

Какое значение для русской культуры

имело понятие святости и культ святых?

180

Какое влияние на историю и культуру России

оказало татаро-монгольское иго?

:.. 181

Какие процессы происходили в русской культуре XVII столетия? ... 184

Каковы сущность и значение церковного раскола?

187

Каково значение реформ Петра I

для дальнейшего развития русской культуры?

.188

Какой период в истории православной церкви называют

«императорским» и почему?

190

Какую позицию занимали западники и славянофилы в полемике

о путях развития России?

190

Каких высот достигла русская литература

конца XIX—начала XX в.?

192

Какую роль в культурной жизни России на рубеже XIX—XX вв.

играли литературно-художественные объединения?

193

Какие направления существовали в русской общественной,

научной и философской мысли на рубеже XIX—XX вв.?

195

Какой была новая культурная политика Советской власти?

196

Как развивалась советская литература в первой половине XX в.?

198

Каково положение православной церкви в XX в.?

201



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ответы на тест по экономике

    Документ
    Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая процессы, происходящие на уровне национальной экономики в целомМанипуляции с государственными расходами и налогами для достижения желаемого равновесного уровня дохода и производства
  2. Ответы к тестам для 9 классов

    Документ
    А – Светлая окраска способствует отражению тепла, и таким образом светлоокрашенные особи рептилий оказываются в невыгодной ситуации с позиции получения тепла, когда это лимитирующий фактор.
  3. Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания-семинара ответственных секретарей приемных комиссий вузов

    Семинар
    Ответ. В соответствии с Порядком приема вузами принимаются документы государственного образца об уровне образования. Документы государственного образца выдаются аккредитованными общеобразовательными учреждениями, т.
  4. Ответы кандидатского экзамена по философии биологи и медики группа бушева с. А. 2010/2011 уч год (1)

    Документ
    3.Древнегреческая наука. Греческий полис и агональный дух. Афины и Александрия как научные центры. Критическая аргументация, проблема и способы обоснования знания.
  5. Ответы на билеты по курсу Античной Литературы

    Документ
    Города возводились на возвышенности, а вокруг была долина, где выращивались продукты => каждый город независим => нет единства мнений => мифы различны
  6. Ответ на клевету под названием

    Реферат
    Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение.

Другие похожие документы..