Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
- Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит это кому- нибудь нужно, значит, это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна...полностью>>
'Методические указания'
Рецензент - доктор филологических наук, профессор, декан факультета романо-германской филологии Кубанского государственного университета Тхорик Влади...полностью>>
'Темы рефератов'
Кровотечения. Виды, осложнения. Первая медицинская помощь. Шок. Виды, особенности, осложнения. Первая медицинская помощь. Переломы. Виды, особенности...полностью>>
'Документ'
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «М...полностью>>

О ходе реализации программы развития в 2010 году Оглавление

Главная > Задача
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДОКЛАД
Федерального
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный университет»
о
ходе реализации программы развития в 2010 году

Оглавление

Оглавление 1

Реализация в 2010 году задач и мероприятий Программы развития СПбГУ 3

Задача «Системное развитие образовательных программ» 3

Мероприятие «Разработка и внедрение системы контроля качества образования» 3

Мероприятие «Разработка новых механизмов управления образовательными программами» 4

Мероприятие «Актуализация существующих образовательных программ и разработка новых образовательных программ» 6

Мероприятие «Интернационализация образовательных программ» 7

Задача «Системное развитие научных исследований, экспертной и инновационной деятельности» 8

Мероприятие «Создание системы планирования и поддержки научной и инновационной деятельности» 8

Мероприятие «Разработка и реализация подходов к актуализации тематики исследований в фундаментальной и прикладной науке» 10

Мероприятие «Развитие инновационной деятельности» 13

Мероприятие «Расширение внутрироссийской и международной кооперации в научной деятельности» 15

Мероприятие «Развитие университетского экспертного сообщества» 17

Мероприятие «Расширение экспертной и консалтинговой деятельности» 18

Задача «Системное развитие инфраструктурного комплекса для обеспечения образовательной, научно-исследовательской, экспертной и информационной деятельности» 19

Мероприятия «Создание ресурсных центров в области нанотехнологии и материаловедения» и «Создание ресурсных центров в области биомедицины и здоровья человека» 19

Мероприятие «Создание университетской медицинской клиники» 20

Задача «Развитие систем управления научно-образовательным комплексом Санкт-Петербургского университета и механизмов взаимодействия с российскими и международными партнерами» 22

Мероприятие «Развитие системы управления» 22

Мероприятие «Создание системы подготовки управленческих кадров» 24

Мероприятие «Расширение взаимодействия с государственными и корпоративными партнерами» 28

Мероприятие «Создание информационной среды для доступа к интеллектуальным и информационным ресурсам Санкт-Петербургского университета» 33

Наиболее значимые инфраструктурные изменения за отчетный год 35

Наиболее значимые научные достижения за отчетный год 36

Совершенствование образовательного процесса 43

Кадровое обеспечение 44

Модернизация системы управления вузом 45

Оценка социально-экономической эффективности Программы 46

Основные задачи по реализации Программы развития на 2011 год. 46

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 к докладу о реализации Программы развития СПбГУ до 2020 года 50

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к докладу о реализации Программы развития СПбГУ до 2020 года 57

Реализация в 2010 году задач и мероприятий Программы развития СПбГУ

Задача «Системное развитие образовательных программ»

Мероприятие «Разработка и внедрение системы контроля качества образования»

Разработка системы контроля качества образования в Санкт-Петербургском государственном университете основана на учёте следующих ключевых факторов качества образования:

  • качество структуры и содержания образовательных программ;

  • качество абитуриентов и студентов;

  • положительная мотивация обучающихся;

  • качество методического и материально-технического обеспечения;

  • качество профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала;

  • положительная мотивация персонала;

  • качество технологий обучения;

  • качество технологий тестирования и проверки знаний, умений и навыков студентов;

  • качество управления образовательной деятельностью.

В настоящее время ведётся разработка основных элементов системы контроля качества. В 2010 году основной акцент был сделан на разработку образовательных стандартов, устанавливаемых  Санкт-Петербургским государственным университетом самостоятельно. Разработан и утвержден 71 стандарт реализации основных образовательных программ по направлениям и специальностям ВПО. Образовательные программы по 20 направлениям и специальностям уже реализуются в соответствии с самостоятельно установленными образовательным стандартами.

Накопленный опыт работы с основными документами образовательных программ, созданных с учётом требований, включённых в разработанные стандарты, позволил сформулировать новую модель образовательных стандартов СПбГУ по уровням, в соответствии с которой структурно разделены общеуниверситетские требования к реализации образовательных программ одного уровня (бакалавриат, магистратура, подготовка специалиста) и требования, специфичные для направления подготовки (специальности).

В 2010 году локальными нормативными актами СПбГУ были установлены дополнительные критерии к качественному составу государственных аттестационных комиссий. Начиная с 2011 года, в состав всех комиссий должно входить не менее 25% специалистов, не являющихся работниками Санкт-Петербургского государственного университета, а в состав государственных аттестационных комиссий в магистратуре должно также входить не менее 25% работников университета, не принимавших участие в реализации соответствующей образовательной программы. Такая мера нацелена на увеличение объективности оценивания результатов освоения основных образовательных программ, в том числе со стороны потенциальных работодателей, и улучшение качества подготовки.

Мероприятие «Разработка новых механизмов управления образовательными программами»

В связи с реформированием системы управления в Санкт-Петербургском государственном университете введена новая система менеджмента образовательной деятельности. Ее суть заключается в разделении экспертной деятельности, направленной на выработку решений, затрагивающих структуру и содержание образовательных программ, и работы по обеспечению реализации образовательных программ по учебным планам в установленном в СПбГУ порядке.

Для организации работы по формированию содержательной части образовательных программ в 2010 году были созданы учебно-методические комиссии факультетов, члены которых принимают непосредственное участие в разработке сущностной части стандартов и образовательных программ. Утвержденные требования к работе таких комиссий предусматривают возможность прямого обращения в комиссию любого члена научно-педагогического коллектива соответствующего факультета и необходимость обязательного рассмотрения таких обращений. Ученые советы факультетов, руководимые деканами, рассматривают и утверждают подготовленные учебно-методическими комиссиями учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин и другие учебно-методические материалы. Роль Ученого совета СПбГУ заключается в оценке (экспертизе) и принятии решений, касающихся образовательных стандартов СПбГУ.

Для целей более эффективного управления имеющимися и планируемыми кадровыми, финансовыми и материально-техническими ресурсами, в 2010 году приказом ректора были введены должности проректоров по направлениям, основной задачей которых является реализация образовательных программ по установленным в СПбГУ правилам и процедурам. Это должно обеспечить переход СПбГУ в период выполнения Программы развития на программный принцип управления образовательной деятельности.

В 2010 году была решена задача организации перезачёта дисциплин и учебных периодов в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования, т.е. от дисциплинарно-ориентированных к компетентностно-ориентированным учебным планам. Приказом от 25.05.2010 № 1075/1 утверждён Порядок перезачёта результатов обучения и учебных периодов в Санкт-Петербургском государственном университете, определивший процедуру перезачёта для случаев перевода, восстановления, приёма на второй и последующие курсы основных образовательных программ, приёма на первый курс сокращённых основных образовательных программ, реализации совместных образовательных программ и направления на включённое обучение.

В 2010 году была утверждена форма документа о высшем профессиональном образовании, устанавливаемая Санкт-Петербургским государственным университетом самостоятельно, и организована выдача таких документов выпускникам образовательных программ бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста. Дипломы собственного образца и приложения к ним содержат полную информацию о выпускнике, освоенной программе, присвоенной степени (квалификации) на русском и английском языках. Приложение к диплому полностью соответствует по структуре европейским требованиям к приложениям к диплому о высшем образовании. Диплом и приложение вкладываются в папку формата А4 («корочки»), в оформлении которой использована символика Санкт-Петербургского государственного университета и выдержка из действующего законодательства о праве выдачи документов об образовании собственного образца. Разработанная технология подготовки индивидуальных макетов диплома и приложения к нему основана в информационной части на зарегистрированных учебных планах образовательных программ и централизованно собираемых сведениях об успеваемости. Информационная система «Выпуск» обеспечивает распечатку подготовленных и проверенных по первичным учётным документам индивидуальных макетов на бланках строгой отчётности с повышенным уровнем защиты, а также ведение реестра выданных документов об образовании.

Мероприятие «Актуализация существующих образовательных программ и разработка новых образовательных программ»

С целью актуализации существующих образовательных программ и разработки новых в течение 2010 года были лицензированы и аккредитованы в установленном порядке следующие образовательные программы:

Лицензированы за 2010 год, в частности:

  1. По разделу - высшее профессиональное образование

  • 010500.68 Прикладная математика и информатика

  • 080700.62 Бизнес-информатика

  1. По разделу - послевузовское образование

  • 09.00.14 Философия религии и религиоведение

  • 22.00.05 Политическая социология

  • 23.00.03 Политическая культура и идеологии

  • 23.00.05 Политическая регионалистика. Этнополитика

  • 23.00.06 Конфликтология

  1. По разделу - дополнительное профессиональное образование

  • обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами

  • обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления

  • обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля

  • специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (MPA)

  • управление государственными и муниципальными заказами

Аккредитованы за 2010 год:

  • 020305 Геология и геохимия горючих ископаемых

  • 032401 Реклама

  • 060109 Сестринское дело

В рамках решения задачи по системному развитию образовательных программ в разрезе программ магистратуры определен План мероприятий на 2011 год с конкретными сроками их проведения и ожидаемыми результатами, который предусматривает как выполнение целей Программы, так и достижение заданных целевых индикаторов.

Мероприятие «Интернационализация образовательных программ»

В рамках проведения работы по выполнению этой задачи в течение 2010 года велась работа по расширению списка образовательных программ, предусматривающих выдачу двух дипломов. Так, по состоянию на конец 2010 года, в Университете реализуется 13 таких программ по следующим направлениям:

  • Направление «Менеджмент» - 5 программ и 1 программа дополнительного образования «Dual Degree Executive MBA»

  • Направление «Экология и природопользование» - 2 программы

  • Направление «Международные отношения» - 1 программа

  • Направление «Искусства и гуманитарные науки» - 1 программа

  • Направление «Филология» - 1 программа

  • Направление «Экономика» - 2 программы

Из них в 2010 году заключены соглашения со следующими партнерами:

  1. Венский университет экономики и бизнеса (Австрия) – договор по программе по модели двух дипломов от 26.11.2010 №08/2-04-Р-010-025. Магистерская программа реализуется по направлению «Менеджмент».

  2. Университет Джорджа Мейсона (США) – договор о партнерстве от 21.01.2011 №08/2-04-Р-011-004. Магистерская программа предусматривает использование модели двух дипломов и реализацию в СПбГУ по направлению «Международные отношения». В университете Джорджа Мейсона программа реализуется по направлению «Политология».

  3. Университет Болоньи (Италия), Университет Каунаса (Литва), Университет Будапешта (Венгрия), Университет Любляны (Словения) – межуниверситетское соглашение от 22.03.2010 №08/2-04-Р-010-003 об организации и реализации с участием СПбГУ программы «Междисциплинарные исследование и изучение Восточной Европы» (MIREES). Программа реализуется по направлению «Международные отношения» и предусматривает выдачу диплома, форма которого согласуется с СПбГУ.

  4. Бард Колледж (США) – соглашения 2010 года №08/2-04-045-10-024, №08/2-04-045-10-013 и №08/2-04-045-10-012. Реализуется по программам бакалавриата и магистратуры по направлению «Филология». Выдается диплом СПбГУ об освоении основной образовательной программы высшего профессионального образования «Искусства и гуманитарные науки» и диплом Бард Колледжа.

  5. Гамбургский университет (Германия), Институт морских наук им. Лейбница ИФМ-ГЕОМАР (Киль, Германия), Институт полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (Бремерхафен, Германия) и ГУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (СПб, Россия) – протокол о намерениях от 20.10.2010 №08/2-04-Р-010-019 о реализации магистерской программы «Прикладные полярные и морские исследования» ПОМОР. Программа реализуется по направлению «География и геоэкология». Выдается диплом СПбГУ и диплом Гамбургского Университета.

Задача «Системное развитие научных исследований, экспертной и инновационной деятельности»

Мероприятие «Создание системы планирования и поддержки научной и инновационной деятельности»

Основной целью проведения НИР в СПбГУ является получение новых знаний и подготовка в процессе научной работы высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, а также повышение научной квалификации научно-педагогических работников. Вместе с тем, выполнение НИР способствует созданию базы для развития инновационной деятельности. Для достижения указанных целей необходимо обеспечить перспективное планирование направлений (тематики) научной деятельности и распределения финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов в соответствии с определенными приоритетами. Для реализации вырабатываемой научной политики и развития внутриуниверситетской конкурентной среды используется конкурсный принцип финансовой поддержки научных исследований.

Начиная с 2007 года, в СПбГУ происходил поэтапный переход на конкурсную систему финансирования НИР, выполняемых за счет бюджетных ассигнований по разделам 0110 и 0708. Основными принципами отбора НИР для финансирования являются единый подход к оценке заявок на выполнение НИР и привлечение к экспертизе заявок независимых экспертов, в том числе из сторонних научно-образовательных организаций. В 2010 году осуществлен полный переход от внутренней экспертизы заявок на НИР и отчетов о выполнении НИР на уровне подразделений к централизованной системе подбора экспертов и принятия решения специально созданной Экспертной комиссией СПбГУ, в состав которой входят ведущие ученые по всем областям знаний, включая представителей институтов РАН.

В 2010 году конкурсный отбор проводился в соответствии с приоритетными направлениями (нанотехнологии и материаловедение, биомедицина и здоровье человека, экология и рациональное природопользование, информационные системы и технологии, управленческие кадры и технологии) и мероприятиями Программы развития СПбГУ, что позволит сконцентрировать основные усилия именно на реализации задач и достижении заявленных в Программе целей.

В 2010 году были приняты решения о проведении конкурсного отбора заявок на проведение и обеспечение НИР по шести направлениям:

  1. Проведение фундаментальных исследований по приоритетным направлениям Программы развития СПбГУ.

  2. Проведение фундаментальных научных исследований, обеспечивающих подготовку кадров в СПбГУ.

  3. Проведение прикладных научных исследований в области образования.

  4. Модернизация материально-технической базы фундаментальных научных исследований.

  5. Поддержка участия сотрудников, студентов и аспирантов СПбГУ в международных и всероссийских конференциях с докладами по результатам выполнения фундаментальных НИР.

  6. Поддержка экспедиций и поездок в российские и зарубежные организации для проведения фундаментальных НИР.

Утверждены следующие основные принципы проведения конкурсов:

  • открытость – в качестве руководителей НИР в конкурсе могут принимать участие научно-педагогические работники СПбГУ, а также других научно-образовательных и научно-производственных учреждений России и других стран;

  • прозрачность конкурсных процедур;

  • привлечение и поддержка научной молодежи – не менее 30% от фонда заработной платы должно расходоваться на оплату труда исполнителей из числа студентов, аспирантов и молодых (для лиц без степени не старше 33 лет, для кандидатов наук не старше 35 лет и докторов наук не старше 40 лет) работников СПбГУ.

Для определения победителей конкурса была создана экспертная система отбора заявок НИР, использовавшая опыт, накопленный в практике деятельности российских научных фондов (например, таких как РФФИ, РГНФ). При оценке заявок учитываются в том числе наукометрические показатели заявителей.

Конкурсный отбор по первым трем мероприятиям проведен осенью 2010 года, выполнение НИР по выигравшим проектам финансируется за счет средств, выделяемых СПбГУ на обеспечение деятельности по выполнению фундаментальных и прикладных исследований. В конце 2010 года подготовлен и в начале 2011 года объявлен конкурсный отбор проектов, направленных на модернизацию материально-технической базы фундаментальных научных исследований, расширение участия сотрудников, студентов и аспирантов Университета в международных и всероссийских конференциях и иных критически важных аспектах деятельности Университета.

В рамках поддержки научной деятельности запущена в эксплуатацию и продолжает развиваться разработанная в СПбГУ информационно-аналитическая система сопровождения научной деятельности (ИАС НИД), которая позволяет обеспечить регистрацию научных проектов, упрощает оформление заявок на участие в конкурсах на выполнение НИР из средств СПбГУ, а также облегчает организацию и проведение их содержательной и технической экспертизы. Одновременно обеспечивается возможность формирования разнообразных отчетов (по подразделениям, по видам финансирования) и интеграция данных о проектах с другими информационными системами СПбГУ.

Мероприятие «Разработка и реализация подходов к актуализации тематики исследований в фундаментальной и прикладной науке»

Для обоснования научной политики и определения направлений развития (тематики) научных исследований, инновационной и экспертной деятельности в СПбГУ, созданы научные комиссии факультетов, функциями которых является подготовка проектов решений Ученых советов факультетов по организации и координации научно-исследовательской, инновационной и экспертной деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, повышения уровня и эффективности фундаментальных и прикладных исследований, а также для экспертизы научно-методических и научно-организационных документов и материалов.

С целью разработки и реализации подходов к актуализации тематики исследований в фундаментальной и прикладной науки в Университете используются наукометрические базы данных Scopus, Web of Science и РИНЦ, а также аналитические продукты компаний, формирующих и поддерживающих указанные наукометрические базы – SciVal Spotlight (издательство Elsevier), InCites (Thomson Reuters) и т.д. Это позволяет определять динамику публикационной активности СПбГУ по актуальным областям научных исследований, используя объективные критерии оценки (например, количество публикаций по областям знаний, их цитируемость, а также другие нормированные показатели).

В частности, InCites (Thomson Reuters) позволяет определять сравнение наукометрических показателей конкретной организации по конкретным областям знаний с аналогичными показателями в среднем по всему миру, по отдельной стране, с аналогичными показателями других организаций, что дает возможность оценить конкурентные преимущества СПбГУ в конкретных научных направлениях, определить возможные направления сотрудничества с конкретными организациями или определенными учеными. Возможность такой оценки позволяет достаточно оперативно принимать решения о дополнительной финансовой поддержке лидирующих или перспективных направлений, или о прекращении (сокращении) финансирования направлений, представляющих меньший интерес для развития научной деятельности Университета. Возможность объективной оценки деятельности ученого играет большую роль при избрании на должности, в конкурсах на финансирование НИР из средств СПбГУ и т.д.

Аналогичные в целом функции, но более сконцентрированные на выявление лидирующих научных групп организации, выполняет также используемый в СПбГУ SciVal Spotlight, который позволяет с применением инновационной техники визуализации для создания настраиваемых карт, давать графическое представление об эффективности организации за определенный период времени, в рамках конкретной научной отрасли, с акцентом на конкретных тематических областях. SciVal Spotlight позволяет ответить на следующие вопросы:

  • Насколько эффективны были ранее принятые стратегические решения?

  • Как распределить наилучшим образом ограниченные внутренние ресурсы?

  • Используем ли мы перспективные направления наших сильных исследований?

  • Как мы выглядим на фоне конкурентов в наших областях исследований?

  • Каких исследователей стоило бы пригласить к сотрудничеству?

  • Кто наши потенциальные партнеры?

  • В каких новых направлениях целесообразно развивать научные исследования?

  • Необходимо ли нам отрегулировать наш исследовательский фокус?

  • Как мы можем реализовать нашу новую стратегию наилучшим способом?

Использование подобных ресурсов помогает определить наиболее эффективные направления расходования бюджетных средств, предоставленных СПбГУ на обеспечение деятельности в области научных исследований, выделить наиболее перспективные направления исследований для концентрации ресурсов в этих направлениях, а также для налаживания и развития существующих связей с партнерами.

Для разработки и реализации подходов к актуализации тематики исследований в фундаментальной и прикладной науке большое значение имеет также определение критериев эффективности научной деятельности. В 2010 году продолжалась разработка механизмов оценки эффективности научной деятельности, основанная на анализе конкретных измеряемых показателей результативности научной деятельности: количестве опубликованных статей с учетом статуса изданий, количестве монографий, участий в конференциях с различного вида докладами, подготовке специалистов разного уровня (квалификационные работы студентов, магистров, аспирантов, диссертации на соискание степени доктора наук), и других показателях. Проблема оценки эффективности научной деятельности наиболее остро стоит при попытках сравнения различных научных направлений. Для естественнонаучных, технических и гуманитарно-общественных научных направлений характерны различные требования к ресурсной оснащенности, различны способы представления полученных научных результатов, сильно отличаются методические подходы. В связи с этим довольно сложно определить в многопрофильном вузе, какие научные исследования проводятся более или менее эффективно.

В 2009 году в СПбГУ была проведена в пилотном варианте оценка эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на проведение фундаментальных исследований. Анализ всех приведенных выше показателей, учитывающих как публикационную активность, так и результативность подготовки кадров и вклад в развитие и реализацию образовательных программ, позволил сравнить эффективность использования средств федерального бюджета для выполнения фундаментальных НИР на всех факультетах СПбГУ. Для этого данные по факультетам по каждому показателю в расчете на 1 млн.руб. финансирования НИР ранжировались и каждому показателю присваивалось значение, составляющее процент от значения факультета-лидера по каждому показателю. Окончательное ранжирование факультетов осуществлялось по сумме всех показателей. Аналогичный анализ возможно провести по отношению к областям знаний, исследовательским группам, отдельным исследователям, что даст возможность оценить и их дальнейший потенциальный вклад в развитие научной деятельности СПбГУ в целом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Задачи Программы развития на 2011 год 47 Приложения

    Доклад
    «Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»,
  2. Программа развития моу «Средняя общеобразовательная школа №5» города Каменска-Уральского Свердловской области полное название образовательного учреждения Формирование жизнеспособной личности ученика как условие социализации

    Программа
    Раздел V. Ресурсное обеспечение реализации Программы развития школы (нормативно-правовое, управленческое, кадровое, материально-техническое, финансово-экономическое) 44
  3. Программа развития моу сош с. Ленинское еао полное название образовательного учреждения Формирование жизнеспособной личности ученика как условие социализации

    Программа
    Раздел V. Ресурсное обеспечение реализации Программы развития школы (нормативно-правовое, управленческое, кадровое, материально-техническое, финансово-экономическое) 44
  4. Программа социально-экономического развития Частинского муниципального района на 2011-2014годы 2010 год, с. Частые

    Программа
    В ходе реализации Программы на каждый конкретный год формируется, защищается, утверждается необходимый объём финансирования по каждому направлению программы
  5. Программа развития образования школы №303 на 2006-2010 гг. Санкт-Петербург

    Программа
    Программа развития Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №303 с углубленным изучением немецкого языка имени Фридриха Шиллера разработана на основе прогноза социально-экономического развития

Другие похожие документы..