Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Редактор - Прокопенко Александр Витальевич, шеф-редактор Газеты для соотечественников «Русская правда», главный редактор Интернет-сайта «Русские на У...полностью>>
'Биография'
Актуальность обращения к теме обусловлена тем, что Михаил Васильевич Ломоносов является одним из великих учёных, которого без сомнений можно поставит...полностью>>
'Кодекс'
Розглянувши заяву фізичної особи - підприємця Черниша М.О. та подані документи, керуючись Цивільним кодексом України, Законами України “Про державну ...полностью>>
'Документ'
Учительська професія – це людинознавство, постійне проникнення у складний дузовний світ людини, який ніколи не припиняється… Це подив перед багатогра...полностью>>

Рматизации и защите ин­формации библиотечные фонды и информационные продукты библиотек включены в состав государственных общедоступных информационных ресур­сов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

органы нотариата;

  • банки и другие финансовые структуры (как государственные, так и коммерческие);

  • таможенные и налоговые органы;

  • государственные и коммерческие организации разлитых отраслей деятельности;

  • организации государств-участников СНГ, заключившие договоры с НЦПИ об информационном обслуживании или обмене правовой информацией;

  • граждане, в том числе иностранных государств.

    Информационные ресурсы Минюста России могут распространяться по телекоммуникационным каналам связи, на магнитных и магнитооптических но­сителях, с помощью спецсвязи и почтовой связи.

    Доступ к базе данных ПТК "ФОНД" осуществляется с использованием телекоммуникационных каналов связи.

    Базы данных "ЭТАЛОН" устанавливаются на ПЭВМ пользователей.

    Предоставление сведений юридическим и физическим лицам об интере­сующих их общественных и религиозных объединениях и организациях осуще­ствляется через НЦПИ.

    Непосредственный доступ к информационным ресурсам по судебной ста­тистике не предусмотрен. По запросам заинтересованных органов осуществля­ются выборки данных, которые предоставляются на магнитных или бумажных носителях.

    Для распространения правовой информации Минюст России использует телекоммуникационные каналы сети "Искра-2", каналы междугородней теле­фонной сети Минсвязи России и каналы международной компьютерной сети Интернет.

    Минюст России располагает, собственным WEB-сервером для выхода в сеть Интернет. Пользователям Интернет предоставляются следующие услуги:

    • доступ к базам данных ПТК "ФОНД";

    • доступ к базам данных "ЭТАЛОН" в автоматическом и полуавтоматическом режимах;

    • организация подписки на телеконференции;

    • прием и выдача сообщений по электронной почте и др.

    Распространение информации баз данных Минюста России в 90% случаев осуществляется на безвозмездной основе.

    Негосударственные организации имеют возможность и юридическое пра­во извлекать информацию из баз данных Минюста России в случае заключения с ним договора на информационное обслуживание.

    Нормативно-методическое обеспечение процессов информационного об­служивания пользователей базами данных НЦПИ определяется инструктивными и методическими материалами внутреннего пользования, а также действующим прейскурантом цен на информационные услуги. Документы составлены в со­ответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" и не ущемляют право граждан на информацию.

    НЦПИ принимает специальные меры по защите имеющихся у него инфор­мационных ресурсов и обеспечению информационной безопасности. С этой це­лью используются аппаратно-программные средства защиты.

    Управление информационными ресурсами отрасли осуществляет Депар­тамент правовой информатизации Минюста России. Нормативной базой деятельности по формированию информационных ресурсов Минюста России и управлению информационными процессами служат Конституция Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Президентская про­грамма "Правовая информатизация федеральных органов государственной вла­сти", утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. №808, постановления Правительства Российской Федерации, Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации и приказы министерства.

    Реализация дополнительных задач, возложенных на Минюст России и на­правленных на поддержание правопорядка в государстве, невозможна без нара­щивания технического ресурса, модернизации системы и внедрения современ­ных средств связи.

    Значительные ресурсы правовой информации имеются в ФАПСИ. Фонд правовой информации ФАПСИ представлен шестью информационно-справоч­ными системами:

    ■ "Банк правовых актов";

    ■ "Электронное собрание законодательства Российской Федерации";

    ■ "Электронные бюллетени и Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации";

    ■ "Централизованная картотека правовых актов субъектов Российской Федерации";

    ■ "Банк правовых актов субъектов Российской Федерации";

    ■ "Банк ведомственных правовых актов".

    Фонды и банки данных правовой информации создаются также и в других федеральных ведомствах и региональных органах власти. При этом коор­динация этих структур с информационной системой Минюста России явно не­достаточна. Это отрицательно отражается на критических для правовой инфор­мации параметрах полноты и актуальности создаваемых баз данных. Во многих случаях имеется дублирование функций, что в условиях резкой нехватки ресур­сов особенно нетерпимо.

    В целях решения этой проблемы 12 ноября 1997 г, заключено соглашение между Минюстом России и ФАПСИ при Президенте Российской Федерации о создании единой системы информационно-телекоммуникационного обеспече­ния Минюста России и проведено совместное заседание коллегии Минюста России и ФАПСИ.

    В настоящее время Минюст России совместно с ФАПСИ разрабатывает технико-экономическую документацию по созданию данной системы с указанием сроков реализации и предполагаемых источников финансирования.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

    Статья 8 Конституции Российской Федерации провозглашает: "В Россий­ской Федерации гарантируются единство экономического пространства, сво­бодное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конку­ренции, свобода экономической деятельности". Выполнение этих гарантий воз­можно только на основе достоверной, полной и своевременной информирован­ности граждан о намерениях и возможностях всех субъектов экономических отношений. Ответственность за решение этой проблемы в статье 24 возлагается на органы власти всех уровней. Эффективное и максимально рациональное разви­тие российской экономики в рыночных условиях, развитие любого вида пред­принимательской деятельности и бизнеса, тем более финансового, невозможно без своевременной, точной и многоплановой финансовой, экономической и де­ловой информации. Основная же часть экономической и финансовой информа­ции формируется в органах государственной власти, выполняющих функции регулирования отношений между субъектами рынка, одним из которых является само государство. Состояние российских государственных информационных ресурсов в сфере экономики и финансов, и особенно их доступность, следует признать неудовлетворительными. Главными причинами этого являются;

    • отсутствие ясного и узаконенного закрепления функций и ответственности по формированию информационных ресурсов и обеспечению доступа к ним за ведущими федеральными органами власти в области финансов (бюджета, денежного обращения, государственных ценных бумаг, государственных . контрактов, кредитов, пр.), государственной отчетности, налогообложения, государственной собственности, экономических отношений, экспортно-им­портного регулирования экономических связей, таможенных операций и др.;

    • отсутствие официального доступа к финансово-экономической информации имеющейся в государственных организациях и необходимой субъектам хо­зяйствования и рынка для их нормального развития;

    • отсутствие координации между федеральными органами власти, приступаю­щими к созданию информационных систем отраслевого характера.

    Наиболее полной по охвату хозяйствующих субъектов является информа­ция органов налоговой инспекции, содержащаяся в налоговых декларациях, ко­торые должны заполнять все зарегистрированные субъекты хозяйствования. Информационная безопасность требует, чтобы информация, содержащаяся в декларациях, достоверно и достаточно полно отражала результаты их работы и позволяла оценить надёжность субъекта как партнёра на рынке. Только тогда не потребуется дополнительный сбор информации о субъекте и обращение в дру­гие органы власти. Однако Госналогслужба России не занимается вопросами информационного обеспечения, хотя и обладает практически исчерпывающей исходной информацией о деятельности всех хозяйствующих субъектов.

    Аналогична ситуация с Мингосимущество м России, которое ведёт учет всего государственного имущества и регистрирует все акты движения этого имущества (продажа, передача, сдача в аренду, др.). Оперативный доступ к этой" информации необходим и органам власти, и предприятиям, и гражданам.

    Существенный интерес представляет информация о таможенных операци­ях, отражающая движение товаров через границу. Эта информация официально доступна ограниченному числу органов государственного управления с обязан­ностью сохранять коммерческую тайну.

    Информация о движении средств государственного бюджета (на закупки товаров, услуг, проведение работ в рамках федеральных и ведомственных программ, проектных и строительных работ и др.) на уровне банковских структур централизовано не учитывается, несмотря на усилия Правительства Российской Федерации и Федерального казначейства Минфина России.

    Положение усугубляется полным отсутствием координации между много­численными государственными организациями федерального и регионального уровней, формирующими финансово-экономические информационные ресурсы, Примером являются широко предлагаемые на информационном рынке инфор­мационные ресурсы, содержащие сведения о предприятиях. По данным госу­дарственной регистрации в НТЦ "Информрегистр" Госкомсвязи России в стране имеются около 400 баз данных, содержащих сведения о предприятиях, не менее половины из них созданы за счет бюджетных средств различного уровня.

    В ходе формирования в 1997 г. перечня органов и организаций, ответ­ственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, феде­ральные министерства и ведомства финансово-экономического блока заявили о своей ответственности за формирование и ведение следующих информацион­ных ресурсов:

    МВЭС России (бывшее ведомство, вошедшее в Минторг России):

    • Реестр информационных ресурсов системы внешнеторговой информации;

    • комплекс из 23 базы данных по вопросам внешнеторговой деятельности и торгово-экономическому сотрудничеству;

    • Реестр предприятий торговли, общественного питания и производителей торгового оборудования.

    Минфин России:

    • базы данных по содержанию федерального бюджета .и бюджетов субъектов Российской Федерации;

    • Реестр паспортов импортных сделок;

    • Реестр страховых организаций России.

    • Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;

    • фонд учредительных документов ФПГ, союзов, ассоциаций;

    • ежегодные доклады, аналитические материалы.

    ГКМП России:

    • базы данных по инфраструктуре малого предпринимательства.

    Госкомстат России:

    • банк готовых документов "Статистика России";

    • база данных "Бухгалтерские отчеты юридических лиц";

    • Единый государственный регистр предприятий и организаций;

    • базы данных государственной нецентрализованной статотчетности;

    • автоматизированный банк классификаторов.

    ГТК России:

    • базы данных грузовых таможенных деклараций;

    • сборники таможенной статистики.

    Мингосимущество России:

    • Реестр собственности Российской Федерации.

    ФКЦБ России:

    базы данных по лицензированию и надзору за деятельностью участников рынка ценных бумаг.

    Госналогслужба России:

    • распределенная система баз данных "Налоговая отчетность";

    • Государственный реестр налогоплательщиков.

    ФСНП России:

    • данные о фактах нарушения налогового законодательства;

    • данные о лицах, совершивших налоговые преступления.

    банк России:

    • Фонд лицензий на банковскую и аудиторскую деятельность;

    • базы данных по движению бюджетных средств в банках;

    • базы данных по контролю и учету валютных операций.

    Центр, экономической конъюнктуры при Правительстве Российской

    Федерации:

    • ежеквартальный сборник "Россия: экономическая конъюнктура";

    • аналитические и прогнозные материалы.

    Кроме того, большинство ведомств создают и ведут базы данных по ве­домственным нормативным и организационно-распорядительным документам.

    В перечне нет данных только Минэкономики России, которое, будучи ве­дущим министерством в экономике страны, не смогло провести анализ ни соб­ственных информационных ресурсов, ни информационных ресурсов, передан­ных ему в 1996 г. практически всех предприятий гражданских и оборонных от­раслей промышленности.

    Неудовлетворительно организован сбор сведений об информационных ре­сурсах Минфина России. Это ведомство, являющееся головным по созданию го­сударственной системы финансовой информации, до настоящего времени прак­тически ничего не сделало для раскрытия финансовой информации, циркули­рующей в государственных структурах. Важным компонентом этой системы должка быть информация о контрактах и закупках, осуществляемых за счет бюджета, в том числе по различным федеральным и региональным программам. При этом прозрачность и общедоступность финансовой информации являются основными и, видимо, единственно реальными средствами борьбы с коррупци­ей и финансовыми нарушениями. Вопросы доступности финансово-экономи­ческой информации необходимо рассматривать комплексно и не только в тех­ническом, информационном и финансовом аспектах, но и как важнейшую поли­тическую проблему, прямо влияющую на экономическую безопасность страны. С отменой монополии внешней торговли существовавшая до этих пор си­стема внешнеторговой информации рухнула как практически не пригодная для новых потребностей. Выявилась необходимость создания качественно новых информационных продуктов и услуг с использованием современных информа­ционных технологий. При этом большинство предпринимателей готовы исполь­зовать на коммерческой основе информационные массивы, создаваемые и нака­пливаемые именно в государственных органах власти, так как они более досто­верны, чем информация, получаемая из иных источников. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" обязывает федеральные органы исполнительной власти, управляющие системой внешне-, экономической информации, предоставлять любому участнику внешнеэкономи­ческой деятельности, вне зависимости от его государственной принадлежности, необходимую информацию на коммерческой основе.

    Финансово-экономическая информация относится к сектору российского информационного рынка, способного развиваться за счет платёжеспособного спроса, к тому же он активно поддерживается ведущими информационными агентствами, например, Reuters.

    При отсутствии со стороны государства механизмов, обеспечивающих ра­вные возможности доступ к отраслевой и ведомственной информации, создан­ной на средства налогоплательщиков, преимущества на информационном рынке получают коммерческие фирмы, функционирующие при государственных структурах. Более 30 министерств и ведомств имеют при себе коммерческие органи­зации, бесплатно пользующиеся централизовано собранными информационны­ми ресурсами и по довольно высокой цене предлагающие информационные ус­луги на их основе. Ряд из них бесплатно или по льготным ценам обслуживает бюджетные организации, как правило, .по узкому спектру услуг, и монопольно устанавливает цены для высоко- и средне- платёжеспособных потребителей. Потребители с низкой платёжеспособностью вынуждены пользоваться услугами "чёрного" рынка, который зачастую предоставляет недостоверную или уста­ревшую информацию.

    Например, Госкомстат России, крайне ограничивая доступ к имеющимся у него информационным ресурсам, особенно первичной информации, широко предлагает по коммерческим ценам готовые информационные продукты, сфор­мированные на их основе.

    Недостатки в деятельности государственных структур в области финансо­вой и экономической информации в значительной степени компенсируются ак­тивностью не только созданных ими, но и независимых коммерческих участни­ков информационного рынка. Только на рынке биржевой и финансовой инфор­мации действуют более 40 агентств. Сложилась развитая структура специализи­рованных периодических изданий, создается и ведется большое количество баз данных финансовой, биржевой и другой деловой к коммерческой информации.

    Кроме традиционных печатных изданий и баз данных, доступных через сети, либо распространяемых на машиночитаемых носителях, в сфере финансо­во-экономической информации заметны результаты внедрения технологии рас­пространения информации по каналам радио и телевизионного вещания, в част­ности, при помощи систем "Фортуна", "ТВ-Информ", IB SYSTEM-TM и др.

    Широко известны информационные организации такие, как фирмы "Прайм", "ИТАР-ТАСС", "Скейт", "АК&М", "Росбизнес Консалтинг", "СВОП",

    "Агентство WPS", которые осуществляют широкий мониторинг прессы, радио и телевидения. Много информации по финансам и экономике содержится на сер­вере Института коммерческой инженерии при Минфине России. Важную роль на рынке финансово-экономической информации играет фирма АО-"РВС Net", выделившаяся из Торгово-промышленной палаты России. Эта фирма ставит за­дачу интеграции на своем сервере возможно более полной информации, интере­сующей российских предпринимателей. АО "РВС Net" получило статус Федерального центра по информационной поддержке малого предпринимательства. Созданная в АО информационная сеть "РВС Net" функционирует в коммерче­ском режиме, имеет до 5 тысяч обращений пользователей в день (20% - из-за рубежа), несколько тысяч платных подписчиков, В 1998 г. АО реализует проект развития сети для 135 отделений Торгово-промышленной палаты России по всей Российской Федерации и 18 представительств за рубежом.

    В условиях, когда сколько-нибудь цельной системы государственной фи­нансово-экономической информации не существует, представляют большой ин­терес проекты создания таких систем на негосударственной 'основе, например, проект, предлагаемый фирмой 'Тарант".

    За последние годы существенно укрепилась информационная составляю­щая инфраструктуры фондового рынка. Важную роль в ее становлении сыграл Межбанковский финансовый дом (МФД). Интегрируя информацию первоисточников (банков, бирж, брокерских контор), МФД создает профессиональную среду для работы на рынке. Новая система РТС-инвест пополнила ряд широко известных информационных продуктов: ГКО-инвест, Бизнес-новости On-line, WinMoney, DAS-BBS, InfoRate, МКО-Инвест, R-монитор.

    Значительным шагом в развитии информационного обеспечения фондово­го рынка стало функционирование Российской торговой системы (РТС), анало­гичной американской системе котировки Национальной ассоциации фондовых дилеров NASDAQ [20]. Информационный сервис РТС позволяет собрать в од­ном наборе интересующие брокера акции с наглядным представлением котиро­вок по предложению и продаже, вывести все котировки акций одной компании у разных брокеров, представить наиболее ценную информацию по каждой бу­маге по предложениям различных брокерских фирм.

    Сегодня наиболее доступны новости, предлагаемые различными корпора­циями, объединениями, но нередко они запаздывают. Трудно найти сведения о финансовом состоянии и кредитной истории фирм. Хотя АО должны публично предоставлять информацию о себе, инвесторы часто не могут ее получить. В соответствии с действующими нормами в обязательном порядке можно требо­вать информацию только по новым эмиссиям ценных бумаг. Вследствие этого фондовый рынок России продолжает оставаться недостаточно прозрачным.

    При проведении аналитических исследований в разрезе отдельных пред­приятий возникают проблемы нехватки сведений, имеющихся в открытом дос­тупе, в связи с их распыленностью. Для анализа приходится привлекать допол­нительно информацию, полученную из неофициальных источников. Пока нет единых стандартов на сведения о предприятиях, хотя известны зарубежные ста­ндарты и унифицированные формы некоторых отечественных информационных фирм, накапливающих сведения о предприятиях.

    Одной из важных характеристик компании считается ее внешнеэкономи­ческая деятельность. Кроме ИнформВЭС (ГП) и БНИКИ (ОАО), традиционно предоставляющих услуги в этой сфере, существуют не менее десяти коммерче­ских структур, обладающих представительными массивами экспортно-импорт­ной информации. Несмотря на трудности выведения рейтингов в российских условиях, это информационное направление пробивает себе дорогу. Основная заслуга здесь принадлежит "Коммерсант-Daily", результатом деятельности ко­торого стало еженедельное приложение "Коммерсант-Рейтинг".

    Информационное обеспечение инвестиционной деятельности предусмат­ривает широкое ознакомление участников с инвестиционным климатом, зако­нодательством, инвестиционными предложениями и проектами, установлением, деловых контактов, В России издаются специализированные журналы "Инве­стиции", "Инвестиции в России". Обобщением опыта информационной под­держки инвестиционной деятельности занимается АО "Системинвест".

    Можно привести ряд примеров расширения информационно-аналитиче­ской деятельности фирм с анализа товарных рынков на сектор финансовой и инвестиционной информации. Однако масштабы этой деятельности пока неве­лики. Например, РТС охватывает около 100 компаний, в основном в сфере Топ­ливно-энергетического комплекса и телекоммуникаций. Но десятки тысяч рос­сийских компаний пока остаются в тени. Бум на рынке ценных бумаг практиче­ски не коснулся основной части экономики.

    Вышеизложенное подтверждает, что главной проблемой рынка финансо­во-экономической информации является информационная полузакрытость рос­сийского общества. Это мешает развитию цивилизованного рынка, Хотя российский информационный бизнес является одной из самых интеллектуальных сфер деятельности, ему присущи черты полукриминального российского капи­тализма. Одна из основных причин - отсутствие регламента доступа к офици­альной информации. Ее практически нельзя получить легально, либо её приоб­ретение стоит очень дорого. В большинстве ведомств в открытом доступе не предоставляются базы несекретных данных. Это относится к большинству пе­речисленных ведомственных баз данных.

    Практика раскрытия информации Банка России через независимые ком­мерческие структуры показала, что последние не заинтересованы в распростра­нении практически бесплатной информации. В условиях, когда выгоднее ориен­тироваться на платежеспособных потребителей, производители информацион­ной продукции завышают цены на ней, сдерживая тиражность.

    Остается актуальной задача навигации разрозненных российских инфор­мационных продуктов в финансово-экономической сфере. Ведущую роль в этом отношении играют НТЦ "Информрегистр" - на основе государственной регист­рации баз и банков данных и АО "МБИТ" - на основе мониторинга информаци­онного рынка. Задачи формирования актуальных и достоверных информацион­ных ресурсов в сфере финансово-экономической информации, координации и упорядочения деятельности государственных и коммерческих структур, а также достижение прозрачности государственных информационных ресурсов в этой области являются одними из наиболее острых и важных проблем государствен­ной информационной политики.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Організація міжбанківських розрахунків (2)

      Документ
      У ринковій економіці щодня укладається безліч угод. Безготів­кові платежі між суб'єктами підприємницької діяльності зде­більшого не можуть бути завершені в межах одного банку, тобто без розрахунків між установами, що їх виконують.
    2. Asociaţia moldovenească de ştiinţă politică

      Документ
      The idea of “conflict of civilizations” is conceptualized in the paper. It is de­monstrated that S.Huntington’s theory of “clash of civilizations” ade­quately explained the specifics of the post Cold War world.

    Другие похожие документы..