Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У черговому заведеному каталозі періодичних видань представлена інформація про періодичні видання, передплачені провідними бібліотеками м. Дніпропетр...полностью>>
'Документ'
Страховая организация выплачивает страховое возмещение в рамках договоров имущественного страхования иностранным организациям, не осуществляющим свою ...полностью>>
'Программа'
11.20-11.40 Взаимодействие Федеральной резервной системы США и коммерческих банков стран мира в процессе ввода в обращение новой банкноты серии NexGe...полностью>>
'Программа'
Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального обр...полностью>>

Программа курса. Литература к курсу (основная и дополнительная). Вопросы и задания для проверки усвоения материала. Темы рефератов и курсовых работ. Методические примечания. Программа курса

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«Современный русский язык»
для лиц, получающих второе высшее образование (специализация: «Лингвистика»)

Содержание:
1. Программа курса.
2. Литература к курсу (основная и дополнительная).
3. Вопросы и задания для проверки усвоения материала.
4. Темы рефератов и курсовых работ.
5. Методические примечания.


Программа курса:


Введение
Предмет и задачи курса. Понятия: «современный русский язык» и «литературный язык». Языковая система; единицы языковой системы; иерархические отношения между ними.

Тема I. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Орфография.
Понятие о звуках речи и фонемах. Система гласных фонем русского литературного языка. Система согласных фонем. Сильные и слабые позиции фонем. Основной принцип русской орфографии; орфографические правила, основанные на понятии сильной и слабой позиции фонем. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка; литературное аканье и иканье. Ударение; предупреждение акцентологических ошибок в частотных словах.

Тема II. Словообразование.
Значащие части слова. Морфема и морф. Производные и непроизводные слова. Мотивирующие слова, производящая основа; формант; словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда. Основные способы словообразования в русском языке.

Тема III. Лексикология. Фразеология.
Понятие лексемы. Лексика как система. Однозначные и многозначные слова; виды полисемии. Синонимо-антонимические и гипонимические отношения в лексической системе. Омонимы. Паронимы; предупреждение ошибок, состоящих в смешении паронимов. Лексика исконная и заимствованная; фонетические приметы заимствований; старославянизмы и их стилистические функции. Стилистическая дифференциация лексики.
Лексика с точки зрения ее принадлежности к активному или пассивному словарю; архаизмы, историзмы; неологизмы; современная тенденция к возрождению архаической лексики и сфера ее применения.
Фразеологизмы; их признаки и стилистические функции.

Тема IV. Морфология.
Понятие о морфологии. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория. Части речи в русском языке: самостоятельные, служебные и междометие; полнознаменательные и местоименные. Понятие о транспозиции. Стилистические ресурсы морфологии.

Тема V. Синтаксис.
Понятие о синтаксисе. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и синтаксические отношения в словосочетании, простом и сложном предложении.
Предложение, его грамматическое значение. Различные классификации предложений.
Главные и второстепенные члены предложения; сильные и слабые стороны учения о второстепенных членах предложения. Присловные распространители и детерминанты.
Порядок слов в русском языке: его характеристика как нефиксированного (несвязанного), но несвободного; его функции (средство оформления актуального членения предложения и стилистическое средство). Нормы объективного порядка слов и инверсия. Вопрос об адекватном переводе предложения с учетом особенностей порядка слов в различных языках. Влияние английского языка и компьютерных технологий на строение предложения в русском языке; предупреждение ошибок, вызванных этим влиянием.
Понятие о сложном предложении ; средства связи между частями сложного предложения. Структурно-смысловая классификация сложных предложений.

Тема VII. Функциональная стилистика.
Соотношение понятий «функциональная стилистика», «лингвистическая стилистика» и «практическая стилистика».
Стилистическая окраска языковых единиц как синтез функционально-стилевой и эмоционально-экспрессивной окраски.
Функциональный стиль; классификация функциональных стилей современного русского литературного языка. Характеристика общих особенностей и системы языковых средств научного, официально-делового, газетно-публицистического, церковно-религиозного и разговорного стилей. Вопрос о месте языка художественной литературы в системе стилей русского языка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по проекту: Гуманитарная компонента в учебных планах высшего профессионального образования: мировой опыт и российские реалии Программа

    Публичный отчет
    В недавно опубликованном “Российской газетой” интервью Я.И.Кузьминов, ректор Государственного университета – Высшей школы экономики и права, говорит: “Наше высшее образование где-то наполовину потеряло звание профессионального.
  2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «комплексный анализ хозяйственной деятельности» кафедра «бухгалтерский учет, аудит и статистика»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины плана подготовки студентов по одной из
  3. Методические рекомендации преподавателям Тюмгу по созданию Учебно-методического комплекса дисциплины

    Методические рекомендации
    материалы для аудиторной работы: учебник (учебное пособие, учебно-методическое пособие, тексты лекций), планы семинарских занятий, мультимедийное сопровождение аудиторных занятий,
  4. «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через интернет»   В. Канаво (1)

    Методические рекомендации
    Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных
  5. Методические рекомендации по подготовке и оформлению письменных работ студентов реферат, контрольная работа, курсовая работа

    Методические рекомендации
    Масловская Т.С. Методические рекомендации по подготовке и оформлению письменных работ студентов, получающих квалификации «Менеджер» по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» и специальности 080505.

Другие похожие документы..