Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
В процессе дыхания животные рассеивают в окружающую среду энергию, к-во которой эквивалентно потребленному ими кислороду или деструкции определенного...полностью>>
'Реферат'
Актуальность: 1) Английский язык – язык мирового общения. «Латынью XX века» по праву называют английский: около ¾ всех заимствований в русском языке ...полностью>>
'Документ'
Розглянувши клопотання районної державної адміністрації від 12.03.2011 №250/01 про затвердження районної цільової Програми профілактики злочинності в...полностью>>
'Документ'
Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в VIII Ежегодной научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Экономическая социоло...полностью>>

Музыкальная жизнь курской губернии до 1917 года

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Горлинская Светлана Евгеньевна

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ

ДО 1917 ГОДА

Специальность 17.00.02 – музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Ростов-на-Дону – 2009

Работа выполнена на кафедре методики преподавания музыки и изобразительного искусства Курского государственного университета

Научный руководитель:

доктор искусствоведения,

профессор Космовская Марина Львовна

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения,

профессор Леонов Василий Анатольевич

кандидат искусствоведения,

доцент Чепниян Наталья Львовна

Ведущая организация:

Новосибирская государственная

консерватория (академия) им. М. И. Глинки

Защита состоится 1 июля 2009 года в 16 часов на заседании диссертационного совета Д.210.016.01 по присуждению ученой степени кандидата и доктора искусствоведения в Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рах-манинова (344002, Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 23).

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова.

Автореферат разослан 30 мая 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат искусствоведения, профессор Дабаева И. П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Музыкальное краеведение в последние десятилетия стало одним из самых динамично развивающихся и востребованных направлений музыкальной науки. Число трудов, освещающих театральную и концертную практику, историю учебных заведений российских регионов, характеристику деятельности лучших провинциальных музыкантов, измеряется десятками и возрастает с каждым годом. В научной среде все прочнее утверждается представление, согласно которому полноценное изучение музыкальной культуры на примерах лишь двух столиц страдает неполнотой и ограниченностью. Активная разработка краеведческих тем региональными исследователями в СССР начинается с 1970-х годов, и с тех пор созданы труды, посвященные многим крупным городам и регионам, – Тамбову и Вятке, Нижнему Новгороду и Астрахани, Томску и Ростову-на-Дону, Архангельску и Пензе, Сибири и Адыгее.

Интерес к подобным темам весьма ярко проявляется и в Курске – как в краеведческих разысканиях, так и в современной концертной практике: возрождена традиция музыкальных салонов в усадьбе князя И. И. Барятинского, сочинения курских композиторов дореволюционной поры звучат в программах концертов, изучаются в учебных заведениях.

Музыкальная жизнь Курской губернии формировалась на протяжении столетий и взрастила немало подлинных талантов. Имена многих из них вошли в историю русской музыки: композиторы С. А. Дегтярев, А. Д. Жилин, Г. Я. Ломакин, певица Н. В. Плевицкая (Винникова), скрипач М. Г. Эрденко. Наряду с ними, музыкально-театральную жизнь края создавали и развивали высокообразованные, инициативные владельцы оркестров и театров, хозяева салонов, руководители музыкальных обществ, классов и т. п.

Курская повседневность была насыщена музыкой. Так, в «Словаре музыкальных деятелей Курской губернии» (под редакцией М. Л. Космовской и Т. А. Брежневой), значится свыше 700 имен исполнителей, педагогов, музыкально-общественных деятелей, работавших или посещавших Курский край с гастролями в дореволюционный период. Уже тогда музыкальная культура региона выходит на общероссийский уровень, а в XX веке из ее недр вырастает такое явление поистине мирового масштаба как Г. В. Свиридов.

Первые попытки описать и обобщить факты музыкально-театральной жизни Курска и уездов относятся еще к середине XIX столетия, когда в местной печати стали публиковаться статьи на указанную тему. В последние десятилетия века были созданы первые краеведческие работы, посвященные театру, концертной практике и образованию. Еще позднее упоминания о событиях и тенденциях в концертной, театральной и образовательной практике края появляются в обобщающих трудах по разным аспектам отечественной музыкальной культуры К. А. Кузнецова, Н. Ф. Финдейзена, Т. А. Дынник, В. А. Натансона, В. В. Познанского, И. Ф. Петровской.

Немало интересных и разнообразных сведений о театрально-концертной жизни Курска содержат работы историков, культурологов, представителей других гуманитарных и даже технических специальностей – подлинных энтузиастов и патриотов своего города, таких как бывший инженер Ю. А. Бугров, автор очерков «Свет курских рамп» в трех томах, ныне возглавляющий Областное научное краеведческое общество. Уже защищены первые кандидатские диссертации курских историков-краеведов.

Современное курское музыкальное краеведение представлено, главным образом, именами И. Ю. Татарской, М. Л. Космовской, Н. А. Синянской. Однако до сих пор эта область знания ограничивается популярными статьями о музыке и музыкантах края. Накопленный материал позволяет и делает необходимым создание строго документированного обобщающего научного труда на эту тему, попыткой которого и является предлагаемая диссертация.

Объектом изучения избрана музыкальная жизнь Курской губернии до 1917 года, а предметом исследования – основные ее формы (концертная и театральная практика, а также тесно с ними связанные музыкальное образование, критика, композиторское творчество) и тенденции их развития.

Цель работы – на основе преимущественно документальных источников воссоздать и осмыслить по возможности целостную картину формирования и эволюции музыкальной жизни Курской губернии до 1917 года, установить исторические закономерности процесса.

Достижение этой цели потребовало решения следующих задач:

    • установить момент зарождения и выявить логику развития концертных форм музицирования (крепостные хоры и оркестры – музыкальные салоны – собственно концерты, организованные отдельными видными артистами, учебными заведениями или музыкальными обществами);

    • проследить судьбы музыкального театра, пережившего за полтора века сначала подъем (от постановок крепостных трупп к деятельности антреприз, от музыкально-драматических спектаклей к опере), затем период упадка, кризис и возрождение в новых формах;

    • на основе выявленных тенденций и закономерностей их смены предложить периодизацию музыкальной жизни губернии (в целом совпадающую с делением на периоды истории русской музыки, но в важных деталях специфичной);

    • показать личности выдающихся деятелей культуры, живших и творивших в городе и губернии и внесших вклад в развитие музыкальной жизни.

Методологической основой исследования стали труды по истории отечественной музыкальной культуры (Б. В. Асафьев, А. А. Гозенпуд, Ю. В. Келдыш, К. А. Кузнецов, Т. Н. Ливанова, В. А. Натансон, Н. Ф. Финдейзен), музыкальной социологии (А. Н. Сохор, Ю. В. Капустин) и музыкальному краеведению (Н. Н. Емельянов, Г. М. Кантор, И. Ф. Петровская, Р. М. Преснецов, В. И. Шикова, К. Я. Шишигина, М. А. Этингер).

Метод историзма, как наиболее приемлемый для изучения музыкальной культуры любого региона, с неукоснительным следованием фактам, упоминаемым в документальных источниках, был принят в работе как доминирующий и позволяющий, в сочетании некоторыми другими подходами, достигать максимальной объективности. В понимании самого феномена «музыкальной жизни» автор исходил из ставших классическими трудов крупнейших отечественных социологов музыки. В частности, – из теоретической концепции А. Н. Сохора, согласно которой музыкальная жизнь есть совокупность четырех «блоков» – творчества, исполнительства, распространения и восприятия1. Весьма ценным стало также положения Ю. В. Капустина, определяющего музыкальную жизнь как «специфическую область художественной жизни общества, в основе которой лежит деятельность по созиданию, распространению и освоению ценностей, норм и традиций музыкальной культуры, осуществляемую в рамках соответствующих отношений, институтов и форм»2.

Анализ особенностей светской музыкальной жизни Курского края показал, что в губернии доминировало исполнительство и именно в этой форме проходило распространение и творчество (созидание) музыкальных культурных ценностей, восприятие которых слушателями лишь частично отражено в документах и материалах. Как наиболее значимые для культуры региона, выделяются два направления, в которых и проявлялось исполнительское мастерство: во-первых, музыкально-театральное искусство и, во-вторых, концертно-просветительская деятельность, в русле которых рассматриваются проблемы музыкального образования, критики и композиторского творчества. В указанном отношении работа опирается на принципы самого фундаментального научного исследования истории русской музыки – десятитомного труда под редакцией Ю. В. Келдыша, где музыкальный театр и концертная практика выделены как два первых и главных объекта исследования. При этом концертная практика трактуется как публичное выступление исполнителей перед слушателями и включает самые разные формы: от салонного музицирования и ученических концертов – до деятельности выдающихся гастролеров.

Хронологические рамки диссертации обусловлены, с одной стороны, наличием документально подтвержденных фактов музыкальной активности в Курской губернии, начиная с 1760-х годов. С другой – 1917 годом, когда после двух революций в Курске, впрочем, как и во всей России, обозначились качественно новые процессы, которые могут составить предмет отдельного исследования.

Территориальные границы. Курская губерния, была образована в 1779 году в соответствии с «Учреждением о губерниях» (1775). Ее территория до этого входила в состав Белгородской губернии, не раз подвергалась реформированию и в последующие годы. В 1802 году, с учреждением 15 уездов, установились постоянные границы губернии, в пределах которых и проводились изыскания.

Источниковую базу работы составили три группы материалов. Архивные документы (около 30 единиц хранения) изучались в фондах Российского государственного исторического архива и Отдела рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки; Государственного архива Курской области; Научного отдела Курского областного краеведческого музея.

Санкт-Петербургские фонды дали возможность исследовать историю учреждения ИРМО в Курске и выяснить факты деятельности А. М. Абазы, Ю. М. Штокмана, П. А. Щуровского и др. Московский архив содержит документы о музыке в имении Марьино князей Барятинских и поместье Луизино Виельгорских. Из материалов региональных хранилищ наиболее существенными для работы стали отчеты общественных, музыкальных и драматических объединений, рапорты уездных исправников, курских полицмейстеров и распорядителей о проведении концертов, спектаклей и других увеселительных мероприятий.

Периодическая печать как центральная специальная, литературная и общеполитическая, так и провинциальная (изучены более 10 изданий, включая доступные одесские и харьковские) дала возможность уточнить факты и существенно расширила представление о музыкальной жизни губернии. Ценным подспорьем в этом стало издание «Музыкальная библиография периодической печати Курской губернии» Т. А. Брежневой (упомянуты 677 публикаций), которое, однако, страдает известной неполнотой.

Мемуарная и эпистолярная литература – воспоминания М. С. Щепкина, автобиографические записи Г. Я. Ломакина, мемуары Л. К. Виельгорской, М. А. Веневитинова и С. М. Соллогуб – весьма существенный, хотя и субъективный источник сведений о музыкальной жизни региона.

Теоретическая значимость диссертации заключается в разработке и систематизации фактов музыкальной жизни Курской губернии до революции 1917 года, результаты которых могут стать основой для дальнейших изысканий в музыкознании и музыкальном краеведении.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах по истории музыкальной культуры в учебных заведениях различной специализации и уровня (от общеобразовательной школы до высших специальных учебных заведений), в научно-справочных изданиях по истории культуры Курского края, в педагогическом и концертном репертуаре.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  впервые музыкальная жизнь Курской губернии конца XVIII – начала XX веков подвергается специальному многоаспектному исследованию;

  работа является первой попыткой научного обобщения и систематизации как известных, так и вновь открытых фактов;

  в научный оборот введены ранее не изученные архивные документы, материалы периодической печати, уточнены приводимые историками и обнародованы новые исторические факты в сфере концертной практики, композиторского наследия, музыкально-сценического искусства, музыкального образования Курского края.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Музыкальная жизнь дореволюционной Курской губернии, находясь в целом в русле общероссийской музыкальной культуры, имела свою специфику, в силу чего ее периодизация не во всем совпадает с общепринятой.

  2. Лидирующее положение со второй половины XVIII века до 1861 года занимало в губернии музыкально-театральное искусство: здесь были созданы первые в России крепостные театры, количество которых значительно превышало среднестатистические российские показатели, а репертуар тяготел к высоким образцам музыкально-сценических жанров. Подъем усадебного театра сменился во второй четверти упадком – сначала по субъективным причинам, а после реформ начала 1860-х годов – и объективным. На смену усадебной театральной культуре пришли городской и антрепризный театры, гастроли отечественных и итальянских трупп.

  3. Зарождение концертного исполнительства проходило на театральных сценах, в садово-парковом музицировании и в салонах, причем один из первых в России салонов существовал именно в поместье князей Виельгорских – в Луизино Курской губернии.

  4. Росту интенсивности концертной жизни способствовала деятельность частных педагогов и учебных заведений – как и в других регионах страны, но в Курске этот процесс обозначился ранее, чем в иных губерниях (с 1730-х годов действовала музыкальная школа в Борисовке, в 1842 учреждены Музыкальные классы в губернском центре и др.).

  5. Концертные и театральные формы были тесно взаимосвязаны, порой слиты воедино, в особенности способами своего существования – в салоне, садово-парковом музицировании;

  6. Становившаяся с каждым десятилетием все более разнообразной и насыщенной деятельность гастролеров существенно обогатила слуховой опыт любителей музыки широким репертуаром, уровнем мастерства, новыми формами концертов, а также стимулировала деятельность местных музыкантов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в 20 научных работах (общим объемом 17,3 п.л.): коллективных монографиях, брошюре, статьях, а также в материалах международных, всероссийской и региональных конференций в Курске (2005, 2006, 2007), Туле (2005, 2006, 2007), Белгороде (2007). Материалы работы используются в курсе «История музыкальной культуры Курского края», читаемом в КГУ, в музыкально-просветительской деятельности автора. В 2006 году разработан спецкурс «История музыкальной культуры Курского края».

Диссертация обсуждалась на кафедре методики преподавания музыки и изобразительного искусства Курского государственного университета и на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений: карты Курской губернии, летописи музыкальной жизни Курского края (театральной и концертной).

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность темы и степень ее изученности, указаны объект и предмет изучения, определены цель и задачи работы, выявлена научная новизна, определены методологическая основа и источниковая база, хронологические и географические границы исследования, аргументируется структура диссертации.

В первой главе, «Становление и развитие музыкальной жизни Курской губернии с середины XVIII столетия до реформ 1861 года», исследуется процесс зарождения провинциального музыкального театра и концертной практики в «век усадебной культуры» (1762–1861, по Е. В. Холодовой), в котором выявлено три этапа, обусловленных специфическими особенностями развития музыкальной жизни в регионе:

1760–1780-е годы: формирование первых крепостных театров, хоров и оркестров;

1792 – 1825: становление и расцвет музыкальной деятельности курских усадеб, начало театральной и музыкально-концертной практики в губернском центре – учреждение общедоступного городского театра, расцвет салонного музицирования;

1825–1861: смещение приоритетов, изменение соотношения усадебного и городского бытия – постепенный спад активности музыкально-художественной жизни усадеб и формирование городской музыкальной культуры, рост концертного исполнительства.

В главе два раздела, в первом из которых, «Музыка курских театральных сцен», обобщается и систематизируется фактологический материал, касающийся деятельности одиннадцати крепостных театров на территории Курской губернии; примерно о половине из них сохранилась информация, которая позволяет реконструировать процесс их формирования и развития.

Уже на первом этапе формирования усадебной культуры в губернии были созданы театральные труппы, исполнявшие также и музыкальный репертуар. В поместьях складывается система музыкального образования талантливых крепостных. Примером может служить театр Ширковых, в поместье которых были также оркестр и хор, а в имении Шереметевых в слободе Борисовка Грайворонского уезда получили начальное образование С. А. Дегтярев, а впоследствии и Г. Я. Ломакин.

Наиболее существенными признаками второго этапа театральной культуры стало, с одной стороны, открытие в 1792 году общедоступного театра в Курске и, с другой, – распространение крепостных театров по всей губернии: восемь из одиннадцати упомянутых ранее крепостных трупп действовало именно в этот период. Во главе городского театра, до закрытия здания на реконструкцию в 1816 году, стоял М. Е. Барсов, собиравший в свою труппу лучших крепостных артистов. Их силами ставились оперы «Трубочист-князь и князь-трубочист» М. А. Португалло, «Притворная сумасшедшая» Дж. Астаритта, «Глупость, или Тщетная предосторожность» Э. Н. Мегюля, «Два Антона, или Имя делу не помеха» Б. Шака, «Со всем прибором сатана, или Сумбурщица-жена» Ж. П. Солье и др.

Эти и другие музыкальные постановки составляли около 30% репертуара, в усадебных театрах соответствующий показатель доходил до 80%, что свидетельствует о парадоксальной для нашего времени закономерности: городской театр был общедоступным, публика разношерстной, тогда как в помещичьей усадьбе аудитория представляла собой «культурную элиту». Из них выделялись театры Г. С. Волькенштейна, где крепостной М. С. Щепкин, будущий великий русский артист, играл в операх «Несчастье от кареты», «Сбитенщик», «Редкая вещь» и «Новое семейство». В театре И. И. Барятинского шли оперы «Водовоз» Л. Керубини и «Черт розового цвета» П. Гаво. Расцвет их деятельности приходится на 1790-е – 1820-е годы. Существовали театры и в имениях помещиков Ф. И. Ширкова, Анненковых, Киреевских, Кондратьева, Голицына, М. И. Сафонова. Есть все основания считать их музыкальными, ибо доподлинно известно, что в этих усадьбах действовали хоры и оркестры. Уже в это время устанавливается тесная творческая связь между усадебными труппами и городским театром, что особенно ярко проявилось в последующие десятилетия.

С середины 1820-х годов в Курской губернии наметились весьма заметные перемены, обусловившие выделение третьего этапа. Интерес к театральным представлениям падает, на первое место выходит салонно-концертное исполнительство. В городском театре уже больше нет постоянно действующей труппы. В усадьбах, судя по сохранившейся информации, остается только один крепостной театр – И. О. Хорвата. Однако в 1830–1840-е годы опережает городской театр и по значимости исполнявшихся произведений, и по уровню постановок спектаклей. Из 46 спектаклей этого театра – 18 опер, 18 водевилей, 5 балетов, 4 комедии и 1 драма. Преобладание музыкальных постановок над драматическими очевидно: 41 к 5. Театр Хорвата был едва ли не единственным в губернии, а возможно, и в стране, где шли балетные постановки. Прекрасные отзывы о постановках и профессионализме актеров (в имении была специальная школа), жанровое разнообразие спектаклей и даже гастрольные поездки как по губернии, так и за ее пределы – в Харьков, Полтаву, Ромны – ставят этот театр в один ряд с лучшими крепостными труппами того времени.

В сопоставлении репертуаров этого и городского театра наиболее ярко просматривается тенденция отхода от оперно-балетных постановок к развлекательным водевильным, что особенно проявилось в деятельности трупп, арендовавших городской театр в конце 1820-х и в 1830-е годы.

Возобновление деятельности городского театра со второй половины 1820-х годов было связано с приездом в Курск харьковских антрепренеров И. Ф. Штейна (в Курске 1826–1832) и Л. Ю. Млотковского (1833–1843). Они набирали труппы, в основном, из курских и харьковских артистов, в числе которых был и выдающийся комический артист К. Т. Соленик. Ставились, в основном, водевили.

В 1820–1840-е годы, несмотря на сокращение числа действующих крепостных театров и непостоянство работы в Курске трупп и антреприз И. О. Хорвата, И. Ф. Штейна, Л. Ю. Млотковского, К. И. Василькова, местные слушатели знакомятся с лучшими операми русского и зарубежного репертуара: «Сомнамбула» («Невеста-лунатик») В. Беллини, «Любовный напиток» и «Дочь полка» Г. Доницетти, фрагментарно – «Жизнь за Царя» М. И. Глинки и «Аскольдова могила А. Н. Верстовского, балеты «Дева Дуная», «Зефир и Флора», «Пират», «Сварливые жены», «Севильский цирюльник.

С приездом итальянских трупп в Курске на новом уровне зазвучали оперы Дж. Россини, Г. Доницетти, Дж. Верди. Исполнение итальянских опер на языке оригинала было важным событием для сцены общедоступного провинциального театра. Об оперных постановках итальянских музыкантов пресса восторженно вспоминала даже по прошествии нескольких лет.

Второй раздел, «Концертное музицирование в Курской губернии», посвящен анализу зарождения и становления основных форм светского исполнительства. О достаточно высоком исполнительском уровне, к которому пришла концертная практика к середине XIX века в городе и в губернии, говорит хотя бы такой факт: итальянские труппы в Курске выступали в сопровождении местных оркестров, которые были в состоянии быстро освоить новый репертуар и достойно участвовать в создании художественного целого. Начало же их деятельности относится к середине XVIII века, и именно они стали тем фундаментом, на который опиралось становление и развитие музыкально-сценической усадебной культуры, а впоследствии и городского театра.

Уже с середины XVIII века, в первый этап развития усадебной культуры на территории Курской губернии, в дни празднеств, военных и развлекательных походов, а также в повседневной жизни дворян звучали хоры и оркестры крепостных музыкантов.

Второй этап истории становления музыкальной жизни Курской губернии характеризуется утверждением таких форм как оркестровые выступления в усадебных театрах и салонное музицирование, как в городе, так и в его окрестностях

Всего же с 1760-х по 1861 год в Курской губернии, включая уезды, действовало не менее двадцати девяти оркестров, в числе которых были оркестры крепостных музыкантов помещиков Сафоновых и Ширковых (XVIII век), позже роговой оркестр В. В. Нащокина (1790-е – начало 1800), Барятинских и Виельгорских, А. А. Нелидова, И. О. Хорвата, П. А. и Н. П. Денисьевых, духовой оркестр Волькенштейнов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Быт провинциального дворянства: традиции и новации в 50-90-е годы XIX века (на примере центрального черноземья) 07. 00. 02 Отечественная история

    Автореферат
    Защита состоится 21 мая 2007г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.036.01 Воронежского государственного педагогического университета по адресу: 394043, г.
  2. Ием и отражает важные исторические события политической, хозяйственной и культурной жизни области и юбилейные даты уроженцев и видных деятелей Саратовского края

    Документ
    Календарь знаменательных и памятных дат Саратовской области является ежегодным справочным изданием и отражает важные исторические события политической, хозяйственной и культурной жизни области и юбилейные даты уроженцев и видных деятелей
  3. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  4. Дворниченко А. Ю., Кащенко С. Г., Флоринский М. Ф. Отечественная история (до 1917 г.)

    Документ
    Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. - Москва.: УИЦ "Гардарики", 2002.
  5. Книга жизни или Путь к Свету Владимир Податев предисловие к электронной версии интернет

    Книга
    Друзья! Сегодня, 15 июля 1 года, я поместил в Интернет около 60 глав из своей книги, работу над которой начал четыре года назад. И рад тому, что у меня появилась возможность поделиться с Вами своим жизненным опытом и теми сокровенными

Другие похожие документы..