Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Психологический тип личности влияет на склонность к той или иной деятельности, на способности, на образ преподавания у педагога и манеру обучения у ст...полностью>>
'Лекция'
В начале 1921 г. Гражданская война закончилась, советская власть упрочилась. Однако положение в стране становилось все более катастрофическим. «Военн...полностью>>
'Документ'
Рассмотрена необходимость получения мучного продукта функционального назначения. Обоснован способ обогащения мучных изделий стандартного качества бел...полностью>>
'Конкурс'
XI Районный конкурс детского творчества «Синяя птица - 2012» (далее Конкурс) проводится в рамках выявления одаренных детей и подростков Новоселовског...полностью>>

Дипломная работа на тему (3)

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственный университет гуманитарных наук

Центральный экономико-математический институт РАН

Дипломная работа на тему:

«Рыночные стратегии предприятий сотовой связи»

Специальность «Экономическая теория»

Руководитель:

Москва

2005

Содержание

1.1 Анализ мирового рынка сотовой связи, текущие стратегии развития 6

1.2 Российский рынок сотовой связи 11

2. Стратегии: виды, способы принятия стратегического решения 17

2.1 Стратегия и стратегическое решение 17

2.2 Рыночные стратегии 30

2.3 Оценка стратегических решений при помощи моделей 36

3. Рыночные стратегии предприятий сотовой связи – практическое применение 39

3.1 Развитие сети оператора как средство рыночной экспансии 39

3.2 Решения предприятий сотовой связи в сфере ассортиментной стратегии 43

3.2.1 Основные услуги 46

3.2.2 Дополнительные услуги 52

3.2.3 Вспомогательные услуги 59

3.2.4 Тактические решения предприятий сотовой связи 63

3.3 Стратегические решения предприятий сотовой связи в сфере рыночной конкуренции 65

Список использованной литературы 71

Введение

Мобильная связь находится в постоянном развитии, которое диктуется многими причинами: техническим прогрессом, растущими запросами потребителей и др. К мобильной в настоящее время относят все виды связи между абонентами, не привязанными к одному месту расположения. Это пейджеры, сотовая и спутниковая (транковая) связь, система глобального позиционирования (GPS-навигаторы), радиосвязь и т.д. Современные коммуникации позволяют людям быстрее связываться друг с другом, быстрее обмениваться информацией. А это особенно важно в современном мире. И если одни средства связи постепенно теряют свою популярность, как, например, пейджинговая связь, то другие – сотовая и спутниковая – наоборот развиваются.

Мобильная связь в России на сегодняшний день относится к одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Прибыли в этом секторе экономики измеряются миллионами долларов, а обороты – миллиардами и постоянно увеличиваются, а база сотовых абонентов в России удваивается каждый год. По прибыльности крупные операторы мобильной связи стоят сразу за нефтегазодобывающими компаниями в соответствующих списках, публикуемых в аналитических изданиях [1, 2].

Задача данной работы проанализировать основные экономические тенденции в сфере услуг сотовой связи в России и в мире. Показать, как они используются на практике, плюсы и минусы использования того или иного пути развития и дать некоторые рекомендации по корректировке текущих стратегий.

В работе будут рассмотрены российский и мировой рынки, различные виды и школы стратегий и поведения на рынках на примере крупнейших российских предприятий сотовой связи. Для описания стратегий российского рынка сотовой связи рассмотрение будет построено на трёх наиболее крупных предприятиях этого рынка – ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МегаФон». Необходимо показать, каких стратегий они придерживаются, и в каких случаях используют ту или иную из них.

За короткий срок российские операторы заняли одни из высших позиций в мировых рейтингах. В таблице 1 показана капитализация крупнейших мировых телекоммуникационных операторов, в число которых входят и российские компании.

Таблица 1. Капитализация крупнейших телекоммуникационных операторов

Название компании

Капитализация, млрд. долл. на 26.01.2005 г.

1

Vodafone

178,0

2

Verizon Communications

102,0

3

Deutsche Telekom

87,6

4

Telefonica

86,3

5

SBC Communications

81,4

6

NTT DoCoMo

80,9

7

France Telecom

74,5

8

Nippon Telegraph & Telephone

65,7

9

Telecom Italia

64,8

10

China Mobile

58,7

31

«Мобильные ТелеСистемы»

12,9

47

«ВымпелКом»

6,8

Источник: Yahoo

Из таблицы 1 видно, что две российские компании занимают места среди самых крупных компаний рынка телекоммуникаций. Необходимо отметить, что большинство компаний, представленных в рейтинге на высших строчках, являются поставщиками только лишь услуг сотовой связи. Именно эти компании основным видом предоставляемых услуг считают услуги фиксированной связи. Уровень капитализации российских компаний, несмотря на стремительное развитие, всё ещё на порядок ниже, чем у мировых лидеров. Многим зарубежным компаниям, акционерам компаний сотовой связи в России выгодно их развитие, поэтому в страну поступают крупные инвестиции, направленные на развитие сетей, как на территории Российской Федерации, так и за её пределами. Вследствие развития, положение в рейтинге ведущих телекоммуникационных компаний может измениться уже в ближайшие годы.

Развитие российских предприятий сотовой связи на мировом уровне выглядит очень масштабным и стремительным. В связи с этим, актуальной является задача выявления долгосрочных тенденций развития отрасли и предприятий связи, а также анализа применения стратегического планирования в отрасли. Наметилась тенденция объединения отраслей телекоммуникаций и информационных технологий в одну отрасль – инфокоммуникаций. Это связано с тем, что одна из этих отраслей всё чаще предоставляет свои услуг на базе другой, т.е. грань между ними становится всё более и более прозрачной [3].

1. Анализ рынков сотовой связи, текущее состояние и тенденции развития

1.1 Анализ мирового рынка сотовой связи, текущие стратегии развития

В настоящее время в России сотовая связь развивается гораздо большими темпами, чем в остальном мире. Все основные операторы мира сейчас делают ставку именно на развитие своих сетей в странах Восточной Европы. Крупнейшие компании, такие как TeliaSonera, Tele2 AG, O2, Orange и другие начали в последние несколько лет активное строительство своих сетей в странах СНГ и Балтии. В частности, в Российской Федерации в нескольких регионах введены в эксплуатацию сети крупного паневропейского холдинга Tele2 AG. Одна из его сетей предоставляет услуги связи в Санкт-Петербурге и во всем северо-западном регионе. Необходимо отметить также, что, выйдя на северо-западный рынок в качестве четвёртого GSM-оператора, компания пытается составить конкуренцию «Большой тройке».

Кризис, связанный с внедрением сотовых сетей связи третьего поколения (3G), заставляет мировые компании связи искать новые источники финансирования, источники получения дополнительной прибыли. Кроме того, в Европе, Азии и Америке уже достигнуты технические пределы развития сотовых сетей, в результате которых кризис становится более затяжным. Необходимо постоянное развитие услуг, удержание абонентской базы и её увеличение. А в этих странах он уже достигнут. Перед каждой компанией-оператором в таком положении встаёт необходимость развития, расширения своей сети [4, 5].

Основным показателем на рынке мировых телекоммуникаций является уровень распространения сотовой связи в стране. Он определяется как процентное соотношение числа абонентов к общему числу жителей страны [6].

Рисунок 1. Плотность проникновения сотовой связи в мире к 1 января 2004 г.

Источник: [6]

На рисунке 1 сравнивается уровень проникновения сотовой связи в России и странах с высоким развитием рынка телекоммуникаций. Хорошим считается показатель более 70%. Как видно, Россия в 2003 г. существенно отставала по этому показателю от других стран. Сейчас она уже выходит на уровень развитых стран и этот показатель примерно по некоторым данным возрос до 55-60%. Это говорит о том, что ещё имеется потенциал для развития услуг сотовой связи.

Компании-лидеры мировой сотовой связи приходят на новые территориальные рынки, где услуги такого рода ещё плохо развиты или не развиты вообще. Эти компании стали запускать в эксплуатацию свои сети на новых для себя рынках Восточной Европы. Тем самым они нашли рынки, где существует большой потенциал для развития в течение нескольких лет.

По оценкам многих экспертов, этот потенциал сейчас очень велик. Возможности развития сетей и количество потенциальных абонентов в регионах Восточной Европы довольно больших масштабов. Потенциал развития только в России при нынешних темпах роста оценивается никак не меньше, чем 10 лет [5]. Такие показатели являются очень привлекательными для многих крупных сотовых операторов мира. Поскольку текущий уровень проникновения в тех странах, где сотовая связь развита уже давно и широко, составляет около 70%. Такой уровень, по сути, является довольно близким к пределу проникновения сотовой связи в стране, т.к. 100%‑ого уровня достичь в принципе невозможно [6].

Дальнейшее развитие операторы видят не в увеличении абонентской базы или территории покрытия, а во внедрении технических новинок. Одной общей наиболее перспективной стратегией технологического обновления в масштабе всего мира, для операторов сотовой связи является скорейший переход от сетей так называемых 2G (The Second Generation – второе поколение сотовой связи) и 2,5G к сетям 3G – третьего поколения связи. Эту стратегию можно назвать глобальной, общемировой стратегией всех операторов, которые намерены развивать свои сети и идти в ногу со временем [5‑7].

Это тем более необходимо, т.к. операторы в каком-то смысле зависят друг от друга. Для каждого из них важным является техническая совместимость оператора-партнёра [5, 6]. Современный рынок телекоммуникаций из-за своего развития нуждается в комплексном развитии одновременно всех крупных компаний, т.к. иначе чрезмерный отрыв нескольких из них сводит на нет все усилия по техническому развитию своих сетей. При нынешнем уровне взаимодействия операторов между собой, эта зависимость наиболее ярко проявляется в плане роуминговых соглашений и в плане отношений собственности. Техническое отставание одного из операторов делает невозможным для всех остальных предоставление услуг роуминга для абонентов операторов, которые более развиты в техническом плане.

В процессе перехода от второго поколения связи к третьему, операторы произвели крупные финансовые вложения, как на закупку соответствующего оборудования, так и на покупку лицензий на право предоставления соответствующих услуг. В таблице 2 показана суммарная стоимость лицензий 3G в некоторых странах Европы.

Таблица 2. Стоимость лицензий на право предоставление услуг в стандартах 3G в Европе

Страна

Суммарная стоимость лицензий 3G (млрд. долл.)

Германия

50,1

Великобритания

36,1

Италия

12,2

Испания

3,5

Нидерланды

2,7

Франция

1,2

Австрия

0,8

Бельгия

0,6

Дания

0,5

Греция

0,5

Португалия

0,4

Финляндия

0,1

Источник: [6]

Как видно из таблицы 2, основную часть расходов на приобретение лицензий на право предоставление услуг сетей третьего поколения понесли Германия, Великобритания, Италия. Если совокупные расходы на приобретение лицензий в ЕС составили порядка 110 млрд. долл., то около 90% из них заплатили операторы Германии, Великобритании и Италии.

Вместе с тем известно, что средства, выплаченные за приобретение лицензий 3G в 11 раз выше, чем средства, потраченные европейскими операторами сотовой связи на приобретение лицензий на предоставление услуг связи второго поколения (10 млрд. долл.)

Но, несмотря на такие крупные затраты, аналитические расчёты не оправдались: абонентская база стала нарастать гораздо меньшими темпами, нежели это ожидалось. Это объясняется тем, что потенциальных абонентов отпугнули высокие цены в предлагаемых тарифных планах и высокая стоимость абонентского оборудования. Стоимость телефонных аппаратов третьего поколения в два-три раза выше телефона стандарта GSM. Кроме того, в развитии этой ситуации, как полагают некоторые аналитики рынка, сказывается такой факт, как неготовность абонентов к переходу на новое поколение средств связи [5].

На современном этапе развития сотовой связи не клиенты диктуют условия развития, а эти условия навязывают поставщики сотовой связи. НТП диктует свои тенденции развития, в том числе и операторам связи, которые в свою очередь должны предоставить услуги руководствуясь именно НТП, а не запросами абонентов. А абонентам при помощи рекламных акций, отключения устаревших услуг и прочими способами навязывают использование современных аналогов устаревших услуг [5-7].

Для скорейшего перехода абонентов своих сетей и удержания их операторы проводят разнообразные акции. В частности, финский оператор сотовой связи Sonera предлагает своим абонентам перейти к услугам своей сети третьего поколения с сохранением ранее полученного телефонного номера в сети GSM второго поколения.

Переход операторов на сети третьего поколения может представлять опасность в плане обострения конкурентной борьбы между операторами. Абоненты одно оператора из-за технических проблем или невыгодных тарифных планов могут перейти к конкуренту. В связи с этим, такое положение дел заставляет компании сотовой связи вкладывать дополнительные средства в маркетинговые исследования рынков и прочее. Обостряется и без того сильная конкурентная борьба между операторами [7].

Кроме того, абонентов отпугивают постоянные сбои в работе относительно новых сетей третьего поколения, которые в настоящее время всё ещё проходят отладку. В итоге, операторам приходится искать всё новые пути получения доходов в ситуации многомиллиардных долгов на покупку лицензий на аукционах.

Можно обозначить основные тенденции в мире, среди компаний-операторов сотовой связи:

  1. принуждение абонентов к переходу на новые стандарты связи;

  2. исчерпание возможностей экстенсивности;

  3. необходимость стратегического перехода к развитию для поддержания конкурентных преимуществ и укрепления своего положения на рынке.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дипломная работа на тему 

    Диплом
    Дворянский быт конца XVIII - начала XIX века строился как набор альтернативных возможностей («служба – отставка», «жизнь в столице - жизнь в поместье», «Петербург – Москва», «служба военная - служба статская», «гвардия – армия» и пр.
  2. Дипломная работа   на тему:     

    Диплом
    Актуальность темы исследования. Радикальные изменения, происходящие в современной России, привели к серьезному осложнению социально–экономической, политической и демографической ситуации.
  3. Дипломная работа на тему (2)

    Диплом
    Дипломная работа на тему: Международное сотрудничество в борьбе с преступностьюАвтосркая работа от Сергея С.  Особенность в том, что она написана с применением только электронных средств.
  4. Дипломная работа на тему: Информационное обеспечение выставочной деятельности

    Диплом
    Этот диплом написан на материалах действующего предприятия, писался под четким руководством научного руководителя, выверен до запятой, успешно защищен.
  5. Дипломная работа На тему: «Кредитный процесс: понятие, этапы и организация кредитного процесса в Сбербанке России»

    Диплом
    Порядок предоставления Сбербанком России и его филиалами кредитов физическим лицам на цели личного потребления. № 1104-2-р от 05.05.2004 г. (редакция 3).
  6. Дипломная работа на тему: Организация продвижения услуг туроператора «У»

    Диплом
    Этот диплом написан на материалах действующего предприятия (крымский туроператор), писался под четким руководством научного руководителя, выверен до запятой, успешно защищен.

Другие похожие документы..