Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
Руководство по организации перевозки опасных грузов автомобильным транспортом разработано специалистами Государственного научно-исследовательского ин...полностью>>
'Документ'
Усть-Кутскому курорту 80 лет, но история его началась в 1639 году, когда Ерофей Хабаров с отрядом казаков прибыл на р. Куту. Он открыл соляные варниц...полностью>>
'Урок'
Найти в тексте изобразительно-выразительные средства языка и определить индивидуальный стиль поэта. (Звукопись; тропы: эпитеты, сравнения, метафоры; ...полностью>>
'Документ'
(56) Список документов, цитированных в отчете опоиске: SU 1661865 A1, 07.07.1991. RU 2094893 C1, 27.10.1997. RU 2028685 C1, 09.02.1995. US 6682381 B1,...полностью>>

Осрб 1-40 02 01-2007

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОСРБ 1-40 02 01-2007

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

________________________________________________________________________

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

Специальность 1-40 02 01 Вычислительные машины, системы и сети

Квалификация Инженер-системотехник

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ

ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ

Спецыяльнасць 1-40 02 01 Вылiчальныя машыны, сiстэмы i сеткi

Кваліфікацыя Iнжынер-сiстэматэхнiк

HIGHER EDUCATION

FIRSTYLE="DEGREE

Speciality 1-40 02 01 Computers, Systems and Networks

Qualification System Analyst

Министерство образования Республики Беларусь

Минск

_____________________________________________________________________________

УДК 378.1:004.7(083.74) (476)

Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная единица, качество высшего образования, обеспечение качества, итоговая государственная аттестация, инженер–системотехник, вычислительная техника, электронная вычислительная машина (ЭВМ), вычислительная система, вычислительная сеть, информационное обеспечение, программное обеспечение (ПО), аппаратное обеспечение, язык программирования, архитектура вычислительных машин.

МКС 03.180

_____________________________________________________________________________

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Учреждением образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Садыхов Р.Х., проф., д-р тех. наук (руководитель);

Жеребятьев В.И., доцент, канд. техн. наук;

Прытков В.А., доцент, канд. техн. наук;

Луцик Ю.А., доцент, канд. техн. наук;

Дереченник С.С., доцент, канд. техн. наук;

Склипус Б.Н., доцент.

ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь

3 ВЗАМЕН РД РБ 02100.5.113-98

Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь

Издан на русском языке

Содержание

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ I

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ I

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ I

ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ I

1 Область применения 1

2 Нормативные ссылки 1

3 Основные термины и определения 1

4 Общие положения 3

5 Квалификационная характеристика специалиста 4

Требования к знаниям и умениям по дисциплинам и курсам специализаций устанавливаются в соответствии с образовательной программой. 27

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

___________________________________________________________________________

Высшее образование. Первая ступень

Специальность - 40 02 01 Вычислительные машины, системы и сети

Квалификация - Инженер-системотехник

Вышэйшая адукацыя. Першая ступень

Спецыяльнасць - 40 02 01 Вылiчальныя машыны, сiстэмы i сеткi

Кваліфікацыя - Iнжынер-сiстэматэхнiк

Higher education. First degree

Speciality - 40 02 01 Computers, Systems and Networks

Qualification - System Analyst

_____________________________________________________________________________

Дата введения 2007-09-01

1 Область применения

Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника,

Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения.

СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации.

СТБ 22.0.4-2005 Система стандартов в сфере образования. Термины и определения.

РД РБ 02100.5.227-2006 Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин.

3 Основные термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями.

Аппаратное обеспечение – все оборудование, включая носители данных, предназначенное для автоматизированной обработки данных.

Архитектура вычислительных машин – система основных функциональных средств машин, принципов организации вычислительного процесса и переработки информации в ней.

Архитектура вычислительной сети – совокупность принципов логической и физической организации технических и программных средств, протоколов и интерфейсов вычислительной сети.

Архитектура вычислительной системы – концепция общей логической организации цифровой вычислительной системы, определяющая процесс обработки данных и включающая методы кодирования данных, состав, назначение, принципы взаимодействия технических средств и программного обеспечения.

Вид профессиональной деятельности – задачи в определенной сфере труда, выделяемые в соответствии с наличием характерных признаков и способов решения.

Вычислительная машина – совокупность технических средств, создающая возможность проведения обработки информации и получения результата в необходимой форме.

Вычислительная сеть – интегрированная многомашинная территориально рассредоточенная система, состоящая из взаимодействующих вычислительных машин (комплексов) и других цифровых устройств, объединенных каналами передачи данных.

Вычислительная система – совокупность аппаратных средств вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения, функционирующих как единое целое, и предназначенная для решения определенного класса задач.

Вычислительная техника – область науки и техники, охватывающая теорию проектирования и промышленного производства вычислительных средств, методы и средства автоматизации процессов обработки.

Дидактическая единица – автономная часть содержания учебной дисциплины, выраженная в названиях тем, разделов или модулей.

Инженер-системотехник – профессиональная квалификация специалиста в области вычислительной техники с высшим профессиональным образованием.

Интерфейс – совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие устройств вычислительной машины или системы обработки информации и/или программ.

Информационное обеспечение – данные и/или алгоритм обработки, необходимые при решении определенного круга задач в данной предметной области.

Квалификационная характеристика специалиста – обобщенная норма качества подготовки по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка.

Квалификация – знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом.

Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умение.

Компетенция – знания умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.

Обеспечение качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.

Образовательная программа – система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами.

Образование - целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.

Образовательный стандарт – нормативный документ, устанавливающий нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования.

Объект профессиональной деятельности – предметы материальной и нематериальной сферы, на которые направлен труд специалистов, например, вещество, энергия, информация, сознание, процесс, система, модель, отношения.

Обязательный минимум содержания образования – системная совокупность знаний и умений, усвоенная выпускником, необходимая и достаточная для выполнения профессиональных функций специалиста и аттестации.

Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, умений и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта.

Сфера профессиональной деятельности совокупность видов, в пределах которых осуществляется труд, например, наука, образование, экономика, культура, промышленность, искусство, право, политика, физкультура и спорт.

Типовая учебная программа дисциплины – учебно-методический документ, определяющий цели, задачи и содержание теоретической и практической подготовки выпускника вуза по учебной дисциплине, который разрабатывается на основе образовательного стандарта по специальности и утверждается в порядке, установленном Министерством образования.

Типовой учебный план – составная часть образовательной программы, регламентирующая структуру и содержание подготовки специалиста, виды учебных занятий и формы контроля знаний, которая учитывает государственные, социальные и личные потребности обучаемых, определяет степень самостоятельности вуза.

Умение – способность использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы; способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков. Умение всегда связано с применением знаний на практике и в процессе учебно-производственной деятельности.

Учебный план специальности – учебно-методический документ вуза, разработанный на основе образовательного стандарта по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза.

Учебная программа дисциплины – учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, раскрывающие основные методические подходы к преподаванию дисциплины.

Язык программирования – язык, предназначенный для представления программ.

4 Общие положения

4.1 Общая характеристика специальности

4.1.1 Подготовка выпускника по специальности Вычислительные, машины, системы и сети обеспечивает получение профессиональной квалификации инженер- системотехник.

4.1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю Техника и технология подготовки специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 1-40 02 01.

4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки

4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца.

4.2.2 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по дисциплинам:

  • белорусский язык или русский язык (на выбор);

  • математика;

  • физика.

4.3 Общие цели подготовки специалиста

Общие цели подготовки специалиста:

  • формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;

  • формирование навыков профессиональной деятельности, заключающейся в умении ставить задачи, вырабатывать и принимать решения с учетом их социальных, экологических и экономических последствий, планировать и организовывать работу коллектива;

  • формирование навыков исследовательской работы, заключающейся в планировании и проведении научного эксперимента, в умении проводить научный анализ полученных результатов, осуществлять творческое применение научных достижений в области информатики и вычислительной техники.

4.4 Формы обучения по специальности

Обучение по специальности предусматривает следующие формы:

очная (дневная, вечерняя), заочная.

4.5 Сроки подготовки специалиста

Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет, не менее 300 зачетных единиц.

Нормативный срок подготовки специалиста по вечерней и заочной формам обучения увеличивается на 1 год.

5 Квалификационная характеристика специалиста

5.1 Сфера профессиональной деятельности

Сфера профессиональной деятельности специалиста на основе совокупности естественнонаучных, фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний:

  • обеспечение производственной деятельности предприятий, производящих и эксплуатирующих средства вычислительной техники;

  • проектирование, производство, монтаж, наладка, эксплуатация и обслуживание вычислительных средств, систем и сетей различного назначения и их отдельных устройств;

  • разработка и использование программного обеспечения для различных компьютеров;

  • осуществление научных, опытно-экспериментальных и проектно-конструкторских работ в области вычислительных систем и сетей;

  • обучение и подготовка специалистов в области вычислительных систем и сетей.

5.2 Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: вычислительные машины и комплексы, вычислительные системы и компьютерные сети.

5.3 Виды профессиональной деятельности

Выпускник вуза после адаптации до 1 года должен быть компетентным в следующих видах деятельности:

  • проектно-конструкторской и производственно-технологической;

  • монтажно-наладочной и ремонтно-эксплуатационной;

  • научно-исследовательской и образовательной;

  • организационно-управленческой:

  • инновационной.

5.4 Задачи профессиональной деятельности

Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:

  • проектирование компьютеров, вычислительных комплексов, специализированных вычислительных систем и компьютерных сетей;

  • монтаж, наладка, испытание, ремонт и техническое обслуживание компьютерных систем, сетей и их отдельных устройств;

  • разработка и использование программного обеспечения для различных компьютерных систем и сетей;

  • управление подразделениями, разрабатывающими и производящими компьютерную технику и их программное обеспечение;

  • разработка и освоение новых компьютерных систем и сетей;

  • обучение и повышение квалификации персонала;

  • оценка результатов, в том числе технико-экономический анализ производственной деятельности.

5.5 Состав компетенций

Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:

академических, включающих способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;

социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;

профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

6 Требования к уровню подготовки выпускника

6.1 Общие требования к уровню подготовки

6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.

6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности и жизнедеятельности.

6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.

6.2 Требования к академическим компетенциям

Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

  • уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;

  • применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения научных и практических задач в области создания и совершенствования инновационных технологий вычислительных систем и сетей;

  • иметь навыки организации проведения исследования, информационного обеспечения, а также системного и сравнительного анализа;

  • осуществлять комплексный подход к решению профессиональных проблем;

  • разрабатывать бизнес-планы технологических задач;

  • использовать технические и программные средства компьютерной техники;

  • уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности;

применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента;

  • уметь грамотно оформлять различные документы и излагать результаты исследований;

  • формулировать и выдвигать новые идеи.

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

  • иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;

  • иметь способность к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;

  • знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;

  • иметь способность к критике и самокритике;

  • уметь работать в коллективе;

  • использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда;

  • иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа вступительного экзамена в магистратуру по специальности 1-40 80 03 «Вычислительные машины и системы»

    Программа
    Программа составлена на основании требований образовательного стандарта первой ступени высшего образования ОСРБ I-40 02 01-2007 по специальности I-40 02 01 Вычислительные машины, системы и сети.
  2. Осрб 1-41 01 02-2007

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа,
  3. Образовательный стандарт республики беларусь (2)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, издательско-полиграфический комплекс, инженер-программист-системотехник, информационная система, информационная технология, итоговая государственная аттестация, зачетная единица, знания, качество
  4. Opracowanie I edytorstwo / Okl. K. Syta. Warszawa : Wyd. Szkolne I Pedagogiczne, 1984. 80s

    Документ
    The World Book of Math Power = [Силы математики]. Vol.1 : Learning Math / Editorial D.Dell,M.M.Liebenson,K.Zack Ingebretsen. - Chicago : World Book,Inc.
  5. Учебная программа 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» Гродно 2011

    Программа
    В последние годы в экономике Республики Беларусь происходят количественные и качественные изменения: осуществляется реструктуризация субъектов хозяйствования, совершенствуется система управления ими, внедряются современные технологии

Другие похожие документы..