Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Возрастающая конкуренция заставляет владельцев аптек уделять больше внимания созданию конкурентных преимуществ своего магазина и методам завоевания п...полностью>>
'Документ'
Дискусії стосовно найкращої форми організації суспільства точаться досить давно. З цього приводу у теорії філософської та правової думки існують два ...полностью>>
'Документ'
Что нужно знать при выборе автомобиля Машин много и одна лучше другой. Так что же покупать? Вообще-то новый, исправныйавтомобиль любой марки стоит тог...полностью>>
'Документ'
Современное российское общество воспитано на советской интер­национальной, но антирелигиозной культуре XX века. Сегодня, когда религия активно возрож...полностью>>

Рабочая программа по дисциплине «Конфликтология» для специальности «связи с общественностью»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Кафедра связей с общественностью

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Конфликтология

Для направления/специальности 350400 «Связи с общественностью»

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_____» _______ 2009 г.

Барнаул

2009

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

декан филологического факультета

Н.А. Кузнецова

"___" _______________ 2009 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Конфликтология»

для специальности «связи с общественностью»

факультет филологический

кафедра связей с общественностью

курс 4

семестр 7, 8

лекции 30(час.) Экзамен в восьмом семестре

Практические (семинарские)

занятия 76 (час.) Зачет в седьмом семестре

Всего часов 106. Самостоятельная работа 106 (час.)

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС 212 (час.)

2009 г.

Типовая программа по дисциплине «Конфликтология».

Индекс __________________

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры связей с общественностью "__" ____________2009 г.

Заведующий кафедрой

связей с общественностью

канд. пед. наук, проф. Н.А. Кузнецова

Одобрено советом (методической комиссией) филологического факультета

"____" ___________2009 г.

Председатель методической комиссии ФФ_________________ И.М. Камова

Содержание

Введение (пояснительная записка) 7

Расчет количества баллов по дисциплине "Конфликтология" 7

Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. 8

Раздел 2. Содержание дисциплины. 10

Тема 1. Конфликты в современном обществе 10

Тема 2. Социологическая традиция изучения конфликтов 11

Тема 3. Диагностика социальных конфликтов 11

Тема 4. Психология внутриличностного конфликта в деятельности специалиста по связям с общественностью 13

Тема 5. Психология микросоциальных конфликтов 13

Тема 6. Предупреждение конфликтов 15

Тема 7. Управление конфликтом 16

Тема 8. Разрешение конфликта 17

Тема 9. Прямые переговоры как метод разрешения конфликта 18

Тема 10. Медиация 19

Тема 11. Фасилитация / модерация 20

Тема 12. Конфликты в организации. Социально-экономические и организационные конфликты 20

Тема 13. Этно-конфессиональные и этно-религиозные конфликты 22

Тема 14. Социально-политические конфликты 24

Тематический план учебной дисциплины 26

Раздел 3. Учебно-методические материалы по дисциплине. 27

3.1. Практические занятия 27

Занятие 1. История конфликтологии. 27

Занятие 2. Структурная модель конфликта 27

Занятие 3. Динамическая модель конфликта 38

Занятие 4. Стратегии поведения в конфликтной ситуации 52

Занятие 5. Оценка глубины конфликта (дидактическая игра) 58

Занятие 6. Социальные конфликты в зеркале российских социологических опросов 60

Занятие 7. Внутриличностные конфликты 63

Занятие 8. Разговор субличностей (тренинг) 64

Занятие 9. Акцентуации характера и темперамента и конфликтное поведение 67

Занятие 10. Феномен агрессии 71

Занятие 11. Разрушающие переживания в конфликте. Метод РЭТ 72

Занятие 12. Технологии эффективного общения в конфликте 75

Занятие 13. Противодействие манипуляции в конфликте 75

Занятие 14. Введение в модели разрешения конфликта 75

Занятие 15. Анализ кейсов «Стратегия и тактика переговоров» 84

Занятие 16. Тренинг «Технология прямых переговоров». Работа в тройках 90

Занятие 17. Введение представлений о подготовке к переговорам. Тренировка переговоров с подготовкой 94

Занятие 18. Введение представлений об анализе переговоров. Тренировка анализа переговоров 95

Занятие 19. Тренинг «Организация переговоров (посредничество)». Тренировка организации переговоров 103

Занятие 20. Фасилитация 108

Занятие 21. Конфликты в организации 108

Задание 22. Комплексная диагностика организационного конфликта 110

Занятие 23. Конфликты в сфере управления 112

Занятие 24. Конфликты в деятельности PR-специалиста 119

Занятие 25. Юрислингвистическая экспертиза конфликтного текста 119

Занятие 26. Особенности возникновения политических конфликтов и методы их изучения 121

Занятие 27. Комплексная диагностика политического конфликта 121

Занятие 28. Конфликты на национальной почве 123

3.2. Словарь терминов и персоналий 124

3.3. Материалы по всем формам текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля по учебной дисциплине 128

3.3.1. Примерные темы рефератов 136

3.3.2. Варианты тестов с методическими указаниями по их выполнению 136

3.3.3. Варианты контрольных работ с методическими указаниями по их выполнению 162

3.3.4. Перечень вопросов к экзамену (зачету) по дисциплине 164

3.3.5. Задания для ликвидации задолженности по темам дисциплины 165

4. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 165

5. Основная и дополнительная литература, другие информационные источники. 166

5.1. Рекомендуемая литература (основная) 166

5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная) 166

5.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а также методических материалов к используемым в учебном процессе техническим и компьютерным средствам. 168

5.5. Карты обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине 169

Введение (пояснительная записка)

Данный курс ориентирован на студентов четвертого года обучения в качестве общей профессиональной дисциплины курса при подготовке специалистов в области связей с общественностью. Конфликтология как теоретико-прикладная дисциплина о природе конфликтов, закономерностях их возникновения, развития, завершения, а также принципах, способах и приемах управления ими, представляет собой быстро развивающуюся область социогуманитарного знания. Конфликт как форма коммуникативного поведения может быть включен в общественную жизнь одновременно и в деструктивном, и в конструктивном ключе. В рамках курса конфликт рассматривается как неизбежный аспект социальной жизни, как управляемый и прогнозируемый процесс. Студенты обучаются эффективно использовать его ресурсы. В этом плане обучение специалистов в области массовых коммуникаций основам конфликтологии становится чрезвычайно значимым.

Курс "Конфликтологии" разделен на четыре учебных раздела: общая теория конфликта; психология конфликта; управление конфликтом (переговоры, медиация, фасилитация); социальные конфликты. В рамках курса основное внимание уделяется проблематике организационно- управленческих и социальных конфликтов, использованию возможностей PR в конфликтных и кризисных ситуациях.

Расчет количества баллов по дисциплине "Конфликтология"

I cеместр

II семестр

Сумма

  • 8 лекций / по 10 баллов = 80 (*1,0)

  • 3 практических / по 12 баллов = 36 (*1,2)

  • 2 деловые игры / по 12 баллов = 24 (*1,2)

  • 1 тренинг / 12 баллов = 12 (*1,2)

  • 1 тест / по 12 баллов = 12 (*1,2)

  • зачет / 13 баллов = 13 (*1,3)

  • 7 лекций / по 10 баллов = 70 (*1,0)

  • 5 практических / по 12 баллов = 60 (*1,2)

  • 3 деловые игры / по 12 баллов = 36 (*1,2)

  • 2 тренинга / по 12 баллов = 24 (*1,2)

  • подготовка и защита проекта / 25 баллов = 25 (*2,5)

  • 2 теста / по 12 баллов = 24 (*1,2)

  • экзамен / 15 баллов = 15 (*1,5)

  • 15 лекций / по 10 баллов = 150 (*1,0)

  • 8 практических / по 12 баллов = 96 (*1,3)

  • 5 деловые игры / по 12 баллов = 60 (*1,2)

  • 3 тренинга / по 12 баллов = 36 (*1,2)

  • подготовка и защита проекта / 25 баллов = 25 (*2,5)

  • 3 теста / по 12 баллов = 36 (*1,2)

  • зачет / 12 баллов = 12 (*1,3)

  • экзамен / 15 баллов = 15 (*1,5)

ИТОГО: 177 балла

ИТОГО: 254 баллов

431 баллов

+ 25 баллов на творческие задания

исследование в рамках курсовой работы - 15 баллов,

мониторинг уровня конфликтности в группе / микрогруппе – 15 баллов

+ 25 баллов на творческие задания

исследование в рамках курсовой работы - 15 баллов,

мониторинг конфликтности информационного поля региона / города – 15 баллов

мониторинг конфликтов в организации – 15 баллов,

разработанный и реализованный проект разрешения конфликта в организации – 25 баллов

публикация статьи - 15 баллов,

публикация тезисов - 10 баллов

выступление на конференции – 10 баллов

ИТОГО: 202 баллов

ИТОГО: 279 баллов

Перевод в оценки:

  • до 60% 0 – 121 баллов = «не зачт.»

  • выше 60% 122 – 217 баллов = «зачтено»

Перевод в оценки:

  • до 50% 0 – 139 баллов = «2»

  • 50% 140 – 195 баллов = «3»

  • 70% 196 – 237 баллов = «4»

  • 85% 238 – 279 баллов = «5»

Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

1.1. Цель преподавания дисциплины.

Цель курса состоит в формировании навыков профессионального, психологически правильного поведения в конфликте, что позволит будущим специалистам оптимизировать свое деловое взаимодействие с другими людьми, повысить эффективность сотрудничества, создать психологически комфортную атмосферу коммуникации.

1.2. Задачи изучения дисциплины.

Задачи курса—научить студентов

  • анализировать социальные и внутрикорпоративные конфликты, понимать их природу;

  • критически оценивать различные теоретические школы, занимающиеся анализом и урегулированием конфликтов;

  • уметь применять теоретические знания к анализу конкретных конфликтов;

  • уметь использовать различные переговорные и посреднические процедуры и оценивать их целесообразность и эффективность;

  • эффективно действовать в конфликтных ситуациях, возникающих в практической деятельности специалиста по связям с общественностью.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.

  • социальная психология;

  • риторика;

  • теория и практика связей с общественностью (бизнес-PR, антикризисный PR, медиарилейшнз, внутрикорпоративный PR);

  • теория и практика массовой информации (конструирование сюжета как форма работы с информацией в средствах массовой коммуникации, конструирование реальности в СМК)

  • логика и теория аргументации;

  • современный менеджмент;

  • имиджелогия.

Раздел 2. Содержание дисциплины.

Разделы курса

1. Методологические основы конфликтологии.

2. Психология конфликта.

3. Технологии управления конфликтами и разрешения конфликтов.

4. Разрешение конфликтов в различных сферах социального взаимодействия.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Тема 1. Конфликты в современном обществе

Актуальность знаний способов разрешения конфликтов на современном этапе развития общества. Понятия конфликтоустойчивости и конфликтной компетентности. Основные подходы к пониманию конфликта. Социальный конфликт как объект научного исследования. Конфликтология как наука о социальных конфликтах: генезис и состояние1. Междисциплинарный характер конфликтологии2.

Методы изучения социальных конфликтов. Общая характеристика методов изучения социальных конфликтов. Социально-философские методы. Социологические методы. Социально-психологические методы. Историко-генетический и историко-сравнительный методы. Структурно-функциональный и системный методы. Методы математического моделирования социальных конфликтов.

Закономерности генезиса и развития конфликта. Состояние социальной системы, способствующее возникновению конфликта. Социальная неустойчивость и конфликт. Социальная напряженность и конфликт. Типы социальной системы и социальные конфликты. Особенности конфликтов в открытых (демократических), закрытых (тоталитарных) и переходных обществах. Влияние институтов гражданского общества на развитие конфликта. Конфликты в жестко организованных (стабильных) обществах / группах. Теория «Ventilsitten» (вентильных обычаев) Г. Шурца о социально санкционированном праве на выражение чувства враждебности. Феномен дегруппинга и социальные конфликты в посттоталитарном обществе. Социальный конфликт и социальные стереотипы.

Модернизация социальных систем как источник конфликтности. Понятие социальной модернизации. Типы социальной модернизации. Частичная ( эволюционная) модернизация и ее особенности. Социальные реформы как способ модернизации. Глобальная ( революционная) модернизация. Неоднозначность последствий модернизации. Механизмы влияния модернизации на рост социальной конфликтности. Разрушение культурно-исторических традиций. Социальная люмпенизация. Рост маргинальности.

Маргинальность как фактор конфликтности. Уточнение понятия « маргинальность». Нарушение социокультурного равновесия и маргинальность. Формы проявления маргинальности. Маргинальные группы. Подвижность границ маргинальности. Особенности поведения маргинальных групп. Конфликтность как форма поведения маргинальных групп. Закономерности взаимосвязи маргинальности и конфликтности.

Социальный конфликт в информационном пространстве. Социальные конфликты с участием СМИ. Факторы развития информационных конфликтов: переход в стадию публичного обсуждения; масштабность, затрагивание интересов влиятельных групп; охват больших групп населения. Влияние СМИ на процесс развития конфликтов, на уровень конфликтности в обществе в целом.

Литература

Конфликты в обществе. «Круглый стол» ученых // Обществ, науки и современность. 1991. № 1.

Краснов Б.Н. Конфликты в обществе // Социально-политический журн. 1992. № 6.

Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. М., 1993; Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1984.; Громова О.Н. Конфликтология. М., 1993; Запрудский Ю.Г. Конфликтология. Ростов н/Д., 2001; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994; Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002; Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993; Прошанов С.Л. Становление социологии конфликта в России. Автореферат…доктора социол. наук. М., 2007; Конфликтология /Под ред. В.П. Ратникова. М., 2002; Основы конфликтологии /Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1997; Соколов С.В. Социальная конфликтология. М., 2001; Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы (по результатам исследовательских проектов). – М., 1996; его же. Отечественная конфликтология: современное состояние и задачи // Конфликтология – теория и практика. СПб. 2003. № 1.

Тема 2. Социологическая традиция изучения конфликтов

Дарвинизм и социал-дарвинизм (Т. Ратценхофер, У.Самнер, А.Смолл), расово-антропологическая школа (Л. Гумплович). Марксизм. Конфликтный функционализм Г. Зиммеля3. «Равновесная» модель общества. Структурный функционализм Т. Парсонса4. Конфликт и конкуренция в эмпирических и теоретических исследованиях Р. Парка, возглавлявшего Чикагскую школу. Профилактика и смягчение межличностных и межгрупповых конфликтов на предприятиях в концепции «человеческих отношений» Мейо.

Становление социологии конфликта как специальной области социологического знания. Социально-политический кризис в годы холодной войны и кризис школы структурно-функционального анализа как предпосылки развития конфликтологии. Конфликтный функционализм Л. Козера5, теория классовых конфликтов Р. Дарендорфа6, концепция структурного насилия и структурных конфликтов Й.Галтунга, общая теория конфликта Л. Крисберга7 и К. Боулдинга. Ситуационная детерминация конфликта в работах М. Дойча. Конфликтная модель общества в работах Р. Мертона. Вклад теории игр в развитие конфликтологии8. Роль Дж. Бертона в разработке вопросов разрешения и предотвращения конфликтов.

Литература

Зайцев А.К. Социальный конфликт.—М.: Academia, 2001.—С. 11 67.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2001. –С.61 77.

Тема 3. Диагностика социальных конфликтов

Структура конфликта. Объективные элементы конфликта. Объект и предмет конфликта. Участники конфликта. Первичные и вторичные группы участников конфликта. Третья сторона конфликта. Среда (объективные условия конфликта). Микро- и макросреда конфликта. Физическая, общественно-психологическая и социальная среда конфликта. Личностные элементы конфликта. Основные психологические доминанты поведения участников конфликта: (ценности, потребности, притязания). Позиции и интересы сторон9.

Динамика конфликта. Механизмы возникновения конфликтов по В. Линкольну: информационные факторы, поведенческие факторы, факторы отношений, ценностные факторы, структурные факторы. Объективные и личностные факторы возникновения конфликтов. Причина и повод конфликта. Понятие конфликтогена. Типы конфликтогенов. Конфликтогены и агрессивность. Объективно-субъективная природа конфликтов. Теорема У. Томаса.

Стадии развития конфликта. Латентная стадия. Понятие конфликтогенной ситуации. Фазы предконфликтной ситуации. Меры предотвращения конфликта в стадии предконфликтной ситуации. Инцидент и повод. Стадия открытого конфликта. Основные типы эскалации конфликта. Явления, характеризующие эскалацию. Тенденции к увязанию и самоподкреплению конфронтационного поведения в ходе эскалации. Насилие как высшая стадия эскалации конфликта. Стадия разрешения (завершения) конфликта. Факторы прекращения конфликта на открытой стадии. Способы завершения конфликта. Понятие постконфликтного синдрома. Фазы постконфликтного периода10.

Функциональный анализ конфликта. Конструктивные и деструктивные функции конфликта.

Конфликт как форма поведения. Общая характеристика конфликтного поведения. Показатели и формы конфликтного поведения. «Скрытые параметры» конфликтного поведения. Способы ведения конфликта11. Стратегии поведения в конфликте. Стратегия как понятие теории игр. Виды игр. Томас Шеллинг о стратегии конфликта. Изучение стратегии в конфликте как изучение рационального поведения участников конфликта. Стратегия поведения и коммуникативный стиль. Изучение коммуникативных стилей в работах А. Адлера, К. Хорни, В. Сатир. Окно Джохари. Стиль общения и конфликты. Саботажники общения (конфликтогены). Дж. Холл о личных стилях в конфликте. Сетка менеджмента Р. Блейка –Дж. Моутон. Сетка К.У.Томаса   Р.X. Килменна. Описание основных стратегий поведения в конфликте и условия их использования, преимущества, недостатки. Влияние негативного/ позитивного подхода к конфликту, искренней / инструментальной заинтересованности, подотчетности и пр. факторов на выбор стратегии12.

Тактики поведения в конфликте. Коалиции, санкции, демонстрация действий как проявления нейтральной тактики. Сделки, услуги, фиксация позиции как проявления мягкой тактики. Захват и удержание объекта, физическое насилие, давление, психологическое насилие как проявления жесткой тактики.

Алгоритм анализа и оценки ситуации в конфликте. Получение нужной информации. Определение объекта и предмета конфликта, его причин. Анализ динамики конфликта. SWOT-анализ стратегий поведения для каждой из противоборствующих сторон конфликта. Выявление тактики поведения субъектов конфликта. Внутренняя и внешняя среда организации / группы, в которой происходит конфликт. Составление итоговой конфликтограммы и карты анализа конфликта с информацией о сторонах, участвующих в конфликте; о спорных вопросах (проблемах); о специфических интересах сторон; об источниках силы каждой из сторон и возможностях влияния на своих оппонентов и т.д.13

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по дисциплине «конфликтология» для специальности: 080511 «Маркетинг» (ДС)

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с Образовательным государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «Маркетинг».
  2. Программа по дисциплине «политология» для специальности 080111 «Маркетинг», федеральный компонент, гсэ. Ф. 05

    Программа
    Курс «Политология» является специализированной дисциплиной для студентов всех факультетов Кемеровского университета. Данный курс выступает важным компонентом профессиональной и общегражданской подготовки студентов и их просвещения
  3. Данное пособие издается в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине «Социология» для студентов IV курса всех специальностей дневного и заочного обучения. Пособие содержит тексты лекций

    Курс лекций
    Данное пособие издается в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине «Социология» для студентов IV курса всех специальностей дневного и заочного обучения.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «конфликтология» для студентов специальности 080103 «Национальная экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальностей
  5. Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» Специальность 040101. 65 и направления 040100. 62 социальная работа

    Рабочая программа
    Рабочая програма учебной дисциплины содержит новейшие данные как отечественных, так и зарубежных теоретических и практических достижений в области конфликтологии в социальной работе, тематику лекционных и семинарских занятий, а также

Другие похожие документы..