Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В соответствии с п.2.5 Плана работы Контрольно-счетной палаты Новосибирской области (КСП) на 2007 год, решением коллегии КСП об изменении наименовани...полностью>>
'Программа курса'
Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: планирование, анализ и обработка результатов эксперимента, методы инженерного творчества, управлени...полностью>>
'Документ'
Bangladesh's thriving agricultural sector, benefiting from a new global partnership between the people of Bangladesh and foreign aid agencies, intern...полностью>>
'Пояснительная записка'
Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением основных ценност...полностью>>

Программа курса «отечественная история XX начала XXI века»

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА» ДЛЯ 11 КЛАССА

120 ч, профильный уровень

Пояснительная записка

Обновление содержания общего, в том числе исторического, образования предполагает внесение системных изменений в со­держание предмета, в цели и способы достижения нового каче­ства образования и в организацию учебного процесса. Введение на третьей ступени общего образования двухуровневого феде­рального компонента Государственного образовательного стан­дарта (базовый, профильный уровни) предполагает создание ус­ловий, способствующих существенному расширению возможно­стей для самоопределения, самореализации, проектирования собственной образовательной траектории старшеклассникам в условиях школы. Разделение содержания образования на общекультурное и профильное в условиях профильного обучения в старших классах сегодня рассматривается как одна из приори­тетных задач модернизации и реформирования российского образования. Осуществляемая профилизация старшей школы предполагает также создание реального многообразия в системе образования, создание условий для осуществления выбора стар­шеклассниками образовательных программ с учетом их индиви­дуальных интересов, склонностей, возможностей и намерений о продолжении образования.

Профильное обучение следует рассматривать как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее качественнее решать образовательные задачи за счет измене­ний в структуре, содержании и организации учебного процес­са. Данный вид обучения в целом направлен на реализацию личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению. Немаловажным в процессе реализации профильного обу­чения является формирование у учащихся ценности образова­ния, в том числе школьного. Очевидно, что успех и результа­тивность профильного обучения зависят от способности учите­ля создать условия для изучения курсов повышенного уровня (а реально — углубленных курсов для старшей школы), кото­рые по ряду причин интересны учащемуся. Наряду с профиль­ными курсами, старшеклассники выбирают для себя из пред­ложенного школой перечня ряд элективных курсов (или ко­ротких спецкурсов). Характеристики их типологии также важ­но знать учителю. Распределение учебных часов между базовы­ми, профильными и элективными курсами: базовые — 18 ч в неделю; профильные — 8 ч в неделю; элективные — 6 ч в не­делю. Максимальный объем аудиторной нагрузки старшеклассников, установленный СанПиНами, составляет 36 ч. При­мерное соотношение объемов базовых, профильных и электив­ных курсов должно соответствовать показателям: 50%—30% — 20%.

Школьный предмет «история» изучается на базовом уровне, а также в рамках некоторых гуманитарных профилей. Из-за от­сутствия на настоящий момент профильных учебников, УМК в целом учителю необходимо использовать в профильном обучении те учебники, которые рекомендованы и имеют соответствующее методическое обеспечение, помогающее осуществить задачу. Для организации профильного обучения на основе материала базово­го учебника учителю следует иметь Программу для профильно­го уровня, соответствующие методические рекомендации и сбор­ник документов, позволяющих расширять рамки параграфов данного учебника, проектировать различные виды деятельности старшеклассников. Планируя, организуя деятельность учащихся старшей школы в профильных классах (группах), следует пом­нить и ориентироваться в своей педагогической работе на то, что ведущей целью исторического образования является форми­рование гражданина, ценностно ориентированной личности, способной к самоопределению и самореализации.

Данная Программа разработана для обучения старшекласс­ников на профильном уровне с учетом федерального компонен­та Государственного образовательного стандарта среднего (пол­ного) общего образования и является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для 11 класса, выпущенного в издательстве «Просвещение». Учеб­но-методический комплект включает:

  • учебник «Отечественная история XX — начала XXI ве­ка», 11 класс, авторы А. О. Чубарьян, А. А. Данилов, Е. И. Пивовар и др.;

  • пособие для учителя «История России XX века» под ре­дакцией А. О. Чубарьяна;

  • хрестоматию «Отечественная история XX — начала XXI века. Документы и справочные материалы» под редакцией А. О. Чубарьяна.

Программа представляет собой основу учебного курса «Оте­чественная история XX — начала XXI века» для 11 класса. Она призвана помочь педагогам в решении наиболее значимых вопросов и проблем преподавания истории, на которые необходимо обратить внимание при планировании изучения содержания курса старшеклассниками. Настоящая Программа разрабатыва­лась на основе проблемно-тематического принципа.

Структура Программы включает пояснительную записку, тематические информационные блоки — двенадцать глав, вклю­чающих содержание, конкретизирующие темы и требования образовательного стандарта. Программа составлена с учетом объема учебной нагрузки в 11 классе в условиях профильного обучения. Ее содержание учитывает и отражает логику учебно­го процесса, возрастные особенности выпускников школы.

В содержательной части Программы рассматриваются наибо­лее актуальные дискуссионные вопросы, отражающие научный, политический и общественный интересы.

Выделенные блоки содержания Программы включают как основной материал, предназначенный для изучения учащимися в классе, так и дополнительный, предполагающий их самосто­ятельную познавательную деятельность. Дополнительный материал обозначен как «Темы для рефератов и творческого изучения». Он содержит темы, которые, на взгляд авторов, необхо­димо изучить учащемуся для адекватной ориентации в происходящих в настоящее время событиях.

В содержании, структуре Программы заложена идея о том, что обучение истории в современной школе должно быть направлено на поиск, понимание учащимися сути происходящих изменений, их целесообразности и закономерности. Существен­ным является акцент на формирование исторического мышления, определенной политической и правовой культуры у учащихся. Программа представляет собой инструмент реализации задачи единого образовательного пространства.

ТЕМА 1. Россия на рубеже XIX—XX вв. 17 ч

Особенности российской модернизации. Россия — аграрная страна. Цели и задачи индустриальной модернизации. Террито­рия, население страны, ее экономические ресурсы. Демографические изменения. Миграционные процессы. Перемены в социально-экономической и политической структуре общества. Характеристика России как страны с догоняющей моделью развития, преобладанием значительной роли государства и госу­дарственного регулирования в экономической сфере в конце XIX в. Численность, социальное и правовое положение предпринимателей и рабочих. Денежная реформа. Проекты реформ 90-х гг. XIX в. С. Ю. Витте. Всероссийский аграрный рынок. Кооперативное движение. Промышленное развитие. Монополи­зация, ее стадии, формы и виды, особенности. Монополизация банковской системы. Внутренняя и внешняя торговля. Научно-технические открытия и российское общество. Зарождение и развитие новых ценностей в традиционном укладе российского общества. Промышленный подъем в 90-е гг. XIX в.: достиже­ния и просчеты. Внешние вызовы российской модернизации.

Государство и общество в начале XX в. Итоги социокуль­турного развития России к началу XX в. Модернизация и вер­ховная власть. Характеристика неограниченной монархии в России на рубеже XIX — XX вв. Личность Николая II. Струк­тура государственной власти. Исполнительная власть: механиз­мы функционирования. Бюрократическая система. Местное са­моуправление в начале века: функции и социальный состав. Центральная власть и национальные окраины. Национально-конфессиональный состав населения Российской империи. Обо­стрение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Образование политических пар­тий в России: от периферии — к центру. Движение за нацио­нальную независимость в Польше, Финляндии, Прибалтике. Власть и политическая оппозиция. Общественное движение в конце XIX в., его отличительные особенности. Официальная идеология. К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, Д. А. Толстой. Земский либерализм. Либеральное народничество. «Субъектив­ная социология» и «теория малых дел». В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниельсон и др. Идеология радикальной оппозиции. Социал-демократия. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин, Л. Мартов, Г. В. Плеханов. «Легальный марксизм». П. Б. Стру­ве. Возникновение организаций неонародников, их программы и тактика. В. М. Чернов. Эсеровский терроризм. Е. Ф. Азеф, И. П. Каляев, Б. В. Савинков. Нарастание противоречий между властью и обществом. В. К. Плеве и П. Д. Святополк-Мирский: политические идеалы и их воплощение. С. В. Зубатов. Предпо­сылки быстрого распространения революционного марксизма в России. Революционный и эволюционный пути решения назрев­ших социально-экономических и политических проблем в Рос­сии. Охранительный политический курс самодержавия.

Первый революционный разлом. 1905—1907 гг. Предпосыл­ки и характер революции. Революционное движение: состав, цели, методы борьбы. Расстановка политических сил накануне революции. Рабочие выступления. Начало крестьянских высту­плений. География и масштабы крестьянского движения. Обра­зование Крестьянского союза. Выступления в армии и на фло­те. П. П. Шмидт. Волнения в национальных окраинах. Возни­кновение первых Советов. Стачка и вооруженное восстание: основные методы пролетарской борьбы. Декабрьское вооружен­ное восстание в Москве: способы борьбы, лидеры, результаты и значение. Отношение партий к революции. Съезды РСДРП. Итоги и значение революционного кризиса. Диапазон колеба­ний правительственного курса. Оформление трех общественно-политических направлений.

Политические реформы. Первый опыт российского консти­туционализма и парламентаризма. Маневрирование царизма. Булыгинская дума. Манифест 17 октября 1905 г. Реформа ис­полнительной власти. Правительственный курс П. А. Столыпи­на. Реформа Государственного совета. Избирательное законода­тельство 1905 г. Начало формирования российской многопар­тийности. Оформление буржуазных партий. А. И. Гучков, П. Н. Милюков. Идеал правового государства и его противоре­чивость в России. Монархические и черносотенные организации. «Союз русского народа». В. М. Пуришкевич. Формирова­ние и деятельность Государственной думы. С. А. Муромцев. Политический состав, достижения и просчеты в стратегии и де­ятельности государственных дум всех созывов. Председатели Государственной думы. Оценка революции в современной пуб­лицистике и исторической науке.

Социально-экономические преобразования: замысел и ре­зультаты. Концепция реформ П. А. Столыпина. Политический портрет П. А. Столыпина. Противоречивость решения крестьян­ского вопроса. III Государственная дума: состав и результаты деятельности. Разрушение общины. Крестьянский поземельный банк. Переселенческая политика. Укрепление права частной собственности крестьян на землю. Развитие кооперации. Наци­ональная политика. Социальная программа реформ. Реформа местного управления. Экономический подъем. Спад обществен­ной активности. Дискуссии о результатах реформ.

Внешняя политика России в начале XX в. Модернизация целей и задач внешней политики. Дискуссия в правящих кру­гах о приоритетах внешней политики. Гаагские конференции. Русско-японская война: цели, основные сражения, военачальники. герои. Портсмутский мир, его условия и общественный резонанс. Обострение противоречий в Европе. Выбор союзников в Европе. Сближение России и Франции. Создание двух военных блоков в Европе. Подготовка к большой войне.

Россия в Первой мировой войне. Причины, цели и характер Первой мировой войны. Первая мировая война: перспекти­вы и реалии для России. Момент национального единения. Военные операции на Восточном фронте: география, цена побед просчетов. Мобилизационный ресурс экономики страны. Последствия военного бремени: инфляция, дефицит, продовольст­венные трудности. Кризис самодержавия. Оппозиция. Отношение политических партий к войне. Рост политической активности в стране. Формирование оппозиции в Государственной думе. Идея создания «правительства доверия». Прогрессивный блок и его политическая программа. Эволюция отношения общества к войне. Влияние войны на российское общество. Г. Е. Распутин и распутинщина. Усиление недовольства режи­мом. Последствия войны для России. Усугубление раскола между властью и обществом. Нарастание общенационального кризиса.

ТЕМА 2. Расколотая страна (революция и Гражданская война. 1917—1922 гг.). 12 ч

Предпосылки и начало революции в России. Научные дис­куссии о содержании термина «революция». Предпосылки ре­волюции: неизбежность или случайность? Социально-экономи­ческие перемены последнего десятилетия XIX в. Фактор Пер­вой мировой войны. Рост антивоенных настроений. Разруха и обострение противоречий. Охранительный характер политики самодержавия в условиях затянувшейся войны. Начало револю­ции. Слабость власти. Возникновение Совета и Временного ко­митета Государственной думы. Падение самодержавия. Нико­лай II Александрович и Михаил Александрович Романовы. Рос­сия — республика. М. В. Родзянко. Возникновение двоевластия. Временное правительство. Поиск диалога. Политические партии в новых условиях.

Новая расстановка политических сил. Стратегии револю­ции. Попытки решения основных вопросов революции. Полити­ческие программы кадетов, эсеров, меньшевиков. Рост влияния большевиков. Приезд В. И. Ленина в Петроград. Политическая тактика большевиков. Политические кризисы. Изменение со­ставов Временного правительства. Слабость демократических сил в стране. Политизированное общество. Большевизация сто­личных Советов. А. Ф. Керенский. Попытка военного переворо­та: Л. Г. Корнилов. Подготовка выборов в Учредительное собра­ние. Углубление общенационального кризиса в стране.

Формирование большевистской диктатуры. Приход больше­виков к власти. Вооруженный захват власти в Петрограде. Утверждение власти большевиков. Первые декреты и социаль­но-экономические преобразования. Образование высших орга­нов власти Советской России. Временный альянс большевиков и левых эсеров. Комитет спасения Родины и революции, ВИКЖЕЛЬ. Разгон Учредительного собрания. Провозглашение Советской Республики. Я. М. Свердлов. Распространение рево­люции по стране. Большевики и общество. Декреты о национа­лизации. ВСНХ. Ф. Э. Дзержинский. Брестский мир и пробле­ма мировой революции. Л. Д. Троцкий. Последствия мирного договора с Германией. Дискуссия о возможных вариантах окон­чания войны. События октября 1917 г. в оценках современни­ков и историков.

Гражданская война. Причины Гражданской войны. Соци­альный состав, идеи и лозунги красных и белых. Продовольст­венная диктатура. Городские выступления. Мятеж чехословац­кого корпуса и интервенция. «Единый военный лагерь» и анти­большевистские выступления в 1918 г. Становление однопар­тийной системы. Первая российская конституция. Создание Рабоче-крестьянской Красной Армии. Совет обороны. Террор. Жизнь в условиях насилия. Социально-политический кризис со­ветской власти. Красный и белый террор. Расстрел царской се­мьи. «Военный коммунизм». Продразверстка. Национализация промышленности. Централизация управления. Аннулирование условий Брестского мира. Антибольшевистские силы в Граж­данской войне. «Демократическая контрреволюция» и автори­тарный режим. А. В. Колчак. Белое движение и интервенция. М. В. Алексеев, А. И. Деникин, П. Н. Краснов, Н. Н. Юденич, П. Н. Врангель. Внутренняя и внешняя политика «белых пра­вительств». Крестьянские движения. Н. И. Махно. Победа боль­шевиков в Гражданской войне. В. И. Чапаев. Эмиграция Доб­ровольческой армии.

Финал и итоги революции. Походы белой армии на Москву и Петроград. Белые и крестьянство. Гражданская война — шко­ла новых красных командиров. М. В. Фрунзе, С. С. Каменев, М. Н. Тухачевский. Социально-политический кризис 1921 г. ГОЭЛРО. Антибольшевистские выступления. А. С. Антонов. Кронштадтский мятеж. Преследование церкви. Атеизм и анти­церковная пропаганда. Репрессии служителей церкви. Патри­арх Тихон. Итоги российской революции и Гражданской войны. Ужесточение советского режима.

ТЕМА 3. Страна в 20-е гг. XX в. 8 ч

Социально-экономическое развитие в период нэпа. Социаль­но-экономические последствия Гражданской войны. Условия и причины перехода к нэпу. X съезд РКП(б) и его решения. Дис­куссия в партии по проблемам нэпа, государственного регули­рования. Нэп в сельском хозяйстве. Кооперация — мост между нэпом и социализмом. Многоукладность экономики. Нэп в про­мышленности. Приоритеты и трудности восстановления и раз­вития промышленности. Развитие товарно-денежных отноше­ний. Финансовая реформа. Рост благосостояния населения. Неразрешенность проблем модернизации как тупик нэпа. «Кризи­сы нэпа» и их последствия. Причины экономических кризисов. Общество в период нэпа. Оценка нэпа историками и современ­никами.

Политическое развитие в период нэпа. Власть в условиях нового курса. Противоречия нэпа. Внутрипартийная борьба. Приход к власти И. В. Сталина. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Изгнание из страны идеологических противников. Ликвидация партий меньшевиков, эсеров, анархистов. «Философский пароход». Этапы и результаты борьбы за власть в правящей партии. Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев. Образование СССР. Формы объединения республик. Дискуссия о формах союзного объединения. Оценка национальной проблемы в современной публицистике и исторической науке, Первая союзная Конституция. Бюрократизация аппарата, начало его обособления. Ленинское «Завещание». Слом нэпа и новая генеральная линия. Дискуссия в РКП(б) об альтернативах развития страны. Н. И. Бухарин, А. И. Рыков. Роль нэпа в восстановлении страны.

Россия в изгнании. Феномен русской эмиграции. Центры русского зарубежья. Судьбы старой интеллигенции. Военная и казачья эмиграция. Белая армия в изгнании. Российская наука, культура и образование в изгнании. Представители гуманитарных наук и их судьбы. Религиозные философы. Достижения представителей естественных и технических наук. Российское искусство и литература в эмиграции.

ТЕМА 4. Становление советской модели общества в 30-е гг. XX в. 8 ч

Политическая система СССР 30-х гг. Политические представления элиты. Смена идеологических установок. Укрепление монополии РКП(б). Становление административно-командной системы. Лозунг: «Обострение классовой борьбы». Феномен однопартийной системы. Рост партийных рядов. В. М. Молотов, Партия и Советы. Роль Политбюро в государственной системе. Усиление централизации и командно-административных методов в управлении страной. Укрепление режима личной власти Сталина. Массовые репрессии. Дело М. Н. Рютина. Убийство М. Кирова. Политические процессы 1936—1938 гг. Система исправительно-трудовых лагерей. Н. И. Ежов, Л. П. Берия. 06щественные организации. «Приводные ремни» политики партии (пионерия, комсомол, профсоюзы и творческие союзы). Противоречивость роли и значения общественных организаций, характеристика политической системы мобилизационного типа.

Экономика СССР в 30-е гг. Внеэкономическое принуждение, трудности с поставками хлеба. Переход к «чрезвычайщине». Отказ от нэпа. Пятилетние планы как средство полного государственного контроля над экономикой. Индустриальный рывок, политика «большого скачка». Цели, источники и результаты форсированного развития. Форсированная индустриализация, дискуссия о вариантах модернизации производства в стране. Статья В. И. Ленина «Лучше меньше, да лучше». 1-й пятилетний план: декларация и реальность. Крупнейшие стройки 2-й пятилетки. Промышленное освоение восточных районов. Создание основ военно-промышленного комплекса. Коллективизация.

Дискуссии о преобразованиях на селе. Противоречивость планов, заявлений и мер. Раскулачивание. Социальные и экономические последствия «сплошной коллективизации». Статья «Головокру­жение от успехов». Наука и техника. Вклад ученых в техниче­скую реконструкцию и развитие хозяйства страны. Формирова­ние новых кадров инженерно-технических работников. Повсе­дневная жизнь. «Великий перелом» и общественная жизнь. Сни­жение жизненного уровня, правовой и социальной защищенно­сти населения страны.

Социальная сфера СССР в 30-е гг. Социальная политика вла­стей. Оформление административно-командной системы. Образ жизни трудящихся в 30-е гг. Рабочий класс. Идеологический ди­ктат партии и идея гегемонии пролетариата. Разрушение рыноч­ных отношений. Крестьянство. Выселение в Сибирь, Казахстан. Падение сельскохозяйственного производства. Голод в деревне в 1932—1933 гг. Прикрепление колхозников к земле. Экономиче­ские, социальные, культурные потери в деревне в ходе коллекти­визации. Ломка традиционного уклада жизни деревни. Разруше­ние мелкотоварного хозяйства. Цена и итоги коллективизации. Интеллигенция. Традиции и новации в российском общественном сознании. Борьба с массовой неграмотностью. Школьная реформа 30-х гг. Создание советской высшей школы. Рабфаки. Формиро­вание советской интеллигенции. «Бывшие». Борьба с культурным наследием прошлого. Репрессии. Советский человек. Потребитель­ский аскетизм. Энтузиазм. Движение новаторов и рекордсменов. А. Г. Стаханов. Социальная структура советского общества.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа история России. XX начало XXI века. 9 класс (68 ч)

    Программа
    Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику: Данилов А.А., Косулина Л.
  2. Программа курса «Отечественная история» (Объем 56 часов)

    Программа курса
    Социальная история как история рабочая (С. и Б. Уэбб, Д. Коммонс). Французская школа «Анналов». «Новый историзм» или историческая социология. Идея полной интеграции социологии и истории (Ф.
  3. Программа курса "Отечественная история" разработана в соответствии с примерной программой дисциплины

    Программа курса
    (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по отечественной истории, тематический план курса, список литературы, планы семинарских занятий,
  4. Программа курса «Отечественная история» Автор: д и. н. Л. В. Столярова Рекомендовано Одобрено на заседании кафедры всеобщей и отечественной истории

    Программа курса
    Настоящий учебный курс призван сформировать у студентов базовые представления о развитии истории России с древнейших времен до конца XX в., ее периодизации и включенности во всемирную историю.
  5. Программа курса «Отечественная история» составлена в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также с учетом последних рекомендаций.

    Программа курса
    Программа курса «Отечественная история» составлена в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также с учетом последних рекомендаций.

Другие похожие документы..