Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Историография истории средних веков – часть более обширного курса историографии, курса, который отражает представление истории о самой себе. Посредст...полностью>>
'Литература'
Раскольников Ф. Ф. На боевых постах. — М.: Воениздат, 1964. — 352 с. (Военные мемуары). Тираж 59 экз. Первые издания: Раскольников Ф. Ф. Кронштадт и...полностью>>
'Курсовая'
Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и и...полностью>>
'Реферат'
Пособие содержит требования к подготовке и защите реферата как одной из форм экспертизы профессиональной компетентности педагогических и руководящих р...полностью>>

Основой для разработки модели послужили Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 г

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

Лаптева Лариса Владимировна

Саратовская обл., г Балаково

Педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20»

сот.8 927 158 93 47

тел.: (8 845 3) 46-12-80

bal.scH30@

Номинация: модель психолого-педагогического сопровождения

Предлагаемая нами модель психолого - педагогического сопровождения разрабатывалась и частично реализована в условиях профильного обучения в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» .

Основой для разработки модели послужили Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 г., Конвенция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Концепция развития системы психологического обеспечения образования Российской Федерации на период до 2010 г.

Методологическими основами предлагаемой данной модели явились фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной и зарубежной психологии и педагогике о развитии, обучении, воспитании и профессиональном самоопределении человека.

Эффективность модели отслеживается мониторинговыми исследованиями. Полученные результаты в ходе ее реализации подтверждают необходимость продолжения работы в данном направлении.

Описание модели психолого-педагогического сопровождения

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 « г.Балаково

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. на старшей ступени образовательной школы ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения).

Проблема профессионального самоопределения старшеклассников носит фундаментальный характер, т.к. она ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся с учетом реальных потребностей рынка труда, и, в конечном счете, затрагивает общую проблему жизненного становления личности. Кроме того, это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации учебного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

.Прагматическая цель образования – вырастить гражданина, современного, образованного, нравственного, предприимчивого, способного самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, обладающего развитым чувством ответственности. Наиболее ответственный выбор, происходящий в современной школе - это выбор образовательной траектории на старшей ступени, фактически выбор дальнейшего жизненного пути. Современному молодому человеку недостаточно иметь компетентность только  в рамках одной профессии. Он должен постоянно решать социально – функциональные задачи – добывать информацию, решать правовые и экономические вопросы обеспечения собственной жизни. Отсюда необходимая задача – общего (для всех) образования – развитие новых функциональных умений человека. 

По данным центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, подтверждаемым и другими источниками (Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Центром трудовых исследований Государственного университета высшей школы экономики и др.), половина учащихся, как правило, свое профессиональное будущее не связывают с собственными реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46% респондентов ориентированы на поддержку со стороны взрослых (родителей, родственников или знакомых); 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, не владеют информацией о требованиях профессии к ее "соискателям", не умеют оценить свои возможности; 44% не осведомлены о том, где учиться, чтобы получить профессию по интересующей их сфере труда.Поэтому не случайно, что до 15—20% абитуриентов, поступающих в систему начального профессионального образования, оказываются непригодными к избранной профессии; 20—25% учащихся прерывают учебу, так и не получив профессии; до 30% выпускников трудоустраиваются не по специальности. Лишь 28% выпускников школ намерены работать в сфере материального производства (данные Минтруда России).(цит.по[41])

Чтобы реализовать собственные замыслы, собственные ценности и смыслы, подростку необходимо помочь ответить на вопрос, какие качества личности следует развивать в себе для реализации задуманного жизненного и профессионального проекта. Ключевой проблемой, отмеченной Э. Тоффлером, можно назвать проблему сверхвыбора, проблему воли человека к сохранению собственной самоидентификации в предельно динамичной современной социокультурной ситуации, что определяет границы экзистенциального пространства выпускника.

Теоретические аспекты психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса в старшей школе сегодня активно декларируются в качестве оснований для построения педагогической практики и вызывают немало вопросов у педагогов. Тем не менее, актуализация этих идей в наши дни обусловлена установлением на общественном и государственном уровне четкой зависимости между качеством системы образования и качеством развития человека в условиях этой системы.

Выделяя основные постулаты теории сопровождения такие как: необходимость системного сопровождения, его непрерывный характер, опору на позитивный внутренний потенциал развития школьника, взаимодействие вместо воздействия, следует отметить, что система комплексного сопровождения образовательного процесса находится пока в стадии становления

Приоритетными областями деятельности  службы  сопровождения  в школе являются:

1.    Помощь выпускнику и его семье в выборе образовательного маршрута.

2.    Помощь выпускнику и педагогу в преодолении проблем в обучении и воспитании.

3.   Помощь старшекласснику в решении сложных социальных и эмоциональных проблем развития.

Создавая систему сопровождения, школьные коллективы вливаются в педагогическое движение, смыслом которого является защита права личности на образование и развитие. Исходя из потребностей образовательного учреждения в психолого-педагогическом сопровождении, необходимо обеспечивать:

-  укомплектованность образовательного учреждения квалифицированными педагогическими кадрами,

-  наличие специалистов с реальным опытом решения актуальных личностных проблем;

- достаточный  уровень развития информационных процессов в системе сопровождения;

- реальное сопровождение, ориентированное на разрешение реальной проблемы вместо  распространенного просвещения, направленного на повышение потенциального уровня психолого - педагогической культуры общества,

- согласованность диагностического аппарата и т.д.

-  определенную экспериментальную свободу  как одного из стимулов развития личности педагога.

Очень важно с самого начала заложить правильные научные критерии оценки эффективности становления системы психолого-педагогического сопровождения. В роли таких критериев могут выступать: востребованность и признанность услуг системы со стороны общества, тенденция к росту числа позитивно решенных  личностных проблем, общее снижение действия педагогических факторов риска.

Эффективность психолого - педагогического сопровождения может быть определена по следующим основным интегральным показателям:

1. Первым показателем эффективности психолого-педагогического сопровождения может стать степень сформированности позитивной адекватной Я – концепции.

2. Вторым показателем эффективности психолого-педагогического сопровождения является .  удовлетворенность учащихся своим пребыванием в школе в течение всего срока обучения.

3. Третьим показателем эффективности психологического сопровождения является решение проблемы одиночества. Одиночкам в школе плохо, они испытывают эмоциональную подавленность, которая может отрицательно сказываться на дальнейшем жизненном сценарии выпускника.

4.   Сотрудничество всех субъектов образовательного процесса. Приобретение старшеклассниками опыта сотрудничества в деятельности, овладение социальными навыками.

Предлагаемая нами модель психолого-педагогического сопровождения выпускников отличается:

-конструктивной целостностью- интегрирует различные направления и виды деятельности психолого-педагогической службы, включает сопровождение всех субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов; четко определяет функции специалистов, осуществляющих сопровождение;

-ценностью - модель социально значима, содержание психолого-педагогического сопровождения, реализуемое в рамках данной модели, обеспечивает формирование у выпускника  способности к сознательному, ответственному проектированию профессиональных и жизненных стратегий;

-эффективностью -реализация содержания данной модели позволяет сохранить здоровье учащихся, решать экзистенциальные проблемы выпускников, повышать профессиональную компетентность педагогов;

- жизнеспособностью -школьная модель психолого-педагогического сопровождения выпускника реалистична, реализуема и управляема.

Концептуальной основой модели являются идеи гуманистической педагогики и психологии, непрерывного образования.

Реализация модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся 8-9 классов, учитывающая особенности конкретного ОУ и включающая в себя мониторинг образовательной среды школы и развития обучающихся, проектирование системы психолого-педагогических условий для решения задач ПП и ПО, экспертизу психологической грамотности проведения ПП, повысит уровень профессиональной готовности подростков. Учащиеся смогут моделировать свое будущее, производить самостоятельное осмысление процесса обучения в старшем звене школы как реализации права на собственное содержание образования и проектирование версий профессионального будущего через соотнесение двух информационных модулей, соответствующим смысловым полям «надо» и «хочу-могу».

Модель психолого-педагогического

обеспечения предпрофильной подготовки

В рамках решения данных задач были приняты нормативно-правовые документы: «Положение о приеме в старшую профильную школу», «Положение о портфолио учащегося МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20», «Положение о промежуточной аттестации учащихся профильных классов», Приказ директора школы «Об изменении функциональных обязанностей участников профильного обучения».

Цель :

создание условий для эффективного воздействия на формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий, развития личностных ресурсов старшеклассников на этапе профессионального самоопределения

Задачи:

  1. Создать систему психологического сопровождения (комплексная система психологической помощи, осуществляемая в рамках деятельности психологической службы);

  2. Расширить рамки социальной, психологической, технологической, информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся;

  3. Обеспечивать условия для развития собственной активности личности;

  4. Формировать ориентиры социального выбора, позволяющие выпускнику (оптатнту) принять ответственность за свое решение в профессиональном самоопределении.

  5. Выход на общественную экспертизу качества обучения и воспитания

Структура и содержание психолого-педагогического сопровождения старшеклассников МОУ «Средняя школа № 20» в условиях профильного и предпрофильного обучения

в 2006-2009 учебных годах

Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся школы 8-11 классов основывается на следующих положениях:

Участники психолого-педагогического сопровождения

(направленность)

Участники психолого-педагогического сопровождения

(направленность)





Педагоги

Родители и общественность

Психолог, социальный педагог


Учащиеся

Администрация



Классные руководители

Учителя-предметники

Классные руководители


Направления деятельности

психолого-педагогического сопровождения



Структура модели отражает её гибкость: она не является закрытой и предполагает увеличение звеньев за счёт использования ресурсов других учреждений.

Условия, обеспечивающие эффективную реализацию

модели психолого-педагогического сопровождения действий выпускников по проектированию жизненных и профессиональных стратегий

К условиям обеспечения процесса психолого-педагогического сопровождения выпускников можно отнести следующие:

  1. теоретические

  2. нормативно-правовые

  3. кадровые

  4. учебно-методические

  5. материально-технические

Теоретическое обоснование и нормативно-правовое обеспечение необходимости психолого-педагогического сопровождения представлены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, Программе развития школы, локальных актах школы.

Кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения учащихся старшей школы включает в себя:

  • систему повышения квалификации специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение выпускников;

  • внедрение комплексного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения (организация взаимодействия всех специалистов службы);

  • использование современных технологий в организации психолого-педагогического сопровождения.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение предполагает наличие

  • помещений для проведения необходимых работ

  • программ

  • диагностического инструментария

  • оборудования

  • дидактических материалов

  • учебно-методической литературы и т.д.

Деятельность специалистов школы

по психолого-педагогическому сопровождению действий выпускников по проектированию жизненных и профессиональных стратегий

Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению выпускников школы включает следующие компоненты:

    1. управленческий (осуществляет заместитель директора по УВР)

    2. психологическое сопровождение (осуществляет психолог)

    3. педагогическое сопровождение (осуществляет классный руководитель)

Модель психолого-педагогического сопровождения старшеклассников по проектированию жизненных и профессиональных версий в рамках предпрофильной и профильной подготовки

Компоненты сопровождения

Этапы ОУ деятельности по сопровождению

Целеполагание

Виды работ по сопровождению

Программа действий

равленческий компонент

Цель:

создание системы по психолого-педагогическому сопровождению старшеклассников в условиях профильного и предпрофильного обучения

Задачи:

-Оказывать систематическую психолого-педагогическую помощь учителям в реализации задач профильного и предпрофильного обучения.

-Обеспечивать учащихся

поддержкой в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

1.Подбор и расстановка кадров.

1.1 Издание приказа о распределении обязанностей в ходе реализации ПП и ПО

1.2. Создание рабочей группы по разработке структуры сопровождения старшеклассников.

1.3. Назначение учителей и классных руководителей в 8-11 классы.

2. Обеспечение профессиональной компетентности учителей школы.

3. Обеспечение процесса сопровождения в нужном режиме работы.

4. Создание нормативно-правовой базы.

5. Проведение экспертизы.

2.1. Проведение специалистами семинаров, целевых курсов:

- Индивидуальные образовательные маршруты как интеграционные формы учебно-воспитательного процесса.

- Организация учебного процесса на основе мониторинга.

2.2. Обучение сотрудников на курсах повышения квалификации «Совершенствование профессиональной культуры учителя в условиях перехода на профильное обучение».

2.3. Участие в работе семинаров, организованных на базе школы и других образовательных учреждений:

«Особенности организации образовательного процесса при переходе на профильное обучение»

«Рабочая программа как нормативный документ (проектирование содержания с учётом личностных особенностей учащихся)».

2.4. Проведение педагогических советов:

- «Профильное обучение: цели, формы, структура учебного плана».

- «Реализация принципа субъектности в образовательной практике».

- «Нормативно-правовая база как средство обеспечения качественной организации образовательного процесса на 3 ступени обучения».

2.5. Деятельность школьных, муниципальных методических объединений, работа творческих групп по современным образовательным технологиям.

Заседания МО:

- Реализация нового образовательного стандарта. Подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации. - Элективные учебные предметы: цели, функции, содержание.

Заседания МО классных руководителей:

- «Роль и позиция классного руководителя на старшей ступени обучения».

- «Социальное проектирование как ресурс повышения эффективности УВП».

2.6. Организация работы по обмену опытом и обобщению педагогического опыта учителей.

3.1. Анализ и корректировка деятельности педагогического коллектива в условиях реализации ПП и ПО.

3.2. Поддержание и развитие благоприятных условий труда и создание творческой атмосферы в коллективе.

3.3. Проведение диагностики деятельности педагогического коллектива. Выявление имеющихся противоречий, определение путей решения.

4.1. Разработка учебного плана для 8-11 классов.

4.2. Разработка рабочих программ учебных предметов на базовом уровне и элективных учебных предметов.

4.3. Разработка модели психолого-педагогического сопровождения.

5.1. Мониторинг профессиональной деятельности педагогов, классных руководителей.

5.2. Анкетирование родителей по выявлению степени удовлетворенности результатами деятельности школы в условиях профильного обучения.

Психологический компонент

Педагогический компонент

оциальный компонент

Цель:

создание психолого-педагогической службы.

Задачи:

-Повысить уровень психологической компетенции учащихся посредством расширения границ самовосприятия, формирования потребности в самосовершенствовании.

-Формировать у школьников положительное отношения к себе, как к личности, уверенность в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии

Цель:

Создание условий личностного и профессионального самоопределения учащихся старшей школы.

Задачи:

1.Оказывать помощь учащимся в их профессиональном самоопределении.

2 .Оказывать помощь в развитии профессиональных намерений, знаний, навыков, позволяющих человеку включиться в систему производственных общественных отношений.

3.Повышать психолого-педагогическую компетентность учащихся, педагогов, родителей.

Цель:

Развитие социальной компетентности учащихся, необходимой для успешной социализации и самореализации.

Задачи:

  1. Развить механизмы социально - одобряемого поведения старшеклассников, их ценностные, нормативные, этические, социальные ориентации.

  2. Сформировать основы правовой культуры старшеклассников.

  3. Информировать учащихся о конкурсах, олимпиадах, викторинах, проектах, молодежных инициативах разных уровней.

  4. Использовать в практике работы социально-воспитательные технологии

1.Разработка диагностических и консультационных мероприятий.

2.Разработка и внедрение профориентационных курсов и программ.

3.Разработка и проведение семинаров и тренингов для педагогов.

4.Проведение психологического практикума для родителей.

5. Проведение дней диагностики, регулирования и коррекции.

1. Поиск и выбор необходимой информации. Информирование об особенностях рынка труда и образовательных услуг.

2. Помощь учащимся в профессиональном самоопределении, в выстраивании индивидуального маршрута самоопределения и в решении проблем.

3. Освоение продуктивных образовательных и воспитательных технологий.

4. Психолого-педагогическое просвещение родителей, педагогов.

5. Проведение констатирующего анализа и выявление проблем старшеклассников на этапе профильного обучения.

1.Знакомство с профессиями, рынком труда и образовательных услуг.

2. Знакомство с основами законодательства и права.

3.Участие в конкурсах и проектах, деятельности школьного самоуправления.

Разработка и реализация социально - значимых проект

1.1. Диагностика:

  • Анкета жизненного и профессионального самоопределения;

  • Карта интересов;

  • Школьный тест умственного развития;

  • Опросник личностного роста;

  • Ценностные ориентации ( методика М.Рокича)

  • Готовность к профессиональному выбору (опросник готовности к самоопределению);

  • Опросник адаптационного потенциала педагогов

  • Анкета удовлетворенности родителей уровнем образования

1.2. Индивидуальные консультации по оказанию помощи в решении различных проблем, возникающих у старшеклассников.

1.3. Групповые консультации для учащихся по итогам диагностики.

1.4. Индивидуальные и групповые консультации для классных руководителей, педагогов по вопросам:

- готовности учащихся к выбору дальнейшего пути;

- межличностных отношений.

1.5. Проведение опроса родителей по выявлению проблем, с которыми сталкиваются родители старшеклассников при профессиональном определении ребенка.

2.1. Профориентационнные элективные курсы

3.1 Семинары для педагогов:

  • «Психологические особенности старшеклассников».

  • «Методики педагогической диагностики».

  • «Формы взаимодействия со старшеклассниками».

  • Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия».

4.1. Цикл классных родительских собраний «Профессиональное самоопределение учащихся»:

- «Как помочь ребенку в выборе будущей профессии».

- «Оказание помощи ребенку в решении жизненных проблем».

5.1. Анкетирование учащихся, педагогов, родителей.

1.1. Составление образовательной карты города, области.

1.2. Организация встреч с представителями учебных заведений.

1.5. Участие в днях открытых дверей учебных заведений.

1.6. Участие в работе Ярмарки учебных мест.

1.7. Посещение городского центра занятости населения.

1.8. Проведение экскурсий на предприятия города

1.9. Проведение классных часов:

- «Виды информации и навыки работы с ней»;

- «Куда пойти учиться».

2.1. Проведение классных часов и тренинговых занятий по краткосрочным программам «Управляй собой», «Реализуй себя».

2.2. Индивидуальные консультации по коррекции взаимоотношений, результатам диагностики, по выстраиванию индивидуального маршрута самоопределения

2.3. Разработка и реализация проекта «Профессиональное самоопределение подростков».

3.1 Разработка и реализация проекта «Мое будущее- в моих руках»

4.1.Цикл родительских собраний

«Профессиональное самоопределение учащихся»:

- «Роль родителей в выборе дальнейшего пути ребенка».

- «Рынок труда города и района».

- «Здоровье и профессия»

4.2. Круглый стол «Роль взрослых в профессиональном самоопределении подростков».

5.1. Поведение анкетирования по различным вопросам удовлетворенности старшеклассников школьной жизнью.

.

1.1 Организация встреч с деятелями культуры, науки и техники, руководителями и специалистами предприятий.

2.1. Разработка и реализация целевых программ:

- «Я - гражданин России»,

-«За здоровый образ жизни»,

2.2. Участие в разработке законов школьной жизни:

-«Положения о совете старшеклассников»,

-«Положения о дежурстве по школе».

2.3. Знакомство с правовыми основами функционирования учебных заведений и поступления в них.

2.3. Участие в днях профилактики (встречи с сотрудниками правоохранительных органов,).

2.4. Организация встреч с депутатами районного и местного совета депутатов по вопросам молодежной политики.

3.1. Участие в массовых традиционных мероприятиях школы.

-День выпускника (встреча- диалог разных поколений выпускников школы)

-День Победы.

3.3. Участие в реализации социально-значимых проектов:

- «Что выбирает новое поколение?»

Ожидаемые результаты:

Реализация модели психолого-педагогического сопровождения позволит учащимся старших классов повысить уровень профессиональной готовности, даст возможность научиться моделировать будущее, осуществлять выбор, принимать решения и нести за них ответственность. Со стороны родителей и педагогов обеспечит грамотный психологический подход к воспитанию и обучению.

Анализ мониторингового исследования

в рамках предпрофильной подготовки

С целью анализа эффективности работы в направлении ПП нами были проанализированы данные психодиагностики при обучении в 8-ми 9-м классах в 2007-2008уч.году,поскольку в текущем параллель 9-х классов отсутствовала.

На первом этапе исследования нами изучалась готовность старшеклассников к профессиональному выбору с позиций: автономность, информированность, принятие решения, планирование, эмоциональное отношение (методика А.П.Чернявской «Готовность к выбору профессии»). В конце 8-го класса нами были получены следующие результаты, 79% учащихся не имели стремления реализовывать свои возможности в практических действиях, у них отсутствовал или был очень низкий самостоятельный опыт планирования поступков. В конце 9-го класса этот процент составил только 21%. Степень информированности, включавшей в себя компоненты –знание понятий культуры труда, практические умения, касающиеся приобретения профессии, поиска и поступления на работу, требуемого уровня образования для различны профессий, выросла на 62%. Важным условием развития умения принимать решения является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу. Данные критерии оценивались по шкале «принятие решения» и составили рост на 44%. Нами также бал отмечен положительный сдвиг по шкале «планирование (ориентация во времени)» , т.е у концу 9-го класса подростки умели анализировать и прогнозировать конкретные события, составлять целостное представление о прошлом, настоящем и будущем. Наконец, нами был выделен эмоциональный компонент, который проявлялся в общем эмоциональном настрое, жизненном оптимизме, переносимости неудач.

При обработке данных мы использовали сравнение средних значений( в конце 8-го и конце 9-го класса) по каждой шкале в отдельности с помощью Т-критерия Стьюдента (для зависимых выборок). Обработка производилась с помощью интегрированного программного комплекса SPSS.13. По каждой из шкал получены статистически значимые положительные сдвиги.

Анализ анкеты жизненного и профессионального самоопределния учащихся позволил сделать выводы об оптимизации указанных уровней (методика П.С.Лернера, Н.Ф.Рокича). Возросли число учащихся, ориентированных на получение основательной образовательной подготовки, развитие своих интеллектуальных способностей и к концу 9-го класса их процент составил 48%. Расширилась область интересов учащихся, в том числе к истории и политике, этот момент является существенно значимым, поскольку в школе на протяжении ряда лет функционирует социально-экономический профиль.

Учащиеся в конце 9-го класса стали более адекватно учитывать факторы профессионального выбора. Значимыми стали: востребованность на рынке труда, сообразность развитию задатков личности, возможность повышения квалификации.

Данные личностного опросника позволяют сделать вывод о том. что возросла эмоциональная стабильность учащихся (t=3,86, p≤ 0,05).Мы предполагаем, что данный факт может быть связан с возросшими способностями преодоления жизненных трудностей, снижением уровня фрустрации в отношении будущего, т.к. шкала «самообладание» в личностном опроснике коррелирует со шкалами «ориентация во времени», «эмоциональное отношение» опросника «Готовность к выбору профессии».

В 2008-2009уч.году мы впервые использовали анкету личностного роста учащихся, позволяющую проследить динамику личностного развития ребенка с 6-го по 11 класс. В мониторинге приняли участие учащиеся 6- х и-8-х классов. Не смотря на то, что описание уровней развития отношения ребенка к той или иной ценности дает приблизительную, типизированную картину, мы использовали ее для создания общей картины и определения проявления ведущих негативных тенденций среди подростков. На сегодняшний день с помощью данной методики нам удалось выделить ряд проблем, связанных с отношением учащихся к знаниям ( преобладают ситуативно-позитивные выборы) и другим культурам (преобладают ситуаивно- и устойчиво –негативные выборы). При анализе нами обнаружены достоверные связи между шкалами: отношение к душевному Я – отношение к знаниям, отношение к духовному Я – отношение к знаниям. В данный момент времени методика проверяется нами на надежность и валидность по внутреннему содержанию и конструкту.

В ходе анализа жизненных ценностей среди учащихся 9-х классов нами выделены основные, которые занимают первые пять позиций . Это здоровье, общественное признание, уверенность в себе, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей. Следует отметить, что по сравнению с 8-м классом поменяли на более высокие позиции ценности, связанные с максимальным использованием своих возможностей, сил и способностей. Стали значимы ценности самоутверждения, профессиональной самореализации.

С нашей точки зрения в перспективе в рамках предпрофильной и профильной подготовки необходимо организовать исследование, направленное на изучение локуса контроля подростков, поскольку человек именно с высоким УСК способен брать на себя ответственность, имеет сформированную систему ценностей, может осуществлять осознанный выбор, опираясь на морально-этические нормы.

В целом по результатам мониторинга среди учащихся можно сделать следующие выводы:

- в период предпрофильной подготовки у учащихся возрос уровень построения личностной профессиональной перспективы;

- расширился круг учебных интересов;

- расширился уровень осведомленности о мире профессий;

- возросло количество учащихся, способных к самостоятельному принятию решений

Для реализации модели предпрофильной подготовки нами изучалось отношение родителей к школе, их позиция в отношении выборов детей. В результате пре- и пост- анкетирования было обнаружено смещение факторов влияющих на выбор в сторону соответствия развитию задатков и способностей подростков. 82% родителей также отмечали важность таких факторов как престижность профессии, достойный уровень оплаты труда. Полученные данные в 9-м классе оказались без изменений.

Данные мониторинга выявили в 87% случаев положительное отношение родителей к школе и образовательному процессу.

Анализ результатов исследования, проведенных среди учителей (методика «Оценка готовности и адаптированности личности педагога к педагогической деятельности»), работающих в профильных и предпрофильных , выявил высокий уровень работоспособности, способности к творчеству, однако уровень адаптированности ( в 20% случаев) и уверенность в своих силах (12%) оказались ниже средних результатов. Сравнительный анализ с помощью Т-критерия Стьюдента показал , что у учащихся проявляется больший интерес к предметам, которые ведут учителя с высоким уровнем адаптированностии (t=2, 76, p≤ 0,01) и коммуникабельности(t=3,02, p≤ 0,01) В связи, с чем актуальным становится вопрос развития коррекционно-развивающей работы среди педагогов. Нами были проведено шесть занятий с педагогами по личностному росту, произведено 15 видеосъемок уроков с последующим индивидуальным обсуждением и психологическим анализом. Число педагогов с низким уровнем адаптированности снизился до 4%, а в своих силах уверенность возросла у 7% участников.

Таким образом, в основе реализации психологического обеспечения профессионального определения подростков нами были положены Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 г., Конвенция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Концепция развития системы психологического обеспечения образования Российской Федерации на период до 2010 г.

В ходе реализации ПП был осуществлен подбор диагностического материала. Произведен анализ деятельности и наметились положительные тенденции, связанные с жизненными и профессиональными перспективами старшеклассников. Организована коррекционно-развивающая работа с педагогическим коллективом.

Мы считаем, что с целью повышения эффективности работы в данном направлении необходимо скорректировать отдельные направления профориентационной работы и связать их с адаптационными стратегиями, жизнеспособностью подростков. (Термин «жизнеспособность» (resilience) буквально переводится как гибкость, эластичность, устойчивость к внешним воздействия и как способность восстанавливать физическое здоровье и душевное состояние). Содержание процесса адаптации молодых людей может стать определяющим в системе «профессиональная среда –человек - социальная среда».

Список литературы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании//Сб.законодательных актов РВ- М., 1992 г.;

  2. Послание Президента В.Путина Федеральному собранию РФ// Саратовские вести, 29 мая 2004г.;

  3. Концепции развития системы психологического обеспечения образования Российской Федерации на период до 2010 г.;

  4. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования // Директор школы. - 2004. № 3. - С.97-115. ;

  5. Артемова Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации// Профильная школа , 2008г., № 6;

  6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М., 1984;

  7. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. - М.: Высшая школа, 2003;

  8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997.;

  9. Боголюбов Л. И. Профильное обучение в 12-летней школе // Журнал "Эйдос". - 2001.№- 3. - С.44-53;

  10. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного образования // Педагогика. - 2001. № 1. - С.24-29. ;

  11. Борисова Е.М., Гуренвич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации//Вопросы психологии 1988, №1;

  12. Веселков А.Ф. К вопросу о надежности результатов оценочных процедур и эффективности их использования // Журнал прикладной психологии. - 2001. -№ 3. - С.3-9. ;

  13. Голерова О. На кризисном перекрестке//Школьный психолог,2007, №2.;

  14. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников // Педагогика. - 2002. - № 9. - С.32-39.

  1. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М., 1989 г.;

  2. Загрядская Н.Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем. - Ростов-н/Д, 2004;

  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию М., Просвещение, 1984 г.

  4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. Книга для учащихся старших классов средней школы. М., 1990г.;

  5. Крылова Н.Б., Леонтьева О.М. Как организовать профильный продуктивный класс в школе // Школьные технологии. - 2003. № 2. - С.28-36.

  6. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. М., 2002 г.;

  7. Масюк А.В. Профильное обучение как средство социализации выпускников общеобразовательных учреждений// Профильная школа , 2008г. №3;

  8. Михайлина М.Ю., Нелюбова Я.К. Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки в школе.- Саратов. 2006 г.;

  9. Орлов В.А. Соотношение профильной и предпрофильной подготовки школьников // Журнал "Эйдос". - 2001. - № 5. - С.24-36. ;

  10. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1991 г.;

  11. Осницкий А.К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения // Вопросы психологии. - 1998. № 3. - С.136-148.;

  12. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. - 1992. - 1-2. - С.52-59.;

  13. Парыгин Г.С., Степанский В.И., Фарютин В.П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. - 1987. - 4. - С.45-51.;

  14. Пинский А.А. Профилирование никого не застанет врасплох // Народное образование. - 2003. - 4. - С.79-84. ;

  15. Поляков В.А. Технология карьеры. М., 1995 г.;

  16. Профориентационный тренинг старшеклассников “Твой выбор» // под ред. Н.В.Афанасьевой, Речь, СПб, 2007г.

  17. Пудовки Д.А. Профессиональное самоопределение и средства его педагогической поддержки// Профильная школа, 2008г. №5;

  18. . Рассадкин Ю. Профильная школа: в поисках базовой модели // Директор школы. - 2003. - 5.- С.23-31. ;

  19. Реан А.А., Баранов А.А. Стрессоустойчивость и особенности мотивации учителей высокого и низкого профессионального уровня // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб., 1997.

  20. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. М., 2002 г.;

  21. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., 2000г.;

  22. Резапкина Г.В. Комплектование профильных классов//Школьный психолог, 2007 г.,№ 2

  23. Речицкий В.И. Профессия – избиратель. М., 1988 г.;

  24. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c.

  25. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-11 классов. М., 1997 г.

  26. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М., психология саморазвития. М., 1995г.

  27. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика.-2005.-№1.-С.19-26;

  28. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка., М.. 2004 г.

Приложение 1

УМЕНИЯ И НАВЫКИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕАЬНОГО ПРОФИЛЯ

Задачи

  • Отработка умения вступать в контакт;

  • построение диалога с «родителями» в ролевой игре;

  • тренировка умения самопрезентации в ролевой игре.

. РОЛЕВАЯ ИГРА «ЦАРСТВО-ГОСУДАРСТВО»

Цель: обучение участников умению самопрезентации в «пространстве» профессиональной роли; отработка ком­муникативных навыков; развитие толерантности в диалоге с «родителями».

Материалы: список вопросов для ролевой игры, реквизит для «Царской приемной» («корона», кусок тка­ни, бумажные, елочные и другие украшения, «трон» для «царя»), листы бумаги, ручки, фломастеры.

Инструкция: на втором этапе сооружается «Царская приемная»: «трон», «царские атрибуты». Во время игры ведущий находится в стороне, наблюдает за происходящим. Он включается в ролевую игру только в случае искажения игры участниками (участники часто отшучиваются, само значение игры теряется, участники часто выходят из своих ролей, «царь» чрезмерно упрощает выполнение задач участников, кто-то из действующих лиц не понимает значения своей задачи).

В игре участвуют следующие действующие лица: ко­роль или царь, советник царя, подданные, зрители, нани­мающиеся на должности министров экономики, юстиции, культуры, иностранных дел, начальника охраны, советника, врача, повара, главнокомандующего, фрейлин.

В зависимости от числа участников и желающих по­пробовать свои силы в ролевой игре число действующих лиц может меняться.

Ход работы

1) Участники пытаются отстоять свой выбор профессии перед «родителями».

Участники сидят в кругу, ведущий «погружает» их в условия ролевой игры: «Представьте, что живете вы в волшебной стране„Тридесятое царство". Жили вы в нем — забот не знали. Но вот наступил день, когда при­шло время собираться в путь-дорогу в Большой Город. Каждый из вас хочет поселиться в Большом Городе и овладеть каким-либо ремеслом.

Вы бы могли уйти в любой момент, но это нельзя сделать без благословения родителей. Ремесло, которое вы выбрали, не нравится вашим родителям, и они не хотят вас благословлять. Вам нужно сделать так, чтобы родители согласились с вашим выбором.

Половина из вас будут „родителями", а полови­на — „детьми".

Задача „детей": убедить „родителей" в правильности вашего выбора.

Задача „родителей": попытаться переубедить своего „ребенка", предлагая ему другие варианты. Если „ребенок" переубедил „родителя", то тот дает ему „благословение".

В ходе диалога на какой-либо аргумент противопо­ложной стороны важно приводить свой довод, обязательно чем-то обоснованный. По моему сигналу вы поменяетесь ролями. На каждую роль дается по семь минут».

В качестве вспомогательного средства можно исполь­зовать шпаргалку для выступления «детей».

2) Обсуждение результатов:

Какие способы убеждения были неэффективными?

Какие аргументы приводили участники в роли ребенка?

В какой момент «ребенок» переубедил «родителя»?

Кто не смог договориться и что было причиной тому?

Что помогло «ребенку» убедить «родителя»? Какие способы убеждения были наиболее эффективными?

Участникам предлагается выделить и охарактеризо­вать те приемы, которые помогают быть убедительными.

Время проведения упражнения: 30 минут.

3) Распределение ролей.

Ведущий представляет следующее задание: «Пос­ле того как вы получили благословение родителей, вы ушли из своего родного дома в Большой город нашего „царства-государства", где живет строгий, но справед­ливый Царь-Горох. Вы обучились там ремеслу и пошли искать место работы. По дороге к месту назначения вам встретился гонец царя. Он разносил важную весть. Царь объявил о том, что ему нужны люди на должности ми­нистра экономики, юстиции, культуры, иностранных дел, начальника охраны, главнокомандующего. Во дворец ему также требуются хороший врач и повар. А царице нужна парочка хорошеньких фрейлин, которые будут всячески развлекать гостей и саму царицу. Вы незамедлительно отправились во дворец к царю».

Ведущий предлагает кому-либо из ребят побыть главным в волшебной стране, побыть ее царем. Царь вы­бирает себе советника, может выбрать царицу. Затем ему нужно нанять на работу министров экономики, юстиции, культуры, иностранных дел а также начальника охраны, советника, врача, повара, главнокомандующего, фрейлин. Царица может набрать на работу фрейлин, а главнокоман­дующий — солдат. Ребята выбирают роли по желанию. На каждую должность объявляется конкурс по всему «царству-государству».

4) Собственно игровое действие.

Участники пытаются устроиться на работу к «царю» работодателю). После того как все роли распределены, «царь» и «советник» дают задание своим служащим — раз­работать план-программу своих обязанностей или дел. Исполняющему роль царя предлагается ряд вопросов, которые обычно задаются на собеседовании при приеме на работу с наилучшими и нежелательными ответами

Предпочтительно, чтобы «царь» отмечал ошибки, которые можно разобрать во время обсуждения. «Царю» предлагается переделать вопросы на «царский лад». Вопро­сы можно переформулировать следующим образом: вопрос «Какой стартовый заработок вас бы устроил?» заменяется на вопрос: «Какого жалования просишь?» или «Сколько монет ты хочешь получать за свою работу?»; вопрос «Что вам известно о нашей компании?» заменяется на вопрос: «Что тебе известно о нашем государстве?» и т. д. Участнику, исполняющему роль царя, предлагается изменять вопросы в соответствии с игровой ситуацией вместе с «советником», пока остальные участники готовятся к выступлению.

Задача «подданных»: придумать свою программу дейс­твий, получить согласие «царя» на занятие должности.

Шпаргалка для выступления «подданному»

  1. Представиться.

  2. Ответить на вопрос: «Что я буду делать на этой должности?»

  3. Ответить на вопрос: «Почему нужно взять именно меня?»

  4. Рассказать о своем опыте, успехах. Время выступления: 10 минут.

Задача «царя»: провести с претендентами беседу в царской приемной, принять на работу достойных служа­щих (то есть таких, которые сумеют доказать «царю», что они именно те, кого он ищет). Необходимо принять на должности таких служащих, при которых бы «царство-государство» процветало.

Задача «советника»: помогать «царю» принимать решения, анализировать план-программу каждого претен­дента и его поведение, обсуждать с «царем» принимаемые решения.

Шпаргалка для «советника»

Постараться определить следующее:

  1. Говорит ли рассказчик о своих целях, что он конк­ретно сделает на своей должности?

  2. Уверен или не уверен претендент в своих намерениях?

  3. Вызывает он доверие или нет?

  4. Берет ли ответственность на себя?

  5. Насколько он серьезен?

  6. Как ведет себя с «царем»: уважителен, слишком теря­ется или, напротив, ведет себя слишком вызывающе?

  7. Задача «царицы»: наблюдать за происходящим, а так­же рассмотреть претенденток на должность фрейлин и принять их на работу. Она может использовать те же

  8. вопросы, что и «царь».

Задача зрителей: наблюдать за ходом игры и поведе­нием действующих лиц.

Шпаргалка для зрителей

В процессе наблюдения отметить следующие мо­менты:

  1. Как говорит претендент: уверенно/неуверенно, убе­дительно/неубедительно.

  2. Каков язык телодвижений: мимика, жесты, закрытая- открытая поза и т. д.

  3. Особенности речи, наличие контакта глаз.

  4. Хочется ли слушать дальше или нет.

  5. Серьезен или все время смеется.

  6. Почему его приняли на приняли на работу?

Во время подготовки исполнителей ролей «поддан­ных», роли «царя» и «советника» к игровой ситуации, «зрители» сооружают игровое пространство. На саму игру отводится 30 минут. 5) Обсуждение результатов:

  • Каковы впечатления, чувства по поводу виденного и услышанного?

  • Какие трудности возникли, когда нужно было представить себя «царю»?

  • По какому принципу набирал себе «царь» служащих (брал ли он тех, кто ему просто симпатичен или является другом/подругой, или тех, кто убедительно представил себя)?

  • Что показалось сложным при составлении плана-программы?

  • Будет ли процветать «царство-государство» с вы­бранными служащими?

  • Какие знания использовали участники из преды­дущих упражнений?

  • Почему взяли/не взяли на работу того или иного претендента?

  • Куда смотрели во время выступления претенденты? Был ли контакт глаз?

  • Какими были мимика, жесты, темп речи?

  • Каким был голос: робкий, решительный, четкий?

  • Было ли выступление претендентов ярким, выра­зительным?

  • Были ли начало и конец в выступлении?

  • Представились ли претенденты, когда вошли?

  • Был ли рассказ выступающего интересным (исполь­зовались ли примеры, юмор, интересные факты)?

  • Какие ошибки допускали «подданные», отвечая на вопросы «царя»?

  • В каких случаях ответы на вопросы «царя» были удачными (используется таблица с вопросами).

Вопросы задаются конкретному участнику и всей группе.

6) Слово ведущего: «Сегодня вы попробовали себя в роли нанимающихся на работу, а кто-то и в роли ра­ботодателя. По сути вы занимались самопрезентацией. Самопрезентация — это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести впечатление. Вообще, существует некий образцовый портрет иде­ального работника, обладающий определенными чертами: Во-первых, ответственность за порученное дело. Во-вторых, умение соблюдать трудовую и исполни­тельную дисциплину.

В-третьих, преданность делу и организации. В-четвертых, высокая обучаемость, способность к постоянному развитию.

Хотите показаться идеальным кандидатом — демонс­трируйте эти качества: сообразительность и желание учить­ся, преданность, ответственность и исполнительность.

Если у кого-то сегодня что-либо не получилось — не беда, ведь навыкам самопрезентации можно научиться. Вы уже заметили, что при тренировке коммуникативные умения очень быстро развиваются.

Информация для ведущего. Ролевые игры Эта форма общения ставит своей целью подготовку участников игры к тем ситуациям, которые возникают в их реальной работе и учебе. Она используется для того, чтобы обучить участников принятию решений в условиях неопределенности. Обучение происходит в творческой иг­ровой обстановке, где воображение создает все основные условия реальной ситуации.

Ролевые игры предполагают моделирование, то есть воспроизведение реального поведения.

Начинаются ролевые игры, как правило, с информи­рования педагога и «разогрева».

В самом начале создается настрой на игровую ситуа­цию. Распределяются роли. Активных участников, как пра­вило, двое. При этом лишь один моделирует интересующее поведение, а другой только поддерживает диалог. К примеру в нашем случае воспроизводится ситуация диалога ребенка с родителем по поводу выбора, то для нас важно, какие способы убеждения выбирает ребенок. Ответные лики партнера («родителя») по диалогу в данной ситуации лишь рамка. В нашей ситуации моделируется не его поведение, а поведение ребенка.

Перед началом ролевой игры педагог может рассказать э том, каким должно быть поведение (что поможет отстоять свой выбор в разговоре с родителями и т. п.).

После моделирования поведения руководитель органи­зует обратную связь — дети высказывают свое мнение о том, что они видели. Предлагается без оценок, в описательном виде рассказать о своих чувствах, ассоциациях, впечатлениях, возникших во время игры. Что понравилось, а что можно было бы сделать иначе. Высказывание мнений начинается с «игроков» — чем я доволен, а что сделал бы по-другому. Об­ратная связь относится только к поведению, без домысливания причин, «внутренних» переживаний, без «психоанализа». Основное внимание при обсуждении сосредоточивается на том «игроке», который моделирует интересующее поведение. После обсуждения желательно снова обратиться к мо­делированию поведения.

Приложение 2

«ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»

(адаптация А. П. Чернявской)// Источник: Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор», под редакцией Н.В. Афансьевой. СПб, Речь. 2007г

Методика представляет собой опросник, включающий 99 вопросов с дихотомической формой ответа (да, нет). Предназначена для учащихся 9-11-х классов.

Цель: определение уровня готовности к адекватному профессиональному выбору.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Опросник состоит из пяти шкал: «автономность» (20 вопросов); «информированность» (17 вопросов); «ори­ентация во времени» (планирование) — 20 вопросов; «при­нятие решения» — 20 вопросов; «эмоциональное отноше­ние» — 22 вопроса. Вопросы отдельных шкал распределены в методике в случайном порядке.

Краткая характеристика шкал

Автономность

Определяется следующими параметрами: понимание целостности своей личности; стремление реализовать возможность в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки хотя бы в одной области. Общая ори­ентация на успех. Знание шагов, которые необходимо сделать для приобретения знаний и навыков. Принятие на себя ответственности за собственные действия. Само­стоятельный опыт планирования своих поступков, умение соотносить свои действия с требованиями общества. Уме­ние прогнозировать профессиональный рост; однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени. Собственная активность в получении информа­ции и выборе профессионального пути. Компромисс между желаниями и возможностями, осознание необходимости таких компромиссов.

Для возникновения основных признаков автономнос­ти необходим определенный набор новообразований:

  • человек должен ощутить свою независимость от ро­дителей (в делах, мыслях, поступках);

  • от внешней детерминации своего поведения он дол­жен перейти на самодетерминацию;

  • он должен осознавать свой идеальный образ Я- концепции и стремиться к его достижению.

Информированность

Оценивается степень информированности о мире профессий в целом; об отдельных профессиях или груп­пах профессий.

Понятие «информированность о мире профессий» включает следующее:

  • осознание подразделения мира профессий по предмету и целям труда, орудиям производства;

  • знание понятий культуры труда, трудовой дисципли­ны, структуры предприятия, принципов оплаты;

  • знание отдельных профессий;

  • знания или практические умения, касающиеся приоб­ретения профессии, поиска и поступления на работу, требуемого уровня образования для различных про­фессий; того, как удержаться на работе, как совершен­ствовать свой профессионализм.

Предполагается, что большой объем информации о мире профессий в целом должны иметь школьники чет­вертого класса. В четвертом классе сформированность про­фессиональной позиции характеризуется рядом показателей:

  • положительное отношение к любому виду труда;

  • определенный уровень осведомленности относительно основных массовых профессий;

  • умение различать связи между профессиями, отра­женные в классификации;

  • умение выделять основные требования профессии к человеку;

• стремление к самооценке в контексте профессиональ­ного самоопределения.

Информированность об отдельных профессиях или груп­пах профессий включает знания о физических и социально-экономических условиях работы по профессии, требованиях профессии к человеку (психофизиологические особенности, познавательная сфера, личностные качества), требованиях к уровню образования, возможностях получения образования; перспективах профессионального роста; знание социаль­но-экономических потребностей общества, конкретного региона и потребности в кадрах отдельных предприятий.

Принятие решения

Важным условием развития умения принимать реше­ния является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу.

Для того чтобы принимать эффективные решения, учитывающие все факторы ситуации и ее перспективы, важно наличие определенных качеств, способностей, знаний и навыков, основными среди которых являются следующие:

  • любознательность, любопытство — желание и умение собирать и накапливать информацию;

  • предвидение, предусмотрительность— способность предвосхищать проблемы и заранее готовить альтер­нативы;

  • здравый смысл, проницательность — способность со­отнести имеющуюся информацию с рассматриваемой проблемой и оценить ее;

  • решительность — способность поручиться за принятое решение и взять на себя ответственность за него;

  • делегирование полномочий — умение эффективно разделить авторитет и ответственность с коллегами;

  • планирование — умение разработать для коллектива реальный, конкретный и действенный план решения проблемы;

  • оценка риска — способность оценить потенциальный риск принятого решения; ответственность за риск — способность оценить риск и взять ответственность на себя;

  • контроль — способность получить в процессе решения проблемы именно тот результат, который планиро­вался.

Планирование («ориентация во времени») Предполагает оценку временной перспективы в профессиональном плане: «Кем я буду?», «Где я буду учиться?», «Первая работа, дальнейшие перспективы», пути и средства достижения ближайших жизненных це­лей: ознакомление, проба сил, самообразование; оценка вероятных внешних препятствий, своих возможностей и запасных вариантов.

Включает также способность выделять события, являющиеся единицами анализа жизненного и профес­сионального пути (поступление на учебу, выбор и смена работы и т. д.). Анализ или прогноз конкретных событий позволяют человеку составить целостное представление о своей жизни, ее прошлом, настоящем и будущем.

Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии Включает отношение к разным профессиям, профессио­нальным группам и к необходимости принятия решения о выборе профессии. Данный показатель включает в себя не только отношение к разным вариантам выбора, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое-то решение, отношение к ответственности за ре­шение, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т. д. Эмоциональный компонент профессиональной готовности выражается в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмо­циональной уравновешенности и переносимости неудач. Отсутствие эмоционального отношения зачастую го­ворит не об излишней рациональности, а об отсутствии значимости для человека ситуации принятия решения или о скрываемом страхе принятия решения.

Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверждении, го в Листе ответов поставьте знак „+", если не соглас­ны — знак „-". Постарайтесь не думать долго над ответом, с интересует ваша первая реакция. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность. Заранее благодарим».

Лист ответов

Вопрос/утверждение

R

1

Я отношусь к тем людям, которые выбирают не кон­кретную профессию, а уровень образования

2

Я не принимаю серьезных решений мгновенно

3

Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело, я самым серьезным образом оцениваю свои способ­ности

4

Я знаю, в каких условиях я буду работать

5

Я анализирую свое прошлое

6

Я тяжело переношу неудачи в жизни

7

Я знаю обязанности, которые я буду выполнять на работе

8

Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт

9.

Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происхо­дит в настоящем

10.

Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий

11.

Все мои действия подчинены определенным целям

12.

У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше

13.

По моему мнению, знание будущей работы до мель­чайших подробностей не оградит от разочарований

14.

Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической)

15.

У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни

16.

Я ничего не делаю без причины

17.

Меня вполне устраивает моя пассивность

18. |

Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем

19.

Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу

20.

Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно

21.

Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно

22.

Первая же крупная неудача может выбить меня из седла

23.

Я не задумываюсь о своем будущем

24.

Я не выберу работу, требующую большой отдачи

25.

Я знаю самого себя

26.

Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких

27.

Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать

28.

Мне не нравится быть самостоятельным

29.

Я не собираюсь заранее планировать уровень 'образования, который я хотел бы получить

30.

Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения

31.

Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач

32.

Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, | что ни на что не способен

33.

Я не представляю себя работником, решающим про­изводственные и личные проблемы, связанные с производством

34.

Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя

35

Мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или иная профессия

36

Я считаю, что интуиция основана на знании

37

Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает

38

У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее

39

В моей жизни мало успехов

40

Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы

41

Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудно­стями, а может, и неудачами в своей профессиональ­ной жизни

42

Я признаю только обдуманный риск

43.

Многие мои планы срываются из-за моей неуверен­ности в себе

44.

Я отношусь к тем людям, которые живут настоящим

45.

Я с детства привык доводить начатое до конца

46.

Я боюсь делать важные шаги в своей жизни

47.

Я знаю, что мне интересно

48.

Было время, когда я строил образ «идеальной про­фессии» без конкретного названия

49.

Когда я иду на компромисс, у меня портится настро­ение

50.

Я готов приложить много усилий, чтобы добиться того, что мне нужно

51.

Я знаю, чего я добьюсь в жизни

52.

Я могу назвать профессии, которые интересовали меня в детстве

53.

Я мало задумываюсь о своей жизни

54.

Я не могу определить своего отношения к тому, что мне необходимо принимать решения

55.

В оценке профессий эмоции у меня играют большую роль

56.

Если я чего-то очень захочу, я преодолею любые препятствия

57

У меня нет определенных требований к будущему

58.

При принятии решений я полагаюсь на интуицию

59.

Мне не нравится, когда от меня требуют инициативы и активности

60.

Я знаю, что у меня есть такие черты характера, ко­торые совершенно необходимы для моей профессии

61.

Я — соломинка, влекомая течением жизни

62.

Когда я думаю о том, что мне нужно выбирать профессию и место работы (учебы), у меня портится настроение

63.

При выборе из двух или нескольких возможностей я полагаюсь на ту, которая внешне более привлека­тельна

64.

Своим поведением в настоящем я строю фундамент для будущего

65.

Если что-то помешает мне получить выбранную про­фессию, я легко поменяю ее на другую

66.

Я никогда не задумывался, по каким законам устроен мир профессий

67.

Я считаю, что люди, которые многого достигли в 'жизни, знали, почему они поступают так, а не иначе

68.

Практическая работа (в кружках, на УПК, практике) очень помогла мне в понимании мира профессий

69.

Я с трудом уживаюсь с другими людьми

70.

Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей

71.

Любой совет, данный мне со стороны, может поко­лебать мой выбор профессии

72.

Я знаю, что для меня в жизни важно

73.

Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях

74.

Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперед

75

Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию

76

Лучший способ познакомиться с профессией — поговорить с ее представителем

77

Мне не нравится, когда много думают о будущем

78

В учебном заведении я получу все необходимые знания и больше никогда учиться не буду

79.

Я знаю область, в которой я добьюсь больших успехов, чем в других

80.

Заранее известных способов изучения мира профессий не существует

81.

Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть

82.

Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперед

83.

Я считаю, что в обществе все равны по своему положению

84.

Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные

85..

Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания

86.

Мне все равно, будут ли уважать меня на работе как профессионала

87.

В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения

88.

Все, что со мной происходит, — дело случая

89.

Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии

90.

В важных решениях я не иду на компромиссы

91.

Я не доверяю рекламе профессий

92.

Я не понимаю причин многих моих поступков

93.

Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня друзья

94

Я не понимаю самого себя

95

Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает

96

Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало

97

Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор

98

Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей

99

Я представляю, каким (ой) я буду через 10 лет

Ключ

Автономность

Номер

8

14

19

24

30

34

45

50

53

57

61

65

71

75

78

83

86

92

94

96

Знак

+

+

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Информированность

Номер

1

4

7

13

21

27

35

37

40

48

66

68

73

76

80

84

91

Знак

+

+

+

-

+

+

-

-

+

+

-

+

-

-

-

-

-

Принятие решения

Номер

2

3

11

16

20

25

31

36

42

47

51

56

58

63

67

72

79

Ь7\

90

93|

Знак

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

Планирование

Номер

5

9

12

15

18

23

29

38

44

52

60

64

70

74

8?

85

88

97

(98

99|

Знак

+

+

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

+

-

-

-

-

+

+ 1

Эмоциональное отношение

Номер

6

10

17

22

26

28

32

33

39

41

43

46

49

54

55

59

62

69

17

81

89

95

Знак

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Факторы готовности

Балл (%)

Уровень

Автономность (самостоятельность в мыслях и поступках)

Информированность о мире профессий, рынке труда

Умение принимать решения, нести за них ответственность

Умение планировать (ставить цели, выбирать средства в их достижения, оценивать свои возможности)

Положительное эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии. Заинтересованность, осознание важности

6

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г определяет приоритетные цели и задачи, решение (1)

    Решение
    Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-медико-педагогической
  2. Конференция посвящена проблеме интеграции российского образования в мировое образовательное пространство

    Документ
    Роль и место преподавателя в системе Россикого образования: материалы 5-й региональной научно-методической конференции, посвященной Году учителя. – В 2-х ч.
  3. Образование и наука IV материалы IV региональной научно-практической конференции апрель 2010 г. Новоуральск 2010 ббк 74+75 о 23

    Документ
    О – 2359 Образование и наука – IV: Материалы IV региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, апрель 2010 г./ Филиал Урал.
  4. Российская академия наук институт комплексных социальных исследований непрерывное образование

    Документ
    В коллективной монографии сотрудников ИКСИ РАН анализируется роль непрерывного образования в контексте происходящих социальных трансформаций. Показано, что непрерывное образование является одной из наиболее эффективных форм накопления
  5. Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 2008 годы). Федеральным органам исполнительной власти

    Документ
    В целях создания условий для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышения уровня жизни населения и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по

Другие похожие документы..