Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Навчально-методичні матеріали з дисципліни “Конституційна реформа в Україні” затверджено та ухвалено на засіданні кафедри загальноправових ННІПП НАВС...полностью>>
'Документ'
Н. А. Некрасов широко использует фольклорные элементы поэтики. Определите художественные средства, которыми пользуется поэт: «Тени черные», «Волки се...полностью>>
'Документ'
В статье рассмотрены особенности формирования розничных торговых сетей в Российской Федерации. Особое внимание уделено истории развития продовольстве...полностью>>
'Документ'
Ходырев Сергей Михайлович, проректор по аналитико-инновационной деятельности Костромского государственного института повышения квалификации работнико...полностью>>

Программы вступительных испытаний для поступающих по программам бакалавриата (специалиста) в фгбоу впо «пггту» в 2012г. Программа вступительных испытаний по русскому языку

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Общая характеристика понятия «власть». Социальная власть. Государственная власть и ее признаки. Соотношение политической и государственной власти.

Сущность государства и многообразие его определений. Государство как аппарат управления. Классовое и общесоциальное в сущности государства. Государство как орудие социального компромисса. Признаки государства, отличающие его от других организаций в обществе. Социальное назначение государства.

Тема 4. Форма государства

Понятие и элементы формы государства. Соотношение понятий «сущность» и «форма» государства. Форма государственного правления. Монархия: ее признаки и виды. Общая характеристика ограниченной (конституционной) и неограниченной (абсолютной) монархии. Республика как форма правления. Ее признаки и разновидности. Общая характеристика президентских, парламентских и смешанных республик. Форма государственного устройства. Унитарные государства. Федерации. Конфедерации. Административно-территориальное устройство и его соотношение с национально-территориальной организацией государства. Экономические, политические и национальные принципы административно-территориального деления. Государственно-правовой режим: его сущность и признаки. Общая характеристика демократического, авторитарного и тоталитарного режимов.

Соотношение типа и формы государства. Взаимообусловленность двух понятий.

Тема 5. Типология государства

Понятие «тип государства». Значение типологии государств. Факторы, определяющие тип государства. Формационный подход: его достоинства и недостатки. «Базис» и «надстройка» в марксизме. Понятие общественно-экономической формации. Цивилизационный подход: достоинства и недостатки. Надстроечные явления – как основа цивилизационного подхода. Диалектика соотношения формационного и цивилизационного подходов в типологии государства.

Тема 6. Функции государства

Понятие и значение функций государства. Соотношение функций государства с целями, задачами и принципами государства. Обусловленность функций государства его сущностью и социальным назначением. Функции государства и функции отдельных органов государственной власти. Классификация функций государства: - внешние и внутренние, - основные и неосновные; - постоянные и временные. Характеристика основных внешних и внутренних функций современного российского государства. Связь и взаимодействие функций государства. Формы и методы осуществления функций государства.

Правовые формы осуществления функций государства: правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность.

Организационные формы осуществления функций государства: регламентирующая, хозяйственная и идеологическая работа соответствующих структур. Убеждение, принуждение, рекомендация и поощрение как основные методы осуществления функций государства.

Тема 7. Механизм государства

Понятие механизма государства. Его роль в осуществлении функций и задач государства. Соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат». Структура механизма государства. Понятие и признаки государственных органов. Классификация государственных органов. Система государственных органов и проблема разделения властей. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Совершенствование механизма современного российского государства как условие повышения эффективности его функционирования.

Тема 8. Государство в политической системе общества

Системный подход к анализу политической жизни общества. Понятие политической системы. Институциональная, регулятивная, функциональная и идеологическая составляющие политической системы общества. Политические и правовые нормы, политическая структура, политическая деятельность, политическое сознание и культура как компоненты политической системы общества. Место и роль государства и права в политической системе общества. Органы государства и иные субъекты политической системы общества (политические партии, движения, группы давления).

Тема 9. Гражданское общество, правовое и социальное государство

Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли. Понятие и сущность правового государства. Права человека и правовое государство. Идея ограничения правом государства. Принципы правового государства. Идея разделения властей как важнейший принцип правового государства. Конституционно закрепленная система сдержек и противовесов.

Взаимная ответственность государства и личности. Проблемы формирования правового государства в российском обществе. Особое содержание термина «гражданское общество». Понятие гражданского общества. Гражданское общество в истории политических и правовых учений. Сущность и основные принципы гражданского общества. Структура гражданского общества. Социальное государство: понятие, признаки и сущность.

2. Теория права.

Тема 10. Понятие, сущность и социальное назначение права

Понятие права. Признаки права. Общая характеристика государственно-волевого характера, нормативности и властно-регулятивной природы права. Общеобязательность, формальная определенность и системность права. Классовое и общесоциальное в сущности права. Ценность права. Право как государственный регулятор общественных отношений. Основные направления учения (теории) о праве. Естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая и социологическая теории права. Их достоинства и недостатки.

Тема 11. Право в системе нормативного регулирования

Деление общественных норм на социальные и технические. Общая характеристика социальных и технических норм. Технико-юридические нормы. Генезис социальных норм. Классификация социальных норм. Правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, корпоративные нормы. Нормы обычаев. Соотношение права и морали. Общая характеристика морали как социального института. Единство права и морали. Отличительные особенности права и морали. Взаимодействие и противоречия между правом и моралью. Роль права в развитии и укреплении нравственных основ общества. Значение морали в повышении правовой культуры и формировании уважения к праву. Соотношение права и обычая. Право и религия. Право и корпоративные нормы. Правовые и политические нормы: вопросы взаимодействия. Правовые презумпции. Правовые аксиомы. Юридические фикции.

Тема 12. Формы (источники) права

Понятие формы права как способа внешнего выражения действия права в обществе. Соотношение понятий «источник» и «форма» права. Источник права в материальном, идеологическом и формально-юридическом (форма права) смысле. Общая характеристика основных форм права: нормативных актов, правовых обычаев, юридических прецедентов, нормативных договоров.

Понятие и виды нормативно-правовых актов. Классификация нормативно-правовых актов по юридической силе, сфере и срокам действия, в зависимости от правового положения субъекта правотворчества и т.д. Система нормативных актов в РФ. Законы: понятие, признаки и виды. Верховенство законов как важнейшее требование правового государства. Подзаконные акты: понятие, признаки и виды. Отличие законов от подзаконных актов. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона.

Тема 13. Принципы и функции права

Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права. Соотношение убеждения и принуждения в праве. Функции права. Общесоциальные функции права (экономическая, политическая, воспитательная, коммуникативная и т.д.). Специально-юридические функции права (регулятивно-статистическая, регулятивно-динамическая и регулятивно-охранительная функции).

Тема 14. Норма права

Понятие нормы права. Норма права – как исходный элемент права. Признаки правовой нормы, отличающие ее от других разновидностей социальных норм и индивидуальных правовых велений (предписаний). Общеобязательность, формальная определенность, связь с государством, предоставительно-обязывающий характер, микросистемность правовой нормы. Структура нормы права. Гипотеза, диспозиция, санкция. Поощрения и наказания как санкции нормы права. Общие признаки поощрений и наказаний как санкций юридических норм. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм в нормативных актах (прямой бланкетный и отсылочный). Классификация правовых норм и ее назначение. Основания деления норм права на виды.

Тема 15. Система права

Понятие системы права, ее отличия от правовой системы. Основные черты и свойства системы права. Структурные элементы системы права. Правовая норма, отрасль права, подотрасль права, правовой институт. Материальные и процессуальные, отраслевые и межотраслевые, простые и комплексные (сложные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные) институты права. Субинституты. Материальное и процессуальное право. Понятие юридического процесса. Стадии юридического процесса и его виды.

Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты. Общая характеристика предмета и метода правового регулирования. Виды методов правового регулирования: императивный, диспозитивный, поощрительный, рекомендательный, автономии и равенства сторон, субординации и т.д.Частное и публичное право: понятие и отличительные особенности.Общая характеристика отраслей российского права.Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства.

Тема 16. Основные правовые системы (семьи) современного мира.

Соотношение понятий права и правовой системы. Понятие права в «широком» и «узком» смысле. Сущность и «необходимость» понятия правовой системы. Элементы (блоки) правовой системы общества. Разнородность компонентов, образующих правовую систему. Сущность классификации правовых систем. Понятие и общая характеристика национальной правовой системы. Группы правовых систем. Семьи права. Характеристика семьи общего (англосаксонского) права. Романо-германская правовая семья. Традиционные и религиозные правовые семьи.

Тема 17. Правовые отношения

Понятие и признаки правовых отношений. Правоотношения как особая разновидность общественных (социальных) отношений и их специфика. Право как регулятор общественных отношений. Признаки правовых отношений. Классификация правоотношений: - по отраслевому признаку, - по функциональной роли, - по степени конкретизации и субъектному составу, - по характеру обязанностей. Фактическое, юридическое и волевое содержание правоотношения. Структура правоотношения: - субъект, - объект, - субъективное право, - юридическая обязанность. Материальные и юридические предпосылки возникновения и функционирования правоотношений. Соотношение нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений. Соотношение понятий «субъект права» и «субъект правоотношений». Виды субъектов права. Физические и юридические лица. Признаки юридического лица. Правоспособность и дееспособность субъектов права. Отличие правоспособности от субъективного права. Общая, отраслевая и специальная правоспособность. Виды дееспособности. Эмансипация. Правосубъектность. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения. Понятие и структура субъективного права и юридической обязанности. Объекты правоотношения. Монистическая и плюралистическая теории объектов правоотношений. Юридические факты и их классификация. События и действия.

Тема 18. Механизм правового регулирования

Право как инструмент социального управления. Понятие механизма правового регулирования. Диалектика механизма правового регулирования и правовых средств. Соотношение понятий «механизм правового регулирования» и «правовая система». Норма права, юридический факт, правоотношение, акты реализации прав и обязанностей, охранительный правоприменительный акт как элементы механизма правового регулирования. Стадии механизма правового регулирования. Эффективность механизма правового регулирования и его составляющие. Дозволения, обязывания и запреты как основные способы правового регулирования. Общедозволительный и разрешительный тип правового регулирования.

Правовое регулирование и правовое воздействие. Стимулы и ограничения как средства правового воздействия, их понятие и виды. Стимулы и ограничения как парные юридические категории. Понятие, признаки и функции правовых льгот и поощрений.

Тема 19. Реализация права

Понятие и формы реализации права. Социально-политический аспект реализации права. Факторы, влияющие на реализацию права. Соблюдение, исполнение, использование и применение права как основные формы его реализации. Соблюдение как вид правомерного поведения индивида. Общая характеристика исполнения и использования права. Применение права как особая форма его реализации. Применение в виде властно-императивной формы реализации права. Особенности применения права. Факторы, обусловливающие необходимость применения норм права. Основные стадии правоприменительного процесса: - установление фактических обстоятельств дела, - выбор нормы права и юридическая квалификация дела, - проверка и толкование нормы права, - решение дела, - контрольно-исполнительная стадия. Правоприменительный акт и его признаки. Основания классификации правоприменительных актов. Виды правоприменительных актов. Пробелы в праве и их разновидности. Причины пробелов в праве. Основные пути устранения пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права. Основания и способы применения.

Тема 20. Толкование правовых норм

Понятие и необходимость толкования норм права. Причины, обусловливающие толкование правовых норм. Толкование-уяснение и толкование-разъяснение. Субъекты толкования: государственные и негосударственные органы, должностные лица и граждане. Виды толкования права по субъектам. Официальное толкование и его виды: нормативное (общее), казуальное (индивидуальное), аутентичное (авторское), легальное (делегированное), судебное. Неофициальное толкование и его виды: доктринальное, профессиональное и обыденное. Способы толкования правовых норм: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический, функциональный.

Толкование норм права по объему: буквальное (адекватное), ограничительное и расширительное (распространительное). Общие принципы толкования норм права. Акты толкования норм права: понятие, особенности и виды. Юридическая природа и значение актов официального толкования (интерпретационного акта). Понятие юридической практики и ее структура. Виды юридической практики. Функции юридической практики. Основные направления совершенствования юридической практики.

Тема 21. Правомерное поведение и правонарушение

Понятие правомерного поведения. Особенности правомерного поведения. Диалектика правомерного и социально полезного поведения. Состав правомерного поведения: - субъект, - объект, - объективная сторона, - субъективная сторона. Виды и мотивы правомерного поведения: - социально активное поведение, - социально пассивное поведение, - привычное поведение, - конформистское поведение, - маргинальное поведение, - нигилистическое поведение. Понятие правонарушения. Действия и бездействие лица. Соотношение противоправного поведения и правонарушения. Понятие и значение состава правонарушения. Объект, субъект, объективная и субъективная сторона правонарушения. Формы вины.

Виды правонарушений: преступления и проступки. Виды проступков.

Тема 22. Юридическая ответственность.

Общая характеристика социальной ответственности. Условия наступления социальной ответственности. Понятие юридической ответственности. Юридическая ответственность как властно-императивная форма ответственности. Признаки юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Соотношение позитивной и негативной ответственности. Презумпция невиновности. Соотношение презумпции невиновности и неотвратимости наказания. Цели юридической ответственности. Карательная, штрафная, превентивная, воспитательная и компенсационная (правовосстановительная) функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.

Тема 23. Правосознание и правовая культура.

Правосознание как форма общественного сознания. Соотношение правосознания с политическим и нравственным сознанием. Оценочная, регулятивная, познавательная и прогностическая функции правосознания. Структура правосознания. Виды правосознания: массовое, групповое, индивидуальное, научное (доктринальное), профессиональное, обыденное правосознание. Соотношение права и правосознания. Понятие правового воспитания и его формы: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самообразование. Понятие и роль правовой культуры. Основные черты правовой культуры личности. Обыденный, профессиональный и научно-теоретический уровни правовой культуры. Функции правовой культуры. Понятие правового нигилизма. Нигилизм как общесоциальное явление. Источники правового нигилизма. Формы выражения правового нигилизма и пути его преодоления. Понятие правового (юридического) идеализма и формы его выражения в современной правовой жизни общества.

Тема 24. Законность и правопорядок

Объективная необходимость законности и правопорядка. Понятие и основные принципы законности. Соотношение законов и законности. Различные подходы к определению сущности законности. Нормативная и социальная основы законности. Укрепление законности как условие формирования правового государства. Понятие правопорядка. Соотношение правового и общественного порядка. Соотношение законности и правопорядка. Правопорядок как результат законности. Соотношение законности, правопорядка и демократии. Соотношение дисциплины и законности. Признаки дисциплины. Общие (экономические, политические, идеологические, общественные, организационные) и специальные (юридические) гарантии законности и правопорядка.

Примерная тематика вопросов к аттестационному испытанию:

  1. Теория государства и права как наука. Предмет и объект изучения теории государства и права.

  2. Методы изучения теории государства и права.

  3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.

  4. Причины возникновения государства.

  5. Основные теории происхождения государства.

  6. Общая характеристика государственной власти как особой разновидности социальной власти.

  7. Причины возникновения права. Отличие нормы права от обычая.

  8. Понятие и признаки государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.

  9. Типология государств и ее критерии.

  10. Понятие функций государства. Основные внешние и внутренние функции государства.

  11. Формы осуществления функций государства.

  12. Понятие формы государства.

  13. Формы государственного правления.

  14. Общая характеристика республиканской формы правления.

  15. Монархическая форма правления: понятие и разновидности.

  16. Формы государственного устройства.

  17. Государственный (политический) режим: понятие и типы.

  18. Соотношение типа и формы государства.

  19. Понятие и структура механизма государства.

  20. Понятие, признаки и виды органа государства.

  21. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

  22. Сущность права и его признаки.

  23. Основные правовые учения (школы права).

  24. Принципы и функции права.

  25. Понятие и структура политической системы общества. Политическая система общества и государство.

  26. Понятие нормы права и ее признаки.

  27. Классификация норм права.

  28. Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

  29. Предоставительно-обязывающий характер правовых норм.

  30. Понятие формы (источника) права.

  31. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды.

  32. Отличие нормативного акта от акта применения права.

  33. Система нормативных актов в Российской Федерации.

  34. Понятие признаки и виды законов. Подзаконные акты.

  35. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

  36. Понятие, принципы и виды правотворчества.

  37. Понятие и стадии законотворческого процесса в РФ.

  38. Систематизация нормативных актов: понятие и виды.

  39. Понятие и элементы системы права. Методы правового регулирования.

  40. Общая характеристика отраслей российского права.

  41. Частное и публичное право.

  42. Понятие и виды юридического процесса.

  43. Соотношение системы права и системы законодательства.

  44. Понятие и виды юридической практики.

  45. Понятие и формы реализации права.

  46. Применение права как особая форма его реализации. Понятие и виды правоприменительных актов.

  47. Пробелы в праве и пути их преодоления. Юридические коллизии.

  48. Толкование права. Виды толкования права по субъектам.

  49. Способы толкования права. Акты толкования права.

  50. Понятие и признаки правоотношений. Предпосылки возникновения правоотношений. Юридические факты.

  51. Понятие и виды субъектов правоотношений. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность.

  52. Понятие и структура субъективного права и юридической обязанности.

  53. Взаимосвязь норм права и правоотношений.

  54. Понятие и виды правомерного поведения.

  55. Понятие, признаки и виды правонарушений.

  56. Юридический состав правонарушения.

  57. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды.

  58. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.

  59. Правосознание: понятие, структура, виды. Правовая культура.

  60. Понятие и виды правовых (юридических) средств.

  61. Механизм правового регулирования и его элементы.

  62. Критерии эффективности правового регулирования.

  63. Сущность и основные приоритеты правовой политики государства.

  64. Законность: понятие, принципы, гарантии. Правопорядок.

  65. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

  66. Понятие и структура правовой системы.

  67. Классификация правовых систем. Основные правовые семьи (системы) современности.

  68. Общая характеристика семьи общего (англосаксонского) права.

  69. Общая характеристика романо-германской правовой семьи.

  70. Общая характеристика религиозных и традиционных семей права.

  71. Гражданское общество, его структура и признаки.

  72. Правовое государство: понятие и принципы.

  73. Соотношение государства и права.

  74. Разделение властей как принцип правового государства.

  75. Общая характеристика законодательной власти в РФ.

  76. Общая характеристика исполнительной власти РФ.

  77. Судебная власть в РФ и ее особенности.

  78. Взаимная ответственность государства и личности.

  79. Понятие, структура и виды правового статуса личности.

  80. Право как мера свободы и ответственности личности.

  81. Право в объективном и субъективном смысле (объективное и субъективное право).

  82. Естественное и позитивное право.

  83. Понятие и классификация прав человека и гражданина.

  84. Право в системе социальных норм.

  85. Соотношение права и морали.

  86. Понятие и классификация социальных норм.

  87. Правовые презумпции. Правовые аксиомы. Правовые фикции.

  88. Соотношение права, политики и экономики.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная литература:

  1. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации: М. Н. Марченко- М.: Проспект, 2009.

  2. Основы государства и права: учеб. пособие/ А. В. Малько [и др.] ; ред. А. В. Малько- М.: КноРус, 2009.

  3. Протасов В.Н. Теория государства и права. Конспект лекций: В. Н. Протасов- М.: Юрайт-Издат, 2009.

  4. Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник/ Л. П. Рассказов- М.: РИОР, 2009.

  5. Теория государства и права: учебник/ ред. М. Н. Марченко- М.: ЗЕРЦАЛО, 2009.

  6. Иванов А.А. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов/ А. А. Иванов ; ред. В. П. Малахов- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  7. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие/ А. В. Малько- М.: Проспект, 2010.

  8. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход: Р. Леже ; пер. с фран. А. В. Грядов- М.: Волтерс Клувер, 2010.

  9. Теория государства и права: учебник/ ред.: А. С. Пиголкин, Ю. А. Дмитриев- М.: ЮРАЙТ, 2010.

  10. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов- М.: ЮРАЙТ, 2010.

  11. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие/ Т. Н. Радько- М.: Проспект, 2011.

Дополнительная литература

  1. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права: Монография/ О.Э. Лейст- М.: Зерцало-М, 2002.

  2. Молодежь в юридической науке: Ст. студ. Академического правового ун-та. Вып.3/ М.: МЗ-Пресс, 2002.

  3. Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений: хрестоматия/ Р.Т. Мухаев- М.: ПРИОР, 2000.

  4. Папаян Р.А. Христианские корни современного права: учебное пособие/ Р.А. Папаян- М.: Изд-во НОРМА, 2002.

  5. Марченко, М.Н. Источники права: учеб. пособие/ М. Н. Марченко- М.: ТК Велби, 2005.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Официальный Интернет-сайт справочно-правовой системы «Гарант» (www.garant.ru)

2. Официальный Интернет-сайт справочно-правовой системы Консультант-Плюс ().

3. Официальный Интернет-сайт справочно-правовой системы «Кодекс» (/manage/page).

Аттестационное испытание по дисциплине:

«Иностранный язык»

по направлениям:

101100.62 Гостиничное дело, 100104.62 Туризм.

Языковой материал:

Абитуриент должен продемонстрировать умение владеть мини­мумом грамматических явлений, которые обеспечивают иноязычное общение (в непосредственной и опосредованной формах) в рамках, обо­значенных программой сфер и тем.

К ним относятся:

- конструкции, выражающие субъективно-предикатные отно­шения (с глаголами-связками, с глаголами, выражающими при­надлежность, и др.);

- грамматические явления, выражающие действие (в настоя­щем, прошлом и будущем) и характер его протекания (наличие факта действия, результата действия, продолжение действия и др.), а также модальность (желание, необходимость, воз­можностъ и др.); побуждение к действию и его запрещение;

- средства выражения определенности-неопределенности (ар­тикль, местоимение и др.); единичности-множественности предметов, явлений; качества предметов, действий и состоя­ний; интенсивность качества (степени сравнения прилага­тельных, наречий); порядка и количества предметов (количе­ственные и порядковые числительные);

- средства выражения определительных и определителъно-обстоятельственных отношений (конструкции, характери­зующие предмет по внешнему виду, по наличию или отсутст­вию признаков; конструкции с инфинитивом, причастием' и т.д.); объективных отношений (конструкции с прямым и кос­венным объектом и др.); субъектно-объектных отношений (за­лог действительный и страдательный); обстоятельственных отношений (пространственные, временные, причинно-следственные, условные, отношения сравнения и др.);

- средства связи предложений и частей текста (структурные и композиционные средства связи; средства, устанавливающие логические связи между высказываниями; средства, указываю­щие на объективную и субъективную оценку информации, и др.).

Сферы общения и тематика (единые для всех языков):

Основными сферами общения являются: социально-бытовая, учебно-трудовая, социально-культурная. В рамках названных тем вы­деляется следующая тематика:

- межличностные отношения (дружба, любовь, конфликты). Повседневная жизнь и ее проблемы;

- учеба и планы на будущее;

- проблемы занятости молодежи:

- проблемы свободного времени;

- культурная жизнь города и деревни;

- роль средств массовой информации;

- права человека в современном мире;

- деятели культуры и науки.

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК:

Требования к владению материалом:

Лексический материал:

Активное владение приблизительно 1200-1500 лексическими еди­ницами (активный словарь поступающих).

Словообразование.

Моделирование имен существительных с помощью суффиксов: -er, -ing, -ment, -tion (sion), -ness, -ity, -ism, -(i)ty, -ing;

имен прилагательных с помощью суффиксов -у, -less, -able, -ful, -ic/-ical, -al, -ish, -ous;

имен числительных с помощью суффиксов -teen, -ty, -th;

наречий с помощью суффикса -1у;

глаголов с помощью -еn.

Знание префиксов un-, in-, im-, il-, ir-, re-, dis-.

Конверсия. Словосложение.

Синтаксис. Употребление простого (нераспространенного, рас­пространенного) предложения с глагольным и именным сказуемыми. Употребление безличных предложений типа: It is cold. It always snows here in winter. It is late. It is very kind of you etc. Субстантива­ция прилагательных.

Морфология.

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.

Местоимение. Личные местоимения (в именительном и объектном падеже). Притяжательные местоимения. Абсолютная форма притяжа­тельных местоимений. Указательные местоимения. Возвратные место­имения. Вопросительные местоимения. Неопределенные местоимения (any, some, no, every, much, many, few, little, a few, a little). Производные местоимения от some, any, no, every. Местоимение one. Местоимение it. Местоимение none.

Глагол. Употребление в настоящем неопределенном времени (The Present Indefinite Tense/Present Simple): а) для выражения обычных, по­вторяющихся, постоянных действий, происходящих регулярно в рам­ках настоящего времени, но не соотнесенного с моментом речи (I usu­ally go to work by bus); б) для выражения действия, соотнесенного с мо­ментом речи, но с глаголами, которые в продолженных временах обыч­но не употребляются (глаголы типа know, want, understand)/I don't un­derstand you/He doesn't want to go there); в) для выражения действий, которые произойдут в ближайшем будущем, если они запланированы, произойдут согласно программе, расписанию, и т.д. (When does the train leave?); г) для выражений будущих действий в придаточных времени и условиях (We won't go skiing if the weather is cold. He will call you when he comes).

Употребление в прошедшем неопределенном времени (The Past In­definite Tense/Past Simple): а) для обозначения действий, которые про­исходили в прошлом и не имеют связи с настоящим (Last summer Kate and George visited Spain); б) для обозначения действий, которые проис­ходили в течение некоторого времени в прошлом (It rained all day yes­terday); в) для обозначения последовательных действий в прошлом (Не came into the room, took off his coat and put it on the chair). Употребление конструкций used to + infinitive и would + infinitive для обозначения по­вторяющихся действий в прошлом или постоянно имевших место дей­ствий в прошлом (We used to swim a lot when we lived in Los Angeles).

Употребление в будущем неопределенном времени (The Future In­definite Tense/Future Simple) для выражения действий, которые про­изойдут в будущем (однократные действия и регулярно повторяющиеся действия в будущем). They will have English classes on Tuesday). Использование оборота to be going to для выражения запланированного будущего времени (They are going to visit their parents next Saturday).

Употребление в настоящем продолженном времени (The Present Continuous Tense/Present Progressive): а) для обозначения длительного незавершенного действия, происходящего в момент речи (Look! Tom and Jim are fighting) (или более обширный временной срез, нежели не­посредственно момент речи: - Are yon driving tonight?); б) для обозна­чения будущего запланированного действия, которое произойдет в ближайшем будущем (особенно с глаголами движения и глаголом have) (When are they leaving? We are having a party next Sunday night).

Употребление в прошедшем продолженном времени (The Past Continuous Tense/Past Progressive) для обозначения незаконченного продолженного времени в прошлом, которое происходило в опреде­ленный момент в прошлом (Не was reading a newspaper at 5 o'clock yes­terday) (в придаточных, вводимых союзом while (While Mother was cooking lunch Ann was sweeping the floor in the sitting room), а также в главном предложении с придаточными, вводимыми союзом when для выражения действия, происходившего в прошлом одновременно с дей­ствием, описываемым в главном предложении (I was watching television when you phoned me).

Употребление в будущем продолженном времени (The Future Con­tinuous Tense/Future Progressive) для выражения длительного действия, которое будет происходить в определенный момент в будущем (My aunt will be crossing the Atlantic ocean at this time tomorrow).

Употребление в настоящем совершенном времени (The Present Per­fect Tense/Present Perfect) для обозначения действия уже законченного, имевшего место в прошлом, но имеющего связь с настоящим или через результат действия (Oh dear! I have broken Alice's favourite cup!), или че­рез временной срез (т.к. настоящее совершенное время используется для выражения действия или состояния, которое началось в прошлом и продолжается в момент речи, в частности для глаголов to be, to have, to know) (I have known the Browns for twenty years/He has had that painting since November).

Употребление в настоящем совершенном продолженном времени (The Present Perfect Continuous Tense/Present Perfect Continuous) для вы­ражения длительного действия, которое началось в прошлом и еще со­вершается в настоящее время (I have been working for the company for 5 years) или закончилось непосредственно перед моментом речи и связа­но с настоящим результатом (Your clothes are dirty. Have you been fighting?).

Употребление в прошедшем совершенном времени (The Past Per­fect Continuous Tense/Past Perfect Continuous) для выражения действия, закончившегося к определенному моменту в прошлом. (I had finished my work by 5 o'clock. When we entered the hall, the curtain had already risen).

Употребление согласно правилу согласования времени. Не said he would go there. - Он сказал, что поедет туда. Не said he lived in Paris. -Он сказал, что живет в Париже. Не said he had lived in London before he came to Pans. - Он сказал, что жил в Лондоне, прежде чем приехал в Париж. John said he was leaving two hours later. - Джон сказал, что он уезжает через 2 часа.

Употребление в страдательном залоге (The Passive Voice) в сле­дующих видо-временных формах - Present Indefinite Passive (Oranges are grown in hot countries); Past Indefinite Passive (The papers were typed 3 hours ago); Future Indefinite Passive (The answer will be given immedi­ately); Present Continuous Passive (A new school is being built in my street); Past Continuous Passive (The secretary said the document was being typed at the moment). Употребление в так называемом предложном пас­сиве (The Prepositional Passive) - The book is much spoken about. The doctor was sent for. He will be laughed at.

При чтении текста - употребление Present Perfect Passive (The texts have been translated) и Past Perfect Passive (He said the letters had been posted).

Употребление в повелительном наклонении (утвердительная и от­рицательная формы) - Go there. Don't talk!

Специфика употребления глаголов to be, to have (have got), to do, to
feel, to think.

Употребление модальных глаголов can, may, must, should, ought to, to be to, to have to (have got to), need.

Употребление фразовых глаголов типа put on, look at etc.

Употребление неличных форм - инфинитивов, герундий, первое и второе причастия.

Употребление в конструкции «сложное дополнение» (Complex Object) после глаголов hear, see, notice, watch, feel (I saw her crossing the street. I saw her cross the street); после глаголов want, expect и оборота would like (I would like you to meet my mother); после глаголов make и let в активном и пассивном залогах (We'll make them do it./They were made to do it./Let him do it/He was allowed to do it).

Наречие. Наречие времени (неопределенного времени); места, об­раза действия, меры и степени. Степени сравнения наречий. Место на­речий в предложении. Наречия для определения прилагательных, наре­чий, глаголов, причастий.

Предлог. Предлоги места, направления, времени (и их отсутствие). Специфика предлогов for, during, from, since, in, on, at, to, into, out of, about, of, with, by и т.д.

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК:

Требования к владению материалом:

Лексический материал

Активное владение приблизительно 1200-1500 лексическими еди­ницами.

Словообразование.

Моделирование имен существительных с помощью суффиксов: -ung, -keit,

-schaft -er, -ler, -ner, -ent, -ant, -at, -nis, -chen, -in, -tum;

имен прилагательных с помощью суффиксов -lich, -ig, -isch, -bar, -haft, -sam,

-los и префикса -иn;

имен числительных с помощью словосложения с -zehn, суффиксов -zig, -st, -t;

глаголов при помощи отделяемых (an-, auf-, ein-, mit-, aus-, zu-, vor-), неотделяемых (be-, ge-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-, miss)

и обладающих особенностями в употреблении префиксов (über-, um, zwischen-, hinter-, unter-, durch-).

Словосложение.

Морфология.

Артикль. Определенный, неопределенный и нулевой артикли, их соответствие роду имени существительного, склонение артиклей. Заместители артикля (указанные, притяжательные, вопросительные, не­определенные и относительные местоимения), их склонение. Артикль с именами собственными: названиями профессий, национальностей, гео­графическими названиями, названиями частей суток, времени года, аб­страктными и вещественными именами существительными.

Имя существительное. Род имен существительных. Система не­мецких падежей. Склонение имен существительных: сильное (с окон­чанием -(e)s в Gen.Sg.), слабое (с окончанием -en во всех косвенных падежах), "женское" (с нулевым окончанием) и смешанное (с окончанием -ns в Gen.Sg и Dat. и Akk.Sg). Склонение имен существи­тельных во множественном или только во множественном числе. Спо­собы образования множественного числа (суффиксы -е, -en, er-, -s) и их соответствие роду имени существительного. Особые случаи образова­ния множественного числа (Mann-Leute, Wort-Worte и Wörter и пр.). Конструкция von+имя собственное. Притяжательный падеж имен су­ществительных. Заместители имен существительных (личные место­имения), их склонение.

Имя прилагательное. Полная и краткая формы имен прилагатель­ных. Качественные и относительные имена прилагательные. Образова­ние степеней сравнения. Особые случаи (супплетивные формы, типа gut besser- (am) beste(n)). Склонение имен прилагательных: сильное (при существительном без артикля), слабое (после определенного ар­тикля, указанных местоимений и пр.), смешанное (после неопределен­ного артикля, слова, притяжательных местоимений и пр.). Использова­ние имен прилагательных во множественном числе после слов типа alle, beide, viele, einige.

Наречие. Образование степеней сравнения наречий. Особые (суп­плетивные) формы типа viel-mehr-am meisten. Местоименные наречия типа danach.

Местоимение. Указанные выше в других частях речи вопросы ох­ватывают практически все разряды местоимений немецкого языка. Возвратное местоимение sich, его использование в дательном и вини­тельном падежах, его изменение по лицам.

Глагол. Типы немецких глаголов: слабые (регулярные), сильные, неправильные; модальные; вспомогательные; возвратные; глаголы с отделяемыми приставками, сложносоставные глаголы (типа kennen­lernen). Система лица и числа немецкого глагола. Основные формы (In­finitiv, Präteritum, Partizip II). Основные формы важнейших сильных глаголов. Системы времен немецкого глагола. Настоящее время (Präsens), сферы его использования. Спряжение различных типов гла­голов в настоящем времени. Простое прошедшее время (Präteritum), сферы его использования. Особенности спряжения различных типов глаголов в простом прошедшем времени. Сложносоставное прошедшее время (Perfekt), особенности его употребления, образования перфекта с глаголами haben и sein. Предпрошедшее время (Plusquamperfekt), обра­зование и особенности употребления. Простое будущее время (Futurum I), его образование и особенности использования. Согласование времен в немецком языке. Система наклонений немецкого языка: изъявитель­ное (Indikativ), побудительное (Imperativ) (знание сослагательного на­клонения (Konjunktiv) не обязательно). Система залогов немецкого гла­гола: действительный (Aktiv), страдательный (Passiv), статичный (Sta­tiv). Использование конструкции von+имя существительное (местоиме­ние) со страдательным залогом. Глагольное управление (в пределах школьной программы). Некоторые конструкции (haben/sein + zu + In­finitiv, scheinen + zu + Infinitiv). Использование частицы zu при глаго­лах. Особенности употребления глаголов sein, haben, werden.

Предлоги. Предлоги, управляющие Genitiv (statt, wegen, während), Dativ (mit, nach, aus, zu, von, bei, seit, außer, entsprechend), Dativ или Akkusativ (an, auf, in, zwischen, vor, hinter, unter, über, neben, en­tlang), Akkusativ (durch, für, ohne, um, gegen). Особенности использова­ния предлога bis.

Союзы. Сочинительные союзы (und, aber, oder, deshalb, denn, also), подчинительные союзы и особенности порядка слов во вводимых ими предложениях.

Частицы. Особенности значения и употребления частиц ja, nein, doch, nicht. Частицы denn, doch, ja в вопросах и ответах.

Синтаксис. Типы предложений в немецком языке: простое и сложное; распространенное и нераспространенное; сложносочиненное и сложноподчиненное; повествовательное, вопросительное и побуди­тельное; главное и придаточное. Характер отношений между членами предложения: согласование (Er zeichnet), управление (zeichnet einen Mann), примыкание (zeichnet gut). Типы порядка слов в немецком пред­ложении по месту постановки сказуемого: прямой (Er zeichnet gut), об­ратный (Zeichnet er gut?), кольцевой (..., dass er gut zeichnet). Понятие глагольной рамки, место изменяемой и неизменяемой части сказуемого в рамочной конструкции. Основные типы придаточных предложений. Оборот es gibt + Akk.

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК:

Требования к владению лексическим материалом:

Лексический материал

Активное владение приблизительно 1200-1500 лексическими еди­ницами (активный словарь поступающих).

Словообразование. Суффиксы имен существительных: eur (euse), tion, te, ier (iere), age, isme, aison. Суффиксы прилагательных al, ain, ien, iste, able. Суффикс порядковых числительных ieme. Значение префик­сов re (гё), des (de). Конверсия (un ätre, im perticipant). Словосложение.

Синтаксис. Употребление простого распространенного и нерас­пространенного предложения. Формальные признаки сказуемого. Предложения с простым и составным глагольным сказуемым, с имен­ным сказуемым. Строевые слова составного сказуемого: вспомогатель­ные глаголы ätre и avoir, модальные глаголы pouvoir, vouloir, утратив­шие полнозначность глаголы faire, laisser. Согласование сказуемого с подлежащим. Формальные признаки второстепенных членов предло­жения. Их позиция. Безличные предложения (типа il fait froid). Упот­ребление конструкции "il у а" в повествовательном, вопросительном, побудительном предложениях. Типы вопросов общие, альтернативные, специальные, включая вопрос к подлежащему. Употребление сложно­сочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами, союзными словами и относительными местоимениями: et, ni, ou, mais, comme, car, parce que, quand, si, qui, que, dont. Особенности косвенной речи.

Морфология.

Имя существительное. Употребление имен существительных в единственном и множественном числе. Особые случае образования множественного числа (journal - jornaux, trvail - travaux). Род имен существительных. Формальные признаки рода (детерминативы, суф­фикс). Исчисляемые и неисчисляемые имена существительные. Ар­тикль. Основные случаи употребления определенного, неопределенно­го и частичного артикля. Основные случаи отсутствия артикля.

Имя прилагательное. Согласование прилагательных с определяе­мыми существительными в роде и числе. Особые формы женского рода (beaubelle). Особые формы множественного числа (principal - princi-pales, principaux). Место прилагательного по отношению к существи­тельному. Степени сравнения качественных прилагательных. Особые случаи образования степеней сравнения прилагательных (bon - meil-leur, le meilleur).

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.

Местоимение. Личные местоимения в функции подлежащего пря­мого и косвенного дополнения. Их место в предложении. Ударные и безударные формы личных местоимений. Местоимения en, у (Je m'y interesse. J'en suis content). Относительно местоимения qui, que, 'dont. Указательные и притяжательные детерминативы. Неопределенные ме­стоимения on, chaque, aucun, тёте, tout.

Наречие. Наречия на -ment. Степени сравнения наречий. Их место в предложении.

Глагол. Понятие о глаголах I, II, III групп спряжения, возвратных глаголах, модальных глаголах. Знание особенностей их спряжения и употребления в следующих временах изъявительного наклонения: Pres­ent, Passe compose, Imparfait, Futur Proche, Passe Proche, Futur Simple, Plus-que-parfait, Futur dans le passe в активном и пассивном залогах. Уз­навание Passe Simple при чтении текста. Употребление времен в сложном предложении с условным прида­точным. Согласование времен в рамках сложного предложения. Упот­ребление Conditionnel present в простом и сложноподчиненном предло­жении с условным придаточным. Понятие о переходных и непереход­ных глаголах. Управление наиболее распространенных глаголов. Рас­познавание при чтении participe present, participe passe, gerondif.

ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК:

Требования к владению материалом:

Лексический материал

Активное владение приблизительно 1200 лексическими единица­ми.

Словообразование. Моделирование имен существительных с по­мощью суффиксов: -ito, -ita, -dor, -dona, -tor, -tora, -sor, -sora, -em, -era, -ista, -is, -mo, -mento, -ante, -miento, -dad, -icia, -icio, -eria. -ia; имен прилагательных: -ible, -able, -oso, -osa, -ico, -isia; глаголов:

-if, -car, -ecer, -ezaz;

префиксов: re-, des-, in-.

Грамматика. Овладение речевыми образцами с глаголами ser, es-tar; со знаменательными глаголами в presente de indicative, futuro inme-diato, preterito indefinido, fururo simple I, II, III спряжения; с глаголами в повелительном наклонении в утвердительной и отрицательной формах; конструкциями despues de, antes de + infinitivo, poder, deber, tener que + infmitivo; guster, saber + infinitivo в presente, preterito indefinido de indi­cativo, futuro simple.

Употребление сложносочиненных предложений.

Употребление сложноподчиненных предложений.

Употребление сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными (времени, причины, условия), дополнительными (включая косвенную речь и косвенный вопрос).

Морфология. Употребление существительных в единственном и множественном числе, существительных с неопределенным, опреде­ленным и нулевым артиклями. Употребление прилагательных и наре­чий в положительной, сравнительной и превосходной степенях. Упот­ребление личных, указательных и притяжательных местоимений и ме­стоименных прилагательных. Употребление количественных и поряд­ковых числительных. Употребление предлогов и союзов.

Овладение речевыми образцами с глаголами в pluscuamperfecto de indicativo, presente de subjuntivo, imperativo negativo, potencial simple; с глаголами в пассивной форме; конструкциями типа estar, seguir + ge-rundio, инфинитивными конструкциями типа acabar de, dejar de + infini­tivo; безличными предложениями.

Употребление качественных прилагательных и наречий в сравни­тельной и превосходной степенях. Употребление местоимений в каче­стве прямого и косвенного дополнения (одновременное употребление). Употребление perticipio в функции определения.

Ознакомление с согласованием времен.

Овладение речевыми образцами с глаголами в preterito perfecto, imperfecto de indicativo; с возвратными глаголами; с инфинитивными конструкциями empezar + infinitivo, terminar de + infmitivo и оборотом acabar de + infinitivo.

Ознакомление с формами, значением и употреблением potencial simple во временном значении, imperfecto de sibjuntivo, potencial com-putsto в условных предложениях. Ознакомление с инфинитивным обо­ротом acusativo + infmitivo. Ознакомление с согласованием времен.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование (1)

    Программа
    Лица, имеющие диплом бакалавра или специалиста по филологии, при поступлении в магистратуру по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование на программу «Русская литература» сдают один вступительный экзамен – «Литература
  2. Программа вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)» (11)

    Программа
    Программа содержит характеристику общих условий поступления и обучения в магистратуре по направлению «Экономика», с конкретизацией для магистерской программы «Управление рисками организаций и финансовых институтов», включает перечень
  3. Правила проведения вступительных (аттестационных) испытаний, проводимых вузом самостоятельно в фгбоу впо «пглу» (письменно) в 2012 году Вступительные испытания в фгбоу впо «пглу» организуются для лиц

    Документ
    - имеющих среднее профессиональное образование при приеме для обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста соответствующего профиля;
  4. Программа вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)» (9)

    Программа
    Настоящее пособие предназначено лицам, поступающим для обучения в сокращенные сроки по основной образовательной программе подготовки бакалавра профиля «Финансовый менеджмент» в рамках направления «Менеджмент» на базе среднего профессионального
  5. Программа вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)» (12)

    Программа
    Настоящее пособие предназначено лицам, поступающим для обучения в сокращенные сроки по основной образовательной программе подготовки бакалавра профиля «Финансы и кредит» в рамках направления «Экономика» на базе среднего профессионального

Другие похожие документы..