Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В путеводителе приводится общая характеристика туристских возможностей Краснодарского края, даны описания маршрутов по наиболее интересным местам реги...полностью>>
'Решение'
(во исполнение решения Молодечненского райисполкома «О работе средств массовой информации по освещению вопросов социально-экономического развития и о...полностью>>
'Документ'
Особенно большие проблемы возникают при эксплуатации водопроводной сети крупных городских образований. Они связаны прежде всего с наличием нескольких ...полностью>>
'Презентация'
Приглашаем вас принять участие в мероприятиях программы по русскому языку, которые пройдут в рамках 15 Международной книжной ярмарки и литературного ф...полностью>>

Материалы для семинара Вопросы содержания и организации повышения квалификации управленческих кадров в области информатизации школы

Главная > Семинар
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Национальный фонд подготовки кадров

Центр изучения образовательной политики

Московской высшей школы социальных и экономических наук

Проект «Информатизация системы образования»

Общее описание и основные компоненты реализации

Материалы для семинара

Вопросы содержания и организации повышения квалификации управленческих кадров в области информатизации школы

(на примере проекта ИСО НФПК)»

1 -3 ноября 2005 года

г. Калуга

Проект «Информатизация системы образования»

Общее описание и основные компоненты реализации

Проект «Информатизация системы образования» направлен на содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности общего и начального профессионального образования. Основная идея проекта заключается в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе учебных заведений.

I. Проблемы, решаемые в проекте

Проект ориентирован на решение четырех взаимосвязанных между собой проблем:

  1. Обеспечение устойчивого развития системы образования.

  2. Обеспечение активной учебной работы школьников, формирования у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить решения в нестандартных ситуациях, решать не встречавшиеся ранее задачи.

  3. Обеспечение развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов, использования индивидуализации и активных методов обучения, гибкого и постоянно пополняемого методического инструментария.

  4. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг для каждого заинтересованного в них школьника, даже если он не может получить эти услуги в своей школе (развитие системы дистанционного образования через Интернет).

Решение первой из названных проблем связано с освоением и использованием методов проектного управления. Эти методы позволяют школе перейти от деятельности, организованной по образцу традиционного «массового производства», к более гибкой и вариативной модели работы «на заказ». До последнего времени их применение в школе сдерживалось отсутствием дешевых, ориентированных на массовое использование технологий обработки данных, которые поддерживают все этапы разработки и реализации проекта. Современные разработки в области автоматизации управления проектами и сетевые технологии, вместе с новыми широко доступными версиями соответствующих программных продуктов, позволяют преодолеть эту трудность.

Рис. 1. Актуальность проекта ИСО

Вторая из перечисленных проблем относится к вечным проблемам образования. Школа индустриального общества (единая общеобразовательная школа) ее фактически не решала: соответствующие усилия прикладывались лишь в сравнительно немногих элитных учебных заведениях. Перед школой информационного века стоит требование формировать познавательную самостоятельность у большинства выпускников. К новым инструментам и технологиям, появившимся сегодня для ее решения, относятся:

  • энциклопедически полные (постоянно обновляемые), общедоступные библиотеки цифровых образовательных ресурсов – мультимедийные образовательные материалы нового поколения, задающие новый уровень наглядности и доступности,

  • компьютерные инструменты и среды для поддержки полноценной поисковой (творческой) работы учащихся – от стандартных офисных приложений и общедоступных редакторов до специализированных предметных и задачных сред.

Составная часть проекта ИСО – разработка и распространение этих инструментов, опирающихся на использование новых учебных курсов с активными методами учебной работы школьников.

Третья из перечисленных задач недостаточно часто оказывается в центре внимания специалистов в области информатизации школы. Вместе с тем хорошо известно, что любые попытки требовать от педагогов создать условия для развития творческой активности и самостоятельности школьников в то время, когда сами учителя лишены этой возможности, обречены на провал. Сегодня появились доказавшие свою эффективность интеллектуальные инструменты и новые информационные технологии, которые поддерживают работу учителей, помогают оформлять, накапливать и развивать свои педагогические находки. В проекте ИСО эти инструменты включены в комплекс средств формирования информационной среды образовательного учреждения: работа с коллекциями цифровых образовательных ресурсов, разработка учебных занятий и учебно-методических материалов, работа с базами данных учащихся, накопление и обработка материалов педагогического опыта и т.п.

Четвертая проблема касается Интернет-образования. Она становится особенно актуальной в связи с введением в число обязательных учебных дисциплин профильных курсов для углубленной подготовки школьников. Заочная форма учебной работы – единственная возможность получить углубленную подготовку для тех школьников, которые не могут изучать профильные курсы в своей школе. Быстро развивающиеся сегодня технологии и инструменты учебной работы через Интернет обеспечивают практическую возможность углубленной подготовки учащихся в таких школах.

Рис.2. Системные эффекты проекта ИСО.

II. Особенности проекта

Можно выделить следующие особенности проекта ИСО, отличающие его от других образовательных программ, осуществлявшихся в России:

1. Масштабность. ИСО – долгосрочный проект, который направлен на преобразование образовательной системы во всей стране. Для участия в проекте на первом этапе отобраны семь пилотных регионов: республика Карелия, Ставропольский, Красноярский и Хабаровский края, Калужская, Челябинская и Пермская области (см. рис.2). Проект охватит свыше 6 тысяч школ и более 400 тысяч педагогических работников. В рамках проекта предполагается сформировать 231 межшкольный методический центр, создать 30 инновационных учебно-методических комплектов и более 75 тысяч цифровых информационных источников. На втором этапе проекта в нем примут участие образовательные учреждения из большинства регионов России.

2. Системность. Проект охватывает три ключевых составляющих образовательной практики: содержание образования, методы работы, квалификационные требования к педагогам. Трансформирующейся школе нужна новая инфраструктура, которая обеспечит создание и поставку образцов современных вариативных технологий учебной работы, поможет педагогам осваивать, использовать и развивать эти технологии и на этой основе постепенно трансформировать работу своего образовательного учреждения. По пути создания такой

инфраструктуры пошли разработчики проекта ИСО.

Рис. 3. Регионы проекта ИСО.

3. Распределенность. Пилотные регионы проекта находятся в каждом из семи федеральных округов. В каждом регионе создается разветвленная сеть из регионального координационного и межшкольных методических центров (сеть РКЦ – ММЦ), осуществляющих поддержку работы школ.

4. Продолжительность. Устойчивые изменения в работе школы накапливаются достаточно медленно и заметны не ранее, чем через два-три года. Для того, чтобы разработать новые модели учебной работы, опробовать их на практике и сформировать механизмы, обеспечивающие распространение этих моделей по всей стране, проект должен иметь продолжительность не менее шести-семи лет. Эти соображения определили общую продолжительность проекта и его деление на два этапа. Первый этап (2004-2007 гг.) продолжается три с половиной года, второй ( 2008-2010 гг.) – три года.


Рис. 4. Объемные показатели проекта ИСО.


III. Основные цели и задачи проекта

Цель проекта заключается в поддержке системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждений общего и начального профессионального образования. Поддержка будет оказана посредством решения следующих задач:

  • создания в России устойчивого потенциала в области производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости электронных учебных материалов, отвечающих нуждам учащихся, педагогов и работников управления образованием, готовящихся вступить в современную экономику знаний;

  • подготовки и повышения квалификации педагогов в области внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику образования;

  • создания в регионах, участвующих в проекте, сети межшкольных методических центров для поддержки информатизации школ и распространения новой практики преподавания.

В результате реализации проекта большинство школ в пилотных регионах и лидирующие школы других регионов перейдут на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе, которая предполагает активное использование современных цифровых образовательных ресурсов, необходимое для полноценного участия в информационном обществе, создание условий для активной самостоятельной работы учащихся, гибкую организацию процесса обучения. Проект предоставит учащимся, независимо от места их проживания или социального статуса, образовательные возможности, адекватные новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.

Схема кредитования проекта предусматривает привлечение адаптационного программного займа (АПЗ) с финансированием в виде двух траншей: 100 млн. долларов США на первый и 200 млн. долларов США – на второй этапы проекта.

IV. Этапы и фазы проекта

Весь комплекс работ, выполняемых в рамках проекта ИСО, можно разделить на два этапа и три фазы (см. рис. 5).

Главные задачи первого этапа (2005-2007 гг.):

  • сформировать в России устойчивый потенциал в области производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости цифровых учебных материалов и учебно-методических комплектов, отвечающих задаче подготовки учащихся, педагогов и работников управления образованием на уровне требований современной экономики;

  • обеспечить развитие действующей системы повышения квалификации и методической поддержки работников образования, создать эффективный механизм повышения квалификации педагогов в области информатизации школы, использования информационных и коммуникационных технологий в практике своей работы;

  • развернуть в регионах, участвующих в проекте, сеть межшкольных методических центров, которые обеспечивают эффективную текущую поддержку процессов информатизации школ.

В результате этих усилий в регионах проекта должно произойти продвижение школ на новую ступень информатизации образования, активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Процедуры оценки результативности первого этапа проекта включают в себя инструмент для оценки этого продвижения.

Первый этап разбит на две фазы. На первой фазе (развертывание) ведется разработка комплексов формирования информационной среды образовательных учреждений, коллекций цифровых образовательных ресурсов нового поколения (ЦОР), новых учебно-методических материалов и регламентов работы школы в условиях насыщенной информационной среды. Отрабатываются системы и методика Интернет-обучения школьников. Одновременно с этим в пилотных регионах проекта разворачивается освоение и использование техник и инструментов проектного управления школой. Начинает формироваться система планомерного развития работ по информатизации в школах и муниципальных образованиях, повышается эффективность использования имеющихся ресурсов, в том числе средств ИКТ.



Рис. 4. Три фазы развития работ в проекте ИСО

В результате первой фазы в регионах проекта:

  • появятся увязанные между собой программы работ по информатизации образовательных учреждений,

  • начнут выполняться мероприятия по достижению сформулированных в этих программах целей,

  • активизируется привлечение дополнительных ресурсов для развития школы,

  • повысится готовность работников образовательных учреждений сформулировать грамотный запрос на новые разработки, которые выполняются в проекте ИСО.

На второй фазе (реализация) ведется освоение и использование в пилотных регионах экспериментальных версий комплексов формирования информационной среды образовательных учреждений, коллекций цифровых образовательных ресурсов нового поколения и новых учебно-методических материалов, практическая отработка регламентов работы школы в условиях насыщенной информационной среды. Идет практическое опробование моделей Интернет-образования школьников. Одновременно осуществляется подготовка массовых версий всех экспериментально проверяемых и отрабатываемых на практике разработок.

Второй этап проекта (2008-2010 гг.) опирается на результаты, полученные на первом этапе. Главные задачи второго этапа:

  • развернуть в большинстве школ страны практическое использование цифровых образовательных ресурсов, разработанных на первом этапе проекта;

  • повсеместно перейти на современные программы подготовки и повышения квалификации учителей, которые основаны на использовании ИКТ, ориентированы на педагогические результаты и помогают работникам образования использовать ИКТ в качестве инструмента профессионального роста;

  • распространить накопленный в проекте опыт поддержки процессов информатизации школы, использования ИКТ в работе методической службы;

  • развить производство высококачественных учебных материалов, выйти на международный рынок цифровых образовательных ресурсов.

Второй этап включает в себя третью фазу проекта (распространение). Созданные на первом этапе материалы и опыт их использования, накопленный в пилотных регионах проекта, распространяются во всех регионах страны. Информатизация общеобразовательной школы переходит на новый качественный уровень.

В результате второго этапа проекта большинство школ в регионах проекта и в других регионах России перейдут на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе. Сложатся условия для активной самостоятельной работы учащихся, творчества педагогов, гибкой организации учебного процесса, создания сетевых образовательных сообществ. У большинства учащихся появится возможность достигать образовательных результатов, которые позволяют полноценно подготовиться к жизни в становящемся информационном обществе.

Структура проекта «Информатизация системы образования»

Проект ИСО

Компонент А. Учебные материалы нового поколения

Компонент В. Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования

Компонент С. Создание системы межшкольных методических центров

А1. Разработка регламентов создания и использования цифровых информационных образовательных ресурсов

В1. Организация обучения будущих и работающих педагогов и руководителей учреждений образования применению ИКТ в образовании

Формирование базовой ИКТ-компетентности работников образования

Развитие системы повышение квалификации и методической поддержки педагогов

Интернет-поддержка профессионального развития педагогов

С1 Стратегическое планирование и управление

А2. Создание и систематизация цифровых учебных ресурсов

Создание коллекций информационных источников для системы общего среднего и начального профессионального образования

Создание инструментов учебной деятельности

Создание информационной системы поддержки организации образовательного процесса

Создание учебно-методических материалов (комплексов), ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов

В2. Развитие системы педагогического дизайна при создании учебных материалов

С2. Создание системы межшкольных методических центров

Формирование типового проекта ММЦ

Подбор и подготовка персонала для ММЦ

Оснащение и ввод в эксплуатацию оборудования для ММЦ и подключение их к Интернет

А3. Создание системы апробации новых учебных материалов и разработка методики их использования

В3. Развитие сети образовательных учреждений, ведущих учебную работу по очной и дистанционной формам обучения со школьниками, в том числе, со специальными потребностями.

С3. Система поддержки информатизации общего и начального профессионального образования на основе сети ММЦ

С4. Формирование общественной поддержки информатизации школы

С5. Поддержка региональных проектов в области информатизации образования

Рис. 6. Структура проекта ИСО

V. Структура проекта

Все входящие в проект ИСО работы распределены по трем компонентам:

  • Учебные материалы нового поколения (А).

  • Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования (В).

  • Создание системы межшкольных методических центров (С).

При определении состава и содержания этих работ использовались отечественный и зарубежный опыт информатизации школы, практика работы передовых образовательных учреждений страны, опыт региональных программ информатизации школы, результаты региональных и федеральных программ и проектов, включая «Федеральную программу развития образования», федеральную целевую программу «Развитие единой образовательной информационной среды», «Инновационный проект развития образования» и др. В схематическом виде структура и основные виды работ проекта показаны на рис. 6.

Взаимосвязь между компонентами проекта показана на рис. 7, где отражены основные субъекты проекта ИСО: разработчики информационных систем, учебных и методических материалов, экспериментальные школы, региональные координационные межшкольные методические центры – РКЦ и ММЦ , организаторы проекта. На схеме двойной пунктирной линией показаны связи между разработчиками учебно-методических материалов и межшкольными методическими центрами (ММЦ), которые ведут методическую поддержку школ и учителей, осваивающих создаваемые материалы. Одинарной пунктирной линией показаны связи между экспериментальными школами (школьными экспериментальными площадками), где осуществляется экспериментальное опробование выполняемых разработок, и учебными заведениями в регионах проекта, которые перенимают опыт внедрения этих материалов.

Рис. 7. Взаимосвязь компонентов проекта ИСО

VI. Компонент А. Учебные материалы
нового поколения

Первый компонент (А) представляет собой содержательный стержень всего проекта. Именно вокруг новых учебных материалов будут формироваться новые способы организации учебного процесса.

Большинство существующих на сегодня цифровых образовательных ресурсов создавались без связи с существующими образовательными стандартами, учебными программами и педагогической практикой, без учета потребностей школы и учителя. Среди них преобладают издания, относящиеся к жанру «Репетитор» и отражающие главным образом представления разработчиков о том, какие знания нужны школьникам. Серьезной проблемой является дефицит методических рекомендаций по использованию данных продуктов. Отсутствие единых технологических требований к разработке цифровых образовательных ресурсов, нестандартизированный интерфейс создают дополнительные технические сложности для пользователей. Во многом именно в силу данных причин цифровые учебные издания и ресурсы очень сложно встраиваются в реальный образовательный процесс и зачастую оказываются невостребованными в школах.

Основная задача первого компонента проекта ИСО – способствовать изменению сложившейся ситуации, обеспечив школы необходимыми ей цифровыми ресурсами и создав условия для их активного использования в учебной деятельности.

В первом компоненте проекта выделяются три группы работ (см. рис. 6):

А1. Разработка регламентов создания и использования цифровых информационных образовательных ресурсов.

А2. Создание и систематизация цифровых учебных ресурсов.

А3. Создание системы апробации новых учебных материалов и разработка методики их использования.

Информатизация всех сторон жизни школы, активное включение в учебный процесс новых видов образовательных ресурсов требует нормативно-правового обеспечения. Решить эту задачу призван подкомпонент А1 «Разработка регламентов создания и использования цифровых информационных образовательных ресурсов». В его рамках предполагается ряд работ по формированию правовой основы учебного процесса, общественной и административной жизни школы в ИКТ-насыщенной среде.

На сегодняшний день не существует никаких нормативных документов, устанавливающих правила использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. В частности, неясно, какие действия учителя являются нарушением авторских прав, а какие – нет.

Никак не оговорены правила ведения электронной документации (например, электронного журнала) и доступа к ней.

Существующее типовое штатное расписание затрудняет полноценное использование компьютерного класса учителями других предметов, кроме информатики. Так, эксперты Всемирного банка выяснили, что компьютерный класс в системе начального профессионального образования в течение недели работает в среднем 28 часов, в школах – 38 часов. Можно было бы использовать это оборудование гораздо более интенсивно, но для этого необходимо введение новых штатных единиц – лаборантов, техников. В целом нужно новое организационно-техническое обеспечение работы компьютерных классов.

Образовательное учреждение в настоящее время практически не имеет права оказывать дополнительные услуги населению. Необходимо создать правовые условия для того, чтобы школы могли предоставлять возможность для работы на своем компьютерном оборудовании (возможно, за плату) учащимся из других школ и взрослому населению.

В числе результатов реализации подкомпонента А1 планируется:

  • издать методические рекомендации по организации работы школ в условиях активного использования информационных и коммуникационных технологий;

  • сформировать единые правила, позволяющие использовать цифровые образовательные ресурсы, создаваемые различными разработчиками, в едином информационном пространстве школы;

  • предложить нормативы ведения цифровой внутришкольной документации, формы регистрации хода учебной деятельности (ведение «электронного журнала», хранение работ учащихся);

  • составить типовые штатные расписания, отражающие необходимость использования и обслуживания средств ИКТ;

  • сформулировать предложения по проекту образовательных стандартов и сопровождающих материалов для общего среднего образования в условиях ИКТ-насыщенной среды.

Задачами реализации подкомпонента А2 «Создание и систематизация цифровых учебных ресурсов» выступают разработка учебных материалов нового поколения, преодоление дефицита цифровых образовательных ресурсов и насыщение рынка новыми качественными продуктами, а также формирование методик организации учебного процесса с эффективным использованием ИКТ.

В проекте выделяются следующие типы образовательных ресурсов:

  • информационные источники для системы общего среднего и начального профессионального образования, объединяемые в предметные и тематические коллекции;

  • инструменты учебной деятельности;

  • информационные системы (средства) поддержки организации образовательного процесса;

  • учебно-методические материалы (комплексы), ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов.

Информационные источники для системы образования могут подразделяться на три группы. Первая – элементарные информационные источники. К ним относятся, например, графическое изображение астролябии или текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Вторую группу составят информационные источники простой структуры. Например, учебный текст о назначении прибора «астролябия», включающий и его графическое изображение, или учебный текст с анализом стихотворения и сам текст стихотворения. Наконец, в третью группу входят источники сложной структуры. Это может быть гипертекст, содержащий графическое изображение астролябии и учебный текст о ее назначении, имеющий гиперссылки на исторические условия создания, биографии великих ученых, связанных с разработкой данного прибора и аналогичных измерительных приборов, практические работы с данным прибором и т.д. Или гипертекст, содержащий ссылки на стихотворение, портреты автора, биографию автора, критические статьи о его творчестве и т.д.

Рис. 8. Пример информационного источника.

На основе анализа потребностей общего и начального профессионального образования в цифровых образовательных ресурсах предполагается создание общедоступной коллекции цифровых информационных источников, содержащей свыше 75 тыс. объектов, по следующим образовательным областям и предметам: начальная школа, математика, литература, естествознание, физика, химия, биология, экономическая география, физическая география, обществознание, история, искусство, иностранные языки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад Ивановской области

    Доклад
    1. Информация о выполнении федерального плана первоочередных действий по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году
  2. В. И. Дружинин ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор (1)

    Документ
    ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ
  3. Итоги работы Забкипкро по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования за 2010 -2011 учебный год 42 Сведения 44

    Реферат
    Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
  4. Методические рекомендации по формированию икт-компетенции учителя физики в системе повышения квалификации Москва

    Методические рекомендации
    Акуленко В.Л., Босова Л.Л. Методические рекомендации по формированию ИКТ-компетенции учителя физики в системе повышения квалификации. - 2-е изд. – М.: ИИО РАО, 2010.
  5. Отдел развития персонала продолжает выпуск бюллетеней, в которых для вас обобщена информация о программах повышения квалификации

    Программа
    Отдел развития персонала продолжает выпуск бюллетеней, в которых для вас обобщена информация о программах повышения квалификации. Предлагаем Вашему вниманию двадцатый выпуск информационного бюллетеня «Программы повышения квалификации».

Другие похожие документы..