Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Архангельске 23 августа 2010 года дело по кассационной жалобе Евдокимова А.А. на решение Ломоносовского...полностью>>
'Программа'
Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной...полностью>>
'Изложение'
(из разговора с врачом, работающим с аппаратом компьютерной диагностики «Оберон» «…у каждого первого я обнаруживаю паразитов»)/topical_subjects/1/ШОК...полностью>>
'Лекции'
Максимальное количество рейтинговых баллов за работу по основной программе в семестре 50, за ответ на экзамене 50. Минимальный семестровый рейтинговы...полностью>>

А. А. Радугина хрестоматия по философии под редакцией А. А. Радугина Хрестоматия по философии учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

392

К сжиганию растений прибегали реже, чем к использованию солнечных лучей. Последние давали тепло в жилищах, в банях, в прачечных. Они же давали: дезинфекцию, стерилизацию, уничто­жение всех вредных существ и растений в почве.

Тепло Солнца питало почти все фабрики, заводы и двигатели. Оно же служило для приготовления пищи и напитков.

Лучи доставляли электричество и химическую силу. И то, и другое давало возможность сосредоточивать энергию в огромном количестве, когда это надо было.

На каждого жителя Земли, на 100 кв. метров приходилось несколько лошадиных сил непрерывно действующей механичес­кой энергии. Понятно теперь, почему человек был господином зем­ли, воды, воздуха, растений и животных.

Состав атмосферы жилищ и растений менялся по желанию. Проводились дороги, уравнивалась суша ради них же. Способов со­общения было много, но все экипажи и вагоны опирались на твер­дую землю. Не было ни водного, ни воздушного сообщения (если не считать применения жидкостей и газов к ослаблению трения). По­ра воздушных и водных сообщений в свое время достигла высшего расцвета, а потом вовсе иссякла. Были пути разных сортов. Все они имели разное устройство. Скорости движения тем были больше, чем длина дорог значительнее.

Прекратились не только муки человека, но и муки живот­ных, которых не стало. Изоляция и дезинфекция местностей их со­вершенно уничтожила. Вредные бактерии были изгнаны даже из крови и тела человека. Оставались всюду только полезные, как по­лезные растения. Мир же животных, даже будто полезных, дол­жен был увянуть, исчезнуть. Убой высших животных и муки их прекратились. Даже морские животные исчезли, когда прекратил­ся доступ света к водам и тем более, когда испарились самые океа­ны. Остатки разнообразных животных оставались только в обшир­ных научных лабораториях. Но там существование было вечной масленицей. О них заботились, не убивали, не мучили и не позволя­ли им мучить друг друга.

В вагонах была искусственная атмосфера, но сами они дви­гались в пустоте и потому могли приобретать громадные скорости, совершенно немыслимые даже в самой разреженной атмосфере. Конечно скорости поездов при малых перемещениях были малы. Но чем больше требовалось перемещение тел или людей, тем ско­рости эти были выше. Она могла доходить до 8, даже 11 километров и более в секунду.

При первой скорости бесколесные экипажи и другие снаря­ды теряли тяжесть и носились кругом Земли как луны, не испыты­вая трения. Как небесные тела, они могли носиться вечно, не опаса-

393

ясь упасть на Землю. Мы говорим про небольшую высоту над Зем­лей, где следы воздуха исчезли окончательно или не мешали стре­мительному движению. В нижних слоях эта скорость все-таки ос­лаблялась и терялась.

Растения на Земле остались только полезные. Найдено и вы­работано было и много новых родов. Все они в небывалой степени утилизировали солнечную энергию. Использование это доходило до 50 %. Но часть лучей Солнца использовались непосредственно на тепло, свет, химическую силу, электричество и механическую ра­боту. Энергия запасалась, аккумулировалась, поглощалась, осо­бенно на экваторе, и это было одним из способов понижать темпе­ратуру места.

Животными, заметно страдающими и радующимися, чело­век не пользовался. Оставались только немногие низшие, чувства которых немного превышали чувства растений. Человеком же вся земля была заполнена и размножение его было чудовищно. Оно всячески еще усиливалось. Куда же деваться родившимся? Начи­нается усиленный искусственный подбор, который выражается только в том, чтобы давать возможность быстро размножаться са­мым совершенным особям. Нашли и способ скорого размножения человеческой породы путем особых его приемов (Говорить об этом теперь не решаемся из опасения быть непонятыми и осужденны­ми напрасно).

7. Человек овладевает Солнечной системой

Человечество одновременно и улучшалось во всех отношениях, и расселялось в Солнечной системе. Ее энергия может прокормить в два миллиарда раз больше существ, чем кормит Земля. Итак, по­ток жизни направился к Солнцу и остановился вокруг него в ис­кусственных жилищах, устроенных и размещенных между орби­тами Марса и Земли, а также и ближе и дальше от Солнца.

Люди посетили свои планеты и их спутники. Неудавшуюся жизнь ликвидировали, т.е. милосердно уничтожили муки существ, как когда-то их уничтожили на Земле для животных и несовер­шенных людей. Установили там жизнь новую и совершенную. По­ставили стражу на всех планетах и во всех уголках Солнечной сис­темы, где могла возродиться жизнь. Цель стражи не допускать ни­чего до мук. Пусть царит счастье и блаженство везде. Это было в интересах всех существ: разумных и несознательных. Действи­тельно, атом живет жизнью космоса. Хорошо в космосе, хорошо и атому. Поэтому сознательные и совершенные существа во всей Вселенной стремились из истинного эгоизма везде устанавливать счастье и уничтожать горе.

394

Совершенное население быстро росло кругом Солнца. Сол­нечная система не только была благоустроена в отношении жизни, но и заселена довольно скоро, хотя для этого человечеству надо бы­ло умножиться в два миллиарда раз. Оно уже усовершенствовалось настолько, что дальше идти было некуда. Было множество разнооб­разных и совершенных, в своем роде, пород, приспособленных к разной тяжести, разным атмосферам, к жизни в пустоте, к жизни без пищи и т. д. Действительно, была даже выработана порода, кото­рая могла жить лишь солнечными лучами. Для нее было достаточно одной лучистой энергии светила. Между тем они мыслили и жили как мудрецы и были счастливы. Их познание космоса было так вы­соко, что мы не в силах его описать.

8. Переселение к иным солнцам

Размножение же продолжалось, а энергии лучей Солнца было для населения недостаточно. Как же быть? Конечно, можно было при­остановить население. Это было в руках человека, как и теперь. Но зачем, когда в космосе есть еще бесчисленное множество солнц с их девственными лучами!

Но, может быть, они уже заселены... Давно начались сноше­ния с иными солнечными системами, с их разумными существами. Были признаки, по которым можно узнать свободные, не занятые, пустующие солнечные системы. Вот туда то и решили направить избыток населения, оказавшийся не по силам нашему Солнцу.

Таким образом, в короткое время заселилось множество сол­нечных систем. Несовершенную жизнь в них ликвидировали и за­менили совершенной. Это было своего рода суд. Но суд не страш­ный, а милостивый и выгодный для несовершенных: после их без­болезненного естественного умирания без потомства они оживали для лучшей жизни.

Расстояния между солнцами не то, что между планетами. Если межпланетные путешествия требовали годов, то межсолнечные — сотен тысяч лет.

Такие времена мы не считаем громадными. Да и что такое время! Разве есть в нем недостаток! Разве природа скупо его отпу­стила! Свет требует для своего прохождения между разными сол­нечными системами десятков лет. Движение снарядов не может быть так быстро, но оно может сравняться с планетными скоростя­ми и дойти до 300 кило [метров] в секунду, а может быть, и больше. Но и тогда потребуется десятки тысяч лет при достижении бли­жайших солнц.

Поезда, отправляющиеся для такого путешествия, были громадны не столько по числу пассажиров, сколько по запасам энергии и материалов, которых должно было хватить на тысячи лет пути в холодной звездной пустыне.

395

Трудное путешествие! Не будут ли рассыпаться и разру­шаться все тела, орудия и экипажи от холода, как рассыпается от него олово! Но против этого можно употребить непрерывное вну­треннее нагревание. А наружная неизбежно холодная оболочка может быть построена из особого материала, который не боится холода.

Во время пути путешественники жили, как всегда, ни­сколько не страдая. Часть их вымирала, часть оставалась в жи­вых — лично или в виде новых поколений. Потребная для пути скорость еще приобреталась на родине, у нашего Солнца, силою его лучей. Приостанавливалась она или преобразовывалась за­пасами энергии, а то теми же солнечными лучами (только иных солнц). Попадали в заранее известные пустынные места, ждав­шие заселения или с неудачей, недоразвившейся или уродливой жизнью...

Вот что может произойти с земным населением. Его дорога — от камней к сложным соединениям, от последних к бактериям, да­лее — к мягкотелым, рыбам, пресмыкающимся, гадам, млекопита­ющим, человеку и высшим существам.

Что тут невозможного и как может быть иначе? Если мине­ралы преобразовались в человека, то как же человеку не изба­виться от своих недостатков и не достигнуть высшей формы? Уже теперь, среди человечества, мы видим необыкновенных по своим свойствам членов: они никогда не болеют, другие дожива­ют чуть ли не до двухсот лет, третьи гениально делают великие изобретения, открывают истины, обладают необыкновенной па­мятью, отличаются высокой нравственностью, красотою ума, красноречием, разными талантами. Стоит только поставить та­ких людей в условия благоприятного размножения, и они запол­нят Землю.

Теперь скажем нечто еще в отношении технического про­гресса. Если пассивный камень, глупое животное дошло, разви­ваясь, в настоящее время до постижения Вселенной, до желез­ных дорог, пароходов, фабрик, аэропланов, телеграфов, радио, говорящих машин и т. д., то почему же не надеяться, даже как же можно сомневаться, что прогресс пойдет далее и доведет нас до победы над всей планетной системой и окружающими нас солн­цами. Современный поражающий нас прогресс техники, собст­венно, дело нескольких сотен лет. Но впереди еще тысячи, мил­лионы, биллионы лет! Как же возможно быть неуверенным в из­ложенную тут в сущности скромную и узкую картину будущего. Ведь никакого воображения не хватит его предвидеть и изобра­зить в полной мере. О чем говорим мы исполнится с избытком и есть минимум. Действительность почти всегда опережает вооб­ражение пророков. Пушкин надеялся, что через сотню лет в Рос­сии будет достаточно шоссейных дорог. Но прошел век, и постро-

396

ено множество железных путей, чего, он, конечно, не предвидел. Огюст Конт не только не мечтал, но даже находил совершенно невозможным для науки узнать когда-нибудь состав небесных тел. Но и это узнали. Да и кто из самых гениальных людей древ­ности предвидел настоящее? Так и мы его в полной мере предви­деть не можем...

Циолковский К. Э. Живая Вселенная // Вопросы философии.— 1992. № 6. — С. 148—154.

397

Перечень имен



(Краткие сведения о философах, фрагменты из работ которых, приведены в данной книге)

Абеляр Пьер (1079—1142) — французский философ, теолог и поэт. Одни из основателей схоластического метода. Рационалис­тическая направленность его идей вызвала протест ортодоксаль­ных церковных кругов. Основные сочинения: “Да и нет”, “История моих бедствий”.

Августин Аврелий (354—430) — выдающийся христианский мыслитель, один из “отцов церкви”, признанный в католицизме святым, а в православии — блаженным. Создал первую наиболее развитую философско-теологическую систему на базе христиан­ского вероучения, которая на протяжении всего средневековья яв­лялось образцом христианской мудрости. Основные работы: “Ис­поведь”, “О Граде Божием”, “Об истинной религии”, “О порядке”, “О свободной воле”.

Аврелий Марк Антонин (121—180) — римский философ-стоик, император. Автор сочинения “К самому себе”, содержащего записи кратких рассуждений по вопросам мироустройства и этики.

Аксаков Константин Сергеевич (1817— 1860) — видный рос­сийский писатель, публицист, один из основоположников славяно­фильства. Основное философско-социологическое произведение “О внутреннем состоянии России”.

Анаксагор из Клазомен (ок. 500—428 до н. э.) — древнегрече­ский философ, фактический основоположник афинской философ­ской школы.

Анаксимандр из Милета (610 — ок. 540 до н. э.) — древнегре­ческий философ, один из ярких представителей милетской школы.

398

Анаксимен из Милета (ок. 585 — ок. 525 до н. э.) — древнегреческий философ. Один из ярких представителей милетской школы.

Аристотель Стагирит (384 — 322 до н. э.) — крупнейший древнегреческий философ, систематизатор научно-философского знания своего времени, основоположник науки логики и ряда от­раслей специального знания. Ученик Платона, основал в Афинах (335 до н. э.) собственную философскую школу “ликей”. Основные философские работы: “Метафизика”, логический свод “Органон” (“Категории”, “Об истолковании”, “Аналитики”, “Топика”), “О ду­ше”, “Этика”, “Политика”, “Риторика”, “Поэтика”.

Башляр Гастон (1884—1962) — французский философ, ос­новоположник неорационализма — философской школы в рам­ках методологии и философии науки. Основные работы; “Новый научный Дух”, “Рациональный материализм”, “Прикладной ма­териализм”.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811—1848) — русский революционный демократ, литературный критик, публицист и философ. Философские взгляды Белинского эволюционировали от увлечения гегельянством до материализма. Уделял большое вни­мание проблемам философии истории и диалектики. Основные фи­лософские работы опубликованы в сборнике “Избранные фило­софские сочинения”. Т. 1—2.1948 г.

Бергсон Анри (1859—1941) — французский философ, пред­ставитель философии жизни. Основные работы: “Творческая эво­люция”, “Материя и память”, “Два источника морали и религии”.

Бердяев Николай Александрович (1874—1948) — русский философ, один из основоположников экзистенциализма и персона­лизма. Доминантой философского творчества Бердяева является идея свободы. Основные работы: “Философия свободы”, “Смысл творчества”, “Смысл истории”, “Философия свободного духа”, “О назначении человека”, “Русская идея, основные проблемы русской мысли XIX — начала XX века”.

Беркли Джордж (1685—1753) — английский философ, пред­ставитель субъективного идеализма и эмпиризма, Основная идея его работ сформулирована в мысли “Существование вещей состо­ит в их воспринимаемости”. Сочинения: “Опыт новой теории зре­ния”, “Трактат о началах человеческого знания”, “Три разговора между Гиласом и Филонусом”.

399

Бруно Джордано (1548—1600) — итальянский философ и поэт, представитель пантеизма, развивал гелиоцентрическую сис­тему Коперника. Основные работы: “О бесконечности вселенной и мирах”, “О причине, начале и едином”.

Булгаков Сергей Николаевич (1871—1944) — русский рели­гиозный философ и экономист. Представитель софиологии. Цент­ральным пунктом философского творчества Булгакова является учение о Софии — мудрости, воплощением которой является Бого­матерь. Основные произведения: “О богочеловечестве”, “Филосо­фия хозяйства”, “Свет невечерний”, “Купина неопалимая”.

Бэкон Фрэнсис (1561—1626) — английский философ, пред­ставитель эспиризма и материализма, родоначальник методоло­гии опытной науки, сформировал концепцию индуктивного метода познания. Основная работа — “Новый Органон”.

Виндельбанд Вильгельм (1848—1915) — немецкий фило­соф, глава баденской школы неокантианства, обосновал коренное различие методов естественных и общественно-исторических на­ук, уделял большое внимание исследованию в области истории фи­лософии. Основные работы “История и естествознание”, “История древней философии”, “История новой философии”.

Вольтер Франсуа Мари Аруэ (1694—1778) — французский писатель, философ, историк, один из видных представителей французского Просвещения. Основные философские произведе­ния: “Философские письма”, “Трактат о метафизике”, “Основы философии Ньютона”, “Опыт о нравах и духе народов...”.

Гадамер Ханс Георг (р. 1900) — немецкий философ, один из ведущих представителей философской герменевтики середины XX века. Основное сочинение — “Истина и метод”.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой клас­сический философии. На основе идеи приоритета духовного нача­ла и диалектики создал грандиозную систему, в которой попытал­ся упорядочить все современное ему знание. Основные сочинения: “Феноменология духа”, “Наука логики”, “Энциклопедия философ­ских наук”, “Философия права”, “Лекции по истории философии”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по философии религии”.

400

Гельвеции Клод Адриан (1715—1771) — французский фи­лософ-материалист, один из представителей французского Про­свещения, сыграл значительную роль в подготовке Великой Фран­цузской революции. Основные работы: “Об уме”, “О человеке”.

Гераклит Эфесский (ок. 520 — ок. 460) — древнегреческий философ, представитель ионийской школы, диалектик.

Герцен Александр Иванович (1812—1870) — русский фило­соф-материалист, революционер-демократ, писатель и публи­цист. Основные философские произведения: “Письма об изучении природы”, “Дилетантизм в науке”.

Гете Иоганн Вольфганг (1749—1832) — немецкий поэт, есте­ствоиспытатель и философ, обладал широким кругозором в исто­рии философии. Основные работы в этой области: “Избранные фи­лософские произведения”.

Гоббс Томас (1588—1679) — английский философ-материа­лист, значительное внимание уделял исследованию проблем обще­ственной жизни. Основные работы: “Философские элементы уче­ния о гражданине”, “Левиафан”.

Гольбах Поль Анри (1723—1789) — французский философ-материалист, представитель французского Просвещения. Значи­тельное внимание уделял борьбе с клерикализмом и религиозным мировоззрением. Основные работы: “Система природы”, “Разоб­лаченное христианство”, “Карманное богословие”.

Горгий из Леонтии в Сицилии (ок. 480 — ок. 380 до н. э.) — древнегреческий философ. Один из старейших софистов.

Григорий Палама (1296—1359) — византийский богослов и церковный деятель, представитель мистицизма. Основные работы изданы в кн. “Памятники византийской литературы IX—XIV вв.”. — М., 1969.

Гумилев Лев Николаевич (1912—1992) — русский историк, географ, автор оригинальной концепции этногенеза, согласно кото­рой нация (народ) является организмом, жизнь которого подчине­на общим законам биосферы. Основные работы: “География этноса в исторический период”, “Древняя Русь и Великая степь”.

401

Гуссерль Эдмунд (1859—1938) — немецкий философ, осно­ватель феноменологии. Основные работы: “Философия как стро­гая наука”, “Кризис европейский наук и трансцендентальная фе­номенология”.

Данилевский Николай Яковлевич (1822—1885) — русский философ, публицист и социолог, идеолог панславянизма, созда­тель теории культурно-исторических типов. Основная работа — “Россия и Европа”.

Декарт Рене (1596—1650) — французский философ, мате­матик, физик, физиолог. Один из родоначальников философии Нового времени и новой методологии научного исследования. Представитель рационализма. Основные сочинения; “Рассужде­ния о методе”, “Начала философии”.

Демокрит из Абдер (ок. 470/460 — 370 до н. э.) — древнегре­ческий философ, один из основателей античной атомистики.

Дидро Дени (1713—1784) — французский философ-мате­риалист, представитель французского Просвещения, основатель и редактор “Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел”. Основные произведения: “Мысли об объяснении при­роды”, “Философские основания материи и движения”.

Дильтей Вильгельм (1833—1911) — немецкий философ и культуролог, представитель философии жизни, основоположник понимающей психологии. Разрабатывал герменевтический метод познания исторических явлений. Основные произведения: “Типы мировоззрения и обнаружения их в метафизических системах”, “Описательная психология”.

Добролюбов Николай Александрович (1836—1861) — рус­ский литературный критик, публицист, революционный демократ и философ-материалист. Основные работы опубликованы в сб.: Избранные философские произведения: в 2-х тт. — М., 1945—1946.

Зенон из Элей (ок. 490 — 430 до н. э.) — древнегреческий фи­лософ. Представитель Элейской щколы, известен своими философскими парадоксами.

Зиммель Георг (1858—1918) — немецкий философ и социо­лог, представитель “философии жизни”, разрабатывал преиму­щественно проблемы методологии культурологического исследо-

402

вания. Основные сочинения: “Конфликт современной культуры”, “Жизненные откровения”, “Проблемы философии истории”, “Ре­лигия. Социально-психологический этюд”, “Философия денег”.

Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877) — средневековый философ. Ирландец по происхождению, работал во Франции. Представитель ранней схоластики. Основное сочинение — “О раз­делении природы”.

Камю Альбер (1913—1960) — французский философ, писа­тель и публицист, представитель экзистенциализма, исходным принципом своей философии считал категорию “абсурд”. Основ­ные произведения: “Миф о Сизифе”, “Бунтующий человек” и др.

Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ, родона­чальник немецкой классической философии, разработал космого­ническую гипотезу происхождения солнечной системы из первона­чальной туманности, создал целостную философскую систему на принципах критической методологии. Основные произведения: “Всеобщая естественная история и теория неба”, “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения”.

Карнап Рудольф (1891—1970) — немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивиз­ма, активный участник “Венского кружка”. Основные работы: “Логические конструкции мира”, “Мнимые проблемы в филосо­фии”. Преодоление метафизики логическим анализом языка”, “Философия и логический синтаксис”.

Кассирер Эрнст (1874—1945) — немецкий философ, пред­ставитель Марбургской школы неокантианства, рассматривал на­учное познание как одну из форм “символического мышления”.

Климент Александрийский Тит Флавий (? до 215) — ранне­христианский философ, представитель апологетики, стремился к синтезу эллинистической философии и христианского вероуче­ния. Основная работа — “Строматы” (Ковер из лоскутов).

Конт Огюст (1798—1857) — французский философ и социо­лог, один из основоположников позитивизма, разработал класси­фикацию наук (по степени уменьшения их абстрактности). Основ­ные сочинения: “Курс позитивной философии” (Т. 1—6); “Система позитивной политики” (Т. 1—4).

403

Кун Томас Сэмюэл (р. 1922) — американский философ и ис­торик науки, один из лидеров так называемой исторической школы в методологии и философии науки, разработал концепцию исто­рической динамики научного знания, в центре которой находится учение о парадигме и научных сообществах. Основные работы: “Структура научных революций”, “Коперниканская революция”, “Планетарная астрономия в развитии западной мысли”.

Кьеркегор (Киркегор) Серен (1813—1855) — датский теолог, философ и писатель, один из основоположников экзистенциализ­ма. Основные работы: “Или-или”, “Страх и трепет”, “Философские крохи”.

Лавров Петр Лаврович (1823—1900) — русский философ и со­циолог, публицист, идеолог революционного народничества. Ос­новные работы: “Исторические письма”, “Практическая филосо­фия Гегеля”, “Механическая теория мира”, “Очерки вопросов практической философии”.

Лакатос (Лакатош) Имре (1922—1974) — английский исто­рик науки, представитель “Философии науки”, разработал мето­дологию научно-исследовательских программ. Основные работы: “Доказательство и откровение”, “История науки и ее рациональ­ные конструкции”.

Лакруа Жан (1900—1980) — французский религиозный фи­лософ, представитель персонализма. Основные работы: “Личность и любовь”, “Марксизм, экзистенциализм, персонализм”, “Чувства и моральная жизнь”, “Персонализм как антиидеология”.

Ламетри Жюльен Офре де (1709—1751) — французский фи­лософ-материалист, сформировал наиболее последовательную концепцию механистического материализма. Основные работы: “Человек — машина”, “Система Эпикура”.

Леви-Строс Клод (р. 1908) — французский философ, этно­граф и социолог, представитель структурализма. Основные сочи­нения: “Мифологика”, “Структурная антропология, “Пути масок”.

Левкипп (V в. до н. э.) — древнегреческий философ, один из создателей античной атомистики, учитель Демокрита.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) — немецкий фи­лософ, математик, физик, языковед, представитель рационализ­ма. Много внимания посвящал логическим исследованиям, создал

404

концепцию бытия на основе учения о монадах. Основные работы: “Новые опыты о человеческом разуме”, “Теодицея”, “Монадоло­гия” и др.

Ленин Владимир Ильич (1870—1924) — русский революци­онер и мыслитель, развил марксистскую философию, стремился реализовать ее идеи в революционной борьбе и практике социали­стического строительства. Основные философские работы: “Мате­риализм и эмпириокритицизм”, “Философские тетради”, “Госу­дарство и революция”.

Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906—1999) — русский мыс­литель, филолог и публицист. Большое внимание уделяет иссле­дованию русской культуры. Основное произведение: “Письма о добром и прекрасном”.

Локк Джон (1632—1704) — английский философ, концепту­алист, разработал эмпирическую теорию познания, в которой от­вергает существование врожденных идей и доказывает, что все человеческое знание проистекает из опыта. Основное сочинение — “Опыт о человеческом разуме”.

Лосский Николай Онуфриевич (1870—1965) — русский фи­лософ, один из крупнейших представителей интуитивизма и пер­сонализма в России. Основные работы: “Мир как органическое це­лое”, “Обоснование интуитивизма”, “Свобода воли”, “Чувствен­ная, интеллектуальная и мистическая интуиция”.

Маркс Карл Генрих (1818—1883) — немецкий философ, со­циолог и экономист, революционер, один из создателей философ­ского учения диалектического и исторического материализма, в котором материализм органически соединен с диалектикой и дове­ден до понимания общественной жизни. Обосновывал решающую роль в общественной жизни материального производства. Основ­ные философские работы: “Экономическо-философские рукописи 1844 года”, “Немецкая идеология”, “Нищета философии”, “Эконо­мические рукописи 1857—1859 годов”, “Капитал”.

Мунье Эмманюэль (1905—1950) — французский религи­озный философ, основатель и глава французского персонализма. В центре внимания Мунье учение о личности. Основные работы: “Манифест на службе персонализма”, “Введение в экзистенциа­лизм”, “Что такое персонализм”, “Персонализм”.

405

Наторп Пауль (1854—1924) — немецкий философ, один из создателей Марбургской школы неокантианства, значительное внимание уделял развитию идей “социальной педагогики” в духе этического социализма. Основные работы: “Логические основания строго научного знания”, “Философская систематика”, “Кант и Марбургская школа”, “Социальная педагогика”.

Николай Кузанский (Николай Кребс) (1401—1464) — не­мецкий теолог, философ, проживший большую часть своей жизни в Италии. На основе неоплатонизма создал философскую систему с элементами пантеизма. Основные работы: “Об ученом незна­нии”, “О божественном видении”.

Ницше Фридрих (1844—1900) — немецкий философ-иррационалист, один из основателей “философии жизни”, стремился провести радикальную переоценку ценностей, которая мыслилась к тому времени в европейской философии, на место классических категорий “материя”, “дух”, “сознание” поставил “жизнь”, “воля к власти”, считал своей главной заслугой разработку концепции сверхчеловека в работе “Так говорил Заратустра”. Основные рабо­ты: “Рождение трагедии из духа музыки”, “Человеческое слиш­ком человеческое”, “Утренняя заря”, “По ту сторону добра и зла” “Веселая наука”, “Так говорил Заратустра”.

Ортега-и-Гассет Хосе (1883—1955) — испанский философ, в работах которого переплетаются увлечение идеями Ницше и эк­зистенциализмом, впервые дал критику идеологии “массовой культуры”. Основные работы: “Восстание масс”, “Дегуманизация искусства”.

Парменид из Элей (ок. 515 — 544 до н. а) — основатель элей-ской школы, развил философское учение о самодостаточности бы­тия. Основное произведение — философская поэма “О природе”.

Печчеи Аурелио (1908—1984) — итальянский экономист, философ, общественный деятель, создатель Римского Клуба, ана­лизировал глобальные проблемы современности с позиций гума­низма. Основная работа — “Человеческие качества”.

Пифагор Самосский (VI в. до н. э.) — древнегреческий фи­лософ и математик, основатель пифагореизма, в основе которого лежало мистическое учение о числе.

406

Платон (428/427 — 348/347 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, систематизатор философского знания сво­его времени. На основе концепции первенства идей создал первую fi истории философии систему объективного идеализма. Основные работы: диалоги “Апология Сократа”, “Софист”, “Теэтет”, “Пир”, “Парменид”, “Государство”.

Поппер Карл Раймунд (р. 1902) — английский философ, логик и социолог, основоположник критического рационализма, вы­двинул идею о фальсификации как основном принципе проверки истинности научного знания. Основные сочинения: “Логика науч­ного исследования”, “Предложения и опровержения”, “Объектив­ное знание”.

Протагор из Абдеры (ок. 48Q — ок. 420 до н. э.) — древнегре­ческий философ, один из основоположников софизма.

Рассел Бертран (1872—1970) — английский философ, логик, общественный деятель, представитель неопозитивизма. Рассел был создателем логического атомизма и основоположником фило­софии логического анализа, значительное внимание уделял разра­ботке философских вопросов математики. Основные сочинения: “Научный метод в философии”, “Проблемы философии”, “Прин­ципы математики” (в соавт. с А. Уайтхедом), “Логика и познание”, “Человеческое познание, его сферы и границы”, “История запад­ной философии”.

Риккерт Генрих (1863—1936) — немецкий философ, один из основоположников баденской школы неокантианства, заложил основы аксиологии как науки о ценностях. Основные работы: “Границы естественнонаучного образования понятий”, “Введение в трансцендентальную философию”, “Предмет познания”, “Фи­лософия истории”, “Науки о природе и науки о культуре”, “О сис­теме ценностей”, “Философия жизни”.

Руссо Жан-Жак (1712—1778) — французский философ, социолог и теоретик педагогики. Мировоззренческие вопросы ре­шал с позиций деизма, в социальной философии сторонник обще­ственного договора. Основные работы: “Рассуждение о проис­хождении и основаниях неравенства среди людей”, “Об общественном договоре”.

407

Сартр Жан-Поль (1905—1980) — французский философ, пи­сатель и общественный деятель, представитель секулярного экзис­тенциализма. Стремился применить диалектическую методологию в разработке проблем онтологии, антропологии и гносеологии. Цен­тральное место отводил концепции свободы человека. Основные философские сочинения: “Воображение”, “Воображаемое”, “Бы­тие и ничто”, “Критика диалектического разума”, “Экзистенциа­лизм — это гуманизм”.

Сенека Луций Анней (ок. 5 до н. э. — 65 н. э.) — римский фило­соф и писатель, представитель стоицизма, значительное внимание уделял разработке этических проблем, стремился помочь человеку обрести душевное равновесие. Основные работы: “Нравственные письма к Лукрецию”, “О милосердии”, “О благодеяниях”, “О ду­шевном покое”, “О досуге”.

Сократ (ок. 470 — 399 до н. э.) — древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как средства отыскания ис­тины путем постановки наводящих вопросов, так называемого со­кратовского метода (“майевтики”). Письменных работ не оставил, но оказал огромное влияние на развитие философии.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900) — русский рели­гиозный философ, публицист и поэт, основоположник “Философии всеединства”, оказал большое влияние на развитие русской филосо­фии. Основные сочинения: “Оправдание добра”, “Критика отвле­ченных начал”, “Чтения о богочеловечестве”, “Три разговора”.

Сорокин Питирим Александрович (1889—1968) — русско-американский социолог и философ, уделял большое внимание разработкам проблем философии истории и культуры. Основные работы: “Система социологии”, “Социальная мобильность”, “Со­циальная и культурная динамика”.

Спиноза Бенедикт (Барух) (1632—1677) — нидерландский философ, представитель рационализма и пантеизма, значитель­ное внимание уделял проблемам метода познания, наиболее полно разработал концепцию субстанции. Основные работы: “Этика”, “Богословско-политический трактат”.

Тейяр де Шарден Пьер (1881—1955) — французский фило­соф, теолог, ученый-палеонтолог, создатель концепции “христи­анского эволюционизма”, в которой стремился примирить хрис-

408

тианское вероучение с современным научным знанием. Основные работы: “Феномен человека”, “Божественная среда”, “Наука и Христос”.

Тертуллиан Квинт Септимий Флорес (ок. 160 — после 220) — христианский теолог и философ, представитель раннехристи­анской апологетики, обосновывал несовместимость библейского вероучения и философской мудрости, утверждал бесспорный при­оритет веры по отношению к разуму. Основные сочинения: “Апо­логия”, “Прещения против еретиков”.

Тойнби Арнольд Джозеф (1889—1975) — английский исто­рик и философ. Разработал оригинальную концепцию философии истории, в основе которой религиозно-идеалистическое учение о Логосе и теория происхождения цивилизаций по формуле “Вызов-ответ”. Основная работа — “Постижение истории”.

Толстой Лев Николаевич (1828—1910)—великий русский пи­сатель и мыслитель, значительное внимание уделял религиозно-
нравственной проблематике. Основные философско-нравственные
произведения: “Исследование догматического богословия”, “Путь
жизни”. •

Трубецкой Евгений Николаевич (1863—1920) — русский религиозный философ, эстетик и публицист, ученик и друг Вл. Со­ловьева, представитель “философии всеединства”. Основные ра­боты: “Миросозерцание Вл. Соловьева”, “Философия Ницше”, “Социальная утопия Платона”, “Смысл жизни”.

Трубецкой Николай Сергеевич (1890—1938) — русский ре­лигиозный философ и социолог, один из основоположников идей­но-теоретического и общественного течения евразийства. Основ­ные работы: “Европа и человечество”, “Вавилонская башня и сме­шение языков”, “К проблемам русского самосознания”, “Об истинном и ложном национализме”.

Трубецкой Сергей Николаевич (1828—1893) — русский ре­лигиозный философ, публицист, общественный деятель, после­дователь и друг Вл. Соловьева, представитель “философии все­единства”. Основные работы: “Метафизика в Древней Греции”, “ Учение о Логосе и его истории ”.

409

Фалес (ок. 625 — ок. 547 до н. э.) — древнегреческий фило­соф, основатель милетской школы, родоначальник античной философии.

Федоров Николай Федорович (1828—1903) — русский ре­лигиозный философ, представитель русского космизма, создатель концепции “общего дела” по преобразованию мира и воз­вращению его к Богу. Основное произведение — “Философия об­щего дела”.

Фейербах Людвиг (1804—1872) — немецкий философ-мате­риалист, представитель немецкой классической философии, на первый план выдвигал проблему человека как “единственного, универсального и высшего предмета философии”. Основные рабо­ты: “К критике философии Гегеля”, “Сущность христианства”, “Предварительные тезисы к реформе философии”, “Основы философии будущего”.

Фихте Иоганн Готлиб (1762—1814) — немецкий философ, представитель немецкой классической философии, значительное внимание уделял разработке “науки о науке” — наукоучении и во­просам этики и государственного устройства. Основные работы: “Наукоучение”, “О назначении ученого”, “Ясное, как солнце, сооб­щение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии” и др.

Флоренский Павел Александрович (1882—1943) — русский религиозный философ, богослов и ученый, близок к “философии всеединства” и софиологии. Основные произведения: “Столп и ут­верждение истины”, “Смысл идеализма”, “Не восхищение Непщева”, “Первые шаги философии”.

Фома Аквинский (1225/26 — 1274) — итальянский теолог и философ, один из виднейших представителей средневековой! схоластики, основатель томизма, разработал учение о “гармонии веры и разума”. Основные работы: “Сумма теологии”, “Сумма против язычников”.

Франк Семен Людвигович (1877—1950) — русский религиозный философ, представитель “философии всеединства”, уделял значительное внимание разработке нравственной проблематики. Основные сочинения: “Философия и жизнь”, “Предмет знания”, “Душа человека”, “Живое знание”, “Духовные основы общества”, “Непостижимое”, “Реальность и человек”.

410

Фрейд Зигмунд (1856—1939) — австрийский невропато­лог, психиатр, основоположник психоанализа как метода лече­ния неврозов и психоаналитической философии. Фрейд раскрыл многослойность психики человека, показал значительную роль в психических процессах бессознательного, дал своеобразную трактовку роли культуры в жизни индивида и общества. Основ­ные произведения: “Я и Оно”, “По ту сторону принципа удоволь­ствия”, “Психология масс и анализ человеческого “Я”, “Тотем и табу”, “Будущность одной иллюзии”, “Неудовлетворенность в культуре”.

Фромм Эрих (1900—1980) — немецко-американский психо­лог и философ, представитель неофрейдизма, стремился выяснить взаимодействие психологических и социальных факторов в про­цессе их формирования, связь между психикой человека и соци­альной структурой общества, выступал против идеологии потре­бительства с позиций приоритета бытия перед обладанием. Основ­ные работы: “Быть и иметь”, “Психоанализ и религия”.

Хайдеггер Мартин (1889—1976) — немецкий философ, один из основоположников экзистенциализма, представитель секулярной ветви экзистенциализма, несмотря на иррационалистические установки, стремился создать целостную философскую систему. Основные работы: “Бытие и время”, “Кант и проблема метафизики”, “Введение в метафизику”.

Хомяков Алексей Степанович (1804—1860) — русский ре­лигиозный философ и публицист, основатель славянофильства, развивал учение о соборности как метафизическом принципе уст­ройства бытия. Оказал большое влияние на развитие русской ре­лигиозной философии. Основные работы см. в Полном собрании сочинений (тт. 1—8, 1900—1904 гг.).

Циолковский Константин Эдуардович (1857—1935) — русский ученый и философ, представитель русского космизма; в научных исследованиях обосновал применение реактивного принципа для полетов в мировом пространстве, создал новое на­учное направление ракетодинамики и астронавтики, в философ­ских работах обосновывал возможность расселения человечест­ва в Солнечной системе и других Звездных мирах. Основные ра­боты: “Будущее земли и человечества”, “Любовь к самому себе или истинное себялюбие”, “Воля Вселенной”, “Неизвестные ра­зумные силы”.

411

Чаадаев Петр Яковлевич (1794—1856) — русский философ и публицист, значительное внимание уделял проблеме историчес­кой судьбы России. Основное произведение “Письма о философии истории”, за которым закрепилось название “Философические письма”.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828—1889) — рус­ский философ-материалист, публицист и литературный критик, выдающийся представитель революционного демократизма, бази­руясь на идеях Л. Фейербаха, создал систему антропологического материализма. Основное философское сочинение “Антропологи­ческий принцип в философии”.

Швейцер Альберт (1875—1965) — немецко-французский философ, теолог, врач и музыковед, обосновавший этическую кон­цепцию благоговения перед жизнью. Основные работы: “Культура и этика”, “Философия культуры”.

Шелер Макс (1824—1928) — немецкий философ, один из основоположников философской антропологии. Основные сочи­нения: “Формализм в этике и материальная этика ценностей”, “О вечном в человеке”, “Положение человека в космосе”.

Шеллинг Фридрих Вильгельм (1775—1854) — немецкий фи­лософ, представитель немецкого классического идеализма, разра­ботавший концепцию трансцендентального идеализма. Основные сочинения: “Система трансцендентального идеализма”, “Филосо­фия и религия”.

Шестов Лев (псевд. наст, имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман) (1866—1938) — русский религиозный философ, пред­ставитель религиозного экзистенциализма. Для мировоззрения Шестова характерен крайний иррационализм. Основные сочине­ния: “Достоевский и Ницше. Философия Трагедии”, “Апофеоз бес­почвенности”, “Афины и Иерусалим”, “Sola fide (Только верой)”, “Умозрение и откровение”.

Шлегель Фридрих (1772—1829) — немецкий философ, пи­сатель и литературный критик, теоретик романтизма, предшест­венник “философии жизни”. Основные философские сочинения: “Письма о философии”, “Идеи”, “Философия жизни”, “Филосо­фия истории”, “Философские языки и слова”.

412

Шлик Мориц (1882—1936) — австрийский философ и физик, ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель Венского кружка. Основные работы изданы в сб. “Избранные сочинения”. Вена, 1938 г.

Шопенгауэр Артур (1788—1860) — немецкий философ-иррационалист, предшественник “философии жизни”. Основные работы: “Мир как воля и представление”, “Афоризмы житейской мудрости”.

Шпенглер Освальд (1880—1936) — немецкий философ и культуролог, представитель “философии жизни”, на основе кон­цепции циклического характера исторического процесса и множе­ственности культур предсказывал гибель европейской цивилиза­ции. Основная работа — “Закат Европы”.

Энгельс Фридрих (1820—1895) — немецкий философ и ре­волюционер, друг и соратник К. Маркса, один из основоположни­ков диалектического и исторического материализма. Многие ра­боты Энгельсом написаны совместно с К. Марксом. Специфич­ным для него является увлечение философскими проблемами естествознания, что носило свое отражение в работе “Диалектика природы”.

Эпиктет (ок. 50 — ок. 140) — римский философ-стоик, в, цен­тре учения выработка и сохранение такой нравственной позиции, при которой человек в любых условиях сохраняет внутреннюю не­зависимость и духовную свободу. Философские проповеди Эпиктета сохранились в записи его ученика Флавия Арианна.

Эпикур (341—270 до н. э.) — древнегреческий философ, осно­воположник эпикуреизма. Онтология Эпикура базировалась на атомизме Демокрита с допущением возможности отклонения пути движения атомов. Главное же внимание уделял разработке этики, основным принципом которой было достижение безмятежного со­стояния через самоустранение от тревог и страданий. Основные со­чинения: “Письмо к Геродоту”, “Письмо к Пифоклу”, “Письмо к Менекею”, “Главные мысли”.

Юм Давид (1711—1776) — английский философ, на основе субъективного идеализма сформулировал основные принципы но­воевропейского агностицизма. Основная работа — “Трактат о че­ловеческой природе”.

413

Юнг Карл Густав (1875—1961) — швейцарский психолог и психиатр, ученик З. Фрейда, представитель психоаналитичес­кой философии, разработавший концепцию коллективного бес­сознательного, в основе которого лежало учение об архетипах. Основная работы: “Архетип и символы”, “Психологические типы и отношения между Я и бессознательным” и др.

Ясперс Карл (1883—1969) — немецкий философ, один из ро­доначальников религиозной ветви экзистенциализма, автор ори­гинальной концепции в философии истории, утверждавшей воз­можность объединения культур на основе философской веры. Ос­новные работы: “Смысл и назначение истории”, “Истоки и цель истории”, “Философия” и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. А. Радугина Х рестоматия по культурологии учебное пособие

    Учебное пособие
    Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы.
  2. Учебное пособие Божий дар красота; и если прикинуть без лести, То ведь придется признать: дар этот есть не у всех

    Учебное пособие
    Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов — извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы.
  3. Учебное пособие Мудрое и глупое это как пища, полезная или вредная, а слова, изысканные и простые, это посуда

    Учебное пособие
    Книга представляет собой антологию тематически сгруппированных философских текстов – извлечений из трудов мыслителей разных эпох, включая и современность.
  4. Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы модели и методы управления персоналом российско-британское учебное пособие

    Учебное пособие
    М74 МОДЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ: Российско-британское учебное пособие /Под ред. Е.Б. Моргунова (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом»).
  5. В. Д. Токарь курс лекций по философии учебное пособие

    Курс лекций
    В предлагаемом «Курсе лекций по философии» рассматриваются проблемы философского знания – впервые в отечественной литературе – на основе творческого вклада русской философской мысли, используются современные подходы и оценки отечественных

Другие похожие документы..