Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Программа начальной подготовки по скалолазанию составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типового положения об образовательном учрежден...полностью>>
'Книга'
Мастер Ван-эр из уезда Цзясин продавал свои чайники в три раза дороже, чем мастера из Цзюйжуна. Некто спросил его: «Неужели вы настолько глупы, что ду...полностью>>
'Задача'
При этом необходимо, в тесном взаимодействии с Министерством образования и науки Российской Федерации, обеспечить в своем секторе выполнение одобренно...полностью>>
'Рабочая программа'
Программа разработана на основе примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начальног...полностью>>

Теневая экономика и экономическая преступность

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

К операциям относятся прежде всего сделки (трансакции), а также учетные, расчетные, информационные процедуры. К прочим действиям можно отнести различные скрытые соглашения, организационные, коммуникативные, физические действия.

Среди теневых операций в сфере легальной экономики можно выделить:

а) хозяйственные операции (технологические, производственные, трудовые, маркетинговые, сбытовые, операции по материально-техническому обеспечению, торговые и ряд других);

б) финансовые операции (расчетные, кредитные, фондовые, валютные, страховые);

в) учетные операции, связанные с осуществлением бухгалтерского, управленческого, статистического учета экономической деятельности.

В зависимости от цели теневые операции в легальной экономике могут быть направлены на достижение различных целей, среди которых наиболее важны:

а) снижение налоговой нагрузки;

б) ограничение конкуренции;

в) получение льгот, привилегий, исключительных прав у государства, в том числе путем коррупции и лоббирования законопроектов;

г) ограничение риска;

д) легализация незаконно полученных доходов;

е) незаконное присвоение прав на экономические блага.

Среди теневых операций в легальном секторе экономики, направленных на уклонение от налогов, выделяют: неучтенные, сокрытие части оборота, псевдооперации, незаконные операции (21).

Объектами теневых экономических операций являются имущественные и неимущественные права, материальные, финансовые, человеческие, информационные и иные виды экономических ресурсов.

По отношению к действующим базовым социальноэкономическим институтам теневые действия и операции могут носить двойственный характер:

а) укрепление базовых институтов, обеспечение выполнения ими функций более эффективным способом;

б) деформация, разрушение, усиление дисфункций базовых институтов, их использование в асоциальных и преступных целях.

При этом часто обе целевые функции тесно взаимосвязаны. Наиболее общим признаком теневых экономических отношений является их неконтролируемость. При этом следует выделить различные сферы неконтролируемых экономических отношений.

  • Во-первых, это экономическая деятельность, операции в легальном секторе, скрываемая от учета и контроля.

  • Во-вторых, к данной сфере может быть отнесена экономическая деятельность, за осуществление которой предусмотрена юридическая ответственность. Это экономическая деятельность в нелегальном секторе.

  • В-третьих, в состав указанной сферы следует включать экономическую деятельность, осуществляемую без специальных операций по сокрытию от контроля. Это деятельность, формально не скрываемая от контроля, но осуществляемая в расчете на бездействие либо неадекватную реакцию контролирующих и правоохранительных органов.

В числу причин подобного положения можно отнести:

  • коррумпированность контролирующих и правоохранительных органов;

  • неэффективность деятельности контролирующих и правоохранительных органов в связи с ресурсными и иными ограничениями (деятельность в расчете на бездействие государства и безнаказанность);

  • несовершенство законодательства, препятствующее выявлению, расследованию, пресечению деятельности, привлечению к ответственности виновных.

Последняя особенность нормативной системы регулирования исследовалась в специальной литературе, а формы ее проявления были обозначены как lex imperfecta и lex simulata (22).

Lex imperfecta – несовершенный закон, беззубое право.

Lex simulata – имитационное, мнимое право – законодательство, создающее успешный, на первый взгляд, механизм, применять который не предполагают ни связанные с его реализацией исполнители, ни потенциальные объекты воздействия. Данное явление имеет место, если законодательство становится средством утверждения интересов социальных групп, оказывающих воздействие на законодательный процесс.

Такое понимание неконтролируемого характера теневой экономики не изменяет объем данного понятия, однако обогащает знание о его структуре, что имеет значение для выработки мер по контролю над анализируемой сферой.

Структура теневой экономики

В структуре теневой экономики с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки.

Производительный сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта:

а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике;

б) нелегальная (неформальная, по терминологии СНС-93) занятость, работа по найму;

в) запрещенная законодательством экономическая деятельность.

Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных элементов этого сектора теневой экономики используется различные понятия.

Т.И.Корягина использовала термин "фиктивная экономика" – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег (23).

В.О.Исправников включает в этот сектор также деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей (24).

Существую два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.

Домашняя экономика представлена сферой общественно необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.

Признаками домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, непротивоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.

Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.

Общинная экономика – это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.

Признаками общинной экономики являются: производительный, непротивоправный, характер, обмен в неденежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, неучитываетмый характер.

Данные сектора, на наш взгляд, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрирации и уплаты налогов законодательство не предусмотривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений.

Некоторые авторы относят эти сферы экономической деятельности к легальной части неформальной экономики (25).

Понятие и структура криминальной экономики

Важнейшей тенденцией развития теневой экономики является ее криминализация, возрастание влияния организованной преступности, усиление ее общественной опасности. В связи с этим в системе экономических отношений целесообразно выделить самостоятельный сектор криминальной экономики.

Концепция криминальной экономики ориентирована, прежде всего, на исследование причин, механизмов экономических общественно опасных явлений, а также предупреждение и пресечение общественно опасной активности.

Первое исследование криминальной экономики было выполнено А.А.Крыловым. Он ввел в научный оборот само понятие "криминальная экономика" и дал следующее ее определение: "Криминальная экономика – это сложная система незаконных социально-экономических отношений и материально-вещественных процессов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг" (26). Криминальную экономику он определяет также как организованную корыстную ненасильственную преступность (27).

В работах статистической направленности используется термин "криминальная квазиэкономика", которая определяется как непродуктивный сектор экономической деятельности, связанный с незаконным перераспределением доходов и имущества граждан путем грабежа, разбоя, кражи, вымогательства (28).

А.Нестеров и А.Вакурин дают следующее определение криминальной экономики: "…криминальная экономика – это специфический экономический уклад, способ хозяйствования, который призван обеспечивать определенную, относительно небольшую по численности группу лиц сверхдоходами, доходами от преступной деятельности, доходами от использования "прорех" в законодательстве" (29).

Это понятие, по их мнению, охватывает деяния в экономической сфере, подпадающие под определенные статьи законодательства, то есть экономические правонарушения и преступления. Сюда же он относят организованную преступность, коррупцию и лоббирование выгодных преступному миру законопроектов.

Таким образом, имеет место понимание криминальной экономики исключительно с формально-правовых позиций. В соответствии с логикой такого понимания в состав криминальной экономики включается вся теневая экономика.

Формально-правовой подход, по мнению автора, является недостаточным для адекватного понимания природы и криминальной и теневой экономики и нуждается в дополнении и расширении. Криминальную экономику, особенно в России и других странах с неразвитой рыночной системой, следует рассматривать с более широких криминологических позиций.

С этой точки зрения криминальная экономика включает экономические отношения, экономическую деятельность, главным отличительным признаком которой является общественная вредность (опасность).

Криминальная экономика охватывает экономические общественно опасные деяния трех видов:

  • криминализованные, влекущие уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством;

  • некриминализованные, но влекущие юридическую ответственность в соответствии с нормами других отраслей права;

  • некриминализованные и не влекущие юридической ответственности (пробелы правового регулирования).

В соответствии с логикой формально-правового подхода, теневая экономика является подсистемой экономики криминальной. К такому выводу вполне последовательно приходят его сторонники (30). Этот подход единственно верен с позиции правоприменения, когда необходимо исходить из действующих правовых норм. Последовательно следуя этой логике, в качестве средства решения проблемы теневой экономики следует избрать применение административных и уголовно-правовых средств борьбы. Однако в российских условиях согласиться с такой позицией вряд ли возможно.

С позиций криминологического подхода, в составе теневой экономики следует выделить сектора криминальной теневой экономики и некриминальной теневой экономики. Однако четко и однозначно выделить сектор некриминальной экономической деятельности не представляется возможным. Причина этого – сложность самого объекта анализа – теневой экономики, тесная взаимосвязь ее позитивных и негативных функций в условиях несовершенной конкурентной среды, необоснованного налогообложения, а также формальных и неформальных ограничений на открытие и ведение бизнеса.

При выделении сектора некриминальной теневой экономики следует, на наш взгляд, учитывать следующие соображения.

К некриминальной теневой может быть отнесена лишь экономическая деятельность, непосредственно связанная с производством нормальных товаров, оказанием нормальных услуг, выполнением нормальных работ и вносящая вклад в создание ВВП.

К некриминальному сектору теневой экономики целесообразно отнести деятельность, которая не могла быть начата или продолжена в условиях действующего режима налогообложения и регулирования.

Необходимо учитывать мультипликативный эффект увеличения производства и, следовательно, налоговых поступлений, в результате расходования теневых доходов в легальной экономике.

При очевидной полезности того или иного бизнеса с точки зрения общественных потребностей на некоторых рынках незаконные методы являются решающим фактором в обеспечении конкурентоспособности и, создавая предприятие или решая его развивать, любой самый добросовестный субъект вынужден их использовать (например, различные схемы "черного нала" – неучтенной наличности). Уровень цен определяется в основном фирмами, применяющими схемы ухода от налогообложения и войти легально в такую сферу практически невозможно.

В общем и целом для оценки уровня криминальности теневой экономики целесообразно учитывать максимально полно как ее экономическую эффективность и полезность, так и деструктивное влияние. Полезно ответить на вопрос: "Если правовые предписания будут полностью реализованы, а налоги и платежи – полностью уплачены, то при существующей экономической конъюнктуре какая часть экономической деятельности окажется минимально конкурентоспособной и рентабельной?". Именно в этой части следует искать криминальный теневой сектор. Вопрос может быть сформулирован и в более общей форме: "В какой степени и какая часть, сфера теневой экономики, связанные с нарушением правового запрета, обеспечивают выживание общественного организма?".

При криминологическом подходе объектом анализа становится не только сама деятельность, но и оценочная шкала этой деятельности, воплощенная в правовой системе. При этом используется более мощный критерий социально-экономической эффективности.

В заключение необходимо отметить также, что применение того или иного подхода обусловлено характером хозяйственной системы и качеством системы регулирования экономикой.

Формально-правовой подход является вполне оправданным в условиях стабильной отлаженной системы правового регулирования экономики, высокого развития ее институтов и ограниченного вмешательства государства в экономическую жизнь. Такова ситуация в большинстве промышленно-развитых стран. Большинство общественно полезных видов бизнеса и другой экономической деятельности может реально конкурировать при использовании методов добросовестной конкуренции. В сфере теневой экономики оказываются криминально ориентированные субъекты либо аутсайдеры.

В условиях слабого государства, отсутствия нормальной институциональной среды в сфере экономики, применение незаконные методов становится одним из решающих факторов конкуренции и выживания. Вне правового поля оказывается большинство экономических субъектов. В такой ситуации формально-правовой подход не является конструктивным и должен быть дополнен более широким экономико- криминологическим.

Разделение теневой экономики на криминальный и некриминальный сектор не может быть умозрительным. Оно предполагает системный анализ конкретных сфер в конкретных условиях.

Высказанные соображения не имеют целью окончательное решение проблемы. Они призваны очертить ее наиболее существенные контуры и стимулировать поиск решения, обоснованность которого нуждается в постоянной перепроверке в условиях развивающейся реальности.

С учетом вышесказанного в составе криминальной экономики могут быть выделены следующие элементы:

  • незаконные экономические отношения в сфере легальной экономической деятельности (экономическая преступность и адмделиктность);

  • скрытая экономика – разрешенная законом деятельность, которая официально не показывается или приуменьшается осуществляющими ее субъектами в целях уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных законом обязательств;

  • сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением нормальных товаров и услуг без лицензии и специального разрешения;

  • сфера нелегальной (неформальной – в терминологии СНС-93) занятости;

  • сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением запрещенных товаров и услуг, при котором имеет место трудовой процесс, а выпускаемые товары и услуги имеют эффективный рыночный спрос;

  • сферу уголовного промысла, в рамках которой криминальные доходы извлекаются на базе систематического совершения традиционных общеуголовных преступлений (профессиональная преступность);

  • сфера услуг, связанных с применением или угрозой применения насилия в экономических отношениях (заказные убийства, криминальный терроризм). Цель данного вида деятельности – силовое обеспечение функционирования криминальной экономики, подавление конкуренции и социального контроля насильственными методами, посредством совершения общеуголовных преступлений. Развитие данной сферы связано с коммерциализацией общеуголовной насильственной преступности;

  • сфера создания, толкования, применения, исполнения теневых (неформальных) норм, регулирующих сферу криминальной экономической деятельности;

  • незаконные экономические отношения в сфере политического рынка, политической деятельности;

  • незаконные экономические отношения в системе государственной и муниципальной службы в связи с осуществлением экономической деятельности, принятием и исполнением экономически значимых решений.

Криминальную экономику следует также рассматривать как систему социально-экономических институтов, то есть формальных и неформальных правил экономического поведения, а также санкционных механизмов.

Сферу криминальной экономики целесообразно ограничить видами деятельности, которым присущи такие признаки как осуществление на профессиональной основе и институционализированный характер.

Первый критерий означает, что к сфере криминальной экономики относится совершение деяний, осуществление экономической деятельности субъектами, обладающими специфическими профессиональными навыками и опытом. В сфере легального бизнеса к криминальной экономике следует отнести совершение общественно опасных деяний в процессе профессиональной деятельности в интересах личных, организации, третьих лиц.

В состав криминальной экономики включается также профессиональная преступность. Под ней понимается разновидность преступных занятий, которые являются для субъекта источником средств существования, требуют необходимых знаний и навыков для достижения конечной цели и обусловливают определенные контакты с антиобщественной средой (31).

Второй критерий означает, что в ее составе учитываются виды деятельности:

  • во-первых – связанные с использованием в преступных целях институтов легальной экономики, исполнительной, законодательной и судебной власти;

  • во-вторых – синдикализированные формы организованной преступной деятельности экономической направленности;

  • в-третьих – виды общественно вредной экономической деятельности, порожденные дисфункциями общественных институтов и потому носящие массовый характер;

  • в-червертых – деятельность по созданию, толкованию исполнению и применению неформальных норм противоправного экономического поведения.

Использование этих критериев предполагает исключение из сферы криминальной экономики случайные, единичные, спонтанные, ситуативно осуществляемые деяния экономического характера.

Примечания
  1. См.: Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России// Вопросы экономики. 1998.

  2. См.: Есипов В.М. Теневая экономика: Учебное пособие. М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 1997.

  3. См.: Исправников В.О. , Куликов В.В. Теневая экономика: иной путь и третья сила. – М.: "Российский экономический журнал", Фонд "За экономическую грамотность", 1977.

  4. См.: Dallago B. (1994) The irregular economy in transition: features, measurment and scope. In: Output Decline in Eastern Europe: Unavoidable, Extertal influence or Homemade? Ed. by R.Z. Holzman efal. IIASA, Luxemburg.

  5. См.: Улыбин К. Теневая экономика. – М.: Экономика, 1991.

  6. См.: Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности. – Вопросы экономики. – 1995.

  7. См.: Шохин А.Н. Социальные проблемы перестройки. – М.: Экономика, 1989.

  8. См.: Корягина Т.И. Теневая экономика в СССР. – Вопросы экономики. – 1990.

  9. См.: Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России// Вопросы экономики. 1998.

  10. См.: Ginsburgh. V., Michel. P. and Padoa Shioppa. F. (1985) Macroeconomicpolicy in the presence of an irregular sector. In: The economics of the Shadow Economy. Ed. By W. Gaerther, and Wenig.

  11. См. напр. работы Ginsburgh, Dallago B. и др.

  12. См.: Исправников В.О. , Куликов В.В. Теневая экономика: иной путь и третья сила. – М.: "Российский экономический журнал", Фонд "За экономическую грамотность", 1977.

  13. См.: Корягина Т.И. Теневая экономика в СССР. – Вопросы экономики. – 1990.

  14. См.: Крылов А.А. Социально-экономические проблемы нейтрализации криминальной экономики: Лекция. – М.: Академия МВД Рф, 1992.

  15. См.: Исправников В.О. , Куликов В.В. Теневая экономика: иной путь и третья сила. – М.: "Российский экономический журнал", Фонд "За экономическую грамотность", 1977.

  16. См.: Ореховский П. "Теневые" параметры реформируемой экономики (по материалам научной конференции). – Российский экономический журнал, 1996.

  17. См: Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России// Вопросы экономики. 1998.

  18. См.: Осипенко О. Экономическая криминология: проблемы старта. – Вопросы экономики, 1990.

  19. См.: Постперестройка: концептуальная модель развития нашего общества, политических партий и общественных организаций. – М.: Политиздат, 1990.

  20. См.: Grossman G. (1977) The "Second economy" in USSR. Problem of Communism 26 (5), 25-40.

  21. См.: Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России// Вопросы экономики. 1998.

  22. См.: Рейсмен В.М. Скрытая ложь. Взятки: "Крестовые походы" и реформы. – М.: Прогресс, 1988. – С. 70.

  23. См.: Корягина Т.И. Теневая экономика в СССР – Вопросы экономики. – 1990. – С. 33.

  24. См.: Исправников В.О., Куликов В. B. Теневая экономика: иной путь и третья сила. – М.: "Российский экономический журнал", Фонд "За экономическую грамотность", 1997. – С. 16.

  25. См.: Радаев В.В. Сетевой мир. – Эксперт, (223) от 27 марта 2000.

  26. См.: Крылов А.А. Социально-экономические основы деятельности милиции в обществе рыночного типа. – автореферат дис. д.э.н. 05.13.10. – М.: Академия МВД России, 1993. – с. 36.

  27. См.: Крылов А.А. Социально-экономические основы деятельности милиции в обществе рыночного типа. – автореферат дис. д.э.н. 05.13.10. – М.: Академия МВД России, 1993. – с. 36.

  28. См.: Бокун Н., Кулибаба И. Теневая экономика: понятие, классификации, информационное обеспечение. – Вопросы статистики. – 1997.

  29. См.: Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности. – Вопросы экономики. 1995.

  30. См.: Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности. – Вопросы экономики. 1995.

  31. См.: Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. – М.: Юридическая литература, 1990. – С. 40.

1.2. Масштабы теневой экономики

Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой – теневая экономика носит скрытый характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Для ее измерения используются различные, преимущественно косвенные методы. Рассмотрим современное состояние и масштабы теневой экономики в различных странах, используя результаты исследований австрийского экономиста Фридриха Шнайдера (Университет Линц, Австрия), представленные в журнале "Эксперт" (1).

Всего в мире в теневом секторе создается как минимум 8 трлн. долларов добавленной стоимости ежегодно, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США – страны, имеющей самый крупный ВВП в мире.

Во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой – 23%, а в развивающихся – 39% ВВП.

В странах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост масштабов теневого сектора. В 1998 году страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия (27,8%), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%). Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия (от 14,9% до 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%). Таким образом, даже в относительно благополучных странах абсолютный объем теневой экономики составляет в США – 700 млрд долларов, в Италии – 310 млрд, а в Великобритании – 190 млрд долларов.

Наиболее быстрый рост масштабов теневого сектора в 80-90-е годы наблюдался в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии. Например, объем теневой экономики Германии с 1975-го по 1997 год вырос в пять раз – с 60 до 300 млрд долларов. Причем неофициальный сектор рос в Германии со скоростью 8% в год – значительно быстрее, чем официальный ВВП. Наибольших масштабов достиг теневой сектор экономики в развивающихся странах.

Так, теневая экономика в Нигерии достигает 76% от официального ВВП. Значительный масштаб теневого сектора отмечается также в Таиланде (71%), Египте (68%), Боливии (66%) и Панаме (62%). Фактически в большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить скорее о существовании "параллельной", или "второй" экономики, ненамного уступающей по масштабу экономике официальной.

Если в странах Запада в теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный источник дохода, в развивающихся странах ситуация иная. Мигранты из сельской местности неспособны найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные средства в экономике теневой. Повсеместная коррупция и изъяны в законодательстве способствуют тому, что значительная часть хозяйственной деятельности оказывается неучтенной официальными властями.

Постсоциалистические страны. Согласно различным исследованиям, наибольшее значение в первой половине 90-х годов теневой сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и России (27-46%). Для всех постсоветских стран характерна одна тенденция: теневая экономика активно растет, в среднем с 26% в 1990-м до 35% в 1995 году. Многие компании на постсоветском пространстве (даже крупные, с участием государственного капитала) прибегают к теневым операциям наряду с вполне легальной деятельностью в официальной экономике.

В Восточной Европе наибольший масштаб теневая экономика приобрела в балканских странах – Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП). В Албании экономика практически полностью функционирует в теневой сфере. В Албании, где среднегодовой доход гражданина составляет всего 70 долларов, сегодня только по официальной статистике на 3,2 млн населения насчитывается 500 тысяч автомобилей, причем 60% из них – это "мерседесы". В то же время в 1990 году их было всего 5 тысяч. Основная часть автомобилей угнана из западноевропейских стран.

Россия. Если в 1973 году теневой сектор в СССР равнялся примерно 3% ВВП, в 1990-1991 годах – 10-11%, то в 1993 году он составлял 27% ВВП, а еще через три года, согласно данным Московского института социоэкономических проблем, – уже 46%.

Особенность и уникальность российской теневой экономики связана с такими чертами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция.

Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. Так, по оценкам российского Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в торговле этот показатель превышает 63%.

Еще одной чертой новой теневой экономики в России стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно недавним исследованиям, 27% трудоспособных россиян (а это 21 млн человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть – в розничной торговле, а оставшиеся – в челночном бизнесе.

В условиях экономического кризиса теневая экономика в России имеет устойчивую тенденцию к росту. По оценке аналитиков американского инвестиционного банка Chase Manhattan, в 1999 году она выросла на 5,4% (официальный ВВП лишь на 1,8%).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине теневая экономика уфа 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит: программу курса, краткий курс лекций, планы семинарских занятий, примерную тематику вопросов к зачету, вопросы для самостоятельной работы студентов.
  2. "Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов"

    Диплом
    В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы.
  3. Теневая экономика: аспекты формирования и развития

    Документ
    Существование наряду с легальной экономикой различных видов скрытой деятельности – которые квалифицируются как теневые формы бизнеса, явление не новое для Украины.
  4. Экономических преступлений: понятие и виды

    Документ
    В работе автор впервые предпринимает попытку провести комплексный анализ системы экономических преступлений, не проводившейся до настоящего периода, с целью выявления пробелов и возможностей совершенствования уголовного законодательства
  5. Учебная программа дисциплины «Преступления в сфере экономики» юриспруденция для направления/специальности

    Программа дисциплины
    Приступая к изучению курса «Преступления в сфере экономики», студенты должны знать конституционное, административное, финансовое, гражданское право, гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право.

Другие похожие документы..