Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа споров, вытекающих из неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам возмез...полностью>>
'Документ'
Современные концепции развития детской библиотеки (Концепция библиотечного обслуживания детей в России (принята на ежегодном Всероссийском совещании ...полностью>>
'Рабочая программа'
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080402 (0612) “Товар...полностью>>
'Реферат'
* Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение нравственных критериев русского народа.* Микула – носитель лучших человеческих качеств.* Былина «Ил...полностью>>

Назначения поэта и поэзии

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПЛАНЫ РАССМОТРЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТЕМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Грибоедов и Чацкий в комедии «Горе от ума»

1. Грибоедов и Чацкий – современники, представители поколения «детей 1812 года».

2. Общее у автора и героя:

а) сходство в деталях биографии и в характерах;

б) единство идей, убеждений, идеалов, нравственных качеств;

в) вольнодумие;

г) оба – единомышленники декабристов;

д) историческая прогрессивность их «дела»;

е) трагизм судьбы.

3. Автор шире, глубже и многограннее своего героя.

4. Чацкий вечен как символ борьбы за новое, передовое, справедливое.

5. Чацкий – типичный образ; Грибоедов – неповторимая личность.

Смысл названия комедии Грибоедова «Горе от ума»

1. Время, изображенное в комедии.

2. «…25 глупцов на одного здравомыслящего человека...»

  1. Главные темы комедии «смеха» и «ума»:

а) «Остёр, умен, красноречив» - характеристика, данная Чацкому в начале пьесы;

б) «Безумный по всему» - диагноз, поставленный в финале;

в) От репутации насмешника и остроумца – к навязанному молвой амплуа «дурака» (шута, безумца, сумасшедшего) – таков «сюжет Чацкого» в комедии.

Г) От любви к Софье - к разочарованию, от насмешливого отношения к барской Москве - к конфликту с обществом.

  1. Неизбежность конфликта «века нынешнего» (Чацкий) и «века минувшего» (фамусовское общество) - следствие разных взглядов, культуры, морали.

  2. Горе умному человеку в обществе крепостников, самодуров, низкопоклонников…

А.С. Пущкина. Тема назначения поэта и поэзии

1. Поэзия и действительность.

2. Назначение поэзии – «глаголом жечь сердца людей» («Пророк»).

3. Психология поэтического творчества («Осень»).

4. Поэт и народ. Поэт был «эхо русского народа» («Эхо»).

5. Поэт и толпа. Пушкин защищал независимость поэта («Поэт и толпа»).

6. Положение поэта в современной Пушкину России («Разговор книгопродавца с поэтом»).

7. Оценка собственного творчества («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).

А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии

1. Роль поэта и поэзии – одна из главных тем в лирике Пушкина.

2. Пушкин-лицеист о назначении поэта.

3. «Истина жизни» - важнейший эстетический критерий поэта.

4. Независимость поэта от мнений «сильных мира сего».

5. Прославление свободы – священная обязанность поэта.

6. Творчество поэта-гражданина – это вдохновенный подвиг, труд на благо общества.

7. Цель поэзии – служение Родине, защита передовых идей своего времени.

8. «Глаголом жечь сердца людей».

9. Общечеловеческая значимость поэзии для современников и потомков ( стихотворение «Памятник« - поэтическое завещание Пушкина).

А.С. ПУШКИН «Евгений Онегин» Автор.

1. Пушкин как реальное действующее лицо романа, остающееся за рамками сюжета.

2. Введение в произведение своих друзей и знакомых и как следствие – правдоподобие и историческая достоверность в описании развивающихся событий (Онегин в обществе Каверина, встреча Татьяны с Вяземским и т.д.)

3. Непринужденная беседа с читателем в лирических отступлениях, сообщение о своих творческих планах («Я думал уж о форме плана и как героя назову…»), прошлых привязанностях («Я был от балов без ума…»), рассуждения о литературе и искусстве.

4. Воспоминания автора о прожитых годах, важнейших событиях в своей жизни (все пережитое в Лицее, Петербурге, во время южной ссылки, в Михайловском оживает под пером поэта, тонкого лирика и глубокого мыслителя).

5. Прямые высказывания о своем отношении к героям (Татьяна для него – «милый», «верный идеал» женщины. «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою»)

6. Онегин – друг автора, которому «нравились его черты», но с которым он расходится во взглядах на жизнь («Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной…»)

7. Энциклопедичная образованность Пушкина и как следствие – «Евгений Онегин» -энциклопедия русской жизни».

А.С. ПУШКИН «Евгений Онегин» Автор.

1. Пушкин как реальное действующее лицо романа, остающееся за рамками сюжета.

2. Введение в произведение своих друзей и знакомых и как следствие – правдоподобие и историческая достоверность в описании развивающихся событий (Онегин в обществе Каверина, встреча Татьяны с Вяземским и т.д.)

3. Непринужденная беседа с читателем в лирических отступлениях, сообщение о своих творческих планах («Я думал уж о форме плана и как героя назову…»), прошлых привязанностях («Я был от балов без ума…»), рассуждения о литературе и искусстве.

4. Воспоминания автора о прожитых годах, важнейших событиях в своей жизни (все пережитое в Лицее, Петербурге, во время южной ссылки, в Михайловском оживает под пером поэта, тонкого лирика и глубокого мыслителя).

5. Прямые высказывания о своем отношении к героям (Татьяна для него – «милый», «верный идеал» женщины. «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою»)

6. Онегин – друг автора, которому «нравились его черты», но с которым он расходится во взглядах на жизнь («Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной…»)

7. Энциклопедичная образованность Пушкина и как следствие – «Евгений Онегин» -энциклопедия русской жизни».

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Смысл названия

I. Печорин - герой переходного времени, основным признаком которого было отсутствие высоких общественных идеалов.

II. Безверие, индивидуализм, сомнение как система взглядов Печорина.

1. Нравственные принципы, выведенные Печориным из этой системы взглядов:

а) «из двух друзей всегда один раб другого», отсюда неспособность Печорина к дружбе.

б) счастье – «насыщенная гордость», отсюда убеждение: быть причиной страданий для кого-нибудь – «не самая ли сладкая пища нашей гордости?»

в) чужие страдания поддерживают душевные силы Печорина, отсюда эгоизм и равнодушие.

2. Отрицание высшей силы, предопределяющей судьбу человека; признание самого себя единственным творцом своей судьбы, единственным судьей над самим собой.

III. Трагизм судьбы Печорина – в ясном понимании им своей противоречивости между глубиной натуры и мелочностью поступков («Зачем я жил? Для какой цели родился?… А, верно, она существовала, и, верно, назначение было мне высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»

IY. Печорин ли виноват в том, что он стал «лишним человеком»?

1. Печорин - представитель дворянской молодежи, вступившей в жизнь после разгрома декабристов.

2. Противоречивость «между глубокостию натуры и жалкостию действий» - основной признак Печорина как «лишнего человека».

3. Невозможность примириться с действительностью и неумение подняться до правильного понимания смысла жизни – основная причина противоречивости людей печоринского типа.

Y. Печорин – «портрет, составленный из пороков» своего поколения.

Н. В. Гоголь «Мертвые души». Смысл названия

1. Двуплановость названия поэмы:

1) мертвые души – это умершие крестьяне, которые числятся «по ревизии как живые». Их приобретение – хитроумная идея Чичикова обогатиться;

2) помещики в поэме – это «мертвые души»:

а) паразитизм существования, праздность, отсутствие привычки к труду;

б) полное непонимание практической стороны жизни (бесхозяйственность у одних, отжившие формы ведения хозяйства у других);

в) невежественность, косность, ограниченность кругозора;

г) полное моральное оскудение (утрата человеческих качеств): пустая мечтательность, тупость и суеверие, корыстолюбие, плутовство, хвастовство, мотовство, алчная скупость, подозрительность, недоверие и враждебность к людям, жестокость, несправедливость по отношению к крепостным.

2. Гоголевские помещики – типичные представители поместного дворянства первой трети 19 века.

3. Экономическое оскудение и моральное вырождение приводят читателя к мысли о неминуемой гибели дворянского класса.

Н. В. Гоголь «Мертвые души» . Образ автора

1. Лирические отступления в поэме – это авторский взгляд на «горькую правду» жизни и одновременно провозглашение поэтической сущности жизни.

2. Гоголь – истинный патриот, человек передовых взглядов и убеждений, восторгается бескрайними полями и степями своей родины, бесконечными дорогами и бойкими тройками, деревнями и селами, русским метким языком.

3. Выбор тернистого пути писателя-реалиста и неприятие другого пути – позиции «с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям».

4. Надежды на обновление жизни – в молодом поколении, которое должно его взять с собой из юношества «все человеческие движения».

5. Знаменитый образ Росссии-тройки –свидетельство веры Гоголя в будущее России.

Н. В.Гоголь «Мертвые души» . Образ автора

1. Лирические отступления в поэме – это авторский взгляд на «горькую правду» жизни и одновременно провозглашение поэтической сущности жизни.

2. Гоголь – истинный патриот, человек передовых взглядов и убеждений, восторгается бескрайними полями и степями своей родины, бесконечными дорогами и бойкими тройками, деревнями и селами, русским метким языком.

3. Выбор тернистого пути писателя-реалиста и неприятие другого пути – позиции «с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям».

4. Надежды на обновление жизни – в молодом поколении, которое должно его взять с собой из юношества «все человеческие движения».

5. Знаменитый образ Росссии-тройки –свидетельство веры Гоголя в будущее России.

Н. В. Гоголь «Мертвые души» (Автор. Сатира. Помещики)

1. Поэма «Мертвые души» - свидетельство двойственной любви Гоголя к России.

2. Российская действительность через призму особого авторского восприятия и воплощения ее в образах:

а) Чичикова,

б) помещиков,

в) городских чиновников,

г) народа.

3. Разоблачение темных сторон русской действительности – «смех сквозь слезы».

4. Лирические отступления в поэме – свидетельство истинного патриотизма, гражданской позиции писателя.

5. Секрет мастерства Гоголя – в правде жизни, использовании метода комизма в раскрытии явлений действительности, событий, характеров.

Поэма Н.В.Гоголя – сатира на крепостническую Русь

I. Н.В.Гоголь о назначении сатирика и его судьбе.

II. Поэма «Мертвые души» - сатира на крепостническую Русь:

1) описание губернского города;

2) портреты чиновников и помещиков;

3) раскрытие внутреннего мира чиновников:

а) паразитизм существования, праздность;

б) полная внутренняя опустошенность;

в) безалаберное расточительство одних и стяжательство других как черты, свидетельствующие о моральном вырождении дворянского класса;

г) взяточничество, казнокрадство.

III. «Мертвые души» - это история болезни, написанная рукой мастера» (Герцен).

Смысл заглавия «Отцы и дети»

1. Проблема «отцов» и «детей» в русской классической литературе.

2. Общественно-политическая борьба в России в 60-е годы Х!Х века.

3. Стороны этой борьбы, которые нашли отражение в романе «Отцы и дети»:

а) «отцы» - лучшие представители дворянского сословия братья Кирсановы, консерваторы;

б) «дети» - разночинец-демократ Евгений Базаров, нигилист.

4. Столкновение «отцов» и «детей» по политическим, нравственным и философским вопросам:

а) отрицание Базаровым всяческих авторитетов в любой области и защита «аристократизма» Павлом Петровичем;

б) П.П.Кирсанов утверждает, что без «принсипов» могут жить лишь безнравственные люди; Базаров называет «прынцип» бессмысленным словом;

в) «отцы» любят искусство, понимают его; «дети» отрицают все культурные ценности;

г) «отцы» не знают и не понимают своего народа, хотя все время говорят о любви к нему; Базаров знает и понимает народ, но относится к нему с чувством легкого презрения.

5. Обе стороны претендуют на полное знание народной жизни, мнят себя исключительными носителями правды и потому крайне нетерпимы друг к другу.

6. Новое в рассмотрении извечной проблемы «отцов» и «детей» Тургеневым: истина ускользает от спорящих сторон, так как «отцам» не хватает отеческой любви к идущей на смену молодежи, терпимости и мудрости, снисхождения, а «детям» - «сыновнего» отношения к прошлому, настоящему и будущему отечества, к тем историческим и нравственным ценностям, которые они наследуют.

Смысл заглавия «Отцы и дети»

1. Кризис крепостнического хозяйства. «Преобразования необходимы…»

2. Базаров – человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», неспособным решить основные проблемы эпохи.

3. Неизбежность конфликта двух поколений.

4. Идейные споры «отцов» и «детей»:

а) о путях дальнейшего развития страны;

б) о либеральном обличительстве и ниспровержении основ самодержавно- крепостнического строя ;

в) о материализме и идеализме;

г) о значении науки, искусства;

д) о народе.

5. Все принципы Павла Петровича сводятся к одному – защитить старый порядок, принципы молодого нигилиста – уничтожить этот порядок.

6. «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса» (Тургенев).

Базаров и Павел Петрович Кирсанов

1. Общее между Базаровым и Кирсановым:

а) тот и другой являются лучшими в своей среде;

б) у обоих сильно развитое самолюбие, граничащее с «сатанинской гордостью»,

в) оба не прошли «испытание любовью».

2. Что отличает их друг от друга?

а) простота, демократичность внешнего облика и привычек Базарова; изящество во всем Павла Петровича;

б) Базаров недружелюбно относится к Павлу Петровичу, но старается как можно меньше обращать на него внимания; Павел Петрович ненавидит Базарова, «возмущается всеми его мнениями, придирается к нему, насильно вызывает его на спор»;

в) в столкновениях с Павлом Петровичем Базаров никогда не противоречит самому себе, не роняет своего достоинства и поднимается даже до проявления высокого благородства (сцена спора и сцена дуэли); Павел Петрович то и дело отступает от своих аристократических «принсипов» (он вызывает Базарова на дуэль, хотя, согласно его принципам, аристократ не может драться на дуэли с плебеем);

г) Базаров – человек твердых демократических убеждений; Павел Петрович не имеет каких бы то ни было убеждений, они заменились привычками (он по привычке толкует о правах и обязанностях аристократии и по привычке доказывает в спорах необходимость принсипов).

3. Смысл сравнения Базарова с Павлом Петровичем: показать превосходство демократа над аристократом и тем самым выразить мысль о несостоятельности дворянского класса.

Любовь в жизни Базарова

1. «Испытание любовью» - одна из важнейших тем русской литературы.

2. Взгляды Базарова на это великое чувство.

3. Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия заносчивому Базарову:

а) отныне в нем живут два человека; один – убежденный противник романтических чувств, отрицающий духовные основы любви, другой – страстно и одухотворенно любящий человек;

б) уроки любви привели Базарова к кризису его вульгарно-материалистической теории;

в) скептицизм Базарова лишается непоколебимой уверенности; осознание загадочности как собственной души, так и мира в целом.

4. Болезнь и смерть Базарова как победа Базарова-человека над Базаровым-нигилистом.

5. Кто нам ближе из двух Базаровых?

Тема любви в романе «Отцы и дети»

1. Русская классическая литература – литература любви.

2. Любовь в жизни героев романа:

а) «несостоявшаяся» любовь Павла Петровича к княгине Р… и крах всей его жизни;

б) дружба Аркадия и Кати, перерастающая в спокойную и чистую любовь;

в) драматическая история любви Базарова и Одинцовой:

- взгляды Базарова на любовь как на физиологические ощущения;

- невольное уважение, выделение из круга губернских дам Одинцовой как натуры незаурядной и умной;

- писатель заставляет своего героя переживать то, что тот когда-то отвергал;

- полюбив по-настоящему, Базаров становится внутренне богаче, глубже;

- и все-таки для Базарова его убеждения дороже любви;

- обреченность любви двух сильных натур.

3. Разные «лики» любви – следствие характеров героев романа, их взглядов и жизненных установок.

Н.А.Некрасов. Тема назначения поэта и поэзии

1. «Некрасов – самый отчаянный коммунист - стоит прочесть его стихи…» - писал царский шпион Фаддей Булгарин.

2. Муза поэта – крестьянка, подвергающаяся позорной казни («Вчерашний день, часу в шестом…»).

3. Служение родине и народу – главная задача поэзии (стихотворение «Поэт и гражданин»).

4. Поэт как страстный защитник и выразитель народных интересов (стихотворение «Элегия»).

5. «Я лиру посвятил народу своему…» - оценка собственного творчества.

Н. А. НЕКРАСОВ «Кому ни Руси жить хорошо»

1. «Кому на Руси жить хорошо» - итоговое произведение Некрасова, подлинно «народная книга», над которой он работал 14 лет.

2. По широте охвата и всестороннему освещению русской жизни накануне и после реформы, по многообразию типов, по глубокому чувству патриотизма это подлинная энциклопедия русской жизни 19 века.

3. Тема произведения – поиски семью мужиками счастливого человека.

4. Изменение понятия народного счастья. Возникновение на страницах поэмы образов крестьян-бунтарей и народных заступников. Обобщенный образ революционера-разночинца Григория Добросклонова.

5. Главный вывод читателя: не поиски счастливого одиночки, а выработка программы борьбы за общенародное благо, раздумья над проблемой, как строить жизнь дальше, что делать, чтобы народ стал счастливым.

«Кому на Руси жить хорошо»

Изображение эксплуатации, угнетения и борьбы народных масс

1. Основной герой поэмы – народ.

2. Экономическое положение крестьянства после реформы (названия деревень красноречиво говорят об этом: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка – тож).

3. Беспросветная нищета и невеселое мужицкое счастье – «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями».

4. Друзья народа и его враги – Оболты-Оболдуевы, «последыши», купцы, чиновники и попы, сидящие на шее народа.

5. Безысходность крестьянской жизни, тяжесть мужицкого труда, бесправие народа и его ограбление:

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

5. Реалистичность изображения всех сторон крестьянской жизни. Отрицательные черты, присущие крестьянству того времени: забитость, невежество, низкий уровень сознания, пассивность, долготерпение.

6. Развращающее влияние дворян: холопство дворовых, рабская преданность («Люди холопского звания - сущие псы иногда»).

7. Зреющий протест крестьянства:

а) правдолюбец, бескорыстный защитник крестьянских интересов Ермил Гирин;

б) Савелий – богатырь святорусский;

в) поступки Якима Нагого и Матрены Тимофеевны – свидетельство ненависти к угнетателям.

8. Образ Гриши Добросклонова как народного заступника.

Народ – главный герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

1. Главный вопрос современной Некрасову действительности: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

2. Каковы пути, ведущие к народному счастью, - проблема, над которой поэт заставляет задуматься современников.

3. Вопрос о народном счастье – это вопрос о счастье каждого человека.

4. Образ народа – образ сложный и противоречивый:

а) Крестьяне, задумывающиеся над своей жизнью, в душе которых зреют зерна протеста (Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий – богатырь святорусский).

б) Крестьяне, безнадежно отравленные ядом крепостничества, превратившиеся в холопов (лакей Ипат, лакей князя Переметьева, «холоп примерный – Яков верный»);

в) Образ Матрены Тимофеевны – образ истинно русской женщины. В самом обездоленном и забитом существе зреет душевная гроза – возможно и близко переустройство жизни.

5. Образ Гриши Добросклонова – народного заступника – надежда на преобразование жизни.

Сатирическое изображение помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1. Изображение помещиков Некрасовым глазами крестьян.

2. «Говорящие» фамилии (Оболт-Оболдуев, Утятин, Последыш) – свидетельство иронического отношения поэта и народа к «барам».

3. Духовное убожество помещиков (Оболт-Оболдуев о себе: «Коптил я небо божие, Носил ливрею царскую, Сорил казну народную…)

4. Нежелание расставаться с крепостническими привычками.

5. Историческая обреченность крепостников.

Проблема народного счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси…»

I. Проблема народного счастья – основная проблема поэмы.

II. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

1. Жизнь крестьян до и после реформы:

а) всевластие помещиков и бесправие крестьян,

б) голод, нищета и каторжный труд,

в) невежество,

г) нравственные качества крестьян,

д) чувство собственного достоинства

е) трудолюбие, честность и природный ум,

ж) доброта и человечность.

2. Пробуждение ненависти к угнетателям.

III. «Сбирается с силами русский народ и учится быть гражданином».

Народ в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (можно по лирике)

1. Народ и родина – центральная тема в поэме Некрасова.

2. Обличение античеловеческой природы крепостничества.

3. Народ-страдалец и народ-бунтарь – две стороны жизни крестьянства.

4. Любовь и уважение поэта к народу-труженику, народу-созидателю, презрение к холопскому рабству.

5. Вера поэта в разум и силы народа, в их светлое будущее.

6. Образ «народного заступника» (Гриши Добросклонова).

7. Некрасов – поэт и гражданин.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии

    Урок
    К теме поэта и поэзии А.А. Фет обращался в течение всего своего творчества. Задача нашего урока – проследить, как развивается эта тема в стихоторениях поэта, написанных в разные годы.
  2. Как Пушкин представлял себе назначение поэта и поэзии

    Документ
      Пушкин-необычное явление в русской литературе. Вот как оценивает творчество Пушкина Белинский: "Это был не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех времен и народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная.
  3. Урок литературы в Xклассе Тема урока: Проблема о назначении поэта и поэзии в русской литературе XIX века

    Урок
    Вопрос: Как вы думаете, почему Жуковский назвал поэта ис­кусным лжецом? Вспомните, какое литературное направление было характерно в начале XIX века? (о романтизме).
  4. А. С. Пушкин о роли и назначении поэта и поэзии Сочинение

    Сочинение
    Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества.
  5. Маяковский о назначении поэта и поэзии

    Задача
    Нет, пожалуй, в мире ни одного поэта, который бы не писал о задачах поэзии. Прозой, стихами, критическими статьями - все равно. Что же до Маяковского, то ему приходилось еще и отстаивать свое поэтическое кредо, защищать свои взгляды

Другие похожие документы..