Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цифровые устройства.Основы алгебры логики и теории переключательных функций. Основы теории асинхронных потенциальных и синхронных автоматов. Асинхрон...полностью>>
'Документ'
В целях повышения эффективности расходов федерального бюджета и качества управления средствами федерального бюджета главными распорядителями средств ...полностью>>
'Реферат'
Тема работы актуальна потому, что мировая экономика сможет быть оценена по-разному, в зависимости от используемой модели, и данная оценка может быть ...полностью>>
'Документ'
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Райжилуправление" (далее - организация "Райж...полностью>>

7), Волгин О. С. (Темы 11, 12, 15, 18), Орехов А. М. (Темы 13, 16), Рудановская С. В. (Темы 6, 8), Курмелева Е. М. (Темы 3, 4, 5, 10), Тагиров Ф. В. (Темы 1, 2, 9, 14), Бондарь О. Ю. (Тема 17)

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:


ФИЛОСОФИЯ

Москва

Российский университет дружбы народов

2006

Коллектив авторов:

Гречко П.К. (Введение, Тема 7), Волгин О.С. (Темы 11, 12, 15, 18), Орехов А.М. (Темы 13, 16), Рудановская С.В. (Темы 6, 8), Курмелева Е.М. (Темы 3, 4, 5, 10), Тагиров Ф.В. (Темы 1, 2, 9, 14), Бондарь О.Ю. (Тема 17).

Философия. Учебно-методическое пособие. – М., Изд-во РУДН, 2006. – 178 с.

Подготовлено на кафедре социальной философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН.

© Коллектив авторов, 2006 г.

© Издательство Российского университета дружбы народов

сОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ФУНКЦИИ 6

ТЕМА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ: 12

МИФ, ЛОГОС И ПРОБЛЕМА МНОЖЕСТВЕННОСТИ ФИЛОСОФСКИХ КУЛЬТУР 12

ТЕМА 3. ФИЛОСОФСКИЕ КАРТИНЫ МИРА: ОТ АНТИЧНОСТИ К СОВРЕМЕННОЙ (ИНФОРМАЦИОННОЙ) ЭПОХЕ (4 ЧАСА) 19

ТЕМА 4. СУЩЕСТВОВАНИЕ И ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОСТИ 34

ЧЕЛОВЕКА, МИРА, БОГА 34

ТЕМА 5. СОЗНАНИЕ И МОЗГ: СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 42

ТЕМА 6. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ 50

ТЕМА 7. МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК 56

ТЕМА 8. НАУКА, ТЕХНИКА И ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 64

ТЕМА 9. ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 71

ТЕМА 10. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: ФОРМЫ И КРИТЕРИИ 79

ТЕМА 11. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 86

ТЕМА 12. СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА: УСЛОВИЯ, ГРАНИЦЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ 93

ТЕМА 13. СПРАВЕДЛИВОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ 99

ТЕМА 14. СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 105

ТЕМА 15. ОБЩЕСТВО И ЕГО РАЗВИТИЕ 112

ТЕМА 16. СОВРЕМЕННОЕ (ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ) ОБЩЕСТВО И ЕГО ПРОФИЛИ 120

ТЕМА 17. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ 126

ТЕМА 18. РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ИСТОРИИ 132

ПРЕДИСЛОВИЕ

В исходном своем смысле лекция есть устное изложение учебного материала или какой-нибудь темы. Что дает или что добавляет к такому изложению текст лекции? Оказывается, многое.

В противоположность текучести устного изложения текст несет с собой фиксируемость, а значит, большую структурность, внятность, дисциплинированность, прозрачность. Фиксируемость – это, по-другому, аналитичность, без которой невозможен переход от мифа к логосу в любом познавательном процессе. Точность мысли существенным образом зависит от распознаваемости выражающих ее знаков. В написанном (записанном) слове «членораздельности» больше, чем в устном. В устном языке некоторые звуки неразличимо сливаются, тогда как в тексте – языке письменном, они всегда сохраняют свою различительную самостоятельность. Текст увеличивает число различений (различий), которые легче в таком виде использовать, сохранять и припоминать. Отталкиваясь от пословицы «слово не воробей, вылетит – не поймаешь», можно сказать, что текст есть та сеть, в которую это слово все-таки попадает. Да, философия возникла в рамках устной традиции (Сократ – олицетворение философии, беседовал, говорил, а не писал), но существовать и развиваться она может только в «письменной» среде.

Будучи знаковым многообразием, текст прекрасно справляется с задачей выражения нюансов и деталей, играющих ничем не заменимую роль в философском осмыслении мира, особенно мира социального, где дифференциации и различения часто более продуктивны, чем тождества и единства. Кроме того, текст не требует немедленной реакции понимания, как в случае устной коммуникации, понимание здесь можно откладывать на лучшие времена, когда появится, будет больше свободного времени и концентрации интереса-внимания. Снимая непосредственность устного общения, но препятствуя забвению, текст ускоряет, делает более эффективным обучение.

В ходе учебного процесса у студентов/студенток появится еще один текст – конспект «живой» лекции преподавателя. Предлагаемые тексты лекций являются развернутыми конспектами (записью мыслей) самих преподавателей. Сравнение этих двух текстов, наверняка, выявить различия, требующие устранения, а заодно и углубления в изучаемый материал.

Наконец, работа с текстом и над текстом развивает умение читать и понимать – умение, высоко ценимое в любом деле, во всех областях человеческой жизни. Именно текст, его чтение и понимание развивают абстрактную понятийность – то, без чего невозможно мышление, по традиции и совершенно справедливо называемое абстрактным.

Итак, можно смело настаивать на том, что предлагаемые тексты лекций имеют вполне определенное назначение и по праву займут достойное место в учебно-методическом оснащении университетского курса философии.

Цель предлагаемого курса лекций – содействие формированию у слушателей рефлексивной («осмысленной») культуры бытия, в которой с определенностью выделяются такие составляющие, как мировоззрение, методология и продуктивное воображение. С точки зрения ценностных ориентаций речь идет о становлении трех идентичностей: собственно специалиста, гражданина и человека. Компетентность специалиста – это особая идеология, идеология профессиональной чести, доверия к разуму и его аргументам, вера в возможность совершенствования человеческой природы и т. д. Главное здесь – профессиональный долг, то есть совокупность обязательств, которые человек должен ощущать по отношению к тому делу, которым он занимается. Идентичность гражданина очерчивается национальными (нация-государство), региональными и цивилизационными ценностными ориентациями. Что касается идентичности человека, то она строится на основе экопланетарного сознания, уважения к Другому (и другому), общечеловеческих ценностей, перспективы возвышения человека до Человека. В ней индивид сориентирован – в мыслях, чувствах и делах – на горизонты самой глубокой (homo sapiens) своей сущности. Для образования в современном мире одинаково важны все названные идентичности, но если выстраивать их по ранжиру, искать ведущую, то несомненно выйдем на идентичность человека. Потенциал открытости и взаимозависимости в ней самый большой – должен выдержать все вызовы современности.

Зав. кафедрой социальной философии,

доктор философских наук, профессор

Гречко П.К.

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ФУНКЦИИ

  1. Что может дать человеку философия?

  2. Философия, миф и религия как типы мировоззрения

  3. Предмет философии и ее основные функции философии

  4. Основные разделы философии

1. Что может дать человеку философия?

Когда Вы приезжаете в незнакомый город, где люди говорят на незнакомом языке, Вам нужна карта. Без карты Вам предстоят долгие бесцельные блуждания. А если этот город не похож ни на один из тех, где Вы бывали, если все Вам непонятно и трудно что-либо наверняка сказать наперед – как Алисе, оказавшейся в Стране Чудес, – то не ясно даже в каком направлении сделать следующий шаг.

Мир, в котором мы живем, – это тот самый незнакомый город, живущий по своим, не всегда понятным нам законам. Философия может помочь Вам набросать карту этого города. Можно, конечно, послушать, что скажут другие люди и строить свою жизнь по программе, которую написал кто-то другой, но еще Сократ (ок. 470-399 до н. э.) сказал, что непознанная жизнь не стоит того, чтобы ее прожить.

Как же может философия помочь человеку обрести такую жизнь, чтобы ею вообще стоило жить? Философия ставит самые глубокие и животрепещущие вопросы, причем ставит их ребром, вынуждая человека искать на них ответ. Надо честно признаться в самом начале нашего разговора: если человеку еще не приходилось всерьез и, может быть, до боли задумываться о смысле или бессмысленности собственного существования, дружелюбии или враждебности мира, справедливости и несправедливости общества и государства, – то для большего покоя и комфорта ему было бы лучше обойти эти вопросы стороной. Ибо знание ранит, а блаженны несведущие. Но человека то и отличает от животного, что он стал выше мира инстинктов и рефлексов, что его поведение направляется еще и разумом. И нельзя однозначно сказать, выиграл ли от этого человек или проиграл. Одни философы готовы были едва ли не молиться на свет разума, другие называли человека больной обезьяной. И не важно, кто прав в этом споре. Человек, конечно, может вести себя неразумно (что он, как порой кажется, обычно и делает), но он наделен этой способностью – разумом – это его судьба, и от этого никуда не деться.

Стало быть, если человек – уже не просто животное, если судьба наделила его разумом, то каждый выбор, который человек делает, должен быть разумным. То есть осознанным, ответственным. И едва ли уместно оправдываться тем, что этот выбор сделал за человека кто-то другой. Ж.-П. Сартр (1905-1980), к примеру, утверждал, что человек всегда и во всем свободен, но его свобода всегда подразумевает и ответственность за свободный выбор. Только поступок, являющийся результатом свободного, осознанного и ответственного выбора может называться доподлинно человеческим, только такой поступок отличает человека от растения или робота.

А из чего исходит человек, когда совершает свой собственный рациональный выбор? Разумеется, из цели, которую он стремится достичь в результате своего поступка или целой цепочки действий. Цели у людей различны, различны бывают и пути достижения одной и той же цели. Но почему один человек ставит перед собой такие-то цели, а другой – совершенно иные? Можно сказать: ситуации бывают разные. Но в схожих ситуациях люди не всегда ведут себя одинаково, не всегда устремляются к одной и той же цели. То, что лежит в основе выбора цели, глубже, чем просто ситуация или среда. Люди порой ставят перед собой различные цели даже в схожих ситуациях, поскольку они являются носителями различных наборов ценностей. Что хорошо, что плохо, что правильно, что неправильно – это предписывается той системой ценностей, которая для нас наиболее значима. Ценности предписываются традицией, передаются через воспитание, усваиваются через общение с другими людьми или же, что тоже порой случается, устанавливаются самим человеком, который своей жизнью их выстрадал.

Спросим же себя, существует ли что-то, что стоит за ценностным миром того или иного человека. Или же ценности – это предельная реальность, которая влияет на нашу деятельность? Мы недаром говорим о системе ценностей: ценности у человека не должны быть свалены в кучу (иначе как они помогут организовать жизнь, сами не зная порядка?), они образуют единое упорядоченное целое – ценностный мир, живущий по определенным законам и имеющий определенную иерархию. И вершиной этой иерархической пирамиды ценностей, сердцем ценностного мира, с которым в идеале соотносится любая ценность, выступает смысл жизни. Конечно же, мы не возьмем на себя ответственность говорить об универсальном, раз и навсегда данном смысле жизни для всех людей. Возможно, что такого универсального смысла жизни и не существует. Но человек ищет смысл своей жизни, находит или изобретает, конструирует его и, отталкиваясь от этого смысла, выстраивается система ценностей, которая в свою очередь предопределяет набор целей, исходя из которых человек совершает тот или иной конкретный выбор.

Известно, что если бы сороконожка всякий раз задумывалась о том, куда поставить ту или иную лапку, то она бы вообще не сдвинулась с места. Автоматизм, до которого мы доводим определенные формы нашей деятельности, – необходимая сторона нашей жизни. Однако даже когда человек не вспоминает о смысле жизни, подспудно, невидимый тот все равно тайно присматривает за человеком. Но идти самому и быть всегда лишь ведомым за руку – это разные вещи. Философия дает человеку шанс познать непознанное, осознать неосознанное, открыть то главное, ради чего он живет, и принять либо критически пересмотреть смысл своей жизни.

2. Философия как тип мировоззрения

Чтобы рассуждать о том, зачем мы в этом мире, необходимо, во-первых, знать, что из себя представляет мир, а во-вторых, – какое место в нем отведено нам. Система наиболее общих взглядов на мир и на место человека в этом мире называется мировоззрением. Философия существовала не всегда, она – лишь один из исторических типов мировоззрения. Наряду с философией в качестве исторических типов мировоззрения принято выделять мифологию и религию.

Мифология – самый древний тип мировоззрения. Он сопутствует человеку с самой зари существования последнего. Ведь человек начал вопрошать о смысле собственного существования, как только стал человеком. Или наоборот: человек и стал человеком, когда стал задаваться этим вопросом. И первые ответы на него дала мифология. Несведущий человек, порой, готов смеяться над наивностью мифа, но миф – это не просто набор суеверий или байки о богах и героях. Миф – это способ познания мира и это система знаний о мире, он не ниже и не выше науки, он качественно иной, у него своя логика, подчас непонятная современному человеку. То, что наука объясняет с помощью абстрактно-теоретических понятий, миф описывает в чувственно-образных формах, выстраивая вокруг человека вселенную из множества символов. Для мифа также характерно целостное, нерасчлененное восприятие мира. Человек не противопоставляет себя природе и космосу, он – часть этого мира, где одними и теми же тропами ходят люди, звери, духи предков и боги.

Мифы существуют и по сей день. И сегодня жизни множества людей в той или иной мере определяются мифологическим сознанием, новыми мифами, возникшими уже в XX и в XXI вв.

Религиозное сознание формируется на основании мифологического. Между религией и мифом очень много общего. Религия строится на мифах, вокруг мифов, создает свои собственные мифы. Так же как и в мифе, в религиозном мировоззрении мир представлен в первую очередь в виде чувственно постигаемых образов. Однако для религий, достигших зрелости, как правило, свойственно разделение целостного мира на два (так называемое «удвоение мира»): на мир небесный, вечный, божественный и мир людей, земной, мир, где время стирает все. И главная задача человека – приблизиться к божественному миру вечности.

Религиозное мировоззрение, так же как и мифологическое, – догматично. То есть религия очень ревностно следит за сохранением вполне определенных форм истины. Есть, к примеру, в христианстве догмат о троичности Бога, и если человек – христианин, то он не должен ставить его под сомнение, иначе его признают отступником, еретиком.

В отличие от мифа и религии философия принципиально адогматична. То есть ни одна философская истина не должна приниматься как истина в последней инстанции, из чьих бы уст она ни исходила. Уместно вспомнить знаменитое высказывание Аристотеля (384-322 до н. э.) об учении своего учителя Платона (427-347 до н. э.): «Платон мне друг, но истина дороже». Слепую веру в авторитеты Ф. Бэкон (1561-1626) называл одним из идолов, препятствующих достоверному знанию.

Другое очень важное различие между мифом и религией, с одной стороны, и философией, с другой, заключается в самом способе философского познания мира. Философия, как правило, предпочитает образному мышлению – понятийное, чувствам и вере – разум. Это роднит философию с наукой. Данное родство, кстати, – предмет отдельного спора: «считать ли философию наукой?». Исторически предлагались различные варианты ответа. Первая точка зрения сводится к тому, что философия должна быть наукой в строгом смысле слова, а любая философия, которая не отвечает критериям научности, – это даже и не философия, а, скорее, поэзия или рассуждение на уровне мнения. Менее категоричные философы утверждали, что философия – это особая наука, существующая по своим законам и к которой неприменимы многие требования, которые мы предъявляем обычной науке. А ряд философов, не столь убежденных в могуществе разума и идеале «научности», склонялись к мысли, что философия вообще не является наукой, а есть некая специфическая форма знания, познавательной деятельности человека.

Как бы то ни было, между философией и наукой наличествует еще и генетическое родство – многие науки когда-то зародились внутри системы философского знания, а впоследствии, сформировавшись как самостоятельные дисциплины, обрели независимое существование.

Есть, однако, одно качество, которое отличает философию от большинства современных наук и сближает с религией и искусством. О чем бы ни рассуждала философия, она, в конечном итоге, всегда выходит на человека и на смысл его существования, ибо это – самый фундаментальный предмет ее исследования.

3. Предмет философии и ее основные функции

Само слово «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Считается, что впервые это слово употребил Пифагор (ок. 580-500 до н. э.). Однако еще с древних времен стали разделять мудрость и просто знание о чем-то. Как утверждал другой древнегреческий философ Гераклит (ок. 544-483 до н. э. или ок. 520-460 до н. э.), многознание уму не научает. А с точки зрения Платона, философ – это даже и не мудрец, он где-то между мудрецом и глупцом. Платон говорил, что мудрец уже обладает мудростью, а глупец потому и глупец, что не в состоянии ее оценить. Философ же стремится к мудрости, пылая к ней небесной любовью.

Философия есть стремление к истине, но не всякое стремление к истине философично. Есть конкретные истины, истины фактов, их постигают конкретные науки. Та же истина наиболее философская, которая наиболее универсальна, то есть может быть применена к наибольшему числу людей, вещей, явлений, но при этом она не должна быть пустой для человека, а наоборот – глубокой и актуальной, задевающей его за живое.

Таким образом, обобщая вышесказанное, мы можем заключить, что философия это специфическая форма духовной деятельности людей, направленная на познание мира в его целостности и многообразии, а также человека и их взаимоотношений. Отсюда следует, что предмет философии комплексен и многолик, как многолики мир и человек, что, однако, не должно нарушать единство философского знания. Предмет философии заключается в:

  • исследовании наиболее фундаментальных вопросов бытия (при этом слово «бытие» понимается, с одной стороны, как целокупность сущего, все что есть, мироздание в его целостности, мир как таковой, а с другой – как специфический способ существования чего-либо – того или иного явления или человека);

  • исследование наиболее фундаментальных вопросов познания (таких как: способы познания мира, природа истины, возможные границы познавательной деятельности человека);

  • изучение наиболее глубоких проблем бытия человека;

  • исследование основных принципов существования и развития общества.

Та или иная вещь может быть либо бессмысленной, либо полезной для нас (поскольку наличие некоего смысла – это предпосылка возможной полезности или же ее результат). Когда мы говорим, в чем сущность, суть той или иной вещи, мы обычно подразумеваем, зачем она нужна. То, зачем та или иная вещь нужна – Богу, природе, обществу или ее обладателю – это функция вещи.

Будучи формой духовной деятельности, философия выполняет ряд функций, связанных как с самим процессом постижения мира, так и с критикой социального порядка, с изучением истинно человеческого в человеке. Существует много классификаций функций философии; обобщая, можно выделить следующие основные функции:

  1. Мировоззренческая функция. Наряду с мифом, религией, искусством философия формирует мировоззрение человека, объясняя ему, что собой представляет мир в целом.

  2. Гуманистическая (она же аксиологическая) функция. Поскольку философия обращена на человека, она помогает ему глубже познать самого себя, обнаружить человека в себе, исследовать мир смыслов и ценностей, которыми он руководствуется.

  3. Эвристическо-методологическая функция. Поскольку предметы исследования различных наук различаются, различаются и методы их изучения. У каждой науки есть свой собственный метод, но существуют также общие научные методы, которые конкретизируются каждой наукой применительно к собственному предмету исследования. Эти методы не могут быть созданы отдельно взятыми науками в силу их ограниченности собственным предметом, зато на это способна философия, стремящаяся к постижению мира в его целостности. В основе методов современных наук лежат, к примеру, рассуждения выдающихся философов Нового Времени – Френсиса Бэкона и Рене Декарта.

  4. Прогностическая функция заключается в способности философии вскрывать тенденции развития человека и общества, направлять его и предупреждать о возможной опасности. Собственно говоря, практическая ценность любого знания – именно в том, что оно служит основанием для деятельности с относительно предсказуемым результатом.

  5. Критическая функция. Как уже было сказано раньше, философия адогматична, то есть любые философские решения той или иной проблемы могут быть пересмотрены. Поэтому без обоснованной критики несостоятельных или устаревших теорий философия не смогла бы ни существовать, ни развиваться, а главное – она оказалась бы неспособной отвечать на вызовы современности современными же средствами и языком. Кроме того, философия – это едкое жало, которое человек направляет туда, где особенно очевидно несовершенство. Критиковать мироздание как оно есть было бы довольно бессмысленной затеей, поскольку критики достойно лишь то, что может быть изменено, и философ обращает свою критику на себя, на человека, на общество и его культуру.

  6. Социальная функция. Хотя человек существует в физическом, природном мире, его непосредственной средой обитания является социальная реальность. В обществе человек рождается, формируется и становится человеком. Любой порок, изъян в общественной жизни может отдаваться невыносимой болью в сердце (или в желудке) человека. Ритмы жизни общества тесно связаны с жизнью отдельно взятого человека. Философия должна помочь человеку, во-первых, глубже постичь общество, в котором он живет, во-вторых, вскрыть его наиболее злокачественные опухоли и, в-третьих, предложить возможное лекарство для его исцеления.

4. Основные разделы философии

Философское знание целостно, но, поскольку предмет философии в своем единстве весьма многообразен, принято выделять в философии несколько разделов, которые называются философскими дисциплинами. Основными разделами философии можно считать онтологию, гносеологию, социальную философию, этику, эстетику, аксиологию, философскую антропологию и историю философии.

Онтология переводится с древнегреческого как учение о бытии. Другими словами, онтология – это философское вопрошание о том, как устроен мир, как он существует и развивается, о природе реальности как таковой. Ответ на вопрос «кто мы есть?» тесно связан с решением загадки «что такое мир?», поскольку мир – это то, где мы есть, и то, благодаря чему мы вообще можем быть.

Гносеология (от древнегреческого «гносис» – знание) представляет собой философское учение о познании. То, как, по нашему мнению, устроен мир, и то, как нам следует его изучать, – две стороны одной медали. Чтобы получить удовлетворительное знание о мире, нужно руководствоваться должными эвристическими (познавательными) принципами, а то, какое познание в наибольшей степени способно приблизить нас к истине, в свою очередь, предопределяется природой самой реальности. Синоним понятия гносеология – эпистемология.

Философия тесно связана с метафизикой (букв. «то, что после физики»). По сути говоря, метафизика объединяет в себе как онтологию, так и гносеологию, ставя вопросы о глубочайших (сверхфизических) первопричинах мира и принципах его постижения. Аристотель считал учение о первоначалах мира – первой философией, на которую должны опираться все прочие философские изыскания. Р. Декарт (1596-1650) рассматривал метафизику как корни древа знания, стволом которого является физика – учение о природе, – а ветвями – все остальные дисциплины. И. Кант (1724-1804) же, напротив, называл метафизические идеи химерами, фантазиями разума, отвлеченного от чувственно постигаемой стороны явлений, знание которой может рассматриваться как единственно достоверное.

Социальная философия – это философское учение об обществе, его истоках, формах, структуре и развитии. Социальная философия включает в себя все философское знание о социальной реальности, представленное философией истории, философией политики, философией культуры, философией религии и т. д. К социальной философии тесно примыкают этика и аксиология.

Этика есть философское учение о морали. Слова этика и мораль восходят к двум древним языкам – древнегреческому и латинскому, где они означают одно и то же: обычаи и нравы общества. Однако наряду с синонимичным использованием этих понятий в философии принято подразумевать под моралью систему нравственных норм и принципов, а под этикой – философское осмысление и анализ этой системы.

Аксиология в переводе с древнегреческого означает учение о ценностях. К ценностям относится все, что ценно для человека, все, к чему он стремится в своей жизни, все, чем он руководствуется в своей жизнедеятельности. Жить без ценностей человек не может, в такой ситуации все становится равным образом бессмысленным; если человек ниспровергает старые ценности, их место занимают другие. Ценностный мир организован в иерархическую систему, где одни ценности являются определяющими для других.

Эстетика – это раздел философии, изучающий прекрасное как таковое, способы его постижения, а также многочисленные формы художественного творчества, где человек создает по законам красоты и гармонии. При всей культурно-исторической обусловленности этих форм и законов для философии очень важен вопрос о том, стоит ли что-то универсальное за местной спецификой в понимании красоты, и если да, то каковы могут быть эти всеобщие принципы красоты.

«Антропос», как известно, означает человек. Антропология, соответственно, – это учение о человеке. Все, что есть специфически человеческого в человеке, его «человечность» представляет собой предмет антропологии. Поскольку антропология включает в себя все знание о человеке, философская антропология – одна из ее форм. Наряду с философской антропологией существует, например, религиозная. В рамках же самой философской антропологии как философском учении о человеке можно выделить социальную антропологию – учение о человеке как социальном существе.

У всякого знания есть своя история. История философии открывает перед нами величественную картину развития философской мысли, философских терзаний, борений, панораму того, как одно философское видение мира сменяло другое, а, кроме того, показывает, как из эпохи в эпоху (сменяя маски, адаптируясь к новым культурным условиям и актуализируясь очередными вызовами, брошенными историей) переходили одни и те же фундаментальные философские вопросы, которые недаром называются вечными.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вводный курс лекций москва Российский университет дружбы народов 2006 Коллектив

    Курс лекций
    Гречко П.К. (Введение, Тема 7), Волгин О.С. (Темы 11, 12, 15, 18), Орехов А.М. (Темы 13, 16), Рудановская С.В. (Темы 6, 8), Курмелева Е.М. (Темы 3, 4, 5, 10), Тагиров Ф.

Другие похожие документы..