Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебная программа курса'
Учебная программа по дисциплине «Международный менеджмент» (УМКД №711) составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного ста...полностью>>
'Документ'
Мета інтегрованого предмета: формування в учнів свідомого ставлення до свого життя і здоров’я, оволодіння основами здорового способу життя, життєвими ...полностью>>
'Документ'
Идут года, столетия, а имя Михаила Васильевича Ломоносова растет и ширится по всему миру. Пожалуй, нет области знаний, где не проявился бы гений вели...полностью>>
'Документ'
Развитие системы профессионального образования должно исходить из того, что вся система воспроизводства трудового потенциала страны получает новый со...полностью>>

Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Предложения по актуальным вопросам

социально-экономической стратегии России до 2020 года

Проект

Для обсуждения

Доклад экспертной группы №8

«Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе»

Оглавление

1. Основные выводы и рекомендации: 2

2. Состояние сферы образования и социализации детей. Основные проблемы и вызовы 3

2.1. Достижения и заделы 4

2.1.1 Доступность образования 4

2.1.2 Качество образования 4

2.1.3 Кадровые, нормативные, инфраструктурные условия 5

2.2 Сегодняшние вызовы: обостряющиеся проблемы и негативные тенденции 6

2.2.1 Недостаточная доступность услуг дошкольного образования 6

2.2.2 Ухудшение качества педагогического корпуса 7

2.2.3 Региональная дифференциация 8

2.2.4 Дифференциация на уровне школ 9

2.2.5 Образовательные сети не соответствуют особенностям расселения 10

2.2.6 Стагнация внешкольного образования и воспитания 10

2.2.7 Незавершенность институциональных реформ 11

2.2.8 Качество и содержание образования, единый государственный экзамен 12

2.3 Завтрашние вызовы: риски архаичности и снижения конкурентоспособности 14

2.3.1 Кризис традиционной модели детства 14

2.3.2 Утрата формальным образованием монополии на образование и социализацию 14

2.3.3 Разрушение корпуса всеобщих культурных образцов 15

2.3.4 Становление нового технологического уклада 16

3. Сценарии развития и предлагаемые меры 18

3.1 Реставрационный сценарий 18

3.2 Стабилизационный сценарий 20

3.3 Модернизационный сценарий 21

3.4 Инновационный сценарий 25

3.5 Институциональные меры 27

3.6 Проекты (Программы) 29

1. Основные выводы и рекомендации:

  • По доступности среднего полного образования Россия входит в число лидеров. Уровень знаний и умений наших школьников по ряду предметов выше уровня учащихся многих развитых стран, достаточно высок уровень теоретической подготовки учителей, началось обновление инфраструктуры общего образования.

  • Основные проблемы образования сегодня – недостаточный охват дошкольным образованием; высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности; значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных; недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ.

  • Причины обостряющихся проблем – неразвитость системы поддержки раннего развития детей, ограниченное предложение услуг дошкольного образования, ухудшение качества педагогического корпуса, рост межрегиональных и межшкольных различий в качестве образования, стагнация системы дополнительного образования и воспитания. Образование перестало выполнять функцию социального лифта, оно начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию. Сеть образовательных учреждений не соответствует особенностям расселения, а содержание и формы образования – изменившимся запросам населения. При этом механизм единовременного обновления содержания образования через введение новых стандартов не работает.

  • Не завершены институциональные реформы. Содержание и объем социальных обязательств государства в сфере образования недостаточно конкретизированы. Система образования «устала» от постоянных изменений и новых инициатив, усиливается имитация реформ. Ограничены автономия и возможность принятия эффективных решений на региональном, муниципальном и школьном уровнях. Соответственно, отсутствуют механизмы обратной связи и самокоррекции, которые позволяли бы системе оперативно адаптироваться к особенностям внешней среды.

  • Проблемы с ЕГЭ, который должен был стать частью национальной системы оценки качества образования (СОКО), являются последствиями и примером частичного решения задач. Необходимо создание полноценной национальной СОКО, включающей разнообразные механизмы оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений.

  • Глобальные вызовы образованию завтрашнего дня: школа утратила монополию на образование и социализацию детей и не умеет опираться на изменившиеся механизмы взросления и семейного воспитания. Система образования не успевает обновляться, чтобы отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семей и детей.

  • Целями нового этапа развития образования должны стать: обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка, усиление вклада образования в инновационное развитие России, ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной и технологической среды.

  • Чтобы решить острые проблемы сегодняшнего образования и ответить на вызовы завтрашнего дня необходимо завершить начатые институциональные преобразования и не запускать новые. В среднесрочной перспективе развития системы образования акцент должен быть перенесен с реформы институтов и укрепления инфраструктуры на достижение нового качества образовательных результатов.

  • На период до 2020 года приоритетными образовательными результатами должны стать: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок. При этом, необходимо обеспечить базовую успешность КАЖДОГО школьника, не допуская выхода из школ молодых людей без основ грамотности в области естественных и гуманитарных наук, без базовых социальных компетентностей.

  • Предметом образовательной политики следует считать не столько систему школ и дошкольных образовательных учреждений, сколько всю сферу образования и социализации молодого поколения.

  • Наиболее реалистичным сценарием развития сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе является модернизация школы, направленная на расширение ее социально-культурных функций, обновление содержания образования, улучшение преподавания в соответствии с новыми вызовами цивилизации. В то же время наиболее перспективным будет сценарий, при котором, наряду с традиционными институтами, специальную поддержку государства получит сфера неформального (открытого) образования и социализации.

2. Состояние сферы образования и социализации детей. Основные проблемы и вызовы

В условиях сокращения численности населения именно качество человеческого потенциала может позволить России быть конкурентоспособной и адекватно ответить на вызовы постиндустриальной эпохи. Один из ключевых факторов качества человеческого капитала – образование и социализация детей. Сегодняшние дети и подростки — это наиболее социально-активная часть российского общества и кадровый потенциал экономики следующих десятилетий. В то же время образование – весьма ценный ресурс для самого человека, его самореализации. Но только школьным образованием не ограничивается, и уж точно – не обеспечивается позитивная социализация человека.

2.1. Достижения и заделы

2.1.1 Доступность образования

По формальным показателям уровень образования населения России – один из самых высоких в мире. Российская система дошкольного и школьного образования обеспечивает его доступность на уровне стран с высоким ВВП на душу населения. Доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет в России менее 2% (один из самых низких показателей среди стран ОЭСР). Одной из самых низких (9%) является в России и доля лиц с основным общим образованием (по Международной стандартной классификации образования это «образование второго уровня»). Меньший показатель в странах ОЭСР зафиксирован только в США и Израиле.

По доле населения, имеющего образование не ниже среднего профессионального, Россия (47%) уступает только Канаде (48%), значительно опережая остальные страны ОЭСР, а по доле населения с высшим образованием превышает средние показатели в этих странах. Россия опережает страны ОЭСР и по доле населения, успешно завершившего обучение на всех уровнях.

Структура населения по уровню образования

Третичное образование – это среднее профессиональное образование, вузы, аспирантура и т.д. В I группу стран (здесь и далее) входят 19 стран с уровнем годового подушевого дохода более 28 тыс. долл. по ППС, во II группу — 20 стран с уровнем годового подушевого дохода в 11–28 тыс. долл., включая Россию, в III группу — 16 стран с уровнем дохода менее 11 тыс. долл.

2.1.2 Качество образования

Уровень знаний и умений российских школьников по ряду предметов выше уровня учащихся многих стран. Российские дети демонстрируют высокие результаты в международных исследованиях качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS) и чтения (PIRLS). Согласно результатам исследования PIRLS, в 2006 году российские школьники четвертых классов (выпускники начальной школы) продемонстрировали самые высокие результаты среди сверстников из 40 стран мира по умению читать и понимать тексты. Более 60% российских четвероклассников достигли высокого уровня понимания текстов, из них 19% – самого продвинутого уровня читательской компетентности.

Распределение учащихся четвертых классов по группам (уровень достижений по чтению, PIRLS-2006)

Страны выделены по уровню дохода так же, как на предыдущем рисунке

Результаты международных исследований в области математического и естественнонаучного образования (TIMSS 1995, 1999, 2003 и 2007 годов) показывают, что средний уровень подготовки российских школьников 4 и 8 классов по естественнонаучным и математическим предметам устойчиво превышает средние международные показатели. Российские школьники отстают лишь от лидирующей в мире группы стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Корея, Сингапур).

Российские одаренные школьники показывают хорошие результаты на международных олимпиадах. Так, на математической олимпиаде 2011 года российская сборная заняла 4 место среди 101 страны, по химии - 3-е, по информатике - 2-е, по физике - 10 место.

2.1.3 Кадровые, нормативные, инфраструктурные условия

Российские школы не уступают странам с высоким уровнем ВВП и по показателям теоретической подготовки учителей. Согласно исследованию TEDS-M (Teacher Education Study in Mathematics – международный проект по изучению систем педагогического образования и оценки качества подготовки учителей начальной школы и учителей математики средней школы), в 2008 году результаты российских студентов педвузов превышали средние международные показатели. Будущие российские учителя начальной школы уступили в знании математического материала только студентам Тайваня, Сингапура и Швейцарии, а по методике преподавания математики – Сингапуру, Тайваню, Норвегии, США и Швейцарии.

В последние годы началось обновление инфраструктуры общего образования. Выделение средств на улучшение материально-технической базы учреждений и закупку оборудования в рамках Национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» способствовало росту доли общеобразовательных учреждений, условия обучения в которых соответствуют современным требованиям (с 14% в 2006 г. до 66% в 2010 г). Однако известно, что вложения в инфраструктуру прямо не ведут к повышению уровня образовательных результатов.

В последние годы удалось продвинуться в институциональных реформах, основные направления которых были определены в 2000-е гг. В настоящее время завершается формирование нормативной базы, обеспечивающей реализацию в системе образования современных организационных и экономических механизмов. В большинстве субъектов России вводится новая система оплаты труда, нормативно-подушевое финансирование, развивается практика публичной отчетности образовательных учреждений и участия общественности в управлении (управляющие советы). Принятие подготовленного проекта закона «Об образовании в Российской Федерации» должно закрепить новую модель российской системы образования.

Возрастает активность семей в образовании детей. Российские родители стали активнее заниматься с детьми видами деятельности, которые обеспечивают готовность к овладению навыками, необходимыми для успешного обучения в школе. По данным исследования PIRLS (2006 г.), родители 75% учащихся активно обучали своих детей чтению в дошкольный период.

Родители все более ответственно подходят к выбору школы, уделяют много внимания поддержке обучения детей в начальных классах. На ступени основной школы вовлеченность родителей в образование детей, как правило, снижается, зато в старшей школе отмечается заметный рост готовности семей оплачивать дополнительные образовательные услуги и услуги репетиторов. Улучшилась ситуация с наличием в семьях книг, журналов, компьютеров. Развиваются всевозможные родительские клубы и сообщества, ориентированные на задачи воспитания и образования.

***

Сегодня в России решена базовая проблема доступности образования. В отдельных направлениях существуют очаги высокого качества образования. Вместе с тем ряд слабых сегментов сферы образования и социализации, а также негативные тенденции в традиционно сильных сегментах создают риск снижения качества и конкурентоспособности российского образования.

2.2 Сегодняшние вызовы: обостряющиеся проблемы и негативные тенденции

2.2.1 Недостаточная доступность услуг дошкольного образования

По охвату услугами дошкольного образования Россия находится на уровне развивающихся стран. По данным Росстата, охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольными образовательными учреждениями составил около 60%. По данным Министерства образования и науки, охвачены услугами дошкольного образования 76% детей в возрасте 5-7 лет. Для сравнения, в большинстве ведущих европейских стран (OECD Starting Strong II, 2006) система дошкольного образования охватывает 100% детей этого возраста. В последние годы ситуация с доступностью услуг дошкольного образования улучшается, но сохраняет свою остроту.

Одной из причин низкого охвата детей дошкольным образованием является недостаток учреждений. По данным Министерства образования и науки с 1995 по 2009 год число детских дошкольных учреждений в стране сократилось с 68,6 тыс. до 45,3 тыс. при одновременном росте рождаемости с 2000 года в среднем по 2,3% в год. В отдельных субъектах Российской Федерации в 2010 году дефицит мест превышал 10 % от приема в дошкольные учреждения. Такая ситуация является источником социального напряжения.

Пик потребности в местах в дошкольных образовательных учреждениях придется на 2015 г., после чего начнется постепенное сокращение численности детей дошкольного возраста. В такой ситуации «опережающее» инвестирование в строительство традиционных дошкольных учреждений вряд ли можно признать эффективным. При этом не получают широкое распространение механизмы субсидирования услуг дошкольного образования в негосударственных образовательных организациях, различные формы частно-государственного партнерства (концессия и др.). Практически не развивается сектор услуг психолого-педагогической поддержки семей с детьми, особенно в возрасте от 0 до 3-х лет.

2.2.2 Ухудшение качества педагогического корпуса

В России практически не происходит обновление педагогического корпуса. Доля учителей пенсионного возраста за 2002-2010 гг. выросла с 11 % до 18 %, а доля педагогов до 30 лет - всего на 13%.

Для российского образования характерен так называемый двойной негативный отбор кадров: когда в педагогические вузы идут не «по призванию», а в связи с тем, что не удалось поступить в более престижные учебные заведения, а лучшие выпускники педвузов, в силу низкой привлекательности условий труда (заработная плата, отсутствие пространства карьерного роста и т. д.), не идут работать по специальности.

По данным Мониторинга качества приема в государственные вузы в 2011 году, в некоторые педагогические вузы поступили выпускники, набравшие по ЕГЭ всего 32 балла из ста. Ежегодно 1-2 новых учителя появляются лишь в 60% школ, в остальных 40% педагогический состав не пополняется молодежью. В целом обновление контингента учителей происходит темпами не более 2-4% в год. Значительная часть молодых учителей не закрепляются в системе образования. При этом практически все вакансии педагогических работников заняты.

Основной причиной низкой сменяемости кадров является недостаточное пенсионное обеспечение педагогов. Сегодня доход работающего учителя и пенсионера отличается в 4 раза. При таких условиях учителя стремятся работать в школе до «последнего дня», препятствуя тем самым естественному обновлению кадров.

При значительной доле учителей пенсионного возраста и крайне медленном обновлении кадрового состава педагогических работников вложения в повышение их квалификации не могут быть эффективными. Существующая модель подготовки избыточного количества будущих учителей в специализированных вузах не позволяет преодолеть двойной негативный отбор и не обеспечивает профессиональную компетентность учителя, соответствующую современным требованиям.

Ключевым фактором, определяющим негативные тенденции, является низкая заработная плата педагогов. По данным мониторинга «Наша новая школа» за 2010 год, средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений в России составляет около 13,8 тыс. руб. (средняя зарплата по экономике, согласно данным Росстата, составляет около 24,1 тыс. руб.). Только в 10% субъектах РФ зарплата учителей достигает или превышает среднюю заработную плату по экономике региона.

Начатый в 2011 г. проект модернизации региональных систем школьного образования, имеющий в качестве главной цели повышение зарплаты учителей, к сожалению, не позволит быстро, системно и устойчиво решить проблему. В соответствии с соглашениями по реализации проекта, заключенными региональными органами управления образованием с Министерством образования и науки РФ, лишь в 47% регионов уровень средней зарплаты педагогов будет доведен до среднего значения по экономике региона. В 43% субъектов даже 30%-ное повышение зарплаты в 4 квартале 2011 года не позволит достигнуть среднего по экономике уровня.

Сегодняшняя «привязка» заработной платы учителей к средней по региону является довольно спорным решением с точки зрения социальной справедливости (равную оплату за равный труд) и может усиливать дифференциацию между региональными системами образования. При этом более высокий уровень оплаты не приведет к немедленному повышению качества работы учителей, поскольку восстановление трудовой лояльности и овладение современными технологиями требует изменения сложившейся профессиональной культуры. В среднесрочной перспективе повышение зарплаты без решения проблемы пенсионного обеспечения может привести к замедлению качественного обновления учительского корпуса.

2.2.3 Региональная дифференциация

Усиливаются различия территориальных систем образования по доступности и качеству образовательных услуг, наличию ресурсов. По расходам на 1 учащегося в 2009 году регионы различались в 2,7 раз (с учетом паритета покупательной способности). Существует выраженная дифференциация регионов по уровню зарплаты учителей: от 46 тыс. руб. (Ненецкий АО) до 7,4 тыс. руб. (Курганская область). Доля обучающихся в современных условиях колеблется от 88% (Тюменская область) до 2,6% (Дагестан) и в среднем по России составляет 27%.

Регионы заметно различаются по масштабу внедрения в образовании организационно-экономических механизмов (моделям новых систем оплаты труда, нормативно-подушевого финансирования), наличию управленческих, финансовых и кадровых ресурсов для осуществления модернизации. Эта ситуация создает риск неравенства в доступе к конституционно гарантированному качественному образованию для детей из разных регионов России, риск появления в регионах архаичных и ветхих систем образования.

Текущая централизованная и унифицированная образовательная политика не учитывает экономические, географические, социокультурные и этнокультурные особенности регионов, чем вызывает напряженность, как в среде работников образования, так и у населения. Возникают риски отчуждения семей от официальной системы образования.

2.2.4 Дифференциация на уровне школ

На фоне общего роста имущественной и культурной дифференциации населения становится все более заметной и тенденция дифференциации школ по качеству образования. В отдельных субъектах Российской Федерации до трети детей обучается в школах, в которых до 50% выпускников 11-х классов в 2011 году получили по ЕГЭ по математике не более 45 баллов. Выделяется сегмент школ (как сельских, так и городских), стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования. В разных регионах России количество таких учреждений составляет от 4-5% до 25%.

В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. Положение усугубляет негативная селекция – уход в другие школы наиболее перспективных учеников из благополучных семей и приход проблемных и неуспешных. Все это порождает конкуренцию за места в школах с высоким качеством образования, что нередко приводит к выстраиванию системы барьеров при поступлении и селекции обучающихся, создает почву для коррупции. Образование перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию.

На региональном и муниципальном уровне сложилась традиция поощрения школ с высоким качеством образования, предполагающая их более высокое финансирование. Такие школы получили поддержку и в рамках национального проекта «Образование». Приоритетное направление ресурсов в сектор успешных школ увеличивает их разрыв с отстающими школами, где концентрируются дети из семей с низким социальным и культурным капиталом. Этот тренд один из наиболее опасных в современном образовании, он ведет к разрушению образа общедоступной качественной школы, к формированию сегмента учреждений, которые будут нуждаться в глубокой социальной и педагогической реабилитации.

2.2.5 Образовательные сети не соответствуют особенностям расселения

В России продолжается активная урбанизация: численность населения крупных городов растет, а малых и средних – сокращается. Увеличивается доля мельчайших сел (с числом жителей менее 500 человек), происходит их обезлюдивание. Мельчайшие села несомасштабны современной российской основной школе: недостаточно детей соответствующих возрастов для наполнения школ, трудно сформировать коллектив педагогов-предметников, оснастить школу учебным и лабораторным оборудованием, содержать здание школы и т. д.

Изменившаяся система расселения не соответствует сетям социального обслуживания (учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта), спроектированным и построенным в советское время. При такой численности населения в огромном сегменте населенных пунктов нельзя организовать нормальное функционирование учреждений социально-культурной сферы, даже детских садов и начальных школ. Местные бюджеты не выдерживают финансовой нагрузки, плохая транспортная доступность и суровые природно-климатические условия еще больше обостряют проблему в отдельных регионах.


2.2.6 Стагнация внешкольного образования и воспитания

В советское время эффективность школьной системы во многом определялось ее встроенностью в более широкую систему социализации, наличием «подпорок», а функции и ответственность по воспитанию и социализации были распределены между семьей, школой, системой дополнительного образования, территориальными детскими организациями, детским кинематографом, радио и СМИ. В настоящее время эти «подпорки» или отсутствуют (разрушены), или не выполняют в прежней степени свои функции. Это приводит к возложению всей ответственности за социализацию и воспитание на школу.

Международные исследования последних 40 лет свидетельствуют, что поддержка всех видов образования вне школы критически важна для психологического и социального развития детей, для их образовательных достижений. Эта поддержка, прежде всего, компенсирует негативное влияние неблагоприятного экономического положения в семьях. Однако в России дети, находящиеся в неблагоприятном экономическом и ином положении, как правило, не получают доступа к возможностям дополнительного образования, а значит имеют меньше шансов на успехи в школе.

Россия – одна из немногих стран, где обеспечивается государственное финансирование учреждений дополнительного образования детей. Несмотря на то, что систему дополнительного образования удалось сохранить с советских времен (охват сегодня составляет 10,9 млн. детей или 49,1% от численности детей в возрасте от 5 до 18 лет), в последние годы наблюдается тенденция «платности» дополнительного образования. По данным репрезентативных социологических опросов, проведенных по заказу НИУ ВШЭ в 2010 году, в среднем по России всего 52% семей с детьми, посещавшими занятия по программам дополнительного образования, не оплачивали соответствующие услуги. Таким образом, фактически в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования посещали всего 24% школьников.

За последние десятилетия система дополнительного образования потеряла значительную часть кадровых и финансовых ресурсов. Существенная причина дисбаланса между спросом семей на дополнительное образование и возможностями системы в том, что финансирование этих учреждений с 2004 года переложено с субъектов РФ на муниципальные образования.

Сильной трансформации подверглась традиционно значимая сфера социализации – детский спорт. Число спортивных школ и секций растет, но часто они ориентированы на перспективы перехода в «большой коммерческий спорт». Это порождает раннюю селекцию и отсев детей.

Резко сократилось число библиотек для детей (с 4522 учреждений в 1995 году до 3926 – в 2008 г.). В период с 2005 по 2010 гг. число детских оздоровительных лагерей в стране уменьшилось на 5 тысяч. Практически перестали существовать детские и молодежные общественные организации (если они и действуют, то очень локально).

Из всех существующих сетей социальных услуг (культура, спорт, здравоохранение) образовательная сеть сохранилась как наиболее масштабная. В отдельных регионах образовательные учреждения являются единственным центром социальной и культурной организации общества. Однако в новых финансово-экономических условиях ресурсные возможности школ для решения задач социализации и воспитания снижаются: закрываются группы продленного дня, сокращаются ставки педагогов-психологов и социальных педагогов.

В последние годы в России отсутствует единая межведомственная политика социализации детей и молодежи, не реализуются даже такие узкие инструменты, как ФЦП «Дети России», «Молодежь России».

Сохранение создавшейся ситуации является риском усиления негативных явлений в подростковой среде: алкоголизма, употребления наркотиков, экстремизма.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тезисы предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года в части жилищной политики

    Тезисы
    В марте этого года был проведен ряд экспертных обсуждений по различным проблемным сферам государственной жилищной политики до 2020 года с целью выявить и обобщить различные экспертные позиции, оценки и предложения.
  2. Стратегия социально-экономического развития сибири до 2020 года

    Документ
    Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (далее - Стратегия Сибири) формулирует основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности
  3. Россия продолжает размышлять о своем пути в посткризисном мире, однако трудоемкость этого процесса требует дополнительных интеллектуальных ресурсов

    Документ
    Россия продолжает размышлять о своем пути в посткризисном мире, однако трудоемкость этого процесса требует дополнительных интеллектуальных ресурсов. Получить их Владимир Путин рассчитывает от экспертных групп, которые займутся развитием
  4. Принятие концепции долгосрочного социально экономического развития страны до 2020 года вновь откладывается на неопределенное время

    Документ
    15 Итоги, Слушал и записывал Денис Бабиченко, 09.09. 008, №037, Стр. 10 15 НЕДЕЛЯ 01. 09. 008-07. 09. 008. 1 Коммерсантъ-Власть, РУБРИКУ ВЕДЕТ АЛЕКСАНДР КУКОЛЕВСКИЙ, 09.
  5. Сборник выступлений, тезисов, проектных документов по итогам конференции технологии интеграции молодежных инициатив в стратегию национального развития российской Федерации до 2020 года

    Документ
    По мере развития государственной молодежной политики, её институционализации в системе социальных взаимодействий, проектная деятельность молодежи модифицировалась в наиболее распространенную и эффективную социальную практику в молодежной среде.

Другие похожие документы..