Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
В целях установления единой правоприменительной практики, руководствуясь статьей 18 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных судах в Республи...полностью>>
'Конкурс'
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»...полностью>>
'Рабочая программа'
Цель изучения дисциплины «Технические и программные средства книжного дела» - формирование у студентов теоретических знаний о современных информацион...полностью>>
'Документ'
В истории вычислительной техники существует  множество имён. В их ряду рядом стоят имена Ады Лавлейс и Чарльза Беббиджа. Чарльз Бэббидж создал чертеж...полностью>>

Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Логика и теория аргументации»» для студентов заочной формы обучения Естественно-гуманитарного факультета специальности «Связь с общественностью». Методические рекомендации к самостоятельной работе

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Логика и теория аргументации»» для студентов заочной формы обучения Естественно-гуманитарного факультета специальности «Связь с общественностью».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Студенты заочного отделения обязаны в соответствии со своим планом предоставить контрольные работы. Выбор темы и задач контрольной работы определяется по последней цифре Вашей зачётки по указанной таблице.

Последней цифры зачётки

№ темы, № вопросов, № задач

1.

Тема1.: вопросы 1-3; задачи 1-4.

2.

Тема2.: вопросы1-3; задачи 1-3.

3.

Тема 2.: вопросы 1-3; задачи:3-6.

4.

Тема3.: вопросы 1-3; задачи --- (нет)

5.

Тема 4.: Занятие1: вопросы 1-4, задачи 1-4.

6.

Тема 4.: Занятие 2., вопросы 1-3, задачи 1-6.

7.

Тема 4.: Занятие 3., вопросы 1-4; задачи 5-10.

8.

Тема 5.: вопросы 1-4; задачи 1-5.

9.

Тема 6.: вопросы 1-3; задачи 1-6.

0.

Тема 7.: вопросы 1-3; задачи 1-5.

Все работы (кроме контрольной работы по теме №3) состоят из теоретической и практической части. По содержанию теоретическая часть контрольной работы должна состоять из пунктов, сформулированных в каждой теме курса и общего заключения. Практическая часть включает в себя решение задач, предложенных в конце темы. Весь излагаемый материал должен соответствовать теме работы. Следует соблюдать точность цитирования и делать ссылки на литературу, из которой приводится цитата. Раскрытие каждого вопроса нужно заканчивать краткими выводами.

Все страницы должны быть пронумерованы. На титульном листе указывается: тема работы, фамилия, имя, отчество исполнителя, факультет, курс. Фамилия, имя, отчество, звание и должность преподавателя, проверяющего работу (приложение 1).

На второй странице помещается план работы. Далее идет сам текст контрольной работы с указанием его основных разделов и краткими выводами по каждому из них. В практической части следует указать номер, условие и решение задач. В конце дается список используемой литературы в алфавитном порядке. Написание контрольной работы предполагает не только знакомство с учебником, но и с дополнительной литературой, поскольку именно дополнительная литература нередко определяет полноту ответа на предложенные вопросы.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа должна быть объемом не менее 15 печатных страниц (шрифт - 14, интервал – одинарный). Возможен рукописный вариант в объёме не менее 12-18 листов ученической тетради. Она должна иметь строго организованную структуру с обязательным выделением значимых смысловых частей. Особое внимание следует уделить заключению, в котором автор на основе проведенного исследования делает собственный общий вывод по теме контрольной работы. Заключение составляет 2-3 стр. Завершает работу изложение и решение задач. В списке использованной научной литературы следует указать не менее 3-4 источников.

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Формы самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов организуется в следующих формах: самостоятельное изучение разделов теоретического материала, подготовка к практическим (семинарским) занятиям, самостоятельное написание контрольных работ, решение задач и сдача зачёта в устной форме.

Контроль самостоятельной работы

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется путем итогового собеседования по содержанию контрольной работы, а также в форме зачёта по разделам курса - вопросы прилагаются.

ПРОГРАММА-СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Предмет и основные понятия логики как науки

Тема 1. ЛОГИКА, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК

  1. Понятие логики. Основные проблемы логики.

  2. Уровни познания. Формы мышления.

  3. Язык, его основные функции.

Три основные значения термина «логика». Основные разделы науки логики. Теория правильных рассуждений, логико-семитические и логико-методологические проблемы. Определение логики как науки. Уровни познания. Рациональное познание, его основные формы: понятие и суждение. Специфика рационального познания. Понятие истинного высказывания. Рассуждение и умозаключение. Логика, язык, мышление. Понятие языка, естественные, искусственные языки. Многофункциональность языка. Теория речевых актов.

Основные понятия: логика, теория познания (гносеология), чувственное познание, рациональное познание, понятие, суждение, умозаключение, истина, истинное высказывание, ложное высказывание, язык.

Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите основные значения термина «логика» (типичные варианты его употребления).

  2. Что такое силлогистика?

  3. Какие теоретические проблемы решает логико-семиотический раздел логики?

  4. Каковы ступени процесса познания?

  5. В чем специфика мыслительной познавательной деятельности?

  6. Какую роль играет язык в рациональном познании?

  7. Какие виды языков различаются с точки зрения логики?

  8. Каковы основные функции языка?

  9. Что такое истина/ложь? Что такое истинное/ложное высказывание?

Задачи

I. Укажите предметное (денотат) и смысловое (концепт) значения выражений: космонавт, металл, автор комедии в стихах «Горе от ума», орденоносец, писатель, участник Великой Отечественной войны.

II. Определите, к каким семантическим категориям относятся следующие выражения:

а) собака лает;

б) громко лающая собака;

в) самая высокая горная вершина мира;

г) песня, раздающая в ночной тишине;

д) песня раздалась в ночной тишине;

е) исполнительница народных песен;

ж) некоторые фигуры плоские;

з) автоматизированная система управления.

III. Придумайте или найдите в литературе 2-3 сложных суждения, содержащих 5-6 простых суждений, и запишите их структуру при помощи символов.

IV. Выразите в символической форме следующие сложные суждения:

  1. Если встать рано на рассвете и пойти в сад или парк, то можно услышать чудесные песни птиц.

  2. Если данный четырехугольник – ромб, то диагонали его взаимно перпендикулярны и делят углы пополам.

  3. «Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней» (Ж.-Ж. Руссо).

  4. Если вы любите детей, полны жажды познания, имеете доброе сердце, мечтаете посвятить себя интересному творческому труду, то смело выбирайте профессию учителя.

  5. «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач» (В.М. Бехтерев).

  6. Добро не умрет, а зло пропадет.

  7. Овца руно растит, а скупой деньги копит – не про себя.

  8. Не будет и скуки, как заняты руки.

  9. Если Петр проходил мимо работающих, он тотчас же брался помогать: или пройдет ряда два с косой, или навьет воз, или срубит дерево, или порубит дров.

  10. «Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини коня, вини дорогу,

И коня не торопись менять».

(Р. Гамзатов).

Библиографический список

Основной

  1. Киреев Е.М. Логика и теория аргументации: учеб. пособие / Е.М. Киреев. Воронеж: ВГТУ, 2005.

  2. Гетманова А.Д. Логика: учебник для ВУЗов. / А.Д. Гетманова. – М.КноРус, 2010.

  3. Ивлев Ю.В. Логика: учебник для ВУЗов / Ю.В. Ивлев, - М.Велби. Проспект , 2010.

Дополнительный

  1. Лейбниц Г.В. Соч.: в 4 т./ Г.В. Лейбниц.– М., 1984. – Т.3.

  2. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.П. Логика как часть теории познания и научной методологии: в 2-х кн./ Е.К. Войшвилло, М.П. Дегтярев. – М., 1994.

  3. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.П. Логика: учебник для вузов / Е.К. Войшвилло, М.П. Дегтярев. – М., 1998.

  4. Ивин А.А. Логика и ценности / А.А. Ивин // Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. – М., 1988.

  5. Сёрль Дж.Р. Что такое речевой акт? / Дж.Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. ХVII. – М., 1986.

  6. Сёрль Дж.Р. Классификация иллокутивных актов / Дж.Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. ХVII. – М., 1986.

  7. Стросон П.Ф. Намерение и конвенция в речевых актах / П.Ф. Стросон // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. ХVII. – М., 1986.

Тема 2. ПОНЯТИЕ О ЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЕ И ЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНЕ

  1. Логическая форма и логическое содержание суждений.

  2. Основные логические законы.

  3. Общие принципы правильного мышления.

Логическая форма суждение. Дескриптивные и логические термины. Конкретное и логическое содержание суждений. Логическая форма умозаключений. Понятие правильного и неправильного умозаключения. Отношение логического следования. Логический закон. Логически истинные высказывания. Основные законы логики: закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия. Основные логические принципы и требования правильного мышления: определённость, последовательность и доказательность.

Основные понятия: логическая форма, логический закон, правильное умозаключение, неправильное умозаключение, закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое языковая форма/языковое содержание, логическая форма/логическое содержание?

  2. В чем заключается недостаточность языковой формы с точки зрения логики?

  3. Что такое дескриптивные термины?

  4. Какие знаковые выражения относятся к числу логических терминов?

  5. Сформулируйте критерий правильности/неправильнос-ти умозаключения.

  6. Перечислите и раскройте содержание основных законов логики.

Задачи

I. Какие формально-логические законы распространяются на следующие пары суждений?

  1. Все свидетели дают истинные показания.

Ни один свидетель не дает истинные показания.

  1. «Статистика знает все» (И.Ильф, Е. Петров). Статистика знает не все.

  2. Все кенгуру – сумчатые млекопитающие. Некоторые кенгуру не являются сумчатыми млекопитающими.

  3. Ни одна балалайка не является клавишным инструментом. Некоторые балалайки – клавишные инструменты.

  4. «Арагонская хота» Глинки – увертюра-фантазия на испанские темы. «Арагонская хота» Глинки не является увертюрой-фантазией на испанские темы.

  5. Нет человека, который не любил бы природу, не любовался бы на ясное, голубое небо. Некоторые люди не любят природу, не любуются на ясное, голубое небо.

II. Тождественны ли следующие понятия?

  1. Гиппопотам. Носорог. Бегемот.

  2. Крокодил. Аллигатор.

  3. Композитор. Человек, сочинивший музыку.

  4. Левитан. Художник, написавший картины «Март» и «Весна – большая вода». Художник, написавший картину «Грачи прилетели».

  5. Упрямство. Порок слабого ума.

  6. Французский физик Пьер Кюри (1859 – 1906). Ученый, совместно с женой М.Склодовской-Кюри открывший в 1898 г. полоний и радий. Лауреат Нобелевской премии (1903 г., совместно со Склодовской-Кюри).

III. Нарушен ли формально-логический закон в рекламе торговца в следующей басне?

«Один торговец занимался продажей копий и щитов и, нахваливая свои щиты, кричал: «Вот самые крепкие щиты, ничто не сможет пробить их!» Тут же, расхваливая свои копья, он говорил: «Эти копья пробивают что угодно». Один из прохожих, услышав его слова, спросил: «А что будет, если попытаться проткнуть твой щит твоим же копьем?».

IV. На действие каких формально-логических законов опирается Дж. Х. Чейз в романе «Небезопасно быть свободным» в следующих примерах?

  1. «Тревожные мысли не оставляли ее, пока она одевалась, и, уходя из номера, она решила еще раз осмотреть его комнату в надежде обнаружить хоть что-нибудь, что либо успокоило бы ее, либо подтвердило подозрения».

  2. «Если ты сообщишь отцу, то он, конечно, сразу же позвонит в полицию. Если же ты ничего не скажешь, есть шанс, что никто никогда ни о чем не узнает. Поэтому я прошу тебя молчать».

  3. «Флойд привык к ее постоянному вниманию. Его желания были и ее желаниями. Его потребности были ее потребностями. Но сегодня ночью он как будто для нее не существовал».

  4. «- Она кого-нибудь спрашивала?

- Нет. Она прошла по холлу и поднялась по лестнице, как будто бы знала, куда ей нужно идти.

- Она не ехала на лифте?

- Нет.

- Тогда, скорее всего, номер, куда она направлялась, находится на первом или на втором этаже. Ведь, чтобы подняться на третий этаж, ей пришлось бы воспользоваться лифтом».

  1. «Надо снять отпечатки пальцев и проверить, совпадают ли они с отпечатками, которые мы нашли на другой бусине».

  2. «- Тот отпечаток, который мы нашли на бусине в гостинице «Плазма», не соответствует отпечаткам пальцев Керра».

  3. «- Очень интересно, комиссар. Мне удалось найти отпечаток на лампе, совпадающий с тем, который оставлен на бусине. Это вне сомнения».

VI. Льюис Кэрролл в своих сказках об Алисе неоднократно показывал действие законов формальной логики. Какие законы нашли отражение в приведенных ниже отрывках?

  1. «- Если бы кое-кто не совался в чужие дела, - хрипло проворчала Герцогиня, - земля бы вертелась быстрее!

- Ничего хорошего из этого бы не вышло, - сказала Алиса, радуясь случаю показать свои знания. – Только представьте себе, чтобы сталось с днем и ночью. Ведь земля совершает оборот за двадцать четыре часа…

- Оборот? – повторила Герцогиня задумчиво. И, повернувшись к кухарке, прибавила:

    • Возьми-ка ее в оборот! Для начала оттяпай ей голову!»

  1. «- Заговорить с ней или нет? – подумала Алиса».

  2. «Алиса постаралась представить себе, как выглядит пламя свечи после того, как свеча потухнет. Насколько ей помнилось, такого она никогда не видела».

  3. Алиса сказала: «Какой сегодня день странный! А вчера все шло как обычно! Может, это я изменилась за ночь? Дайте-ка вспомнить: сегодня утром, когда я встала, я это была или не я? Кажется, уже не совсем я! Но если это так, то кто же я в таком случае? Это так сложно…»

VII. Какие законы формальной логики отражены в этом отрывке?

«Чертог вдовы Грицацуевой сиял. Во главе свадебного стола сидел марьяжный король – сын турецко-подданного. Он был элегантен и пьян. Гости шумели.

Молодая была уже не молода. Ей было не меньше тридцати пяти лет» (И. Ильф, Е. Петров).

Библиографический список

Основной

  1. Киреев Е.М. Логика и теория аргументации: учеб. пособие / Е.М. Киреев. Воронеж: ВГТУ, 2005.

  2. Гетманова А.Д. Логика: учебник для ВУЗов. / А.Д. Гетманова. – М.КноРус, 2010.

  3. Ивлев Ю.В. Логика: учебник для ВУЗов / Ю.В. Ивлев, - М.Велби. Проспект , 2010.

Дополнительный

  1. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания. Избранные работы / К.Р. Поппер. – М., 1983.

  2. Декарт Р. Рассуждение о методе / Р. Декарт. Соч в 2-хт. – М.: Мысль 1989. – Т1.

3. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.П. Логика как часть теории познания и научной методологии: в 2-х кн. / Е.К. Войшвилло, М.П. Дегтярев. – М., 1994.

4. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.П. Логика: учебник для вузов / Е.К. Войшвилло, М.П. Дегтярев. – М., 1998.

5. Ивлев Ю.В. Логика / Ю.В. Ивлев. - М., 1992.

Тема 3. ИСТОРИЯ ЛОГИКИ. ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

КАК НАУКИ

  1. Основные этапы развития логики как науки.

  2. Место логики в системе наук.

  3. Значение логики как науки. Применение логики в практической деятельности.

Этапы развития логики. Истоки логического учения на Древнем Востоке. Предпосылки развития логики в Древней Греции. Систематизация логики в трудах Аристотеля. Логика и риторика. Софистика. Логический анализ языка и понятие модальности в Средние века. Детализация учения Аристотеля о категорическом силлогизме. Развитие логики в Новое Время: Ф. Бэкон «Новый органон». Разработка методов установления причинно-следственной связи в объективной действительности. Развитие идей Ф. Бэкона в работах Дж. Фр. Гершеля и Дж. Ст.Милля. «Индуктивные методы установления причинных связей». Логика в контексте классической немецкой философии. Значение идей Г. Лейбница для развития логики. Новый этап в развитии логики: применение методов математики в исследовании логических связей. Алгебра логики ( Дж. Буль, О. де Морган, П.С. Порецкий,Э. Шрёдер). Метод формализации. Математическая логика(символическая логика. Логика как философская наука. Применение логики в математике, психологии, кибернетике, лингвистике.

Основные понятия: категорический силлогизм, риторика, софистика, модальность, математическая логика.

Контрольные вопросы и задания

  1. Когда формируется фундамент логики как науки о правильном мышлении?

  2. Кем были заложены основы науки логики?

  3. Что способствовало выделению логики в самостоятельную отрасль знания в античности?

  4. Какие проблемы были описаны и проанализированы в работах Аристотеля?

  5. Каким проблемам логики уделялось особое внимание в средневековой философии?

  6. Каково значение работы «Новый органон» Ф. Бэкона для развития логики?

  7. Какие фундаментальные идеи были выдвинуты Г. Лейбницем?

  8. Когда начинается применение методов математики к исследованию логических связей?

  9. В чем сущность метода формализации?

  10. В каких областях теоретического знания/практической деятельности находит применение логика?

Библиографический список

Основной

  1. Киреев Е.М. Логика и теория аргументации: учеб. пособие / Е.М. Киреев. Воронеж: ВГТУ, 2005.

  2. Гетманова А.Д. Логика: учебник для ВУЗов. / А.Д. Гетманова. – М.КноРус, 2010.

  3. Ивлев Ю.В. Логика: учебник для ВУЗов / Ю.В. Ивлев, - М.Велби. Проспект , 2010.

Дополнительный

  1. Бэкон Ф. Соч.: в 2 т. / Ф. Бэкон.– М., 1968. – Т1.

  2. Поппер К. Логика научного исследования / К. Поппер // Логика и рост научного знания. – М., 1983.

  3. Кун. Т. Структура научных революций / Т. Кун.

  4. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М.,1986.

  5. Декарт Р. Правила для руководства ума / Р. Декарт. – М.- Л., 1936.

  6. Гейтинг А. Тридцать лет спустя / А. Гейтинг // Математическая логика и её применение. – М., 1965.

Тема 4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЖДЕНИЙ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятие 1. Понятие.

  1. Понятие как форма мысли, его функции.

  2. Основные характеристики понятия: объём и содержание. Виды понятий.

  3. Определение как приём познания, его структура.

  4. Вопрос как форма познания. Виды, предпосылки, критерии правильности вопросов.

Понятие как форма мысли, его основные функции: выделение и обобщение предметов мысли, концентрация знаний о них. Слово и понятие. Понятие и представление. Основные характеристики понятия: объём и содержание. Выражение понятий посредством языка логики предикатов. Закон обратного отношения между объёмами и содержаниями понятий. Виды понятий по объёму, по характеру признаков, по характеру предметов. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые понятия. Виды совместимости. Несовместимые понятия. Виды несовместимости. Определении (дефиниция) как приём познания. Структура определения. Три типа ситуаций, в которых возникает необходимость в определении. Номинальные и реальные определения. Правила и возможные ошибки в определении. Вопрос как форма познания. Основные виды вопросов. Предпосылка вопроса. Критерии правильности вопросов. Ответ на вопрос. Виды вопросов.

Основные понятия: понятие, объём понятия, содержание понятия, виды понятий: родовые и видовые, конкретные и абстрактные, положительные и отрица­тельные, безотносительные и соотносительные подчиненные, перекрещивающиеся, соподчиненные, противоположные, противоречащие понятия, совместимость понятий, несовместимость понятий, номинальное определение, реальное определение, вопрос.

Контрольные вопросы и задания

  1. В каких формах осуществляется познание?

  2. Что такое понятие как форма мысли?

  3. Назовите основные функции понятия как формы мысли?

  4. Назовите два основные элементы понятия?

  5. Что такое объём/содержание понятия?

  6. Как соотносятся между собой объем и содержание понятия?

  7. На основе каких критериев осуществляется классификация понятий?. Охарактеризуйте каждый из видов понятий.

  8. Назовите основные способы определения понятия.

  9. Каковы критерии правильности вопроса?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения по специальностям: 030501. 65 «Юриспруденция» (по циклу дисциплин ен. Ф. 01)

    Учебно-методический комплекс
    Концепции современного естествознания: учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения / сост. А. Д. Спирин; Кузбас. ин-т экон. и права.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов социально-экономического, финансового и юридического факультетов всех форм обучения Уфа -2008 г

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Социология», требования Государственного стандарта по дисциплине «Социология», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий,
  3. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (3)

    Учебно-методическое пособие
    «История экономических учений»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  4. Самостоятельная работа и самоорганизация как дидактические средства развития общекультурных компетенций

    Самостоятельная работа
    К59 Самостоятельная работа и самоорганизация как дидактические средства развития общекультурных компетенций: учебно-методическое пособие / С.И. Каковихина, Г.
  5.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.

Другие похожие документы..