Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Высокое индустриальное развитие современного общества, обеспечивая решение задач экономики, одновременно порождает негативные явления, связанные с ав...полностью>>
'Урок'
Образовательная: организовать исследование свойств треугольника, подвести через проблемный диалог к тому, что сумма углов треугольника всегда равна 18...полностью>>
'Документ'
Об утверждении Плана мероприятий на 2011 - 2015 годы по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020...полностью>>
'Документ'
На этой фотографии изображен необычный памятник маленькой рыбке. В годы Блокады она помогала тысячам людей преодолеть страшный голод. Когда запасы ед...полностью>>

Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина (4)

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Деревенская проза (2 часа)

Ф.Абрамов. «Пряслины», «Дом», В.Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив», В.Распутин. «Прощание с Матерой», «Пожар». Обращение к фольклорным традициям, народному сознанию как способ противостоять «обманной» оттепели.

В.М.Шукшин. Рассказы: «Сельские жители», «Чудик»*, «Микроскоп», «Охота жить»*, «Беседы при ясной луне», «Обида»*, «Критики»*. Сказка «До третьих петухов». Очерк жизни и творчества. Лейтмотив шукшинской прозы – дорога между селом и городом, правдой и подделкой под нее внутри человеческой личности. «Естественный», импульсивный герой как воплощение идеи антидогматизма. Эволюция шукшинского героя (от «чудика» к «мужику», Стеньке Разину, открытому протесту) как двухэтапный путь России к правде. Эволюция повествовательной манеры: от сказа к открытому авторскому слову. Сказ (эзопов язык) как нейтрализация политики советской власти и выражение «гласа народного». Композиция рассказов: со- и противопоставление характеров. Жанровые особенности рассказов.

Теория литературы. Углубление понятия о сказе.

«Эстрадная поэзия» (1 час). Эстрадная поэзия как демократический, массовый вид искусства. (Е.Евтушенко, Б.Окуджава, Б.Ахмадулина, В.Высоцкий, О.Сулейменов.) Ораторский стиль. Обращение к табуированным темам. Лирический герой с публицистическим мышлением. Реабилитация «маленького человека». Эксперименты в области поэтической формы, прозаизация стиха.

А.А.Вознесенский. «Гойя», «Прощание с политехническим», «Тишины!», «Ностальгия по настоящему», «Прорабы духа»*, «Рублевское шоссе», «Видеомы», «Гадание по книге» и др. Очерк жизни и творчества. Проблемы культуры и цивилизации, материи и духа («миры» и «антимиры»). Изображение явлений, событий, предметов через их внешний вид, форму. Преимущественное внимание к форме стиха. Метафора как внутренний стержень лирики А.Вознесенского. Романтическая экспрессия, выраженная в панметафоризме. «Архитектурность» поэтических текстов, опыты визуальной, «материальной» поэзии. Нетрадиционные стихотворные размеры (дольник, тактовик), внутренние рифмы, звуковые повторы. Генеральная линия творческого пути: от шестидесятнической публицистики через самодостаточный метафоризм к чистому авангарду.

О.О.Сулейменов. Лирика: «Разлив»*, «Айналайн», «Мать», «Реплика Нехристя И-Бо, идеалиста» *, «Одна война закончилась другой» *, «Минута молчания на краю света» *, «А.Вознесенскому» *. Поэма «Земля, поклонись Человеку!», исследование «Аз и Я» (фрагменты) (2 часа). Жизнь и судьба Сулейменова: геолог, ставший поэтом, поэт, ставший филологом, общественным деятелем и дипломатом. Поэтическое проникновение в глубь истории и культуры Казахстана. «История и истина не одно и то же» – стремление отстоять правду истории и современности. «Земля, поклонись Человеку!» – взволнованный лирический монолог-размышление о прошлом как долгом и трудном пути человечества в космос, в эру братства, мудрости и мира. Пафос поиска единых истоков разных национальных культур и языков в книгах «Аз и Я», «Язык письма».

Теория литературы. Прозаизация стиха. Неклассические стихотворные размеры: дольник, тактовик, верлибр.

Социально-психологическая драматургия (обзор) (1 час). А.Арбузов. «Иркутская история», «Старомодная комедия», В.Розов. «Гнездо глухаря», А.Володин. «Пять вечеров», Л.Зорин. «Покровские ворота». Отражение процесса нравственного разложения общества в пьесах. Девальвация «морального кодекса» строителей коммунизма. Романтизация героя, «очеловечивание» социалистического реализма. Чеховские мотивы.

А.В.Вампилов. «Старший сын», «Утиная охота» (по выбору). Очерк жизни и творчества. Крах социальных и личных иллюзий в результате осознания временности хрущевской «оттепели». Личностное начало в драматургии. Рефлексирующий герой, ощущающий нравственный дискомфорт, недовольство своим образом жизни. Внутренний конфликт героя из-за невозможности достижения гармонии между идеалом и реальностью. Столкновение двух сознаний – трезво-реалистического (Бусыгин) и наивно-утопического (Сарафанов), «серьезные» и «несерьезные» герои, святые и грешники. «Страсти» по духовной близости людей, доброте и взаимопониманию в пьесе «Старший сын». Жанр «серьезной комедии», пьесы-притчи. Испытание человека бытом, мотив духовного падения человека в пьесе «Утиная охота». «Синдром» Зилова - исследование опустошенной души, саморазрушения личности. Значение открытого финала «Утиной охоты». Чеховские мотивы.

«Тихая поэзия» (обзор) (1 час). Продолжение поэтических традиций 19 века поэтами данного направления. А.А.Тарковский - постакмеист, «последний поэт Серебряного века». Тема всеобщего единства Бытия, неразрывной связи человека с миром природы. Война как метафизическая, а не социальная трагедия. Фольклорные мотивы.

Пушкин как поэтический и человеческий ориентир в поэзии Д.С.Самойлова. Противопоставление двух подходов к миру – силового противостояния бытию (пестелевского) и творческого вживания в него (пушкинского). Философская проблематика, асоциальность, классичность стиха.

«Вневременность», обращенность к фольклору поэзии Н.М.Рубцова.

Ориентация на «книжную» реальность, отсылки к явлениям мировой культуры, сращение «натуры» (природы) и культуры, классичность поэзии А.С.Кушнера.

Мифологическая проза (2 часа). А.А.Ким. Рассказы «Под сенью ореховых деревьев», «Полет», «Казах верхом», «Цунами», «Вкус терна на рассвете», «Дядя». Стремление познать законы единения человека и человечества, человека и природы. Обращение к натурфилософской проблематике. Полифоничность прозы. Поэтика цикла рассказов «Вкус терна на рассвете»: сквозной герой-повествователь, сквозные темы и мотивы, пространственно-временная организация, символика образов, универсальные смыслы и аналогии, восточные традиции, особенности стиля. Слияние фантазии и реальности в мифе. Совмещение разных времен и пространств, двойничество, оборотничество персонажей. Реконструкция древних мифологических сюжетов, осовремененная их интерпретация. Обогащение конкретно-исторических образов универсальными смыслами и аналогиями.

Теория литературы. Углубление понятия о мифе, притче.

Драматургия новой волны (1 час). А.Галин. «Ретро», В.Славкин. «Взрослая дочь молодого человека», Э.Радзинский. «Спортивные сцены 1981 года». Заштампованность советского героя и конфликта. Анатомия советского быта и его обитателей.

Л.Петрушевская. Обзор: «Три девушки в голубом» и другие одноактные пьесы (на выбор учителя). Рассказы «Свой круг», «Гигиена», «Новые Робинзоны», «Такая девочка, совесть мира», «Бессмертная любовь» и др. (на выбор учителя). Сказки для взрослых («Будильник», «Роза», «Дядя Ну и тетя Ох»). Биографическая справка. Неонатурализм в драматургии и прозе. «Биологический» герой. Перегруженность бытом. История болезни современного общества. Девальвация родственных чувств. Обвальная деградация личности. Гротесковый стиль. «Недоязык» персонажей как противопоставление советскому «новоязу». Жанровые особенности прозы и драматургии.

Русская поэзия и проза Казахстана (обзор) (4 часа). Маргинальность русских литератур в национальных республиках бывшего СССР – приобретения и потери. Тема «двух родин» (О.Постников). Зачинатели русской литературы в Республике Казахстан – И.Шухов, П.Кузнецов, М.Зверев, Д.Снегин, В.Чугунов, Д.Черепанов. Тема братства народов, «ослабленная художественность». Этапированные, ссыльные писатели 30-40-х гг. – Н.Заболоцкий, Н.Коржавин, М.Зуев-Ордынец, Ю.Домбровский, А.Чижевский, А.Солженицын. Мощный творческий импульс во время Великой Отечественной войны: известные деятели русской культуры (В.Шкловский, М.Зощенко, С.Маршак, К.Паустовский, С.Эйзенштейн и др.) в алма-атинской эвакуации. Исторический роман 50-60-х гг. как попытка сохранения личной и общей памяти о далеком и близком прошлом («Ак-мечеть» Н.Анова, «В городе Верном» Д.Снегина). Военная тема: «Парламентер выходит из рейхстага» Д.Снегина. Целинная и рабочая тема: «Покорители целины» И.Шухова, «Снега метельные» И.Щеголихина, «Страсти маленького городка» В.Буренкова, «Два дня осталось до весны» Г.Черноголовиной, «Теплая земля» В.Берденникова. «Простор» под редакцией И.Шухова (1963-1974) – журнал всесоюзного значения (публикации неизвестных или запрещенных произведений А.Платонова, Б.Пастернака, М.Цветаевой, О.Мандельштама, различных воспоминаний, романа и повести Ю.Герта «Кто, если не ты?» и «Лгунья» и др.). Новая историческая проза 60-70-х гг. («Емшан», «Маздак», «Колокол», «Комиссар Джангильдин» и др. М.Симашко, «Интервенция в Омске» Н.Анова, «Утро и два шага в полдень» Д.Снегина, «Омут» и «Прощеный день» Ю.Рожицына, «Передай дальше!» А.Никольской). Профессиональная пушкинистика («Если заговорят портреты», «Портреты заговорили» Н.Раевского) и стиховедение («Стихи нужны» А.Жовтиса), романизированные биографии и биографические хроники о русских и советских писателях, связанных с Казахстаном (книги П.Косенко о П.Васильеве, Вс.Иванове, А.Сорокине, Ф.Достоевском).

Проза и поэзия «шестидисятников»: «Кто если не ты?» и «Лабиринт» Ю.Герта, «Татарников», «Газеты за шкафом» Вл.Берденникова, «Письма на бересте» А.Арцишевского – тема противостояния тоталитарному духовному закрепощению. Поэтическое продолжение этой темы и нового казахстанского патриотизма – лирика Р.Тамариной, А.Елкова, В.Антонова, О.Постникова, Т.Мадзигон, И.Потахиной, Л.Лезиной, Л.Степановой, Н.Черновой, В.Киктенко, Е,Курдакова, Л.Шашковой, А.Соловьева и др.

Отток русских писателей в 90-х гг.

Нелегальная литература

Антисталинская проза (1 час). А.Бек. «Новое назначение», В.Гроссман. «Жизнь и судьба», В.Шаламов. «Колымские рассказы», В.Дудинцев. «Белые одежды» и др. Образ Сталина. Авторская позиция. Публицистический пафос. А.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (отрывок). Очерк жизни и творчества. «Один день Ивана Денисовича» – обычный лагерный день глазами человека из народа. Сказовое повествование, совмещение точки зрения героя, рассказчика и народа. Условия несвободы, в которых утрачены понятия о справедливости, совести, чести, человечности. «Архипелаг ГУЛАГ» – книга о мучительном прозрении человека, преданного советским идеалам. Полифоничность голоса рассказчика, множественность голосов и взглядов как противопоставление одноголосию системы, монолитности идеологии. Взаимопревращения палача и жертвы. Жанр «Архипелага ГУЛАГ» – «опыт художественного исследования», книга-декрет, книга-колокол. Значение документальных фактов. Вольность синтаксиса как стремление к предельной естественности к правде.

Ю. Домбровский. «Хранитель древностей» – «Факультет ненужных вещей» (2 часа). Очерк жизни и творчества. Дилогия «Хранитель древностей» – «Факультет ненужных вещей». Широкие художественные обобщения на основе биографического материала. Нравственно-философские проблемы. Подмена правовых отношений классовыми понятиями. Мотив сумасшествия времени, системы: борьба живого и «нежити». Символика в дилогии. Тема палачей и жертв. Евангельские, исторические и литературные переклички. Тема предательства. Алма-атинские реалии в произведениях писателя.

Теория литературы. Углубление понятия «Художественная публицистика».

Литературный андеграунд (1 час). А.Терц. «Прогулки с Пушкиным» (отрывки), поэзия Д.Пригова, Л.Рубинштейна, О.Седаковой, Е.Шварц, И.Бродского и др. Чистое искусство как форма диссиденства. Приемы соцарта – разрушение языка официальной (массовой) советской культуры. Расширение понятия реальности, усложнение поэтического языка, выделение «вселенского», религиозного сознания в поэзии. Поэзия, «очищенная» от социально-морально-религиозных заданий, поэтика «чистого письма».

Д.Пригов. «Вот избран новый Президент», «Женщина в метро…» и др. Очерк жизни и творчества. Создание своего литературного имиджа, литературной маски – пародии на благонамеренного советского гражданина. Отсутствие личного языка, использование языка массовой культуры. Высмеивание через язык советской государственной идеологии и обслуживающей ее культуры. Пародирование и абсурдизация языка соцреализма. Высвобождение сознания от власти догматов и стереотипов через смех.

Теория литературы. Соцарт. Литературная маска. Неофициальная литература. Массовая культура. Поэтика абсурда.

Литература русского зарубежья. Третья волна (обзор) (1 час). В.Войнович. «Жизнь и необычайные похождения Ивана Чонкина», В.Аксенов. «Остров Крым», Саша Соколов. «Школа для дураков». Поэзия Н.Коржавина, А.Галича и др. Неприятие советской власти и советского государства. Основные темы и мотивы. Обращение к постмодернизму, соединение стилевых традиций советской литературы с опытом мировой литературы (Кафка, Хэмингуэй, Ремарк, Маркес). Многожанровость, разностильность эмигрантского творчества: экспериментаторский, подчеркнуто эстетский характер одних произведений и публицистичность, политизированность других.

И.Бродский. «Рождественский романс», «Новые стансы к Августе», «Пророчество», «Anno Domini», «Одиссей Телемаку», «Большая элегия Джону Донну», «Я входил вместо дикого зверя в клетку», «Разговор с небожителем», «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» (по выбору учителя) (1 час). Очерк жизни и творчества. Отталкивание от социальной поэзии, утверждение эстетических приоритетов. Скрещение модернизма с традициями античной и русской классики. Мотив одиночества, монологическая поэзия с вневременным восприятием действительности: античные и библейские мотивы. Метафизическое мировоззрение: поэт как «средство существования языка». Соотношение эстетики и этики («Нобелевская лекция»). Проблема пространства и времени. Образ автора-персонажа, позиция шута и гения. Усвоение самых разных поэтических традиций и стилей, высокого и низкого, элитарного и массового, их равенство. Создание текстов из литературы прошлого (Данте, Пушкин, Маяковский и др.). Цитатно-пародийный язык, имеющий функцию раскрепощения. Новая функция стихов: прозаизация стиха за счет усложнения строфики, «спотыкающегося» синтаксиса (обилия переносов), удлинения стихотворной строки, дольника, тактовика.

С.Довлатов. «Наши» (фрагменты), «Иностранка» (фрагменты) (1 час). Очерк жизни и творчества. «Авторизованная» проза Довлатова. Проблема автора и героя, смешение голосов героев и равноправного им голоса автора. «Наши» – традиции и новаторство в «постмодернистской» прозе. Мотивы внутренней и внешней эмиграции. «Иностранка» – Америка как филиал СССР. Эксцентричность, эпатажность, пародийность прозы. Гуманистический пафос. Проблема художественного метода. Жанровые ориентации: анекдот, роман индивидуальной судьбы. Эстетизация стиля.

Постмодернизм в условиях краха советского тоталитаризма

(1990-е годы)

Введение. Постмодернизм (обзор) (1 час). Постмодернизм как новый этап в развитии культуры, как авангардное литературное направление. Черты постмодернизма в культуре и литературе: плюралистический, толерантный тип мышления, фрагментарность (композиционный монтаж), деканонизация, разрушение всех официальных условностей, ирония, смешение жанров, игровое освоение действительности. Особенности литературы русского постмодернизма: авангардность, политизированность, деканонизация эстетики соцреализма.

В.Пелевин. «Проблема верволака в средней полосе», «Затворник и шестипалый», «Иван Кублаханов», «Ника» и другие по выбору учителя (1 час). Биографическая справка. Отрицание реальности жизни как следствие «крушения мира», душевного потрясения людей постсоветского времени. Отражение настроения общества 90-х годов: углубление разочарования, отчаяния, ощущение фантасмагоричности происходящего, связь компьютерной фиктивности с дефективностью современного сознания, его дегуманизация, когда человек лишь персонаж чьей-то игры. Поиски подлинности, освобождения как отказа от устоявшихся правил игры. Тотальность пародии. Культурные переклички. Поэтика «книжного шлягера», фабульность прозы как следствие коммерциализации искусства.

Теория литературы. Постмодернизм.

Заключение (1 час). Объективная история русской литературы ХХ века, учитывающая эволюцию ее поэтики и прозы.

Список произведений для заучивания наизусть

В.В.Маяковский. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

С.А.Есенин. «Письмо к матери».

А.А.Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно…».

Поэзия военных лет: по одному стихотворению двух-трех авторов по выбору учителя наизусть.

Б.Л.Пастернак. «Сестра – моя жизнь и сегодня в разливе».

А.А.Вознесенский. 1-2 стихотворения по выбору учителя.

О.О.Сулейменов. 1-2 стихотворения по выбору учителя.

Всего часов – 68

из них:

на вводные уроки – 5 часов

на изучение произведений – 53 часа

на уроки по развитию речи – 5 часов

на уроки по внеклассному чтению – 5 часов

Рекомендуемый список для дополнительного чтения.

М.Горький. Литературные портреты: «Лев Толстой», «В.И.Ленин», «А.А.Блок», «Сергей Есенин». Драма «Егор Булычов и другие».

В.В.Маяковский. Поэма «Про это». Комедия «Клоп».

Б.Л.Пастернак. Автобиографическая проза: «Охранная грамота», «Люди и положения».

Е.Замятин. Рассказы: «Островитяне», «Ловец человеков», «Мамай», «Пещера», «Наводнение».

М.А.Булгаков. Комедии: «Зойкина квартира», «Багровый остров»; «Театральный роман».

И.Бабель. «Король», «Как это делалось в Одессе». Другие рассказы: «История моей голубятни», «Ги де Мопассан», «Ди Грассо».

С.Есенин. Поэма «Чорный человек», стихотворный цикл «Персидские мотивы».

А.Н.Толстой. Рассказы: «День Петра», «Наваждение». Повести: «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина».

О.Э.Мандельштам. Мемуарная книга «Четвертая проза».

М.Зощенко. «Сентиментальные повести (Коза, Аполлон и Тамара)». Повесть «Перед восходом солнца».

А.П.Платонов. «Сокровенный человек», «Ювенильное море», «Джан».

Н.Заболоцкий. Стихотворный цикл «Столбцы». Поэма «Торжество земледелия».

М.Шолохов. Рассказ «Наука ненависти». Роман «Они сражались за родину» (главы).

А.Твардовский. Поэмы: «Теркин на том свете», «По праву памяти».

В.Гроссман. «Жизнь и судьба».

А.Бек. «Волоколамское шоссе», «Новое назначение».

Ю.О.Домбровский. «Хранитель древностей».

К.Симонов. «Живые и мертвые».

Ю.Бондарев. «Батальоны просят огня», «Берег».

Б.Васильев. «В списках не значился», «А зори здесь тихие…».

В.Быков. «Сотников».

Ю.Трифонов. «Обмен», «Другая жизнь».

В.Распутин. «Прощание с Матерой».

В.Астафьев. «Печальный детектив».

А.Рыбаков. «Дети Арбата».

А.Никольская. «Передай дальше!»

В.Шаламов. «Колымские рассказы».

В.Дудинцев. «Белые одежды».

Г.Владимов. «Верный Руслан».

Ф.Искандер. «Сандро из Чегема».

Н.Думбадзе. «Я, бабушка, Илико и Илларион».

Ю.Герт. «Кто, если не ты…», «Лгунья».

Ч.Айтматов. «Первый учитель», «Тополек мой в красной косынке», «Плаха».

А.Ким. «Белка», «Вкус терна на рассвете».

А.Галин. «Ретро».

Э.Радзинский. «Спортивные сцены 1981 года».

В.Славкин. «Взрослая дочь молодого человека».

А.Арбузов. «Старомодная комедия», «Таня».

В.Маканин. «Антилидер», «Сюжет для усреднения», «Андеграунд, или Герой нашего времени».

Н.Садур. «Чудная баба», «Ехай», «Панночка».

С.Соколов. «Школа для дураков».

В.Аксенов. «Остров Крым».

В.Войнович. «Жизнь и необычайные похождения Ивана Чонкина», «Антисоветский Советский Союз».

А.Синявский. «Что такое социалистический реализм?».

И.Одоевская. «На берегах Сены».

М.Алданов. «Самоубийство», «Астролог».

А.Солженицын. «Бодался теленок с дубом».

В.Ерофеев. «Москва – Петушки».

Т.Толстая «Река Окервиль», «Кысь».

III. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

Для учащихся 10 класса:

- знают и используют базовые литературоведческие термины: роды, виды и жанры литературы, литературные направления и художественные стили, внешняя композиция и сюжетная композиция, образ-персонаж, лирический герой, портрет, пейзаж, интерьер, виды художественного пространства и времени, метрические стопы, рифма, рифмовка, изобразительно-выразительные средства (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, аллитерация, ассонанс, анафора);

- имеют понятие о границах классического периода русской литературы;

знает основные черты классической литературы: 1) расцвет поэзии, прозы и драматургии, создание самобытной жанровой системы; 2) формирование критериев единого литературного языка и стиля при одновременном расцвете индивидуальных авторских стилей (стиль Пушкина, Тютчева, Достоевского, Толстого, Чехова, Бунина); 3) создание эстетически совершенных, образцовых и многозначных художественных текстов; 4) острота постановки социальных и нравственных проблем жизни; 5) глубокое воссоздание внутреннего мира человека, психологизм; 6) сочетание национального и общечеловеческого; 7) утверждение гуманистических ценностей; 8) восприимчивость к опыту мировой литературы и культуры; 9) возможность для неоднозначного прочтения и обрастание новыми смыслами в процессе исторического функционирования; 10) высокая оценка русской классической литературы, ее всемирная значимость;

- читают программные произведения большого объема с насыщенной социально-философской, психологической проблематикой, со сложноорганизованной формой повествования;

- читают специальную литературу и используют ее при изучении художественного произведения;

- демонстрируют знание сюжета, образов-персонажей и проблематики изучаемых эпических, драматических произведений при ответе на тестовые вопросы;

- знают наизусть определенное количество программных стихотворных текстов и фрагментов художественной прозы;

- выявляют актуальность проблематики произведений русской классики XIX-ХХ веков, используя традиционный способ презентации;

- знают классические интерпретации программных художественных произведений в критике и литературоведении;

- актуализируют и соотносят изучаемые произведения с современностью;

- формируют собственное понимание художественного произведения и активную читательскую позицию;

- выразительно читают художественные тексты, передавая индивидуальные особенности стиля писателя и собственное отношение к прочитанному;

- составляют планы, аннотации, тезисы, конспекты критических и литературоведческих статей и других материалов;

- проводят развернутый анализ прозаического произведения по следующим параметрам: тематическое содержание, форма повествования, композиция, сюжетная организация, система образов-персонажей, пространственно-временная организация;

- знают существующие литературоведческие классификации романа по литературным направлениям и применяет их в процессе анализа конкретных романов;

- создают творческие работы и по возможности апробирует их в средствах массовой информации (школьная стенгазета, периодическая печать, радио, телевидение, Интернет);

- создают учебный проект, выбранный в соответствии с индивидуально-личностными интересами;

- проводят анализ художественного текста с учетом культурных реалий, этнокультурного контекста;

- пишут сочинения на литературную или свободную темы.

Для учащихся 11 класса:

- знают и используют базовые литературоведческие термины: роды, виды и жанры литературы, литературные направления и художественные стили, внешняя композиция и сюжетная композиция (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), образ-персонаж, лирический герой, портрет, пейзаж, интерьер, виды художественного пространства и времени, метрические стопы (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест), рифма, рифмовка, изобразительно-выразительные средства (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, аллитерация, ассонанс, анафора);

- знают факты жизни и творчества поэтов и писателей ХХ века в их взаимосвязанности и взаимообусловленности социально-исторической и культурной атмосферой эпохи;

- используют сведения об истории создания и творческой судьбе важнейших произведений поэтов и писателей ХХ века для анализа художественных произведений;

- имеют сведения о проблеме периодизации русской литературы ХХ века, а также факты об основных направлениях и течениях русской литературы ХХ века (модернизм, соцреализм, постмодернизм);

- используют специальную литературу (биографические, историко-литературные исследования, литературоведческие словари, справочники, энциклопедии) при изучении художественного произведения;

- демонстрируют знание сюжета, образов-персонажей и проблематики изучаемых эпических, драматических произведений при ответе на тестовые вопросы;

- знают наизусть определенное количество программных стихотворных текстов и фрагментов художественной прозы и читает в соответствии с правилами выразительного чтения;

- создают модель художественного мира изученного произведения в виде описания, таблицы, схемы, схемы с элементами рисунка по следующим параметрам: событийная динамика, образная система, художественное пространство и время;

- самостоятельно анализируют художественные произведения, используя литературоведческий терминологический арсенал, грамотно, логично и обоснованно излагать в письменной и устной форме свою интерпретацию художественного текста;

- умеют связать специфику художественного произведения с социально-историческим и культурным контекстом эпохи;

- проводят целостный анализ поэтического текста по уровням: метрика, рифма, рифмовка, строфика, звуковая, лексическая, синтаксическая организации, сюжетно-композиционный, образно-тематический ряды;

- проводят развернутый анализ прозаического произведения по следующим параметрам: тематическое содержание, форма повествования, композиция, сюжетная организация, система образов-персонажей, пространственно-временная организация;

- пишут изложения литературно-художественных, публицистических, критических, литературоведческих текстов объемом до 250-280 слов;

- пишут сочинения разных жанров на литературные и публицистические темы объемом до 6-8 тетрадных листов вместе с эпиграфом и планом.

IV. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Художественный материал, вынесенный для изучения в 10-11 классах школ с русским языком обучения естественно-математического направления, группируется в отдельные блоки.

Первый блок включает поэзию середины века и предполагает обзорное изучение лирики этого периода и монографическое изучение творчества трех самобытных и совершенно не похожих друг на друга поэтов (Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова).

Второй блок самый объемный, посвящен изучению русской прозы и включает прозу разных жанров и стилей. В процессе изучения выявляются сходство, преемственность и отличие реалистической прозы второй половины девятнадцатого века от прозы рубежа веков, динамика художественной прозы, сочетание в ней реализма и модернизма.

В отдельный блок могут быть объединены драматургические произведения. Для отдельного изучения выбраны две драмы А.Островского, две пьесы А.П.Чехова, социально-философская драма М.Горького, экспрессионная драма Л.Андреева, и символическая драматургия А.Блока. Соотнесенность этих текстов позволит представить своеобразие и богатство классической драматургии. Завершает изучение блок поэтических текстов поэтов рубежа веков (стихи Бунина, Блока, Гумилева, поэтов-футуристов), которые контактно связаны как с поэзией пушкинского периода, так и с поэзией середины века, но при этом представляют собой третью вершину поэтической русской классики.

Судьбы тех, кто был позже отнесен к рангу создателей русской классики, часто складывались драматично или трагично. Безденежье. Борьба с цензурой. Несправедливая и недальновидная критика. Отсутствие понимания у товарищей по перу. Особенности собственного рудного характера. Личные драмы и проблемы. Болезни и преждевременная смерть. Конфликтные взаимоотношения с властями и царем или издателями. После октябрьского переворота, смены общественного роя в России и прихода власти партии большевиков, многие из писателей, деятелей культуры и науки покинули свою родину и в эмиграции продолжали писать, издавать книги и журналы. Ситуация, когда произошел раскол русской литературы на литературу советскую и литературу русского зарубежья, драматично сказалась на самом литературном процессе. Так, еще при жизни самих классиков, начался закат русской классической литературы.

Выделим основные черты русской классической литературы:

  • В классический период русской литературы был достигнут расцвет всех трех родов литературного творчества: лирики, эпоса и драмы. При этом классическая поэзия находится в границах от А.С.Пушкина до А.Блока и Н.Гумилева, классическая проза – в границах от прозы А.С.Пушкина и до прозы И.Бунина, первого среди русских писателей нобелевского лауреата, русская драматургия и театр – от А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Островского до А.Чехова, М.Горького и Л.Андреева.

  • Создана самобытная жанровая система.

  • Сформированы критерии единого литературного языка и стиля при одновременном расцвете индивидуальных авторских стилей.

  • Созданы эстетически совершенные, образцовые, многозначные художественные тексты, в которых сочетаются жизнеподобие и вымысел, традиции фольклора и мифологии, реализм и фантастика, проза жизни и ее философия, конкретные бытовые исторические реалии своего времени и вечные символы.

  • Все произведения отличает острота в постановке социальных и нравственных проблем, сочетание лирического, трагического и комического.

  • Интерес к человеку и глубокое воссоздание его внутреннего мира, психологизм и анализ бессознательного.

  • Сочетание национального и общечеловеческого; утверждение гуманистических ценностей при одновременном показе кричащих противоречий и жестокостей жизни.

  • Восприимчивость русской классики к опыту мировой литературы и признание ее авторитета и значения всеми литературами мира.

Советский период в истории русской литературы ХХ века – наиболее сложный и трудный материал для учителя. Он нуждается в принципиальном и бережном восстановлении исторической правды как в судьбах народа и страны, так и литературы. С другой стороны, также конкретно и объективно следует себе представлять эстетическое своеобразие литературы этого периода, потому что политическое определение «советская» объясняет только ее идеолого-хронологические особенности. Эти задачи настоятельно требуют решения главной, до сих пор самой больной проблемы – исторически и эстетически обоснованной периодизации русской литературы ХХ столетия, органично включающей в общее движение литературы и ее советский период. Это важно потому, что советский период возникает не в Октябре 1917 года, а подготавливается гораздо раньше – еще в начале 1900-х гг. Так же, как история советской литературы не заканчивается с распадом СССР, а еще определенное время по инерции продолжается как попытка робкой переоценки ценностей, быть может, самооправдание и самосохранение в своем привычно уже идеологизированном виде. Явный крах горбачевской «перестройки» свидетельствовал прежде всего об очевидной несостоятельности всех внешних, «косметических» перелицовок советской политической системы и культуры.

Основная проблема историко-литературного развития – гуманистическая миссия литературы в исторических условиях ХХ века (нарастание революционной напряженности в 900-х гг. и Первая Мировая война, советский тоталитаризм, Великая Отечественная война, распад СССР и первые пробы демократизации и капитализации в СНГ). Суть сквозной, объединяющей идеи в том, что в катастрофическом ХХ столетии именно литература (в частности, русская) стала в большей или меньшей степени голосом правды, свободы, подлинной человечности, именно она давала выход инакомыслию, преодолевая собственный вынужденный идеологический компромисс, находясь под пятой жестокого тоталитарного диктата, особенно в сталинское время.

В этом смысле судьба ее оказалась высокой – пророческой и трагической: она предвидела, предупреждала и по возможности самоотверженно противостояла дегуманизации человека, особенно советского. Советская власть неслучайно видела в литературе и в творческой интеллигенции вообще своих главных противников и никогда не обольщалась в их видимой покорности.

В соответствии с этими соображениями предлагаемая Программа является попыткой построения по возможности объективной истории русской литературы ХХ века, учитывающей и эволюцию ее поэтики. Авторы Программы ориентируют учителя на распределение материала в соответствии с четырьмя периодами, границы которых, конечно, имеют подвижный, в определенной мере относительный характер, но тем не менее могут соответствовать главным циклам историко-литературного развития.

Учитывая ограниченный объем учебного времени некоторые теоретико-литературные сведения и творчество отдельных писателей рекомендуется выделить для самостоятельного изучения. Данные темы в программе обозначены знаком *.

В 10-11 классах осуществляется профильное обучение, которое реализуется по двум направлениям: естественно-математическому и общественно-гуманитарному. Для всех направлений образовательная программа по предмету «Литература» предлагает одно и то же базовое содержание для освоения учащимися. Независимо от профиля обучения выпускник средней школы по окончании ее должен:

  • владеть запасом базовых терминов по теории литературы;

  • читать разножанровые литературные тексты повышенного уровня сложности;

  • использовать разнообразные способы презентации литературоведческой интерпретации;

  • владеть основами целостного и комплексного анализа текста и различными формами письменной рефлексии;

  • выявлять эстетическое своеобразие и этнокультурную специфику художественных произведений, относящихся к различным литературам.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина (1)

    Программа
    История как школьная учебная дисциплина является стержнем всех гуманитарных и обществоведческих курсов в основной общеобразовательной школе. Формируя национальное самосознание и нравственно-этические нормы, история служит мировоззренческой
  2. Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина (8)

    Программа
    Учебный предмет «Литературное чтение» входит в образовательную область «Язык и литература». Роль предмета, его место в ряду других учебных предметов определены первостепенными для обучения задачами воспитания и развития личности ребенка,
  3. Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина (2)

    Программа
    Всемирная история является одним из ведущих предметов для учащихся общеобразовательной школы. Изучение всемирной истории имеет познавательное значение и является важным инструментом в патриотическом воспитании школьников.
  4. Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина (3)

    Программа
    1. Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, от 30 августа 1995 г. № 2441; от 11.06.01 г. № 207-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования»; от 14 ноября 1995 г.
  5. Национальная академия образования имени ы. Алтынсарина (5)

    Программа
    Всемирная история является одним из ведущих предметов для учащихся общеобразовательной школы. Изучение всемирной истории имеет познавательное значение и является важным инструментом в патриотическом воспитании школьников.

Другие похожие документы..