Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Актуальность темы исследования. С начала 1990-х гг. в России, переживающей состояние общего социально-политического и экономического транзита, идет п...полностью>>
'Рабочая программа'
Настоящая рабочая программа разработан на основе программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государ...полностью>>
'Автореферат'
заведующий кафедрой управления персоналом, сервиса и туризма, директор НИИ региональной экономики ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», ...полностью>>
'Документ'
Водій призначається на посаду і звільняється з посади в установленому у чинним трудовим законодавством порядку наказом генерального директора підприє...полностью>>

Л. В. Козуб С. Ф. Прокопенко «01» сентября 2010 года «01»сентября 2010 года Образовательная программа

Главная > Образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сегодня родители школьников стали реальными субъектами социального заказа в образовательном процессе. На основании данных социологических исследований, проведенных школьной службой поддержки образовательного процесса большинство родителей школьников считает главным научить своих детей приспосабливаться к современным условиям жизни как в городе, так и на селе, быть мобильными, активными и востребованными.

Большинство родителей ограничивают свое сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют недостаточное представление о состоянии школьных дел. В социальном заказе они ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в вузы, средние специальные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка.

Школа должна найти оптимальный для себя баланс между выполнением государственного заказа и общественными потребностями.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА:

Развивающая система Л.В.Занкова

Образовательная область «Филология»

Образовательный компонент «Русский язык»

1 класс

Пояснительная записка

Обучение грамоте

Развернутое тематическое планирование по обучению грамоте (письмо), обучению грамоте (чтение) для 1 класса разработано на основе примерной программы, авторской программы Н. В. Нечаевой «Русский язык», утверждённой МО РФ (Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2008)

Тематическое планирование рассчитано на 207 учебных часов в год, в том числе:

– обучение грамоте (чтение) – 92 часа;

– обучение грамоте (письмо) – 115 часов.

У ч е б н о - м е т о д и ч е с к и й к о м п л е к т:

Нечаева, Н. В., Белорусец, К. С. Азбука. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров», 2009

Нечаева, Н. В., Белорусец, К. С. Я читаю? Я читаю. Я читаю! Тетради к Азбуке. – Самара:  Нечаева, Н. В. и др. Тетради по письму. 4 части. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2006. Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009

Количество часов в год – 207;

количество часов в неделю – 9;

количество часов в I четверти – 81;

количество часов во II четверти – 63;

количество часов в III четверти – 63.

     В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине частные задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они сориентированы и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.

Цель курса состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

     Задачи периода обучения грамоте:
     - научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
     - расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир

природы, общества и человека;
     - активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;
     - развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;
     - развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку (слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематического слуха, систем: глаз-рука, ухо-рука; способности перекодировать, быстро просматривать и проговаривать последовательность каких-либо знаков).
     Данная программа обучения грамоте соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как "русская речь", "русский язык", "художественная литература". Далее этот курс перерастает в программу "Русский язык" и "Литературное чтение".
Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами её выражения (грамматикой, звуками-знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая, таким образом, собственный дошкольный опыт пользования языковой системой.
     Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для продуктивного формирования навыков чтения и письма.
     Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый - "Развитие речевой деятельности", в котором раскрываются линии работы по развитию устной и письменной речи, по формированию навыков чтения и графики. Второй - составляет собственно система языка - то, что придает речевой деятельности формальную правильность.
    
    Требования к уровню подготовки учащихся к концу обучения грамоте

     Иметь представление о следующих связях:
     -между целью, адресатом, местом общения и формой общения
     -между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными)
     -между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов)
     Владеть общеучебными умениями:
     -соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
     -адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников
     -слушать и отвечать на заданный вопрос
     -ориентироваться в азбуке и тетрадях по чтению и письму
     -различать языковые явления по названным признакам
     Знать:
признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);
     -оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится знак (. ? !);
     -звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
     -признаки гласных и согласных звуков;
     -признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;
     -написание гласных А, И, У после согласных Ж, Ш, Ч, Щ;
     -алфавит.

Уметь: 
     -использовать необходимые правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми; 
     -голосом показывать различия в цели высказывания;
     -пользоваться учебными книгами;

читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-30 слов в минуту; за правильное считается чтение незнакомого текста, состоящего из знакомых слов, без ошибок и с 1 ошибкой на 30 слов;
     -списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;
     -писать правильно под диктовку текст (до 20 слов), включающий изученные орфограммы и пункгограммы (оформление предложения, сочетания ЖИ, ШИ, ЩА, ЧУ, ЩУ, обозначение мягкости согласных звуков гласными и мягким знаком, слова с Й);


Пояснительная записка

Русский язык

Развернутое тематическое планирование по русскому языку для 1 класса разработано на основе авторской программы Н.В.Нечаевой «Русский язык», утвержденной МО РФ (Самара: Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»)

Тематическое планирование рассчитано на 50 часов в год

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Нечаева Н.В.. Русский язык. Учебник для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»

Количество часов в год – 50;

количество часов в неделю – 5;

количество часов в III четверти – 11;

количество часов в IV четверти – 39.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24–26 учебных недель, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В Примерной программе содержание Обучения грамоте представлено соответственн чтения. В Обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и предмета «Литературное чтение». Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т. п.)

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма о как в курсе русского языка, так и в курсе литературного составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

 развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

 освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

 овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в Примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с 1 по 4 классы. Из них выделяется резерв времени (10 %), который разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звуко-буквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса

Обучаюищиеся должны иметь представление:

- о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении;

- о грамматических группах слов: знаменательных (самостоя­тельных) словах, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, словах-указателях и служебных словах;

  • о различии предложений по цели высказывания: повествова­тельное, вопросительное, побудительное; по интонации: восклица­тельное и невосклицательное;

  • о признаках текста и его оформлении;

владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

- группировать языковой материал по заданным основаниям;

  • подводить языковой факт под понятия разного уровня обоб­щения (например: звук - гласный, согласный - согласный мягкий, твердый; звонкий, глухой и т.д.);

  • использовать правила вежливости в зависимости от ситуациии собеседника: дома с родными, на уроке с учителем и однокласс­никами, на перемене, на прогулке;

- адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассни­ков;

-слушать и отвечать на заданный вопрос;

  • ориентироваться в учебнике;

  • списывать и писать под диктовку небольшой текст;
    знать/понимать:

- признаки предложения (смысловая законченность, оформле­ние: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нуж­ный, знак (.?!));

  • звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;

  • гласные и согласные звуки;

  • согласные звуки мягкие и твердые парные и непарные, глу­хие и звонкие парные и непарные;

  • алфавит;

■ уметь:

  • отличать текст от предложения, предложение от слова;

  • находить границы предложения;

  • подбирать однокоренные слова из ряда данных слов;

  • различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и бе­зударные, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

  • определять место ударения в слове;

  • делить слова на слоги;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и,е, ё, ю, я, ь;

  • обозначать на письме звук [й'];

  • применять правила: написание слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, отсутствие ь в сочетаниях чище другими согласными, кроме л, перенос слова по слогам, оформление пред­ложения;

  • списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, прого­вариваемые орфографически и орфоэпически.

2 класс

Пояснительная записка

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Тематическое планирование разработано на основе примерной программы по русскому языку, программы А. В. Поляковой «Русский язык» (2005), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система общего развития Л. В. Занкова) и с учётом стандарта начального общего образования по русскому языку.

Используется учебник:

Полякова, А. В. Русский язык: 2 класс. Части 1, 2. – М.:, Просвещение, 2009.

Полякова А.В. Русский язык: 2 класс. Занимательные задания. Части 1,2. – ООО МТО ИНФО,2009.

Используется методическая литература:

Полякова, А. В. Русский язык: методические рекомендации. 1–2 классы. – М.: Просвещение, 2006.

- А.В.Полякова Практикум по русскому языку 1-2 классы. – Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2008.

Тематическое планирование разработано в полном соответствии с данной программой и учебно-методическим комплектом.

Цели и задачи:

познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Исходя из целей решаются следующие задачи:

– обучение чтению, письму, обогащение и развитие речи учащихся,

– получение знаний о языке;

– системное изучение знаний, умений, навыков;

– получение знаний по морфологии, синтаксису, фонетике, лексике, орфоэпии,

– формирование орфографических знаний.

Основные содержательные линии курса.

• система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Во 2 классе дается значительный объем сведений по грамматике. Вводятся понятия об имени существительном, глаголе, имени прилагательном, а также некоторые сведения об этих частях речи (единственное и множественное число, род имен существительных). Очень важно научить школьников различать окончания при изменении имен существительных в предложениях по вопросам кто? что? и т. д.

Таким образом, учащиеся получают первоначальное представление о грамматическом (формальном) значении слов, относящихся к разным частям речи.

Кроме того, во 2 классе углубляются сведения о корне слова и однокоренных словах, о предложении и его видах (повествовательных, вопросительных, побудительных и восклицательных), о связи слов в предложении (словосочетаниях).

В процессе изучения частей речи практикуется составление предложений, в которых есть существительные и глаголы, а в этой связи закладывается та основа, на которой формируется знание о соотношении подлежащего и сказуемого в предложении.

Школьники овладевают навыками письма, формируемыми на осознанном применении правил орфографии: продолжается изучение правописания парных согласных на конце слова, гласных после шипящих, твердых и мягких согласных, при этом внимание фиксируется на различных способах обозначения мягкости.

На протяжении 2 класса идет работа над правописанием безударных гласных в корне слова, разделительных ь и ъ, правописанием предлогов в сопоставлении с правописанием приставок. Итак, языковые явления, которые дети наблюдали в 1 классе, осмысливаются ими на более сложном материале, в новых условиях их проявления.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с 1 по 4 классы. Общее число часов – 675. Из них выделяется резерв времени (10 %), который разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вимір Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції «vii прибузькі юридичні читання» 25-26 листопада 2011 року Миколаїв Іліон 2011

    Документ
    Президент Національного університету «Одеська юридична академія», доктор юридичних наук, професор, академік Національної академії правових наук України, Заслужений юрист України Ківалов С.
  2. Библиографический указатель изданий Коми научного центра Уро ран 2001-2005 гг

    Библиографический указатель
    Библиографический указатель изданий Коми научного центра УрО Российской академии наук: 2001-2005 гг. (в 2-х частях) / Научная библиотека Коми научного центра УрО РАН.
  3. Одесская областная организация

    Реферат
    Комитет избирателей Украины – всеукраинская общественная организация, которая вот уже 14 лет осуществляет комплексный мониторинг избирательных кампаний в Украине, общественно-политических процессов и деятельности органов власти и
  4. Педагогічна бібліографія (5)

    Документ
    Щорічник “Українська педагогічна бібліографія” видається з 1992 року. У попередніх випусках покажчика відображена література з питань освіти і педагогіки, яка вийшла друком в Україні з 1990 року.
  5. Педагогічна бібліографія (6)

    Документ
    У45 Українська педагогічна бібліографія. 1997 рік: Покажчик літератури / Уклад. Н.І.Тарасова, Е.В.Татарчук. – К.: НПУ ім. М.П.Драгоманова, 2003. – Вип.

Другие похожие документы..